Лишний человек Онегин: сочинение

Сочинение на тему: Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых условностей аристократического общества подчеркивается упоминанием о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”. Что же это за социально-психологический феномен, какова историческая подоплека его возникновения, каковы условия формирования, особенности мировосприятия и поведения, роль в духовной жизни русского общества? Наступившая после победы в Отечественной войне 1812 года реакция в России повергла прогрессивно мыслящую интеллигенцию в состояние подавленности, угнетенности. Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй. Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни. Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, от-торженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятости, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер — “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…” В результате “Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: “…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха”, “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, “но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей”. Правда, Евгений “…читал Адама Смита и был глубокий эконом”, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых. Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только “…счастливый талант без при-нужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре” позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:
Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… …русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику “опаснейшего чудака”, подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы “светской черни” его поведения:
“Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с”.
Таков был общий глас.
Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны;
Потом понравились…
Но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел “чувствий пыл старинный”, душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

Читайте также:
Всадник - характеристика литературного героя: сочинение

Сочинение на тему:” Онегин – «лишний» человек в обществе.”

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Скачать:

Вложение Размер
onegin.docx 13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Онегин – «лишний» человек в обществе.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.

Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.

Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

3252. Евгений Онегин — лишний человек сочинение 9 класс Русский язык

Сочинение — Евгений Онегин — лишний человек. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Множество писателей породила русская земля, но основоположником русской литературы, ее первооткрывателем, был, разумеется, А.С. Пушкин. Автор оставил после себя множество произведений, но особо выдающимся является роман «Евгений Онегин». Сюжет романа развивается в первых десятилетиях XIX века. Кругом царит ожидание чего-то нового, происходят кардинальные изменения в политической и социальной жизни государства. Будто бы из ниоткуда возникают люди с новым мышлением, желающие для себя большей свободы и простора для жизни. И в это же время появляются те, кого будут называть «лишними людьми». Что же это за люди такие? «Лишними людьми» называют тех, кто относится ко всему с некой долей пессимизма, они критически относятся ко всему окружающему. Их разочаровала жизнь, они не желают находиться в обществе. Вместе с этим, чаще всего их преследуют переживания личного характера, некая жизненная драма отдельно взятого человека. Именно Пушкин впервые создал в своем творчестве образ такого «лишнего человека». Речь идет о Евгении Онегине.

Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации, и не слишком докучал своему ученику науками. Но все же Евгений сумел набраться неких знаний, неглубоких, зато в самых разных отраслях, отчего в глазах людей молодой человек выглядел крайне просвещенной и образованной личностью. Онегин был желанным гостем в каждом доме и на каждом балу, он умел произвести на собеседника нужное впечатление.

Онегин ведет образ жизни типичного дворянина. Вечные празднества, танцы и балы. Но вскоре такое бесцельное времяпровождение молодому человеку надоедает, ему становится тошно от самого вида великосветского общества. Онегин желает начать новую жизнь, начать работать и найти себя в этой жизни. Сначала он пробует себя в писательском ремесле. Но природная лень не дает ему закончить начатое, и молодой человек решает уехать в деревню. Там он начинает заниматься хозяйством и облегчать жизнь крестьянам, но и это дело успевает вскоре Онегину надоесть. Мы видим, что Онегин человек сложный, противоречивый, его нельзя описать лишь одним словом, он многогранен и не похож на остальных.

Из-за своего воспитания и образа жизни, Онегин вырос человеком эгоистичным, не слишком думающим о чувствах других людей. Даже встретив девушку, которая подходила ему по всем параметрам и готова была стать герою супругой, он отвергает ее любовь, не желая потерять личную свободу. А желание досадить Ленскому, с которым Онегин был в приятельских отношениях, приводит к смертельной дуэли, по итогам которой Ленский принимает трагическую смерть от пули.

Онегин из тех людей, кто вынужден всю жизнь метаться по свету из угла в угол и искать самого себя. Но в этой погоне он заранее проигравший. Онегин обречен на вечные страдания от осознания своей ненужности. Он умен, способен на многое, но ему некуда приложить свои усилия. В этом и заключается трагедия «лишнего человека».

2 вариант

Пушкин в своих произведениях очень часто касался темы человеческой личности и общих человеческих качеств, как плохих, так и хороших. Он говорил, что однозначно плохих или хороших людей не бывает, есть только люди, которые выбрав тот или иной путь, идут по нему, соответствуя нашим о них представлениям. Очень часто такие люди оказываются весьма и весьма не счастливыми, так как их весьма часто не понимают окружающие из-за их особенного стиля и образа жизни. Общество просто не принимает подобных людей, людей которые отличаются от рамок, установленных этим самым обществом, которое, обычно обладает весьма консервативными взглядами на мир. Отличным примером послужит произведение Пушкина “Евгений Онегин”.

В нём автор рассказывает интереснейшую историю, подкреплённую большим количеством фактов из реальной истории, и также фактов, которые были выдуманы им. Автор в данном произведении даёт своему творческому началу разгуляться, и потому произведение вышло очень насыщенным, и очень богатым на детали. В нём автор так точно и ясно описывает жизнь российской буржуазии, что у читателя появляется стойкое представление о том, почему же всё-таки в то время так не любил дворян и аристократов. За что их называли самыми неприятными и отторгающими людьми из всего российского общества, и почему же они всё-таки считаются настолько ужасными, какими их обычно представляют. Прекрасным примером данного персонажа послужит главный герой произведения Евгений Онегин.

Евгений Онегин – член аристократии, которого детства воспитывали по всем законам буржуазии того времени. С самого детства Евгению прививали идею о том, что если ты принадлежишь к аристократии, то абсолютно все дороги для тебя открыты и ты один из избранных. Ему также говорили и о менее богатых сословиях. Его приучали обращаться с ними так, как хозяин обращается со своей вещью, ведь аристократы по праву считали себя хозяевами низших слоев. Потому Онегин вырос достаточно избалованным человеком, который не стремится ни к чему, потому как уже всё имеет и ничего лишнего себе не хочет. Автор называет его ненужным человеком, ведь, несмотря на то, что Онегин имеет достаточно неплохие навыки, он всё же не применяет их и не желает их развивать, потому он никак не влияет на общество, и по этой причине он может считаться не нужным человеком, который не играет никакой роли в обществе.

Сочинение Евгений Онегин – лишний человек (9 класс)

Роман прекрасного и всем известного писателя Александра Сергеевича Пушника “Евгений Онегин” передает нам обстановку жизни дворянин Российской империи девятнадцатого века. Автор описывает нам быт и нравы высшего сословия.

Евгений Онегин является представителем высшего света, через него автор передает жизнь тех времен. В начале романа “Евгений Онегин” мы знакомимся с детством главного героя. Отец Евгения каждый день жил, как на праздник. Такая жизнь, в конце концов, привела его к банкротству. Отец не занимался и не интересовался своим сыном. Именно по этой причине Евгений был отдан на опеку к французу. Француз совершенно безответственный и толком не воспитывал главного героя.

Вследствие такого детства, несмотря на его статус дворянина, Евгений вырос совершенно необразованным человеком. Хотя в высшем свете его считали интеллектуалом. Светская жизнь отрицательно сказалась на поведение Онегина. Он поддался порокам и страстям. Среди женщин Евгений имел колоссальный успех. Он предпочитал любовные интриги. Его страсть к различным светским мероприятиям, романам, искусству со временем утихла. В тот момент Онегин впал в депрессию. Онегин красив, молод, воспитан, но его душа пуста и он не приспособлен к жизни. Он – лишний человек. Именно эту проблему Пушкин раскрывает в своем произведение.

От ощущения себя пустым, ничего не значащим человеком в своей бесцельной жизни Онегин решается перебраться в провинцию. Целью поездки было развеять ту хандру, которая его постигла. Та обстановка, в которую попал главный герой, быстро наскучила Евгению. Природа, хозяйство это все не его. За все время пребывания Онегин сблизился с соседом, с Ленским. То поведение, к которому привык

Евгений Онегин в высшем свете, было оскорбительным в тех кругах, в которых он обитает в данный момент. Именно это привело к трагедии. Поведение Онегина вызывало много возмущений, и оскорбленный Евгений вызывает своего единственного друга на дуэль. Избежать дуэли можно было очень легко, если бы Евгений принес свои извинения. Но он считал, что будет опозоренным в столице. Евгений не мог допустить такого развития событий. Дуэль оканчивается летальным исходом главного героя. Онегин, молодой юноша, по своей глупости попрощался с жизнью, теперь он мертв. Это главная трагедия Онегина. Светская и бездуховная жизнь, от которой Евгений Онегин так стремительно пытался избавиться, была довольно далеко от обычных людей. Именно поэтому он лишний человек, обреченный на вечное одиночество.

Разложение дворянского сословия Пушкин наблюдал уже в девятнадцатом веке. Лишние люди это лишь последствие разложения. Та мысль, которую выдвинул А.С.Пушкин, оказалась действительно явью. Рано или поздно все происходящее приведет к краху элиты и гибели империи.

Сочинение №2

В данном произведении Пушкин изобразил образ светского человека, распространенный в его время, чьи занятия не приносят пользы ни обществу, ни даже ему самому.

Онегину 26 лет, но он ничем себя не проявил. Он не служит ни по военной, ни по гражданской части. После известного закона Екатерины Второй, освободившей дворян от необходимости служить государству, оправдывая тем самым наличие у них земли, крепостных и привилегий, многие все же считали для себя недостойным пользоваться этим правом. Герой произведения не относится к таковым, он представитель нового поколения, чье мировоззрение построено на эгоизме, а долг и польза России – все лишь красивые слова.

Конечно, нельзя все сводить лишь к карьере. Онегин мог бы внести свой вклад в интеллектуальную или культурную жизнь страны. Показательно, что автор указывает на наличие определенных талантов у Онегина. Тот занимался философией, пытался что-то писать, проявлял интерес к экономике. Однако все его интеллектуальные занятия ни к чему не привели. Обладая хорошим слогом, Онегин растрачивал свои ораторские и литературные таланты на пустое высмеивание других. Единственное, что р смог заслужить таким образом – это славу остроумного и язвительного человека.

По поводу попыток Онегина писать, автор высказал причину, сделавшую подобные усилия заняться чем-либо бесплодными. Онегин обладает некоторыми знаниями, но они весьма поверхностны. Молодому человеку важно было лишь блеснуть красивой цитатой, а не серьезно разбирать какой-либо философский или экономический вопрос. Нежелание заниматься чем-то серьезно, прикладывать усилия сделали Онегина лишним. Он не попытался занять подобающее место в обществе и оказался как бы на обочине жизни.

Онегин действительно прикладывает некоторые усилия, но это все лишь погоня за наследством. Конечно, речь шла о приличной сумме, героя можно было бы понять, если бы он параллельно занимался чем-то, а не просто скучал, выражая презрение окружающим.

В целом, на примере Онегина можно видеть проявление кризиса русского дворянства. Поставленные в чрезвычайно привилегированное положение представители этого сословия получили очень сильное искушение впасть в праздности и ничего не делать. Отсутствие необходимости развивать и применять свои таланты выключило их из активной жизни, погубив их самих и Российскую империю, в конце концов.

Евгений Онегин – лишний человек

Популярные сочинения

Каждый день мы сталкиваемся с прощением. Извиняемся, наступив прохожему на ногу. Просим простить нас, когда забываем поздравить старого друга. Мы и сами прощаем случайно толкнувшего нас человека на улице или товарища

Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

История рассказывает о жизни тринадцатилетнего мальчика, который представляет Северную часть России. На протяжении всего летнего периода он совместно с бригадой собственного отца по имени Григорий Шадрин

Сочинение для 9 класса «Евгений Онегин — лишний человек»

Рождённый временем, но всем чужой

Проблема героя в том, что он слишком умён, чтобы радоваться бесплодному, пустому существованию. Герой воспитан и обучен для светской жизни, он не имеет представления о созидательном труде, о том, что можно что-то создавать, радоваться результату, помогать другим людям. Ни его отец, ни другие родственники не были примером трудолюбия, не занимались физическим трудом. Евгений не в состоянии заняться чем-то всерьёз, длительно посвящать себя чему-то: ему всё противно, тошно, неинтересно. Созданный современным обществом, такой человек оказался “лишним” в этом же обществе.

Игры, в которые играет высший свет надоели Онегину слишком рано, а найти себя ему крайне трудно – мешает лень, пресыщенность и отсутствие цели в жизни. “Упорный труд ему был тошен”- эта цитата даёт важнейшую характеристику образу Онегина: всё, за что брался наш герой ему очень скоро надоедало. Поверхностна была и жизнь персонажа, он “снимал сливки”, но такой уклад слишком быстро стал противен герою.

Беда Онегина – неумение ценить то, что имеешь, радоваться простым вещам, потеря вкуса к жизни. Лень – верный спутник Онегина, и это относится не только к физической стороне жизни, его душа и ум так же ленивы и непривычны к работе, как и руки.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Берега Далмации (описание)
    Художник Айвазовский Иван Константинович был заядлым путешественником. Он не представлял жизни без покорения новых высот и визитов в другие края. За свою жизнь он сделал несметное количество визитов
  • Сочинение Моя мама
    Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.
  • Сочинение-описание по картине Как прекрасен этот мир Семенова (5 класс)
    Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

Зависимость от высшего общества

Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин в том, что оторвавшись от своей бурной жизни физически (Евгений уезжает в провинцию, получив наследство дяди), он не смог освободиться от её законов морально. Он стал изгоем среди помещиков, от него отвернулись соседи – но это не особо расстроило нашего героя. Образ странного помещика-одиночки даже нравится Онегину. После того, как он отменил в своём имении барщину, оставив лишь небольшой оброк, от Онегина отгородились все соседи, объявив его “неучем”, сумасбродом и “фармазоном”.

Последнее слово видоизменённое “франкмасон” – то есть человек, состоящий в тайном обществе масонов. Здесь имеется ввиду слишком свободное, вольнодумное поведение Онегина, как хозяина, его странность и нигилизм. Впрочем, и в этом направлении Евгений не был последователен. На отмене барщины его либеральные “реформы” закончились, заниматься управлением имения он не собирался.

Сочинение на тему: Онегин — лишний человек

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь без смысла

Типичность персонажа, выбранного Пушкиным стала его уникальностью в той ситуации, в которую его поставил автор в романе. Мнимая странность, отстранение от аристократической жизни – всё это просто видимость: Онегин очень зависим от мнения окружающих, он боится осуждения, старается соответствовать чьим-то ожиданиям. Это подтверждается его поступком – убийством на дуэли лучшего друга. Автор подчёркивает, что “он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь; он должен был обезоружить младое сердце…”.

Евгений мог предотвратить дуэль, ведь именно по его вине случился разлад между друзьями, но “вмешался старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист…но шепот, хохотня глупцов…».

Мнение высшего света, который увидел бы Онегина “не идеальным” стало важнее жизни лучшего друга, молодого восемнадцатилетнего поэта. В следовании неписаным законам высшего общества Онегин не находил успокоения, удовлетворения и оправдания. Он не нашёл опоры в жизни ни в труде, ни в искусстве, ни в семье. Онегин “лишний” сам себе, только чувства, вырвавшиеся наружу слишком поздно могут изменить героя.

Наша статья будет полезна для учащихся 9 класса при подготовке к написанию сочинения на тему “Онегин – “лишний человек””.

Почему Евгений Онегин — лишний человек?

Евгений Онегин — не только главный герой романа в стихах А.С. Пушкина, но и правдивый портрет целого поколения людей, выросших на стыке правления двух императоров и поневоле ставших непосредственными участниками достаточно тревожных и знаковых событий для всей империи в целом. Молодых людей, чей образ для читателей нарисовал Александр Сергеевич, называли и продолжают называть «лишними людьми», что прекрасно характеризует трагичность их существования.

«Лишний человек» впервые появился в литературе в середине 19 века в произведении И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Именно в этой повести писатель представил особый тип дворян, в основном молодых людей, которые изнывают от скуки, беспросветной тоски и чувства одиночества. Такие люди испытывают постоянную душевную усталость, они склонны к саморазрушению, злому цинизму и скептицизму.

Именно к такому типу людей относится юный Евгений Онегин. Богатого наследника воспитывали по всем законам современного светского общества: он прекрасно владеет французским, воспитан и учтив, умеет танцевать и держать себя в обществе. Также Евгений обладает острым и быстрым умом, благодаря которому герой с легкостью использует все полученные за время обучения навыки. Он может поддержать любую дискуссию, завести разговор и завоевать расположение практически любого человека. К нему благосклонны девушки и женщины, он с ранних лет мастерски познал «науку страсти нежной», но одна вещь омрачает все его существование – скука. Банальная скука, невозможность найти свое место, мучают Евгения даже тогда, когда он сам этого не замечает.

Но неужели из-за одной только скуки происходит душевный надлом героя, омрачающий его существование? Помимо скуки Евгения одолевает лень и апатия, а также неспособность включаться в серьезную и долгую работу ради создания чего-то нового, достижения каких-либо результатов. Онегина изначально воспитывали достаточно легко и ненавязчиво, мальчик с детства не знал тяжелой работы и упорного труда, он не был научен ни создавать новое, ни поддерживать уже созданное когда-то. Писательство ему надоедает, управление новыми землями заканчивается после отмены барщины.

На первый взгляд кажется, что Онегин идеально подходит светскому обществу, в котором рос и проводил свои последние годы. Но среди напыщенных кавалеров и напомаженных дам он задыхается, мечется и изнывает. Он не может так же праздно отдаваться безделью, как его современники, но и заниматься бурной деятельностью тоже не способен, просто не знает, как это делать, не видит цели. В своем «родном» кружении он оказывается чужаком, умело притворяющимся «своим». Но и в деревне Онегин не находит себе места. Молодой человек быстро становится странным чудаком, он нелюдим и отстранен от общего течения жизни. Простой быт не увлекает его, даже обширная библиотека не в силах занять Онегина. Несмотря на острый ум и проницательность, он не умеет пользоваться ими, неспособен прикладывать усилия для анализа и развития своей личности.

Евгений Онегин – потерянный во времени и пространстве человек, бесцельно слоняющийся, незваный гость в чужих жизнях. Он везде оказывается лишним независимо от своего желания или нежелания влиться в окружающий социум. Именно в этом заключается вся его трагедия, трагедия целого поколения, к которому в какой-то степени относится и сам А.С. Пушкин.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых компанейских — Главные герои «Евгений Онегин»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Евгений Онегин»
  • для самых любопытных — Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Евгений Онегин» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Тема лишнего человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Понятие «лишний человек» появилось в отечественном литературоведении в послепушкинскую эпоху и связывалось с реакционными настроениями николаевской России.

Признаками лишних людей в литературе считалась формальная принадлежность к дворянскому сословию и внутренняя отчуждённость от этого класса, даровитость и неспособность реализовать свои дарования, критическая настроенность к официальным явлениям общественной жизни.

«Лишний человек» в чистом виде сошёл со страниц повестей и романов Тургенева, но его отцами и дедами стали классические представители типа: пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин.

В этих двух персонажах сильны черты байронических героев, но признаки «лишних людей», несомненно, также присутствуют.

Онегин – представитель высшего общества, часть светской элиты. Он разделяет убеждения своего круга, проводит время в занятиях, приличных для молодого человека его лет и положения.

Круговорот светских удовольствий, не прерываемый серьёзными занятиями, утомляет его, и герой разочаровывается в ценностях породившей его среды.

Воспользовавшись поводом навестить родовое поместье, он удаляется в деревню.

Однако в деревне Онегин продолжает «скучать». Он слегка модернизирует уклад жизни в поместье («Ярем он барщины старинной // Оброком лёгким заменил»), но не делает никаких глубинных усовершенствований.

Можно поспорить о критерии даровитости Евгения как признаке «лишнего человека».

По сравнению с умным, тонко организованным Печориным, Онегин кажется слишком бездеятельным, равнодушным, даже просто неинтересным.

Он не может писать, читать, трудиться, перо валится из его рук. Нет у Онегина охоты воевать, совершать перевороты, защищать угнетённых, спасать невинно осуждённых.

Он слишком замкнут в себе, холоден, эгоистичен.

Вся «талантливость» Евгения — в колком насмешливом уме, в способности не быть, а казаться блестящим, оригинальным, не похожим на других. Он отрицает всё и всех, ничего не предлагая взамен.

Онегин – носитель разъедающей его пустоты, которая оборачивается несчастьями для всех, кто оказывается рядом.

От руки героя погибает на дуэли восемнадцатилетний Ленский, Ольга лишается жениха, влюблённая в собственную выдумку Татьяна остаётся непонятой и одинокой.

После дуэли герой уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Он чувствует себя чужим всему, что его окружало и, как все байронические герои, находит успокоение лишь в перемене мест.

Но тоска гонит его обратно в Петербург, в привычную среду. Там и происходит новая встреча Онегина с Татьяной.

Кажется, в конце романа чувство внутреннего одиночества начинает тяготить героя, он пишет Татьяне любовное признание, быть может, осознавая, что она – его единственный шанс быть понятым и услышанным, стать своим для мира и людей.

Отказ Татьяны подобен приговору.

Онегин должен оставить её, ведь она «другому отдана». Теперь он «лишний» даже для той, которая беззаветно любила его когда-то.

Онегин сам отделил себя «ото всего, что сердцу мило», сам убежал от возможного счастья, уничтожил росток дружбы, собственной гордыней и эгоизмом убил в себе способность к состраданию.

Если об Онегине можно говорить как о «лишнем человеке», стоит подчеркнуть, что его «лишнесть» обусловлена не столько социальными факторами, сколько отсутствием всякой внутренней работы.

В его одиночестве виновата не среда, а он сам (эта мысль всегда была дорога Пушкину).

Человек – сам хозяин своей судьбы, у него есть шанс измениться, просветлеть сердцем, выбрать другой путь, идущий не от людей, а к людям.

Сочинение: Евгений Онегин — лишний человек (по одноименному роману А.С. Пушкина)

(429 слов) Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823-1830 годах. Он относится к такому роду литературы как лиро-эпос и к такому направлению как реализм. Поэтому в данном произведении присутствует визитная карточка данного направления — «лишний человек» (сам Евгений Онегин).

«Лишний человек» или герой времени – это новый типаж, проблемный герой, который стал «звездой» реализма. Многие авторы вводили его в повествование: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов и др. Это реалистичный тип, обнажающий социальные катаклизмы и противоречия, хотя он же унаследовал некоторые черты, характерные для романтического героя: он тоже противостоит обществу, но поневоле. Главными особенностями характера «лишнего человека» являются его разочарованность в людях и скептическое сознание. Важно понять, что разочарованность – не желание подражать романтическим героям, а состояние души, которое приходит из-за понимания пустоты и ничтожности окружающего мира. Важно знать, что отчасти эта пустота преувеличена: Евгений тяготился реальными делами, не был достаточно образован, поэтому мучился от скуки. Герой сам отказывается от радостей жизни и отрицает те ценности, которые для многих являются смыслом жизни (любовь, дружба). Презирая представителей светского общества, “лишний человек” хочет принципиально отличиться от них: всячески поддерживает мнения о себе, как о чудаке, чьи суждения кардинально отличаются от общепринятых. Однако даже в этом стремлении персонаж обнаруживает двуличие: ему не все равно, что думают о нем люди, и ему важно мнение презираемых господ.

Зависимость от мнения окружающих прослеживается в ситуации с дуэлью между Онегиным и Ленским. С одной стороны, Евгений понимает, что был не прав, что вызвал гнев друга только для того, чтобы разогнать скуку, но с другой стороны, он все-таки решает участвовать в дуэли и не извиняется перед Ленским, так как считает, что в этом случае его сочтут трусом.

«Лишний человек» своими руками удаляет из жизни все то, что может составить ее смысл: любовь, дружбу, искренность, самовыражение, призвание. В произведении Пушкина главный герой проходит стандартные испытания дружбой и любовью и проигрывает в обоих. Друга пусть и “от нечего делать” он убивает, провоцируя дуэль, а настоящей любви не замечает. Он еще ослеплен светскими красавицами, которые так же, как и он, не верят в любовь, но играют в нее. Потому герой и не видит в тихой деревенской Татьяне всего того потенциала, что в ней скрыт: ум, искренность, доброту , силу характера. Зато очень стремится заполучить ту же женщину, но занимающую место в роскошных дворянских салонах. Он готов разрушить ее брак, лишь бы удовлетворить очередную прихоть.

Таким образом, естественным состоянием “лишнего человека” является хандра, “англицкий сплин”. Происходит это оттого, что он не видит реально достойную цель, а следовательно, не может стремиться к ней. Раз смысла в жизни нет, то она пуста. Поэтому мы оставляем Евгения разочарованным и покинутым последней надеждой в открытом финале романа.

Сочинение на тему:” Онегин – «лишний» человек в обществе.”

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Скачать:

Вложение Размер
onegin.docx 13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Онегин – «лишний» человек в обществе.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.

Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.

Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

Одна из главных проблем произведения Пушкина «Евгений Онегин» — проблема «лишнего» человека.

Герой рос в Москве и вёл довольно праздный образ жизни. Воспитывался Евгений гувернёром, при этом, не подвергаясь особым умственным нагрузкам. Тем ни менее Онегин был наделён гибким умом и достаточными способностями для реализации своего потенциала. Но, вероятно, не хотел пользоваться тем, что дала ему природа и генетика. Молодой человек вырос довольно поверхностной и эгоистичной личностью.

Онегин предпочитал растрачивать своё время на балах и светских приёмах. Казалось бы, идеальное место для поверзностного человека. Однако, сидящая внутри мыслящая натура, не смогла долго сдерживаться. Со временем Онегину наскучили светские мероприятия. Он осознал, что его образ жизни можно назвать праздным, а жизнь — бесполезной. Тогда Онегин уехал в деревню, но и там не смог жить гармонично.

Судьба свела героя с Татьяной Лариной. Это был шанс для героя познать любовь и проявить себя в ней. Тем не менее Евгений упускает и эту возможность, отвергая искренние чувства девушки и считая себя при этом отжившим человеком. Закончив с несостоявшимися отношениями, Онегин отправляется путешествовать по России. Однако, даже это не приносит ему удовлетворения. Он понимает тщетность своих попыток найти себя и возвращается в столицу. Там герой встречает Татьяну вновь. Но девушка уже не та, она изменилась и не готова принять Евгения. До возвращения Онегина Ларина вышла замуж и стала княгиней.

И почему же всё-таки Онегина можно назвать «лишним» человеком? Евгений наделён от природы хорошими данными, но не пользуется ими, не приносит пользы обществу. Он разменивается на бессмысленную суету светской жизни и, замечая этот факт, не решается искать первопричину, а лишь меняет обстановку. Он тяготится мыслями о бесполезности своего существования, своей жизни, образа жизни высшего света. Однако, он не пытается ничего изменить. Он мечется в поисках смысла и своего предназначения, но поиски эти не увенчаются успехом. Герой также зависим от общественного мнения и не в состоянии отделиться от него, найти себя. Это не меньше мешает ему определиться.

Евгений Онегин — герой неглупый и одарённым, но он не пользуется своими качествами. За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного для общества и не реализовался как человек. Можно предположить, что он родился не в ту эпоху и стал жертвой аристократического общества. Именно поэтому Онегина и можно назвать «лишним» человеком.

Сочинение «Лишний» человек Евгений Онегин

«Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе. Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений в стране, эпоха, когда каждый начал задумываться о судьбе России, период новых идей и тенденций в обществе. Также в эти времена сложился фенотип людей, которые в дальнейшем будут названы «лишними людьми». Речь идет о личностях, разочарованных в традиционных ценностях и критически относящихся к действительности. Они не могут найти себя, цели и смысла в жизни, часто их терзают душевные смуты, у них есть некая личная драма, с которой они не могут бороться. Первым, кто описал такую личность, оказался А.С. Пушкин. И личность эта Евгений Онегин.

Онегин это дворянин, с соответствующим образованием и воспитанием. Учителем его был француз, который выполнял свои обязанности не совсем так, как хотелось бы, знания Онегин получил поверхностные. Но мальчик рос смышлёным от природы, а талант производить нужное впечатление помогал ему выглядеть в глазах общественности интеллигентным человеком. Он был желанным гостем в каждом доме. Но Онегин, вместе с тем, являлся человеком ленивым. Работать он не умел и не желал.

Поведение Онегина подстать его происхождению – вечные балы, рестораны, любовные увеселения. Жизнь его пуста, и вскоре герою все это надоедает. Такое бесцельное существование вскоре заставляет Онегина потерять вкус к жизни, ему все кажется до жути скучным, а светское общество он и вовсе начинает презирать. В попытках отгородиться от этих людей, он, желая найти свой путь, пытается найти себе некое полезное занятие. Изначально он пробует писать, но, из-за лени и неумения работать, это дело заканчивается ничем. Чтение книг также не приносит ничего хорошего, в них Онегин видит лишь все то, отчего желал убежать. Потом молодой человек едет в деревню, где начинает заниматься хозяйством, чем заметно облегчает жизнь своим крестьянам. Но и это дело вскоре ему надоедает.

Мы видим в образе Онегина человека сложного, противоречивого. Из-за воспитания он стал эгоистичным, думающим только о своей выгоде и удовольствиях. Чувства чужих людей ему чужды, ему ничего не стоит обидеть другого. Онегин не принимает любовь Татьяны, боясь потерять личную свободу. Желая развеселиться, он оскорбляет своего друга и позже убивает его ну дуэли.

Встреча Онегина с Татьяной могла перевернуть его мировоззрение, наполнить его жизнь смыслом. Искренность чувств девушки удивляет его. Однако природный эгоизм, боязнь возможных любовных переживаний, не дают ему принять любовь Татьяны. По его же словам, он не создан для семейного счастья. И только по прошествии многих лет, вновь встретив девушку, Онегин понимает, что счастье было совсем близко.

Онегин вынужден ходить по свету и искать самого себя. Среди своих он лишний. Среди чужих ему и подавно нет места. Неумение применить свои силы и способности в нужном направлении, делают из молодого человека того самого «лишнего человека», который уже давно разочарован в себе, в обществе, и в жизни.

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой — внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя — однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Жанр, направление и композиция

  • Жанр.
    Вопрос о жанре «Евгения Онегина» не имеет однозначного ответа. Сам Пушкин называл свое детище романом в стихах (редкий жанр, образующийся на стыке поэмы и романа). Такое определение вполне оправдано, поскольку, будучи написанным в стихотворной форме, произведение имеет многие признаки романа: социально-исторические и бытовые описания, множество героев, сложная структура. Некоторые критики, в числе которых был и Белинский, относили произведение к поэме, не отрицая при этом наличие признаков романа.
  • Направление.
    Внимательный читатель может заметить, как резко отличаются первые две главы от последующих с точки зрения характера повествования. Во время работы над первой главой Пушкин намеревался придать произведению сатирический характер. «Пишу новую поэтому “Евгений Онегин”, где захлебываюсь желчью», — сообщает поэт А.И. Тургеневу в декабре 1823 года. Впоследствии замысел изменился, Пушкин рос и развивался, учился глубоко мыслить, расширялся и его замысел. К тому же, он понимал, что подобная манера повествования может привлечь внимание цензуры. В следствие всего этого он изменил вектор повествования, начал больше внимания уделять героям, их проблемам, переживаниям, стремлениям к лучшей жизни (признаки романтизма) и поиску причинно-следственных связей в их поступках (признак реализма). Таким образом, роман являет собой удачное переплетение реалистических традиций с романтическими на фоне ярко выраженных сатирических первых глав.
  • Композиция.
    Яркой композиционной особенностью романа является объединение персонажей из трех миров в одной реальности, в одной вселенной. Герои романа пересекаются с реальными людьми (Онегин гуляет с самим Пушкиным, Татьяна разговаривает с Вяземским на балу), либо сравниваются с ними («читал в лирическом бреду, как Дельвиг пьяный на пиру» — про Ленского; «второй Чадаев» — про Онегина). Все это вызывает у читателя ощущение реальности происходящего. Однако далее Пушкин делает прямо противоположный ход – вводит нереальных персонажей (из литературного мира): чета Скотининых (из комедии «Недоросль» Фонвизина), Буянов – якобы двоюродный брат автора (на самом деле герой поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед»). Кроме того, Пушкин сам напрямую обращается к читателю посредством лирических отступлений. Все вместе производит эффект втягивания последнего внутрь романа.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина — но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Особенности романа

«Евгений Онегин» — принципиально новое для русской литературы явление. Это первое произведение, совместившее в себе поэтичность слога и глубину анализа как душевных движений конкретных людей, погруженных в конкретную социально-историческую среду, так и самой этой среды. Именно Пушкин произвел революцию в отношении к литературе как публики, так и самих писателей. До него даже сами литераторы воспринимали свое занятие как хобби, развлечение (о чем свидетельствует история принятия дяди Пушкина, Василия Львовича, в общество молодых поэтов «Арзамас»).

Стоит ли говорить о публике, которая в большинстве своем была необразованной и далекой искусства, в частности литературы. «Евгений Онегин» — первое произведение, каждую главу которого читающие люди ждали с нетерпением, а после издания обсуждали и восхищались. Просветительский вклад Пушкина невозможно переоценить.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина — это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки — ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: