Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка»: сочинение

Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”

По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме “семейственных записок”, в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости. Важное значение имеет образ повествователя, выходца из старинного рода, для которого понятия чести, достоинства, долга являются основополагающими. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку для Пушкина оптимальна точка зрения лучшего представителя дворянства. Гринев духовно близок автору. “Капитанская дочка” завершается комментарием от издателя.

Восстание показано глазами противника восставших. Честь Гринева не позволяет ему написать неправду, поэтому он излагает события непредвзято, не идеализируя восставших, – тем весомее его свидетельство честного противника. Причины восстания носят объективно-исторический характер: толпы колодников, которые видит Гринев, подъезжая к Оренбургу; изуродованный башкирец. По сравнению с “Дубровским” в “Капитанской дочке” по-новому осмысляется роль личности предводителя восстания.

Пугачев – мужик, не романтический герой; образ неоднозначен. Пушкин не скрывает, что Пугачева поддерживали широкие массы народа, которые не могли состоять из одних злодеев. Образ народного вождя Пугачева, народно-поэтического идеала доброго, справедливого царя, противопоставлен бездарности царских генералов. Образ Пугачева создается и при помощи фольклорных элементов.

Позиция автора глубже и историчнее позиции Гринева, которому не все дано понять. Пушкин объясняет, что жестокость со стороны восставших мотивирована изначальной жестокостью со стороны правительства, – читатель углубляется в исторические причины восстания. Гриневу не понятно стремление народа к свободе, а Пушкин понимает освободительную стихию восставших.

Твір на тему: Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”

Related posts:

Почему роман А. С. Пушкина назвается “Капитанская дочка”? Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, “Капитанская дочка” я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец – капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так.

Характеристика образа Гринева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев – один из главных героев повести Пушкина “Капитанская дочка”. Он выступает в роли мудрого и уже зрелого рассказчика, который повествует о годах своей юности. Но мемуары Гринева касаются.

Композиционные особенности повести “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта.

А. С. Пушкин как историк (по повести “Капитанская дочка”) Декабристское восстание обострило интерес А. С. Пушкина к истории России. В русле этого интереса возникли драма “Борис Годунов”, поэмы “Полтава” и “Медный всадник”, научное исследование “История Пугачева”, историческая повесть “Капитанская.

Автор, рассказчик и герой в романе “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема.

Вопросы и ответы к IX главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что.

Основные образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение, в котором мы видим важные события того времени глазами их современника, Петра Гринева. Судя по названию и форме повести (дневниковые записи).

Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом спасшегося Петра.

Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Один из главных героев повести “Капитанская дочка” – предводитель народного восстания Емельян Пугачев. В наше время можно услышать много толков по поводу этого восстания, и все они различны: одни склонны.

Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать.

Пугачев – разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, свидетельствующими о грандиозной народной войне, он задался целью написать “Историю Пугачева”. В ходе дальнейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания.

История создания повести “Капитанская дочка” С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей.

В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) В истории Российского государства было несколько крестьянских бунтов, оставивших о себе неизгладимую страшную память. Может быть, одним из самых значительных был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Эта крестьянская война длилась.

Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) О, этот Швабрин превеликий Schelm. А. Пушкин. Капитанская дочка В своей исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличающихся честностью, благородством, верностью гражданскому и общественному долгу.

Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В романе Пушкина “Капитанская дочка” образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в “Капитанской дочке” Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Осуждает или оправдывает Пугачева А. С. Пушкин в повести “Капитанская дочка”? Я думаю, что автор не осуждает Пугачева, а все его преступления и ошибки оправдывает. Впервые мы встречаем Емельяа Пугачева как обычного донского казака, бежавшего из тюрьмы во время бунта. Он.

Система персонажей в повести “Капитанская дочка” Еще с 20-х годов 19 века А. С. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны (“Борис Годунов”, “Полтава” и др.). Этот интерес усилился в 30-е годы, когда в.

Анализ повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Жанр произведения – историческая повесть, написанная в форме воспоминаний. Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпиграф. Основа исторических событий, описанных в повести, – восстание под предводительством Емельяна.

Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Одним из самых страшных воспоминаний в истории России оказалась память о крестьянском бунте под предводительством Емельяна Пугачева. Эту тему затрагивали многие писатели и историки. В свое время этим страшным событием.

Почему исторический роман А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”? Роман (бессмертное произведение) “Капитанская дочка” рассказывает о драматических событиях, которые действительно происходили в 70-е годы XVIII века. В это время по всей России шли крестьянские бунты, которые вылились в войну.

Характеристика образа Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Александр Пушкин в повести “Капитанская дочка” обратился к настоящему историческому факту – крестьянскому восстанию конца XVIII столетия. О его предводителе – Емельяне Пугачеве – написано немало исторических статей. Большинство историков.

Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и в романе М. Ю. Лермонтова “Вадим” Оба произведения – повесть “Капитанская дочка” и роман “Вадим” – объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в.

Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в.

Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть.

Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” как историческое сочинение А. С. Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в.

Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Береги платье снову, а честь смолоду. “Береги честь смолоду” – этот нравственный завет является лейтмотивом романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Именно через отношение к этому завету раскрываются характеры двух.

Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина”Капитанская дочка” Один из главных героев романа – Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года.

Пугачев – предводитель народного восстания (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Очень долгое время после подавления народно-освободительного восстания в 1775 г. имя Пугачева – предводителя восстания – было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании.

Народ в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и.

Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть “Капитанская дочка”- последнее большое произведение А. С. Пушкина, отразившее его дар прозаика. Это повесть не только о таком значительном событии, как история пугачевского бунта, всколыхнувшего Россию. Это еще и.

Идейно-художественное своеобразие повести “Капитанская дочка”

Анализ произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина»

Александр Сергеевич Пушкин — знаковая фигура не только для русской, но и для мировой культуры. Его гений определил на многие десятилетия пути развития словесного искусства и родного языка, именно с его имени начинается Золотой век отечественной литературы. Анализ «Повестей Белкина», произведения, открывшего новые пути для русской прозы, видится важным для понимания творчества Пушкина в целом.

История создания

Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».

«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.

Исследователи нашего времени считают белкинский цикл истоком русской реалистической прозы. Хотя современники Пушкина восприняли написание этого произведения как некую шутку, прихоть гения. В воспоминаниях Александра Сергеевича есть упоминание о том, как отреагировал на цикл повестей его друг, поэт Баратынский, — он гомерически рассмеялся.

Сочинение на тему пушкин повести белкина

“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь. Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру. Остановимся подробнее на повести “Метель”. Ее нехитрый сюжет легко запоминается и долго будоражит воображение читателя. Кажется, что это авантюрная повесть, которая задумана автором, чтобы рассказать об удивительных вещах, которые случаются в жизни. Но Пушкин намного мудрее, чем кажется на первый взгляд. Показав двух молодых, легкомысленных людей, автор развивает мысль об ответственности человека за свои поступки. Сколько бы нам ни было лет, мы обязаны думать, что последует за нашими действиями, чем они обернутся для окружающих. Марья Гавриловна, ослепленная любовью, бежит из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира. Оказавшись обвенчанной с неизвестным, она покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого. Наша героиня утратила надежду на счастье, но сохранила любовь к жизни, окружающим. Она по-прежнему красива и приветлива, ровна в общении со всеми, никому не оказывая предпочтения. Марья Гавриловна прекрасно понимает, что обмануть можно всех, но только не судьбу и Бога. Она даже не пытается этого делать. За свое благородство и верность, покорность судьбе Марья Гавриловна “награждается” встречей с нареченным. Это почти фантастично. Но Пушкин-художник — реалист, и в его произведении все происходит очень логично и правдоподобно. Бурмин открывает героине и читателям самые потаенные глубины души. Он не боится показаться злодеем, оттолкнуть от себя любимую женщину. Молчать для него далее невыносимо. Мы сочувствуем герою, воспринимая его поступок как легкомыслие, которое только молодостью можно объяснить и простить. За свою жестокую шутку он платит годами одиночества и раскаяния, поэтому получает в конце концов награду от судьбы. Какие прекрасные чувства, возвышенные герои! Повесть “Барышня-крестьянка” озорная и веселая, как ее главная героиня. Лиза Муромская, благовоспитанная и образованная девушка, живущая по законам помещичьего уклада. Но как балованное дитя, она старается обойти законы своего круга. Начитавшись романов, мечтательная натура Лизы жаждет приключений. Девушка представить себе не может, что жизнь сама вскоре сведет ее с Алексеем Берестовым, которого так жаждет увидеть героиня. Простое любопытство, начавшееся как веселая интрига с переодеванием, вскоре перерастает в глубокое и сильное чувство. Молодые люди любят друг друга, но каждый видит перед собой непреодолимую преграду: Лиза робеет сознаться в содеянной шалости, Алексей видит непреодолимую трудность в браке с крестьянкой. Жизнь сама решает за героев. Им ничего не остается, как просить благословения родителей. Прекрасный мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям. “Повести Белкина”, написанные Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, по-прежнему интересны, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Они являются неиссякаемым кладезем, из которого можно черпать бесконечно. Другие сочинения на тему “Повести Белкина” Пушкина ?

Читайте также:
Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина — обличение деспотизма: сочинение

Жанровые и стилистические особенности

Сам автор определяет жанр как повесть, то есть произведение, являющееся промежуточным вариантом между рассказом и романом, тяготеющем к хроникальности и бытописанию. Однако многие исследователи отмечали наличие черт жанра новеллы в каждой из частей цикла. Новелла — небольшое произведение, характеризующееся неожиданным финалом и остросюжетностью. Каждый из героев белкинского цикла попадает в исключительные обстоятельства, которые заканчиваются довольно курьезно. С новеллой произведения роднит и небольшой круг действующих лиц, лаконичность сюжета и авторского повествования.

Однако каждая из повестей характеризуется и собственной жанрово-стилистической особенностью:

  • Анализируя пушкинский «Выстрел», можно увидеть черты, свойственные воинской повести: описываются нравы и описание быта армейской среды. Рассказчик отмечает не особо поэтичные и романтические подробности: дуэли без повода, пьянство, игру в карты. Сам сюжет связан с защитой воинской чести и описанием воинской удали.
  • «Метель» обнаруживает общие черты с сентиментальной повестью. На первый план выходит тема чувств главной героини, она готова многим пожертвовать ради любви. Мотив судьбы, рока, который разлучает ее с любимым, также характерен для произведений этого направления.
  • «Станционный смотритель» имеет много общего с жанром притчи благодаря своей социально-философской подоплеке. Фокус внимания на общечеловеческих ценностях — отеческой любви, моральных аспектах поступка Дуни роднят повесть с этим жанром. Аллегоричность, свойственная притче, подчеркивается картинками, на которых изображены события, связанные с библейской историей блудного сына.
  • «Гробовщик» имеет черты анекдота и одновременно готической повести. С анекдотом его роднит юмористическая концовка, с готической повестью — довольно мрачный сюжет, связанный с появлением мертвецов и скелетов.
  • В «Барышне-крестьянке» прослеживается присутствие мотивов комедии положений: переодевания Лизы Муромской, которые ведут к курьезным ситуациям в мольеровском духе, юмористические моменты, связанные со взятой на себя чужой ролью (например, несвойственные крестьянке обороты речи — «сударь, не извольте забываться»).

Образы в произведении

В белкинском цикле воплощено бытописание различных сословий: высшего класса (Марья Гавриловна, Лиза Муромская), мелких ремесленников (гробовщик), чиновничьей среды (станционный смотритель), военных (Сильвио). Пушкин, как художник направления реализма, с присущей ему лаконичностью создает очень выпуклые и зримые образы. Англоманство Муромского, пьянство и буйство в армейской среде, романтические увлеченности Марии Гавриловны и напускной байронизм Берестова — отличительные культурные черты общества того времени.

Несмотря на принадлежность к разным сословиям, герои похожи: в целом все они довольно типичны и обыкновенны, исключительных характеров вроде Онегина в произведении нет.

Нет присущему романтизму деления героев на положительных и отрицательных — автор создает живые характеры. Минский, похитивший Дуню у безутешного отца, тем не менее осознает, что совершил плохой поступок, и просит у смотрителя прощения; раскаивается в своем розыгрыше Бурмин.

Пушкин не занимается длинными описаниями быта того или иного героя, через лаконичные детали перед зрителем разворачивается особенность характера персонажа: простреленная стена в доме Сильвио, английский сад Муромского.

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

Читайте также:
Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности: сочинение

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Тематика и идейная наполненность

Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.

В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.

В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.

Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.

Кратчайшее содержание повести «Барышня-крестьянка»

Главные герои:

  • Иван Петрович Берестов – богатый помещик.
  • Григорий Иванович Муромский – его сосед, также богатый барин.
  • Алексей – сын Берестова, красивый молодой человек, приехавший домой после окончания университета.
  • Лиза – дочь Муромского.

Помещики-соседи Берестов и Муромский не ладили. Однако, когда приехал сын Берестова, дочь Муромского захотела посмотреть, настолько ли он хорош собой, как о нем рассказывают. Для этого она переоделась в крестьянку Акулину. Молодой Алексей и переодетая в крестьянку Лиза встречались около 2 месяцев и полюбили друг друга.

Тем временем, их родители помирились и Берестов пригласил Муромского с сыном в гости. Лиза прихорошилась и напудрилась до неузнаваемости, и Алексей действительно не узнал ее. Родители же их хотели поженить детей. Лиза открылась Алексею только после того, как Алексей сделал предложение Акулине и приехал отказать Берестову в женитьбе на его дочери, так как ему нравится обычная крестьянка Акулина. Но придя в их дом, он узнает в Лизе свою Акулину, чему несказанно радуется.

Перейти к более развернутому пересказу повести «Барышня-крестьянка»

Образ народа в романе А.С Пушкина «Капитанская дочка»

В 1835 году, работая над «Капитанской дочкой», Пушкин записал важную мысль: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного». В получившемся произведении писателю через образы и характеры героев удалось передать основные черты, присущие русскому народу в один из важнейших периодов истории. Критик Белинский отзывался о «Капитанской дочке» как о своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века.

Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).

Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.

Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый».
Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Эта семья противопоставлена аристократическому дворянству в лице Швабрина. В душе Ивана Кузьмича живет чувство долга, офицерской чести. Он первым выходит против Пугачева, и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу.
Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни. Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.
В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.

Читайте также:
Пейзажная лирика А. С. Пушкина: сочинение

Неведомый, тайный мир духовной жизни простых людей открывается читателю во время пира у попадьи в честь падения Белогорской крепости. Разговор на «сборище» Пугачева и его соратников шел в основном о взятии крепости, об успехах и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно спорил с Пугачевым. Но все присутствующие «обходились меду собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю».
Всех их объединяла общая высокая цель, уверенность в своих силах, чувствовался командный дух. Гринева до глубины души потрясает непонятная ему свобода и смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Не понимая происходящего, Гринев почувствовал значительность, поэтичность, непохожесть этих людей, «злодеев», на всех остальных.

Но народ у Пушкина показан не только с положительной стороны. Автор не скрыл и «темные» грани восстания и поведения мятежников: мелкие грабежи ( «несколько разбойников… таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»), возможность предательства Пугачева его же товарищами, жестокость народа в борьбе со своими мучителями. Жестокость часто бессмысленна и неоправданна, как, например, расправа с женой капитана Миронова. Но именно через эти негативные стороны восстания Пушкин передал чувство жестокости и ненависти, накопившееся в народных массах за века угнетения. Белобородов одним своим требованием «вешать всех дворян» выразил эти чувства.

Через различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.

Народ в произведении Пушкина Капитанская дочка

В данном произведении описывается один из главных этапов России. И только лишь Александру Сергеевичу Пушкину получилось описать через типы и нравы персонажей истинно русский характер. Эту работу в действительности можно назвать «энциклопедией русской жизни».

В самой работе народ изображен с разных сторон. Так, среди предприимчивых членов Пугачевского восстания можно найти крестьян, крепостных, «старинных людей».

Среди персонажей можно выделить такого персонажа, как Савельич. В нем можно выделить заманчивые черты: прямота и верность, привязанность и самопожертвование. Все свои наилучшие черты он пытался отдать Гриневу при воспитании. Он считает свои долгом обеспечить счастливую жизнь Гриневу. И несмотря на то, что Савельич является по своему социальному статусу рабом, к его душе это никак не относится. В нем присутствует чувство собственного достоинства. Больно было Савельичу читать грубое письмо от старика Гринева. В ответном письме А.С. Пушкин пытался подчеркнуть с одной стороны покорность простого человека над вышестоящим. А с другой – пробуждение мысли в голове обычного крестьянина, что он такой же человеческое создание, как и остальные.

Вторым представителем народа является семья Мироновых. Эти самые «старинные люди» сами выходцы из народных масс и по душе остались тесны с ними. Например, Иван Кузьмич – выходец из офицерской семьи и был человеком малограмотным, но несмотря на звание, оставался правдивым и добросердечным. В сердце Ивана Кузьмича живет врожденное чувство долга и офицерской чести. Оттого его семейство противопоставлено аристократическому дворянскому укладу семьи Швабрина.

Жаль, что уклад крепостнического строя так сильно влияет на умы даже таких благородных людей. Иван Кузьмич, конечно, воплощать в жизнь свой долг, но он погибает за принципы, далекие его народу и ему самому. Так, при всей своей добросердечности и близости к народу, он становится явным ее противником.

Народ у А.С. Пушкина изображен, конечно, не только с положительной стороны. Темные грани можно найти в мелких грабежах сторонников Пугачева, их предательстве, жестокости по отношению к своим угнетателям. И зачастую жестокой абсолютно бессмысленная. Такой пример можно увидеть в убийстве жены Миронова.

В итоге, можно сказать, что через различные образы великий писатель смог передать главные черты русского народа. И именно в этом произведении русский народ впервые представлен как сильная политическая мощь.

Сочинение 2

Русский критик В.Г. Белинский не зря считал «Капитанскую дочку» энциклопедией русской жизни, именно в этом романе Пушкину удалось отобразить важнейшие черты простых людей России восемнадцатого века.

«Одна только история народа может объяснить истинные требования оного», – писал Пушкин. Через тонко прописанные характеры основных героев, выходцев из народа, легко понять основные проблемы того времени. Автор показывает народ не безликой серой массой, а выделяет среди простолюдинов несколько типажей.

Читайте также:
Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Один из основных героев романа крепостной слуга Гринева – Савельич. В нем воплощены все лучшие качества дворового человека. Пушкин наделил его верностью и преданностью, честностью и добротой. Отцовская привязанность к барину тесно соседствует с готовностью к самопожертвованию. Савельич не раз спасает жизнь молодому господину, оставаясь при этом не только не отблагодаренным, но и обруганным. Все хорошее. Что есть в молодом Гриневе, дал ему его крепостной слуга. Ведь он воспитывал его с самого детства. Савельич симпатичен Пушкину, ведь он сам был воспитан крепостной няней Ариной Родионовной. Будучи крепостным рабом, старый слуга при этом сохраняет глубокое чувство личного достоинства. Это читается в его письме, написанном старому барину. Часто ругань и оскорбление хозяев доводят покорного слугу до слез, но у него и в мыслях нет – что-либо менять в своей жизни. Образ старого слуги Савельича – это протест Пушкина против крепостного права.

Совсем по-иному автор преподносит других представителей народа. Или как он их называет «старинные люди» – чету коменданта крепости капитана Миронова. Это люди, вышедшие из народа и таковыми оставшиеся. Они просты в быту, добродушны, гостеприимны и уважаемы всеми. Для старого служаки Ивана Кузьмича основными принципами жизни являются: офицерская честь, долг и служение России. Он смел и даже, будучи раненым, вступает в неравный бой с бунтовщиками, понимая, что смерть неизбежна. Он и его жена погибают, не нарушив присяги и не приняв народного бунта. Выйдя из народа, он погибает за самодержавие. Для него не существует ничего выше офицерского долга. Это еще одна трагическая черта простого человека, смирившегося со своей долей.

Интересный обобщенный образ мятежников читатель находит во время празднования падения Белгородской крепости. Все обходятся между собой как товарищи и соратники, некоторые даже спорят со своим предводителем. Словами Гринева Пушкин предает им образ «благородных разбойников», людей смелых, бросивших вызов самодержавию.

Показаны и отрицательные черты народных мятежников и бунтовщиков. Бессмысленная жестокость, мародерство, предательство и подлость. Расправа над женой капитана Миронова яркий тому пример. Но через всю беспощадность и злость автор показывает накопившиеся годами в простых людях чувства ненависти к своим господам.

В богатых и многообразных образах Пушкин очертил основные качества простого русского человека. Это доброта, простота, честность и готовность к самопожертвованию. Но с другой стороны, многовековое рабство выработало в народе смирение и боязнь что-то изменить в своей судьбе. Пушкин показывает на примере простого народа, что терпению угнетенных приходит конец. Народная буря неизбежна. Простые люди, это не серая безликая масса, а новая политическая сила.

Народ в произведении Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

Я люблю технологию! Мне нравится, когда можно что-то делать руками. Здорово шить и вышивать, вязать, готовить… И так забавно то, что ты что-то сшил, а тебе зачёт ставят – ничего учить не нужно.

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

Федоту Евграфовичу тридцать два года. Звание военнослужащего – старшина. Верен своему Отечеству, любит свою страну всей душой. Ранее был женат. Однако, первый брак был неудачным. Жена предпочла Федоту другого мужчину

Солженицына, как писателя – философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

Иван Алексеевич Бунин, написал множество литературных произведений. Как талантливый писатель, он всегда старался донести в каждом из своих творений, капельку истины, любви и доброты.

Сочинение Народ в повести Капитанская дочка Пушкина

В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны в Савельиче и капитане Миронове. Образы пугачевцев тоже попали в эту группу, однако они обладали более мятежным характером.

Особенно среди всех этих образов выделяется Савельич. Писатель старается показать персонаж во всех жизненных ситуациях, предоставляя возможность Савельичу проявить все свои качества. Слуга опекает своего барина, как когда-то заботился о своем сыне. Даже когда Гринев вырос и отправился на службу, старик отправился за ним и даже спас его от гибели. И хотя Савельич был совсем неграмотен, в нем наблюдались природный ум и прозорливость. Автору нравится этот персонаж. Да и на самом деле, Пушкин любил добрый нрав, кротость и простота в людях. Таким человеком была Арина Родионовна, его няня.

При всем уважении к Савельичу писатель испытывает жалость и сочувствие к герою и к народу, который долгое время находился в рабском положении. Ведь старый слуга относясь с особым вниманием к барину подвергался унижению и наказанию. Как-то раз Гринев, напившись, проигрывает крупную сумму в карты и слуга его укоряет, на что Савельичу напомнили, что он не имеет право указывать так прислуге. Но старик не обиделся, а продолжал заботиться о юноше еще с большим усердием. В эпизоде, где старик пытался переубедить Гринева отказаться от дуэли, мы видим, что несмотря на обвинения молодого барина и его отца в случившемся, он признается в том, что является лишь холопом, но служит верой и правдой и дальше. И жалким выглядит Савельич по отношению к повстанцам. Он не становится на их сторону, а думает так же как его хозяева.

В повести показан еще один характер, выходца из народа – капитана Миронова, доброго и верного своему долгу человека. Иван Кузьмич рос в бедной солдатской семье, возможно поэтому и общался с людьми по простому. Именно в этом и проявляется истинно русская душа капитана. Особое восхищение вызывает у нас поступок, когда Миронов выступает в бой против войск Пугачева, не дождавшись подмоги, где героически погибает. Однако, кроме покорности простой народ может выступать в роли бунтовщика. И хотя Пушкин не считал приемлемым насилие и жестокость, он в своем произведении был на стороне восставших. Пугачев здесь является символом всех самых лучших качеств русского народа.

Читайте также:
Краткая характеристика произведения Капитанская дочка Пушкина А.С.: сочинение

Итак, раскрывая образы Савельича, Миронова и Пугачева писатель раскрыл судьбу народа в самодержавном государстве.

Вариант 2

Пушкин видел в истории народа способ показать и объяснить его положение и основные требования. В «Капитанской дочке» он, через поступки и черты характера героев, дал несколько разных образов русского народа.

Прежде всего, русский народ, точнее те его черты, которые автор считал одной из основных, олицетворяет крепостной слуга главного героя – Савельич. Это добрый человек, по-отечески заботящийся о своем барине. При этом, Пушкин подчеркивает, что причиной этого является не холуйство Савельича а просто глубокая привязанность к молодому человеку, которого он опекал с детства. В его образе автор также показал способность к самопожертвованию, ярче всего выразившуюся в эпизодах, когда слуга пытается защищать своего барина. Савельич изображен прямым человеком, чуждым всякой хитрости и лукавства.

Кроме того, при этом Пушкин специально подчеркивает и чувство собственного достоинства. В письме Савельича старому Гриневу, посланному в ответ на грубое письмо старого господина, чувствуется не только покорность, но горечь от несправедливого обращения, а также то, что слуга воспринимает себя все же человеком.

Семья Мироновых, хотя и стоит выше по социальному статусу, но тоже принадлежит, по своему образу мышления, к народу. Глава семейства Иван Кузьмич дослужился до офицерского чина, но происходил из солдатских детей. Он не воспринял ценности дворянской среды, оставшись необразованным, простым, но, вместе с тем, честным и добрым человеком. Иван Кузьмич, также как и Савельич верен до конца своему долгу и с готовностью жертвует собой, отказываясь признать в Пугачеве царя Петра III. Этим офицер обрекает себя не просто на гибель, ему предстоит позорная для офицера смерть на виселице, которая предназначена для изменников.

С другой стороны, образ народа являют собой и пугачевцы. Они представляют тех же русских, но доведенных до крайности. Пушкин рисует картины жестокости, выплеснутой накопившейся ненависти к угнетавшим их дворянам. Жестокость бунтовщиков часто не оправдана и бессмысленна (к примерам таковой, в частности, относится расправа с женой Ивана Кузьмича). Мятежники не просто расправляются со своими угнетателями и теми, кому не посчастливилось попасть им в руги, они грабят и разрушают. Автор повести показывает и другие темные черты пугачевцев – предательство вождя восстания.

Пушкин показал и положительные и отрицательные черты русского народа. Сформированную веками рабства покорность он изобразил рядом с мятежным духом. Он продемонстрировал, как добрые по своей натуре люди, будучи доведенными до крайности, превращаются в жестоких разрушителей.

Также читают:

Картинка к сочинению Народ в повести Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Вероятно, в жизни каждого человека бывают периоды, которые требуют ответственного выбора и решения. Помимо этого, в такой период нередко нужно проявлять усилия.

В 1836 году Н. В. Гоголь написал одну из самых известных комедий 19 века, что не утратила своей актуальности и по сей день. «Ревизор» именно так называлась пьеса написанная автором, вобрало

Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.

Минуты перемены нужны, чтобы переключить внимание с одного действия на другое. Немного насладиться отдыхом. Зарядиться энергией на будущее занятие.

Проблема верности всегда была важной в литературе. Она рассматривалась в нескольких аспектах: верность родине, любви и дружбе. Многие классики освещали эти проблемы в своих книгах.

Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

НАРОД В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.

Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан на-

иболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.

Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.

Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова; «Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.

Читайте также:
Темный лес Татьяниного сна или Умение различать истинные и мнимые ценности: сочинение

Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же в ответ? Гринев не только не отблагода-

рил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — «милостивым писанием»: «Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.

Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.

Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда. По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.

Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского . характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: «Иван Кузьмич. был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны нату-

ре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.

Симпатичен в повести и образ Ивана Иг-натьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: «Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».

Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция — бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы.

. «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят «черный народ» снова взяться за топор.

Сочинение Народ в повести Капитанская дочка Пушкина

В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны в Савельиче и капитане Миронове. Образы пугачевцев тоже попали в эту группу, однако они обладали более мятежным характером.

Особенно среди всех этих образов выделяется Савельич. Писатель старается показать персонаж во всех жизненных ситуациях, предоставляя возможность Савельичу проявить все свои качества. Слуга опекает своего барина, как когда-то заботился о своем сыне. Даже когда Гринев вырос и отправился на службу, старик отправился за ним и даже спас его от гибели. И хотя Савельич был совсем неграмотен, в нем наблюдались природный ум и прозорливость. Автору нравится этот персонаж. Да и на самом деле, Пушкин любил добрый нрав, кротость и простота в людях. Таким человеком была Арина Родионовна, его няня.

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

При всем уважении к Савельичу писатель испытывает жалость и сочувствие к герою и к народу, который долгое время находился в рабском положении. Ведь старый слуга относясь с особым вниманием к барину подвергался унижению и наказанию. Как-то раз Гринев, напившись, проигрывает крупную сумму в карты и слуга его укоряет, на что Савельичу напомнили, что он не имеет право указывать так прислуге. Но старик не обиделся, а продолжал заботиться о юноше еще с большим усердием. В эпизоде, где старик пытался переубедить Гринева отказаться от дуэли, мы видим, что несмотря на обвинения молодого барина и его отца в случившемся, он признается в том, что является лишь холопом, но служит верой и правдой и дальше. И жалким выглядит Савельич по отношению к повстанцам. Он не становится на их сторону, а думает так же как его хозяева.

В повести показан еще один характер, выходца из народа – капитана Миронова, доброго и верного своему долгу человека. Иван Кузьмич рос в бедной солдатской семье, возможно поэтому и общался с людьми по простому. Именно в этом и проявляется истинно русская душа капитана. Особое восхищение вызывает у нас поступок, когда Миронов выступает в бой против войск Пугачева, не дождавшись подмоги, где героически погибает. Однако, кроме покорности простой народ может выступать в роли бунтовщика. И хотя Пушкин не считал приемлемым насилие и жестокость, он в своем произведении был на стороне восставших. Пугачев здесь является символом всех самых лучших качеств русского народа.

Итак, раскрывая образы Савельича, Миронова и Пугачева писатель раскрыл судьбу народа в самодержавном государстве.

Вариант 2

Пушкин видел в истории народа способ показать и объяснить его положение и основные требования. В «Капитанской дочке» он, через поступки и черты характера героев, дал несколько разных образов русского народа.

Прежде всего, русский народ, точнее те его черты, которые автор считал одной из основных, олицетворяет крепостной слуга главного героя – Савельич. Это добрый человек, по-отечески заботящийся о своем барине. При этом, Пушкин подчеркивает, что причиной этого является не холуйство Савельича а просто глубокая привязанность к молодому человеку, которого он опекал с детства. В его образе автор также показал способность к самопожертвованию, ярче всего выразившуюся в эпизодах, когда слуга пытается защищать своего барина. Савельич изображен прямым человеком, чуждым всякой хитрости и лукавства.

Кроме того, при этом Пушкин специально подчеркивает и чувство собственного достоинства. В письме Савельича старому Гриневу, посланному в ответ на грубое письмо старого господина, чувствуется не только покорность, но горечь от несправедливого обращения, а также то, что слуга воспринимает себя все же человеком.

Семья Мироновых, хотя и стоит выше по социальному статусу, но тоже принадлежит, по своему образу мышления, к народу. Глава семейства Иван Кузьмич дослужился до офицерского чина, но происходил из солдатских детей. Он не воспринял ценности дворянской среды, оставшись необразованным, простым, но, вместе с тем, честным и добрым человеком. Иван Кузьмич, также как и Савельич верен до конца своему долгу и с готовностью жертвует собой, отказываясь признать в Пугачеве царя Петра III. Этим офицер обрекает себя не просто на гибель, ему предстоит позорная для офицера смерть на виселице, которая предназначена для изменников.

С другой стороны, образ народа являют собой и пугачевцы. Они представляют тех же русских, но доведенных до крайности. Пушкин рисует картины жестокости, выплеснутой накопившейся ненависти к угнетавшим их дворянам. Жестокость бунтовщиков часто не оправдана и бессмысленна (к примерам таковой, в частности, относится расправа с женой Ивана Кузьмича). Мятежники не просто расправляются со своими угнетателями и теми, кому не посчастливилось попасть им в руги, они грабят и разрушают. Автор повести показывает и другие темные черты пугачевцев – предательство вождя восстания.

Пушкин показал и положительные и отрицательные черты русского народа. Сформированную веками рабства покорность он изобразил рядом с мятежным духом. Он продемонстрировал, как добрые по своей натуре люди, будучи доведенными до крайности, превращаются в жестоких разрушителей.

«Капитанская дочка»: герои; Пугачев и народ

В «Капитанской дочке» (1836) мужицкий «царь» Пугачев становится для дворянина Гринева в минуту величайших исторических и личных испытаний помощником и «вожатым» на сложном пути нравственных исканий и устройства своего семейного счастья. Он не только помогает Гриневу, щедро, по-царски отплачивая за оказанное ему когда-то героем добро, но и не даст Швабрину и своим сообщникам обидеть беззащитную сироту — дочь казненного его людьми коменданта Белогорской крепости, оказавшуюся во власти пугачевцев. Этого мало: в разговорах с Гриневым Пугачев открывает ему свое сердце и затаенные думы — и все это находит благодарный отзвук в душе его собеседника.

Таким образом, для Пушкина очевидно, что взаимопонимание между «лучшими людьми» из дворян (пользуясь выражением Достоевского) и представителями «черного народа» исторически все же возможно. И в то же время великий поэт отчетливо сознает и другое: те реальные, глубокие трудности, которые и в его время и в прошлом стояли на пути объединения усилий «лучших людей из дворян» и народа, несмотря на общность их исторических судеб и нередкое переплетение и совпадение их интересов.

Читайте также:
Петр Гринёв благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

В романе о пугачевщине дядька молодого Гринева Савельич — крепостной «раб» по своему положению. Но он же выступает в решающие минуты жизни Петра Гринева как его смелый заступник и защитник. С огромной любовью, юмором, удивительной добротой Пушкин раскрывает высокое благородство, здравый смысл, чувство собственного достоинства, свойственные этому крепостному человеку. В любви и нерушимой верности своему воспитаннику Савельич никогда не задумывается об опасности, грозящей ему самому, чтобы грудью защищать вверенное ему барское «дите».

С образом Савельича сложным контрапунктом в «Капитанской дочке» соединена фигура Пугачева. Хитрый и умный, плутоватый бродяга в мерной главе повести, он в дальнейшем вырастает в могучую полусимволическую фигуру. Как царь Петр I в «Арапе Петра Великого», Пугачев становится в «Капитанской дочке» посаженым отцом Гринева, помогая ему и беззащитной сироте Маше соединить свою судьбу. Закон человечности, связующий его и Гринева, Пугачев в острой и сложной ситуации восстания ставит выше того, что их исторически и социально разделяет. На его примере учится герой. И даже Екатерина II, отменяя в конце повести приговор, вынесенный Гриневу военным судом, и способствуя его окончательному соединению с Машей, в сущности, лишь довершает то, что начал Пугачев, угадавший в Гриневе его честность и благородство и со всей щедростью души, свойственной простому русскому человеку, отплативший ему добром за добро в минуту разлива рожденной исторически угнетенным положением народа, жестокими действиями правительства волны народного гнева.

Скромные, рядовые дворяне, подобные Гриневу и Мироновым, в которых дворянское сложно слито воедино с национально-народным, — люди, отделенные от народа сословным положением и традициями, но во многом внутренне близкие ему, выступают в его романе в качестве героев первого плана. Однако Пушкин зорко видит и другое. Пугачев и его «господа-енералы», принадлежа всей своей кровью и плотью к народу, вынуждены рядиться в чужое платье, подражая в нем бывшим своим господам. И Гринев, при всей любви к Пугачеву и чувстве признательности к нему, не может признать в Пугачеве императора Петра Федоровича, сделав, подобно Швабрину, вид, что он верит в его императорские права и вообще в весь тот исторический маскарад, без которого не были бы возможными временные успехи пугачевского восстания.

Неоднократно справедливо отмечалось, что образы Пугачева и его сообщников овеяны в «Капитанской дочке» глубокой поэзией, приобщены — через песню и притчу — к стихии народной песни и сказки. И все же Пушкин-историк с его могучим реализмом прекрасно понимал и то, что пугачевское восстание не могло иметь другого исхода, кроме поражения. «Улица моя тесна», — горько жалуется Гриневу Пугачев, вынужденный, при всех присущих ему огромных человеческих потенциях, удовлетвориться мечтою о том, чтобы хоть на время поцарствовать над Москвою, повторив судьбу Гришки Отрепьева .

От стихийной вольной поэзии, но и жестокости («беспощадного», но определению Гринева, и вместе с тем исторически осужденного на поражение, «бессмысленного») крестьянского «бунта», равно как и от «страшной стихии мятежей», Пушкин призывает лучших людей дворянства и народ подняться на высоту истинной гуманности. Это та гуманность, которая возвышает Пугачева и Гринева в лучшие, самые счастливые минуты жизни над узким горизонтом «жестокого века», способствует установлению между ними чистых и бескорыстных человеческих взаимоотношений. Светлая мечта о возможности и о будущем реальном утверждении таких отношений как естественной, нерушимой нормы отношений между людьми не только в сфере их «частной» жизни, но во всех сложных сферах государственного и общественного бытия, а вместе с тем и в области взаимосвязей объединившихся в одну братскую «семью» всех народов Земли неотделима от пушкинского идеала свободы.

Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

ОБРАЗ НАРОДНОГО ВОЖДЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Тема человека из народа в русской литературе поднималась многими авторами еще до А. С. Пушкина, но тема народного бунта оставалась, как правило, без внимания. Подняв этот вопрос в «Капитанской дочке», Пушкин оказался новатором не только в проблематике произведения, но и в изображении одного из самых знаменитых исторических лиц России, разрушив стереотипное представление о Пугачеве как злодее и создав образ человека со всеми слабыми и сильными сторонами его натуры.

Не являясь центральным в системе образов повести, Пугачев представляет интерес как человек, характеризующий свое время, как неотъемлемая часть эпохи народных восстаний.

Замечательна характеристика образа Пугачева как народного вождя, яркого представителя русского национального характера. Он, безусловно, умен и сметлив, как и любой русский крестьянин, его не страшат бури, и никакая метель не сможет сбить его с дороги. Недаром именно «сметливость его и тонкость чутья» так изумили юного Петрушу. Смелый, отважный, обладающий недюжинной силой, Пугачев сохранился в памяти Гринева в образе некоего богатыря: «Пугачев не первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком». И, желая подчеркнуть неразрывную связь Пугачева с народными преданиями, традициями, а значит, и с самим народом, автор предваряет большинство глав, где появляется этот герой, эпиграфами из народных произведений. Даже предсказание судьбы его Пушкин выражает через «бурлацкую» песню, которая, символизируя предрешенность жизненного пути мятежников, произвела на Петрушу «невозможно рассказать, какое действие»; «их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение» — все потрясло юного Гринева «каким-то мистическим ужасом».

Но особенно ярко народность образа Пугачева выражена в его речи, насыщенной всевозможными пословицами и поговорками. Описывая первую свою встречу с мятежником, Петруша вспоминал, что «ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора». Да и кроме насыщенности народными устойчивыми выражениями речь Пугачева замечательна своей безграмотностью: сподвижников он называет «енералами» и читать он, по-видимому, не умеет. У самозванца нет ни вкуса, ни знаний, а его «дворец» — изба, оклеенная золотой бумагой.

Читайте также:
Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности: сочинение

Пугачев — вождь из народа, близкий народу, и как бы он ни старался, ему не преодолеть заложенных в него еще в детстве привычек народной, простой жизни.

В повести Пугачев наделен также и чисто человеческими качествами. Стремясь представить хрестоматийного предводителя бунта как способного чувствовать, мыслить и переживать человека, Пушкин использует в повести вымышленные обстоятельства, и нельзя отрицать, что описание Пугачева в этом плане достаточно субъективно. И с первого появления самозванца в произведении ярко проявляется сказочность образа: Гринев, «надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги», но так и не различив «ничего, кроме мутного кружева метели», встречает Пугачева, ставшего и для Петруши, и для Васильича «спасителем», долгожданным проводником. Замечательно еще то, что практически первое описание внешности Пугачева автор дает во время сна Гринева, который тот «никогда не мог позабыть». Подчеркивая вымышленность образа самозванца, Пушкин еще в начале повести предсказывает ту важную, решающую роль, какую Пугачев сыграет в жизни Петруши; не случайно юному Гриневу «приснился сон», в котором, «мужик с черной бородою» благословлял его, «весело поглядывая». Даже первое пристанище Пугачева несколько напоминает сказочное разбойничье логово, и вообще, мотив разбойничества присущ образу самозванца как проявление традиционных черт романтизма в характеристике героя: это и буран в степи во время первой встречи Петруши и Пугачева, и «сверкающие», «ястребиные глаза», и «широкий» кулак, даже некоторые черты «романтического злодея», «злодея для всех», кроме одного Петруши Гринева, который не мог и «изъяснить» то, что он «чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком», во многом «извергом». Гринева влекло к нему «пламенное» желание «вырвать его из среды злодеев» и «сильное сочувствие», сочувствие к Пугачеву как к человеку глубоко одинокому, чья «улица тесна». Разговаривая с Петрушей, Пугачев открывает, что его окружают «воры», что он одинок даже среди единомышленников, что они в любой момент могут предать своего вождя за хорошую плату.

Но, осознавая все происходящее и предугадывая все, что может произойти, Пугачев остается тверд в своем намерении вести отряды крестьян к Москве. Жизненную позицию народного предводителя в повести очень четко и ярко выражает сказка старой калмычки, рассказанная Петруше Пугачевым. Он глубоко убежден, что, чем жить «триста лет» и «питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!». Его идеал — орел, независимая и гордая, благородная птица.

Благородство натуры Пугачева не вызывает сомнения. Даже насилие и убийства, которыми сопровождался приход самозванца в Белогорскую крепость, были во многом оправданны. Посредством композиции автор сглаживает впечатление от зверских расправ Пугачева над своими врагами — повешение капитана Миронова перестает быть вопиющей несправедливостью, если вспомнить сцену пытки пленного башкира, которую Пушкин описал прежде захвата крепости; казнь же капитанши не была делом рук Пугачева, а лишь следствием необузданности народа, вырвавшегося на волю.

Нельзя отрицать и то, что мятежник поступил благородно, даровав жизнь Гриневу, особенно после его отказа «поцеловать у него ручку». Возможно, Пугачев поступил так лишь из чувства благодарности «молодому барину» за «заячий тулуп» — по сути, такую ничтожную награду за спасение жизни. И в дальнейшем Пугачев будет играть немаловажную роль в жизни Гринева, став не только его спасителем, но и избавителем Марии Мироновой от плена Швабрина — став покровителем нежной любви молодых людей.

В образе Пугачева, наряду с богатырской силой, боевой удалью и покровительствующим благородством героя, проявляются черты детской наивности. Он падок на лесть, и трудно с чем-либо сравнить то «довольное самолюбие», с каким он слушал рассказ Петруши об Оренбурге и о господствующем там мнении, что с самозванцем «сладить трудновато». «Хвастливость разбойника казалась мне забавна», — вспоминал Петр Гринев свой разговор с Пугачевым.

Для более детальной характеристики Пугачева Пушкин описывает внешность героя. Здесь основное внимание он уделает глазам его, «ястребиным и «сверкающим». Довольно тщательно описывал одежду мятежника, автор передает через нее эволюцию образа абсолютно не прослеживая каких-либо изменений в портрете героя, в его лице.

Создавая портрет романтического героя Пушкин противопоставляет его жизненность и народность сентиментальному портрету Екатерины II кисти Боровиковского — «белое утреннее платье», «чепец», «голубые глаза», «собачка английской породы».

Но это не единственная антитеза образу Пугачева, образ Савельича построен по тому же принципу. Здесь противопоставляется свободолюбие и независимость подневольному положению и смирному существованию Савельича, который воспринимал свое предназначение лишь в «ответе за барское добро». Вполне закономерно неприятие Савельичем самозванца, для него Пугачев навсегда остался проходимцем, «собакой», «злодеем», готовым «пропить» все «в первом кабаке».

Отец Гринева тоже не испытывает симпатии к Пугачеву. Даже избавление от казни Петруши неприемлемо Для него, если сын «соединился с разбойником, с убийцами, с беглыми холопьями».

Для самого же Петруши Пугачев является мудрым и добрым человеком, которому возможно сказать «всю правду» и перед которым не стоит «лукавить».

Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В повести «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина и гуманизм писателя, который учит не ставить клеймо на человеке, а воспринимать его во всем многообразии социальных и личных отношений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: