Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Евгений Онегин как главный герой романа (Пушкин А. С.)

В своём романе “Евгений Онегин” Пушкин представил нам самого Онегина, как яркого представителя своей эпохи. Сам же писатель работал над его образом около десяти лет, тогда как роман он писал чуть больше семи лет.

Евгений Онегин очень сложная личность, во многом противоречивая. Как две стороны медали: с одной он жесток, эгоистичен и горделив, с другой же — имеет достаточно тонкую душевную организацию, дух, стремящийся к свободе.

Вероятнее всего, именно эти качества в чём-то и привлекают читателей до сих пор.

Александр Сергеевич знакомит нас с персонажем с первых же строк своего произведения, что начинается с внутреннего монолога героя, наполненного нескрываемым раздражением. Онегин представляется нам равнодушным ко всему и не видящим смысла ни в чём. Зло иронизирует насчёт болезни своего дядюшки, но ради денег готов пройти даже через скуку.

Тогда он представлен через авторское повествование и описание, появляется хорошие представление “русской хандры” Онегина. Вероятнее всего такая “хандра” появляется из-за вечного желания вступления в конфликт с обществом и подчинение ему.

Образование Онегина было не слишком глубоким, в произведение есть такие строки, подтверждающие это:

“Monsieur француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.”

Последствиями такого воспитания было совершенное владение французского языка, прекрасно танцевал мазурку и непринуждённо кланялся, благодаря чему свет решил, что Онегин умён и мил.

С первого взгляда Онегина можно просто назвать легкомысленным и поверхностным человеком. С юных лет привыкший к светской жизни, он так же быстро остыл к ней. Когда ему наскучил свет, то он уезжает в деревню. В уединении он с удовольствием просыпается в семь утра, но вскоре и деревенская жизнь надоела ему.

В первой главе Пушкин показывает множество противоречий в герое, что поэтом не скрывает, поэтому читатели могут не слишком доверять его меланхолии. Он надевает эту маску хандры и равнодушия, чтобы отгородить себя от всего, что чуждо его души. Тогда же он и чувствует своё превосходство над толпой, так как отличается от них.

Большим шагов в раскрытии персонажа Евгения Онегина стала его встреча с Татьяной. Её искренность пробудила в нём давно умолкшие чувства, но он всячески старается сопротивляться этому.

Онегиным говорит неприкрытый страх быть в браке, что его такие яркие чувства к Татьяне померкнут, станут привычкой и он сам станет, как все. Этот же страх заставляет его пойти на необдуманный поступок, как, совсем не дружески, пошутить над Ленским. В глубине души он и сам себя осуждает за свой поступок.

Ещё одним шагом становится смерть Ленского. С Онегина слетает эта маска мнимого равнодушия. Тогда и начинаются его поиски любви и смысла жизни.

После долгих скитаний и поисков, Онегин вновь встречает Татьяну. Он встречает её в новом свете и только тогда понимает, что его любовь к ней — единственно живое чувство в нём, что способно спасти его от скуки. Проблема заключается в том, что Онегин всё ещё эгоистичен и думает только о себе. Он не равнодушен, нет больше той тоски и меланхолии, в нём появилась страсть и жизнь. Вот только Татьяна научилась за это время контролировать свои чувства, поэтому за маской холода Онегин не видит скрытых чувств Лариной. Он становится заложником своих же необдуманных поступков и обречён на одиночество.

В самом конце автор оставляет героя в пике своего безысходного трагизма. Для него, как когда-то и для Ленского, избавлением от страдание может стать ранняя смерть. Вполне вероятно, что и сам Пушкин так думал.

“Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!”

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

«Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»»

Многие считают, что главный герой романа – это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а

Два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько

И об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу

Сказал об Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об

Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас,

В обоих сердца жар угас…

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать

Людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.

Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его

Недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет

О том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании

Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время

Представляется сам Пушкин. Автор и его герой – это люди одного

Поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были

Французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у

Них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец

Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…” Обобщая, Пушкин

Пишет: “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но

Воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”. Поэт поневоле

Отмечает и свое отличие от Онегина.

Онегине он пишет, что “не мог

Он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от

Онегина, занимается. поэзией серьезно, называя ее “высокой

Страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой,

Спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться

Природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была

Прелестный уголок” По-разному воспринимают Пушкин и Онегин,

Например, театр. Для Пушкина петербургский театр – волшебный край

О котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по

Ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а

Потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и

Зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело

Читайте также:
Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Для Онегина любовь – это “наука страсти кожной”, у Пушкина

Отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и

Любовь. Мир Онегина и Пушкина – это мир светских обедов,

Роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ,

Это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая

Роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому

Обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по

Рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике

За фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С

Насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.

Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На

Жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не

Разделяя с пей Ни общих мнений, ни страстей…

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин

Разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви,

Ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы – его высылаю из

Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем

Ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что

Не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не

Надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то

Онегину все равно, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та

Же”. Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого

Барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором

Она говорит, что это “ветошь маскарада”.

Автор не просто сочувствует

Татьяне, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он

Вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических

Отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины,

Которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею

Живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”.

Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может

Им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами.
Биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров,

События литературной борьбы, отражение настроений общественных

Групп и литературных группировок. Многие лирические отступления

Поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого

Века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он

Пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”.

Размышляя о смысле человеческого существования, о значении

Молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но

Грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли

Ей всечасно, Что обманула нас она.

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в

Юности, кому остался верен сердцем.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного

Лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская

Действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим

Гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей

Страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и

Изобразил себя в образе Ленского.

Но в лирических отступлениях

Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о

Нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в

Деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат”. Онегина же

Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е. го

Уважение к своему герою.

Его герой, Евгений Онегин, лучшие

Свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры,

Любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта

Жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царят

Скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и

Томятся, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает

Типичное аристократическое воспитание.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал

Немного классическую литературу, имел представление об Адаме

Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим,

Пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического

Протеста, как у грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и

Пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет

Интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

Xaндpa ждала его на

Страже, И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо

Деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не

Привела ни к чему. Пушкин пишет: “Но ничего не вышло из пера его”.

В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще

Одну попытку практической деятельности:Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем

Надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие

И ярко выраженный эгоизм – это то наследие, которое Онегин получил

От “высшего света”.

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип

Дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в

Постижении характера Онегина. Ленский – дворянин, по возрасту он

Младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии

Туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он

“поклонник Канта и поэт”. У него над разумом давлеют чувства, он

Верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый

Идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский

Смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную

Душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой.

Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле

Он погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что

Общего между Онегиным и Ленским?

Оба принадлежат к

Привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по

Своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая

Душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это

Прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин Пишет о Ленском: “Он сердцем милый был невежда, его лелеяла

Надежда, и мира новый блеск и шум”. Онегин слушал пылкие речи

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин А. С. Пушкина: сочинение

Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию.

Пушкин пишет: “И думал, глупо мне мешать его минутному

Блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да

Верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и

Юный бред”. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин

Же дружит “скуки ради”, хотя по-своему привязан к Ленскому. Не

Знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный

Тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает

Общие черты характера. Он пишет: “Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? “Не столь

Различны меж собой”? Как понимать эту фразу? На мой взгляд,

Объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие

Индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы

Неповторимой личности. “Привычка всех считать нулями, а единицами

– себя” рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин

Вынужден убить Ленского.

Презирая свет, он все-таки дорожит его

Мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства

Чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба

Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а,

Может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман,

Считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин. пишет: “Во

Многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне

Счастлив и рогат носил бы стеганый халат”. Я думаю, Онегин все-таки

Был внутренне глубже Ленского. Его “резкий, охлажденный ум” гораздо

Приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы

Исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность

Жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе

Онегин, он пишет о себе и о нем:

Я был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жuзнъ

Обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические

Отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это

Можно понять из строк: “Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не

Хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне

Крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска. “Пушкин воплотил в Онегине

Многие из тех черт, которые позднее развернутся в отдельных

Персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других. А

Такие романтики, как-Ленский, не могут противостоять ударам жизни:

«Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»»

Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.

А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.

Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже – в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.

Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.

Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, – это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.

Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю. Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.

Читайте также:
В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?

Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”.

Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.

Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев. опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Произведение Пушкина «Капитанская дочь» – это творение, которое было посвящено восстанию крестьян 1773-1774 годов. Хоть все действия происходят и в вымышленном мире, весь сюжет реален.

Пугачев – один из центральных персонажей в повести, именно он руководитель данного восстания. В истории Емельян характеризуется как разбойник, убийца, грабитель. Одним словом – преступник. Однако, не стоит забывать о том, что за ним пошли люди, значит, было в нем что-то, к чему тянулись народные массы. Пушкин подчеркнул в своем романе то, что Пугачев был умен, рассудителен и сообразителен. Своими действиями Емельян показывал свою мудрость и даже расчетливость.

Пугачев не разбирался в своих отношениях к дворянам. Многие хорошие дворяне были казнены, хоть и заботились о своих крепостных крестьянах. В число таких дворян входила и семья Миронова. Для Емельяна любой из помещиков был заведомо врагом, для него не было важным то, какой это человек: хороший или плохой. Пугачев боролся до конца за свою позицию и расправлялся с любым, кто бы мог нарушить свободу крестьян. Пугачев искренне хотел освободить крестьян от крепостничества путем восстания.

Емельян Пугачев не забыл о помощи, всегда помогал тем, кто когда-то помог ему. Например, Пугачев помог Гриневу, который когда-то спас его от холода, подарив тулуп и налив немного водки для согрева. Гринев просил милосердия Емельяна, чтобы освободить свою возлюбленную Марию Миронову, когда те попали в руки к Швабрину.

Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что все-таки Пугачев не был таким уж зверем, как его описывали. Он – казак, который хотел восстановить права крестьян, помочь им освободиться от зависимости. Мало того, Гринев так же говорил, что у Пугачева была довольно-таки «замечательная» внешность. Он был добор к своим подчинённым, помогал им, поддерживал, давал свободу слова. Пугачев для своих союзников был настоящим героем, поэтому, можно сказать, что Емельян Пугачев не полностью отрицательный персонаж.

Пугачев ассоциировал себя с такой птицей, как орел. Его жизнь, подобно жизни этой птицы – короткая, но достойная.

Пушкин в образе Пугачева попытался воссоздать русского человека, у которого огромная душа. Александр Сергеевич любил в какой-то степени этого персонажа, он восхищался им. Автору нравилось его мудрость, храбрость и сила, однако, не понимал, почему именно такой способ Пугачев избрал для борьбы.

Вариант 2

Бунт под управлением Пугачева Емельяна значится одним из самых ужасных в истории Российской Империи. Пугачев стал интересен для большого количества писателей и историков. Александр Пушкин являлся одним из них, поэтому в 1836 году он написал повесть “Капитанская дочка”, которое было посвящено этому волнению.

Пугачев Емельян располагается в сердце и является центральной фигурой этого произведения, несмотря на заглавие произведения. Его образ является необычным и занимательным. Пугачев является руководителем народного бунта, то есть беспощадным человеком. Он атакует Белогорскую крепость и предпринимается покончить с людьми, которые не желали подчиняться ему и принимать его за правителя. Он убивает всех и детей, и женщин, и стариков.

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Но, также его образ обладает и хорошими качествами, несмотря на все недостатки. В произведении можно увидеть его сильные способности лидера, его деяния сопоставлены бестолковым деяниям императорским полковникам.

Также в этом произведении автор показывает Пугачева как и воинского руководителя, так и человека. Например, когда Гринев и Савельич сбились с пути на службу, им помогает простой невежа с хитрющими глазенками. За этот жест помощи Гринев подносит ему свой тулуп в знак признательности. В это время Петруша еще не представлял, кто стоял перед ним и какое предназначение исполнит этот подарок в его дальнейшем. Последующая встреча Гринева с Пугачевым происходит в Белогорской крепости, в период ужасных происшествий. Как раз в этот момент Пугачев припоминает подарок Гринева и не убивает его.

Во время разговора Пугачева с Гриневым, можно увидеть много хороших достоинств военачальника восстания, например, что он очень близок к народу и непредвзят. Он не обделен мудростью народа и наблюдательностью. С помощью этих качеств Пугачев рационально взвешивает свои силы, а также способности народное ополчение.

Поэтому когда Маша Миронова попадает в ужасное обстоятельство, Петр просит помочь Пугачева. В этих происшествиях можно ясно увидеть непредвзятость, великодушие, осмысление, гуманность предводителя. Он помогает отпустить Машу из страшной тюрьмы и дает добро на их союз.

Можно сделать заключение, что писатель описывает Пугачева как несовместимый характер, в котором совмещены и хорошие и плохие качества. Также как безнадежного человека, который не поменяет три месяца богатой еды на тридцать лет простого варева. По моему мнению, Емельян Пугачев является необыкновенной персоной, с твердым характером и блестящими способностями. Пугачев назвал себя царем, но народ пошел бы за ним, если бы он вел себя как истинный предводитель.

Сочинение про Пугачева

Образ Пугачёва в романе «Капитанская дочка» настолько многогранен, что описать и понять его полностью, наверное, не хватило бы терпения и нервов ни одному человеку. Пушкин окутывает Пугачёва в шубу, которая покрыта мраком и тайнами.

Никто точно не может сказать, каким был Емельян Пугачёв, потому что для восставших крестьян он был лучшим господином и царём, для Екатерины он был самозванцем, а главный герой Гринёв и вовсе постоянно меняет своё мнение о Пугачёве.

Сначала мы видим Гринёва, который в ужасный холод отдаёт свой тулуп казаку, который пропил свою одежду, — Пугачёву. Уже здесь у читателя закрадываются мысли о том, что Емельян — крайне неблагополучный человек, который любит выпивку и потому жизнь его обречена. Но не всё так просто.

Сам Пушкин же на протяжении всего романа ассоциирует Пугачёва со снегом, пытаясь внушить читателям, что процесс восстания во главе Емельяна был неожиданным для России, был как снег на голову. Люди, которые идут за Пугачёвым, видят в нём самые лучше черты правителя: он обращается к народу понятным языком, он смелый и не боится выступать против власти, он готов к тому, чтобы за ним шли, его считают справедливым, великодушным и честным.

Сам главный герой Гринёв относится к Пугачёву плохо, потому что произносит известную фразу «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но великодушие, смелость и другие положительные черты характера Пугачёва так или иначе привлекают Гринёва.

Пугачёва можно назвать жестоким, потому что для него казнь — это обычный инструмент, но в таком контексте нужно сказать, что на тот момент была лютая ненависть между разными классами на Руси, потому народом жестокость воспринималась даже с задором и весельем.

Емельян в одной из сцен щадит Гринёва и Машу, отменяет их казнь и даёт добро на то, чтобы они спокойно передвигались по подконтрольным ему территориям, но я считаю, что мотивы здесь двойственны: с одной стороны, таким жестком Пугачёв хотел отблагодарить Гринёва за тот тулуп, который он ему отдал в жуткий холод, с другой же стороны, Пугачёв всегда хотел быть похож на царей и «истинных» правителей, а значит, такой подарок с барского плеча вполне себе мог возвысить Пугачёва в глазах самого себя.

Образец 4

Повесть (или же роман) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» является историческим с элементами художественного вымысла. Он повествует о восстании 1773-1775 годов, возглавленном Емельяном Пугачевым.

Емельян Пугачев – один из трех главных героев произведения (другие два – это Швабрин и Гринев). Пугачев по своей натуре парадоксальный персонаж, так как вобрал в себя как положительные качества примерного Гринева, так и всю скверну коварного Швабрина.

Емельян Пугачев – это казак. Всем сыновьям степи свойственно неутолимое стремление к свободе. Они воинственны, и если ведут борьбу, то до последней капли крови.

Пушкин вводит Пугачева в повествование в качестве героя казацкого фольклора, знакомя с ним читателя плавно и динамично. Сначала это какая-то непонятная фигура, что с каждой главой занимает более значимое место, чем прежде, и заполоняет все пространство произведения. Изначально Пугачев предстает как пьяница, но вскоре становится известно о нем больше.

Глаза этого казака огненные, искрящиеся, привлекающие внимание. Они говорят о феноменальности и незаурядности своего владельца. При этом Пугачев жестокий, зверский, хитрый человек. Он не задумываясь приказывает казнить или миловать. В то же время Александр Сергеевич наделяет своего героя совершенно противоположными качествами, а именно: широкой душой, щедростью, пониманием, о которых становится известно спустя некоторое время повествования. Емельян уважает правдивых, верных и искренних людей, не забывает о добрых делах. Он отпускает Гринева с Машей.

Кроме того, Пугачев умный, умеет отлично играть на публику и чуток лукавит. Именно благодаря этим качествам ему удалось убедить народ в том, что он исчезнувший несколько лет назад император России. Однако, Гриневу он в открытую рассказывает о том, что он не Петр III, а самозванец.

Автор рисует образ Пугачева как царя, избавляющего народ от сильного гнета. Вести себя он старается соответственно: раздает титулы, награждает или наказывает.

А.С. Пушкин создал действительно сложного и многогранного героя, который достоин внимания читателей.

Вариант 5

Автор создал неоднозначный образ вождя народного восстания. Пушкин показал как резко отрицательные стороны самозваного царя, так и отразил в его образе черты русского народа, невольно внушающие симпатию.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Автор, безусловно, был противником революции, бунта бессмысленного и беспощадного. Показывая свое отношение к этому, Пушкин изобразил расправы восставших и их предводителя над дворянами. Жестокость Пугачева хорошо продемонстрирована в сцене расправы победивших пугачевцев над семьей Мироновых – положительных персонажей, не замеченных в плохом отношении к крепостным.

Вместе с тем, впервые Пугачев появляется на страницах повести еще до того, как он возглавил восстание, в образе безвестного казака, которому Гринев в метель дает чарку водки и тулуп. Вероятно, сделано это было не только для того, чтобы помилование предводителем бунтовщиков честного офицера выглядело как акт благодарности, было более психологически оправданным, давая возможность глазами пленного описать события. Целью также являлось дать многогранный образ Пугачева, изображение его не только черными красками.

Несмотря на проявляемую жестокость, самозваный мужицкий царь помнит сделанное ему добро, помогает Петру Гриневу и Маше. Кроме того, возглавляемое им восстание вызвано не просто желание грабить и убивать. Пушкин прекрасно понимал истинные его причины, хотя в то время, конечно, говорить об этом прямо было довольно затруднительно.

Пугачев показан не только сильным человеком, казачьим и крестьянским лидером. Он и олицетворение самого русского народа. В речи вождя восстания звучит народный фольклор, настоящие выражения из языка, используемого в повседневной речи.

Живой взгляд и плутовское лицо, отмеченные автором, вместе со сравнением Пугачева себя с орлом, пьющим кровь, показывают неоднозначность не только этой исторической личности, но и русского народа в целом, как его понимал Пушкин. Здесь видна не только и не столько кровожадность и жестокость, проявляющаяся в подобных экстремальных ситуациях, но и сила простого народа. Для Пушкина, в отличие от многих его современников, крестьяне не были лишь носителями добродетелями и объектами притеснений со стороны высших классов. Он предпочитал видеть и показывать жизнь многогранной.

В целом, Пугачев в данном произведении дан не только для того, чтобы изобразить реальное историческое лицо, но и показать истинный характер русского народа, доведенного до отчаяния.

Образец 6

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» изначально планировалась автором как сугубо историческое произведение, повествующее о событиях Крестьянского восстания (или Крестьянской войны) 1773-1774 годов, однако во время её написания, автором придумывались всё новые и новые детали, которые не могли бы быть известны ему – например, главная любовная линия и вообще многие персонажи, такие например, как главные герои.

Однако описать события того времени было бы просто невозможно без создания образа реально существовавшей исторической личности – предводителя восстания, донского казака Емельяна Пугачёва. Именно он поднял крестьянство и казачество на бунт, представляясь погибшим мужем императрицы Екатерины Второй, руководил войсками бунтовщиков, а так же именно его фамилией в народе и прозвали те события – «пугачёвщина».

Впервые мы встречаем его как случайного путника, который замерзает в дороге во время ужасного бурана. Главный герой, Пётр Гринёв, подаёт ему чарку водки и отдаёт свой теплый заячий тулуп. Тогда ещё Пётр не знал, что его щедрость и доброта, проявленная к незнакомцу, потом спасёт ему жизнь. А именно – когда Пугачёв уже стал «вожаком» и поднял восстание, одной из крепостей, которую захватили его войска, оказалась именно крепость, в которой и служил Пётр.

Емельян велит жестоко расправиться со всеми солдатами и офицерами, не согласными предать императрицу и перейти на сторону бунтовщиков. В них, несмотря на личные качества, воинскую доблесть, на преданность и верность воинской службе и императрица Екатерине лично, он видит помещиков и угнетателей крестьян. Но несмотря на то, что Пётр является таким же «угнетателем» и что он отказывается присягать на верность войску восставших, Емельян пощадил его, потому что помнил то добро, которое проявил к нему Гринёв во время бурана, не зная, кто перед ним стоит и думая, что это обычный заблудший крестьянин. Фактически, это первая попытка придать Пугачёву благородные черты, объяснить его поступки не с позиций верного императорскому дому дворянства, как это делали историки до Пушкина, а с позиций обычного человека.

И действительно, Пушкин помимо жестокости к всем неугодны, придаёт Пугачёву множество положительных черт – он умён, хладнокровен, его речь наполнена пословицами и поговорками, просторечными казачьими фразами, сам он предстаёт перед нами как довольно простой в отношениях со всеми людьми человек (несмотря на то, что для народа он «царь-батюшка», для своих подчиненных он просто «вожатый») , не лишенный, однако, нечта «плутовского во взгляде».

Не лишен Пугачёв и героических черт, что раскрывается в рассказанной им сказке об орле и вороне, говорящей о том, что ради своих целей и идеалов он готов погибнуть. Благороден Пугачёв и по отношению к Петру и Маше, которую он освобождает, узнав о злоупотреблениях подчинившегося ему предателя Швабрина. Но автор не идеализирует его – тот метод, который выбрал Пугачёв для освобождения крестьян, неприятен Пушкину, он предпочитает плавные реформы кровопролитным бунтам и революциям.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Валентин Распутин родился 15 марта в 1937 году в Иркутской области. Был активным общественным деятелем, писал книги и публицистику. В двухлетнем возрасте переехал с семьей в деревню Аталанк.

Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя, изданного под названием «Донские рассказы» и посвященного периоду гражданской войны в России начала XX века и установлению советской власти.

Я всю свою жизнь мечтал о собаке, но мне не разрешали ее заводить. Родители говорили, что я слишком маленький и не смогу за ней ухаживать. У многих моих одноклассников были собаки

Емельян Пугачёв — образ и характеристика героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Внешность

Емельян Пугачёв предстаёт в начале романа как человек лет сорока, среднего роста, широкоплечий и худощавый. Выражение его лица было «довольно приятное, но плутовское», «живые большие глаза так и бегали». У него чёрная борода с проседью, волосы острижены в кружок. Одет он был в оборванный армяк и татарские шаровары. Таким его увидел Гринёв, когда он в метель вывел их с Савельичем и ямщиком на постоялый двор.

Читайте также:
«Святому братству верен я...» (тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина): сочинение

В эпизоде, когда после захвата восставшими Белогорской крепости Пугачёв принимал присягу и приговаривал к повешению тех пленных, которые отказались ему присягать, он предстаёт в красном казацком кафтане, обшитом галунами, в собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на его сверкающие глаза.

Раскрытие образа Пугачёва

Образ Емельяна Пугачёва вводится в сюжетную линию постепенно, читателю словно предлагается пройти все этапы знакомства с личностью этого персонажа. Так, в самом начале романа он показан как пьяница, а затем предстает в виде благородного разбойника, готового платить добром за добро. По мере развития сюжета, Пугачёв полностью завоевывает внимание читателей, за ним интересно наблюдать, его образ динамичен и наполнен.

Пушкин показывает, что личность Пугачёва довольно противоречива: с одной стороны, автор рисует образ бунтаря, беспощадного и жестокого, для которого практически нет препятствий в виде человеческих жизней и страданий на пути достижения личных целей. С другой стороны, он показывает, что движущей силой Пугачёва становится обостренное, несколько искаженное, чувство справедливости. Примечательно, что иногда он способен проявить милосердие, сострадание.

Особого внимания достоин эпизод с дарением Емельяну заячьего тулупа Петром Гринёвым в знак благодарности за спасение в страшной метели. Впоследствии, именно это спасло жизнь молодому человеку во время захвата крепости, в которой он нёс военную службу. Пугачёв вспоминает дарителя тулупа и освобождает его из плена, кроме того, он содействует освобождению и возлюбленной Петра Маши Мироновой. По сути, Пугачёв проявляет себя здесь как любящий отец: он даже благословляет молодых людей на счастливую семейную жизнь.

Психологический портрет

Пугачёв становится предводителем одного из самых масштабных крестьянских восстаний своего времени. Казаки идут за ним, очарованные его мудростью, умом и умением быстро решать сложные вопросы. Пугачев трезво оценивает собственные способности и силы, легко ориентируется в любой обстановке. Отчасти, он хорошо понимает, чем, скорее всего, закончится вызванный им бунт, тем не менее, он до последнего верит в положительный для себя исход восстания и не даёт воли нахлынувшим эмоциям.

Емельян — сильный духом человеком, прекрасный лидер, который тонко чувствует других людей. Он умеет нравиться окружающим, знает, когда не следует показывать своё истинное лицо, а когда, наоборот, стоит. Нередко он изображает из себя царя Петра III, даже награждает своих приближённых выдуманными титулами. Интересно, что простой народ свято верит в эту ложь, ведь Пугачёв — врождённый лидер, умеющий выгодно преподнести себя. Лишь в разговоре с Гринёвым он признается в ложности своего образа и даже сравнивается с другим бунтовщиком — Григорием Отрепьевым.

Реальный прототип героя

Известно, что реальный прототип литературного героя долгое время старательно стирался из народной памяти. Так, после подавления восстания, императрица Екатерина Великая строго запрещала людям говорить об этом человеке.

Но люди успели полюбить этот образ, что отразилось на русском фольклоре: о Пугачёве складывали народные песни, писали стихи и книги. Многое из крестьянского творчества стало основой для романа Пушкина, который первым зафиксировал историчность Емельяна в русской классической литературе.

Вывод

Вообще, образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — прекрасный пример удивительного сочетания художественного вымысла и исторической достоверности. Этот персонаж интересен читателям романа своей противоречивостью, постепенностью раскрытия его личных черт характера, а также умением очаровывать других людей и вести за собой толпу. Пушкин гениально показывает, как простой, малообразованный человек, может добиться не просто жизненных высот, но исторической памяти и народной любви.

Характеристика образа Емельяна Пугачёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение Емельян Пугачев в повести Капитанская дочка Пушкина (Образ, внешность и характеристика героя)

Внешность. Емельян Пугачев – обладатель среднего роста и худощавого телосложения; вопреки этому выглядит как типичный рабочий человек – широкоплечий с большими руками. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское; волоса его обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Некоторые участки его тела покрыты шрамами. Столкнувшись с именно таким описание Пугачева в первую встречу с Гриневым, мы можем утверждать, что его личность многогранна, образ неоднозначен.

Емельян Пугачев – самозванец, изверг и злодей, поднявший бессмысленный и беспощадный бунт. Ради власти «народный мститель» действительно был готов на многое. Он с совершенным хладнокровием наблюдает за казнью защитников крепости. В разговорах с другими людьми бывает вспыльчив, когда дело обращается далеко не в его пользу. Груб, с суровой душой; ему присущи отрицательные стороны таких качеств как самоуверенность и самовлюбленность. Емельян всячески пытается сделать вид, что умеет читать и писать дабы скрыть свою малограмотность и необразованность, потому что в глазах своих сподвижников ему важно играть роль обученного и воспитанного человека. Одной из главных составляющих его жизни является свобода, Пугачев любит волю. Он умеет здраво оценивать свои способности, знает, на что идёт во время своих набегов; кто и как может противостоять ему.

Но даже при таком образе разбойника Пугачев обладает положительными чертами. Бунтовщик отвечает добром на добро, потому что помнит, как отнеслись к нему когда-то давно. Не дай Гринев тогда заячий тулуп, остался бы без жизни и даже надежды на спасение. Пугачев помогает освободить Машу Миронову и наказывает Швабрина. Самозванец видит бесчестие и безнравственность, которые творит Алексей Швабрин. Пугачев ценит в людях искренность, правдивость и честность, даже если по нему самому этого не видно. Человек слова, разбирающийся в военных делах и ведущий себя храбро, пусть это и не замечают.

Пушкин в романе не хотел описывать историю, сражения во время пугачевщины с жестокостью, со злой стороны. Для автора Пугачев – не только разбойник, попавший на страницы истории, но еще и человек со своими особенностями и уникальными личными качествами.

Романтизм отразился не только в стихах Гринева, поступках Маши Мироновой. Он находит отражение даже в бездушном, на первый взгляд, Емельяне Пугачеве.

Читайте также:
Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина: сочинение

Сочинение 2

Действие повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивается во время крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Автор вводит этого персонажа повесть, чтобы показать привязанность произведения к историческому периоду.

Так сложилось, что Пугачева принято изображать жестким, даже жестоким лидером, у которого полностью отсутствовали чувства жалости и сострадания. Не зря цитата из повести Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунда стала крылатой. И сам писатель наглядно показывает эту часть личности Пугачева. Как человек, повидавший и испытавший на себе все тяжести дворянского гнета, он беспощаден ко всем представителям дворянского сословия. Ему не важно, является ли конкретный человек хорошим или плохим. Уже сама принадлежность к данному сословию для него является преступлением. Именно этим объясняется казнь капитана Миронова и его семьи.

Но Пушкин все же отходит от такого однобокого образа Емельяна Пугачева. Очевидно, что у него были и положительные черты. Иначе он не смог бы собрать и сплотить вокруг себя такое количество народа. Если выражаться современным языком, то он был очень харизматичным человеком. Он обладал вполне обычной внешностью, но в его виде и манере держаться чувствовалась сила. Пушкин описывает его как высокого широкоплечего мужчину с черной бородой, в которой начала проступать седина. Особое внимание он уделяет глазам. Через глаза Пугачева явно виден интеллект, но в то же время чувствуется авантюрная и плутовская натура их обладателя.

Именно азартность толкнула Пугачева на путь бунтарства. Ему недостаточно было просто выступить за права простого люда. Он именно объявил себя потерянным наследником царской семьи, требовал от последователей называть его царем-батюшкой. За этим стоит отличный психологический прием, ведь для крестьян это звание всегда ассоциируется с чем-то справедливым и добрым.

Примечателен тот факт, что на самом деле Пугачев был неграмотным человеком, что ему удавалось ловко скрывать. Но эта неграмотность шла не от отсутствия ума, а от банальной невозможности получить образование крестьянину. А недюжинный ум Пугачева виден даже из манеры его речи, которая пестрит народной мудростью – пословицами и поговорками.

Вместе с тем, Пугачев человек благодарный. Именно, памятуя о первой встрече с Гриневым, он не только сохранил ему жизнь, но и спас Машу Миронову. И пусть в его видении мира все делится только на черное и белое, пушкинский Пугачев притягивает внимание читателя и заставляет сопереживать ему.

Характеристика Пугачева

Автор взялся за раскрытие образа этого вожака народного восстания в то время, когда воспоминания о деяниях бунтовщика были ещё свежи в памяти народа. В отличие от других авторов того времени, описывающих Пугачёва только как жестокого и кровожадного человека, Пушкин постарался подчеркнуть положительные черты его характера.

Конечно, это было сложно сделать, ведь любое восстание сопровождается жестокостью и насилием, зачастую бессмысленными. Кроме этого лидер бунта всегда отдаёт приказы, связанные с казнями и другими карательными мерами. Описание событий в Белогорской крепости после её взятия, показывают какие жёсткие решения, принимает Пугачёв по отношению к тем, кто ему не присягает.

Вместе с тем он проявляет великодушие по отношению к Гринёву. Это одна из положительных черт его противоречивой натуры. Этот человек помнит добро и отвечает на него тем же, даже несмотря на то, что Гринёв принадлежит к тем людям, против которых он и поднял восстание. Несмотря на неграмотность, Пугачёв обладал природной смекалкой и мышлением лидера. Объявив, себя царём он точно рассчитал, что люди разных национальностей поверят в него и пойдут за ним. Только незаурядный человек способен собрать под свои знамёна такое большое число сторонников и объединить их для достижения цели. Не последнюю роль здесь сыграла его простота общения с народом.

Читая рассказ, становится ясно, что крестьянскому вождю не чуждо понятие о чести. Он с уважением относится к принципиальному отказу Гринёва присягнуть на верность. Атаману нравится в людях твёрдость убеждений, даже если они идут вразрез с его собственными.

По отношению к Маше Мироновой, Пугачёв также поступает по-человечески, видя в ней всего лишь слабую беззащитную девушку, которая нуждается в помощи, а не классового врага. Из описания Пушкиным казни лидера бунтарей становится ясно, что его дух не сломлен и смерть он принимает с достоинством, полностью уверенный в правоте своего дела.

У писателя получилось, несмотря на негативное отношение к бунту, как таковому, наиболее точно охарактеризовать этого народного вождя.

Сочинение Образ Пугачева

Действующими персонажами романа « Капитанская дочка» являются две исторические личности: правительница Екатерина, а также Пугачёв. Но императрица имеет короткую линию повествования и толком не раскрывается, что нельзя сказать о Пугачёве. Его образ раскрыт углублённо и жизненно.

Первое знакомство с Пугачёвым происходит во второй главе романа, он предстаёт перед нами в образе случайного попутчика Гринёва. Он благодаря своему спокойному и рассудительному уму спасает своего попутчика от сильной бури, в которой тот мог погибнуть. В этой же главе читатель знакомится с внешним видом Пугачёва. Следующая встреча Гринёва и Пугачёва происходит уже во второй половине произведения. Пугачев, помня об оказанной помощи Гринёва ему, решает помочь тому в ответ. Тем самым спасая его от верной смерти и выпускает его на волю, а также помогает спасти Марью Иванову.

Характер и реальную личность Пугачёва автор раскрывает лишь во второй части романа. Его характеризуют как смелого, находчивого, великодушного, справедливого и настойчивого персонажа. Такие черты помогают ему выбиться на всеобщее обозрение подавленной и раздосадованной толпы. Благодаря своей смелости Пугачев, не раздумывая идёт в бой, а подавленный народ, глядя на это идёт за ним. За ним пошли такие народы как Поволжье, Урал, а также большая масса крепостных крестьян, казаки и рабочие горнозаводских предприятий. Благодаря своей харизме и умею красиво говорить на просто всем понятном языке он подымает боевой дух народа, который долгое время жил под гнётом. Но при всём при этом Пугачёв довольно жесток и радикален в плане казни. Ведь без особых раздумий и угрызений совести отправил на повешение капитана Миронова и Ивана Игнатьевича. Такую жестокость можно оправдать временем и ситуаций, в которой он находился, ведь шла жестокая классовая война, в которой он был одним из инициаторов.

Читайте также:
Построение повествовательной часть романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: сочинение

Персонаж Пугачёва в произведении « Капитанская дочка» не является извергом или обычным разбойником, как считали и называли его современники Пушкина, а наоборот его можно назвать смелым, великодушным и даже благородным человеком. Особенно если сравнивать Пугачёва с другим персонажем – императрицей Екатериной, которая достаточно своенравна и незаконным путём заполучила престол. Пугачёв хотел с помощью благородства помочь людям и заполучить страну, но не смог.

Образец 5

Емельяна Пугачева скорее можно отнести к отрицательным героям произведения, нежели к положительным. Его самые выраженные черты характера – это самовлюбленность и чрезмерная самоуверенность. Что касается жестокости, то о ней читатель узнает только лишь со слов других героев повести, сам Пушкин никогда не описывает Пугачева как жестокого и беспощадного человека.

Больше всех в негативном ключе отзывается о нём Гринёв. По его словам, люди считают Пугачева тираном, злодеем и бессовестным лгуном, который сыплет ложью направо и налево, не видя в этом ничего зазорного. Емельян искусно изображает из себя образованного человека, особенно в кругу своих сподвижников, притворяется, что обучен чтению и письму, хотя в действительности не умеет ни того, ни другого. Взяв в руки какой-либо документ, делает вид, что не может разобрать корявый почерк и велит читать своему секретарю, тем самым скрывая свою безграмотность.

К еде Пугачев был непривередлив, но аппетит имел отменный, съесть пару молочных поросят за обедом – было для него обычным делом. Что касается выпивки – крепкие напитки Емельян уважал и даже любил, а всякий там чай презрительно называл напитком не казацким.

Есть предположение, что по внешности человека, по индивидуальным чертам лица, возможно многое сказать о его характере и привычках. Наверное, это ни в коей мере не относится к Пугачёву. Внешностью он обладал самой заурядной. Около 40 лет от роду, невысокий рост, худощавое телосложение, при этом широкие плечи, длинная черная борода, в которой уже появляется намёк на седину. В больших бегающих глазах присутствует какое-то лукавство и чертовщина.

При взгляде на руки, жилистые и крепкие, сразу можно определить, что Емельян не понаслышке знаком с физическим трудом. А вообще, в целом, на людей его внешность производит приятное впечатление, в его движениях чувствуется спокойствие и самоуверенность. Хотя автор описывает Пугачева отъявленным разбойником, читатель, вопреки этому, невольно проникается симпатией к этому «очаровательному злодею».

Так кем же являлся Емельян Пугачёв: заступником или повстанцем – разбойником? Если судить со стороны простого народа, то он, такой же простолюдин, представляется им спасителем. Ведь он избавил крестьян от служения помещикам и их всяческих притеснений. Однако, в глазах дворянства, Емельян – самый настоящий разбойник, решившийся выдавать себя за царя и организовавший восстание, повлекшее за собой печальные последствия.

Образ Емельяна Пугачева в повести Капитанская дочка

Популярные сочинения

Рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина появился в комсомольской газете «Советская молодёжь» в 1973 году. В рассказе говориться о деревенском мальчике из нищей семьи. Он учится в школе в другом городе

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя пропитана множеством скрытых смыслов и идей. Автор без страха описывает чиновников того времени, насмехается над ними. Он вынес все грешные пороки на людское обозрение.

Любимая телепередача у меня «Орел и решка». Просто обожаю её! Я пересмотрела все сезоны, многие программы по нескольку раз.

Примеры сочинений на тему «Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

­ Пример сочинения №1

Тема народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева является одной из центральных в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Предводитель мятежников, назвавшийся именем умершего царя Петра III, изображен в произведении как личность неординарная и противоречивая. Отношение к нему складывается неоднозначное.

Впервые мы знакомимся с будущим атаманом, когда он еще не успел собрать вокруг себя мятежников и стать во главе их восстания. Он случайно встречается на пути главного героя повести Петра Гринева и помогает ему найти дорогу в буран. Автор описывает его как невысокого и худощавого человека с широкими плечами, черной бородой и живым плутоватым взглядом. Он смекалист, обладает чутьем хищника. За помощь Петр Гринев подарил провожатому свой заячий тулуп, и Пугачев не забыл этого добра, как и обещал.

При следующей встрече, во время расправы над защитниками Белогорской крепости, Пугачев предстает перед читателем в образе атамана, назвавшегося царем и возглавившего народный бунт. Он безжалостно расправляется со всеми, кто отказывается присягать ему. Однако Гринева он милует, помня его добро, несмотря на то, что юноша честно говорит, что не будет служить ему и даже планирует бороться с бунтовщиками, как ему велит долг офицера.

В повести «Капитанская дочка» Пугачев честолюбив и самолюбив. Он не грамотен, но умело это скрывает. С другой стороны, он не глуп, так и сыплет народными поговорками, понимает, что обречен. При этом он умеет ценить благородство, поэтому помогает Гриневу спасти Машу и разговаривает с ним откровенно. Он придерживается принципа: «Казнить, так казнить, миловать, так миловать».

Жизненную позицию Пугачева отражает калмыцкая сказка про орла, пьющего живую кровь, и ворона, питающегося падалью. Он считает, что лучше недолго прожить свободным, чем много лет провести в рабстве.

Как человек, Пугачев вызывает симпатию автора, в роли которого выступает Гринев, но его действия он не одобряет, характеризуя бунт как «бессмысленный и беспощадный».

Образ Емельяна Пугачева, созданный А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», заставляет задуматься о неоднозначности исторических личностей, которые могут быть хорошими людьми в жизни и жестокими лидерами в политике. Жизнь сложна, и не все в ней можно поделить на черное и белое».

Пример сочинения №2

Емельян Пугачев – один из главных героев повести «Капитанская дочка». За основу этого образа взята одноименная историческая личность – донской казак, возглавивший народное восстание 1773-1774 годов. Традиционно Пугачев считается жестоким и кровавым разбойником, на совести которого множество загубленных жизней. Однако в повести А.С. Пушкин раскрывает и другие грани этого сложного образа, такие как великодушие, умение помнить добро, честность.

Описание героя

Первое знакомство

Молодой Гринёв со своим слугой Савельичем направляются в Оренбург. По дороге они попадают в страшный буран и сбиваются с дороги. Среди метели они различают фигуру путника (никто из них еще не знает, что это Пугачев), который сопровождает их к постоялому двору. Эта глава символично называется «Вожатый», потому что этому человеку предстоит сыграть роль своеобразного проводника в жизни Петруши. В благодарность за спасение Пётр дарит ему заячий тулуп.

Читайте также:
Национальный образ Онегина: сочинение

Поражает самообладание, которое сохраняет Пугачев, оказавшийся ночью в буранной степи: «Дорога-то здесь, – произносит он, – я стою на твердой полосе, да что толку. Вишь, какая погода… Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет, да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам». Эта уверенность закономерно передается юному Гринёву. Ведь Пугачев на самом деле был поразительно стойким и бесстрашным человеком, способным внушить доверие и подчинить своему влиянию практически любого. В обстановке зимней стужи с метелью, где жизни путников угрожала реальная опасность, это хладнокровие проводника вселяло покой и уверенность. Его отвага во многом объяснялась его казацким происхождением, привычкой преодолевать любые трудности, его находчивостью.

Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.

Внешность

Возраст Пугачева приблизительно около сорока лет. Темные волосы подстрижены кружком, в длинной бороде поблескивают серебряные волоски проседи. В его больших глазах можно увидеть затаившуюся плутовскую искринку. Во время разговора именно глаза выдают переполняющие его эмоции: сожаление, усмешку или полное самодовольство. Кисти рук большие, рабочие, как у человека физического труда. Пугачев худощав, несмотря на широкие плечи. Когда Пётр дарит ему заячью шубу, Савельич сокрушается, что она не налезет на его огромные «плечища». В общении с людьми Пугачев держится спокойно и размеренно. В целом этот человек производит приятное впечатление.

Черты характера, поведение, речь

Пугачев был совсем неграмотным, ни читать, ни писать он не умел. На пропуске Петру Гринёву он вместо подписи поставил витиеватые «каракульки». Видимо, стесняясь свое необразованности, он всегда звал оберсекретаря, когда ему нужно было прочесть какие-нибудь документы. Речь у него простая, мужицко-народная, без сложных конструкций и оборотов. Он знает бесчисленное множество пословиц и поговорок и умело вставляет их в разговор, и еще он – непревзойденный рассказчик старинных преданий и легенд.

В Белогорской крепости Пугачев появляется одетым в дорогую и нарядную одежду. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». Предводитель крестьян, который печется об их защите от угнетателей-помещиков, сам не брезгует легкой наживой, деньгами, любит принарядиться и хотя бы временно почувствовать себя барином. Еще одной чертой Пугачева является гордость. Рассказывая притчу об орле и вороне, он делает заключение: лучше один раз напиться свежей крови и умереть, чем жить триста лет и питаться падалью.

Отношение Пугачева к людям

Пугачев ненавидит власти и считает врагами тех, в ком видит угнетателей народа. В отношении таких людей проявляется жестокость и беспощадность его натуры. Не милует он и тех, кто не желает признавать в нем государя. В результате неподчинения ему как царю он отправляет на смерть Ивана Кузьмича, коменданта крепости и его верного друга Ивана Игнатьевича. Его бандиты зверски расправляются с Василисой Егоровной и еще многими обитателями Белогорской крепости.

По сути, Пугачев был бунтарем-одиночкой, в своем окружении он не видел по-настоящему преданных ему людей. Поэтому он и полагался в основном на русский «авось». Он глубоко сомневался, что ему удастся дойти до Москвы, потому что знал, что его войско – это бывшие воры и разбойники, которые при первом же поражении «выкупят его шеей свои головы». Но ему ничего не оставалось, как продолжать двигаться вперед, так как он понимал, что каяться уже поздно. Осознавал он и то, что ему не удастся продолжительное время одурачивать власти, поэтому ясно понимал, что впереди его ожидает неотвратимое наказание за все его злодеяния.

Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.

Примечательно, что Пугачев, буквально спасший Гринёва и Савельича во время бурана, принимает заячий полушубок не как знак благодарности за спасение, а как щедрый подарок, который как бы обязывает его самого к благодарности. Об этом говорят его слова, обращенные к Гринёву: «Век не забуду ваших милостей». Он и не забывает о своем обещании: три раза испытывает судьбу молодой Гринев, и все три раза Пугачев его милует. Даже после того, как в приватном разговоре Гринёв окончательно отказывается присягнуть ему, Пугачев произносит: «Так и быть, казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Так проявляется широкая душа Пугачева, которой чужды мелочность и мстительность.

Роль героя в произведении

Через образ Пугачева А.С. Пушкин воссоздал всю правду жизни в ее реалиях. Самого героя он описал таким, каким он и был в действительности, Пугачев словно прожил вторую жизнь на страницах его повести. Яркий образ этого героя в «Капитанской дочке» выписан в строгом соответствии с историческим образом Пугачева, с сопутствующими явлениями 18 века, с бытовыми особенностями тех краев, где зародилась пугачевщина. Несмотря на то, что Пугачев олицетворял собой бунт «бессмысленный и беспощадный», Пушкин оградил его образ от неверных толкований и лжи. Из легенды, сотканной из кровавых злодеяний этого человека, ему удалось вычленить чисто народные и узнаваемые черты лихого и плутоватого казака-бродяги, а также человеческую благодарность и благородство.

Развитие героя по мере сюжета

Пугачев появляется в повести в виде неизвестного путника, ставшего впоследствии источником грандиозного бедствия. Именно этому герою отводится роль того, кто разделил жизнь Белогорской крепости на «до» и «после». Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.

Пример сочинения №3

Емельян Пугачев в большинстве случаев обладает негативными качествами характера. Он самоуверен и самолюбив.

Для его образа характерна жестокость. В романе Пушкин не указывает конкретных примеров его жестокости. Это его качество характера обнаруживается в комментариях других персонажей, часто переданных читателю через Гринева. Так, например, молодой человек утверждает, что окружающие считали Пугачева «ужасным человеком, извергом, злодеем». Повстанец – обманщик и плут – его не смущает его ложь, фактически он не видит в ней ничего постыдного.

Отправляясь к Пугачеву, чтобы освободить Машу, Гринев «вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках» спасителя своей возлюбленной.

В то же время сердцу Пугачева не чужды жалость и гуманность – он проникается симпатией к Гриневу и способствует освобождению Маши Мироновой, не казнит самого Гринева после отказа служить ему.

У Пугачева удачно получается играть роль образованного, воспитанного человека (по крайней мере среди своих сподвижников). Он делает вид, что умеет читать и писать, хотя на самом деле не обучен грамоте. «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?» – говорит он, чтобы скрыть этот факт.

Важным элементом в его жизни остается наличие свободы. Он вольнолюбивый человек. Судя по всему Пугачев не отличается гастрономическими предвзятостями, однако обладает непомерным аппетитом. Он может съесть двух поросят за один присест. Он также очень любит выпить и называет чай не казацким напитком.

Пугачев способен здраво оценивать свои возможности. Он осознает, что его действия носят отрицательный характер, так как они обрели губительную силу, но возможности все исправить у него уже нет – слишком масштабное изъявление обрело его восстание.

Внешность Пугачёва

А. Шопенгауэр был убежден, что внешность человека играет важную роль в его характеристике. Именно благодаря внешности можно определить такие черты характера человека, которые с первого взгляда не заметны. Пугачев не обладает исключительной внешностью. В большинстве случаев она довольно типична, хотя и не лишена интересных моментов. Увидев Пугачева, Гринев с любопытством его рассматривает и находит «замечательным».

Народный мститель выглядит таким образом: он среднего роста, худощав по комплекции, но широкоплеч. На его теле есть шрамы, Пугачев сам их называет «царскими знаками».

На вид ему около сорока лет. Пугачев носит длинную бороду. Волосы его темного цвета, но в бороде уже виднеется проседь. Волосы его пострижены в кружок.

Глаза у него большие, в них заметно что-то плутовское. Глаза Пугачева очень живые, во время разговора они «бегают».

Руки у него типичные для рабочего человека – большие и жилистые. В целом, Пугачев – человек приятной наружности. В его манере поведения и общения с людьми прослеживается спокойствие и размеренность.

Во внешности Пугачева прослеживается каноничность – несмотря на то, что в произведении Пушкина он показан в основном в роли разбойника, читатель проникается симпатией к этому персонажу.

Злодей или заступник?

Сложность и неоднозначность поступков Пугачева создала двоякое его восприятие на плоскости «злодей» или «заступник». Александру Сергеевичу удалось удачно продемонстрировать тот факт, что ни один человек не обладает однотипностью характера и в любом из людей уживаются позитивная и негативная личность.

Конечно, Пугачев значительно уступает в своих манерах и благородстве, например, Робин Гуду, тому же (по мнению критиков не самому удачному литературному персонажу Пушкина) Дубровскому. Что типично для всех представителей крестьянского сословия, Пугачев не отличается образованностью и королевскими манерами. Его поведение корректируется народной моралью и общепринятыми, «негласными» правилами поведения.

С точки зрения народных масс, Пугачев естественно является спасителем – освобождение от служения помещикам и их притеснений в различных сферах деятельности как ни есть лучшим образом влияет на его историческую роль в жизни крестьян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: