Художественное своеобразие прозы Пушкина: сочинение

10. 5. Особенности художественной прозы а.С. Пушкина. Соотношение языка поэзии и прозы

В пушкинское время актуальной была задача более четкого разграничения норм поэтической и прозаической речи. Эта проблема имела национально-культурное значение. Необходимо было создать прозаический язык как язык мыслей, отвлеченных философских рассуждений – метафизический язык. Существовала традиция украшенной прозы, где преобладали традиционно-поэтические лексические единицы и единицы эмоционально-экспрессивного синтаксиса.

В творчестве Пушкина произошел решительный разрыв с традицией поэтизированной прозы. Пушкин резко разделил в художественной речи прозу и поэзию в лингвостилистическом отношении. В стихотворных жанрах сохраняются традиционные поэтические условности, а в прозе происходит отказ от традиций украшенной прозы.

Проза, по мнению Пушкина, должна обладать следующими качествами:

ясностью мыслей, выраженных оригинально, т.е. смело;

живостью изложения их благодаря употреблению глагольных конструкций, динамизму повествования;

картинностью, образностью изображения.

В совокупности «они сильно и необыкновенно передают нам ясную мысль и картины поэтические». Еще в начале своего творческого пути в статье «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Этот теоретический принцип последовательно выдерживался поэтом на всех этапах его писательской деятельности, и не только в прозе, но и в стихотворных произведениях.

Слог Пушкина лишен украшенности. Это достигается средствами синтаксических структур. Важной отличительной чертой синтаксиса пушкинской художественной речи стала краткость предложений, включающих не более 7 – 9 членов. В отличие от однообразных синтаксических конструкций Карамзина, у Пушкина мы находим логическую стройность и разнообразие структур как в поэзии, так и в прозе. Пушкин постоянно ратует за введение в литературу кратких, лишенных украшений конструкций живой разговорной речи.

Широко используются различные характерные для разговорной речи сжатые, неразвернутые конструкции: односоставные, присоединительные, нераспространенные, эллиптические, неполные эмоциональные предложения, ситуационные высказывания с простым перечислением предметов, явлений.

Для синтаксиса прозы Пушкина характерны следующие черты, сближающие его с разговорным синтаксисом:

нагнетение коротких, иногда даже нераспространенных предложений;

широко используется присоединение;

распространены перечислительные присоединения, которые очень удобны для передачи простоты, сложности, разноплановости действий, явлений и образов;

употребляются синтаксические эллиптические конструкции;

используются инфинитивные предложения с самыми разнообразными значениями и в различных жанрах;

формы повелительного наклонения в уступительных и условных конструкциях.

Язык прозы Пушкина поражает своей точностью, лаконизмом, насыщенностью и движением мыслей, предельной свободой от различных словесных украшений.

Преобладают простые и бессоюзные предложения. Основу текста составляет короткая простая фраза, без ритмических образований, без стилистических фигур. Среди сложных предложений преобладают предложения с сочинительной связью. Часто встречаются бессоюзные конструкции, динамичные и близкие к разговорной речи. Среди сложных предложений нет громоздких синтаксических построений. В пушкинской прозе нормой является прямой порядок слов, типичный для русского языка. Всякая инверсия уже начинает приобретать иной смысловой оттенок. Обратным порядком слов автор передает волнение, определенную экспрессию. По подсчетам С.И. Абакумова, в «Метели» Пушкина 99 простых предложений, 95 – сложных (с преобладанием сложносочиненных), и только 25 включают в себя инверсию.

Как норма в произведениях Пушкина наблюдается постановка определения впереди того слова, к которому оно относится (существительному), дополнение обычно ставится после того слова, к которому относится. В пейзажных зарисовках Пушкина нередки простые предложения с прямым порядком слов. Отклонения от прямого порядка слов допускаются лишь в некоторых случаях: (1) пояснение чужой речи (глагол на первом месте); (2) в фольклорных произведениях (глагол-сказуемое может употребляться перед подлежащим).

Инверсия как поэтический прием прозе Пушкина не свойственна.

Пушкин отказывается от всего лишнего, второстепенного, без чего можно обойтись.

Пушкин разрабатывает несобственно-прямую речь. Она не только способствует созданию сложных психологических образов, но и помогает проникновению в литературный язык и закреплению в нем различных элементов устной речи.

Пушкинскую фразу называют глагольной, т.к. смысловой акцент в ней падает на глагол (предикат). Это в равной мере справедливо и по отношению к прозе и к поэзии Пушкина. Наибольший удельный вес в тексте имеет глагол. Глагол становится грамматическим и смысловым центром фразы, и от него зависят другие второстепенные члены предложения. Обилие глаголов делает повествование динамичным. Так, в «Пиковой даме» глаголы составляют 40 % текста, существительные – 44 %.

Отсутствие или небольшое количество качественных распространителей предложений свидетельствует о стремлении автора к сжатости, краткости текста.

У Пушкина мало описаний, действие развивается стремительно, характеры раскрываются не в авторских оценках, а в поступках.

Пушкин избегал излишних качественных оценок в повествовании и в описании. Может быть, поэтому стиль его произведений казался в свое время прозаическим. В прозаичности, обыденности языка произведений Пушкина и заключается близость его к живому разговорному народному языку. Стремление к простоте, обыкновенности в языке и стиле приводит к тому, что в произведениях Пушкина мы не находим украшенности, поэт не злоупотребляет изобразительными средствами, у него не часто встречаются эпитеты, метафоры, однако выразительности речи помогает точность образа.

Читайте также:
Характеристика Татьяны Лариной: сочинение

Предел, к которому стремится прозаическая фраза Пушкина, это – «существительное + глагол», нагая фраза без украшений. Разумеется, это лишь предел; но у Пушкина это не только воображаемая граница. Он нередко подходит к ней очень близко, а иногда и вплотную. «Прелесть нагой простоты» – емкая и точная характеристика пушкинской прозы.

На глагол падает максимальная нагрузка выразительности. У Пушкина выразительность достигается глаголом в большей степени, чем эпитетом. В стихотворных произведениях Пушкина также преобладает глагольная стихия.

Каждое слово отбирается Пушкиным с максимальной тщательностью и сочетается в предложении с другими словами с максимальной точностью. Для прозы Пушкина характерна протокольная точность и краткость выражения.

Скупо употребляя различные образные средства, Пушкин, конечно, не отказывается от них совсем. Образные средства никогда не являются для него самоцелью, никогда не являются лишь средством «украшения слога», но всегда служат для более глубокого раскрытия содержания, всегда несут богатейшую смысловую информацию.

Пушкин даже в иносказании стремился к возможной конкретности в значении отдельного слова, к реалистичности образа. Пушкинская метафора – реалистически точная и предельно выразительная. Даже в абстрактных метафорах пушкинского языка явна их реалистическая направленность и оправданность. Для пушкинского образа типично не только точное выражение мысли поэта, но прежде всего полное соответствие его объективной действительности, подлинным чертам изображаемого предмета. Метафора Пушкина настолько конкретизирована, что она легко переходит в реалистическое описание природы или в повествование о действии персонажей произведения.

Эпитеты Пушкина носят конкретно-смысловой характер даже тогда, когда они являются оценивающими.

Пушкин дифференцировал язык поэзии и язык прозы. За стихотворным языком он сохранил право на некоторые приемы украшения, поэтические вольности:

усечение прилагательных и причастий: # пышны дворцы, великолепны залы, кроваву брань, мысли вечны, рощи сонны, ползущу к Геликону;

старославянизмы, архаизмы и поэтизмы, восходящие к греческой мифологии;

сохранение в произношении ударного «е» после мягкого согласного перед твердым: #метет, отдаленных – военных, лет – полет, расцвел – удел;

окончание «-ыя / -ия» в род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений женского рода: #с рассветом алыя денницы, он первыя стрелы с весельем ожидал, в дни резвости златыя;

смещенное ударение: # кури́т, вари́т;

Все эти поэтические вольности способствовали передаче высокого содержания, созданию патетического слога.

Постепенно поэтический язык все больше освобождался от этих условностей.

В прозе происходит строгий отбор лексических и грамматических средств, категорический отказ от всякой украшенности.

С 1830-х гг. в творчестве Пушкина наблюдается сближение языка поэзии и прозы на основе общих требований, которые он провозгласил.

Пушкин выступает за лаконизм, динамику действия, строгое соблюдение принципа «соразмерности и сообразности» в отборе традиционно-поэтических средств создания образа в поэзии, как и в прозе. Он порицал языковое излишество и в стихах, утверждая, что «излишество эпитетов» делает «вялыми русские стихи». В позднем творчестве Пушкина наблюдается демократизация языка поэзии путем сближения его с живой народной речью; в поэтический текст иногда как бы вторгается строгая проза, например, в стихотворениях «На холмах Грузии», «Пора, мой друг, пора», «Я вас любил».

Главным для Пушкина является принцип благородной простоты, гармоничного объединения простых разговорных слов. Простота и доступность формы, отсутствие словесных ухищрений, нарочитых украшений усиливали эмоциональное воздействие пушкинской поэзии.

Художественное своеобразие прозы Пушкина

прозы до Пушкина.

“Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха” (Б. М. Эйхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире. Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско-публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления традиций XVIII века. При этом Карамзин, во-первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во-вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой этого времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и “дидактиками” (Нарежный, Булгарин). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу у “дидактиков”, сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20-х годов и такая проза становится штампом. Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман “Арап Петра Великого”. Как мы видели, одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина — отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.

Читайте также:
Политическая лирика: сочинение

как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие — жанры романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (“История села Горюхина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из “Барышни-крестьянки” с виду обладает всеми чертами романтического героя: “Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы”. Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести ТТТ. Нодье “Жан Сбогар”). Но затем сам Пушкин замечает 6 своем герое: “Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности”. Если Пушкин в “Дубровском” и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека — источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).

“Арапа Петра Великого” до фантастичных “Гробовщика” и “Пиковой дамы”. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу. Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или “дидактиков”, мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета: “Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидания молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятия, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мною моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, итак, я пропущу их. ” (“Барышня-крестьянка”). Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом. Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов “дидактиков” и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют к острому сюжету “с накоплением веса к развязке” (Б. М. Эйхенбаум). Ю. Н. Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина является анекдот (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”). Но в то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета. Так, “Рославлев”, очевидно, близок роману М. Загоскина “Рославлев, или Русские в 1812 году”, “Метель” — новелле Вашингтона Ирвинга “Жених-призрак” (эту параллель заметил Н. Я. Берковский). Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина “Египетские ночи”, в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема — взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященные этой теме, бессюжетны. Может быть, поэтому в “Египетских ночах” нет сюжета.

Читайте также:
Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»: сочинение

— “Капитанская дочка” — занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, “Станционный смотритель” легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае — “Дубровский”, во втором — “Барышня-крестьянка”). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы (“Выстрел”, “Гробовщик”, “Пиковая дама”). Часто нет и заключения, произведение остается открытым (“Метель”, “Гробовщик”). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей. Мы уже говорили о том, что для замедления развития сюжета Пушкин использует разнообразные композиционные приемы. Среди таких приемов необходимо назвать введение в прозаический текст песен, стихов, даже документов (“Дубровский”). Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в “Повестях Белкина” и “Путешествии в Арзрум”. Вот пример из “Барышни-крестьянки”: “Поля свои обрабатывал он по английской методе:

”. Подобные приемы не только замедляют развитие сюжета, но и характеризуют героя или ту обстановку, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михайлович Эйхенбаум в работе “Проблемы поэтики Пушкина”), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого являются “Повести Белкина”: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А. Г. Н., подполковник И. Л. П. и т. д.), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще проблема повествователя в пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит в прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует его, а сам выступает в роли издателя, и часто трудно понять, где в произведении высказывается сам Пушкин, а где повествователь. Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.

создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо отметить, что описания природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования. Вот два примера из “Барышни-крестьянки” и из “Пиковой дамы”: “Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию” (“Барышня-крестьянка”). “Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни ветра, ни снега” (“Пиковая дама”). С другой стороны, описания интерьера характеризуют не только героя, но и нравы целого круга людей, а иногда и нравы целой эпохи. (Вспомним, что герой Пушкина — средний человек.) Несомненно, что описание кабинета Чарского в “Египетских ночах” характеризует прежде всего его самого, но оно характеризует и быт дворянской молодежи 30-х годов XIX века. В связи с этим особую роль в пушкинской прозе играет деталь. Каждая деталь у Пушкина не только особо выделяется, но и выполняет определенную функцию в развитии сюжета или в характеристике героя: “Не стану описывать ни русского кафтана Андрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нашими романистами. Полагаю, однако ж, не излишне заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи” (“Гробовщик”). Иногда на одной детали построено все произведение: такой прием использован Пушкиным в “Станционном смотрителе”: обыгрывается история блудного сына в картинках, которые висят в комнате Вырина.

Читайте также:
Сюжет, герои, проблематика Повестей Белкина А. С. Пушкина.: сочинение

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 139.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 139.

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали “Деревню” лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Жанр – элегия.

Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты», «прихоть бесчувственная».

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Он признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи их выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирический герой рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает надежду, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и парную ААВВ.

Жанр произведения – элегия. Автор описывает пейзажи, переплетая их с грустными раздумьями о судьбе простого народа. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть. Грустью наполнены не только размышления лирического героя о бесправии крестьян, но и описания природы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи их он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Читайте также:
Евгений Онегин лишний или духовно ищущий человек?: сочинение

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты»,«прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

Сочинение на тему: Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня»

Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры — молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он — автор оды “Вольность”, автор обличительных эпиграмм. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия. Чтобы отдохнуть от сует столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, “на лоне мирной тишины”, Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении “Деревня”, в ней — все его мысли и чувства. Стихотворение состоит из двух частей. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.
Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!
С любовью и очень подробно передает поэт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда:
люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят; Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…
Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Здесь же размышляет юный поэт над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают “резать” узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Так рождается вторая часть стихотворения:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта — гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий теперь народ принес его стране победу в Отечественной войне 1812 года.
Пушкин страдает, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа при помощи своей лиры, еще задумчивой и безмятежной по-юношески. Поэт упрекает себя за “бесплодный жар” своих прежних стихов:
О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
В заключительных строках стихотворение — раздумье автора. И еще, мне кажется, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Читайте также:
Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Автор: Guru · 03.04.2018

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.
Читайте также:
Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Анализ по плану стихотворения Александра Пушкина «Деревня»

В своём произведение поэт затронул темы, которые касаются непосредственно его творчества. Автор описывает красоту природы, свободолюбие, но в то же время не упускает из виду бедных крестьян, которые столкнулись с социальной несправедливостью. Об этом и повествует в своём произведении «Деревня» Пушкин. Анализ стихотворения по плану поможет кратко понять основную мысль, которую заложил в него автор, и подготовиться к сочинению по литературе в 9 классе.

  1. План анализа
  2. История создания
  3. Тема произведения
  4. Основная мысль и проблематика
  5. Композиция стихотворения
  6. Жанр, направление и размер
  7. Средства художественной выразительности

План анализа

Прежде чем начать разбирать произведение, следует составить план анализа, который поможет читателю при подготовке к уроку литературы. В нём отображены важные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. История написания. Эта часть анализа подразумевает под собой описание того, что подтолкнуло автора на создание своего произведения и дату.
  2. Тема. Разбор того, о чём произведение, его ключевые моменты.
  3. Основная мысль и проблематика. В этой части нужно объяснить, что пытался донести писатель до читателей.
  4. Композиция. Описание составляющих, которые образуют целостную картину произведения.
  5. Жанр, направление и размер.
  6. Средства художественной выразительности. Разбор того, какие тропы использовал автор и что пытался при помощи их передать.

История создания

В начале XIX века многие авторы в своём творчестве поднимали тему жизни крестьян. Тогда власти начали получать све́дения о жизни простого народа, а литература пополнилась произведениями, в которых рассказывалось о социальном неравноправии. Однако бо́льшую часть из них попросту не допустили до печати из-за цензуры. В таких условиях Пушкин написал своё стихотворение «Деревня» в 1819 году.

Александр Сергеевич приступил к написанию своего произведения, когда пребывал в Михайловском. Самая первая версия стихотворения была отдана на прочтение императору Александру 1. Он положительно отозвался о нём и похвалил поэта за его творчество. Однако стихотворение «Деревня» не было допущено до печати.

После восстания декабристов в 1825 году редакции усилили цензуру. Поэту пришлось вносить изменения в произведение, чтобы его допустили до печати. Уже в 1826 году стихотворение с поправками было выпущено под названием «Уединение». Полную версию произведения читатели увидели только 1829 году. Название «Деревня» было использовано в более поздних публикациях.

Читайте также:
Дубровский-старший и Троекуров: сочинение

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.

В первых четырёх строфах писатель повествует о красоте деревенских пейзажей, при помощи которых поэт выражает собственное «Я». Пушкин признаётся, что ради этого умиротворённого уголка он покинул шумный город с пирами и празднованиями. Здесь он может спокойно творить, так как только в этом месте идеи для творчества сами возникают в голове поэта.

Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Основная мысль и проблематика

Главной мыслью стихотворения является осуждение крепостного права. Автор сочувствует крестьянам, которые до изнеможения трудятся у своего владельца. Поэт наблюдает за тем, как с каждым днём становится всё больше и больше таких рабов общественного строя. Лирический герой пытается донести свою мысль в массы, но всё напрасно. Либо он не наделён таким даром, либо люди его попросту не хотят выслушать.

Авторская позиция заключается в том, что поэт специально описывает, насколько прекрасна природа родного края. Таким образом он пытается показать, что высшие слои общества никак не могут выйти из своих шикарных домов, чтобы увидеть настоящую жизнь. Только там человек может остаться наедине со своими мыслями и задуматься над тем, что следует делать дальше. Там же можно увидеть и нищих крестьян, которые пытаются угодить владельцу. При помощи своего произведения Пушкин пытается донести до людей необходимость перемен.

В стихотворении писатель поднимает проблемы, которые коснулись его и всего общества в те времена. Он пытается донести до читателя, что скрывается за прекрасными деревенскими пейзажами. В произведении подняты такие проблемы, как:

  • Проблема рабства и тирании. Поэт описывает жизнь безвольных крестьян, работающих до изнеможения у хозяина. Пушкин сочувствует им, но в то же время понимает, что поэзией он не сможет изменить общественный строй, который устанавливался не одним десятилетием. Автор считает, что изменения наступят только тогда, когда проблема угнетённых крестьян будет поднята на уровне политики.
  • Проблема бессилия поэта. Александр Сергеевич понимание, что своим стихотворением не сможет не сможет достучаться до людей и помочь бедным крестьянам. Поэт терзает себя за свою неспособность изменить общественный строй при помощи убеждений.

Композиция стихотворения

Композиция произведения не отличается какими-то особыми приёмами. Она состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Стих делится на две смысловые части.

В первой части поэт описывает природу родного края. Он ходит по знакомым местам, обращает внимание на каждую мелкую деталь и восхищается ею. Только в этом месте автор обретает душевное спокойствие. Он убежал от всей городской суеты, чтобы уединиться с природой и начать творить.

Во второй части автор описывает то, что омрачает его мысли. Он повествует об убогих крестьянах, которые живут в ужасных условиях и потакают владельцам во всех их прихотях. Целыми днями люди работают до изнеможения, но при этом не имеют прав на своё мнение и на достойные условия жизни.

В последних строках можно увидеть отчаяние поэта, который надеется, что когда-нибудь ему удастся увидеть крестьян, освобождённых от рабства.

Жанр, направление и размер

Произведение нельзя отнести к какому-то определённому жанру. Оно является и посланием, так как идёт обращение к деревне, и элегией, потому что автор пытается указать на проблему неравноправия в обществе, где угнетают крестьян.

Нельзя выделить только одно направление стихотворение. В нём присутствует романтизм, в котором поэт любуется природой и описывает её во всех красках. Он наслаждается времяпрепровождением в родном крае, где нет суеты и шума. Однако повествование о жизни крестьян относится к социальной проблематике, которая никак не свойственна романтизму. Автор без прикрас описывает общественный строй, сложившийся в стране. Стихотворение относится и к пейзажной лирике, и к философской. Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворный размер — шестистопный ямб. В стихотворении можно чётко проследить все виды рифмовок, которые использует поэт: перекрёстная, кольцевая и параллельная.

Средства художественной выразительности

В своём произведении автор использует больше количество троп, при помощи которых поэт во всей красе описывает пейзажи и выражается об общественном строе. В стихотворении имеются такие средства выразительности:

  • Контраст. Основным средством выразительности в произведении является именно этот приём. Сначала автор повествует о природе и о том, как хорошо ему побыть наедине со своими мыслями в этом отдалённом уголке. Дальше идёт мрачное описание жизни крестьян, которые находятся в рабстве у владельцев. Автор попытался противопоставить две совершенно разные стороны жизни в деревне.
  • Антитезы — «барство дикое» и «рабство тощее».
  • Метафоры — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».
  • Эпитеты — «тёмный сад», «душистые скирды», «нивы полосаты», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы».
Читайте также:
Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Краткий анализ содержания стихотворения Пушкина «Деревня» поможет понять читателю ту идею, которую хотел донести до него автор. Поэт с досадой смотри на жизнь крестьян, но при этом никак не может на неё повлиять. Он надеется, что когда-нибудь люди освободятся от рабства и начнут жить спокойной жизнью.

Стихотворение и анализ «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Краткое содержание

Стихотворение «Деревня» написано А.С. Пушкиным в 1819 году, во время пребывания в Михайловском, где он искал временного уединения, устав от суеты светского общества.

Приветствуя и прославляя прекрасный уголок, как он ласково называет деревню, автор отмечает его превосходство над шумными и глупыми великосветскими забавами. В природной красоте местности – цветущих садах, лугах, ручьях и озерах, холмах и полях открываются ему истоки истины и та древняя мудрость, которую несут «оракулы веков».

В деревне. Худ. П. Суходольский

Однако автора ужасает контраст между красотой природы и царящим в деревне помещичьим беспределом, безнаказанным барским произволом и бесправным, рабским положением крестьян.

Читайте также:
Политическая лирика: сочинение

Произведение делится на две смысловые части. Первую часть можно назвать идиллической картинкой русской деревни. Довольные, трудолюбивые крестьяне, прекрасная природа – все это умиротворяюще действует на лирического героя.

Во второй части перед читателем предстает совершенно другая картина. Он видит изможденных от непосильного труда людей, от зари до заката работающих в полях, совсем еще юных девушек, со страхом ожидающих, как барин распорядится их судьбой, маленьких детей, оставленных без присмотра матерями, не разгибающими спины на пшеничном поле, жестокие наказания подневольных работников за малейшую провинность.

Эти картины пронизаны тоской и несправедливостью. Автор, испытывая глубокое сочувствие и сострадание, возмущенно подчеркивает, что такое явление, как крепостное право, уже само по себе противоречит человеческой природе.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом отчаявшегося героя. В нем, помимо безнадежности, звучит и слабая надежда быть когда-нибудь услышанным.

Анализ

История создания

В начале 19 века Россия все еще оставалась аграрной страной с экономикой, зависящей от натурального хозяйства. Однако резкое увеличение населения послужило причиной истощения земледельческих ресурсов. Назрела необходимость перевода экономики на капиталистические рельсы. В связи с этим, остро возник вопрос: что делать с крестьянами? Еще при Павле I им были даны определенные послабления, но вплотную заниматься крестьянским вопросом начал Александр I.

В это время Пушкин сближается с декабристами, увлекшись их революционными взглядами на преобразование общественного строя. На этой волне он, в 1819 году, пишет стихотворение «Деревня», которое было одобрено самим императором, так как поэт в это время еще не был опальным. Но публикация стихотворения все время откладывалась, а после восстания декабристов и Пушкин оказался в после зрения властей. Первая, наиболее нейтральная, пейзажная часть была опубликована в 1826 году с измененным названием «Уединение», а полный текст стихотворения «Деревня» появился только в 1829-м.

В тот период многие литераторы обращались в своих произведениях к теме крепостничества, не остался в стороне и Пушкин. Главную проблему поэт видит в том, что крепостной строй является тормозом прогресса и отбрасывает Россию на позиции экономически слаборазвитых стран.

Композиция

Композиционно стихотворение является зеркальным и состоит из двух частей. Эффект зеркальности заключается в том, что красивая картинка, как в кривом зеркале превращается в ужасающую действительность, которую уже не получается игнорировать.

Первая часть относительно статична за счет описания пейзажей и деревенской тиши. Во второй части в ход идут резкие словесные конструкции, описывающие рабский труд крепостного крестьянства.

Благодаря этому контрасту, достигается главная цель автора: обнажить проблему и заставить обратить на нее внимание, одновременно подтолкнув к действию.

Жанр «Деревни» не определяется одним словом. Здесь наблюдается смесь элегии и политической сатиры, оды и послания. Произведение относится к исторической и философской лирике..

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Из средств художественной выразительности широко представлены метафоры: «мельницы крылаты», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «подругу размышленья» и т.д.

Эпитеты: «душистые скирды», «нивы полосаты», «измученные рабы», «лазурные равнины», «темный сад», «мирный шум» и другие передают настроение поэта. Аллегория: «оракулы веков».

Как и в большинстве своих произведений, в «Деревне» автор также использует архаизмы: «витийства», «глас», «влачится», «рыбарь».

Риторические приемы заключены в вопросах:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

Риторических восклицаниях: «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» и риторическом обращении: «о друзья».

Проблематика и основная идея произведения

Проблематика стихотворения – крепостное право, как явление, противоречащее человеческим свободам, идея – необходимость его незамедлительной отмены. Эти убеждения утвердились у Пушкина после общения с И.С. Тургеневым, который занимался подготовкой писем к императору об отмене крепостничества в России.

Прошло шесть лет после написания «Деревни», когда в 1825 году декабристы вышли на Сенатскую площадь. Пушкин же обратился к этой проблеме гораздо раньше, все еще находясь под влиянием тайных политических обществ, в которых он состоял, учась в Лицее. Это свидетельствует о прогрессивности и зрелости его взглядов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: