Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною (В.Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною (В.Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

«Герой нашего времени»

Герой нашего времени

Сочинение М. Лермонтова

Отличительный характер нашей литературы состоит в резкой противоположности ее явлений. Возьмите любую европейскую литературу, и вы увидите, что ни в одной из них нет скачков от величайших созданий до самых пошлых; те и другие связаны лестницею со множеством ступеней, в нисходящем или восходящем порядке, смотря по тому, с которого конца будете смотреть. Подле гениального художественного создания вы увидите множество созданий, принадлежащих сильным художническим талантам; за ними бесконечный ряд превосходных, примечательных, порядочных и т. д. беллетрических произведений, так что доходите до порождений дюжинной посредственности не вдруг, а постепенно и незаметно. Самые посредственные произведения иностранной беллетристики носят на себе отпечаток большей или меньшей образованности, знания общества или по крайней мере грамотности авторов. И потому-то все европейские литературы так плодовиты и богаты, что ни на миг не оставляют своих читателей без достаточного запаса умственного наслаждения. Самая французская литература, бедная и ничтожная художественными созданиями, едва ли еще не богаче других беллетрическими произведениями, благодаря которым она и удерживает свое исключительное владычество над европейскою читающею публикою. Напротив того, наша молодая литература по справедливости может гордиться значительным числом великих художественных созданий и до нищеты бедна хорошими беллетрическими произведениями, которые, естественно, должны бы далеко превосходить первые в количестве. В век Екатерины литература наша имела Державина – и никого, кто бы хотя несколько приближался к нему; полузабытый ныне Фонвизин и забытые Хемницер и Богданович были единственными примечательными беллетристами того времени. Крылов, Жуковский и Батюшков были поэтическими корифеями века Александра I; Капнист, Карамзин (говорим о нем не как об историке), Дмитриев, Озеров и еще немногие блестящим образом поддерживали беллетристику того времени. С двадцатых до тридцатых годов настоящего века литература наша оживилась: еще далеко не кончили своего поэтического поприща Крылов и Жуковский, как явился Пушкин, первый великий народный русский поэт, вполне художник, сопровождаемый и окруженный толпою более или менее примечательных талантов, которых неоспоримым достоинствам мешает только невыгода быть современниками Пушкина. Но зато пушкинский период необыкновенно (сравнительно с предшествовавшими и последующим) был богат блестящими беллетрическими талантами, из которых некоторые в своих произведениях возвышались до поэзии, и хотя другие теперь уже и не читаются, но в свое время пользовались большим вниманием публики и сильно занимали ее своими произведениями, большею частию мелкими, помещавшимися в журналах и альманахах. Начало четвертого десятилетия ознаменовалось романическим и драматическим движением и – несбывшимися яркими надеждами: «Юрий Милославский» подал большие надежды, «Торквато Тассо» тоже подал большие надежды… и многие подавали большие надежды, только теперь оказались совершенно безнадежными… Но и в этом периоде надежд и безнадежностей блестит яркая звезда великого творческого таланта, – мы говорим о Гоголе, который, к сожалению, после смерти Пушкина ничего не печатает и которого последние произведения русская публика прочла в «Современнике» за 1836 год, хотя слухи о новых его произведениях и не умолкают… Тридцатый год был роковым для нашей литературы: журналы начали прекращаться один за другим, альманахи наскучили публике и прекратились, ив 1834 году «Библиотека для чтения» соединила в себе труды почти всех известных и неизвестных поэтов и литераторов, как бы нарочно для того, чтобы показать ограниченность их деятельности и бедность русской литературы… Но обо всем этом мы скоро поговорим в особой статье; на этот раз прямо выскажем нашу главную мысль, что отличительный характер русской литературы – внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «Книг много, а читать нечего…» К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант г. Лермонтова.

В «Библиотеке для чтения» на 1834 год напечатано было несколько (очень немного) стихотворений Пушкина и Жуковского; после того русская поэзия нашла свое убежище в «Современнике», где, кроме стихотворений самого издателя, появлялись нередко и стихотворения Жуковского и немногих других и где помещены: «Капитанская дочка» Пушкина, «Нос», «Коляска» и «Утро делового человека», сцена из комедии Гоголя, не говоря уже о нескольких замечательных беллетрических произведениях и критических статьях. Хотя этот полужурнал и полуальманах только год издавался Пушкиным; но как в нем долго печатались посмертные произведения его основателя, то «Современник» и долго еще был единственным убежищем поэзии, скрывшейся из периодических изданий с началом «Библиотеки для чтения». В 1835 году вышла маленькая книжка стихотворений Кольцова, после того постоянно печатающего своп лирические произведения в разных периодических изданиях до сего времени. Кольцов обратил на себя общее внимание, но не столько достоинством и сущностию своих созданий, сколько своим качеством поэта-самоучки, поэта-прасола. Он и доселе не понят, не оценен как поэт, вне его личных обстоятельств, и только немногие сознают всю глубину, обширность и богатырскую мощь его таланта и видят в нем не эфемерное, хотя и примечательное явление периодической литературы, а истинного жреца высокого искусства. Почти в одно время с изданием первых стихотворений Кольцова явился с своими стихотворениями и г. Бенедиктов. Но его муза гораздо больше произвела в публике толков и восклицаний, нежели обогатила нашу литературу. Стихотворения г. Бенедиктова – явление примечательное, интересное и глубоко поучительное: они отрицательно поясняют тайну искусства и в то же время подтверждают собою ту истину, что всякий внешний талант, ослепляющий глаза внешнею стороною искусства и выходящий не из вдохновения, а из легко воспламеняющейся натуры, так же тихо и незаметно сходит с арены, как шумно и блистательно является на нее. Благодаря странной случайности, вследствие которой в «Библиотеку для чтения» попали стихи г. Красова и явились в ней с именем г. Бернета, г. Красов, до того времени печатавший свои произведения только в московских изданиях, получил общую известность. В самом деле, его лирические произведения часто отличаются пламенным, хотя и неглубоким чувством, а иногда и художественною формою. После г. Красова заслуживают внимание стихотворения под фирмою – [фита] – ; они отличаются чувством скорбным, страдальческим, болезненным, какого-то однообразною орпгинальностию, нередко счастливыми оборотами постоянно господствующей в них идеи раскаяния и примирения, иногда пленительными поэтическими образами. Знакомые с состоянием духа, которое в них выражается, никогда не пройдут мимо их без душевного участия; находящиеся в том же самом состоянии духа, естественно, преувеличат их достоинства; люди же, или незнакомые с таким страданием, или слишком нормальные духом, могут не отдать им должной справедливости: таково влияние и такова участь поэтов, в созданиях которых общее слишком заслонено их индивидуальностию. Во всяком случае, стихотворения – [фита] – принадлежат к примечательным явлениям современной им литературы, и их историческое значение не подвержено никакому сомнению.

Читайте также:
Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Может быть, многим покажется странно, что мы ничего не говорим о г. Кукольнике, поэте столь плодовитом и столь превознесенном «Библиотекою для чтения». Мы вполне признаем его достоинства, которые не подвержены никакому сомнению, но о которых нового нечего сказать. Поэтические места не выкупают ничтожности целого создания, точно так же, как два, три счастливые монолога не составляют драмы. Пусть в драме, состоящей из 3000 стихов, наберется до тридцати или, если хотите, и до пятидесяти хороших лирических стихов, по драма от того не менее скучна и утомительна, если в ней нет ни действия, ни характеров, ни истины. Многочисленность написанных кем-либо драм также не составляет еще достоинства и заслуги, особенно если все драмы похожи одна на другую, как две капли воды. О таланте ни слова, пусть он будет; но степень таланта – вот вопрос! Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень с своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. – Чтобы нас не подозревали в пристрастии, мы, пожалуй, упомянем еще йог. Вернете, во многих стихотворениях которого иногда проблескивали яркие искорки поэзии; но ни одно из них, как из больших, так и из маленьких, не представляло собою ничего целого и оконченного. К тому же, талант г. Бернета идет сверху вниз, и последние его стихотворения последовательно слабее первых, так что теперь уже перестают говорить и о первых. Может быть, мы пропустили еще несколько стихотворцев с проблеском таланта; но стоит ли останавливаться над однолетними растениями, которые так нередки, так обыкновенны и цветут одно мгновение! стоит ли останавливаться над ними, хоть они и цветы, а не сухая трава? Нет.

Конспект статей В.Г. Белинского о «Евгении Онегине»

Данный конспект — краткое отображение мыслей Виссариона Григорьевича Белинского, высказанных о произведении “Евгений Онегин” в восьмой и девятой статьях “Сочинения Александра Пушкина”. Работа Белинского помогает еще глубже погрузиться в произведение и посмотреть на него глазами известнейшего русского литературного критика 19 века. Статьи Виссариона Григорьевича Белинского представляют сбой обширные и наполненные разнообразными отступлениями размышления о природе русского человека, истории и особенностях отечественной литературы, анализ образов русских людей, и, непосредственно, самого произведения с его героями. Данный конспект включает в себя не только сокращенные фрагменты, посвященные роману, но и кратко представленные отступления от темы, без которых многие мысли литературного критика являются незавершенными и отчасти необоснованными.

Восьмая статья — первая часть критического анализа поэмы “Евгений Онегин”. Белинский пишет, что данный стихотворный роман – “самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии”. Для Пушкина это произведение является одним из главных творческих достижений, отражает личность поэта. Оценка этого романа является оценкой самого автора.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

“Евгений Онегин” – историческая поэма: в произведении отображена картина русского быта целой эпохи, что являлось первым подобным опытом в истории отечественной литературы. В романе “Пушкин является не просто поэтом, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания”, до него русские писатели лишь подражали иностранным мастерам, не решаясь на создание чего-то нового и полностью своего. Пушкин же учится у именитых мастеров, но с каждым произведением привносит все больше личного видения. Так, малоизвестная баллада “Жених” 1825 года “и со стороны формы, и со стороны содержания насквозь проникнута русским духом”. Многие современники Пушкина не признали “Евгения Онегина” национально-русской поэмой, ведь произведение не только о простых людях, но и о светском обществе: “у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста”. Белинский рассуждает об опасениях соотечественников по поводу того, что привезенные в страну европейские привычки искореняют исконные традиции и привычки, но это совершенно не так. Русский человек хоть и способен внешне сойти за любого европейца, но сущность его все равно будет проявляться, он вряд ли сможет стать своим в чужой стране.

“Всё сказанное нами было необходимым отступлением для опровержения неосновательного мнения, будто бы в деле литературы чисто русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни низших и необразованных классов.”, – заключает Белинский. “Евгений Онегин” – не только русское, но и национальное произведение, несмотря на то, что речь в нем идет о людях, образованных и обладающих европейскими манерами. Национальным поэтом критик называет такого творца, который в равной степени достоверно может изобразить жизнь русского человека любого сословия.

“Евгений Онегин” – не только национальное произведение, но и превосходное поэтическое создание, по словам Белинского. Пушкин не только первым решился создать роман о жизни русских людей, а не эпическую поэму, но и облек его в стихотворную форму, что было нонсенсом для литературы того времени. Форму своего произведения и манеру повествования поэт перенял у Байрона, но сходство между работами поэтов минимальное: “Пушкин писал о России для России”, “Байрон писал о Европе для Европы”. Роман “Евгений Онегин”, как и “Горе от ума”, стал началом новой русской поэзии и литературы в целом. Пушкин создал “изображение мира русской жизни” одним из первых, вместе С Грибоедовым они “были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь”.

Белинский кратко описывает сюжет “Евгения Онегина”, который всем и так уже знаком. Но что примечательно, в конце произведения нет “нет ни смерти, ни свадьбы”. Открытый финал — достаточно нетипичное явление для романов, драм и повестей, “в особенности русских”. Белинский беззлобно насмехается над теми, кто считает, что в этом романе и вовсе отсутствует сюжет, что “Евгений Онегин” – всего лишь “поэтическая болтовня”.

Чтобы понять предпосылки создания романа, критик переключается на историческую эпоху, в разгар которой он был написан. Дворянство, как высшее сословие, развивалось стремительно, образовалось так называемое среднее дворянство, “благородные наслаждения бытия становились уже потребностию, как признак возникающей духовной жизни”. Эти люди были источником просвещения более широких масс, стремились к искусству, европейским языкам, появилась более легкая светская литература. Именно таким общество застал Пушкин, а позже изобразил жизнь в 20-ых годах 19 столетия в своем романе.

Критик переходит к анализу главных героев, которых, по его мнению, здесь двое: Онегин и Татьяна. Поэт выбрал в качестве своего героя Онегина, светского человека, несмотря на все общественные предубеждения остальных насчет высшего света. Белинский пишет, что в светскости и аристократии нет ничего предосудительного, если оставаться человеком, какими были и Пушкин, и Байрон. Онегин, будучи не только светским, но и образованным человеком, с трудом находится в обществе Лариных, но в то же время сходится с Ленским, “странным и смешным в глазах света существом”. Несмотря на то, что публика видела в Онегине бессердечного и жестокого человека, Белинский же рассуждает о его глубоко светской натуре, которая и позволяет ему вести себя немного насмешливо, непринужденно, актёрствовать и подшучивать даже над серьезными и печальными вещами, с такой ленцой вести свою жизнь. Он считает, что герой делает так не из-за злого умысла, а потому, что это в его природе, это его натура. Критик указывает на твердолобость публики, которая считала, что сам Пушкин хотел представить своего героя “холодным эгоистом”. Онегина таким сделал сам век, на который пришлось его существование. Он умен, а потому сам смутно догадывается о причинах своих страданий, он из тех людей, которые “желая «многого», не удовлетворяются «ничем»”.

Читайте также:
Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.): сочинение

В качестве аргумента, опровергающего бездушие Онегина, Белинский приводит его дружбу с юным мечтателем Ленским. “Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек”, – так говорит о нем автор, отстаивая право Онегина быть героем со своей собственной историей: ни гением, ни злодеем, а человеком, разочаровавшимся и запутавшимся. Онегин — страдающий эгоист, эгоист поневоле. В его окружении нет людей, способных понять его, Онегин сторонится деревенских жителей и слывет среди них чудаком.

Что касается Татьяны, многие современники Пушкина задавались вопросом: как мог Онегин не влюбиться в девушку после такого пронзительного письма и почему позже влюбился в светскую даму? Белинский имеет на этот счет вполне однозначное мнение: “Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью.” Помимо случайности и инстинктивного влечения, которые так часто сопровождают это чувство, критик пишет и о проницательности Онегина. Он прекрасно понял Татьяну, оттого ее детская и чистая любовь была ему чужда и непонятна. Это совсем не те чувства и не те отношения, которые могли бы заинтересовать героя. Онегин — тонкая натура, ведь ему было достаточно одного вечера, чтобы составить убедительные портреты сестер Лариных и понять их натуру. Потому утверждать, что он отказал Татьяне из-за собственной толстокожести — нелогично и неправильно. Онегин — пример той самой непонятной многим тоски и страданий. У него есть все для жизни, но он не в состоянии заняться хоть чем-нибудь, все ему чуждо и бессмысленно. Только страсть к Татьяне после их встречи в Петербурге разбудила “дремавшие в тоске силы его духа”. Белинский считает, что Онегин в Татьяне видит теперь женщину, которая “знает цену всему, что дано ей, которая много потребует, но много и даст”. Онегин не смыслит страсти и жизни без борьбы, а потому с такой готовностью бросается в омут своих чувств к Татьяне, совершенно искренне и даже без надежды на победу.

Роман обрывается после сцены объяснения Онегина с Татьяной. Что же примечательного в открытом финале романа? Именно такое завершение приближает роман к реальной жизни: “в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные”.

Девятая статья посвящена Татьяне, чей образ стал первым поэтическим воспроизведением русской женщины. Белинский пишет, что женщина в России “ровно никакой роли не играет”, за исключением светских дам, и то в неполной мере. В отличие от европейских женщин, русская девушка в первую очередь невеста, ее готовят к замужеству с ранних лет и большая часть мыслей юных девочек занята именно этим событием. По мнению критика, замужество становится “идеей фикс”, к нему сводятся все мечты и стремления. Каким бы не был характер девочки, она “невольно входит в роль, которую дала ей жизнь и в таинство которой ее так прилежно, так основательно посвящают”.

Такие девушки выходят замуж, но не знают, что же делать со своей жизнью дальше: их готовили лишь к замужеству, а семейный быт, ценности, нюансы взаимоотношений и воспитания детей остались в стороне. Барышни становятся хозяйками пышно и безвкусно обставленных хором, а все оставшиеся годы проводят в бессмысленных званых вечерах и приемах. Детей они воспитывают так же, как сами когда-то воспитывались маменьками. Но такой сценарий справедлив лишь при удачном стечении обстоятельств — если у мужа достаточно средств на содержание семьи. Если же такая невеста выходит за небогатого, которому необходимо строго рассчитывать свои траты, – “тогда горе ее мужу”. Ее воспитывали как будущую барыню, хозяйку, она и здесь будет ею: тратить, командовать, наряжаться, покупать.

Белинский винит в этом не самих девушек, а общество: “взгляд на женщину чисто утилитарный, почти коммерческий: она для вас – капитал с процентами, деревня, дом с доходом; если не это, так кухарка, прачка, ключница, нянька. “. Критик называет таких дев “жрицами любви”: все они ищут какой-то несуществующей возвышенной любви, им неинтересны простые чувства, они живут в мире собственных идеалов и фантазий, а когда выходят замуж и понимают, что достигнуть идеала невозможно, то горечь вымещают на избраннике. Исключением является Татьяна Ларина, по-своему гениальная и оттого глубоко несчастная, ведь общество не принимает тех, кто отличен от большинства. Старшие Ларины — типичные представители своего времени, те самые довольные своим положением счастливчики. Их размеренная жизнь прерывалась лишь визитами гостей. В совершенно неподходящем окружении росла Татьяна. Выделялись из него лишь сестра Ольга и жених ее Ленский, но и они были настолько далеки по духу от девушки, что она не могла им довериться: “инстинктивное чувство говорило ей, что они – люди другого мира, что они не поймут ее”. Если Ольга после смерти поэт вышла замуж и повторила судьбу мамы, то с Татьяной все куда сложнее. “Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.”, – пишет Белинский, указывая на целостность ее характера, некую монолитность. Она не меняется, но развивается и растет, лишь подчеркивая этим свою целостность.

Читайте также:
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Будучи задумчивым и тихим ребенком, Татьяне больше нравились страшные рассказы, чем игры с подругами, а повзрослев девушка увлеклась романами настолько, что они поглотили всю ее жизнь. “Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы”, – пишет Белинский, подчеркивая ее уникальность и непохожесть на других девушек. Ее внешняя холодность и отчужденность указывает не на отсутствие способности чувствовать, а на глубину испытываемых чувств, их целостность и полноту. Девушка способна на самопожертвование и самоотдачу без какого-либо хвастовства и выставления себя на показ, она самодостаточна и не имеет потребности обсуждать свой внутренний мир с другими. Критик считает, что с любящим мужем Татьяна стала бы прекрасной женой и матерью, отдающейся детям и браку полностью, молчаливо и решительно, “не по рассудку, а опять по страсти”.

Многие, не видя любви и поэтичности в жизни, начинают перенимать их из мира книг в том искаженном состоянии, которое неизбежно возникает при столкновении выдуманного с реальным. Любовные страдания какого-нибудь европейского автора из жизни перешли на страницы произведения, в России же сначала создавались романтические произведения по образу и подобию западных, а лишь после описанные там чувства упорно переносились в реальную жизнь, гасли и видоизменялись под напором реальности, так сильно отличающейся от европейской. Эти размышления приводят Белинского к Татьяне, которая, подобно тем идеальным девам, также стала жертвой книжных страстей, приняв желаемое за действительное. Окружающий мир заключил Ларину в определенную навязанную форму, но благодаря естественному и простому в самой ее натуре она вызывает сочувствие, а не презрение или насмешку. Словно “дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят”.

Что касается ее страсти к Онегину, она довольна естественна в своем рождении, но облечена в книжную форму. Еще до знакомства Ларина много слышала о нем, постепенно складывая образ в своем воображении: холодный, загадочный, аристократичный и спокойный, находящийся как бы над миром прекрасный молодой человек. Их первая встреча лишь укрепила домыслы Татьяны, а образ Онегина, такой желанный и романтичный, занял собой все ее чувства, через которые она и воспринимала этот мир. Без своих книг она была бы нема, язык романов — единственный, доступный ей в силу недостаточного воспитания и образованности, следствиями которых и стала некая дикость девушки.

В разговоре Татьяны с няней изображена “русская барышня в разгаре томящей ее страсти”. Это единственный раз, когда Ларина не скрывает своей тайны, ведь няня просто не поймет ее, в отличие от сестры или матери, которые могли понять не так, на свой лад.

Чувства Татьяны после отказа Онегина нисколько не угасли, а разгорелись с новой силой. Белинский не видит в этом ничего необычного и считает закономерным: “Несчастие дает новую энергию страсти натур с экзальтированным воображением. Им даже нравится исключительность их положения; они любят свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им, может быть, еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастием, если б оно выпало на их долю. “. Страдания приводят Татьяну в дом Онегина, где она в попытке лучше понять возлюбленного берется за те книги, что читал он. “Книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением. оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души. “. Этот новый опыт стал подготовительным этапом перед новой жизнью и перерождением в светскую особу, которое так поразило Онегина.

Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина сочинение

Троекуров Кирила Петрович – один из отрицательных персонажей рассказа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Он является отцом Маши Троекуровой, в которую влюблен Дубровский.

По внешности его известно, что он силен и крепок. С семнадцати лет он находился на военной службе, участвовал в военных походах. Он высокого мнения о себе. Уважает Троекуров только богатых людей. Бедными же он пренебрегает. Не смотря на свои достижения в плане власти, Троекуров человек необразованный. Он не читает книги. Кирила Петрович человек ограниченного ума. Он ведет себя не так, будто верит в Бога. Но не смотря на это Троекуров строит у себя во владениях церковь.

Читайте также:
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина Дубровский): сочинение

Кирила Петрович богатый и избалованный человек. У Троекурова во владениях имеется несколько поместий и три тысячи крестьян. Кирила Петрович постоянно срывается на своих гостях и подданных. Но не смотря на это люди ему преданы. Он понимает размеры своей власти и любит управлять людьми. У него очень жестокие развлечения. Самое ужасное из них – закинуть человека в клетку с медведем. Вообще все свободное время Троекуров пьянствует, издевается над людьми, ухаживает за псарней и конечно же ест до переедания.

Однажды Кирила и Дубровский старший поссорились. Вообще Кирила сжигает поместья тех, с кем ссорится. Троекуров собрался отсудить имение Дубровского. Кирила Петрович ставит себя выше законов. Он даже подкупил судей. Но не смотря на это Троекуров не такой плохой человек. До ссоры с другом они находились в хороших отношениях. Даже после того, как побывал в суде, Кирилла долго корил себя за это. Он хотел помириться со своим другом, хотел вернуть ему все, что было. Но, к сожалению Дубровский старший умер. Кирила Петрович не успел помириться со своим другом.

Автор хочет сказать этим случаем о ситуации на Руси. Кирилу Петровича таким сделал народ. Именно общество сделало его таким, каким он есть. Он верит в безнаказанность своих действий, в то, что у него безграничные возможности. Даже любовь к своей дочке Маше у него неправильная. Хоть он ее любит, но выдает замуж за пятидесятилетнего князя Верейского. Маша не хочет этого, а чтобы она не сбежала вместе с Дубровским, Троекуров запер ее в комнате.

Характеристика Троекурова

Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.

Троекуров – барин из старинного русского рода, отставной генерал-аншеф. Жена его умерла, и он один воспитывает дочь. Кирила Петрович богат и знатен, имеет многочисленные связи. Он часто приглашает к себе гостей, но сам никого не удостаивает своим посещением. Высокомерен и самолюбив, избалован угождением со стоны общества.

Характер Троекурова в полной мере раскрывается в его отношении к людям. Со своими крепостными он строг, но они ему преданы, так как власть и богатство помещика придает им некоторое превосходство перед другими крестьянами.

В отношении помещиков Троекуров ведет себя высокомерно, они же в свою очередь, боясь его власти, стремятся угождать малейшей его прихоти. Кирила Петрович никогда не задумывается над тем, какой вред он наносит окружающим людям. Любимым развлечением для Троекурова становится встреча его гостя с медведем один на один. С любопытством и восторгом он наблюдает, как испуганный человек прячется в углу от свирепого зверя.

Несколько иным образом складываются отношения Троекурова со старшим Дубровским. Не смотря на то, что Дубровский не богат, Троекуров уважает и прислушивается к мнению своего соседа. Однако и такие доверительные и дружелюбные отношения разрушает самолюбивый помещик. Из-за конфликта, произошедшего на псарне, Троекуров лишает своего товарища крыши на головой – родового поместья. Осознав всю неправоту совершенного страшного поступка, Кирила Петрович спешит извиниться перед Дубровским. Но уже поздно, его старый приятель находится при смерти, а сын не пускает эгоистичного помещика к отцу.

Не менее ярко отображается характер героя во взаимоотношениях его с дочерью. Троекров по-своему любит дочь, но между ними отсутствуют доверительные отношения. Счастье Маши он видит в выгодном браке, поэтому ничуть не колеблясь отдает ее замуж за богатого, но уже пожилого помещика Верийского.

Таким образом, А.С.Пушкин вкладывает в образ Троекурова такие пороки человеческого общества, как душевная черствость, эгоистичность, самолюбие, умственная и эмоциональная ограниченность.

Вариант 3

Кирила Петрович Троекуров — центральный отрицательный персонаж произведения. Герой является воплощением человеческих пороков, актуальных для высшего сословия 19 века: алчность, жестокость, вседозволенность.

Троекуров — барин, владеющий 3000 душ и несколькими поместьями, генерал-аншеф в отставке, живет в селе Покровское. В округе он является одним из самых богатых людей, что не могло не отразиться на его поведении — он надменен и считает, что ему все позволено. Его власть и многочисленные связи заставляют людей бояться и стараться угодить. Со своими крепостными Кирила Петрович очень суров, но несмотря на это, пользуется у них уважением и почтением — крестьяне считают его сильным и надежным покровителем.

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

Барин не образован, и это не мешает ему быть грамотным помещиком. Но все же его недалекий ум накладывает свой отпечаток на характер Троекурова: самолюбивый и жестокий, он не умеет сдерживать свой гнев и никогда не думает о других. Его развлечения также носят нездоровый характер — он регулярно пьянствует и страдает от обжорства. Забавы Кирилы Петровича вовсе могут показаться запредельно жестокими: гостям, оказавшимся в «тайной комнате», приходится столкнуться с огромным медведем. Барин испытывает невероятное удовольствие зрелища, как беспомощный испуганный человек пытается спастись от разъяренного животного.

Андрей Гаврилович Дубровский — бедный помещик, старый друг Троекурова. Их судьбы очень похожи: они вместе служили, почти в одно время овдовели, каждый воспитывает ребенка. Дубровский не страшась высказывал свое мнение и никогда не смотрел на Кирилу Петровича снизу вверх, чем заслужил уважение барина. Но из-за глупой ссоры Троекуров позволил себе мерзкий поступок: незаконно отобрал имение у Андрея Гавриловича. Злость утихла, но помириться они не успели — Дубровский умер.

Троекуров очень любил свою единственную дочь Марию Кириловну. Несмотря на это, он был очень тверд в своем намерении выдать ее замуж за влиятельного старика Верейского, и никакие мольбы Маши не изменили решения деспотичного отца. Здесь становится ясно, что главное для Кирилы Петровича — деньги, ведь даже счастье собственной дочери не оказалось важнее перспективы появления богатого зятя.

Кирила Петрович очень далек от человечности и доброты. Его гневливость и алчность сломала несколько судеб близких ему людей. В наше время проблема, поставленная в романе «Дубровский» очень актуальна — культ власти и богатства: для того чтобы быть ближе к «месту под солнцем», люди порой готовы на самые низкие и жестокие поступки.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский

Популярные сегодня темы

Каждый ребенок с нетерпением ждет летних каникул. Ждала их и я. И нужно заметить, они у меня в этом году получились просто замечательными! А все благодаря маме и папе!

Центральными героями повествования предстают две очень яркие не похожие друг на друга личности – молодой повеса, скучающий в светском обществе – Евгений Онегин и его юный друг с чистой и благородной душой Владимир Ленский

В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность

Чтение позволяет найти в человеке хорошие качества в характере, развивает умственную сторону жизни, интеллектуальный уровень знаний. Делает выше по-умственному развитию.

В произведении «Старуха Изергиль» автор затронул самые главные проблемы, которые имеются у каждого человека. Важно, чтобы у каждого человека были мечты и они должны делать все для того чтобы они сбывались.

Сочинение на тему: “Троекуров – старинный русский барин” – характеристика и образ жизни

Краткое описание

Образ Троекурова в романе «Дубровский» очень важен, ведь это один из ключевых негативных персонажей произведения. Это отец Маши, возлюбленной главного героя, человек непростой, не вызывающий у читателя ни капли симпатии из-за своего дурного характера, своенравия и эгоизма. Даже во вступлении к роману его характеристика резко негативная.

Автор дает краткий портрет своего героя: это крепкий и сильный мужчина, с 17 лет находящийся на военном поприще. Он принимал непосредственное участие в военных походах, что не могло не сказаться на его характере. К числу основных особенностей героя можно отнести:

  1. Очень высокого мнения о самом себе.
  2. Способен уважать только тех, кто не ниже его самого по социальному статусу.
  3. К беднякам относится с нескрываемым пренебрежением.
  4. Не читает книги, считается человеком малообразованным.
  5. Несмотря на то что строит в своем имении церкви, сам в бога не верит.

Таким образом, Кирила Петрович — человек богатый и избалованный, имеет более 3 тысяч крепостных крестьян и несколько поместий. Казалось бы, судьба наделила его всем необходимым, чтобы быть разумным и добродетельным, но его стремление к власти и эгоизм становятся преградой к тому, чтобы этот человек сумел сделать что-либо полезное. Воспринять его с положительной точки зрения сложно, однако понять возможно.

Роль в сюжетной канве

Образ Троекурова в романе «Дубровский» не вызывает у читателей никакой симпатии из-за того, что этот герой — не просто избалованный капризный человек, но и очень жестокий мужчина. Его любимым развлечением было закидывание людей в клетку с живыми медведями, ведь его явно забавляли чужие страдания.

Все свое свободное время этот человек посвящает низменным увлечениям, он предрасположен к пьянству, жестокости, чревоугодию, кроме того, любит издеваться над людьми. Единственным положительным его увлечением является уход за собаками на псарне. Однако Троекуров — это типичный представитель своего времени, очень многие дворяне тогда не обладали безукоризненным обликом и предавались порокам.

Старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров вошел в сюжетную ткань произведения благодаря тому, что поссорился с отцом Владимира Дубровского и решил отсудить его имение. В этом эпизоде перед читателем открывается его истинный характер, как человека эгоистичного, уверенного в своей правоте и не думающего о других. Неслучайно название романа — «Дубровский» — главный герой становится идейным противником избалованного барина.

Читайте также:
«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

Однако в этом же эпизоде всплывают и положительные черты помещика. Он подкупил судей, чтобы доказать свою правоту, но долго корил себя за то, что в итоге оказался прав. Он собирался помириться с Дубровским-старшим, которого считал своим другом. Хотя в итоге стал основной причиной его смерти.

Образ Троекурова нельзя трактовать как однозначно отрицательный, это просто «герой своего времени», человек неглупый, но лишенный нравственных устоев, для которого жизнь — не более чем забава. Самодурство этого барина — черта его класса, вот почему, несмотря на то, что сочувствия у читателя он вызвать не смог, этот персонаж не вызывает и явного осуждения. Никто не может судить человека лишь за то, что он живет по законам своего времени. Скорее, негативное отношение автора и читателя вызывают порядки тех лет.

Ключевая роль этого человека — показать несовершенство действующих законов, которые помогают человеческим слабостям и порокам развиться до небывалых высот и превратить неплохого барина в подлинное чудовище и воплощение отрицательных начал.

Особенности образа

Троекуров — это человек своего времени, его таковым сделал привычный уклад и образ жизни, вот почему полностью обвинять его в собственных пороках не стоит. Он просто оказался слаб, не сумел противиться соблазнам, которые дает власть. Он уверен в том, что все его действия безнаказанны, вот почему нередко позволяет себе лишнее.

Самодурство героя особенно ярко проявляется в его отношениях с дочерью Машей. Не возникает сомнений в том, что он искренне любит ее и желает ей счастья, но понимает его по-своему. Этот человек настолько испорчен и развращен, что полагает, будто бы девушка будет рада неравному браку с богатым, но старым и неинтересным ей мужчиной, князем Верейским, который перешагнул порог пятидесятилетия.

Образ жизни Троекурова является типичным для представителей дворянского класса 19-го столетия. Он самолюбив, высокомерен, однако стоит отметить, что именно общество сделало его таковым. Если бы никто не пытался раболепствовать перед этим человеком, едва ли он стал столь уверенным в собственной силе.

Вот почему корень зла, по мнению Пушкина, это общество. Оно принимает сильных личностей (а Троекуров, при всех своих недостатках, несомненно, слабым не является) во всей «красе» их пороков. Мало кто боится сказать правду в лицо власть имущих, добрая половина даже равных по сословию предпочитает помалкивать и не высказывать собственного мнения.

Характерные черты

Барин Троекуров — отец-одиночка, его супруга умерла. При первом чтении произведения в средних классах школы к нему возникает резко негативное отношение. Однако при последующем анализе становится очевидным, что его отеческая любовь вполне искренняя. Кирила Петрович действительно любит Машу и желает ей добра.

Однако его представления о счастье очень отличаются от позиции нормального человека, ведь все понимают, что его не купишь за деньги. Особенности героя:

  1. Очень строг и даже жесток со своими крестьянами. Однако они сохраняют ему преданность, поскольку этот барин наделен властью и материальным благополучием.
  2. Высокомерен с равными себе помещиками. Вновь Пушкин поднимает проблему забитости, которая свойственна не только низшему сословию, но и вполне наделенными правами людям, ничем не уступающими Троекурову. Однако даже они боятся высказать свое мнение. Вот почему этот человек привык ни во что не ставить других людей и издеваться над ними.

У этого героя есть антагонист — старший Дубровский, который не стал заискивать перед ним, ведет себя на равных. Именно поэтому Троекуров ценит его, но опасается. Он решает отобрать земли у своего друга, чтобы доказать прежде всего самому себе превосходство, однако от общения с ним отказываться не готов.

Автор показывает, что этот человек стремится к обществу равных себе, презирая слабохарактерных и безвольных, однако не готов мириться с силой других людей. В этом его слабость.

Негативные черты героя всплывают и в отношениях с Машей, девушкой гордой, свободолюбивой и уважающей себя. Налицо тема отцов и детей, каждое из поколения понимает счастье по-своему. Пушкин в своей книге встает на сторону героини, ведь спесивость и горделивость помещика становятся причиной ее несчастия.

Отношения с главным героем

Владимир — сын старшего Дубровского, решается на месть «убийце» своего отца, не задумываясь о том, что в конфликте виноваты оба: сильные горделивые характеры сошлись в неравном бою, где верх одержал Троекуров, благодаря своему более выгодному финансовому положению.

Читайте также:
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (по одному или нескольким произведениям): сочинение

При выполнении заданий учителя на уроках или составлении плана романа, важно учитывать, что чувства Дубровского к Маше были искренними, он не стремился использовать девушку, чтобы отомстить ее отцу, а действительно полюбил ее. Несмотря на то что Троекуров стал причиной нищеты и отчаяния Дубровского-старшего, Владимир был готов простить его ради любимой, однако и тут спесивость и негативное отношение к окружающим сыграли свою роль. И Троекуров собственными руками перечеркнул счастье собственной дочери. Здесь в противовес вступают скромность и добродетель Маши и самодурство и эгоизм ее отца.

Отношение автора к Троекурову двояко: с одной стороны, помещик относится к дочери как к собственности, решает ее судьбу своей волей, но с другой — это любящий отец, желающий счастья своему ребенку, невиноватый в том, что всю жизнь его боялись. Именно людской страх и толкнул его на преступление, ведь если бы крестьяне и тем более другие помещики боялись его меньше, вся история могла сложиться по-другому.

Таким образом, типичный помещик, отраженный Пушкиным в образе Троекурова, это не типичный отрицательный герой, а жертва своего времени. Его стремление проводить время в увеселениях и издеваться над людьми — не более чем восприятие действительности, где мало кто может дать ему достойный отпор.

Сочинение «Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский» для 6 класса

Создавая свой бессмертный роман «Дубровский», Александр Сергеевич Пушкин постарался максимально точно отразить в нем жизненные приоритеты того времени. Одними из главных персонажей произведения являются помещики Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский. Сочинение за 6 класс о Дубровском и Троекурове может быть написано на тему непонимания между некогда добрыми соседями, переросшего в открытую вражду.

  1. Общность героев
  2. Образец сочинения
  3. Особенности характеров Троекурова и Дубровского
  4. Влияние конфликта на детей помещиков

Общность героев

Произведение «Дубровский» изучают в 6 классе. Сочинение про Дубровского и Троекурова должно быть посвящено не только сходству и различию этих людей, но и взаимоотношениям между ними, а также тому, как их конфликт испортил жизнь собственным детям. Позитивное и вступление рассказа постепенно меняется на конфликтную завязку и почти трагический конец.

Несмотря на очевидное различие в характерах этих людей, у них много общего:

  • Дворянское звание.
  • Прохождение государственной службы и большой вес в обществе.
  • Награждены за служебные заслуги и получили звание офицеров.
  • Были женаты, но овдовели и сами воспитывали детей.
  • После выхода в отставку уехали в свои поместья.

Несмотря на одинаковые привилегии, главные герои совершенно по-разному их применяют в жизни. Общие черты и сильный темперамент, а также одинаковое положение помещиков в обществе сблизило их. Соседи стали добрыми друзьями, несмотря на различия характеров.

Образец сочинения

Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский всегда были добрыми соседями. К тому же они не только жили в одной губернии, но и некоторое время они вместе служили. Выйдя в отставку, Дубровский уехал жить в родовое имение, расположенное в Кистеневке. Он не принял покровительство Троекурова и жил в ладу с самим собой, наслаждаясь природой.

Спустя некоторое время в имение возвратился и его сосед Кирилла Петрович. Село Покровское находилось совсем рядом, и старые приятели возобновили дружбу. В любую погоду они могли прийти в гости друг к другу, пока в одну из обычных встреч между ними возник конфликт, волей случая переросший в открытую вражду.

Особенности характеров Троекурова и Дубровского

Властный и заносчивый Троекуров предпочитал быть в центре событий. Чтобы завоевать внимание гостей, он много хвастал своими связями и богатством. Этот барин любил контролировать все и вся. На службе всегда был строг с подчиненными и не допускал излишней фамильярности. Простое обращение к своей персоне прощалось только Андрею Гавриловичу.

Дубровский, напротив, был замкнут и малообщителен. Он не кичился своим званием и состоянием, но сумел своей скромностью завоевать расположение высокомерного друга Троекурова.

Кирилл Петрович увидел в соседе черты, которые не замечали многие общие знакомые:

  • Независимость.
  • Смелость.
  • Прямолинейность.
  • Решительность.

Именно поэтому отношение Троекурова к Андрею Гавриловичу отличалось от того, как он вел себя с другими людьми. По-своему он уважал Дубровского, несмотря на то, что сосед был небогат. Его независимый характер, гордостью и борьба за справедливость говорили о твердом характере.

Рядом с другом Троекуров преображался внутреннее, становясь другим человеком, который переставал быть надменным и смотреть на остальных людей свысока. Только Андрей Гаврилович имел право высказывать свое мнение по поводу разных событий. И его собеседник терпеливо слушал то, что ему говорили.

Но дружба закончилась после одного спора, возникшего из обычного повседневного разговора. Андрей Дубровский уязвил самолюбие своего соседа, и тот не захотел простить прямолинейного высказывания. Постепенно конфликт между друзьями перерос в откровенную войну.

Читайте также:
Чувства добрые я лирой пробуждал (лирика А.С.Пушкина): сочинение

Герои оказались перед непростым выбором. Идти на компромисс никто не желал. Можно было просто перестать общаться, но Троекуров захотел показать свое превосходство. У него созрел план отобрать у соседа родовое имение и тем самым проучить зарвавшегося выскочку. Андрей Гаврилович не смог выдержать подлость бывшего друга и умер. Недаром эпиграфом четвертой части повести стала цитата: «Где стол был яств, там гроб стоит». Этот короткий стих отражает суть происходящего.

Влияние конфликта на детей помещиков

Сын помещика Дубровского, Владимир, потерял все: имение, отца и состояние. Владимир решил действовать поэтапно и, собрав сочувствующих ему крестьян, начал грабить зажиточных дворян. Затем узнав, что дочь врага, Мария ожидает учителя музыки для домашнего обучения, он перехватил француза и устроился в дом, чтобы давать уроки как преподаватель Дефорж. Так как молодые люди не общались с самого детства, Маша его не узнала. Но произошло непредвиденное, и молодые люди полюбили друг друга. И Дубровский отказывается от мести по имя Маши.

В конце произведения автор рассказывает о загубленной любви молодых людей. Девушка выходит замуж за нелюбимого, а ее возлюбленный вынужден бежать за границу.

Сюжет заставляет читателя задуматься о важности семейных ценностей и необходимости ценить дружбу.

Подготовка к сочинению по роману «Дубровский» начинается с изучения учебника литературы за шестой класс под редакцией Коровина. Подготовиться к уроку поможет также просмотр фильма, снятого роману. После этого можно приступить к составлению конспекта по изученному материалу. Готовя презентацию, следует вставить в него карандашный рисунок в стиле Пушкина, цикл которых создал художник Б. М. Кустодиев. Это придаст нужный колорит работе. В ней важно раскрыть не только характеры героев, но и пронализировать их отношение друг к другу, а также причину ссоры.

Сочинение на тему: К Троекуров и А Дубровский по плану

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 15.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, у которых много общего. Например, то, что они принадлежат к дворянской семье и дореволюционному периоду девятнадцатого века.

Дубровский и Троекуров служили в юности при царе, после чего были удостоены почестей и получили звание офицера.

Они поженились, Андрей Гаврилович и Кирилл Петрович по любви, но, к сожалению, вскоре стали вдовцами.

Они бросили своих детей от брака. У Дубровского был сын, которого звали Володя. У Троекурова была дочь Мария.

После службы царь, Дубровский и Троекуров ушли в отставку. Они поселились в своих владениях.

В творчестве А.С.Пушкина главные герои имеют одинаковые полномочия, право распоряжаться правами и привилегиями, но используют их в полной противоположности в силу своего образа жизни и характера.
Сильный темперамент двух глав дома помог им не только завоевать положение в обществе, но и подружиться друг с другом.

Мощный, высокомерный Троекуров любит всегда быть в центре внимания. Он хвастается перед гостями и хвастается своим богатым поместьем. Он особенно строг и требователен к своим подчиненным. Он держит все под контролем и не позволяет незнакомым людям говорить с ним в знакомой, дерзкой манере, за что прощает Андрея Гавриловича Дубровского.

Сам Дубровский – сдержанный, замкнутый человек, который не любит показываться в обществе, на публике. Не очень богатый, но завоевывающий симпатии надменный и надменный друг Троекурова.

Кирилл Петрович признал в Дубровском: независимость, решительность, мужество, прямоту высказываний. Эти основные качества Троекуров привлек к себе Андрея Гавриловича.

Дружба между соседями трещит во время очередного случайного разговора. В нем Андрей Дубровский прикасается к эго своего товарища, и тот, будучи горячоголовым человеком, не может его простить.

Спровоцированный конфликт со стороны Дубровского приводит к неприятному повороту ситуации.

Троекуров угрожает отомстить товарищу за эту наглость и обещает забрать все, что у него есть.

Кирилл Петрович надеялся опозорить Дубровского, чтобы он извинился перед ним, а затем подчинился ему.

Обычный конфликт ухудшает жизнь Андрея Гавриловича и разрушает дружбу между землевладельцами.

Роман содержит в себе месть, жестокость, которая влияет на судьбы двух людей. Мораль и нравственность займут заднее место в романе.

Читайте также:
Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина: сочинение

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Дубровский и Троекуров: сравнительная характеристика

сочинение по литературе 6 класса

Помещики Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров входят в число основных персонажей романа «Дубровский». Именно между ними произошёл конфликт, который лёг в основу произведения. Андрей Гаврилович и Кирила Петрович вначале стали товарищами по службе, а позже ещё и соседями.

Сходства

Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988

У Андрея Гавриловича и Кирилы Петровича было много общего. Прежде всего, они были ровесниками. Оба имели дворянское происхождение и соответствующее ему воспитание, были офицерами в отставке, поселились в одной и той же деревне.

Даже судьбы этих персонажей в целом схожи. И Дубровский, и Троекуров женились по любви, но рано овдовели. У них обоих были дети, почти ровесники, но у Андрея Гавриловича был сын, а у Кирилы Петровича – дочка. Одиночество сблизило бывших сослуживцев, они часто проводили время вместе, и даже размышляли над возможной женитьбой своих детей. Лишь друг с другом они могли быть самими собой. Однако между ними часто вспыхивали ссоры, потому как некоторые черты характера у них тоже были общими. К примеру, гордость, пылкость, упрямство, горячность.

Именно эти качества стали причиной непримиримого конфликта, сделавшего лучших друзей кровными врагами. Глупая ссора стала причиной настоящей трагедии.

Различия

Основное различие между Андреем Гавриловичем и Кирилой Петровичем состояло в их финансовом положении. Имение Дубровского не приносило должного дохода, поэтому дела его находились в упадке, а Троекуров был богатым дворянином, имеющим множество нужных связей. Этому, несомненно, способствовали звания, с которыми они вышли в отставку. Андрей Гаврилович окончил службу поручиком гвардии, а Кирила Петрович – генерал-аншефом.

В результате владения Дубровского ограничивались одним имением и семьюдесятью крепостными крестьянами, а Дубровский владел несколькими имениями, и в его подчинении находилось три тысячи крепостных.

Кроме того, Кирила Петрович вёл активную светскую жизнь, устраивая в своём доме частые балы и званные обеда, а Андрей Гаврилович не любил этих развлечений, предпочитая уединённый досуг.

Отношение к крестьянам

Отношение к крестьянам, как и ко всем людям в целом, у Троекурова и Дубровского было совсем разным. Андрей Гаврилович был достаточно строгим, но справедливым хозяином. Он относился к своим крепостным, как к членам своей семьи, всегда заботился о них и принимал участие в их судьбе. Крестьяне очень ценили эту заботу, они искренне любили Дубровского, и не захотели предавать его даже после его смерти. Они предпочли уйти в лес с Владимиром, и заняться разбоем, чем подчиниться воле Троекурова, сгубившего их хозяина.

Кирила Петрович относился к своим крестьянам совсем иначе. В них он видел всего лишь слуг, у которых не может быть своего мнения, желаний и забот. Его людям ничего другого не оставалось, кроме как подчиняться своему хозяину и пытаться ему во всём угодить. Именно поэтому, стараясь выслужиться, они позволяли себе вести себя дерзко по отношению к другим помещикам, демонстрируя тем самым превосходство Троекурова.

Истинные лица этих персонажей открываются после произошедшего между ними конфликта. Кирила Петрович был настоящим эгоистом, привыкшим делать всё, что ему захочется. Ради того, чтобы потешить собственное самолюбие, он готов довести до сумасшествия лучшего друга. Он настолько боится пошатнуть свой авторитет в глазах окружающих, что способен идти по головам, лишь бы продемонстрировать своё преимущество. А Андрей Гаврилович был совсем другим, у него было развито чувство ответственности, но чрезмерная любовь к справедливости не позволила уступить обидчику, и он до конца верил, что закон окажется на его стороне.

В основе сюжета романа «Дубровский» лежит конфликт, произошедший между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым. Поссорившись из-за глупости, лучшие друзья оказались перед выбором: пойти на компромисс, и возобновить общение, или стоять на своём до конца, даже если это приведёт к непоправимым последствиям. Именно этот выбор и раскрывает их истинные натуры, которые оказались совсем разными.

Сравнительная характеристика

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: