Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву: сочинение

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Автор: Guru · 29.03.2018

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

История создания

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья. ».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба. Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».

Смысл

Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

Средства выразительности

Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

Читайте также:
Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Не обходится автор и без эпитетов («тихой славы», «пленительного счастья», «нетерпеливою душой»). Широко используются в тексте инверсии: «Души прекрасные порывы!», «Отчизны внемлем призыванье».

Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

Критика

Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

К чаадаеву настроение лирического героя. Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С. Жанр, размер, направление

История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.
Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Поэт писал своему товарищу Чаадаеву, однако одновременно обращался ко всему обществу, призывая не только верить в счастливое будущее, но и способствовать ему. Стихотворение можно отнести к нескольким разновидностям лирики:

  • гражданская лирика (поэт переживает за судьбу своей страны, призывает общество способствовать её процветанию);
  • любовная (томление влюблённого перед грядущим свиданием сравнивается с ожиданием наступления свободомыслия, отменой ожесточенной цензуры);
  • философская (размышления о прошлом).

Размер произведения «К Чаадаеву» — четырехстопный ямб. Направление — реализм, ведь в стихотворении поднимаются насущные социальные проблемы и выражаются политические требования.

Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву”

Вариант 1

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой».

Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы…», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Вариант 2

П.Я. Чаадаев известен как философ и публицист, друг А.С. Пушкина со времен их обучения в Царскосельском лицее. Он во многом повлиял на мировоззрение поэта, его стремление к борьбе против самодержавия и идейные взгляды.

Читайте также:
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина Медный всадник: сочинение

С первых строк очевидно разочарование Пушкина в прежнем романтизме. Такие светлые чувства, как любовь и надежда уже кажутся несерьезными юношескими забавами. На фоне подъема политического недовольства в стране, ощущения несправедливости и ущемления свободы людей они уже неактуальны.

Пушкин призывает посвятить себя служению Родине. Под этим понятием он имеет в виду защиту простого русского народа и отчизны от самодержцев, стоящих в ее главе. Пушкин использует лексику, присущую речи революционера: «звезда», «товарищ», «свобода», «самовластье».

Последние строки «И на обломках самовластья Напишут наши имена!» выражают полную готовность встать в ряды революционеров, которые хотят свергнуть царя и провести реформы. Идея освободить крепостных от рабства не раз звучала в стихах А. С. Пушкина, и здесь поднимается эта тема.

Хотя стихотворение посвящено Чаадаеву, оно обращено к большому числу читателей. Те, у кого «сердца для чести живы», те, кто может воевать за свою Родину, должны вступить в противодействие.

Вариант 3

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I, который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь. Для 9 класса.

Вариант 4

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение обширно распространялось в списках, служило средством политической агитации.

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой».

Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы…», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что тут патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» — прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта – незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Читайте также:
Лирический герой в произведениях русских поэтов: сочинение

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни — «пленительное счастье».


Смотреть галерею

Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения «К Чаадаеву». Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы — это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина: темы свободолюбия, вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.

Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому что в таких его произведениях часто встречается тот момент, где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства.
Рассмотрим связь лирики Пушкина с идеями декабристов на наглядных примерах(стихотворениях): «Вольность», « К Чаадаеву» и «Деревня».

Ода «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом, бывшие герои-ветераны, участники войны вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение русского народа, и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи и настроения.

Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:

1. Протест против абсолютизма и крепостного права:

«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле ».

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

В этих строках звучит яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.

«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть».

Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.

2. Стремление к свободе и вольности:

«Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок».

В этих строках Пушкин выразил своё желание: видеть весь русский народ свободным и «на тронах поразить порок».
Для того, чтобы желание поэта стало желанием и всего простого люда русской земли, Пушкин использует фразу «хочу воспеть Свободу миру», которая даёт нам понять, что поэт не просто делился своим вольнолюбивыми настроениями и ведал народу о прелестях свободы, а хотел и передать их ему.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру. »

В этом отрывке Пушкин воспевает вольнолюбивую личность, как та которая должна отказаться любви «Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица!», от посвященных ей венка с «изнеженной лирой», и та, которая должна посвятить себя восхвалению свободы.

Это стихотворение было написано Пушкиным спустя год после «Вольности»(1818г).
Послание адресовано Петру Яковлевичу Чаадаеву – русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию,как Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал.

В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и вольности,
а также присутствует новые темы: патриотизма и любви к родине.

1. Протест против самодержавия и крепостного права:

«Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».

В этом отрывке поэт использует словосочетание «власти роковой», которое позволяет нам представить трагичную картину, когда народ находится под гнетом этой власти, не имеет собственного мнения и вынужден подчиняться устоям. Под этим словосочетанием мы видим явно негативное отношение Пушкина к абсолютизму и крепостному праву. Однако есть один момент, который указывает на то, что и родина находится в тяжелом положении, а именно фраза «отчизны внемлем призыванье».

2. Стремление к вольности святой:

«Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья».

В данном отрывке мы можем прочувствовать ярое стремление поэта к свободе.
Для того, чтобы показать, что эта тема для него очень значима он использует такие фразы: «минуты вольности святой» и «как ждет любовник молодой», которые подчеркивают важность темы свободы , тем что слово «минута» означает мгновенное, быстрое осуществление «вольности», т.е. путем свершения революции, эпитет «святой» позволяет нам понять, что вольность в данном случае нечто возвышенное и очень значимое, а приём сравнения – «как ждет любовник молодой» указывает на искренность и нетерпение в ожидании , той самой «минуты» свободы.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

В этой строфе поэт воспевает свободолюбивую личность, которая должна «гореть» свободой, «души прекрасные порывы» посвящать служению отчизне и её освобождению от позора крепостничества.
В этой строфе мы можем заметить, что Пушкин любовь к отчизне неразрывно связывает с революционным служением.

Это стихотворение было написано А.С.Пушкиным в 1819г.
В этом произведении поэта также прослеживается тема крепостного права, свободы и самодержавия. Однако в этом нем есть особый момент, который позволяет читателю ярче и понятнее осознать всю несправедливость и жестокость крепостничества, а именно – приём противопоставления. Противопоставляются первая и вторая части стихотворения. В первой автор рассказывает о мирной , тихой жизни в деревне , а во второй повествует о нелегкой жизни угнетенных крепостниками крестьян в «руках» беззакония .

1. Протест против самодержавия и крепостничества:

«Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца».

Прочитав этот отрывок, мы можем понять и оценить, насколько несчастны крепостные крестьяне, насколько тяжела и нелегка их жизнь.
Также мы видим протестование существующей системе правления, ненависть к «барству» и неприязнь к крепостному праву, как и в предыдущих вольнолюбивых произведениях Пушкина.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

3. Воспевание свободолюбивой личности:
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»

В этом отрывке мы видим, что в роли свободолюбивой личности выступает сам поэт, который отчаялся донести до народа, не желающего ничего менять, точно как и барства, что крепостничество – это позор и пятно бесчестия страны.

• А.С.Пушкин пережил не только взлет, но и крах декабристского движения. Однако своим идеалам и убеждениям он не изменил. Свидетельство тому – его дальнейшее творчество со свободолюбивой тематикой.
Это такие произведения как: «В Сибирь» и «Арион».

Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались в течение всего 19 века.

Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.

Анализ оды Пушкина Вольность сочинение

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет. Несмотря на юный возраст, личность автора полностью сформировалась. Ода «Вольность» подчеркивает четкую политическую позицию автора. Спустя многие годы это произведение смогли оценить читатели и критики. При жизни Пушкина это произведение не печаталось. После того как Александр Сергеевич написал это творение его отправили в ссылку. Правительство не смогло понять и принять данное произведение.

В своем произведении Пушкин протестует против правящего режима. Он указывает на торжество свободы при французской революции, которая была в 1789 году. Ода «Вольность» направлена против тирании во власти, против властелинов, которые ставят себя выше простого народа. Автор считает, что закон должен быть один для всех. Соблюдая закон в стране можно обеспечить свободу граждан.

В то время Пушкин находился под влиянием декабристов, и в своем произведении он выражал их позицию. Воинственный стиль написания оды, придавал произведению революционный оттенок. Главная задача написанного произведения, призвать народ к восстанию в стране и свергнуть несправедливую власть.

Природа наградила поэта необычайным талантом, и он не хотел растратить его на пустяки. Пушкин решил, что в своих произведениях должен призывать к свободе и равенству среди людей. Гневные высказывания в сторону высшего общества являются благородными и необходимыми в стране, где нет справедливости и закона.

В глубине души Пушкин понимает, что изменений к лучшей жизни не произойдет, но все же пытается изменить общество в лучшую сторону. Поэт определил для себя главные составляющие России: рабство и сила. В прежние времена русский народ прославлял себя великими подвигами и мужественностью в боях. Сейчас же это бесправный народ, крепостные и рабы.

Поэт часто думает о жизни, в которой не будет существовать крепостное право, все люди будут сыты и свободны. Ода показывает презрительное отношение автора к правящему режиму России. Пушкин верил, что после революции народ станет жить лучше, но для этого должна пролиться кровь.

Ода нашла отклик в сердцах большевиков и повлияла на начало революции 1917 году. Произведение написано в виде монолога с оттенком лирики. В концовке своего произведения Александр Сергеевич призывает власть с уважением относиться к простому народу и соблюдать законы.

Сочинение-анализ стихотворения Вольность

Ода «Вольность» – яркий пример свободолюбивых устремлений Пушкина. В произведении поэт гневно обличает неограниченную власть монарха и несправедливые общественные порядки.

В начале оды Пушкин демонстративно отбрасывает любовную и схожую тематику, олицетворяемую в образе царицы Цитеры, острова, где располагался храм богини любви Афродиты. Под впечатлением революций в Европе и идей, витавших в среде его друзей – декабристов, поэт восхваляет конституционный строй. Он не побуждает уничтожить монархию, как таковую, так как призывает царей склониться перед силой закона. В стихотворном произведении заметны следы влияния модной в XVIII веке идеологии Просвещения.

Злом для Пушкина являются не троны сами по себе, а восседающий на них порок. Монархи для него – вполне допустимый элемент государственного устройства. Однако подчеркивается, что источником их власти является не наследственное, данное свыше право, а существующие для блага общества государственные законы. Неправедное правление, по мнению Пушкина, само навлечет на правителей неизбежную кару.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Вольнолюбивый поэт желает не столько построения некого нового, построенного на абсолютно других принципах общества, а искоренения преступлений и злоупотреблений. Его цель не достижение абстрактного идеала, а переустройство существующего. Пушкин восхваляет равенство всех перед законом. Его идеал – правосудие, карающее виновного вне зависимости от его социального статуса, богатства и близости к власти. Поэт воспевает волю, которая в данном случае, также скорее представляет собой обычное гражданское равенство.

Вместе с тем, оде «Вольность» Пушкин не мирный реформист, пытающийся добиться своих целей маленькими шагами за долгий период времени, он зовет рабов к восстанию. Он не сторонник мирных ненасильственных методов давления через выражение общественного мнения, митинги и акции гражданского неповиновения. Поэт прямо говорит о радости при погибели тиранов и даже их детей. Здесь он точно отражает воззрения, циркулировавшие в кругах декабристов, готовых пойти жестокие меры.

В оде «Вольность» Пушкин выражал ненависть к деспотизму и симпатии к правовому государству, основанному на справедливых и разумных началах.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Вольность Пушкина

Популярные сегодня темы

Малодушие – это неспособность отстаивать собственную точку зрения, страх перед негативным ответом или отвержением. Проблема в том, что через это человек становится легко подвержен дурному влиянию

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период

Наша страна насыщена огромным количеством талантливых личностей, которые радуют нас своим выступлением и появлением в разных городах и странах. Им удалось не только развить в себе этот талант,

Все люди по-своему красивы. В первую очередь нужно стараться отметить не внешние особенности, а внутренний мир человека. Ведь зачастую внешняя оболочка обманчива. Можно привести пример с конфетой

Хлестаков честно признаётся, что он любит покушать. Все мысли о еде. «Я люблю поесть». Это его слабость. «Они едят, а я не ем».

Анализ стихотворения «Вольность» (А.С. Пушкин)

Чаще всего мы думаем, что стихи для поэтов – это своеобразный способ выговориться, излить душу и выплеснуть собственные эмоции. Однако стихотворения – это не только красивые признания в любви или описания изящных чувств, но и призывы к решению серьезных проблем. Посредством своих произведений авторы могут выражать противостояние злу, лозунг к свободе, борьбу против несправедливости и так далее. Так, Александр Сергеевич Пушкин горел идеей всеобщего равенства и братства, потому написал ряд произведений, которые сумели оказать влияние на будущих декабристов. Среди них ода «Вольность», разбор которой представлен Многомудрым Литреконом ниже.

История создания

Ода «Вольность» написана в период окончания Пушкиным Царскосельского лицея. Этот ранний этап творчества Александра Сергеевича охвачен вольнолюбивыми настроениями. Он не раз прибегает к данной теме в своих произведениях. В пример можно привести такие стихотворения, как «Памятник», в каком он гордится, что в свой «жестокий век» восславил свободу, «Арион», «К Чаадаеву», «Дельвигу», в котором мы видим тонкое переплетение идей вольности и патриотизма.

Возможно, Вы сочтете мнения Пушкина довольно наивными, потому как он верит в существование некого высшего Закона. Поэт тверд в своих высказываниях по отношению к несправедливой власти и несвободе. С ранних лет он понимал, что его поэтический дар может что-то изменить. Потому Александр Сергеевич хотел воспользоваться этим и создать такие литературные произведения, которые смогут подтолкнуть народ к сопротивлению, к принятию гражданской позиции.

Стихотворение «Вольность» написано в 1817 году, но опубликовано только спустя 39 лет в Лондоне. Цензура не могла пропустить его, а царь, зная о вольнодумстве поэта, готовил для него ссылку.

Жанр, направление, размер

Жанр – ода. Стихотворение написано в приподнятом тоне и отличается возвышенными фразами. Александр Сергеевич не зря выбрал этот жанр, ведь «Вольность» выступает как торжественная песнь или воззвание к активным действиям народа.

Направление – что-то среднее между классицизмом и реализмом. Поэт обращает внимание читателей на несовершенство социального устройства России XIX века, затрагивает реальные проблемы. Но в то же время он выбирает форму, типичную для классицизма — оду. Язык стихотворения, отягченный словами «высокого штиля», тоже указывает на традиции классицизма.

Размер – четырехстопный ямб. Рифма – смешанная, женская.

Образы и символы

Стихотворение «Вольность» насыщено яркими образами и символами. Главными персонажами выступают свобода и сам лирический герой. Свобода представлена в оде, скорее как символ, к которому необходимо стремиться каждому человеку, чтобы добиться всеобщего равенства. В образе лирического героя мы видим патриота, готового на многое ради совершенствования своей родины. Он охвачен сочувствием к своему порабощенному народу, но не оправдывает радикальных мер бунтовщиков. Он хочет пойти по пути реформ и свои надежды возлагает на представителей высшего общества, которые должны употребить свое влияние во благо народа.

Читайте также:
«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

Также немаловажно отметить образы Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с Законом и управляли государствами единолично. Пушкин приводит в пример их казнь. Любой «самовластительный», «увенчанный злодей» должен быть наказан, и народ имеет право прекратить несправедливость. Однако народная расправа тоже подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла, в свою очередь, с людьми, которые «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

Темы и проблемы

  1. Основная тема свободы и вольности является ключевой. Свобода для поэта – это важнейшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – это основа, на которой должно строиться мировоззрение человека. Без этого высшего блага никто не сможет стать по-настоящему счастливым.
  2. Не менее важна тема поэта и поэзии. Изначально Пушкин просит свободолюбивую лиру помочь ему вложить в стихотворение общественно важный смысл. Он свято верит в то, что вдохновение должно быть особым: тем, что еще в древности вселяло в души творцов огонь справедливого гнева. Он гонит прочь изнеженную музу, ведь хочет посвятить себя обществу.
  3. Тема закона тоже заняла свое место в тексте. Автор заявляет, что власть дает закон, а не природа, и что закон всегда будет выше воли монарха. Это и есть гарантия развития общества и государства. Без законности и порядка человек не чувствует себя защищенным, он уязвим, а значит, слаб. А как слабые люди смогут сделать сильное государство?
  4. Основная проблема — произвол и тирания власть имущих. Горе тем народам, пишет автор, которые забыли верховенство закона. Несправедливость обернется против самих же королей, как это произошло с Людовиком и Павлом Первым. Их убийцы пойдут против закона также, как пошли и сами монархи, и порядок не удержит их, ведь его нет. Поэтому каждый тиран падет жертвой своей же деспотичной власти: общество поступит с ним так, как поступал со страной он.
  5. Иная проблема — порочность государей. «Страсть славы» губит их, они заботятся не о народе, а о своем месте с истории. Их ослепляют тяга к роскоши, признанию, абсолютной власти. Они не видят дальше своих покоев, а за ними уже формируется их смерть — бунтующий и доведенный до крайности народ.

Основная идея

Мотив вольности святой возникает в творчестве Александра Сергеевича после осознания того, что он не согласен с тем, что происходит в стране. Он стремится разорвать цепи рабства среди низшего сословия, ведь ни один монарх не вправе ограничивать самое святое – личную свободу. Пушкин выделяет государства, в которых правители подчиняются «Вольности святой». Он мечтает о таком же строе, где нет места несправедливости и обману, преступлениям и неволе. В этом и заключается главная мысль оды «Вольность».
Композиция произведения лишний раз подчеркивает мысли автора: сначала поэт излагает свою миссию, после говорит о Законе, и в конце – призывает монархов образумиться и прислушаться к идеалам «Вольности святой».

Смысл оды «Вольность» заключается в том, что любой король падет жертвой своей власти, если закон не будет охранять его. А как он будет его охранять, если сам монарх и его свита не передерживаются правил? Рано или поздно народ сметет их с лица земли, ведь на его пути не будет ничего, кроме тирании, которая является источником нищеты и унижения. Значит, самым надежным хранителем трона выступает благоденствие в стране, когда люди в большинстве своем счастливы и довольны жизнью. Этого можно достичь только в государстве, где главным является закон, а не человек на троне.

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”. Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления. В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”: Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них: Владыки! Вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны. Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу! Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании. Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения. В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман. Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет. В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения. Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом. Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи. “Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне: Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда… Везде следы довольства и труда. Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает… В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян: Здесь Барство дикое без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения. Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются. Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд…” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. А. С. Пушкин уверен в том, что: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы: Я гимны прежние пою… Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал… Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле.
Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

Читайте также:
Литературное наследие Пушкина: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (6)

Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: “Вольность”, “Сказки”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный. ”, “Пророк”, “Во глубине сибирских руд. ”, “Арион”, “Анчар”, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ”, “(Из Пиндемонти)”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”.

Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.

Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).

Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:

И горе, горе племенам,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно.

То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.

Читайте также:
Белинский о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:

Молчит Закон — народ молчит,

Падет преступная секира.

Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.

В стихотворении Пушкина есть такие строки:

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.

Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.

В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.

Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.

Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:

. Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.

Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).

Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).

В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.

Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.

Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.

В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.

В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный. ” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.

Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд. ” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:

Я гимны прежние пою.

“Во глубине сибирских руд. ”

Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.

Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.

Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.

В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.

В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого.

В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода.

В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.

Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836 г.).

Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: