Краткая характеристика произведения Капитанская дочка Пушкина А.С.: сочинение

Исследовательская работа: История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Заинтересованность историей родного государства.

Александра Сергеевича Пушкина очень влекло прошлое России. Он написал огромное количество очерков, статей. Разрешение Николая I на доступ ко всевозможным документам, архивам, касающихся мятежа 1773-1774 годов, натолкнуло его на написание работы «История Пугачевского бунта». Сам царь определил название произведения, так как первоначальное его абсолютно не устраивало. История создания романа Пушкина «Капитанская дочка» очень тесно связана именно с этими трудами.

Цензура и коррективы. Выбор в пользу Гринева

Александр Сергеевич работал над произведением около трех лет. Он часто вносил исправления, не был до конца уверен, правильно ли он преподнес читателю героев, их поведение, образ жизни. Да и в те времена нельзя было с особой правдивостью раскрывать многие факты восстания.

В архивах автор ознакомился с приказами, гласившими о том, что со многих людей снимались обвинения в пособничестве мятежнику Пугачеву. В списках присутствовала фамилия Гринев. На протяжении длительного периода писатель менял главного героя на Валуева, Башарина. В последней главе, которую редко когда публиковали, он изначально предстает с фамилией Буланин.

Прочтя в документах о подпоручике Шванвиче, ставшем на путь предательства и служения самозванцу, Пушкин решил использовать его личность как прототип Петру, смело сражающимся с врагом, провозгласившим себя царем.

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка (сочинение)

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пугачева». Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля (такими были классические произведения римских и древнегреческих авторов – Геродота, Тита Ливия и других, которые до сих пор считаются эталонами исторической прозы).

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», «разбойниками», а Пугачева – «бродягой», «самозванцем»; он осуждает «русский бунт». В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом». «Издатель» – литературная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева». В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над рукописью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева. Иными словами, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Читайте также:
Анализ 2022 строфы второй главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Таким образом, роман «Капитанская дочка» – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Одобрение коллег. Публикация в журнале без подписи автора

Современники высоко оценили литературные старания. Создателю удалось очень гармонично изобразить события пугачевского восстания не только с помощью исторических фактов и особей, но и благодаря умело представленным образам главных героев. Некоторые утверждали, что он воспользовался методами Вальтера Скотта, который был мастером исторического романа.

Произведение «Капитанская дочка» было опубликовано в 1836 году, в шестом выпуске журнала Современник, незадолго до гибели Пушкина. Писатель не подписал его. А вот пропущенная глава, которая часто предавалась цензуре, вышла в печать только в 1880 году.

«История создания повести «Капитанская дочка»»

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», — пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773−1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773−1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь — честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий — Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года — дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта. Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» — небольшое по величине произведение — в литературоведении чаще именуют повестью.

Смысл названия и эпиграфа

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь
    . В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
  • Нравственный долг
    . Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
  • Любовь
    . Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
  • Народ
    . Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
  • Доброта.
    Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
  • Смелость
    . Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
  • Тема бунта
    . Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
  • Нравственность
    . Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности.
    В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.
Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

Пример 2

В историческом романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин поднимает проблему нравственности. Но что это такое? На мой взгляд, нравственность – внутреннее благородство души, крайне чёткое понимание добра и зла и стремление поступать правильно в любых ситуациях. Автор раскрывает её наиболее полно на примере таких персонажей, как Пётр Гринев и Маша Миронова.

Перед тем как отправить сына на службу в Белогорскую крепость, отец даёт наставление главному герою: «Береги честь смолоду!». Этим правилом Пётр Гринев руководствуется на протяжении всего романа. Как бы ни было тяжело, главный герой ни разу не прельщается на легкое, но неправильное решение. Поэтому, например, Пётр не перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, ответив ему, что уже дал присягу государыне и обязан служить только ей. Высокие нравственные принципы главного героя также проявляются в том, что он был готов сделать всё ради спасения Маши, даже договориться с предводителем бунтовщиков.

Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» раскрывает тему нравственности на примере главных героев. Оба являются невероятно сильными, добрыми и благородными людьми. Возможно, автор, описывая героев, хотел, чтобы кто-либо из читателей романа задумался, взял с персонажей пример и таким образом изменил свою жизнь к лучшему.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 4 Средний: 5/5]

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.

Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.

Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Читайте также:
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии: сочинение

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.

Пётр Гринёв прибывает в Белогорскую крепость. Он поражён слабой экипировкой и комплектацией войск: войско состоит из нескольких «инвалидов», а из оружия — одна только пушка. Комендант крепости — Иван Кузьмич Миронов, не очень умный, но добрый человек. В действительности все вопросы решает его жена — Василиса Егоровна. Гринёв дружит с семейством Мироновых. Поначалу его другом становится и офицер Алексей Швабрин, но потом Швабрин и Гринёв ссорятся: Швабрин плохо отзывается о Маше Мироновой, дочери Ивана Кузьмича. Между молодыми людьми происходит дуэль, Гринёв ранен. Маша Миронова ухаживает за раненым и рассказывает ему, что когда-то Швабрин просил её руки, но получил отказ. Пётр Гринёв хочет жениться на Маше и в письме спрашивает у своего отца благословения, но отец против: Маша бесприданница.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Экранизации

«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.

За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?

Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.

Читайте также:
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

Дворянство в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение

Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Дворянство обеих столиц Пушкин наблюдал на балах, званых обедах и светских раутах. Сами герои, конечно, же все вымышленные.

Провинциальные дворяне появляются в романе на званом обеде в честь именин Татьяны. Они простые люди. С подозрением относятся ко всему новому. Онегин заменил барщину оброком. Так один сосед решил, что это может нанести страшный вред. Другие соседи посплетничали между собой. И решили, что он чудак, но опасный.

По округе поползли сплетни, что он недалёкого ума человек, сумасброд, хлещет стаканами красное вино, дамам ручки не целует. Но у соседских помещиков были дочери на выданье, и поэтому, они мечтали заполучить в зятья Ленского. Ему не нравились их разговоры про сенокосы, надои молока, собаках. Ему было не интересно выслушивать сплетни про их родню до седьмого колена.

Вот помещики приехали на обед по случаю дня рождения Татьяны. Одни привезли всех детей, от мала до велика, чтобы задарма пообедать. Другой старый сплетник и плут, любитель покушать за чужой счёт. Без зазрения совести берёт взятки. Третий, вообще, в пуху, видимо, в чём ходит в курятник, в том и приехал.

Провинциальное дворянство тоже устраивает балы с танцами. Для этого приглашают полковой оркестр. Мероприятие по размаху уступает столичному. Да и блюда, приготовленные крепостными поварами, не сравнить с рецептами столичных французских поваров.

Дворянское общество Москвы ещё более патриархальное, чем в Петербурге или деревне. Театры, балы. Везде тесно, жарко от горящих свечей, музыка грохочет во всю мочь. Дамы в лёгких уборах. Залетают сюда гусары, но им здесь не интересно. Блеснули, покрутили даму в танце и улетели.

Остаются юноши, которые служат в государственных учреждениях. Пушкин их называет «архивны юноши». С ними за внимание дам конкурируют франты в жилетах с лорнетами. Приезжают на такие балы и отставные военные. С одним из них и познакомилась Татьяна.

Дворяне Петербурга в год давали по три бала. Денег не хватало – сидели в долгах. Пример – отец Онегина. Мода была, как в Лондоне, короткая стрижка у мужчин. Чтобы произвести впечатление, молодые люди должны были уметь танцевать и говорить на французском языке, непринуждённо кланяться.

Не обязательно было ходить на службу. Они же дворяне, значит, есть поместье и крепостные. Вот, поэтому, он – завидная партия для дочерей. И его приглашают на балы во все приличные семейства. Таков портрет Онегина. Бал – удобное место для признания в любви или вручения любовного письма. Публика на балах сплошь аристократы, военные, дипломаты.

2 вариант

Пушкин в своем любовном произведении «Евгений Онегин» отображает столичное и провинциальное дворянское сословие, находя одинаковые и разные стороны. В этом обзоре мы на самом деле обнаруживаем путеводитель по родной действительности, о которой сообщал В. Белинский.

Возьмем столичное дворянское сословие. Писатель подмечает, что действительность Петербурга «однообразна и пестра». Это запоздалое просыпание, «записочки» с предложениями приехать на торжественный вечер, светский ужин или детское празднество. Главное действующее лицо лениво высматривает какое-нибудь веселие, потом думает о собственном внешнем виде и приезжает на светское представление. Только так живет почти все привилегированное сословие Петербурга.

В этом месте люди приучились к показной роскоши, беспокоятся о том, чтобы стать развитыми и цивилизованными, из-за чего они не один час посвящают себя сплетням о мировозрениях, о словесности, но на самом деле их культурность оказывается пустышкой. К примеру, поход в театр претворено в какой-то обряд. Онегин посещает балет, правда его абсолютно не волнует разыгрывающиеся в театре действия. В отношении нравственной действительности – Татьяна в конце называет фешенебельную действительность костюмированным балом. Дворянское сословие в Питербурге пропитано только ненастоящими эмоциями.

В Москве, по представлению писателя, поменьше требований. В 7 части он не сообщает ни о сцене, ни о словесности, ни о мировозрениях.. Но в этом месте есть возможность услышать много слухов. Все говорят друг о друге, однако все речи происходят в границах обычных норм, из-за чего в публичной комнате не услышишь ни одной жизненной фразы. Писатель вдобавок подмечает, что представители московского социума не изменяются со временем: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие преобразований знаменует, что этот народ не живет должным образом, а просто-напросто есть.

Провинциальное сословие связано с сельской действительностью Онегина и укладом жизни семейства Лариных. Аристократы в представлении писателя оказываются народом обыкновенным и добросердечным. Они сосуществуют в согласии с первозданным миром. Они недалеки от общенародных ценностей. К примеру, о семействе Лариных речь идет: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Писатель сообщает о них с большой тёплой любовью, нежели о столичных дворянских сословиях, потому что действительность в селе более живая и настоящая. Дворяне естественны при разговоре, умеют быть друзьями. Но в то же время Пушкин не восхваляет их. По большей части, провинциалам чужда высокая культура. Они фактически не занимаются чтением книжек. К примеру, дядюшка Онегина читал только календарь, папе Татьяны по большому счету не нравилось заниматься чтением, но в то же время, он «в книгах не видал вреда», поэтому разрешал дочке ими интересоваться.

Именно поэтому, провинциальные дворяне в представлении Пушкина оказываются народом добрым, натуральным, но не очень культурным, а столичный и городской бомонд предстает фальшивым, притворным, пустым сословием, но немного более культурным чем помещики.

Сочинение Дворянство в Евгении Онегине

В романе «Евгений Онегин» показана жизнь русского дворянства во времена А.С. Пушкина.

Главный герой является типичным представителем петербургского дворянства. По описанию автора одного дня Евгения Онегина можно понять, как проводит своё время всё высшее общество. День столичного денди начинается далеко за полдень. После пробуждения ему приносят приглашения на различные развлечения. Затем утренний туалет и завтрак, время неспешной прогулки по бульвару. После обеда посещение театра, который для высшего света не только искусство, но и дань моде, место светских встреч и любовных интриг. Вечером – бал, где представители дворянства общаются, играют в карты, знакомятся, танцуют. Возвращение домой – под утро, когда трудовой народ уже встаёт и приступает к работе. И так, каждый день – пустая и однообразная жизнь, типичная для всех представителей высшего света. Для аристократического общества превыше всего внешний блеск. Чтобы произвести впечатление на окружающих своей высокой культурой и образованием, они много времени проводят в беседах о литературе, философии, искусстве. Часто знания об этом у многих поверхностные.

Читайте также:
Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Немногим от петербургских отличается жизнь московских дворян. Они менее подвержены европейской культуре, поэтому проще, радушнее, естественнее. Московские дворяне старомодны и любят сплетни. Объединяет всех представителей столичного дворянства – праздность, роскошь, скука.

О жизни мелкопоместного дворянства можно судить на примере семьи Лариных. Их образ жизни намного проще столичного, нет той чопорности и блеска. Деревенская жизнь и близость природы наложила на помещиков свой отпечаток. Родители Татьяны Лариной – старомодные, гостеприимные, добрые люди. Они чтят и соблюдают народные традиции. Их жизнь проходит не спеша. Днём хлопочут по хозяйству, вечером иногда принимают гостей. Отец Татьяны предпочитает простое общество без церемоний, где можно поговорить и посмеяться.

Молодые деревенские дворяне тоже отличаются от столичных аристократов. Романтик Ленский является полной противоположностью скептику Онегину. Простодушная, непосредственная и искренняя Татьяна Ларина не похожа на московских барышень.

Пушкин пишет о семье Лариных с теплотой, но не идеализирует их. Деревенские помещики не отличаются образованностью, высокой культурой, почти не читают книг. Однако, отец Татьяны не запрещает дочери предаваться её любимому занятию, не видит в чтении вреда.

В то же время, Пушкин безжалостно описывает местных дворян, которые пришли в гости к Лариным. Он характеризирует их, как ограниченных людей, обжор и взяточников. В то время, как помещики окружают себя роскошью, их крепостные живут в нищете. Провинциальное дворянство пытается во всём подражать столичному высшему обществу, при этом выглядит иногда смешно.

Таким образом, в романе Пушкина показана пустая и бессодержательная жизнь дворянско-крепостного общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Дворянство в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Это стихотворение принадлежит к последним произведениям Лермонтова, написано оно было примерно за месяц до роковой дуэли поэта.

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей

Провинциальное дворянство в романе Пушкина Евгений

Роман “Евгений Онегин” не мог бы считаться реалистическим произведением, если бы в нем не была правдиво отображена та среда, где выросли, сформировались и жили его герои. Картины жизни провинциального дворянства составляют неотъемлемую часть романа.
Пушкин дает полную картину быта, занятий, развлечений провинциальных помещиков, с иронией отмечает их низкий культурный уровень, убогое мировоззрение, примитивность интересов, жестокость по отношению к крепостным.
Так, дядя Онегина, “деревенский старожил”, свое время проводил в ссорах с ключницей, в праздном сидении у окна; он давил от нечего делать мух, играл в карты (“в дурачки”). Примечательная деталь: в его доме нет никаких книг, кроме “календаря осьмого года”. Автор с насмешкою отмечает, что, “имея много дел”, старик не смотрел в “иные книги”.
Не лучше выглядит и отец Татьяны, бригадный генерал в отставке. Он не препятствовал чтению книг дочерью, потому что считал их “пустой игрушкой”. Его времяпрепровождение почти растительное: “он в халате ел и пил”, хозяйством не интересовался, все препоручив жене.
Его жену, властную и в то же время простодушную крепостницу, в юности слегка коснулась цивилизация: она получила воспитание на французский манер. Умела русский звук “н” произносить в нос, звала Полиною Прасковью, от подруги знала имена героев модных романов. Но и эти поверхностные сведения скоро были утрачены. Оказавшись в деревне, мать Татьяны “хозяйством занялась”:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь…
Замашки крепостницы, отдающей крестьян за провинность в солдаты, бьющей служанок, мирно уживаются с солением грибов и ведением расходов. Именно в саду старушки Лариной крестьянские девушки во время сбора ягод поют по приказу барыни, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”. Выдумка рачительных провинциальных хозяев!
Ничуть не лучше и окружение Лариных. Помещики, сходясь по вечерам “дружной семьей”, беседуют “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. “Разговор их милых жен” еще глупее. Сплетни, наряды, поиски женихов, обсуждение возможных свадеб. Барышни увлекаются альбомами, в которые переписывают пустейшие стихи.
Убийственна характеристика гостей Лариных. Здесь поэт поднимается до подлинной сатиры:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
Значащие фамилии, короткие прицельные характеристики, дающие представление и о культурном уровне провинциальных помещиков, и об их социальной сути крепостников. “Седая чета” Скотининых, знакомая нам по комедии Фонвизина “Недоросль”, благополучно перекочевала из XVIII столетия в XIX век, не изменив своей сути.
Прошлое мирных помещиков нередко окрашено в зловещие тона. Таков, например, Зарецкий, “добрый и простой отец семейства холостой”. Не случайно его суда и сплетен страшится Онегин! В прошлом Зарецкий – “буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный”.
Внутренняя пустота, тупость, духовная леность в сочетании с расчетливостью, эксплуататорской сутью характеризует провинциальных помещиков.
Однако поэт отмечает в них и нечто такое, что отсутствует в жизни Онегина и других представителей столичного дворянства, – их близость к природе, народу, народным обычаям, поверьям, культуре. Так, Ларины “два раза в год” говели, любили народные развлечения: “подблюдны песни, хоровод”, “круглые качели”. Они отмечали масленицу “жирными блинами”, у них не переводился народный напиток – квас (“им квас, как воздух, был потребен”). Лучшие представители народа были воспитателями их детей. Такова няня Татьяны Лариной. Именно этой близостью к народной жизни обусловлены лучшие черты любимой героини Пушкина Татьяны Лариной. Такой тип личности не мог бы сформироваться в условиях столичной жизни, хотя, конечно, Татьяна в этой среде, по словам Белинского, “колоссальное исключение”.
Итак, сделаем вывод. Провинциальное дворянство, как его изобразил Пушкин в романе “Евгений Онегин”, отличает духовное убожество, невежество, низменность интересов. Помещики занимаются хозяйством, жестоко эксплуатируя крестьян, ревниво охраняя свои дворянские привилегии, “ярем барщины старинной”. Иные и хозяйством занимаются спустя рукава, разоряясь и опускаясь. Сплетни, пересуды, ловля богатых женихов, пустое времяпрепровождение – вот их привычные будни.
Но поэт не мог не отметить и такую их особенность, которая совершенно отсутствовала в жизни столичного дворянства, – их близость к народной национальной культуре, народным обычаям и привычкам.

Читайте также:
Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина Медный всадник: сочинение

Сочинение: Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(655 слов) В известнейшем романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» описываются быт, политические взгляды, привычки различных социальных слоев общества. Автор изобразил нравы и жизнь как столичного общественного слоя, так и поместного дворянства деревень. Разберемся же, в чем заключаются особенности и отличия провинциального помещичьего сословия от столичной аристократии в романе «Евгений Онегин».

Временные рамки действий романа «Евгений Онегин» — первая половина девятнадцатого века. Столичное дворянство того времени жило на широкую ногу и растрачивало наследные капиталы на роскошь. Реальным наглядным примером может послужить сам герой произведения – Евгений Онегин. Праздный образ жизни требовал огромных трат. Бесконечные визиты, театры, балы, пешие прогулки по столице разорили отца Евгения, и юный герой жил богато только потому, что был наследником всех родных. У молодого дворянина есть все, что и делает из него скептика, повесу и эгоиста. Однако за разнообразными развлечениями, «света шум» и «мишура» быстро наскучили как главному герою, так и самому автору романа. Однообразие светских вечеров вынудило Онегина бежать в деревню. Читатель проследовал за ним и узнал много интересного.

Не менее подробно и детально описал А.С. Пушкин и жизнь поместного дворянства. В отличие от отца Онегина, его дядя не тратил деньги, а копил. Он приумножил капитал, ведь, судя по обстановке в его имении, покойный дядя интересовался только хозяйством и весьма преуспел в этом деле. Евгению досталось хорошее наследство. Эта разница между двумя братьями сразу же помогает нам уловить главные черты поместного дворянина: это практичный, дальновидный, солидный человек, который думает о будущем своей семьи. Ему не свойственно желание порисоваться. Он более скромен и деятелен. При этом для него характерна ограниченность. Дядя Евгения, к примеру, ничего не читал, не бывал в театрах, не путешествовал. Его, судя по всему, волновало только состояние урожаев. Таковы многие новые знакомые Евгения. За столом эти люди обсуждают практические вопросы и деревенские слухи. Их узость мышления и «привычки милой старины» претят столичному денди Онегину, впитавшему городской стиль общения и новые веяния иностранного происхождения.

Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» представляет и семейство Лариных. Лживость, меркантильность, цинизм не свойственны им. Им дороги патриархальные устои и народные традиции.

У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Поблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Эти люди живут тихо и скромно, не напоказ. Потому они так отличаются от столичного общества. В деревне у каждого члена семьи есть свои занятия. Например, мама Татьяны сама «солила за зиму грибы», «езжала на работы», «вела расходы» — то есть она работала, что для столичных барынь немыслимо. Сама Татьяна Ларина родилась и выросла в таком кругу, поэтому она близка к народу и его традициям. Она не сидит сложа руки, а читает, бродит по саду, гадает. В ее жизни нет места скуке. Видимо, жизнь на лоне природы делает людей чище, ведь доброта, честность, ценность семейного быта и патриархальность являются характерными чертами поместного дворянства. Оно не идеально в глазах автора, однако все же превосходит столичное общество.

Минусы поместного дворянства А.С. Пушкин выделяет, когда представляет будущее Владимира Ленского. Мечтатель, поэт-воздыхатель, получивший образование в Германии, в деревне деградировал бы. Для такого ума жизнь помещика была бы слишком обыденной и приземленной. В окружении детишек и под опекой жены герой стал бы обывателем без целей и достижений. Быт и нравы поместного дворянства не содержат в себе даже пестроту светской жизни, они обыденны и слишком просты. Это проявляется и на именинах Татьяны Лариной: собираются обыкновенные крепостники, с приземленными интересами и большими семьями, и обсуждают, кто на ком женится — вот и все их интересы. На общем фоне выделяется Татьяна Ларина, ведь ее внутренний мир выходит за узкие рамки деревенского кругозора.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин, описывая социальные слои общества, не выделял лучшие или худшие, а лишь подчеркнул различия и сходства между ними. В поместном дворянстве главную роль играли традиционные нравственные устои, народные обычаи и хозяйство. В светском обществе гонка за роскошью напоказ и иностранной модой вытеснила все это, но взамен не оставила ничего того, что можно было бы сопоставить с цельной натурой Татьяны, ее отца и многих других героев.

Читайте также:
А. С. Пушкин наш современник: сочинение

Почему мир провинциального дворянства, так же, как и высший свет, наскучил Онегину? Онегин и провинциальное дворянство по роману А. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» критик В. Белинский назвал не только самым задушевным произведением поэта, но и историческим, в котором поэт поэтически изобразил картину русского общества, взятого в интересный момент его развития. Его герои — не исторические лица, но тем более интересен путь их духовного развития.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Роман назван по имени главного героя — светского молодого человека Евгения Онегина. Получив наследство от дяди, он вынужден покинуть светский Петербург и оказаться в глухой провинции. Однако мир провинциального дворянства, так же, как высший свет столицы, вскоре ему наскучил. Причин несколько. Первая – образование героя и его воспитание. Далее — уровень развития помещичьего дворянства. И отсутствие у героя привычки к труду.

Сам Онегин — светский человек. Он получил типичного для представителей его класса обучение и воспитание: няня, воспитатель, учителя. К моменту, когда Онегин оказывается на свободе, он владеет навыками и манерами, которые позволили занять ему соответствующее место в обществе. Герой с головой окунулся в светскую жизнь, которая на первых порах даже увлекла его. Но вскоре Онегина ждало разочарование: в развлечениях, книгах и в людях. Перемена в жизни подарила герою искру надежды. Надежды на возможность освежиться и воскреснуть в тиши уединения, на лоне природы. Но, увы, мечтам не суждено было сбыться. Перемена места жительства не изменила некоторых обстоятельств, не зависящих от его воли.

В деревне Онегин встретился с природой, от которой в столице был далек, но и она не задержала надолго внимание нашего героя: «Два дня ему казались новы / Уединенные поля». И, как результат: «Потом увидел ясно он, /Что и в деревне скука та же». Не приносят ни удовлетворения, ни радости реформы, которые он вводит у себя в имении в пользу своих крестьян: «Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил». Остается общение с обществом соседей — провинциальных дворян.

Двух его представителей помещичьего круга своих соседей он выделяет сразу. Это сосед и к тому же молодой подающий надежды поэт Владимир Ленский и Татьяна Ларина, с семьей которой его знакомит новый товарищ. Связь с Ленским, их отношения — свидетельство живой души нашего героя. Поэта он отнес к числу людей, которых «очень отличал». Разница в возрасте не помешала найти героям общий язык. «Меж ними все рождало споры / И к размышлению влекло». Темы споров и размышлений о многом говорят читателю: история, науки, жизнь и смерть, человеческая судьба. Широкий круг обсуждаемых вопросов свидетельствует об образовании героев, которое трудно назвать средним, по меркам того времени оно классическое. Но мечтательность и восторженность юного поэта приводит к трагической развязке. Онегин наносит одну обиду за другой, не понимая, как Ленский мог остановить свой выбор на Ольге. Свою роль в свершившейся дуэли сыграло и провинциальное барство.

Помещики — соседи представлены прежде всего семьей Лариных и гостями на именинах Татьяны Лариной. О чем мог говорить с ними наш герой? Чтобы стал бы делать Онегин в сообществе своих соседей? Семья Лариных, её описание поэт дает во второй главе – типичный образец русской патриархальной помещичьей семьи. Отец — целиком и полностью находящийся под властью своей супруги, мать — взявшая на свои плечи бремя управления имением и находящая в том удовольствие: «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, /Вела расходы». Покойную жизнь иногда нарушалась приездами соседей. Разговоры с ними те же самые: «Их разговор благоразумный / О сенокосе, о вине, / О псарне, и своей родне». В этом круге родилась и выросла Татьяна, но о ней поэт скажет, что в семье своей родной казалась девочкой чужой. Представить Онегина собеседником, участником этих разговоров затруднительно. И результат — всё та же скука.

И еще одно обстоятельство, которое характеризует провинциальное дворянство. Это сплетни: «И отставной советник Флянов, / Тяжелый сплетник». Интересны размышления Онегина после того, как Зарецкий передает ему вызов на дуэль. Сам вызов не удивил героя, годы жизни в столице приучили его к ним. Но здесь? В деревне? И с кем? С Ленским, которого он еще вчера считал своим другом. Первая мысль — помириться. «Но теперь / Уж поздно». Главная причина, которая не позволяет Онегину отказаться и помириться с Ленским — общественное мнение: «пружина чести, наш кумир!».

Воспитание и образование Онегина, его светскость сделали его фигурой чуждой в среде провинциального дворянства. Представители помещичьей среды намного отстали в своем развитии от столичного дворянства. И только скука и однообразие жизни, пусть деревенской и патриархальной, роднит его с высшим светом столицы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id95922

Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
А. Пушкин
Прочитав роман Пушкина “Евгений Онегин”, я действительно получил много информации о частной жизни дворян того времени. Причем в глаза бросилась большая разница между поведением, устремлениями и бытом столичных и провинциальных дворян.
Провинциальные дворяне были книгочеи, особенно девушки. Героиня романа в стихах Татьяна Ларина с ранних лет увлекалась сентиментальными романами, которые ей “заменяли все”,

Related posts:

В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” – первый роман в стихах в русской литературе. Критик отмечает его историзм и народность. Белинский считает, что отступления, которые делаются поэтом, – это обращение к самому себе. “Евгений Онегин” – реалистическое произведение. В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество, его развитие. Критик говорит об огромном значении романа для последующего […].

Читайте также:
Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»: сочинение

Женские образы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (1) А. С. Пушкин – величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка – семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян. Одно из основных мест в романе отведено […].

Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, […].

Личность и общество в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (1) “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”, так как в нем показана жизнь столичного и поместного дворянства, жизнь Москвы, выведены типичные образы русских людей того времени, показана роль общества в формировании […].

Пушкин и Онегин в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Пушкин – это русский человек В конечном его развитии. В. Г. Белинский Может ли хороший человек не любить стихи Пушкина? По-моему, нет. Можем ли мы себе когда-нибудь представить, чтобы Пушкин убил на дуэли Дантеса? Конечно же, нет… “Гений и злодейство – две вещи несовместные”, – считал поэт. Пушкин может быть только жертвой, а не убийцей. […].

Личность и общество в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” – центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе – поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, […].

Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной героини, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” положительным образом русской женщины. Образ Татьяны Лариной – противовес образу Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых “лишних людей”. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в […].

Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В поэме Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по замыслу поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, […].

Онегин и Татьяна в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” А счастье было так возможно, так близко. А. С. Пушкин. Евгений Онегин Великое творение великого поэта. Как всякое действительно замечательное произведение, роман “Евгений Онегин” стал целым этапом в развитии русской литературы. Именно в нем зародилось и получило свое развитие реалистическое направление в творчестве Пушкина. Гениальный поэт открыл новую эпоху в искусстве слова. Разбиты рамки классицизма; […].

Реализм романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3) Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона […].

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для […].

Образ Онегина в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: “Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. Главным персонажем романа […].

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3) В нем русская душа, русский язык, русский характер… Н. В. Гоголь Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каким же был этот человек? Я думаю, что он стремился к свободе и справедливости. Поэт осуждал месть, произвол помещиков, эгоизм. […].

Образ Онегина – “лишнего человека” в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых условностей аристократического общества подчеркивается упоминанием о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”. Что […].

Читайте также:
Художественное своеобразие прозы Пушкина: сочинение

Изображение дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Трудно, почти невозможно создать в художественном произведении картину определенной эпохи, используя только образы главных героев и указывая на конкретные исторические или социальные события. Это будет лишь эскиз, неполный набросок, без оттенков и полутонов, которые появляются при сравнении. Именно поэтому так важны в романе авторские отступления, создающие яркий фон картины того времени и делющие образы главных […].

Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе “Евгений Онегин” В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения. Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым […].

Концепция любви в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали про любовь… ” Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только “слыхали”, но и […].

Женские образы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором “… вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы”, является “Евгений Онегин”. Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I, то есть время […].

Идейное значение картин русского пейзажа в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Природа дает нам духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши […].

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (2) Образ автора – это точка зрения, которая отображает действительность. “Евгений Онегин” – это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки. Необходимо отметить, что […].

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (1) Роман “Евгений Онегин”, написанный в двадцатых годах девятнадцатого века, не утратил популярности и сейчас. И не удивительно. Ведь это лучшее из произведений гениальнейшего поэта и одно из самых крупных художественных творений русской литературы. Роман писался свыше восьми лет. Он был начат в то время, когда поэт был молод и находился в южной ссылке, в годы […].

Реализм романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (6) Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. “Евгений Онегин” – это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский произведение А. С. Пушкина. Действительно, в “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, […].

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, – лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение – поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения – не […].

Мои впечатления от первых глав романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (4) А. С. Пушкин – величайший поэт XIX века, основоположник русского реализма и литературного языка – восемь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразилась вся современная автору русская жизнь: блестящий, светский Петербург, патриархальная Москва, поместные дворяне. Безусловно, основное место в романе занимает описание […].

Образ Ольги в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Ольга – одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена… То, что Ольга являлась предметом любви молодого поэта, уже […].

Картины природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3) В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа… В романе А. С. Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа. Зачем и почему автор решил включить в свой роман картины природы? В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Картины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья […].

Герой и автор в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, – так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора. В первой главе произведения […].

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная… В. Г. Белинский 200 лет минуло со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах “Евгений Онегин”, где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор […].

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (1) Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить […].

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” А. С. Пушкин – не только повествователь, сочинитель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям необыкновенную достоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реален образ его автора. Автор как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо […].

Счастье и долг в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования […].

Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых […].

Реализм романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (4) В. Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение нескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой. А. С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном […].

Картины природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (1) Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. А. С. Пушкин Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место […].

Поэтический язык Пушкина в романе “Евгений Онегин” Центральное место в творчестве А. С. Пушкина занимает его роман в стихах “Евгений Онегин”. Главной особенностью этого произведения является то, что написано оно особым языком, в особой манере, которая потребовала от автора длительной и упорной работы. Стихотворная форма придает ему черты, резко отличающие его от обычного романа. Его язык волнует нас своим ритмом, звуками, именно […].

Природа в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев. Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так […].

Тема русской природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут”. А. С. Пушкин Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место […].

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина “Евгений Онегин” В романе “Евгений Онегин” в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале. Мне кажется, что когда речь идет о добродетели и красоте, Пушкину в большей степени удается показать их на примере женских характеров: это и Маша Миронова из “Капитанской дочки”, и Марья Гавриловна из “Метели”,и Маша Троекурова из “Дубровского”. Всем им свойственны самоотверженность, […].

Картины родной природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. А. С. Пушкин Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, по точному определению В. Г. Белинского, “энциклопедия русской жизни”. Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России. На живописном полотне поэта запечатлелись […].

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, и как мифический Пигмалион в Галатею, искренне влюбился […].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: