Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

19 век — век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В “Горе от ума” московское барство — это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а “к свободной жизни их вражда непримирима”. Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе “Евгения Онегина” именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из “высшего общества” чуждались национальной культуры (“нам без немцев нет спасенья”, “мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”).

И в “Горе от ума”, и в “Евгении Онегине”, и в “Войне и мире” подчеркнута безликость, статичность “сильных мира сего”. У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение — это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

«Недоросль» — самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, — проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки — как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.

Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!

На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Другой персонаж «Недоросля» — господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.

Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.

Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Читайте также:
Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере Сказки о Золотом Петушке: сочинение

В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).

Мир поместного дворянства далек от совершенства:

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Гоголь «Мертвые души»

Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту, развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий, грубый искатель и преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель. Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я тоже Собакевич!» — заявляет «каждый предмет» в доме этого героя. Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», — сокрушается писатель. Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя. «Русь, куда же несешься ты?» — обращается Гоголь к «птице – тройке» — русской душе, символу национального характера, которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая преображенную «птицу – тройку», летящую без преград. В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Поэма «Мёртвые души» — вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина. «Мертвые души» — это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века. В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова? Как предсказал сам Пушкин:

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…» Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком». Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.

И все же, на фоне безрадостной действительности, порожденной деятельностью человека, сама Родина для Гоголя – прекрасна, как «птица тройка». И поэтому для Гоголя с ее коробочками, ноздревыми, чичиковыми и плюшкиными остается хоть и несчастной, но ‘вдохновенной’ Богом страной.

Дворянство в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение

Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Дворянство обеих столиц Пушкин наблюдал на балах, званых обедах и светских раутах. Сами герои, конечно, же все вымышленные.

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Провинциальные дворяне появляются в романе на званом обеде в честь именин Татьяны. Они простые люди. С подозрением относятся ко всему новому. Онегин заменил барщину оброком. Так один сосед решил, что это может нанести страшный вред. Другие соседи посплетничали между собой. И решили, что он чудак, но опасный.

По округе поползли сплетни, что он недалёкого ума человек, сумасброд, хлещет стаканами красное вино, дамам ручки не целует. Но у соседских помещиков были дочери на выданье, и поэтому, они мечтали заполучить в зятья Ленского. Ему не нравились их разговоры про сенокосы, надои молока, собаках. Ему было не интересно выслушивать сплетни про их родню до седьмого колена.

Вот помещики приехали на обед по случаю дня рождения Татьяны. Одни привезли всех детей, от мала до велика, чтобы задарма пообедать. Другой старый сплетник и плут, любитель покушать за чужой счёт. Без зазрения совести берёт взятки. Третий, вообще, в пуху, видимо, в чём ходит в курятник, в том и приехал.

Провинциальное дворянство тоже устраивает балы с танцами. Для этого приглашают полковой оркестр. Мероприятие по размаху уступает столичному. Да и блюда, приготовленные крепостными поварами, не сравнить с рецептами столичных французских поваров.

Дворянское общество Москвы ещё более патриархальное, чем в Петербурге или деревне. Театры, балы. Везде тесно, жарко от горящих свечей, музыка грохочет во всю мочь. Дамы в лёгких уборах. Залетают сюда гусары, но им здесь не интересно. Блеснули, покрутили даму в танце и улетели.

Остаются юноши, которые служат в государственных учреждениях. Пушкин их называет «архивны юноши». С ними за внимание дам конкурируют франты в жилетах с лорнетами. Приезжают на такие балы и отставные военные. С одним из них и познакомилась Татьяна.

Дворяне Петербурга в год давали по три бала. Денег не хватало – сидели в долгах. Пример – отец Онегина. Мода была, как в Лондоне, короткая стрижка у мужчин. Чтобы произвести впечатление, молодые люди должны были уметь танцевать и говорить на французском языке, непринуждённо кланяться.

Не обязательно было ходить на службу. Они же дворяне, значит, есть поместье и крепостные. Вот, поэтому, он – завидная партия для дочерей. И его приглашают на балы во все приличные семейства. Таков портрет Онегина. Бал – удобное место для признания в любви или вручения любовного письма. Публика на балах сплошь аристократы, военные, дипломаты.

2 вариант

Пушкин в своем любовном произведении «Евгений Онегин» отображает столичное и провинциальное дворянское сословие, находя одинаковые и разные стороны. В этом обзоре мы на самом деле обнаруживаем путеводитель по родной действительности, о которой сообщал В. Белинский.

Возьмем столичное дворянское сословие. Писатель подмечает, что действительность Петербурга «однообразна и пестра». Это запоздалое просыпание, «записочки» с предложениями приехать на торжественный вечер, светский ужин или детское празднество. Главное действующее лицо лениво высматривает какое-нибудь веселие, потом думает о собственном внешнем виде и приезжает на светское представление. Только так живет почти все привилегированное сословие Петербурга.

В этом месте люди приучились к показной роскоши, беспокоятся о том, чтобы стать развитыми и цивилизованными, из-за чего они не один час посвящают себя сплетням о мировозрениях, о словесности, но на самом деле их культурность оказывается пустышкой. К примеру, поход в театр претворено в какой-то обряд. Онегин посещает балет, правда его абсолютно не волнует разыгрывающиеся в театре действия. В отношении нравственной действительности – Татьяна в конце называет фешенебельную действительность костюмированным балом. Дворянское сословие в Питербурге пропитано только ненастоящими эмоциями.

В Москве, по представлению писателя, поменьше требований. В 7 части он не сообщает ни о сцене, ни о словесности, ни о мировозрениях.. Но в этом месте есть возможность услышать много слухов. Все говорят друг о друге, однако все речи происходят в границах обычных норм, из-за чего в публичной комнате не услышишь ни одной жизненной фразы. Писатель вдобавок подмечает, что представители московского социума не изменяются со временем: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие преобразований знаменует, что этот народ не живет должным образом, а просто-напросто есть.

Провинциальное сословие связано с сельской действительностью Онегина и укладом жизни семейства Лариных. Аристократы в представлении писателя оказываются народом обыкновенным и добросердечным. Они сосуществуют в согласии с первозданным миром. Они недалеки от общенародных ценностей. К примеру, о семействе Лариных речь идет: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Писатель сообщает о них с большой тёплой любовью, нежели о столичных дворянских сословиях, потому что действительность в селе более живая и настоящая. Дворяне естественны при разговоре, умеют быть друзьями. Но в то же время Пушкин не восхваляет их. По большей части, провинциалам чужда высокая культура. Они фактически не занимаются чтением книжек. К примеру, дядюшка Онегина читал только календарь, папе Татьяны по большому счету не нравилось заниматься чтением, но в то же время, он «в книгах не видал вреда», поэтому разрешал дочке ими интересоваться.

Именно поэтому, провинциальные дворяне в представлении Пушкина оказываются народом добрым, натуральным, но не очень культурным, а столичный и городской бомонд предстает фальшивым, притворным, пустым сословием, но немного более культурным чем помещики.

Читайте также:
Пушкин и Лермонтов историки: сочинение

Сочинение Дворянство в Евгении Онегине

В романе «Евгений Онегин» показана жизнь русского дворянства во времена А.С. Пушкина.

Главный герой является типичным представителем петербургского дворянства. По описанию автора одного дня Евгения Онегина можно понять, как проводит своё время всё высшее общество. День столичного денди начинается далеко за полдень. После пробуждения ему приносят приглашения на различные развлечения. Затем утренний туалет и завтрак, время неспешной прогулки по бульвару. После обеда посещение театра, который для высшего света не только искусство, но и дань моде, место светских встреч и любовных интриг. Вечером – бал, где представители дворянства общаются, играют в карты, знакомятся, танцуют. Возвращение домой – под утро, когда трудовой народ уже встаёт и приступает к работе. И так, каждый день – пустая и однообразная жизнь, типичная для всех представителей высшего света. Для аристократического общества превыше всего внешний блеск. Чтобы произвести впечатление на окружающих своей высокой культурой и образованием, они много времени проводят в беседах о литературе, философии, искусстве. Часто знания об этом у многих поверхностные.

Немногим от петербургских отличается жизнь московских дворян. Они менее подвержены европейской культуре, поэтому проще, радушнее, естественнее. Московские дворяне старомодны и любят сплетни. Объединяет всех представителей столичного дворянства – праздность, роскошь, скука.

О жизни мелкопоместного дворянства можно судить на примере семьи Лариных. Их образ жизни намного проще столичного, нет той чопорности и блеска. Деревенская жизнь и близость природы наложила на помещиков свой отпечаток. Родители Татьяны Лариной – старомодные, гостеприимные, добрые люди. Они чтят и соблюдают народные традиции. Их жизнь проходит не спеша. Днём хлопочут по хозяйству, вечером иногда принимают гостей. Отец Татьяны предпочитает простое общество без церемоний, где можно поговорить и посмеяться.

Молодые деревенские дворяне тоже отличаются от столичных аристократов. Романтик Ленский является полной противоположностью скептику Онегину. Простодушная, непосредственная и искренняя Татьяна Ларина не похожа на московских барышень.

Пушкин пишет о семье Лариных с теплотой, но не идеализирует их. Деревенские помещики не отличаются образованностью, высокой культурой, почти не читают книг. Однако, отец Татьяны не запрещает дочери предаваться её любимому занятию, не видит в чтении вреда.

В то же время, Пушкин безжалостно описывает местных дворян, которые пришли в гости к Лариным. Он характеризирует их, как ограниченных людей, обжор и взяточников. В то время, как помещики окружают себя роскошью, их крепостные живут в нищете. Провинциальное дворянство пытается во всём подражать столичному высшему обществу, при этом выглядит иногда смешно.

Таким образом, в романе Пушкина показана пустая и бессодержательная жизнь дворянско-крепостного общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Дворянство в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Это стихотворение принадлежит к последним произведениям Лермонтова, написано оно было примерно за месяц до роковой дуэли поэта.

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. Во глубине сибирских руд (В Сибирь).: сочинение

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Читайте также:
Идеализация исторических лиц в творчестве Пушкина: сочинение

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

2 вариант

Капитанская дочка – исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания – спасение любимого.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

орький Максим – великий русский писатель, который подарил миру множество интересных произведений, таких, как «На дне», «Детство», а также такого персонажа как Старуха Изергиль. Многие люди любят его творчество, но не все из них знают о самом писателе.

Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах

Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта

Солженицин в своем произведении Матренин двор зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены.

Читайте также:
Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Анализ романа «Капитанская дочка» Пушкин

Исторический роман Пушкина «Капитанская дочка» принято считать произведением, положившим начало формирования реалистического направления в литературе. Он отличается экономным, но ёмким повествованием. При этом в нём уживаются достоверные исторические факты и художественный вымысел.

Краткий и полный анализ романа дадут целостную картину художественного своеобразия романа.

Год написания – 1836 (наброски, черновики, собирание материалов – с 1834 г.)
История создания: Пушкин обратился к Николаю I с замыслом описать в романе Пугачёвский бунт и получил одобрение. Служа в Министерстве иностранных дел, он имел доступ к историческим документам, что помогло создать достоверную картину эпохи.
Жанр: историческая повесть или исторический роман.
Направление: романтизм и реализм.
Основная идея: каждый человек может проявить себя как сильная личность, если будет верен своим убеждениям.
Тема: описание Пугачёвского восстания и людей, участвовавших в нём.
Проблема: сложность нравственного выбора, когда есть риск для жизни.
Композиция – роман состоит из 14 глав, написанных в форме «семейственных записок». Также существует глава, не включенная в роман (под фамилией Гринёва описан Зурин, а Гринёв носит фамилию Буланин).

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема народного восстания против крепостнического режима

Проблема: русский бунт часто оказывается “бессмысленным и беспощадным”, потому что он стихийный, а не четко скоординированный.

2. Тема нравственного выбора в трудных жизненных условиях

Проблема: Трудно отстоять идеалы и принципы, когда из-за них можно потерять жизнь. Гринёву во многом везёт, он не раз мог поплатиться жизнью.

3. Тема воспитания и отношений между родителями и детьми

Проблема: Отец Гринёва не раз испытывает стыд за сына, посрамившего честь семьи. Однако это возникает из-за недопонимания, незнания всей ситуации.

4. Тема власти и общества

Проблема: оба представителя власти – и Пугачев, и Екатерина – хотят улучшить жизнь в государстве, но у них разные представления о долге, чести и о том, что важнее для народа.

5. Тема настоящего и ложного патриотизма

Проблема: не все, кто выступает на стороне Пугачёва, хотят улучшения жизни страны, многие примкнули к нему из-за страха (Швабрин – образец лжепатриота).

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Главная идея – в основе любого дела должно лежать нравственное начало. Если бы каждый человек действовал по совести, можно было согласовать интересы разных социальных групп.

Автор понимает, что бунты и восстания происходят оттого, что народу живётся плохо, но также он видит, что это приводит к огромным бессмысленным жертвам.

Благодаря тому, что автор повествует от имени героя, он может себе позволить сочувственное отношение к Пугачёву, видя в нем не только злодея, но и вождя народной войны, глубокую личность.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Пётр Гринёв – сын помещика. Не был хорошо образован, но получил хорошее воспитание. Благородный, честный человек. В трудных испытаниях быстро взрослеет и обретает цельность характера, хотя ему всего 16-18 лет на момент событий.
Вызывает расположение и уважение Пугачёва с первого своего поступка (дарения заячьего тулупа).

Савельич – слуга в доме Гринёвых, стремянной, дядька Петра.
Всюду сопровождает “барское дитя”, стараясь уберечь от бед.
Благодаря ему Гринёв то попадает в неловкие ситуации, то выпутывается из них. Через него раскрывается система ценностей семьи Гринёвых.

Емельян Пугачёв –бунтовщик, вождь крестьянского движения, выдававший себя за Петра III. Злодей, который для Гринёва становится благодетелем и спасителем. Неоднозначный персонаж, вызывающий сочувствие.
С Гринёвым его связывают человеческие отношения. Порой Пугачёв относится к Петру по-отечески, это видно из его “поступков покровителя”.

Алексей Швабрин – сослуживец Гринёва, человек без моральных принципов. В момент захвата крепости переходит на сторону Пугачёва, хотя не разделяет идей народного восстания. Не сумев добиться взаимности от Маши Мироновой, пытается силой заставить её выйти за него замуж.
Швабрин противопоставляется Гринёву, их поступки рассматриваются в формате контраста, антитезы.

Иван Кузьмич Миронов – капитан, комендант крепости, простой и честный человек, не побоявшийся сохранить верность принципам. Отказывается присягнуть Пугачёву, за что и казнён.
Герой раскрывается через отношение к семье, к делу, к военному долгу. Комендант и его жена воспринимаются целостно, так как их связывают крепкие узы.

Василиса Егоровна – жена коменданта Миронова, разделившая с ним тяготы военной службы. Трагически погибает во время захвата крепости.
Добрая, храбрая, умная женщина.

Мария Миронова – дочь капитана, 18-летняя девушка с тихим, но твердым характером. Возлюбленная Петра. Когда жениху угрожала вечная ссылка в Сибирь, в одиночку поехала с прошением о помиловании к императрице и получила положительный ответ. Характер девушки закаляется после гибели родителей и пережитых потрясений.

Иван Зурин – случайный приятель Гринёва, которому он проиграл 100 рублей в бильярд. Позднее становится прямым начальником Гринёва во время Пугачёвских восстаний.

п.4. Литературные приёмы

Параллелизм – описание сходных ситуаций или одинакового поведения героев (уместен термин “зеркальные сцены”):
* Гринёв дарит Пугачёву заячий тулуп, а позднее тот одаривает Петра овчинным тулупом и конём.
* Пугачев помогает Гринёву в качестве “царя”, позднее Маше помогает настоящая царица Екатерина.
* Казнь над Гринёвым отменена, но позже читатель видит состоявшуюся казнь Пугачёва.

Читайте также:
Темный лес Татьяниного сна или Умение различать истинные и мнимые ценности: сочинение

Метафора (перенос признака с одного предмета на другой) – “заснул, убаюканный пением бури“.

Олицетворение – “Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым“.

Эпитет (свойство или качество предмета, имеющее художественную образность) – “Все мои блестящие надежды рушились”, “свинцовые волны чернели”.

Сравнение – “Взглянул, как бы ножом насквозь”.

п.5. Конфликт произведения

В романе выделяют 2 основных конфликта:
– между народом и системой власти (проявляется в Пугачёвском бунте)
– столкновение нравственных ценностей героев (Гринёв и Швабрин)

Но также внутри каждого героя есть внутренняя борьба сомнений, как поступить в ситуации, когда тебе грозит гибель.
Можно отстаивать свои взгляды (Гринёв, капитан Миронов), а можно передать их, чтобы сохранить жизнь (Швабрин).
Этот внутренний конфликт и является самым сложным для героев.
Но именно он раскрывает характеры и даёт читателям пример для подражания.

Сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина

Роман Капитанская дочка основан на реальных исторических событиях.

Времена Пугачёва были тяжёлыми, болезненными и страшными для простых людей. Вокруг царил хаос. Казалось бы в это время должны присутствовать и страх, и боязнь, и пессимизм, но величавая направленность на победу. Но Пушкин решительно «вталкивает» в эту кучу злобности любовь, которая спасает жизни двух людей. Этот роман описывает нам сложную историю любви, которая вьётся вокруг главных героев — Петра и Марии.

Петра отправляют в армию в город Оренбург, где он попадает в Белогорскую крепость. Тут же он встречает Марию и её семью — капитана Ивана Миронова и его жену Василису Егоровну. Молодой юноша не вызывает у них никакой неприязни, наоборот, он им очень нравится.

Пётр влюбляется в Марию и пишет о ней стих, а потом в качестве слушателя просит Швабрина — молодого офицера, повествовать своё мнение. Офицер плохо сказывается о сущности Марии и тем самым вызывается Петром на дуэль. Позже дуэль не состоится, но взамен неё придёт черёд Емельяна Пугачёва — нападение на Белогорскую крепость.

Это нападение приносит лишь одни разочарование и слёзы. Умирают комендант и комендантша. Мария Миронова остаётся круглой сиротой. Её прячут ради блага и спокойствия. Но приходит ещё одна беда — Швабрин чуть ли не женит молодую девушку на себе. Бедная Мария испытывает самые разные чувства и эмоции. Как ей быть, ведь она любит Петра? Но тут Петру помогает его старый должник Пугачёв, ведь Пётр как-то дарил ему заячий тулуп. Емельян освобождает юную девицу от насильственной женитьбы и отпускает.

Пётр принимает решение о переезде Маши в его родительский дом. Но на голову сваливается ещё одна неприятность — Петра решают сослать в ссылку. Императрица считает, что он был в заговоре с Пугачёвым, но Пётр и думать об этом не мог. Тогда на помощь своему возлюбленному едет Мария, которая обсуждает с императрицей освобождение Петра, объясняя ей всю правду. Таким образом, Пётр остаётся цел и невредим. И наконец сердца двух влюблённых сливаются воедино.

В романе раскрывается тема любви, патриотизма, смелости и чести. Несмотря на то, что Пётр и общался с врагом всего простого народа — Пугачёвым, он всё равно оставался на своей стороне и не принимал предложения Пугачёва быть заодно с ним в его компании. Именно этот случай раскрывает тему патриотизма. Но поистине прекрасна любовь в этом романе. Ведь именно она подталкивала наших главных героев идти вперёд, быть сильнее, не бояться ничего и идти к своей цели.

Путь Петра был очень долог и труден. Ему пришлось через многое пройти. Он не раз заступался и спасал Машу, был готов сделать всё ради неё. Это очень достойно.

Сочинение 2

Эпиграфом своей повести «Капитанская дочка» Пушкин обращается к юным героям и читателям. В произведении носителями чести и достоинства выступают Пётр Гринёв и Маша Миронова. Они противопоставлены Алексею Швабрину, утратившему офицерскую и мужскую честь и предавшему всех, с кем жизнь и служба его связали.

Вопросы чести в пушкинском произведении раскрываются не только в личной судьбе персонажей, но в связи с их семейными ценностями. Честь – это то, чем гордятся носители фамилии и завещают из рода в род своим потомкам.

Неслучайно у бесчестного предателя Швабрина на страницах повести нет семейной истории. Он человек без корней. Логично предположить, что в его роду не заботились о честном имени. Так легко переметнулся он в лагерь бунтовщиков, переоделся в казацкий кафтан и даже обстригся в кружок.

Это вызывает презрение, тем более что он так же низко и подло добивался любви Маши, мстил ей и Гринёву, пустив в ход клевету, анонимное доносительство, безжалостное запугивание бедной сироты. В конце повести этот герой, забывший о чести и долге, жалок и омерзителен.

Совсем другие, светлые чувства порождают у читателей образы Петра и Маши. Они достойные преемники своих родителей. Пётр Гринёв выполняет наказ отца служить, кому присягнёт, и не гоняться за лаской начальников и за наградами.

17-летний офицер сумел выйти с честью и не сломаться в ситуациях между жизнью и смертью. Личные отношения он умеет отделить от воинского долга. Пугачёв стал дорог ему как человек, но ни служить у него, ни давать какие-либо обещания Гринёв считает невозможным.

Читайте также:
Придуманный герой — придуманные чувства: сочинение

Все поступки героя говорят о решительности ценой жизни отстаивать достоинство и честь. Он готов был разделить участь повешенного капитана Миронова. В другой раз один отправился в самое пекло бунта спасать Машу от домогательств Швабрина. Её доброе имя он по-рыцарски защитил от этого подлеца в самом начале своей службы в крепости. Тогда он был тяжело ранен, но готов на новые жертвы ради любимой девушки.

Достойна своего избранника и сама Маша. Она сознаёт себя прежде всего капитанской дочкой. От чувства ответственности перед погибшими родителями в этой хрупкой 18-летней девушке смелость и стойкость.

Свои чувства и честь она не разменивает на заурядное благополучие. Отказав Швабрину, когда он сватался, Маша Миронова и второй раз, будучи у него в плену, мужественно борется за право самой выбирать свою судьбу.

Сознание героями своей правоты, верности истинам, впитанным в семье, даёт им силы выстоять в жизненных испытаниях, стать крепче и обрести счастье.

По рассказу Капитанская дочка

Популярные сочинения

«Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.

Гнев – враг, которого очень часто недооценивают. Зачастую люди относятся ко гневу, как к негативной эмоции. Ведь, когда его выплеснешь, становится легче. Однако, мало кто задумывается какого после этого окружающим

Мой дед по отцовой линии был художником. Он умер задолго до моего рождения, ещё когда отец был ребёнком. Но от него у многочисленных родственников осталось несколько картин

Сочинения по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»(примеры)

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

Сочинение: Честь и долг в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(395 слов) Честь — это доблесть, благородство души и чистота совести. Она всегда была одной из характерных качеств нравственного, достойного человека. Но следовать чести и долгу во всех жизненных обстоятельствах может далеко не каждый. Это требует наличия силы воли и принципов, являющихся для человека нормой.

В своём произведении «Капитанская дочка» А.С.Пушкин показывает героя, для которого честь и долг превыше всего. Это Петр Андреевич Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Главный герой — искренний, честный, прямолинейный человек. Он вырос в истинно дворянской семье и всегда оставался верен завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». В шестнадцать лет его отправляют служить в Белогорскую крепость, «сторону глухую и отдаленную». Гринёв ведет себя последовательно и честно на протяжении всего повествования. Во время пути к месту службы он проигрывает в бильярд офицеру Зурину сто рублей, но как человек своего слова возвращает эти деньги. Также он платит добром за добро: Пугачеву, которой помог ему выйти из бурана, герой отдаёт свой заячий тулуп и полтину на водку. Для Гринёва не столь важно, к какому сословию принадлежит человек. Он честен и с офицером Зуриным, и с Пугачёвым, одетым «по-мужицки». Эти качества характера герой проявляет и во время службы в крепости. Гринёв считает своим долгом защитить честь любимой девушки, Маши Мироновой, на дуэли со Швабриным, но получает ранение из-за нечестного поведения соперника. И даже понимая, что любовь его взаимная, главный герой не идёт против воли отца, который отказал в родительском благословении. Следующим нравственным испытанием для Гринёва становится смена власти в крепости. Емельян Пугачёв под страхом смертной казни заставляет присягнуть ему, но Гринёв всё равно отказывается служить бунтовщику. Спасает его лишь хорошее отношение самозванца, который вспомнил их путешествие в буране и подаренный заячий тулуп. Пугачёв ценит честность и верность Гринёва, несколько раз предлагает ему перейти к нему на службу, но герой отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Чувствует свою ответственность Гринев не только перед родиной, но и перед Машей Мироновой, поэтому при помощи Пугачёва освобождает девушку из плена Швабрина. После подавления восстания Гринёва арестовывают, но защитить себя на суде он не мог, так как не хотел впутывать в следствие Машу.

Читайте также:
Литературный язык в произведениях Пушкина: сочинение

Таким образом, этот герой оставался честен во всех жизненных обстоятельствах, ни разу не предав отечество, родителей, любимую девушку. И поэтому, по мысли Пушкина, в конечном итоге, судьба Гринёва складывается удачно. В романе множество совпадений и случайностей, с помощью которых автор подводит читателей к мысли о важности таких качеств, как честь и долг.

Автор: Ксения Яблокова

Популярные сочинения

  • Сочинение-рассуждение Дружба
    Дружба — незаменимая часть жизни человека. Каждый строит дружбу ценой множества компромиссов, но в основе искренность, уважение и любовь к другому, принятие его таким, какой он есть — со всем своим
  • Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» сочинение
    А. С. Грибоедов написал много произведений. Одно из них комедия «Горе от ума». Хоть произведение по жанру комедия, но многие критики нашли в нем много драматического и грустного.
  • Какой поступок можно назвать благородным? — сочинение 6 класс
    Ежедневно мы совершаем множество разных поступков, не задумываясь о их благородности. Не каждый анализирует все величие или позор совершенного. Зачастую, люди

Сочинение на тему капитанская дочка рассуждение

Сам факт выбора рассказчика — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность романа «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева. Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему «Что такое честь», один мой одноклассник прямо так и высказался: «Честь в наше время — привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь — основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался. Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении «вожатого», который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице. Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря. Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так. Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

Читайте также:
Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Сочинение 2

Эпиграфом своей повести «Капитанская дочка» Пушкин обращается к юным героям и читателям. В произведении носителями чести и достоинства выступают Пётр Гринёв и Маша Миронова. Они противопоставлены Алексею Швабрину, утратившему офицерскую и мужскую честь и предавшему всех, с кем жизнь и служба его связали.

Вопросы чести в пушкинском произведении раскрываются не только в личной судьбе персонажей, но в связи с их семейными ценностями. Честь – это то, чем гордятся носители фамилии и завещают из рода в род своим потомкам.

Неслучайно у бесчестного предателя Швабрина на страницах повести нет семейной истории. Он человек без корней. Логично предположить, что в его роду не заботились о честном имени. Так легко переметнулся он в лагерь бунтовщиков, переоделся в казацкий кафтан и даже обстригся в кружок.

Это вызывает презрение, тем более что он так же низко и подло добивался любви Маши, мстил ей и Гринёву, пустив в ход клевету, анонимное доносительство, безжалостное запугивание бедной сироты. В конце повести этот герой, забывший о чести и долге, жалок и омерзителен.

Совсем другие, светлые чувства порождают у читателей образы Петра и Маши. Они достойные преемники своих родителей. Пётр Гринёв выполняет наказ отца служить, кому присягнёт, и не гоняться за лаской начальников и за наградами.

17-летний офицер сумел выйти с честью и не сломаться в ситуациях между жизнью и смертью. Личные отношения он умеет отделить от воинского долга. Пугачёв стал дорог ему как человек, но ни служить у него, ни давать какие-либо обещания Гринёв считает невозможным.

Все поступки героя говорят о решительности ценой жизни отстаивать достоинство и честь. Он готов был разделить участь повешенного капитана Миронова. В другой раз один отправился в самое пекло бунта спасать Машу от домогательств Швабрина. Её доброе имя он по-рыцарски защитил от этого подлеца в самом начале своей службы в крепости. Тогда он был тяжело ранен, но готов на новые жертвы ради любимой девушки.

Достойна своего избранника и сама Маша. Она сознаёт себя прежде всего капитанской дочкой. От чувства ответственности перед погибшими родителями в этой хрупкой 18-летней девушке смелость и стойкость.

Свои чувства и честь она не разменивает на заурядное благополучие. Отказав Швабрину, когда он сватался, Маша Миронова и второй раз, будучи у него в плену, мужественно борется за право самой выбирать свою судьбу.

Сознание героями своей правоты, верности истинам, впитанным в семье, даёт им силы выстоять в жизненных испытаниях, стать крепче и обрести счастье.

Другие темы: ← По рассказу Станционный смотритель↑ ПушкинЧто сказали мне стихи Пушкина? →

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: