История Маши Мироновой (Капитанская дочка): сочинение

Сочинение История Маши Мироновой (Капитанская дочка)

Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать важные нюансы читателям. Очень часто, изучая данную повесть многие обращают внимание на судьбу каждого конкретного героя, определяя какой персонаж для них более важен.

Конечно, в данном случае для многих важна Маша Миронова, судьба которой неоднократно примерялась на себе многими девочками, которые читали эту повесть и пытались понять, в чем именно заключается ее судьба, а также важное предназначение в жизни. Отметим, что Маша Миронова подкупала многих своей проницательностью и добротой, порядочностью и нежностью, а также лаской, с которой она относилась ко всем, в том числе и к отцу.

Образ Маши Мироновой является достаточно традиционным, так как автор в ней хотел отразить всех русских девушек, которые живут и на сегодняшний день, теша себя иллюзиями любви и нежности, мечтами, которым порой не суждено сбыться. Не исключено, что на самом деле все дело в том, что Маша просто растет излюбленной и нежной.

Впервые влюбившись, она раскрывается с новой стороны, становясь еще ближе для читателей. Ведь эта повесть читается в том возрасте, когда многие девушки впервые переживают свою любовь, возможно школьную и пытаются таким образом повзрослеть. Понимая это, автор хотел дать возможность женщинам понять, что нельзя делать ошибки, тем более когда можно изучить поступки других людей и попробовать разобраться на их примере с тем, как нужно себя вести с окружающими, в том числе и с возлюбленным, а как совсем не стоит.

На самом деле, это крайне важно, научится понимать и чувствовать самого себя, разбираясь с собой на тему того, как нужно вести в отношении противоположного пола. Автор хотел донести главную мысль, которая заключается в том, что всем важно любить, но любовь обязательно должна быть взаимной, нежной, чистой и преданной.

По ходу пьесы Маша росла и раскрывалась как настоящая женщина, которая смогла остаться преданной своим чувствам и своей любви к человеку, который стал для нее родным и близким в самом начале ее жизненного пути. В итоге, все испытания были пройдены, и пьеса закончилась хорошо, при том, что автор оставил место для фантазии поклонников, у которых появилась возможность помечтать и представить, что произошло потом, после окончания повести.

Сочинение 2

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина является величайшим и неповторимым произведением литературы. Центральным героем, вокруг которого крутится весь сюжет, является Петр Гринев. Но многие люди считают героиню по имени Маша Миронова главным персонажем исторического романа. Это происходит не просто так, а совершенно заслуженно.

Маша Миронова является восемнадцатилетней девушкой, дочерью капитана Белогорской крепости. Ее внешность была очень миловидной: приятное лицо, светлые волосы. Маша всегда была довольно скромной, зажатой, отличалась своей простотой и непринужденностью. Ее мать, Василиса Егоровна, решила за собственную дочь, что ей необходимо выходить замуж за первого встречного. Но Маша была противоположного мнения и не представляла брак без высоких чувств к партнеру. Именно эта причина и послужила когда-то отказом Швабрину.

Познакомившись с Петром Гриневым, они оба испытывали друг к другу высокие чувства. Эти чувства увеличиваются еще сильнее, когда Маша ухаживала и не покидала ни на секунду Петра после ранения. Влюбленные решают жениться, но Маша хочет сделать все правильно и желает одобрения родителей Петра. Молодой человек на время уезжает. В это время крепость Миронова была захвачена, а родители девушки казнены. Швабрин берет Машу в плен и морально давит на нее, просит ее руки. Но она не изменила бы своим принципам даже под предлогом мучительной смерти. Девушке удается отправить Гриневу письмо, и он незамедлительно спасает ее. Но спасает не один, а с Пугачевым, который являлся убийцей ее родителей. Сердце девушки разрывалось от боли и противоречивости ситуации. Случается еще одна трагедия: арест Петра. Не долго думая, Маша решает спасти любимого от ссылки и идет на разговор с императрицей. Именно здесь для читателя открывается новая сторона Маши, ранее неизвестная. От девушки не остается ни капли привычной скромности и смущения, она становится уверенной и смелой. Добиваясь освобождения Петра, Маша предстает героиней.

Маша Миронова предстает в романе Пушкина настоящей русской девушкой, которая сочетает в себе смелость, упорство и силу духа. На протяжении романа можно увидеть развитие героини, ведь сначала она боялась даже выстрела, а теперь в силах справиться со сложнейшими испытаниями. Маша является тем человеком, которого определяют не слова, а совершаемые поступки.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный — Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены — Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Читайте также:
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить — это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Характеристика и образ Маши Мироновой из Капитанской дочки

Мария Миронова — героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина.

Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову — коменданту Белогорской крепости.

Внешность Маши Мироновой особо не примечательна: румяное круглое лицо и светлые волосы, убранные за уши. Её мать полагает, что она трусиха. Швабрин, который был ею отвергнут, называет её абсолютной дурочкой.

По мере прочтения рассказа начинаешь понимать, что Маша является простодушным, добрым и искренним человеком. Она мила и приветлива с людьми.

На долю девушки выпала нелегкая участь – казнь её родителей. Девушка болезненно это воспринимает, но не падает духом и борется за свою жизнь.

Стойкий характер Маши проявляется, когда Швабрин держит девушку взаперти, требуя стать его женой. Угрозы ее не страшат, юная особа заявляет, что лучше умереть, чем жить с нелюбимым человеком.

Её возлюбленный Петр Гринев договаривается с Пугачевым и спасает девушку.

Она отправляется к родителям Петра. Мать и отец Петра, который изначально был против женитьбы сына, тепло принимают Машу. Они проникаются ею и окружают осиротевшую девушку вниманием и заботой.

Будучи спасенной и находясь в безопасности, она узнает, что её возлюбленный Петр Гринев был несправедливо арестован. Девушка чувствует себя виноватой, в аресте своего возлюбленного. Она скрывает от окружающих свои слезы, и ищет способы добиться его освобождения. Маша отправляется к императрице, просить помилования для Петра.

Скромная, можно сказать даже робкая девушка, проявляет твердость характера, настойчивость и решительность. Она готова во что бы то ни стало освободить и оправдать своего жениха.

Она рассказывает государыне о том, как Перт спас её и убеждает императрицу в его невиновности. Рассказ её тронул государыню. Он был настолько искренним, что императрица не только милует Петра Гринева, но еще и обещает устроить благосостояние девушки.

Дальнейшая судьба девушки складывается благополучно. Она становиться женой Петра и у них появляются дети, а затем и внуки.

Персонаж Маши Мироновой заслуживает уважения и вызывать глубочайшую симпатию. Молодая девушка достойно переносит все удары судьбы. Её чистая душа и открытое сердце подкупают. Она искренне любит. Ради своей любви девушка готова жертвовать собой и совершать смелые и отчаянные поступки.

  • Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)
    В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак
  • Сочинение по картине Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф
    Шишкин был очень впечатлительным. Все свои эмоцию он вкладывал в картины. Одна из таких работ великолепного мастера, это «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». Данное полотно было написано в 1891 году,

Одной из самых лучших повестей Пушкина считается «Капитанская дочка», описывающая события крестьянского бунта 1773-1774 годов. Писатель хотел показать не только ум, героизм и талант предводителя мятежников Пугачева, но и изобразить, как в сложных жизненных ситуациях меняется характер людей. Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» позволяет проследить за перевоплощением девушки из деревенской трусихи в состоятельную, смелую и самоотверженную героиню.

Бедная бесприданница, покорившаяся судьбе

В самом начале повести перед читателем предстает несмелая, трусливая девушка, которая даже выстрела боится. Маша — дочь коменданта Жила она всегда одиноко и замкнуто. В деревне женихов не было, поэтому мать переживала, что девушка так и останется вечной невестой, да и приданого у нее особенного не было: веник, гребень да алтын денег. Родители надеялись, что найдется который женится на их бесприданнице.

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» показывает нам, как постепенно меняется девушка после встречи с Гриневым, которого она полюбила всем сердцем. Читатель видит, что это бескорыстная юная особа, которая хочет простого счастья и не желает выходить замуж по расчету. На предложение Швабрина Маша отвечает отказом, потому что он хоть человек умный и богатый, но не лежит к нему сердце. После дуэли со Швабриным Гринев получает серьезное ранение, Миронова не отходит от него ни на шаг, выхаживая больного.

Когда Петр признается девушке в любви, она тоже открывает ему свои чувства, но требует от возлюбленного получить благословение от его родителей. Одобрения Гринев не получил, поэтому от него стала отдаляться Мария Миронова. Капитанская дочка была готова отказаться от собственного счастья, но против воли родителей не идти.

Тема любви в повести «Капитанская дочка» – три ПРИМЕРА сочинения по литературе 8 класса

­ Пример сочинения №1

Любовь в творчестве А.С. Пушкина представляется таким чувством, которое способно спасти жизнь человеку. Причем это не обязательно должна быть любовь мужчины к женщине, или наоборот. Это может быть любовь к Родине, отцовская любовь, сыновья, любовь человека к своим идеалам.

В повести «Капитанская дочка» автору удалось раскрыть тему любви со всех этих сторон. И именно в этом и заключается уникальность данного произведения.

Любовь Маши Мироновой и Петра Гринева

Гринев и Маша встретились сразу же после его приезда в Белогорскую крепость, но чувства между ними зародились далеко не сразу. Маша не отличалась привлекательной внешностью, к тому же главный герой предвзято к ней относился после того, как его новый приятель Швабрин совсем нелестно описал дочь коменданта крепости. Но эта гнусная ложь не смогла помешать Петру разглядеть искренность, доброту, ум и порядочность Маши. Красота ее души покорила его, и он сам не заметил, как полюбил эту скромную девушку всем сердцем.

Автор описывает возникшие между молодыми людьми чувства особенно возвышенно и романтично, что подчеркивает чистоту и непорочность их отношений. Гринев посвящает Маше стихи, сражается за ее честь на дуэли, рискует жизнью, ради спасения своей возлюбленной. А Маша не отходит от его постели, залечивает полученные во время поединка раны. С этого момента ничто не сможет заставить ее предать свою любовь.

Испытание любви жизненными обстоятельствами

Недолго суждено было наслаждаться влюбленным друг другом. Неожиданно на Белогорскую крепость нападает Пугачев. Первым делом он казнит тех, кто отказывается присягнуть ему на верность, и Маша в этот же день остаётся круглой сиротой. Гринев чудом остаётся жить, его спасло то, что когда-то он повел себя благородно в отношении неизвестного бродяги, которым на самом деле оказался сам Пугачев.

Влюбленные готовы бороться за свое счастье, но им приходится на время расстаться. И этим сразу же воспользовался Швабрин, который с лёгкостью предал Родину, и перешёл на сторону врага. Он силой удерживал девушку у себя в плену, и морил ее голодом, в надежде подчинить своей воле. Но Маша не поддавалась, она верила в то, что Петр вернётся и спасет ее из рук предателя.

Борьба за любовь

Главный герой не смог оставаться в стороне, когда узнал, что его возлюбленную пытаются насильно выдать замуж. Он не побоялся отправиться снова во вражеское логово, для того чтобы спасти Машу от посягательств злодея. Кроме того, он обратился за помощью к самому Пугачёву, зная, что только он сможет повлиять на Швабрина, занимающего теперь в Белогорской крепости важное место. В дальнейшем за этот поступок Гринев отправится под императорский суд, но ничто не могло заставить его бросить на произвол судьбы любимую женщину.

Так же самоотверженно борется за свою любовь и Маша, когда Петру угрожает наказание за пособничество Пугачёву. Она без сопровождения отправляется в Петербург к самой императрице, чтобы просить у нее помилование для своего возлюбленного. И ей это удается. Катерина II восхищается мужеством хрупкой девушки, не побоявшейся в одиночку отстаивать честное имя любимого человека.

На протяжении всего произведения происходит становление главных героев, и в этом им помогают их чувства. Настоящая любовь становится только сильнее в трудностях и разлуке. Именно поэтому Маше и Петру хватает сил преодолеть все испытания, выпавшие на их судьбу. В конце повести мы узнаем, что им всё-таки удалось обрести свое счастье. И этим А.С. Пушкин подтверждает то, что нет ничего важнее искренней любви, ради которой люди готовы принести себя в жертву.

Пример сочинения №2

А.С. Пушкин – любимый многими поэт и писатель. Его произведения о русской природе, о свободе, правде, дружбе, любви и верности с удовольствием читаются и восхищают многие поколения. Одно из самых известных и любимых произведений русского гения – роман «Капитанская дочка», в котором писатель повествует о пугачевском движении. Наряду с описанием восстания Емельяна Пугачева в одной из отдаленных оренбургских крепостей, А.С. Пушкин рассказывает об истории любви главных героев произведения – Петра Гринева и Маши Мироновой. По мнению писателя, любовь – это своеобразный индикатор, способный проявить истинные качества личности; это великое чувство, которое дает любящему человеку силу вынести все испытания и остаться верным, честным, порядочным человеком.

Петр Андреевич Гринев – молодой человек, дворянский сын, которого отец по достижении шестнадцатилетнего возраста отправил на службу, но не в Петербург, как ожидал сам герой, а в отдаленную оренбургскую губернию. Это решение родителя огорчило юношу, но именно там он встретил Машу Миронову, дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, бывшего комендантом Белогорской крепости. Девушка сразу покорила сердце Гринева своей скромностью, порядочностью, честностью, добротой. Она далеко не красавица, ее портрет вовсе не идеален, однако душа капитанской дочки была чиста и прекрасна. Любовь к Маше вдохновила героя на творчество: он посвящал любимой стихи. Молодой человек старался больше времени проводить рядом с Машей, разговаривать с ней, видеть ее. И с каждым днем он все сильнее и сильнее влюблялся в нее. Гринев сразился со Швабриным на дуэли, так как не смог оставить безнаказанным поступок своего соперника. Швабрин, будучи человеком самолюбивым, завистливым, лживым, не смог вынести отказ Марии Ивановны, в которую был влюблен, и стал очернять девушку в глазах Петра, смеялся над его стихами и над Машей, называя ее меркантильной особой. Гринев хотел защитить честь и доброе имя своей любимой девушки, поэтому и вызвал соперника на дуэль. Мария Ивановна, добрая, порядочная, честная, ухаживала за раненным на дуэли Гриневым. Девушка тоже всем сердцем полюбила героя, переживала за его здоровье, почти все время проводила рядом с постелью больного Гринева. Выздоровев, молодой человек получил письмо от отца, в котором тот ругал сына за неразумные поступки и запрещал ему думать о женитьбе. Не желая рассорить любимого человека с семьей, Маша признается Петру, что не может выйти замуж без родительского благословения. Наверное, их пути так бы и разошлись, однако у судьбы были свои планы.

Когда в крепость вошел Емельян Пугачев со своим отрядом, капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли от рук разбойников, а Маша попала под власть Швабрина, присягнувшего Пугачеву и оставленного им комендантом крепости. Узнав об этом, Гринев бросился спасать ту, которая полностью владела его сердцем. Он не мог оставить любимую девушку в руках бессовестного, глубоко не порядочного человека. Не думая о своей жизни, забыв об опасности, Гринев отправился к Пугачеву, чтобы просить за Марию Ивановну. Любовь придала ему уверенности, мужества, силы духа, не позволила опустить руки, а подтолкнула найти выход из ситуации и при этом сохранить честь.

Чувство любви преобразило и Машу Миронову. Из робкой, скромной, трусливой, по словам Василисы Егоровны, девушки, она превращается в уверенную, решительную, храбрую барышню. Она, молодая, неопытная, узнав об аресте Петра Гринева, отправилась в Петербург к императрице искать справедливости. Мария Ивановна хотела донести до государыни правду, объяснить, зачем Гринев встречался с Пугачевым. Девушка, которая никогда никуда не выезжала из крепости, сумела добраться до столицы и спасти любимого человека от виселицы.

Читать историю любви двух нравственно чистых, великодушных и порядочных героев очень интересно. Любовь в романе «Капитанская дочка» — яркое, сильное чувство, которое помогает героям справиться с жизненными трудностями, делает их сильнее, мудрее, терпимее и добрее, помогает выжить, противостоять злу и жестокости, бороться с несправедливостью.

Пример сочинения №3

“Любовь в Капитанской дочке”

Любовная тема очень часто поднимается в русской литературе, также данное произведение не является исключением. Искренне любить и любить всем сердцем способны немногие люди. У Александра Сергеевича много примеров такой любви.

В данном романе читатель наблюдает за тем, как развиваются отношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Петр является очень мужественным и смелым парнем. Он отличается благородством, храбростью и преданностью долгу. Молодой человек был готов к борьбе с мятежником Пугачевым, который был очень опасным и нещадно расправлялся со своими врагами.

Петр перед началом войны прибыл в острог, там он и остановился. Вот-вот должна была начаться война. Очень близко к этому место располагалось очень своеобразное войско мятежника. Именно в остроге герой и познакомился с Марией Мироновой. У знакомых очень быстро сложились доброжелательные и дружеские отношения.

Они только дружили, но глубоко в сердце были тайно влюблены друг в друга. Чувства были очень сильными, но у героев не хватало смелости признаться в них. Так как положение было очень сложное. Враг был уже очень близко. Жизнь Гринева была в серьезной опасности, его могли убить. Маша, получивши это известие, сразу осознала, что ее чувства к герою очень серьезны, и она боится его потерять. Благо, все хорошо закончилось. Пугачев оставил героя в живых, и это произошло не случайно. Они уже были ранее знакомы, и Пугачев принял выбор героя.

И Петр, и Мария оказались в такой ситуации, что поняли глубину своих чувств. Теперь они точно знали, что это любовь. Однако, они оба боялись признания, так как не знали, взаимно ли это. Они боялись, что их чувства могут оказаться невзаимными и следствием будет разбитое сердце. Это было сложное время для героев, им обоим было необходимо это признание.

Через время Мария оказалась в опасности. В этот момент Петр осознал, что пойдет на всё, дабы освободить капитанскую дочку. Обстоятельства помогли героем открыть те чувства, которые они так долго скрывали. Радовались они не долго, так как пришло время разлуки. Гринев отправил свою возлюбленную в свой родительский дом. Это было для того, чтобы сохранить жизнь своей возлюбленной. Вскоре Гринев возвращается, и молодые устраивают свадьбу.

Детали дальнейшей жизни молодоженов нам не известно. Автор только дает понять, что у них сложилась счастливая и полная любви, жизнь.

Трудные обстоятельства помогли героем понять, что на самом деле они чувствуют друг ко другу. Они убедились в том, что их намерения серьезны, и их отношения не являются временным увлечением.

Краткий анализ стихотворения «Во глубине сибирских…» по плану

История написания стихотворения

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным для декабристов, которые потерпели неудачу при совершении государственного переворота, и были отправлены в ссылку в Сибирь.

Среди этих декабристов были близкие друзья Пушкина: Пущин и Кюхельбекер.

Главной темой стихотворения является то, что декабристы и их подвиг не забыты.

Жанр стихотворения — послание.

В нем поэт обращается к своим друзьям декабристам, которые находятся на каторге в Сибири.

Композиция

Композиция стихотворения состоит из двух частей:

  • описание тягот и невзгод, которые приходится терпеть заключенным,
  • предсказание скорого освобождения.

Лирический герой

Лирическим героем произведения является сам автор.

Его настроения меняются от печальных к восторженным.

Настроения произведения

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» настроение очень плавно меняется с мрачного на возвышенное.

В начале произведения поэт описывает тяжелое положение, в котором оказались декабристы. В конце он выражает надежду на скорое освобождение заключенных и радость этого момента.

Лексика

Лексика стихотворения довольно разнообразная. Главными ключевыми словами являются:

  • мрачные, подземелье, нора, глубина, тяжкие оковы, темница — так автор передает угнетающую атмосферу и положение заключенных;
  • надежда, бодрость, веселье, свобода, оковы падут, темницы рухнут — этими фразами и словами поэт описывает ощущение свободы.

Можно сказать, что в стихотворении используются простые для понимания слова, которые, в свою очередь, используются в более глубоких средствах художественной выразительности.

Метафоры

В стихотворении используются множество метафор.

Например, фраза «во глубине сибирских руд» не означает, что стихотворение обращено тем, что работает в рудниках. Это описание любой каторги в далекой Сибири.

«Скорбный труд» — здесь речь идет о неудавшемся восстании декабристов, из-за которого их сослали в Сибирь.

«Мой свободный глас» — речь идет о стихах Пушкина, который в то время уже был освобожден от ссылки.

Олицетворения

Текст произведения содержит следующие олицетворения:

  • надежда разбудит,
  • глас доходит,
  • свобода примет.

Эпитеты

В стихотворении присутствует множество эпитетов, которые придают ему большую эмоциональную окраску: гордое терпенье, скорбный труд, высокое стремленье, мрачном подземелье, мрачные затворы, свободный глас.

Звуковые приемы

В стихотворении Александр Пушкина использует аллитерацию, а именно повторение буквы «р».

Это придает стихотворению ощущения жесткости и помогает передать непоколебимость декабристов.

«…Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд…»

Рифма

В стихотворении используется рифма с ударением на второй слог.

То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.

Стихотворный размер

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» написано четырехстопным ямбом с пиррихием.

Рифмовка

В стихотворении используется 2 вида рифмовки.

  • в первой строфе (четверостишье) — перекрестная рифма АВАВ:

    «Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье…»

  • во всех остальных строфах — кольцевая рифма АВВА:
    «… Несчастью верная сестра,
    Надежда в мрачном подземелье
    Разбудит бодрость и веселье,
    Придет желанная пора…»

Место в творчестве поэта

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» имеет очень важное значение в творчестве поэта.

Во-первых, это одно из самых значимых произведений вольнолюбивой лирики в творчестве Пушкина. Так как в нем представлено торжество свободного разума над оковами заключенного.

Во-вторых, это стихотворение основано не на художественном вымысле, оно отражает реальную историческую ситуацию того времени.

В-третьих, с помощью этого произведения мы можем многое узнать об отношении поэта к декабристам, его друзьям, а также о его политической позиции.

Личное мнение

Возможно, поэт подозревал о том, что декабристов уже никогда не выпустят на свободу.

Он понимал, что они совершили очень тяжелое преступление против царя, и вряд ли он простит им это.

Но Пушкин не хотел признаваться им в этом. Наоборот, он был на стороне их идеалов, и он желал облегчить их душевные страдания.

Именно поэтому он написал им стихотворение «Во глубине сибирских руд…», в котором говориться, что декабристы не забыты, что все сделанное было не зря. И описал сладкий для них момент, когда они выйдут на свободу.

Он сделал это для того, чтобы утешить близких людей, которых он очень любил.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведение «Во глубине сибирских руд» поднимает тему реального исторического события, разобраться а котором поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру проделала определенную работу, труды которой смогут помочь ученикам в подготовке к уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Темы, проблемы
  4. Композиция
  5. Символы и образы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Когда в 1825 году произошло восстание против царского правления. Первыми приняли в нем участие дворяне. Александр Сергеевич не имел возможности принять участие, так как находился в ссылке. Но в скором времени и до Михайловского добрались слухи о незавидной судьбе его товарищей-декабристов. Александр Сергеевич был очень огорчен тем фактом, что не мог лично оказать поддержку товарищам в сложную минуту. Он хотел находиться рядом с ними, невзирая на печальный исход.

Товарищи же хорошо знали поэта и его характер борца за справедливость, поэтому старались не рассказывать ему о предстоящем событии.

Все мы знаем, как много значили друзья-лицеисты для Александра Сергеевича, с которыми он сохранил дружбу до конца жизни. В восстании приняли участие и Иван Пущин, и Вильгельм Кюхельбекер, с которыми поэт был очень дружен. За их участие в восстании императором было принято решение их казнить. Для поэта это стало трагедией. Но судьба распорядилась иначе, и они были сосланы в Сибирь. Именно в их поддержку Александр Сергеевич и пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд» в январе 1827 года.

Жанр, размер

Жанр анализируемого стихотворения – это послание. Здесь мы видим обращение поэта со словами поддержки к своим товарищам-декабристам, которые оказались на каторге в Сибири. Рифму Александр Сергеевич использует, ставя ударение на второй слог. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с пиррихием.

Рифмовка же здесь встречается двух видов – перекрестная в первой строфе, и кольцевая в последующих.

Темы, проблемы

Основной темой произведения автор выносит подвиг декабристов, который никогда не будет забыт. Данным посланием творец пытается придать силы и подбодрить своих друзей, которые, к сожалению, оказываются на каторге. Он искренне верит, что рано или поздно их страна станет свободной, а их большое дело будет не напрасным. Здесь хорошо прослеживается то, что Александр Сергеевич полностью принимает сторону своих товарищей, разделяет их взгляды и всячески поддерживает.

Поэт долго трудился над данным произведением и вносил в него правки. Окончательный вид попал в Сибирь благодаря супруге одного из декабристов, которой удалось передать текст произведения.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть показывает все тяготы и невзгоды, которые выпали на долю каторжников.

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Во второй же части произведения автор старается подбодрить своих товарищей и рассказывает о скором освобождении.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Символы и образы

В роли лирического героя выступает сам автор, который своим посланием поднимает дух своих товарищей. Это видно из настроения стихотворения, которое меняется от мрачного (где он описывает тяжелую участь друзей, рисуя угнетающие картины), до восторженных, когда автор начинает говорить о скорой свободе.

Так же здесь присутствует образ декабристов, которых автор показывает смелыми, гордыми и сильными. При их описании, автор хорошо прорисовывает окружающую обстановку, чтобы читатель понимал, насколько тяжелой была участь его товарищей.

Присутствует и образ свободы, который был так важен для Александра Сергеевича. Будучи человеком свободолюбивым о не мог находиться взаперти, для него это было подобно смерти. Именно поэтому он так высоко и ценил её, наделяя в стихотворении самыми яркими и восторженными эпитетами. В заключительных строках произведения свобода берет верх, что вселяет надежду в заключенных.

Основная мысль

Основной мыслью произведения «Во глубине сибирских руд» можно назвать подвиг декабристов. Автор доносит до читателя, что даже несмотря на такой итог, скоро все изменится и их подвиг будет оценен по заслугам. Все что произошло – не напрасно и обязательно даст свои результаты. Он искренне верит в свободу государства, которая обязательно наступит, невзирая на трудности данного момента.

Автор искренне обращается к своим товарищам, чтобы те не теряли надежду и не падали духом. Их дело живет и никогда не будет забыто. Автор принимает их сторону, разделяет взгляды, а так же высокие цели. Он сожалеет лишь о том, что у него самого не было возможности принимать участие в перевороте.

Александр Сергеевич доносит до своих товарищей, что все это было не напрасно. Они проделали огромную работу и прошли нелегкий путь, поэтому в скором будущем их обязательно ждет свобода.

Во всем тексте слышна любовь поэта к своим друзьям, его искренние переживания о них. Он действительно старается вдохнуть в них новую силу, которая поможет товарищам преодолеть очередную преграду в их жизни. Александр Сергеевич очень хочет находиться рядом в этот момент, чтобы поддержать не только словом, но и делом своих близких друзей.

Он давно был противником царского строя, который постоянно высмеивал и поддавал критике в своих произведениях. Именно поэтому ему очень близко дело его товарищей. Их неудачу он воспринимает как личную. Поэтому переживания поэта чувствуются в каждой строке произведения.

Средства выразительности

Данное стихотворение написано очень пронзительно и искренне. Автор очень переживает за судьбу своих товарищей, и считает наказание не справедливым. Описывая окружающую обстановку местности, где находятся его друзья, он использует большое количество различных троп. Благодаря этому ему удается передать мрачное и угнетающее настроение.

Благодаря эпитетам строится вся эмоциональная окраска произведения.

Метафоры придают большей выразительности, передают настроение и умело подчеркивают необходимые детали, делая стихотворение более «живым».

Сравнения и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль, а добавляют определенных красок и звучания.

Вся совокупность средств выразительности, которую использует автор в анализируемом стихотворении, помогает как нельзя лучше передать настроение и эмоции поэта.

И, если в первой части произведения мы видим весьма мрачное настроение, которое «давит» и показывает всю тяжесть ситуации, то вторая часть произведения написана возвышенно. В голосе автора слышится неподдельная вера в лучше. Ведь ни одно великое дело не может остаться без внимания.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд» полный анализ стихотворения

История создания

Когда в 1825 году произошло восстание против царского правления. Первыми приняли в нем участие дворяне. Александр Сергеевич не имел возможности принять участие, так как находился в ссылке. Но в скором времени и до Михайловского добрались слухи о незавидной судьбе его товарищей-декабристов. Александр Сергеевич был очень огорчен тем фактом, что не мог лично оказать поддержку товарищам в сложную минуту. Он хотел находиться рядом с ними, невзирая на печальный исход.

Товарищи же хорошо знали поэта и его характер борца за справедливость, поэтому старались не рассказывать ему о предстоящем событии.

Все мы знаем, как много значили друзья-лицеисты для Александра Сергеевича, с которыми он сохранил дружбу до конца жизни. В восстании приняли участие и Иван Пущин, и Вильгельм Кюхельбекер, с которыми поэт был очень дружен. За их участие в восстании императором было принято решение их казнить. Для поэта это стало трагедией. Но судьба распорядилась иначе, и они были сосланы в Сибирь. Именно в их поддержку Александр Сергеевич и пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд» в январе 1827 года.


Место в творчестве поэта

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» имеет очень важное значение в творчестве поэта.

Во-первых, это одно из самых значимых произведений вольнолюбивой лирики в творчестве Пушкина. Так как в нем представлено торжество свободного разума над оковами заключенного.

Во-вторых, это стихотворение основано не на художественном вымысле, оно отражает реальную историческую ситуацию того времени.

В-третьих, с помощью этого произведения мы можем многое узнать об отношении поэта к декабристам, его друзьям, а также о его политической позиции.

Темы, проблемы

Основной темой произведения автор выносит подвиг декабристов, который никогда не будет забыт. Данным посланием творец пытается придать силы и подбодрить своих друзей, которые, к сожалению, оказываются на каторге. Он искренне верит, что рано или поздно их страна станет свободной, а их большое дело будет не напрасным. Здесь хорошо прослеживается то, что Александр Сергеевич полностью принимает сторону своих товарищей, разделяет их взгляды и всячески поддерживает.

Поэт долго трудился над данным произведением и вносил в него правки. Окончательный вид попал в Сибирь благодаря супруге одного из декабристов, которой удалось передать текст произведения.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть показывает все тяготы и невзгоды, которые выпали на долю каторжников.

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Во второй же части произведения автор старается подбодрить своих товарищей и рассказывает о скором освобождении.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Символы и образы

В роли лирического героя выступает сам автор, который своим посланием поднимает дух своих товарищей. Это видно из настроения стихотворения, которое меняется от мрачного (где он описывает тяжелую участь друзей, рисуя угнетающие картины), до восторженных, когда автор начинает говорить о скорой свободе.

Так же здесь присутствует образ декабристов, которых автор показывает смелыми, гордыми и сильными. При их описании, автор хорошо прорисовывает окружающую обстановку, чтобы читатель понимал, насколько тяжелой была участь его товарищей.

Присутствует и образ свободы, который был так важен для Александра Сергеевича. Будучи человеком свободолюбивым о не мог находиться взаперти, для него это было подобно смерти. Именно поэтому он так высоко и ценил её, наделяя в стихотворении самыми яркими и восторженными эпитетами. В заключительных строках произведения свобода берет верх, что вселяет надежду в заключенных.

Содержание дружеского послания

Александр Пушкин строит своё послание на противопоставлениях. В первой части стихотворения автор говорит о «мрачном подземелье», где находятся его товарищи, а вот во второй части, несмотря даже на темницу, он призывает к духовной свободе. Александр Сергеевич старается приблизить будущее для этих людей, приблизить их свободу.

Сначала автор говорит о важных духовных ценностях, а затем пытается сделать эту внутреннюю свободу реальной. Александр Пушкин рассказывает будущим поколениям о своих друзьях-декабристах, как о мужественных, стойких и смелых людях. Он показывает читателю, что если бороться за свои идеалы, идти в своей вере о свободе до конца, то человек становится непобедимым и в конечном счёте добьётся намеченного.

Основная мысль

Основной мыслью произведения «Во глубине сибирских руд» можно назвать подвиг декабристов. Автор доносит до читателя, что даже несмотря на такой итог, скоро все изменится и их подвиг будет оценен по заслугам. Все что произошло – не напрасно и обязательно даст свои результаты. Он искренне верит в свободу государства, которая обязательно наступит, невзирая на трудности данного момента.

Автор искренне обращается к своим товарищам, чтобы те не теряли надежду и не падали духом. Их дело живет и никогда не будет забыто. Автор принимает их сторону, разделяет взгляды, а так же высокие цели. Он сожалеет лишь о том, что у него самого не было возможности принимать участие в перевороте.

Александр Сергеевич доносит до своих товарищей, что все это было не напрасно. Они проделали огромную работу и прошли нелегкий путь, поэтому в скором будущем их обязательно ждет свобода.

Во всем тексте слышна любовь поэта к своим друзьям, его искренние переживания о них. Он действительно старается вдохнуть в них новую силу, которая поможет товарищам преодолеть очередную преграду в их жизни. Александр Сергеевич очень хочет находиться рядом в этот момент, чтобы поддержать не только словом, но и делом своих близких друзей.

Он давно был противником царского строя, который постоянно высмеивал и поддавал критике в своих произведениях. Именно поэтому ему очень близко дело его товарищей. Их неудачу он воспринимает как личную. Поэтому переживания поэта чувствуются в каждой строке произведения.

Пушкин и движение декабристов

В контексте анализируемого произведения следует детальнее взглянуть на роль Александра Сергеевича для общественных движений в Российской империи этого времени. Русская литература пушкинской эпохи часто поднимала проблемы цензуры, свободы, оппозиционных общественных движений. Творчество великого русского гения тоже коснулось этих проблем. Свобода – тема, которая заняла почетную роль в пушкинском наследии. Декабристские архивы сохранили произведения Александра Сергеевича, потому что поэт активно поддерживал опальных молодых людей. Сам писатель тоже пережил наказание: ссылку, ведь автора вынудили отправиться в Михайловское, а потом – на юга. Это произошло в 1825-м году.

В произведении Александра Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения.

Приговор для участников декабристского движения вынесли в следующем году, в 1826-м. Писатель хорошо знал этих людей: Кюхельбекера, Рылеева, Муравьева и других. Сначала опальных сторонников свержения режима собирались казнить. Позже страшный приговор заменили на более мягкое наказание: ссылку и каторгу.

Возвращение поэта из ссылки

Александр Сергеевич «отделался» относительно удачно. Уже в 1826-м году писатель возвращается в родные края – сначала поэта ждала Москва, а потом – Петербург. Поэт не отвернулся от товарищей, старался поддерживать и оправдывать деятельность декабристов. Автор встретился с императором (при власти тогда находился Николай Первый). Но разговор с самодержцем не убедил литератора бросить товарищей. Над Пушкиным тяготела угроза очередной ссылки, однако поэт все равно отправлял послания в Сибирь. Так к оппозиционерам доходили запретные письма русского гения.

Дальнейшая судьба поэзии

Мечта писателя исполнилась: Александру Сергеевичу удалось передать свое послание товарищам в Сибирь. В роли «курьера» выступила супруга декабриста Муравьева – Александра. Пушкинское произведение не издавалось, пока автор оставался в живых. Цензура не пропускала поэзию к публикации, это было слишком рискованно и для самого поэта. Резкое содержание фраз пугало властей. Это не помешало стиху обрести широкую известность и популярность в народе. Произведение переписывалось от руки, передавалось в виде списков и обрело свое символическое значение для декабристского движения.

Первый вариант пушкинского произведения разместили на страницах семейного альбома княгини Ростопчиной. Впоследствии писатель внес в поэзию некоторые изменения: в частности, изменились вторая и третья части произведения. Автор привнес в поздние версии поэзии больше позитивных настроений, мотивы надежды, любви и дружбы. Сибирским товарищам литератора «досталась» как раз вторая версия произведения.

Тематика произведения

Русский литератор воздает памятную дать людям, очутившимся в сибирской ссылке. Плененные декабристы надеялись на помилование, на получение свободы. Но история показала, что правящие круги проявляют жестокость и строгость в отношении инакомыслящих людей. Декабристов постигла печальная участь.


Центральное место в пушкинском творении занимает желание сохранить память о временах декабристского движения и его участниках. Косвенно автор обращается к теме важности дружеской поддержки в трудный период жизни. Писатель доносит до своей аудитории мысль о необходимости крепкой надежды на лучшие времена, на свободу.

Мотив свободы

Тему свободы затрагивал не только Александр Сергеевич. Этот мотив был также близок Лермонтову. Физическая свобода – это только половина дела. Человек не ощущает себя полностью свободным, если не может без страха тюрьмы выражать свои мысли. Заключение в темницу – страшное наказание для людей. Лишение свободы высасывает из человека радость, способность к веселью. Единственный шанс вернуть утраченный свет души – это обретение надежды на спасение от темницы.

Свобода – как тема и мотив – встречается во многих пушкинских произведениях: «Арион», «Стансы», Пророк» и т. д. Но именно в анализируемой поэзии наиболее громко звучат о мужестве, храбрости, героизме и жертвенности. Мотив свободы воплощается во фразах о «каторжных норах», «мрачных затворах», «свободном гласе» и т. д. Александр Сергеевич даже получил ответ на свое лирического письмо – от коллеги, поэта и тезки Александра Одоевского. В этом ответе содержались слова, которые превратились в кредо будущих революционеров. Одоевский выступил пророком, сказав, что пламя загорается из искорок.

Нравственные мотивы

Пушкинский шедевр отличается мощным нравственным посылом и возвышенностью стиля. Торжественный характер произведения обеспечивается словами, которые выделяются заглавной буквой: «Надежда», «Несчастье», «Свобода», «Любовь» и т. д. Бунтарей против существующего общественного строя лишили, прежде всего, чести, человеческого достоинства и поддержки со стороны родных и близких людей. Александр Сергеевич пытается вернуть товарищам утраченные ценности – хотя бы добрыми словами. К сожалению, пушкинские предсказания и пожелания не сбылись: лишь немногие повстанцы получили амнистию и вернулись домой. Это случилось через 25 лет после восстания. Бывшие каторжники потеряли здоровье, вдохновение, молодость, силы, титулы и дворянские привилегии. Большинство декабристов умерли в ссылке.

Образ Сибири

Александр Сергеевич знакомит своих читателей с истинной сутью Сибири. Бунтарей в этих суровых краях спасет лишь терпение и личностное достоинство. Образ «сибирских руд» отсылает к невероятной заброшенности Севера. В ту эпоху Сибирь оставалась российском колонией, ключевым сырьевым источником. Образованные люди представляли Сибирь краем, куда не ступала нога цивилизованного человека. Аристократы-декабристы ужасались Севера. Интеллектуалам здесь жилось тяжело.

Пушкин ободряет пленников, напоминая о том, что великие усилия принесут плоды – в будущем. Поначалу участников восстания осуждали, однако следующие поколения поддержали начатое декабристами дело. Провал мятежа обуславливался неподготовленностью плана, отсутствием координации действий участников. Роль декабристов – подать пример будущим поколениям, последователям, борцам за справедливость.

Идея стихотворения

Содержание произведение тесно связывается с мотивом свободы. Фигура автора сливается с фигурой героя. Аудитория, адресаты пушкинской поэзии – люди, находящиеся в сибирской ссылке. Заточение для литератора – страшная кара. Пленение друзей Александр Сергеевич воспринимает так, как собственное лишение свободы. Впрочем, автор произведения прямо не говорит, что именно его связывает с адресатами поэзии. Перед читателем предстает коллективный образ человека, протестующего против системы. «Глубина сибирских руд» поглощает бунтарей, но не ломает их дух. Однажды поступки и мысли пленников принесут свои результаты. Цель писателя – ободрить пленников, дать надежду сибирским каторжникам. Надежда озаряет даже самые мрачные подземелья. После мрака в жизнь людей обязательно приходят любовь и дружба. Плен – это временное состояние, однажды люди избавятся от оков. Бунтари, освободившись от заключения, вернутся к борьбе за права и свободу. А товарищи, оставшиеся на воле, окажут в этом благородном деле поддержку.

Композиционные и жанровые особенности поэзии

Пушкинский шедевр условно делится на несколько частей:

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Для Александра Пушкина 1825 год был полон надежд, разочарований и споров. Поэт переживал за судьбы декабристов, ведь среди тех, кого отправили в ссылку, было много его знакомых и друзей. В тот период он написал несколько произведений, посвященных этой теме и ситуации в стране в целом. Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд» облегчит ученикам 9 классов подготовку к уроку по литературе.

  1. История создания
  2. Тема и идея
  3. Композиция и жанр
  4. Художественные приемы

История создания

Анализ «Во глубине сибирских руд» следует начинать с истории написания стихотворения. Она тесно переплетается с историей России и движением против власти в первой половине XIX века. В те времена как никогда остро стояли вопросы свободы и государственного строя. Многие дворяне стремились к отмене самодержавия и крепостного права. Именно в этом декабристы видели причины отсталости страны. Эти темы поднимал в своем творчестве и Александр Сергеевич. Пушкин не был участником восстания, однако очень переживал за других и сочувствовал тем, кого отправили в ссылку.

Приговор по делу декабристов был вынесен в июле 1826 года. Сначала восставших хотели казнить, но после решили отправить на каторгу в Сибирь. Среди осужденных были знакомые Александра Сергеевича. В 1826 году поэт вернулся в Москву после ссылки в Михайловском. Он всячески поддерживал друзей, старался спасти их. Вскоре ему была назначена встреча с Николаем I. Император осуждал поэта за поддержку оппозиции, но даже после беседы с ним Пушкин не отрекся от своих товарищей.

Когда Александр писал стихотворение, он не думал, что оно будет опубликовано. Поэт создал его, чтобы поддержать и ободрить друзей, которых отправили на каторгу. Оно было предназначено исключительно для узкого круга друзей, но могло быть доставлено им только в качестве запретного письма. Несмотря на угрозу новой ссылки, Пушкин отправляет стихотворение в Сибирь. В те холодные края его доставила Муравьева, супруга одного из декабристов. Стихотворение было написано в 1827 году.

Тема и идея

Основная тема — память о тех, кто был сослан на каторгу за свое стремление к свободе. Строфой стихотворения «Не пропадет ваш труд и дум высокое стремление» Пушкин выражает мысль, что трагическое восстание не будет забыто, ведь за него пришлось слишком много заплатить, погибло более 1271 человека. И их жертва не была напрасной, ведь заговор декабристов получил огромный резонанс в обществе и привлек внимание к проблеме крепостных и самодержавия в России.

Трагические события тех лет сильно повлияли на мнение людей и политику во времена правления Николая Первого.

Ключевая идея стихотворения — показать как важна дружба и преданность своим идеалам. Поэт призывает друзей не опускать рук и держаться до последнего. Он верит, что надежда на лучшее может пробудить в человеке радость, даже если он заточен в заключение.

Лирический герой произведения обращается к заключенным. За счет этого в стихотворении создался сборный образ людей, которые оказались в ссылке в Сибири. Герой не только поддерживает и сопереживает заключенным, он уверен, что их действия и обязательно в будущем замысел принесут свои плоды. Он подбадривает людей, говорит, что надежда на лучшее не должна угасать, ведь им не вечно придется сидеть в заключении. И когда они выйдут на свободу, то смогут снова бороться за свои права, заручившись поддержкой друзей, что остались на воле.

Александр Сергеевич также обращает внимание читателя на то, что «Придет желанная пора» и заключенные обязательно вернутся домой. Автор также обещает, что их никто не бросит. За декабристов было отправлено немало просьб императору от их родных и друзей.

Стихотворение имеет яркий эмоциональный окрас, цель которого поднять дух заключенных, подбодрить их в сложное время. Письмо поэта действительно помогло многим из них стойко держаться и все-таки выжить в тех нелегких условиях. Но выйти на свободу у декабристов получилось нескоро, амнистия наступила спустя почти тридцать лет после их восстания.

Композиция и жанр

Стихотворение Пушкина по жанру относится к посланию. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с пиррихием.

В произведении Александром Сергеевичем использовалось два вида рифмовки — перекрестная и кольцевая. В нем присутствует как мужская, так и женская рифмы.

Композиция стихотворения состоит из четырех строф. Примечательно, что использованные предложения были бессоюзными, сложносочиненными. По смыслу стихотворение условно поделено на две части:

  • в первой описываются люди, находящиеся в темнице за свои высокие идеи;
  • во второй лирический герой излагает свое пророчество, в котором говорит, что каторжники скоро выйдут на волю.

Переход от одной части к другой происходит плавно с постепенной сменой настроения от грустного до воодушевленного. Сначала присутствует только образ каторги, но постепенно он переходит к образу свободы, который особенно четко становится виден в конце.

Художественные приемы

Стихотворное письмо Пушкина к своим товарищам наполнено множеством художественных приемов. С помощью тропов автор показывает свои переживания за каторжников и старается подбодрить их в трудный час. В тексте использовались такие средства выразительности:

  1. Метафоры — «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «несчастью верная сестра надежда», «высокое стремленье дум», «оковы падут», «свобода примет вас радостно у входа». За счет этого приема автор сделал живыми абстрактные вещи.
  2. Эпитеты имеют в основном мрачный эмоциональный окрас, так как они играют большую роль в воспроизведении атмосферы на каторге — «скорбный», «оковы тяжкие», «мрачный».
  3. Сравнение в стихе присутствует одно — «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В строках произведения помимо этого присутствует аллитерация. К примеру, в начале текста преобладают слова со звуком «р». Этот прием подчеркивает настроения стиха.

За счет слов, ассоциирующихся с заключением, — «темницы, оковы, подземелья, каторжные норы» демонстрируются результат несостоявшегося восстания и положение, в котором оказались люди.

«Во глубине сибирских руд» — анализ стихотворения А.С. Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во глубине сибирских руд.
История создания – произведение было написано в 1827 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.

Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.

Композиция – Стихотворение А. Пушкина – условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА.

Метафоры – «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут».

Эпитеты – «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас».

Сравнения – «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

Анализ стихотворения «во глубине сибирских руд» Пушкин А. С.

Вариант 1

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» А. С. Пушкина увидело свет в 1827 году. Этот поэтической труд – акт высокого гражданского мужества человека, поэта.

«Во глубине сибирских руд» — искреннее, горячее послание Пушкина отбывающим ссылку декабристам. В нём автор выразил надежду на скорую амнистию декабристам, которая реально имела место лишь в 1855 году.

Стихотворение появилось на волне энтузиазма, который был вызван решительным поступком-подвигом немалой части жён декабристов. Они пренебрегли всем — положением в свете, богатством, знатностью, и отправились вслед за своими мужьями в ссылку.

Особенно тронула Пушкина прощальная встреча с Марией Раевской, которую он некогда любил. Теперь она уезжала в числе первых, в качестве супруги С. Г. Волконского. Наказание Волконского измерялось двадцатью годами каторжных работ.

В стихотворении «Во глубине сибирских руд» доминирует гражданская тема, тема верности идеалам юности. Цель, которую ставил перед собой поэт: укрепить и поднять дух не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а весь состав декабристов, обречённых на тяжёлый труд «в каторжных норах» забайкальских Нерчиских рудников, вселить в них надежду на лучшее. Вера в то, что всё плохое скоро закончится – именно этим обуславливается эмоционально насыщенный тон произведения.

Восстание декабристов потерпело крах. Но при той расстановке сил в обществе, которая была на тот момент времени, оно не могло не закончится неудачей.

Но не могли и не выступить декабристы. Слишком сильны были их освободительные помыслы, высоки гражданско-патриотические чувства. И хотя положительного результата декабристы не достигли, всё произошедшее было не напрасно.

После подавления декабрьского восстания, Пушкин был возвращён Николаем I из ссылки. Они имели долгую и продолжительную беседу с глазу на глаз. Николай уверил поэта в том, что он искренне желает использовать свою власть во благо и процветание народа и просил Александра Сергеевича помочь ему своим творчеством в этом.

Пушкин, безусловно, прислушался к мнению царя, но от своих прежних убеждений не отказался. Как не отрёкся и от своих друзей-декабристов. После разговора, ещё более подвергая себя опасности, он посылал им в Сибирь проникновенные, полные надежд, стихи. Поэт надеялся на то, что его личные старания в содействии скорому освобождению томящихся в ссылке людей, будут иметь успех.

Жанр произведения «Во глубине сибирских руд» — гражданское и дружеское послание. Послание – один из любимых пушкинских жанров.

Используемые средства поэтической выразительности

«Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – терминология, связанная с восстанием и его последствиями.

Эпитеты, используемые в работе — «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Сравнение, имеющее место в стихотворении «Во глубине сибирских руд»:

«Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас».

Для придания стихотворению большей насыщенности, твердости и решительности, Пушкин применяет метод аллитерации (аллитерации на «Р»).

«Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» написано четырёхстопным ямбом.

Вариант 2

Братство, сложившееся в стенах Царскосельского лицея, где учился Александр Сергеевич Пушкин, сохранилось до последних дней каждого из лицеистов. Неслучайно ежегодно 19 октября все выпускники Лицея собирались, если появлялась такая возможность. А Пушкин почти на каждую годовщину писал очередное стихотворение. Поэтому для него личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Когда основных участников восстания сослали в Сибирь, Пушкин проявил изрядную смелость и написал знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…». Многие товарищи поэта состояли в тайных обществах, но не посвящали в планы восстания Александра Сергеевича, который и так уже конфликтовал с властью и дважды бывал в ссылке. Однако, когда его вызвали к самому Николаю I для личной аудиенции, Пушкин заявил, что если бы он 14 декабря 1825 года был в Петербурге, то «непременно встал бы в мятежное каре».

Своим стихотворением «Во глубине сибирских руд» молодой поэт хотел подбодрить сосланных декабристов, следуя лицейским традициям, мечтал поддержать их веру в окончательное торжество свободы. Он обращается к декабристам как товарищ, который вынужденно остался на свободе, но по-прежнему разделяет их «дум высокое стремленье». Написано это стихотворение было в годовщину декабрьского восстания — в начале января 1827 года.

Первоначальный вариант этого послания был размещен в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной. В дальнейшем поэт поменял вторую и третью строфы, и стихотворение еще больше озарилось надеждой, а любви и дружбе придавалось еще большее значение. В Сибирь попал второй вариант этого стихотворения: поэт переслал его с Александрой Муравьевой, которая уехала в Сибирь к мужу.

Послание написано высоким стилем: особую торжественность придают ему слова, записанные с заглавной буквы, — Надежда, Любовь, Свобода, Несчастье. Поэт понимал, что его друзья-декабристы, лишенные свободы, чести и достоинства, нуждаются, прежде всего, в моральной поддержке своих товарищей. Именно поэтому Пушкин осмелился не только написать такое стихотворение, но и переправить его друзьям в Сибирь. Обращаясь к ним, поэт уверен: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Автор считает, что идеи декабристов все же найдут свое воплощение в жизни, ведь идея свободы является определяющей в творчестве Пушкина.

Тему свободы и верности декабристским идеям Пушкин сохранит в своих последующих стихотворениях: «Арионе», «Стансах», «Пророке». Однако именно в стихотворении «Во глубине сибирских руд» наиболее ярко нашла воплощение мысль о героизме и мужестве. Отсюда такая лексика: «каторжные норы», «мрачные затворы», «свободный глас». Поэт Александр Одоевский ответил на послание Пушкина стихотворением, в котором содержались строки, ставшие девизом революционеров начала ХХ века: «Из искры возгорится пламя!»

Утешая своих друзей, оказавшихся в Сибири, откуда многим уже не суждено будет вернуться, Пушкин написал: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы» . Поэт был уверен, что о подвиге декабристов будут помнить последующие поколения, при этом выражал надежду, что судьба окажется к героям его стихотворения более благосклонной, чем правительство и царь: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа». Только предсказанию этому не суждено будет сбыться: через четверть века немногие декабристы, пережившие ссылку, получат амнистию и вернутся домой больными и беспомощными стариками, лишенными титулов и дворянских привилегий.

Вариант 3

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия. В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство.

«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

Вариант 4

Выполняя анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд», нужно учитывать, что история создания этого произведения неразрывно связана с произошедшими в России событиями: декабрьским восстанием на Сенатской площади и казнью участников этого восстания. Это произведение — послание единомышленникам, друзьям, оказавшимся в сибирской каторге после неудавшейся попытки государственного переворота. Стихотворение, как и большинство других вольнолюбивых произведений Пушкина, распространялось в списках.

Два события подтолкнули Пушкина на написание этого произведения. Первое – годовщина восстания, и второе: он узнал об отъезде А.Г. Муравьевой. Велико было желание поэта поддержать людей, с которыми его связывала духовная близость, а с некоторыми из декабристов – дружба.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, но в нем присутствует идея гражданского долга. Тема стихотворения — дружба и свобода.

Послание написано эмоционально. Состоит из 4‑х строф. Несмотря на эпитеты — скорбный, мрачный, тяжкие, каторжные, оно дышит верой в светлое будущее. В нем присутствует возвышенная лексика: оковы, свобода, глас.

В первой строфе поэт призывает осужденных на каторгу к терпению и вере в то, что все может измениться. В последующих строфах он показывает, какие могут произойти перемены: придет желанная пора; Любовь и дружество… дойдут сквозь мрачные затворы, и наконец,

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Когда Пушкин писал это стихотворение, он прекрасно понимал, что при существующей власти оно не может быть опубликованным в открытой печати. Своим посланием поэт стремился быть услышанным узниками царского режима. Он переживал от того, что в столь важный для страны день он не мог быть там, где была вся передовая молодежь Санкт-Петербурга.

Все стихотворение построено на антитезах, то есть, на противопоставлениях: скорбный труд – высокое стремленье, несчастье – веселье, каторжные норы – свободный глас, темницы – свобода.

Ритмика стихотворения изложенного четырех степным ямбом, придает произведению энергичность, бодрость. Стопы двухсложные с ударением на втором слоге. В стихотворении применена комбинированная рифмовка: в 1‑й строфе – перекрестная, во 2 и 4‑й – охватная, в 3‑й строфе использована смежная рифмовка.

Возвышенной энергетике стихотворения способствует также ассонанс и аллитерация – особая звуковая организация текста, при которой повторяются гласные (при ассонансе) и согласные (при аллитерации) звуки.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Аллитерация на звук «р» придает произведению твердости и решительности.

Основная идея стихотворения направлена на будущее. Будущее общества, страны, каждого из декабристов в отдельности.

Была ли нужна эта жертва стране? В какие социальные катаклизмы вылилось развитие освободительного движения, растянувшееся на сто лет, ни Пушкин, ни декабристы, ни Герцен, которого декабристы разбудили, никогда не узнали. Они просто верили в то, что действовали во благо страны и порабощенного народа.

История создания

Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, движений за нее. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почетное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он оправляет им письма со стихами.

Такая и история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея о том, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на освобождение. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье даже, когда он находится в «темнице».

Лирический герой стиха обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресанты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.

Замысел произведения

Главной идеей стихотворения является верность любви и своим идеалам, которые непоколебимы и нерушимы, обстоятельства не могут сломить и заставить отказаться от своей точки зрения. Поэт хотел этим творением поднять боевой дух всех участников восстания.

Где-то там, в каторжных норах, они могли надеяться на то, что скоро все закончится. Вера в лучшее, в будущее и надежда на удачу – вот это истинные эмоции, которые захлестывают каждого, кто читал это стихотворение.

Увы, но восстание провалилось, что было очевидно с самого начала, расстановка сил в обществе в то время была такова, что ни единого шанса на успех просто не было и быть не могло. Они прекрасно понимали это, но от своей идеи не отказались, их чувства и помыслы были сильны и чисты, а патриотизм и гражданская позиция брали верх над всем.

Николай I после восстания вернул поэта из ссылки, и они несколько часов разговаривали. Никто так и не узнал, о чем они беседовали столько времени, что обсуждали и к какому решению пришли. Поэт всегда отказывался говорить на эту тему, а император тем более.

Пушкин вскользь упоминал о том, что император заверил его, что власть, данная ему, не будет использована во вред. Он желает своей стране только хорошего, хочет процветания и развития империи. Он также просил Александра Сергеевича о том, чтобы своим творчеством он помог ему в этом. Император искренне считал, что творчество поэта несет свет.

Поэту льстило такое внимание царя, но от своих убеждений он так и не отказался. Он не отрекся от друзей, которые остались на каторге, и регулярно отправлял им посылки и писал стихи, подпитывая их надежду на лучшее, не давая ей угаснуть.

Средства выразительности

Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.

Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания Сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие».

Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: