Лирический герой в произведениях русских поэтов: сочинение

Лирический герой в поэзии Лермонтова

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту). Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться. Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.

В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня .

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

(«И скучно, и грустно», 1840)

Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

Опыт осмысления категории «Лирический герой» в художественном мире поэта (некоторые аспекты) Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Е.Ю.

В статье рассмотрена категория « лирический герой » с позиции осмысления ее как организующего начала художественного мира поэта. Обозначен ряд необходимых условий для возникновения данного образа в поэтическом творчестве. Выражена научная точка зрения по вопросу о взаимодействии лирического героя и автора в произведениях.

Читайте также:
Стихотворение «Деревня»: сочинение

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Е.Ю.

Текст научной работы на тему «Опыт осмысления категории «Лирический герой» в художественном мире поэта (некоторые аспекты)»

читателя Тайлер это уже не личность, которой нужно верить, а деспотичный командир.

Следует отметить, что в проекции анализа индивидуально-авторского стиля Чака Паланика на русскую картину мира, сложно полностью понять все нюансы индивидуального стиля писателя для читателя, берущего в руки тексты переводов. На сегодняшний день выполнены переводы романа на русский язык такими людьми как: Илья Кормильцев, Александр Амзин, Алекс Егоренков и Дмитрий Савочкин. Но в глобальной сети интернет существует много вариаций перевода, выполненных фанатами творчества Чака Паланика.

1. Анцыферова О.Ю. Чак Паланик. Память жанра в романе Ч. Паланика «Бойцовский клуб» / О.Ю. Анцыферова, Н.Ю. Георгиева // Америка: литературные и культурные отображения: [монография] / И.В. Кабанова [и др.]. -Иваново, 2012. – С. 405-419.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие: [для студентов и преподавателей филол. фак., учителей-словесников] / А.Б. Есин. – 12-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2015. – 246 с.

3. Савицкая Т.Е. Инженеры современных душ. Знакомьтесь: Чак Паланик // Обсерватория культуры. – 2007. – № 6 (нояб.-дек.). – С. 126-131.

4. Чак Паланик. Фантастичнее Вымысла. – Нью-Йорк: Doubleday, 2004. -C. 56.

5. Паланик. Бойцовский клуб. – М.: АСТ, 2008 – C. 352.

6. Шамина В.Б. Автобиографическое начало в творчестве Чака Паланика / В.Б. Шамина, А.И. Жолудь // Филология и культура. – 2012. – № 4 (30). -С. 234-236.

7. Chuck Palahniuk. Fight club [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altbook.ru/index.php/site/en_fight_club/.

ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

В статье рассмотрена категория «лирический герой» с позиции осмысления ее как организующего начала художественного мира поэта.

* Доцент кафедры Чувашской филологии и культуры, кандидат филологических наук.

Обозначен ряд необходимых условий для возникновения данного образа в поэтическом творчестве. Выражена научная точка зрения по вопросу о взаимодействии лирического героя и автора в произведениях.

Ключевые слова художественный мир, лирический герой, автор, поэзия, лирика.

Современное литературоведение подходит к исследованию художественных явлений – произведения или творчества автора – как к особым мирам, внутренне целостным, представляющим гармоническое единство всех их составляющих. Разумеется, творчество художника в отличие от стихотворения или поэмы представляет собой явление более сложное и многогранное. Согласно исследователю истории и теории литературы М.Б. Храп-ченко, « внутренние связи, свойственные творчеству писателя в целом, имеют иной характер, чем те, которые присущи структуре отдельных произведений» [10, с. 377]. Изучение художественной системы того или иного автора предполагает работу с совокупностью его произведений, которые рассматриваются как нечто целое. Поэтический или художественный мир можно определить как самодостаточное образование, вырастающее на основе сложной системы его внутренних связей, возникающих на всех уровнях художественного целого, включая концепцию мира, систему образов, пафос, речевую организацию и т.д. Именно обнаружение таких сцеплений между произведениями собственно дает право, на наш взгляд, говорить о творчестве художника как о м и р е.

Наличие связующих элементов в структуре художественного мира позволяет исследователям связывать эту категорию с принципом циклизации [4, с. 19]. В связи с этим закономерно встает вопрос о поиске общих начал в произведениях, установлении их внутреннего единства.

Интересно на этот счет мнение того же М.Б. Храпченко, который усматривает целостность авторского творчества в явлении индивидуальности. Ученый пишет: «Системными свойствами творчество талантливого писателя обладает еще и вследствие того, что на всех созданных им произведениях лежит выразительный отпечаток его художественной индивидуальности» [10, с. 378].

Творческая индивидуальность автора находит выражение во всех уровнях художественного целого. Тем не менее, ее ярким воплощением в поэтическом тексте выступает образ л и р и ч е с к о г о г е р о я – центр мыслей и чувств поэта, средоточие формы и содержания, а, следовательно, ведущее начало среди других компонентов (сквозные образы, темы, мотивы, идеи, пафос, стиль), создающих целостность художественного мира.

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Анализ данной категории – важный аспект в изучении произведений лирического жанра. Это связано с тем, что авторское видение мира в лирике передается не через его изображение, как в эпике или драме, а совершенно иным путем. «В лирике на первом плане, – пишет литературовед В.Е. Хали-зев, – единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окра-

шенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления» [8, с. 346]. Мир в ней раскрывается в переживаниях его носителя – лирического субъекта. Говоря о нем, исследователи обращаются к таким понятиям, как образ поэта, лирическое «я», лирический характер и лирический герой. Последний из них в ходе долгих научных споров благополучно вошел в литературоведение и критику.

Однако при выделении данной категории в творчестве поэта следует учесть некоторые факторы, обуславливающие наличие в нем лирического героя как такового. В качестве подобных условий Л.Я. Гинзбург, автор книги «О лирике», рассматривает прежде всего «единство авторского сознания, сосредоточенность его в определенном кругу проблем, настроений», а также «постулирование в самой жизни бытия ее (т.е. лирической личности – И. Е.) двойника» [3, с. 159-160]. Также и Ю.Н. Тынянов, который впервые, по-видимому, предложил термин «лирический герой», применил это понятие по отношению к поэзии А. Блока: «Блок – самая большая лирическая тема Блока» [7, с. 265].

Нельзя обойти здесь вниманием вопрос о взаимодействии автора и лирического героя в произведении – один из спорных, трудно решаемых по сей день вопросов в науке. Носитель переживания в лирике, как известно, характеризуется максимальной приближенностью к автору. Это – «весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпический и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя» [8, с. 351]. А «лирика есть в конечном счете воплощение, воссоздание непосредственных личных переживаний автора» [5, с. 32]. Тем не менее, как нам представляется, тесную связь лирического героя и ее «двойника» (Л. Гинзбург) или «самого поэта» (Б. Корман) нельзя сводить к отождествлению [2, с. 148]. Такого мнения придерживаются многие крупные ученые.

Бройтман Н., доказывая «нераздельность и неслиянность» лирического героя с автором, пишет: «В данном случае нельзя поставить вопрос: либо (автор) – либо (герой). Как только мы закрываем глаза на авторскую ипостась лирического героя, мы оказываемся вынужденными понимать его по аналогии с эпическими и драматическими персонажами, что стирает специфику лирики. Но если мы игнорируем его геройную ипостась, мы перестаем видеть отличие образа от его творца, т.е. стираем специфику искусства. Обе операции чреваты невосполнимыми потерями смысла, и обе они уже неоднократно были опробованы в науке» [1, с. 150].

Тимофеев Л.И., поддерживая понятие лирического героя, отмечает, что оно «подчеркивает обобщённый характер лирического творчества, избавляет нас от отождествления личности поэта с тем художественным образом личности современника, который выступает перед нами в поэзии» [6, с. 252]. С данным высказыванием нельзя не согласиться. Думается, что образ лириче-

ского героя, глубже и шире, чем только выражение поэта как человека, в то же время он не может охватить всю многогранность личности самого поэта.

Приписывание поэту событий из его собственных стихотворений зачастую происходит вследствие игнорирования роли воображения в искусстве. Справедливы замечания В.Е. Хализева: « Автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе» [8, с. 351]. В качестве примера ученый приводит общеизвестный факт: А. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения, которое кончается со словами: «Ты мне в любви призналась жаркой, А я . упал к ногам твоим.», сделал примечание: «Ничего такого не было».

Читайте также:
Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского: сочинение

Возможно, многие переживания, воплощенные в стихотворениях, действительно связаны с событиями из личной жизни, когда поэт говорит от себя. Но наряду с этим возможна и другая ситуация, когда поэт через себя пропускает чужой опыт. Это отмечает и М.Б. Храпченко: «Влияние на художественное творчество оказывает не просто увиденное, а активно познанное и пережитое, то, что, взволновало художника, стало частицей его духовного «я». Он приводит слова Ибсена о том, что необходимо «ясно отличать пережитое от прожитого, только первое может служить предметом творчества. Все, что выливается в художественные образы, несет на себе отпечаток волнений, страстей, чувств писателя» [9, с. 85].

Таким образом, лирическое содержание непременно является результатом художественно-творческой деятельности поэта, формой познания действительности через художественный образ. Не случайно субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений, носят общечеловеческий смысл и становятся близкими и понятными каждому.

В плане выявления точек соотношения автора и лирического героя в поэтическом мире можно принять формулировку В.Е. Хализева. Ученый считает, что образ лирического героя с поэтом связывают отраженные в нем «мироотношение, духовно-биографический опыт, душевный настрой, манера речевого поведения» последнего [8, с. 351].

Итак, лирический герой – это носитель творческой индивидуальности поэта, организующее начало речевого, эмоционального и смыслового уровней поэтики. Ему принадлежит важная структурообразующая роль в художественном хронотопе произведений. В то же время, учитывая многожанровую природу поэзии, ее лиро-эпические тенденции наряду с лирическими, следует отметить, что образ лирического героя не единственная категория, являющаяся ключом к научному постижению такого феномена как «художественный мир».

1. Бройтман С.Н. Лирический субъект / С.Н. Бройтман // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 141-153.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2000. – 556 с.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Сов. Писатель, 1974. -407 с.

4. Зусман В.Г. «Художественный мир» как категория литературы [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 9. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Художественный мир Франсуа Мориака. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – С. 18-29. – Режим доступа: http://www.lunn.ru/?id=6929 (дата обращения: 01.08.2015).

5. Кожинов В.В. Стихи и поэзия / В.В. Кожинов. – М., 1980. – 265 с.

6. Тимофеев Л.И. Слово в стихе: монография / Л.И. Тимофеев. – М.: Сов. писатель, 1987. – 424 с.

7. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов. – М., 1993. – 319 с.

8. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 2002. – 437 с.

9. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. – М.: Худож. лит., 1981. – 432 с.

10. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Художественное творчество, действительность и человек / М.Б. Храпченко. – М.: Худож. лит., 1982. – 479 с.

МУЗЫКА ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА

Оренбургское Президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье исследуется музыкальность поэзии А.А. Фета как одна из проблем поэтики. В результате изучения литературоведческих работ по творчеству поэта и проведенного анализа собственно поэтических текстов были сделаны объективные выводы о наиболее выраженных приемах создания эффекта музыкальность на разных уровнях художественной структуры: метрической организации поэтического текста, композиции, звуковых впечатлениях, звукописи.

Ключевые слова музыкальность стиха; ритмический эффект.

Тоскливый сон прервать единым звуком.

С момента появления первых критических статей о поэзии А.А. Фета и до настоящего времени, пожалуй, не найдётся ни одной работы, в которой не

* Преподаватель кафедры Русского языка и литературы.

«Страдающий эгоист» по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

Эгоизм — это болезнь, которая способна поразить сердце и разум каждого. Даже если человек добрый, чуткий и тактичный, умеющий уважать людей, излишняя концентрация внимания на себе самом и чрезмерные амбиции порой ведут в пропасть. В ловушку, построенную самим собой…

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Александр Сергеевич Пушкин был знатоком человеческих душ. Он, пренебрегая социальным благополучием и добрым именем, порицал поведение людей из высшего общества.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Проблему эгоцентризма поэт чётко обрисовал в своем произведении «Евгений Онегин». Нельзя не отметить, что этот стихотворный роман на сегодня остаётся примером того, как человек, несмотря на внешнее благополучие, становится одиноким.

Главный герой романа Евгений Онегин — богат, хорош собой, обладает изысканным и утонченным вкусом, эрудирован и умён. С самого детства его окружали роскошь, забота и вседозволенность. «Томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» — эти слова очень ярко характеризируют героя поэмы. Мужчины желают вести с ним знакомства, женщины же просто обожают. Онегин не ищет в любовных отношениях никаких обязательств — сладость быстрых побед и интриг ему важнее нравственных устоев. Он, словно мотылёк, порхает по жизни и не знает, чем занять себя. К примеру, решив стать писателем, он быстро разочаровывается в этом деле, «ничего не вышло из пера его». Но глубоко в душе он ищет иного; на подсознательном уровне ему уже давно надоели светские рауты, рестораны и пошлость. Герой уезжает в деревню и с этого момента меняется его жизнь.

Татьяна Ларина, девушка с прекрасным воспитанием, простым взглядом на окружающий мир, влюбляется в Евгения Онегина со всей силой своей чистой души. Её любовь А. С. Пушкин охарактеризовал следующими строками:

«Татьяна любит не шутя, и предается безусловно любви, как милое дитя.»

Она не требует ничего взамен, но и молчать о своих чувствах ей не под силу. Дружба с человеком, к которому она испытывает сильное влечение, становится для нее невозможной. Написав ему письмо, в котором она страстно объясняется в любви, она не чувствует стыда. Но Онегин, в свою очередь, пребывает в глубоком смятении. Татьяна — это девушка, для которой важны брак, семейные ценности и верность. У Евгения эти качества вызывают восторг, но… Он молод, не готов связывать свою жизнь узами брака и детьми: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы Вас, привыкнув, разлюблю тотчас.» Эти слова только подчёркивают ветреность и безответственность героя, его страх потерять мнимую свободу.

У него происходит невольное отторжение от настоящих чувств и искренней любви. Онегин не насытился роскошью свободной жизни и отвергает чувства Лариной. Он уверен, что поступил правильно.

У Онегина есть друг, товарищ — Владимир Ленский. Их дружба основывается не на обязательствах, а на общих интересах. Они оба происходят из высшего круга, оба воспитаны и эрудированны. И оба пытаются сбежать от шума светских приёмов. Но Ленский является натурой более глубокой и нежной, у него свой взгляд на жизнь и на мир. Его душа открыта для истины.

…В порыве жестокости за нанесенную Ленским обиду, Онегин убивает своего друга на дуэли. Принесло ли это ему желанное удовлетворение? Нет. Счастлив ли он, отвергнув настоящую любовь во имя быстротечных интриг. Вряд ли. Герой романа стал одиноким; никого не волнуют его душевные переживания. Он чего-то ищет, но не может найти. Он понимает, что все лучшее — любовь и настоящая дружба — в прошлом. Их уже не вернуть.

Даже когда умирает его дядя, он только делает над собой усилия, чтобы не открыть всем своё равнодушие к смерти близкого человека. Он вынужден притворяться скорбящим, убитым горем племянником, и всё ради наследства: «Приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман…»

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Чувство собственного превосходства главного героя над другими выражается в следующих строках: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей…». Об этом же его качестве говорят иные слова: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя…».

Татьяна Ларина, которую он повстречал спустя годы, вдруг пленила его своей грацией с величественностью. В нём воспылал огонь любви — той, которую он не принял когда-то давно. Но женщина, в отличие от своего давнего возлюбленного, показывает пример чести и преданности: «…Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».

Проблема подмены ценностей у героя поэмы обусловлена не только его личными качествами. Общество того времени навязывало людям свою модель поведения, в которой преобладал холодный расчет. Онегин отвергает от себя истину, впоследствии чего сильно страдает. Но эти страдания принадлежат эгоисту, который решил самовольно управлять своей жизнью, пренебрегая подарками судьбы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id73138

Сочинение: Образ страдающего эгоиста в романе Пушкина Евгений Онегин

Роман в стихах «Евгений Онегин» справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах. Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: «Онегин, добрый мой приятель», «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги — мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для «золотой молодежи» образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял, что жизнь его «однообразна и пестра», критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму — тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, «но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя — издержки беспорядочного воспитания — не позволили Онегину заняться творчеством. Тогда, «преданный безделью, томясь душевной пустотой», Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах «ума чужого» зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин А. С. Пушкина: сочинение

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием «золотой молодежи» не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В.Г. Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что «прежний путь переменил на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием мирной природы и «деревенской тишины». Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, «где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднило Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар, и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь «он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», корит себя за то, что вовремя «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Но не находит в себе нравственных сил подняться над «общественным мненьем» ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина — чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: «В чертах у Ольги жизни нет». Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву. Многочисленные победы над «сердцами кокеток записных» притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его «суровость» и менторский тон:

И нынче — боже! — стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради «вольности и покоя», Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, «странствия без цели», неразделенная любовь — вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого «страдающего эгоиста». Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не востребовавшего эту яркую личность.

Сочинение на тему: «Образ страдающего эгоиста» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение.
«Образ страдающего эгоиста» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий. Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом». Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике: Отец понять его не мог, И земли отдавал в залог. Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует: Не мог он ямба от хорея, Как мы не бились, отличить. В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения: … Отворотился и зевнул, И молвил: всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел. В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» — так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут – мигом соглашался, Изменят – рад был отдохнуть. Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас. Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них! Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Читайте также:
Татьяна Ларина женщина исключительной душевной красоты: сочинение

Образ “страдающего эгоиста” в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя…

Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:

Читайте также:
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»): сочинение

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с

Ни общих мнений, ни страстей.

Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум…

Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.

Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.

В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.

Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.

Читайте также:
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:

Сочинение на тему: Онегин страдающий эгоист которого душат

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 01.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, “эгоистичным” и “эгоистично неохотным”.

На самом деле многие, кто читал роман “Евгений Онегин”, считают Евгения лишь эгоистичным, лицемерным и безразличным ко всему, что происходит вокруг него. Можно частично согласиться с их мнением, даже если оно несколько неправильно.

Читатели не могли понять суть Онегина.

И что послужило причиной такого мнения? Евгений вырос в богатой семье, в социальном кругу. С детства он был образован просто так. Вся его жизнь состояла из одного и того же распорядка дня. Из этого можно сделать вывод, что он был “эгоистичным человеком по своей воле”. Светская жизнь охлаждала Онегина к страстям, разговорам, но не лишала его чувств. Юджин был человеком, который не любил мечтать. Он редко открывался никому, говорил очень мало, но был мудрым и честным. Своего рода интровертный человек. Все это служило названием “Эгоист”.

Из-за своей самоотверженности Онегин страдал. Самое поразительное в этом – буквы. Как Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Он держал ее от чувства что-то к нему во всех отношениях, и он вдохновил ее верить, что она никогда не найдет своего счастья с ним, потому что он черный и злой, душевные муки не в его характере, и он не может любить в течение долгого времени. И как страдал Онегин, много лет спустя, когда встретил на балу Татьяну. Все его чувства к ней проснулись, и он решил написать признание. Но взаимности уже не было, так как Татьяна благополучно вышла замуж и поклялась в верности мужу, хотя чувства к Онегину все еще размахивали в ней.

Евгений Онегин – порядочный, скромный человек. Странно для людей в обществе. То, что было важным и великим для других, не было для него важным. В нем горела искра неприятия, изоляции от “грязного” мира, потому что именно этот мир и в нем воспитывались такие качества, которые служили развитию его эгоизма, оставляя его наедине со всеми требованиями.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений – “страдающий эгоист” и “эгоистичный человек по своей воле”.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: