История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.

Похожие сочинения:

«Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова В мире был он одинок. Байрон Эта строка из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» выбрана в качестве эпиграфа не случайно.

«Лишние люди» в произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова «Лишний человек», «лишние люди», «галерея лишних людей» — откуда появился этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил.

Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный — проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в.

Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Все философы, на протяжении двух с половиной тысяч лет всегда уделяли внимание проблеме судьбы, рока, действующего вне зависимости от наших.

Читайте также:
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии: сочинение

Дуэли в произведениях Пушкина и Лермонтова (сопоставительный анализ эпизодов) В произведениях Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» затрагиваются многие общие темы: порочность и.

Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на.

Роман «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры «История одного города» — это, наверное, самое известное произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Здесь сатира направлена против тех пороков российской государственности.

Значение Пушкина для России и русской культуры «Россия слишком мало известна русским». Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего.

Личность и история в творчестве А. С. Пушкина Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и.

История в творчестве А. С. Пушкина А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые.

Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в.

Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов» ) Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под.

Настоящее и будущее России в произведениях Н. Некрасова Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к.

Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой.

Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова В поэзии всех веков есть стихи на многие извечные темы: любовь, дружба, смысл жизни, тема природы. Назначение поэта и поэзии.

Пророк Пушкина и Лермонтова Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — свое.

Сравнение «Пророка» Лермонтова и «Пророка» Пушкина В 1826 Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», через пятнадцать лет эту тему перенял Михаил Юрьевич, произведение которого стало, можно сказать.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и.

Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Оба произведения — повесть «Капитанская дочка» и роман «Вадим» — объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны.

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век) План. I «Источник чистый вдохновенья». (Е. А. Баратынский) II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А. С. Пушкин) 1. Особое.

История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Написанный в 1832 году, роман А. С. Пушкина «Дубровский» раскрывает нам жизнь русского дворянства начала 19 века. В основе произведения.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы — долга и.

Кавказ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Кавказ называли «Теплой Сибирью»; туда в действующую армию.

Недавняя история страны в произведениях современных авторов (Б. Можаев «Мужики и бабы», В. Белов «Кануны») В последние годы увидели свет произведения, долгое время находившиеся под запретом или не публиковавшиеся и воссоздающие картину духовной жизни советского.

Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» У двух величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова — есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин.

Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века — очень сложное время в истории.

История Маши Мироновой (по «Капитанской дочке» А. Пушкина) Пушкин приступил к работе над романом «Капитанская дочка» в начале 1833 года. Осенью 1836 года окончательно обработанный текст романа был.

История России в произведениях Александра Сергеевича Пушкина

В стихах и прозе

Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .

Читайте также:
Троекуров 2: сочинение

Обязательно нужно знать:

  1. Одним из первых сочинений, в которых Пушкин обратился к прошлому, можно считать «Песнь о вещем Олеге». С одной стороны, это почти сказка, пусть и основанная на древнем предании. Но, с другой стороны, читатель узнает и о Царьграде, и о Перуне (в лице его служителя). И это уже самая настоящая реальность, как и борьба Руси со своими соседями, языческие народные основы. Поэтому и сам Олег воспринимается как живой человек, готовый шагнуть в мир со страниц произведения.
  2. Впоследствии автор часто находил место отсылке к историческим событиям и в тех своих шедеврах, где им, казалось бы, не может быть места. О настоящем героизме народа-освободителя писатель, например, тонко сказал даже в «Евгении Онегине». Пушкин, наверное, впервые на деле доказал, что лирика и патриотизм более чем совместимы, они могут органично дополнять друг друга.
  3. Стремясь к разгадке русской души, писатель не боится исследовать особенности характеров реальных персонажей. Его на протяжении всей жизни интересуют исторические личности. В частности, в «Воспоминаниях о Царском Селе» это такие знаковые фигуры, как Орлов и Румянцев. Аналогичный подход певец народа использовал и в других работах, в них проходит целая череда героев, мыслителей, ученых, военных, правителей и обычных людей. Судьба каждого из них неразрывно связана с судьбой Родины.
  4. Настоящий исследователь отталкивается от фактов. Писателю крайне любопытны были и архивы, и живые свидетели минувшего, и возможность лично увидеть памятники прошлого. Интересно, что Александр Сергеевич не приукрашивал своих героев, он не наделял их сверхспособностями. В его изложении историю страны делали обычные люди, обладающие не только достоинствами, но и недостатками.

Интерес к истории государства и его народа Александр Сергеевич перенес из поэзии и в свою прозу. Здесь он также точен в описании событий, хорош в слове, честен в оценках.

Личность Петра Великого

Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства. Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.

Необходимо понимать:

  1. Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
  2. Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
  3. Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.

Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.

Трагедия национальной катастрофы

Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.

Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:

  1. Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
  2. Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
  3. Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
  4. Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.

Обращение к таким образам Николки и Пимена позволило автору выразить идею общего тяжкого греха и показать пути его искупления.

Картина русского бунта

Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:

  1. Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
  2. Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
  3. Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
  4. Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
  5. Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.

Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.

Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.

Эта наука позволяет раскрыть и самые важные черты того или иного народа. Если гений реализовывал такой план, это ему, безусловно, удалось.

Болдинская осень 1830 года

Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.

3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.

«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.

Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.

7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа “Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам “Полтавы”»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о “Марфе Посаднице” М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»

Читайте также:
Характеристика Татьяны Лариной: сочинение

Источник: Классика онлайн

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.09.2020. Любовь это не чувство. Любовь это состояние воли.
  • 21.09.2020. Болдинская осень 1830 года

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Болдинская осень

Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза. В общей сложности Пушкин провёл в Болдине не более пяти месяцев, но именно здесь им созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная, плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение болдинской осени.

Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 года и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца поэт написал более сорока произведений, среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

Осень 1833 года после поездки на Урал поэт снова провёл в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться». Здесь Александр Сергеевич написал «Медного всадника», «Сказку о мёртвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений и закончил «Историю Пугачёва».

Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 года по запутанным делам имения и прожил там месяц, но в этот раз он был настолько утомлён и истерзан душевно, что в середине октября вернулся в Петербург, написав лишь «Сказку о золотом петушке».

В мае 1835 года в письме к болдинскому управляющему поэт писал: «В июне думаю быть у вас». Однако намерения поэта не осуществились, и на земле осталось ещё одно место, с которым он сроднился и которое без него осиротело. (3)

Поговорим подробнее о замечательном периоде жизни поэта – болдинской осени.

Выехав из Москвы, Пушкин 3 сентября 1830 года приехал в Болдино. Он сообщает другу в письме: «Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт». И действительно, болдинская осень стала символом творчества, вдохновения, знаком того, что муза посетила писателя в дни наибольшей щедрости, наибольшего расцвета поэтического таланта. В эти дни Пушкин поднимается на недосягаемые высоты. Был истинно велик поэт, за письменным столом коротавший своё одиночество в холерном карантине. Александр Сергеевич сам был взволнован невероятным «урожаем» болдинской осени, о чём извещал в письме своего друга и издателя Плетнёва: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Любимое время года, глухое уединение, никем и ничем не нарушаемые мысли, неостывающее чувство к Наталье Гончаровой – всё это призвало Пушкина к труду, двинуло к творчеству, и он с жадностью приступил к работе.

На пятый день после приезда, 7 сентября, Пушкин создаёт первое большое стихотворение. На дворе чистая, светлая осень, а на двух листках «мчатся тучи… снег летучий». Отчего? Душевное состояние Пушкина помогает понять его письмо к княгине Вяземской, написанное перед отъездом в Болдино. В этом письме поэт рассказывает о ссоре с матерью своей невесты Натальи Николаевны: «Я уезжаю, рассорившись с г-жей Гончаровой. …Не знаю ещё, расстроилась ли моя женитьба, но повод для этого налицо, и я оставил дверь открытой настежь… Ах, что за проклятая штука счастье!»

Читайте также:
Идейная структура Капитанской дочки: сочинение

Наверное, из этой неопределённости будущего появляется такое тревожное стихотворение – «Бесы»:

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

А на следующий день, 8 сентября, Пушкин создаёт «Элегию» – шедевр из шедевров, которая овеяна той же глубокой грустью, но уже с надеждой на будущее счастье:

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Конечно, о любви Натальи Николаевны говорит здесь Александр Сергеевич.

9 сентября Пушкин одерживает блистательную победу: он, родоначальник новой русской поэзии, даёт первый замечательный образец русской художественной прозы: повесть «Гробовщик», открывающую цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», которых будет пять: «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел» и «Метель», написанные болдинской осенью.

«Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрёстных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы. (3)

Здесь же, в Болдине, созданы две последние главы «Евгения Онегина». «Мой дядя самых честных правил…» – эта строчка родилась весенней кишинёвской ночью 1823 года. «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, никогда не будет окончено», – так начиналось предисловие к первому изданию первой главы романа в стихах «Евгений Онегин». И вот конец:

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочёл её романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Роман окончен. Расписавшись и выставив дату: 25 сентября, Пушкин подводит итог: семь лет, четыре месяца, 17 дней.

Русская литература приобрела сокровище, которому не знала и по сей день не знает равных.

В своём романе Пушкин достиг ещё неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма. Достоевский назвал «Евгения Онегина» поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностью, какой не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй». (2) Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки. Благодаря гибкой манере повествования, принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события, Пушкин преодолел разделение героев на «положительных» и «отрицательных». Это имел в виду Белинский, отмечая, что, благодаря найденной Пушкиным форме повествования, «личность поэта» «является такою любящею, такою гуманною». (1)

Если «Евгений Онегин» подводил черту под определённым этапом поэтической эволюции Пушкина, то «маленькие трагедии» знаменовали начало нового этапа. (3)

В Болдине Пушкин создаёт несколько «маленьких трагедий»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и последняя трагедия, название которой войдёт в пословицу, – «Пир во время чумы».

В «маленьких трагедиях» Пушкин в острых конфликтах раскрыл влияние кризисных моментов истории на человеческие характеры. Однако и в истории, как и в более глубоких пластах человеческой жизни, Пушкин видит мертвящие тенденции, находящиеся в борении с живыми, человеческими, полными страсти и трепета силами. Поэтому тема застывания, затормаживания, окаменения или превращения человека в бездушную вещь соседствует у него с оживанием, одухотворением, победой страсти и жизни над неподвижностью и смертью. (3)

Возвратимся мысленно в прежние годы, в другую глухую псковскую губернию – село Михайловское. Арины Родионовны два года как нет на свете, но дорогая сердцу поэта няня не раз вспомянута в те осенние дни, когда её любимый питомец доставал толстую тетрадь в кожаном переплёте: среди черновиков в ней находится семь няниных сказок, таких известных и любимых нами с детства: «Царь Салтан», «Мёртвая царевна», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие. И в эту же тетрадь внесены за няней следующие строки: «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек…».

Теперь же в Болдине Александр Сергеевич начинает то же самое переписывать стихами. Так родилась «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Пушкин недаром, живя в Михайловском, ходил на базар в Святые горы, подпевая слепцам, а теперь прислушивался к болдинским присловьям. И вот что получилось:

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

В осенние дни болдинского одиночества создано тридцать, по выражению Пушкина, мелких стихотворений. Они замечательно разнообразны.

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как шум ночной в лесу глухом.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

И вдруг – воспоминание о статуе работы скульптора Соколова в Екатерининском парке Царского Села: девушка с разбитым кувшином, а из черепка непрерывно льющаяся вода. Стихотворение «Царскосельская статуя» написано гекзаметром, древним гомеровским ритмом:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

А на большом листке бумаги Пушкин набело пишет стихотворение «Дорожные жалобы»:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил…

То ли дело быть на месте,

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай;

То ли дело, братцы, дома.

Осталось только удивляться, как меняется настроение поэта – от вчерашних дорожных жалоб к первым весёлым строфам поэмы «Домик в Коломне», которая написана октавами:

Читайте также:
Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.: сочинение

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

Среди болдинских стихотворений внезапно появляются стихотворения-прощания с теми, кого Пушкин любил прежде.

Одно из таких стихотворений – «Для берегов отчизны дальной…». Летом 1823 года в жизнь Пушкина в одесской ссылке вошла красавица Амалия Ризнич, обращавшая на себя всеобщее внимание. Чувство было недолгим, но очень сильным и страстным. Амалия уехала в Италию, откуда была родом, и вскоре там умерла в возрасте двадцати двух лет.

Теперь одинокой болдинской осенью воспоминания вдруг явились Пушкину и пробудили в нём поэзию.

Прощание с Амалией Ризнич отозвалось в одном из самых совершенных созданий его лирики:

Ты покидала край чужой;

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой.

Мои хладеющие руки

Тебя старались удержать;

Томленье страшное разлуки

Мой стон молил не прерывать.

«Мелодия сердца, музыка души, не переводимая на человеческий язык», – так скажет Белинский о последнем стихотворении Пушкина в болдинском одиночестве. (1)

В разнохарактерном духе творчества знаменитой болдинской осени и заключается непостижимая тайна этого гениального поэтического извержения, которому почти два столетия дивится весь читающий мир.

Последние числа ноября. Осень позади. И снова лошади запряжены, и снова поставлен в коляску сундучок, а в нём несколько больших тетрадей и стопы исписанной бумаги. Лошади несут Пушкина прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут всегда манить и тревожить.

А он вернётся. Через три года, изъездив тысячи вёрст дорогами Пугачёва, он напишет жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться». Он приедет и почувствует радость вдохновения:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем.

То будет 1833 год, вторая болдинская осень. А пока лошади бегут резво, и последний карантин позади, и тяжёлый дорожный сундучок, набитый рукописями, тешит взор, и будущее манит надеждами.

Список использованной литературы

  1. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. Т. YII. – М., 1955. – С. 503.
  2. Достоевский, Ф. М. Собр. соч.. Т. X. – М.: Гослитиздат, 1958. – С. 446.
  3. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1983.

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Осознание А.С. Пушкиным ограничения его личной свободы и независимости. Раскрытие расхождений природы человека и быта в “Повести Белкина”. Наслаждение Пушкина от творчества в период его проживания в Болдино. Душевные муки в стихах болдинского периода.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2016
Размер файла 18,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина

В 1830 году в самом начале осени А.С. Пушкин приехал в Болдино и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Однако в начале поездки автор планировал за месяц управиться с делами по введению во владение, выделенной отцом деревней, заложить ее и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу с Натальей Гончаровой. Ему было немного досадно, что приходится ехать осенью, ведь для него она являлась лучшим рабочим временем. Даже предстоящая свадьба не делала его счастливым. В письме к П.А. Плетневу он писал: “Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…”. Это настроение отразилось и в первых стихах, написанных той осенью – одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина “Бесы” и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье. “).

Приехав в Болдино, Пушкин узнал, что земля, которую ему оставил отец, составляет не отдельное имение, а часть деревни Кистенево. Поэт не собирался задерживаться здесь надолго, поэтому решил сразу же заложить имение. Однако настроение Пушкина скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло “прелестное” письмо от невесты, которое “вполне успокоило”: Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого. Поэтому он решил вернуться в Москву, для этого подписал несколько бумаг и передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины. В письме к Н. Гончаровой поэт писал: “Около меня Колера Морбус (“холера смертельная”). Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает”. Из этого письма видно, что холера мало тревожит Пушкина (он не понимает, насколько она опасна), напротив, она сулила длительное пребывание в деревне. 9 сентября он осторожно пишет невесте, что задержится дней на двадцать, но в тот же день Плетневу, – что приедет в Москву “не прежде месяца”. И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда. Потом до Пушкина дошли вести о бедствиях от эпидемии, о том, что холера косит людей вокруг. Он беспокоился о Москве, о невесте, друзьях. Поэтому написал в Москву Погодину: «Пошлите мне слово живое, ради Бога. Никто мне ничего не пишет… Не знаю, где и что моя невеста. Знаете ли вы, можете ли узнать. » Пушкин предпринял попытку вырваться, но карантины не пропускали. Получив, наконец, письмо из Москвы от Натальи Николаевны, успокоился и смог работать без помех.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу: “Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов”. Пушкин и не соврал, в тот период он написал наиярчайшие свои произведения. Его чувства обострила и близость страшной болезни. Пушкин всегда любил опасность. Опасность удваивала силы, вселяла дерзость. Недаром он писал в «Пире во время чумы»:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего.

1830 г. – трагический рубеж в жизни Пушкина. Он ясно понял, что лишен независимости и свободы. Жестокое время против человека, и Пушкина уже больше не обманут легкокрылые надежды. «Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героем или подсказанной традицией, которые многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, литературным штампом романтического злодея. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже внушением традиции, а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Андриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности. В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни- крестьянки» тоже изображена как условность, один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего.

И вот когда настал день 27 ноября 1830 года, в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: “Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы “Онегина”, восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам “Anonym”. Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы” и “Дон Жуан”. Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…”. Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой. болдино пушкин свобода творчество

Таким образом, в Болдино А.С. Пушкин вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов “прощанья”, “заклинанья”, “для берегов отчизны дальной”. В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним. Три месяца. Срок, как выяснилось, громадный… Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Поездка Пушкина в Болдино, вызванная необходимостью выполнить формальности по вступлению во владение двумястами крепостными. Обстановка кабинета А. Пушкина, восстановленная на документальной основе с учётом сохранившихся описей первой половины XIX века.

презентация [2,6 M], добавлен 12.10.2014

Биография А.С. Пушкина. Детство и лицей. Этапы становления политических взглядов Пушкина – влияние Чаадаева на его кругозор. Литературные общества. Нерадикальность программы Пушкина и дурная репутация в правительстве. Болдинская осень в творчестве поэта.

реферат [41,8 K], добавлен 05.03.2009

Читайте также:
Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?: сочинение

История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести “Выстрел”, написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

презентация [524,6 K], добавлен 12.11.2010

Характеристика жизненного пути и творческой деятельности А.С. Пушкина. Хронология центральных произведений поэта. Значение няни Арины Родионовны в жизни Пушкина. Петербургский период. Период южной ссылки. Болдинская осень. Историческое наследие поэта.

презентация [1,1 M], добавлен 07.10.2014

Основные периоды в жизни А.С. Пушкина, имеющие свои характерные черты. Ранний и поздний периоды в лицейском творчестве. Южная и Михайловская ссылки. Лирика михайловского периода. Венчание Пушкина с Наталией Гончаровой. Дуэль между Дантесом и Пушкиным.

презентация [922,4 K], добавлен 05.11.2013

Доклад Болдинская осень в творчестве Пушкина сообщение

В творчестве А.С. Пушкина отмечают несколько периодов его творчества, но одним из плодотворных считают поздний период. Именно в этот период ему пришлось приехать в село Болдино для решения своих проблем перед свадьбой. Из-за холеры ему пришлось остаться в нем на три месяца.

За это время было написано много произведений, которые отличались между собой своей контрастностью и жанром. Написаны они на одном дыхании и переход из лирических произведений в стихах в повести или в сказку был очень быстр. Это вызывало ощущение, что все произведения писали себя сами, а сам писатель играл роль пера. Именно этот период в жизни писателя был назван Болдинским.

В литературе отмечают этот период, как самый яркий и гениальный.

Поэт начинает себя пробовать в новых жанрах, таких как драматургия. Писатель пишет «Маленькие трагедии». По своему объёму они не большие, но заканчиваются гибелью главного героя, а весь сюжет основан на конфликтах. Помимо всего в произведениях отсутствует выделение главного героя, его доскональное описание, сравнивая героя с пустой вещью. Пушкин не ставит его на первое место, а выделяет, возникающие, проблемы и идеи. Все эти трагедии основаны на чувствах Пушкина, его переживаний, философских размышлений о жизни.

Лирика Пушкина в этот период также выделялась по-особенному. В ней можно было заметить и выделить две основные черты – ярко выраженные воспоминая о прошедшем и чувства, которые его переполняли в этот период. Писатель написал более тридцати произведений. Самым ярким и великим примером выделяют – «Элегия».

В Болдинский период писатель пишет свою трилогию в стихотворениях – «Прощание», «Заклинание», «Для берегов». В ней отчетливо прослеживается ноты расставания. Пушкинские произведения отличаются не только по своей структуре композиции, но и интонацией с которой они были написаны.

Болдинский период сильно повлиял на Пушкина. Писатель смог закончить свое произведение, которое писал уже много лет – «Евгений Онегин». В данном произведение вплоть до мелочей была описана русская жизнь того времени. Данное произведение было настолько реалистичным, что вызывало чувства присутствия в том или ином действии произведения.

Писателя также можно считать прозаиком. Как прозаик писатель раскрылся в «Повести Белкина». Писатель также остается верен своим принципам и ставит на первое место идеи и происходящие события. В произведение «Выстрел» четко прослеживаются нравы офицерские. Мещанский обиход явно выражен в произведение «Гробовщик».

Болдинская осень на А.С. Пушкина повлияла очень сильно. Были закончены великие шедевры, писатель попробовал себя в новых жанрах и раскрыл себя полностью, как великий и гениальный поэт России.

Доклад №2

Творческий процесс – вещь сложная для понимания и трудно поддающаяся описанию. Наплыв творческих порывов может случиться в самые неожиданные периоды в жизни. Так было и с великим русским поэтом и писателем, Александром Сергеевичем Пушкиным, наибольший прилив творческих сил которого припал на осень 1830 года, которую поэт провел в имении Большое Болдино.

Осень всегда была излюбленным временем года для светила русской поэзии, так как именно этот период года всегда был наиболее продуктивен в работе. Судьба сложилась так, что в августе умер дядя поэта, Василий Львович, и поэт 3 сентября прибыл в Болдино для получения имения в наследство. Планировал поэт пробыть в тех живописных краях не более месяца, однако, возникшая в Российской Империи эпидемия холеры вынудила его задержаться до декабря. Изначально Александр Сергеевич был опечален данной новостью, потому что считал, что это подкосит его план написания, но все сложилось совсем наоборот.

В начале пребывания в деревне творчество поэта была пропитано тревогой, потому что ставилась под вопрос свадьба с его возлюбленной Натальей Гончаровой. За период этих волнений были написаны такие стихи, как «Бесы» и «Элегия». Однако, вскоре письмо от будущей тещи развеяло тревогу за будущий брак и Пушкин приступил к новому творческому этапу в своей биографии. Радостная новость в сочетании с вынужденным уединением породили множество знаменитых творений. Было завершено и величайшее из произведений автора «Евгений Онегин». В общей сложности из-под пера писателя вышло почти четыре десятка трудов.

В жизни А.С. Пушкина после были еще 2 Болдинские осени, в 1833 и 1834 годах. Особенно золотая пора 1833 года ознаменовалась почти такой же продуктивностью, какая была за 3 года до этого. Однако, по своему размаху и помпезности, схожих периодов в жизни Александра Сергеевича больше не было. Затворничество в сельской местности, осенние пейзажи и ожидание свидания с любовью всей своей жизни – вот что побуждало Пушкина к творению величайших произведений, которые и до сих пор пользуются популярностью и читателей всего мира.

Болдинская осень в творчестве Пушкина

Популярные темы сообщений

Древний Рим, государство расположенное около реки Тибр. Возникло в 8 веке до нашей эры. Сначала были захвачены Аленинский полуостров, затем включилась западная и юго-восточная части Европы. А также Малая Азия,

Согласно официальным источникам, 26 апреля 570 года в племени Курайш, что в Мекке, появился на свет будущий пророк и проповедник основной религии мусульман, Мухаммед. Не зная отца и в ранние детские годы потеряв мать,

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,

3973,Родовое имение Пушкина — Болдинская осень или дни в Михайловском

На карте России можно поставить множество флажков — мест, связанных с именем Александра Пушкина. Практически все они описаны в его поэтических произведениях и прозе. Мы отобрали пять из них и приглашаем вас на экскурсию по местам, где жил и работал поэт.

Весна и лето 1830 года

6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — мать Натальи Гончаровой не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отсрочена из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, выделенной ему по случаю женитьбы отцом. Перед отъездом Пушкин поссорился с будущей тёщей и в письме, написанном под влиянием объяснения с ней, объявил, что Наталья Николаевна «совершенно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда.

Мемориальный Музей-лицей

В Императорском Царскосельском лицее Александр Пушкин воспитывался с 1811 по 1817 год. Именно здесь, на экзамене при переходе с младшего курса на старший, 14-летний поэт прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Оно было отмечено Гавриилом Державиным. Первый лицейский выпуск подарил Пушкину друзей, с которыми он сохранял теплые отношения до конца жизни.

Сегодня в Лицее восстановлена обстановка, которая была здесь в годы учебы Пушкина: Большой зал, библиотека с подлинными книгами, классы и спальни лицеистов, квартира гувернера и учителя рисования Сергея Чирикова. Рядом с музеем установлен памятник Пушкину работы скульптора Роберта Баха 1900 года.

Осень

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обычно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.

Планы Пушкина нарушила прокатившаяся по России эпидемия холеры — из-за карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве.

Отражением его тревог стали появившиеся вскоре после приезда «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Вскоре, однако, письмо невесты вернуло ему утраченное душевное равновесие. Своему другу и издателю Плетнёву Пушкин сообщил, что в своём «премиленьком письме» она «обещает выйти за меня и без приданого» и зовёт его в Москву. Дела по Кистенёву были доверены писарю Петру Кирееву, и поэт, уверенный, что Гончаровы покинули холерную Москву, уже известил друга, что появится там не ранее, чем через месяц.

13 сентября Пушкин написал назидательную «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Осень 1830 года стала для Пушкина временем подведения итогов. Уже в своём послании родителям с извещением о помолвке (6—11 апреля 1830) он писал, что начинается новый период; о том же он говорит Плетнёву уже из Болдина: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!» (XIV, 113, 29 сентября 1830). Перемены в личной жизни совпали с началом нового этапа литературной деятельности. Заключительную главу «Евгения Онегина» поэт открывает ретроспективной картиной своего творчества, символически представив его развитие через «смену обликов Музы», а направление своей литературной эволюции, по словам Благого, как «движение через романтизм к реализму, от „поэзии“ к „прозе“».

В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдина, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления. 5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:

Скажу тебе (за тайну) что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme.

Музей-заповедник «Михайловское»

Пушкин посещал Михайловское, имение своей матери, несколько раз, но самым длительным пребыванием поэта в имении были годы ссылки (1824–1826). Здесь он написал центральные главы «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», стихи. Отсюда Пушкин следил за подготовкой восстания 1825 года. На выезде из имения стоит памятный верстовой столб с табличкой: «До Сенатской площади осталось 416 верст». В последний раз Пушкин приезжал в Михайловское на похороны матери, а в 1837 году и сам он был похоронен здесь же.

Первый пушкинский музей был организован в имении в 1911 году. На протяжении ХХ века усадьба неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Сегодня в Михайловском и его окрестностях все напоминает о поэте: дом Пушкина с его кабинетом, домик его няни, парковые аллеи имени Керн и Татьяны Лариной. В музей-заповедник входят городища Велье, Воронич, Врев и другие памятники, которые рассказывают о древней истории Псковской области.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

Болдинские сочинения

Повести Белкина

«Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. Уже в 1821 году Пушкин определил закон повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Становление Пушкина как мастера прозы началось «Арапом Петра Великого» (1827). «Повести Белкина» завершили этот этап и определили дальнейшее направление творчества Пушкина: в последующие годы он обращался преимущественно к прозе.

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков. Так, Н. Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В разговоре с одним из своих знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Маленькие трагедии

Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне» («повесть, писанная октавами»; окончена 9 октября):

I.«Окт.» (то есть Октавы — «Домик в Коломне»). II.«Скупой». III.«Сальери». IV. «Д.Г.» (Дон Гуан—»Каменный гость»). V.«Plague» («Пир во время чумы»).

Критические статьи

Положение, сложившееся в российском литературном мире к началу 1830-х годов, изоляция, в которой оказались сотрудники «Литературной газеты» и, особенно, обострившиеся отношения с Булгариным — всё это заставило Пушкина впервые обратиться к литературной полемике и подвергнуть переоценке все свои важные произведения («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»). 2 октября, после неудачной попытки вырваться в Москву, он начинает свои за «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения». В распоряжении Пушкина не было ни газет, ни журналов, однако, он, по-видимому, помнил все полученные им значимые критические отзывы. Пушкин писал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

Музей-заповедник «Болдино»

В Болдино, родовое имение Пушкиных, поэт приезжал трижды. Вспышки холеры осенью 1830 года вынудили Пушкина прожить здесь около трех месяцев. Это время вошло в историю литературы под названием Болдинская осень. За осенние дни, проведенные в Болдине, Пушкин написал несколько десятков лирических стихотворений, последние главы «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Пиковую даму», «Медного всадника», сказки и множество других произведений.

В конце ХХ века усадебный комплекс полностью реконструировали. Теперь здесь вновь появились барский дом, людская, баня, конюшня и другие постройки. В домах церковного приюта открыт детский музей пушкинских сказок. Каждый посетитель может выбрать экскурсионную программу по своим интересам: «Бал пушкинской эпохи», «Урок в церковно-приходской школе», театрализованная экскурсия «История села Горюхина…», программу для молодоженов «Свадьба в Болдине».

Другие поездки в Болдино

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём на этот раз написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва».

Осенью следующего года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке».

Мемориальная квартира Пушкина на Арбате

В ХХ веке дом стал коммунальным, в нем жила Марина Цветаева, располагался худсовет Окружного самодеятельного театра Красной армии (в который входили Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд).

В 1986 году в здании была открыта Мемориальная квартира Пушкина с полностью реконструированным интерьером, гравюрами, акварелями, альманахами, журналами и прижизненными изданиями поэта.

Культурные аллюзии

В 1965 году был снят научно-популярный фильм «Болдинская осень» (Московская студия научно-популярного фильма, режиссёр Я. Миримов).

В 1969 году в Пушкинском театре была поставлена пеьса Ю. М. Свирина «Болдинская осень», в 1974 году пьеса экранизирована как фильм-спектакль.

На фоне осеннего поэтического праздника в Большом Болдине происходит действие советского кинофильма «Храни меня, мой талисман» (1986).

Башкирский художник Энгель Насибулин создал на пушкинские темы обширную серию офортов «Болдинская осень».

Музей-квартира Пушкина на Мойке

Квартира на Мойке стала последним пристанищем Пушкина. В кабинете на Мойке Пушкин готовил к выпуску журнал «Современник», редактировал «Евгения Онегина», завершал роман «Капитанская дочка». Сюда смертельно раненного поэта привезли после дуэли с Жоржем Дантесом. После смерти Пушкина его вдова с детьми покинула квартиру и больше сюда не возвращалась.

В начале ХХ века особняк перестроили. Реконструкцию пушкинской квартиры начали в 1925 году, но полностью вернуть дому исторический облик удалось только к 1986 году. 11-комнатная квартира воссоздана благодаря воспоминаниям современников Пушкина, в музее хранятся личные вещи семьи. Особое место в доме занимает кабинет с большой библиотекой — его восстановили по рисунку Василия Жуковского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: