Идеализация исторических лиц в творчестве Пушкина: сочинение

Взгляд пушкина на историю Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартин Майкл Деннис

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мартин Майкл Деннис

This paper examines Alexander Pushkin ’s views on history. In particular, it focuses on the writer’s views on the source of historical change in Russia: whether it is primarily driven by a small number of «great» people, or a combined effort of the masses, and how those views changed over the course of his literary career. In the examination of his theories, this paper examines many works from different periods of Pushkin ’s life and compares the characterizations of their characters, and how these portrayals showcase the author’s beliefs.

Текст научной работы на тему «Взгляд пушкина на историю»

«Magister Dixit» – научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 81 ББК 81.055.1

Майкл Деннис Мартин ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЮ

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

Ключевые слова: Пушкин; Пугачев; историческая ситуация; Петр Первый; противоречия; столкновение позиций; историческая эпоха; государственный деятель; царизм; народное движение; восстание; политическая система; аристократическое общество; патриотический взгляд; конфликт; судьба человека; документальная проза; реалистический взгляд; общее человеческое начало; многогранная личность; социальные изменения

PUSHKINS VIEWS ON HISTORY

This paper examines Alexander Pushkin’s views on history. In particular, it focuses on the writer’s views on the source of historical change in Russia: whether it is primarily driven by a small number of «great» people, or a combined effort of the masses, and how those views changed over the course of his literary career. In the examination of his theories, this paper examines many works from different periods of Pushkin’s life and compares the characterizations of their characters, and how these portrayals showcase the author’s beliefs.

Key words: Pushkin; Pugachev; historical situation; Peter the First; development of his positions; contradictions; Historical period; Government administrator; Tsarism, people’s movement, uprising; Political system; aristocratic society; patriotic view; conflict; a person’s fate; historical essays; realistic view; a common beginning of humanity; complicated personage; changes in the social system

© Майкл Деннис Мартин, 2014

Каждый писатель в своих произведениях отражает свой взгляд на жизнь и быт того периода истории, в котором довелось ему жить. Но не все авторы рассматривают историю с философской точки зрения, анализируют ее, выражают определенную позицию, как А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин жил в очень интересный период истории России, и своими произведениями, гражданской позицией, своим отношением к событиям, которые происходили в этот период, он влиял на умы лучших представителей Отечества.

Взгляды А.С. Пушкина на историю менялись в течение жизни: об этом рассказывают нам сюжеты его произведений. Обращают внимание на себя две теории в творчестве писателя, конкурирующие друг с другом. Первая теория заключается в том, что на ход истории всегда в большей степени влияют «сильные мира сего», люди, стоящие у власти. По другой теории, народ меняет историю, его сила, мощь, характер, настроение влияют на события, происходящие в стране. Столкновение этих позиций, противоречий проявляется в творчестве А.С. Пушкина. Наблюдая за развитием сюжетов в его произведениях, обращая внимание на события, происходящие в его личной жизни, мы видим, как формируются эти теории и почему они меняются.

А.С. Пушкин родился в дворянской семье, он был частью аристократического мира России, поэтому жизнь этого мира, конечно, отражается в его произведениях. Но с детства его воспитывала крестьянка Арина Родионовна, которая смогла привить ему любовь к народной речи, народному характеру, его особенностям. Таким образом, Пушкин оказался между двумя мирами: миром простых людей и аристократическим миром. Он всегда чувствовал сильную связь с русским народом и верил в святость Российского государства, с одной стороны, а с другой, он видел и среди представителей дворянского общества людей достойных, умных, способных изменить мир к лучшему.

Читайте также:
Стихотворении А. С. Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение

Среди первых значительных произведений на историческую тему является драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», где он удивительно точно воссоздал историческое прошлое, рассказывающее об эпохе смутного времени правления

царя Бориса Годунова. Он не только воссоздает внешние черты эпохи, но и раскрывает основные социальные конфликты. Все группируется вокруг главной проблемы: царь и народ.

Для А.С. Пушкина Борис – незаурядная личность. Он показан в драме и прогрессивным государственным деятелем, и любящим отцом, и царем, который заботится о просвещении в государстве, о развитии науки, о счастье подданных, и человеком, способным на сострадание, хотя и вступил на престол через преступление. Но он натолкнулся на глухую стену непонимания народа, он остается для народа царем – деспотом, тираном, крепостником. Сам Борис видит причину неприятия его народом в божьем суде, который послан ему за преступление. Автор подчеркивает, что никакие благородные цели не могут быть оправданы и достигнуты аморальными поступками. Борис относится к народу как к черни, как к зверю. Он говорит: «Они любить умеют только мертвых». Для народа главный вопрос – это вопрос о крепостном праве, но именно Борис Годунов уничтожил Юрьев день. Он считает, что народ понимает только язык силы, поэтому в стране во времена его правления распространены казни.

Из глубины драмы возникает мысль, что дело не только в личных качествах Бориса Годунова или Лжедмитрия, которому поначалу народ поверил, а потом отшатнулся от него, потому что тот вступает на престол через убийство Федора и становится игрушкой в руках бояр, не оправдав надежд народа, но и в том, что царская власть деспотична, и во все времена между самодержавием и народом всегда был глубокий разрыв.

Впервые именно в произведениях А.С. Пушкина, народ становится действующим лицом, но изображение народа отличается двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, народ – это грозная стихийная сила, с другой – это зависимая от разных сословий политически незрелая масса, не способная свергнуть существующую власть и управлять государством.

Народ в драме А.С. Пушкина. «Борис Годунов» – источник нравственного суда. И накануне восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин, говоря о слабо-

сти дворянского движения, призывал передовых людей того времени приобщиться к народу.

Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» сказочный: здесь и похищение невесты, и заточение героини в заколдованном царстве, совершение подвигов ради ее спасения и, конечно, счастливый конец. Но рассказывая о сказочных героях, Пушкин, который три года работал над этим произведением, переосмысливает сказочный сюжет, сталкивая фантастическое с реальным.

Руслан является типичным классическим русским героем, богатырем, который спасает Людмилу, дочь князя Владимира Великого, олицетворяющую собой Великую Русь, от злых сил. Его образ является подтверждением мысли Пушкина о том, что значение великих людей в истории очень большое. Но и народ здесь предстает как действующая сила истории со своими надеждами, мыслями, стремлениями к борьбе и победе.

К тому времени, когда была закончена поэма «Руслан и Людмила», начали появляться в печати другие произведения А.С. Пушкина, в которых отражается его отношение к истории, где он критикует политику власти России, показывая особое презрение к режиму, который поддерживает крепостное право.

В оде «Вольность», написанной в том же году, что и поэма «Руслан и Людмила», отражаются разнообразные его чувства: желание свободы, ненависть к тиранам, призыв к народу на борьбу против крепостников:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

(А.С. Пушкин «Вольность»)

Ко времени написания оды « Вольность» недоверие А.С. Пушкина, к политической системе России растет, особенно после его изгнания из Петербурга в 1820 г. за лирику, направленную против царя. Он мечтает об изменении системы власти в России и считает, что этих изменений могут добиться лучшие представители аристократического общества в стране. Со многими из них он знаком, ему даже известно их намерение поднять восстание против царя. Он бы и сам хотел принять участие в нем, но его друзья, заботясь о будущем России,

которая не должна была потерять великого поэта, не позволили Пушкину это сделать.

До восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин не раз обращался к недавнему прошлому, связанному с различными бунтами, восстаниями народа в России, и приходил к выводу, что восстания подавлялись царскими войсками потому, что народ не был готов к ним. После восстания декабристов Пушкин, разочарованный его разгромом, пораженный гибелью и ссылкой на каторгу своих друзей, задумывается над тем, что интеллигенция должна объединиться с народом в борьбе против тирании, несправедливости власти.

Растущее недовольство писателя царским режимом мы видим и в поэме «Медный всадник». Вначале поэмы кажется, что Пушкин с уважением и восторгом относится к Петру Великому, который основал город Петербург, восхищающий всех, открывший « окно в Европу», но затем мы видим, что отношение поэта к царю становится достаточно противоречивым. Петр Первый представлен в поэме в образе медного всадника как олицетворение бесчеловечной власти, которая, не обращая внимания на чаяния, желания, потребности, жизнь простых людей, осуществляет свою политику. Возведение города у моря таит в себе постоянную угрозу для жителей, они страдают и порой погибают от частых наводнений.

Читайте также:
Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Герой поэмы « Медный всадник» Евгений – «человек обыкновенный», он не имеет ни чинов, ни денег. Молодой человек мечтает жениться на любимой девушке, но в страшном наводнении его невеста погибает. Обезумевший, он приходит к памятнику Петру Первому, чтобы обрушить свой гнев на «горделивого истукана», но победить его он не в состоянии.

Основной конфликт произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано государственными интересами, построен в непригодном для жизни людей месте. Простой человек со своими интересами противопоставлен государству. Но Пушкин обращает внимание «власть имущих» на то, что игнорирование интересов простого человека может привести к бунту.

Обращаясь в этом произведении к историческому прошлому России, автор в минувших событиях пытается найти ответы на вопросы современности. Как патриот, глубоко любящий свою страну, Пушкин выражает недовольство отсталостью современной российской политики, структурой власти, отношением к народу. Он подчеркивает, что конфликт между простым человеком и государством не исчезает.

В 1828 г. А.С. Пушкин пишет поэму «Полтава», где он размышляет о судьбе русского государства среди других европейских государств, о способности русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе со Швецией – очень сильным противником. Основным эпизодом, раскрывающим эту тему, является Полтавский бой, которым руководит Петр Первый, проявляющий мастерство истинного полководца, прекрасно знающего военное дело.

Другая тема, которая во все времена будет важной в любом многонациональном государстве, это тема объединения разных наций в одно государство, сохранение добрых отношений между людьми разных национальностей, решение различных проблем всех наций, составляющих государство. Развивая эту тему, Пушкин раскрыл образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России, но его действия были направлены не на освобождение родины, а на приобретение власти с помощью вражеских войск.

И еще одна тема « Полтавы» – судьба человека, далекого от участия в политических событиях и все же раздавленного «колесом истории». Эта тема раскрывается образом Марии, которая, преодолевая большие трудности на пути к любви, все же завоевывает личное счастье, но страшные исторические события становятся причиной ее гибели.

Говоря об отношении А.С. Пушкина, к истории, надо сказать, что он очень внимательно и профессионально изучал исторический материал, который был использован в его произведениях. Когда он работал над «Историей Пугачева», которую можно отнести к документальной прозе, он, не довольствуясь только официальными документами, обращается к людям, обладавшим мемуарами о том времени, записывал рассказы стариков – свидетелей прошедших событий,

посетил места, связанные с Пугачевым. Благодаря всему этому Пушкину удалось в этом произведении показать реалистический образ вождя народного движения. Правительство определяло крестьянскую войну под предводительством Пугачева как бунт местного казачества. Пушкин же относил «пугачевщину» к явлению классовой борьбы, где часто отмечается «великая обширность» революционного движения, «поколебавшего государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Это было «общее негодование», направленное против правительства. Пушкин, конечно, поднял образ Пугачева на определенную высоту, показывая его влиятельной фигурой, способной изменить ход истории, но все же основной движущей силой этого восстания, по мнению автора, как и основным героем книги, является народ, который и до появления Пугачева часто выступал против крепостнического правительства [Уоачтел, 1994, с. 67].

Взгляд на историю отражается и в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она в какой – то степени является кульминацией политической и исторической теорий писателя.

Повествование событий, связанных с восстанием Пугачева, ведется от лица Петра Андреевича Гринева – провинциального русского дворянина, который волей судьбы попадает в водоворот великого исторического события.

В этом произведении автор раскрывает многие темы, затронутые им и в других произведениях: свобода выбора в жестоких жизненных обстоятельствах, закон и милосердие, роль семьи в жизни человека, честь, достоинство и трусость, верность и предательство.

Петр Гринев – это человек, который живет по велению сердца, для него очень важным является чувство долга, которое проявляется во всем: он оплатил бильярдный долг мошеннику Зурину, который встретился ему по пути к месту службы, отблагодарил случайного попутчика, который помог им с Савельичем во время сильного бурана добраться до постоялого двора, вызывает на дуэль Швабрина – циничного, эгоистичного офицера, с которым Гринев вынужден служить в крепости, когда тот презрительно отзывается о Маше Мироновой –

Читайте также:
Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

девушке, которую он ценит и любит, он не теряет чувства достоинства, когда пугачевцы ведут его на казнь, он не признает Пугачева государем и смело заявляет ему об этом.

Все это и многое другое подчеркивает мысль автора о том, что среди дворян есть достойные уважения, честные, принципиальные люди, на которых всегда можно положиться. Наряду с этим Пушкин с глубоким разочарованием говорит о неуверенности, страхе, некомпетентности, несостоятельности, безразличии по отношению к простым людям офицерского состава военной части Оренбурга.

И среди крестьян, по мнению Пушкина, достаточно преданных, живущих по неписаному кодексу крестьянской чести, имеющих то общечеловеческое начало, которое может быть присуще любому сословию. Эти качества воплощены Пушкиным в образе Савельича, который готов всегда даже ценой своей жизни прийти на помощь своему воспитаннику [Дебречены, 1983, с. 247].

Образами этих двух героев, неотделимых друг от друга, автор хочет подчеркнуть очень важную мысль: в жизни человек любого сословия должен стремиться к общечеловеческому началу и служить ему не за страх, а за совесть.

Если сравнивать образ Пугачева в документальной повести « История Пугачева» и в «Капитанской дочке», то в первом произведении он кажется в большей степени бессмысленно жестоким человеком, а во втором – он многогранен: то злобный, то великодушный, то своенравный, то покладистый, то глупый, то мудрый, то самостоятельно принимающий решения, то прислушивающийся к мнению других.

Повесть заканчивается поражением Пугачевского восстания и возвращением стабильности в стране. Показывая образ Пугачева в развитии, Пушкин хочет подчеркнуть его величие и значимость в истории Отечества. Он показывает его человеком, способным объединить простых людей разных национальностей, верящим в силу народа, любящим народ, с одной стороны, а с другой, человеком, еще не готовым противостоять государственным войскам.

А.С. Пушкин до конца жизни верил в возможность социальных изменений в России и надеялся на то, что они будут исходить от простых людей, которых должны повести за собой истинные личности, которым они всецело доверяют.

1. Дебречены, Паул Другой Пушкин: Изучения прозы Александра Пушкина [Текст] / Паул Дебречены. – Станфорд, 1983. – 244 с. [The Other Pushkin: A Study of Alexander Pushkin5s Prose Fiction].

2. Александр Пушкин [Текст]: полное собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин.-Станфорд, 1983. – 10 т. [Alexander Pushkin: Complete Prose Fiction].

3. Уоачтел, Андрю Барук Одержимость истории: Взгляд русских писателей на прошлое [Текст] / Андрю Барук Уоачтел. – Станфорд, 1994. – 315 с. [An Obsession with history: Russian Writers Confront the Past].

Особенности историзма Пушкина

И. М. Тойбин, Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма, Изд. Воронежского университета, 1976, 280 стр.

Проблема историзма Пушкина – одна из наиболее традиционных и, несомненно, ключевых в изучении его творчества. В книге И. Тойбина, по своему характеру обобщающей, эта проблема рассматривается с монографической полнотой и разноплановостью, достаточно широко толкуется и сама категория историзма. Она по существу предполагает не только историческую точку зрения, но и разнообразный круг философско-исторических вопросов, не только проникновение в прошлое, но и глубокое постижение своего времени, обостренное чувство непрерывности исторического процесса.

Вместе с тем речь идет всецело о художественном историзме, который И. Тойбин определяет (вслед за работами Б. Томашевского, Г. Гуковского) именно как «художественное качество», особый творческий принцип восприятия действительности. Такой подход позволяет различать пушкинский историзм, воплощенный в специфически художественных формах, и собственно исторические и философско-исторические взгляды писателя. Следует, однако, иметь в виду, что расхождения между Пушкиным-художником и Пушкиным – философом, историком довольно редки и вызваны исключительными обстоятельствами.

Основная задача автора – раскрыть глубину и своеобразие пушкинского историзма в самом художественном обобщении, в разных жанрах и произведениях.

Творчество Пушкина 1830-х годов рассматривается в живом общественно-литературном контексте (привлечены, в частности, новые или малоизвестные материалы), в соотношении с господствовавшими тогда философско-историческими доктринами, концепциями, острыми дебатами вокруг вопроса о воспроизведении исторической истины в художественной литературе.

Возросший интерес Пушкина к исторической проблематике справедливо объясняется переходным последекабристским временем с его жаждой всеобщих исторических откровений. Но этот же интерес не может быть понят вне творческой эволюции и сокровенных духовных устремлений Пушкина. Сложность вопроса состоит в конечном итоге в том, чем стала история для Пушкина в 1830-е годы. Автор хотя и рассматривает важные вехи творческого пути писателя, хотя и апеллирует постоянно к биографическому подтексту его творчества, не претендует здесь на какой-либо полный ответ, а лишь намечает пути к нему.

Поздний период творчества Пушкина наименее изучен: не определены особенности его внутренней динамики. Учитывать это приходится постоянно. Вот почему И. Тойбин исходит из самого общего предположения: именно История оказывается в центре творчества Пушкина 1830-х годов, историзм в свою очередь начинает пронизывать всю его художественную систему. Предположение автора заключает в себе нечто спорное. Ведь и образ Истории, и тот же историзм существенно отличаются по своей миссии и характеру в произведениях Пушкина и могут выступать в редуцированном, сглаженном виде. В книге это соображение учитывается, однако оно во многом опровергается всем ходом исследования: с одной стороны, отчетливей выступает наивысшая проблемность и актуальность истории для Пушкина (не случайно две главы из трех в книге посвящены «Медному всаднику» и «Капитанской дочке»), с другой – преодолевается однозначный подход к своеобразию пушкинского историзма 1830-х годов (оно связывалось в основном с усилением социальной тенденции), что позволяет автору в ином свете рассмотреть многие произведения.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Анализ И. Тойбина обращен непосредственно к внутренней структуре произведения, к тем его слоям, в которых преломилось историческое миросозерцание Пушкина. Это не столько дань новейшей методологии, сколько ясно осознанная автором необходимость: философско-историческая мысль выступает в творчестве Пушкина не своей внешней, «цитатной», что ли, стороной, а исподволь, как «внутренний элемент» стиля. Действительно, «обнаженный» историзм, скажем, публицистического послания в поздней лирике Пушкина почти совершенно исчезает. Внешне обозначенный историзм «Сцен из рыцарских времен» ведет на поверку в глубь произведения. Примеры можно продолжать. Направление исследования выбрано точно. Отсюда и веские заключения: «В произведениях поэта появляется ощущение многомерности времени, его объемности, глубины, в них совмещаются и переплетаются разные временны´е планы» (стр. 58). Или вывод о «многообразии форм художественного историзма», позволяющий в перспективе определить их закономерность в творческой эволюции писателя.

В поле зрения исследователя, наряду с традиционно выбранными, оказываются произведения и тенденции, не относившиеся обычно к сфере, «подведомственной» художественному историзму. Однако порой автор склонен довольствоваться и предварительными результатами, степень внутренней проблемности исследования утрачивается, усредняется за внешне соразмерными пропорциями разборов. Там, где речь заходит о пародийном сопоставлении эпох («И дале мы пошли…») или о стиле антологической лирики, тяготение Пушкина к предельному охвату мировой истории достаточно ясно, по крайней мере, как характерная тенденция его историзма. Иначе обстоит дело, когда поднимается острый вопрос об особенностях историзма в образном строе легенды, мифа, сказки, притчи, постоянно возникающих в позднем творчестве Пушкина. Надо понять, каким образом, являясь отголоском той или иной эпохи, они могут ее объемно воплощать и как совмещают в себе «сверхисторическую» идеализацию или многозначность всеобщих символов и авторскую трактовку. Поэтому в более пристальном анализе нуждались, в частности, и баллада о бедном рыцаре, и «Кирджали», и «Египетские ночи», и все еще таинственный «каменноостровский» цикл Пушкина.

Важно открывать и осмыслять те или иные стороны историзма. Еще важней, когда сам историзм начинает раскрывать смысл целостных художественных явлений. ТУК В книге рассматривается герой поздней лирики Пушкина. Концепция лирического «я» поэта строится автором под знаком историзма. Первостепенными становятся вопросы соотнесенности человека с историей, ее движением, с «общим законом» развития жизни. Анализ сосредоточивается на отдельных стихотворениях и убедительно передает неповторимость пушкинского приобщения к миру большой истории, знаменательное превращение яичного, биографического опыта в исторический. Невыявленным остается, пожалуй, довольно существенный аспект всей концепции: как соизмерить положение об известной «автономии» внутреннего мира героя по отношению к истории, иначе – дистанцию человеческого «самостояния», с утверждением, что история пронизывает «каждую частицу» лирического «я» поэта.

Стремление автора рассмотреть проблему историзма по возможности на всех уровнях приводит к тому, что исследование начинает терять целеустремленность в некоторых звеньях, иногда весьма ощутимо. Эпизодически возникающий разговор о жанрах, в том числе о «вечном» сонете, лишен выработанного взгляда на то, как проявляется историзм в разных жанрах и в целом во всей жанровой системе Пушкина 1830-х годов. Остается в принципе открытым вопрос о взаимосвязи историзма и творческой тенденции Пушкина к циклическим формам. Содержательный анализ историзма «маленьких трагедий», как цикла произведений, доказывает их общую соотнесенность, но не может объяснить внутренней расстановки.

К несомненным удачам книги И. Тойбина можно отнести одну из самых обстоятельных в пушкиноведении интерпретаций поэмы «Медный всадник». В своем исследовании автор стремится к почти невозможному – прокомментировать каждую строфу, строку, и монографический анализ несомненно резче, чем раньше, обнажает философско-исторический подтекст произведения, многие его смысловые соотнесенности (особенно удачно развернутое сопоставление вступления и «повести», в частности, как воплощенной красоты и боли).

Предложенную автором интерпретацию «Медного всадника» можно назвать историософской. Основной конфликт поэмы определяется следующим образом: «Пушкин обнажил трагедийность современной ему истории, столкнув живое человеческое «я» со сверхличной идеей исторического движения, воплощенной в бронзе» (стр. 165), За общей формулировкой стоят по крайней мере три существенных момента анализа: поэма максимально локализована в эпохе своего создания; конфликт между Евгением и Петром предстает не в плане столкновения личности и государственности, а шире – между человеком и ходом истории; наконец, своеобразный, но требующий дополнительных уточнений акцент связан с осмыслением образа Евгения.

Не расставаясь с традиционным определением Евгения как «маленького человека», исследователь тем не менее видит в нем скрытые черты «высокого героя»: эгоцентризму противостоят по-своему «самоотречение и любовь», житейской заурядности – приметы «духовного рыцарства», смирению («Картуз изношенный сымал…») – «высшая отрешенность и скитальчество», а в бунте Евгения отмечены «смутные черты пророка» («Одежда ветхая на нем…»). Сомнение вызывают не столько отдельные наблюдения, резко оттеняющие известную односторонность принятых в науке оценок, сколько само «возвышение» Евгения. Ведь через всю поэму проходит настойчивый мотив призрачности, невесомости его бытия: мечта, сон, безумие – вот основные состояния героя, который оказывается постоянно на грани нереального («ни то ни се…»). На пути героизации Евгения остается по-прежнему и его внутренний монолог в начале поэмы, и строки об исходе бунта («И с той поры…»).

Читайте также:
Он весь дитя добра и света (по лирике А.С.Пушкина): сочинение

Обращаясь к изучению «Капитанской дочки», автор следует настойчивой тенденции последних исследований – раскрыть сложность и глубину, которые таит в себе внешняя простота этого исторического повествования. Так, в «Капитанской дочке» находят черты социальной утопии или трансформированные закономерности волшебной сказки. Традиции исторической романистики и «семейной хроники» не объясняют всей необычности произведения.

Историзм Пушкина и рассматривается, прежде всего, в наиболее спорном плане изучения идейно-художественного своеобразия «Капитанской дочки». Исследователю удается показать, что «История Пугачева» и «Капитанская дочка», при всей смежности, находятся не только в разных плоскостях, но и воплощают разные концепции. Парадокс, на который отчасти указывала М. Цветаева (размышления о двух Пугачевых), принимает значение взвешенного вывода.

В структуре «Капитанской дочки» выделены два основных слоя: историко-хроникальный и фабульный слой художественного вымысла. Известное преимущество подобного подхода перед другими состоит в том, что независимо от интенсивного поиска «магического кристалла», преобразующего по-своему исторические события, но упускается из виду и план реальной летописной истории, более того, оба повествовательных слоя выступают в тесной идейной взаимосвязи.

Анализ И. Тойбина затрагивает (часто попутно) целый ряд «классических» вопросов, связанных с «Капитанской дочкой», от жанрового своеобразия (повесть или роман) до природы пушкинского лаконизма, но особая трудность возникает там, где автор стремится проникнуть в логику художественного вымысла. Здесь исследование содержит немало ценных, принципиальных наблюдений, они поясняют друг друга, однако на сей раз лишены объединяющей идеи. В самом деле, в чем смысл сцепления «Странных случаев» или принципа «исключения из общего правила»? Что означает для Пушкина правда истории «в ее скрытых возможностях»? На эти вопросы ответа автор не дает.

Каждая из трех глав книги разрастается едва ли не в самостоятельное исследование, удачно соединившее в непосредственном анализе произведений и теоретические размышления, и сравнительно-исторические комментарии. Вместе они образуют словно три ступени кропотливого, плодотворного и, безусловно, перспективного научного поиска на пути постижения художественного мира Пушкина.

ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема писем в литературе

Жанр письма — эпистолярный жанр – начал формироваться уже в 16 веке. Вспомним, как вели переписку Иван Грозный и Андрей Курбский. В литературе этот жанр он стал особенно популярен в19 веке.

Из истории эпистолярного жанра в литературе

  • Впервые данный жанр использовал В.К.Тредиаковский( «Эпистола от российской поэзии к Аполлину (Аполлону)» (1735).
  • А.П.Сумароков продолжил традиции, написав несколько эпистол – произведений в форме посланий, письма(например, «О русском языке»)
  • М.В.Ломоносов также создал произведение в эпистолярном жанре- «Письмо о пользе стекла»
  • В конце 18 века Н.М.Карамзин написал «Письма русского путешественника», «Бедную Лизу»
  • В 19 веке традицию продолжили Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), А.И.Герцен (“Письма из Франции и Италии” ) Ф.М.Достоевский («Бедные люди»)
  • Как отдельный жанр в 19 веке и позже произведения в виде переписки героев встречаются редко. Но авторы вставляют в композицию произведений письма героев.
  • В 20 веке многие известные люди писали письма своим близким или письма — обращения к современникам, которые стали рассматриваться уже не как личное обращение к кому-либо, а своеобразными письмами- наставлениями целому поколению. Таковыми являются следующие письма: письмо А.М.Горького сыну, «Письма о добром» Д.С.Лихачёва, письмо Ш.Амонашвили дочери,В. А.Сухомлинского сыну и другие.

Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.

С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?

Роль писем в произведениях

  • Помогают раскрытию характеров героев
  • В письмах легче выразить авторскую позицию
  • Выявляют отношения героев друг к другу
  • Письма помогают понять жизнь как отдельного героя, так и всей эпохи, целого поколения. В них можно более конкретно, почти детально описать особенности быта, жизни людей.
  • Письма позволяют приблизить читателя к герою, создать более доверительную атмосферу деятельности и участия в происходящем.

Способы использования писем в произведениях

  • Письма как основа композиции( Карамзин «Бедная Лиза», Ф.М.Достоевский «Бедные люди»).При помощи писем автор решает все задачи, которые ставил перед собой: они и основа сюжетных линий, в них намечены основные проблемы, поднимаемые писателем. Письма помогаю лучше и глубже понять характеры героев.
  • Письма как часть композиции. В письмах герои выражают свои чувства, мысли, пишут о планах (письма Онегина и Татьяны в романе А.С.Пушкина, письмо Ваньки в рассказе А.П.Чехова, письма отца Гринёва Савельичу в повести «Капитанская дочка», письмо, полученное городничим в «Ревизоре» Н.Гоголя )
Читайте также:
Сочинение по литературе на тему Дубровский.: сочинение

Список художественных произведений, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9

  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.С.Пушкин « Капитанская дочка»
  • А.С.Пушкин « Дубровский»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
  • Н.В.Гоголь «Ревизор»
  • Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.П.Чехов «Ванька Жуков»
  • В.А.Каверин « Два капитана»
  • В.Я.Коровина «Двойники « Раскольникова».

Из зарубежной литературы

  • И.В.Гёте « Страдания юного Вертера»
  • Я.Л.Вишневский « Одиночество в сети»
  • А.Моруа « Письма незнакомке»
  • С.Цвейг « Письмо незнакомке»

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы: сочинение

Название работы: Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.

Дата добавления: 2015-02-21

Размер файла: 32.51 KB

Работу скачали: 0 чел.

Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.

А Пушкин «Евгений Онегин»

Письмо Татьяны Онегину

Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к О. и первый поступок ее любви – письмо составляют центр главы.

До собственного чувства О. еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Т. Его отношение к Т. лишь эхо искренних чувств. Однако важно, что О., «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», О., равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует ее возможность:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил…

В О. есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел», О. не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность О. понять глубину любви Т. Искренность ее признания отвела О. от привычной «игры». Таким образом, отказ его от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя. О. понимает, что его приближение к романтическому, идеальному миру Т. разрушительно. И он избегает этой гибельности, хотя для нее и «гибель от него любезна».

Наконец, О. отвечает Т. исповедью, и в этом тоже сказывается признание им значительности, глубины, чистоты ее чувства. В исповеди О. становится ясной еще одна причина его отказа от любви:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя…

Позднее, в Петербурге, О. поймет, «как… ошибся, как наказан», и повторит это в своем письме к Татьяне:

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Исповедь О. разделена на строфы: в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Т. с О. в восьмой главе. А письма Т. и О. даны без обозначения строф.

Почему Т. решила написать письмо О.?

Одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Т. любовь столь властной. Поэтому «Татьяна любит не шутя», «без искусства» Поэтому таким необходимым собеседником для Т. становится природа. Поэтому «книги ей заменяли все»

Чтение Т. описано Пушкиным и сочувственно , и иронично. «Обольстительный обман» искусства позволяет «мечтательнице нежной» путать О. с героем романа, присваивать себе «чужой восторг, чужую грусть»

Романы, которые читает Т., дают ей возможность найти «свой тайный дар, свои мечты, // Плоды сердечной полноты»

Однако , увидев, что герой ее мечтаний далек от человечности, Т. не склонна зависеть от «романных» впечатлений, – она мучается, думает, пытается понять О. Высота, одухотворенность, глубина Т. позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой»

Посылая письмо О., Т. ведет себя по нормам поведения героини романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала 19 в. делали такой поступок немыслимым. Если бы О. разгласил тайну получения им письма, репутация Т. пострадала бы непоправимо.

Восьмая глава. Письмо О. к Т.

П. решил, что для общего построения романа необходимо уравновесить письмо Т. к Онегину аналогичным включением в последнюю главу. В отличие от письма Т., написанного на французском языке, письмо О. написано по-русски.

Читайте также:
Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина: сочинение

В восьмой гл. мы встречаем на рауте «законодательницу зал» Легко ли узнать теперь, чем живет Т., что радует и печалит ее? Почему характеристика Т. строится почти сплошь на отрицаниях («нетороплива, не холодна, не говорлива…»)?

Конечно, П. противопоставляет Т., в которой было «все тихо, просто», надменному свету и подчеркивает, что она была не такая, как все. Безупречностью Т. и покоряет свет, вызывая почтительное или завистливое внимание. Знание суровых законов света заставляет ее носить маску.

Но подлинная цельность уже потеряна. Прямое и доверчивое проявление чувств исчезло. Преображение Т. так решительно, что ее вид лишь «смутно» напомнил О. «забытые черты»

Однако в Т. нет холодности света; чувства есть, просто они наглухо спрятаны. Вместе с тем в рамках светских приличий Т. сказала О. все, что хотела и могла сказать. Порывистость, безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием. Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. и послал ей письмо, Т. полна гнева:

Его не видит, с ним ни слова;

У! Как теперь окружена

Крещенским холодом она!

Раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений. О. еще не помнит «письмо, где сердце говорит, // Где все наружи, все на воле»

Т. в 3 гл. послушна лишь «влеченью чувства» В 8 гл. в героине нет и намека на «легкомыслие страстей» Но П. показывает, каких внутренних усилий стоит Т. ее самообладание.

Любовь не была убита холодностью О., но его «строгий разговор» открыл Т. жестокость, способность О. безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства. О. знает, что любовь к Т. – единственное живое чувство, связывающее его с жизнью, способное спасти от «напрасной», как он теперь понимает, скуки. Поэтому он так страстен в своей мольбе – мольбе о жизни.

В. Г. Белинский: «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурой, развитою обществом, – все: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры…»

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она «другому отдана и будет век ему верна» А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»по П.ыслие страстей” на “леченью, смело, не боясь ничьих суждений.Когда О. не захотел считаться с неприступностью Т. нию привыч

Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы

Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.

Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.

Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, – первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию.

Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата «Письмо готово, сложено…для кого ж оно?». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы».

В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»). Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.

Письмо Онегина по интонации, силе чувства, искренности напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. Здесь герой обнаруживает глубину чувства, абсолютную открытость, надежду на взаимность.

Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.

Письма как основа композиции представлены в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман – употреблено Достоевским в его старинном значении, кото

Читайте также:
В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно никаким предшествующим перепискам. Писатель доказал публике, что бедные, брошенные на обочину жизни люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное, что давала Достоевскому форма писем, было впечатление полной объективности автора и одновременно полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей.

Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!».

Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Особенно трагично звучит эта тема в эпизоде с генералом, когда у Макара оторвалась пуговица и нечем было ее пришить.

Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.

Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.

«Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы»

Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.

Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.

Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, – первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию.

Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата «Письмо готово, сложено…для кого ж оно?». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы».

В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»). Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.

Письмо Онегина по интонации, силе чувства, искренности напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. Здесь герой обнаруживает глубину чувства, абсолютную открытость, надежду на взаимность.

Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.

Письма как основа композиции представлены в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман – употреблено Достоевским в его старинном значении, которое предполагает любовную тематику, описание перипетий судьбы героев. В первом же письме Макара Алексеевича Девушкина говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно никаким предшествующим перепискам. Писатель доказал публике, что бедные, брошенные на обочину жизни люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное, что давала Достоевскому форма писем, было впечатление полной объективности автора и одновременно полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей.

Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!».

Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Особенно трагично звучит эта тема в эпизоде с генералом, когда у Макара оторвалась пуговица и нечем было ее пришить.

Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.

Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.

Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы: сочинение

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

12.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

12.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

12.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

О чем бы ни писал поэт: о дружбе или любви, об идеалах свободы или исторических событиях, о природе или философских проблемах, — всюду мы видим прежде всего гуманиста, человека, стремящегося пробудить в читателях «чувства добрые». В сочинении следует остановиться на основных мотивах лирики поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Родина и служение ей — и ответить на вопрос «Чему учит нас поэт, раскрывая эти темы в своем творчестве?» В своеобразном поэтическом завещании «Памятник», написанном Пушкиным за несколько месяцев до трагической гибели, поэт оглядывается на пройденный творческий путь и пытается определить, в чем истинное достоинство его поэзии. Не красота слова или глубина содержания видятся ему наиболее важными, а именно гуманность и вольнолюбие:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

12.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на этот вопрос своим романом. Итак, какая же сила движет народами? Толстой спорит в «Войне и мире» с распространенной точкой зрения о значимости отдельной исторической личности. Он утверждает, что ход истории определяется свыше и зависит от совпадения. Каждый человек действует по какой-то внутренней силе, и никому не дано понять это. Более того; если кому-то и удается постичь тайну провидения, то это не исключительная личность, а народная жизнь в целом. Она оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Роль великих людей в истории — это умение прислушаться к мнению большинства, к народной жизни.

Читайте также:
Великое искусство исторического романа Пушкина: сочинение

12.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Характеры героев ранних рассказов М. Горького, к числу которых принадлежит и «Старуха Изергиль», возвращают читателя к романтической традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вырвавшиеся из−под власти своей среды, общепринятых идеалов и ценностей. В рассказе три истории: легенда о Ларре, легенда о Данко, рассказ о жизни самой Изергиль. Образ Изергиль привлекателен, несмотря на то, что «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились», в голосе ее по−прежнему звучит стремление к вольной жизни, к безудержным страстям, любви. Но жизнь свою она прожила только для себя, ее свобода эгоистическая. «Гордый» Ларра — высшее проявление эгоизма. Поэтому им противопоставлен по−настоящему гордый и сильный Данко, для которого смыслом жизни является служение людям.

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворении Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания раскрываются в стихотворениях М. Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях, о подвигах, о славе» и других.

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Тема может быть раскрыта на примере романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Для Пушкина связь с родной природой — мерило ценности человека. Татьяна, любимая героиня поэта, часто рисуется на фоне картин природы, потому что она любит природу, умеет чувствовать её.

Другим произведением для анализа может стать поэма М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». С помощью описания природы автор показывает душевное состояние главного героя. В течение повествования по мере изменений в жизни Мцыри, меняется и описание мира, окружавшего главного героя. Когда юноша в заточении, мы видим унылый, ничем не привлекательный, скудный монастырский пейзаж, соответствующий настроению и состоянию Мцыри. Лишь на свободе, познав настоящую жизнь, Мцыри увидел другой мир: «пышные поля», разросшиеся деревья, голубое небо…

Таким образом, роль пейзажа в художественном произведении очень велика: картины природы помогают раскрытию образов героев.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: