Литературное наследие Пушкина: сочинение

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

Сочинения по произведениям А. С. Пушкина

Сочинение “Дубровский”

А. С. Пушкин написал роман «Дубровский», основой для которого послужила реальная история, рассказанная его другом П. В. Нащокиным.

Сочинение “Капитанская дочка”

Эта повесть является самым известным произведением А. С. Пушкина в прозе. Считается, что идея создания исторического романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под влиянием В. Скотта.

Сочинение “Евгений Онегин”

Этот роман написан в стихотворной форме и является центральным в творчестве Пушкина. Поэт писал его на протяжении восьми лет и отразил в произведении быт и нравы русского общества накануне декабристского восстания.

Сочинение на тему “Мой Пушкин”

Впервые я открыла для себя творчество великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина в детстве, услышав от мамы «Сказку о рыбаке и рыбке». Удивительные приключения старика не оставили меня равнодушной и, став постарше, я сама заинтересовалась другими творениями этого замечательного автора.

Сочинение про Пушкина

Александр Пушкин – величайший поэт, создавший огромное количество бессмертных произведений и по праву занимающий достойное место в мировой литературе. Его творчество охватывает аудиторию всех возрастов, ведь писал великий мастер и для детей, и для взрослых.

Сочинение “Становление личности Петра Гринева”

Главный герой повести «Капитанская дочка», от лица которого идет повествование, – Петр Гринев. Он растет в дворянской семье без забот и хлопот. Гоняет голубей, играет с дворовыми мальчишками. К нему приставлен добрый дядюшка Савельич и учитель-парикмахер Бопре.

Сочинение на тему “Образ Евгения Онегина”

Александр Сергеевич Пушкин написал прекрасный роман в стихах, который был назван им в честь главного героя – «Евгений Онегин». Сам роман создавался в течение восьми лет и знакомясь с этим произведением мы видим, как взросление и жизненный опыт автора меняют сам образ Онегина.

“Гринев и Швабрин” – сочинение

Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» выстраивает две противоположные манеры поведения, как бы противопоставляя двух персонажей: Гринева, показанного героем, полным положительных качеств, и Швабрина, представленного ненадежным и злобным человеком.

“Лирика Пушкина” – сочинение

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.13 [ 169 Голоса (ов)]

Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом — он умел чувствовать каждое движение сердца, иллюстрировать все полутона человеческих чувств в своих произведениях.

Сочинение “Станционный смотритель”

Произведение «Станционный смотритель» Пушкина поднимает тему «маленького человека». Это первый подобный случай в русской литературе. Позже этим образом заинтересуются Толстой, Гоголь, Чехов и дополнят его в своем творчестве.

Сочинение на тему “Онегин и Татьяна”

Центральными персонажами романа в стихах «Евгений Онегин» являются сам Онегин и Татьяна Ларина. У этих героев есть общие черты. Оба они отличались от своего окружения, тянулись к знаниям, любили читать и умели думать.

“Татьяна и Ольга Ларины” – сочинение-сравнение

Пушкин с своем произведении «Евгений Онегин» часто использует прием антитезы. Ироничный Онегин противопоставляется пылкому Ленскому, образ жизни столичного высшего света – нравам провинциального общества. Также друг другу противопоставляются сестры Ларины – Ольга и Татьяна. Это две совершенно разных девушки.

“Татьяна – милый идеал Пушкина” – сочинение-рассуждение

Одним из персонажей романа «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. С первых строк, когда Александр Сергеевич Пушкин знакомит нас с нею, мы отмечаем, что автор очень нежно и трепетно относится к Татьяне. В ее образе мы увидим все самое чистое и искреннее.

“Онегин и Ленский” – сочинение

По словам Пушкина, Онегин и Ленский были «от делать нечего друзья». Думаю, поэт слегка лукавил. Этих молодых людей объединяет нечто большее, чем случайная жизнь рядом.

“Медный всадник” – сочинение

В 1833 году Пушкин написал поэму «Медный всадник», в которой он противопоставлял государство простому человеку с его переживаниями и проблемами.

ПУШКИН И МЫ (ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА)
проект по литературе (9 класс)

В данном проекте мы попытались выяснить, актуально ли для современных школьников творчество А.С. Пушкина.С этой целью были проведены опросы среди учеников школы и в социальных сетях.

Читайте также:
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
pushkin.proekt.docx 642.8 КБ
pushkin_i_my.pptx 1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 9 им. А. С. Пушкина

г. Волжска Республики Марий Эл

(ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА)

учащаяся 9 А класса

МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина

Ф. И.О. руководителя :

Воркунова Ольга Михайловна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

1 глава. Что такое пушкинистика 5

2 глава. Пушкин и мы

(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века) 8

Библиографический список 17

«О Пушкине известно так много, как может быть, ни о ком из великих людей вообще», – верно заметил председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН, исследователь пушкинского творчества, литературоведВ.С. Непомнящий. [5] Но почему мы даже спустя более двухсот лет постоянно обращаемся и к личности писателя, и к его литературному наследию? Вспомним слова великих классиков. Ещё Ф.М. Достоевский объяснял неиссякаемый читательский интерес к Пушкину «некоторой великой тайной» [5] , которую мы пытаемся разгадать, а Н.В. Гоголь сказал, что «Пушкин … это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». [4]

Отношение к Пушкину и его наследию в русской и мировой культуре всегда было очень бережным. В разных городах России и мира ему установлены десятки памятников, открыты музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта. Например, именем Пушкина назван бывший город Царское Село . (Приложение №1) Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации. Одно из самых значимых – Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Но каково же сегодняшнее отношение к великому писателю общественности, и молодёжи в частности? Краткий анализ библиографии фундаментальных исследований показал, что в основном они написаны во второй половине XX века. Не ослабел ли интерес к личности и творчеству писателя сегодня? Поиск ответа на этот проблемный вопрос мы считаем важным.

Нам показалось интересным узнать мнение об актуальности пушкинского наследия для современных учеников, учеников XXI века. Мы предположили, что в век Интернета и высоких технологий написанное в XIX веке А.С. Пушкиным будет считаться ими устаревшим, не вызывающим живого отклика в душе. Это была наша гипотеза .

Мы считаем нашу работу актуальной , потому чтонам кажется важным, чтобы педагоги и широкая общественность знали подлинное отношение учащихся к изучаемому пушкинскому наследию. Это бы помогло наметить верный вектор построения образовательного процесса, потому что благотворноевлияния книг Пушкина на личность человека не вызывает сомнения.

Объектом нашего исследования стала подростковая среда (учащиеся 9 и 11 классов МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ в возрасте от15 до 18 лет), предмет исследования – отношение подростков к личности Пушкина и его литературному наследию.

Итак, целью нашей работы стало выявление отношения подростков к пушкинскому наследию. Перед собой мы поставили следующие задачи : узнать, что такое «пушкинистика»; провести анкетирование среди учащихся школы и в сети Интернет; собрать, обобщить и проанализировать полученный материал; подготовить проект и его защиту. Основными методами , используемыми в нашей работе, стали теоретический на первом этапе (изучение литературы, Интернет-источников) , на втором этапе- метод сбора материала (анкетирование) и на третьем- метод анализа и обобщения материала (создание проекта и презентации) .

По завершении проекта мы надеемсяулучшить умение собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию, усовершенствовать умение проводить анкетирование и обрабатывать полученные данные, овладеть умением создавать проектную работу и представлять её в рамках защиты созданного проекта, а также приобретём коммуникативный опыт. Это ожидаемые результаты нашей работы.

Наш проект называется «Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)». Работаимеет следующую структуру :

Глава 1. Что такое пушкинистика?

Глава 2. Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Что такое «пушкинистика»?

30 января (по ст. стилю) 1837 года в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» был напечатан некролог Пушкину, написанный князем В. Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина. К этой мысли нельзя привыкнуть!» Земная жизнь поэта оборвалась 29 января (ст. стиль), и началась его жизнь в вечности…

Могли ли современники Пушкина предположить, как потомки отнесутся к памяти поэта?Насколько дорого станет это имя для всех тех, кто считает себя настоящим гражданином России? Ведь были и те, кто «предсказывал» скорое забвение строптивого поэта (например, министр просвещения С.Уваров, министр иностранных дел К.Нессельроде, журналист Ф. Булгарин)

В конце XIX века зарождается научная пушкинистика , основы которой заложили П.В. Анненков , автор первой обширной биографии поэта, и составитель первого собрания сочинений А.С. Пушкина П.И. Бартенев . (Приложение №3)

Пушкинистика (пушкиноведение, пушкинизм, пушкинианство) –это раздел литературоведения и истории литературы, посвящённый творчеству и биографии А. С. Пушкина . [ 3 ]

Среди наиболее известных пушкинистов можно назвать Ю. Н. Тынянов а («Пушкин») , С. М. Бонди («Новые страницы Пушкина») , В. М. Жирмунского («Пушкин и западные литературы») , А.А. Ахматову («О Пушкине») , Ю.М. Лотмана («А.С. Пушкин: Биография писателя») , В.С. Непомнящего («Поэзия и судьба») и многих других.

Существует музыковедческая и философская пушкининистика. Созданы фундаментальные исследования жизни и творчества поэта.Так, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук сосредоточены в настоящее время все автографы Пушкина, а пушкинский фонд богатейших книжных собраний Института непрерывно пополняется текущей литературой о его жизни и деятельности [ 9 ] В 1937-1949 годах вышло Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в 16 томах.Существуютакадемические издания, посвященные комментированию и текстологическому описанию пушкинских текстов («Пушкин. Исследования и материалы»в 19 томах). Последней том издан в 2004 году.

В разных городах России и мира Пушкинуустановлены десятки памятников, открыты музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта. Например, именем Пушкина назван бывший город Царское Село .Его и мя носят общественные и культурные учреждения и организации. Одно из самых значимых – Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН), а один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) носит имя А.С. Пушкина. (Приложение №2)

Мастерами слова созданы поэтические «памятники» Пушкину. Вспомним имена А.А. Ахматовой («Пушкин», «Городу Пушкина») , А.А. Блока («Пушкинскому дому») , М.И.Цветаевой («Стихи к Пушкину») , Б.Ш. Окуджавы («Александр Сергеевич», «Счастливчик Пушкин») … В 80-е годы XX века была написана книга «Венок Пушкину», куда вошли стихотворения советских поэтов, посвятивших их Александру Сергеевичу. Как говорил И.А. Фогельсон, «поэзия Пушкина проникла во все уголки России». [8]

Среди наиболее полезных Интернет-ресурсов хотелось бы отметить сайт Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ), где существует электронное научное издание (ЭНИ), посвященное творческому наследию и биографии А. С. Пушкина. Здесь представлены наиболее авторитетные собрания сочинений Пушкина, мемуарная литература, прижизненная критика, пушкиноведческие труды (монографии и сериальные издания), справочные и библиографические пособия, зарекомендовавшие свою основательность и надежность и благодаря этому прочно вошедшие в исследовательский обиход. [ 3]

Итак, смело можно сказать, что о Пушкине написано больше, чем написал он сам. Пушкинистика развивается непрерывно; литература о Пушкине растет, обогащая наше представление о поэте новыми фактическими данными и критическими истолкованиями».Существует множество на сегодняшний день Интернет-ресурсов, посвящённых жизни и творчеству Александра Сергеевича, и появляются новые, что свидетельствует об интересе общественности к классику. Но, как показал анализ библиографии по Пушкину с популярных сайтов Википедия,Академик, ФЭБ, большие, серьёзные работы о поэте датируются второй половиной XX века.

Пушкин и мы(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Актуально ли творчество Пушкина для сегодняшней молодёжи? Мы задались этим вопросом и выдвинули гипотезу о том, что большинству молодёжи написанное в XIX веке А.С. Пушкиным будет казаться «устаревшим».Прежде чем подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы провели экспресс-опрос в сети Интернет.

В социальных сетях «ВКонтакте» и «Твиттер» мы попросили пользователей ответить на вопрос: «Считают ли они актуальным сегодня творчество А.С.Пушкина?». Результаты были следующие. Среди 71 ответивших«ВКонтакте» 54 человека (76 %) ответили утвердительно, 17 (24 %) –отрицательно. В «Твиттере» опрошено было 26 человек: 13 (50%) ответили положительно («Пушкин вечен» Сергей Бармаков) и 13 (50 %) – отрицательно («Пора узнать других поэтов» KIK; «Лично для меня Пушкин несколько скучен» Мельница) . Таким образом, суммарно в сети Интернет было опрошено 97 человек; 67 (69 %) из них ответили утвердительно, а 30 (31 %) – отрицательно. Возраст респондентов нам точно не известен. (Приложение №4)

Также мы попытались найти информацию на подобную тематику на других сайтах. На сайте «Фан-клуб поэзия – музыка слов» [ 7 ] мы нашли следующийопрос:«Твое отношение к Пушкину как к поэту». Отвечавших – 16 человек, из них 7 (44%) говорят «Обожаю его! Он гений!»; 6 (38%) считают, что у него «хорошие стихи, почитать можно»; 2 (13%) дают оценку «средненько как-то» и 1 (6 %) «не любят». Никто не ответил «Его как поэта не воспринимаю, скорее как прозаика». Опрос проводился 25 июля 2011 года.

Таким образом, опросы в сети Интернет показали, что большинство респондентов считают творчество А.С. Пушкина актуальным. Мы не можем точно назвать их возраст, но предполагаем, что большинство из них молодые люди, поскольку они свободно владеют навыками Интернет-общения, интересуются происходящим в социальных сетях.

Для проведения опроса среди учащихся МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ нами был составлен вопросник:

  1. Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?
  2. Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?
  3. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.
  4. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А.С. Пушкина.
  5. Проявляли ли вы самостоятельно, т.е. без указки родителей и учителей, интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина?
  6. Бывали ли вы в пушкинских местах? Если «да», то в каких?
  7. Считаете ли вы творчество А.С. Пушкина актуальным в XXI веке?
  8. Чему можно учиться у Пушкина?
  9. Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя, вам понятны и близки?
  10. Сколько мест в нашей школе посвящены пушкинской тематике?

В марте 2016 года нами были опрошены учащиеся 9 и 11 классов в возрасте от 15 до 18 лет.Учащиеся 9 и 11 классов были выбраны неслучайно, поскольку одни из них являются выпускниками основной школы, а другие – общеобразовательной. Всего было опрошено 48 человек (9 класс 24 человека; 11 класс 24 человека). Мы провели анкетирование и проанализировали полученную информацию. Анкетирование проводилось анонимное, что предполагает правдивость большинства ответов. Результаты получились следующие.

Вопрос 1. Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?

Задавая этот вопрос, мы хотели выяснить, как рано начинается знакомство с творчеством А.С. Пушкина: если оно начинается благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам, значит, довольно рано.

Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?

  • Родителям 14
  • Бабушке 4
  • Школе 4
  • ДОУ 2

Итак, знакомство с творчеством поэта у большинства опрошенных начинается в семье; суммарно – у 33 человек, что составляет 69 %. В школе 13(27 %); в ДОУ у 2 (4%). (Приложение №5)

Вопрос 2. Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

Ответ на этот вопрос должен был дать ответ о литературных предпочтениях подростка, о его начитанности, читательском кругозоре.

Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

Мы сгруппировали полученные ответы по следующим категориям: роман в стихах -16чел. (33 %); проза -14 чел. (29 %); сказки – 9 чел. (19 %); поэмы –7 чел. (15 %); лирика – 2 чел. (4 %). Ответы показали, чтоназванные произведения входят в перечень обязательных для изучения в школе и не названо ни одно произведение Пушкина, которое бы выходило за эти рамки. Учащиеся предпочитают больше прозу, чем поэзию. (Приложение №6)

Вопрос 3. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.

По нашей классификации 1 балл означает «очень плохо»; 2 – «плохо»; 3 – «неплохо»; 4 – «хорошо»; 5 – «отлично».

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.

Сочинение: “Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишний человек”, “лишние люди”, “галерея лишних людей” – откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное “Дневник лишнего человека”.

По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы “Евгения Онегина” назвал своего героя лишним: “Онегин как нечто лишнее стоит”. Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество “лишний человек” не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разнообразен.

Романтические герои Пушкина и Лермонтова – натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свобоцу. Но это свобода только “для себя”. Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли. В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека: Я вижу образ вечно милый: Его зову, к нему стремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

“Мцыри” – это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри – это смерть, смерть на воле – часть жизни, последняя, но часть. Ямала жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Я променял бы, если и мог. Демон – “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев- одиночество. В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из “Евгения Онегина” Пушкина и Печорин из “Героя нашего времени” Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения.

Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него “честным контрабандистам” приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Литовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести “Фаталист”.

Объединяет этих героев (Онегина и Печорина) одна болезнь – “русская хандра”, аналог “английского сплина”, которым болел еще Чайльд-Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени, и “азиатчиной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящем в действии пустом” и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишний человек”, “лишние люди”, “галерея лишних людей” – откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное “Дневник лишнего человека”.

По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы “Евгения Онегина” назвал своего героя лишним: “Онегин как нечто лишнее стоит”. Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество “лишний человек” не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разнообразен.

Романтические герои Пушкина и Лермонтова – натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свобоцу. Но это свобода только “для себя”. Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли. В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека: Я вижу образ вечно милый: Его зову, к нему стремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

“Мцыри” – это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри – это смерть, смерть на воле – часть жизни, последняя, но часть. Ямала жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Я променял бы, если и мог. Демон – “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев- одиночество. В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из “Евгения Онегина” Пушкина и Печорин из “Героя нашего времени” Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения.

Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него “честным контрабандистам” приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Литовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести “Фаталист”.

Объединяет этих героев (Онегина и Печорина) одна болезнь – “русская хандра”, аналог “английского сплина”, которым болел еще Чайльд-Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени, и “азиатчиной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящем в действии пустом” и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова — Литература и русский язык

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишний человек”, “лишние люди”, “галерея лишних людей” – откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное “Дневник лишнего человека”.

По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы “Евгения Онегина” назвал своего героя лишним: “Онегин как нечто лишнее стоит”. Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество “лишний человек” не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разнообразен.

Романтические герои Пушкина и Лермонтова – натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свобоцу. Но это свобода только “для себя”. Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли. В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека: Я вижу образ вечно милый: Его зову, к нему стремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

“Мцыри” – это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри – это смерть, смерть на воле – часть жизни, последняя, но часть. Ямала жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Я променял бы, если и мог. Демон – “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев- одиночество. В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из “Евгения Онегина” Пушкина и Печорин из “Героя нашего времени” Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения.

Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него “честным контрабандистам” приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Литовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести “Фаталист”.

Объединяет этих героев (Онегина и Печорина) одна болезнь – “русская хандра”, аналог “английского сплина”, которым болел еще Чайльд-Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени, и “азиатчиной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящем в действии пустом” и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова “Лишний человек”, “лишние люди”, “галерея лишних людей” – откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он

“Лишний человек” в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Презентация к уроку

Цели:

  1. Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”.
  2. Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты.
  3. Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  4. Познакомить с оценкой персонажей различными критиками.
  5. Развивать у детей аналитические способности, умение обобщать и выделять главное; умение анализировать произведение.
  6. Воспитать любовь к русской литературе. Воспитать чувство языка, любовь к русскому национальному характеру.

Понятие “лишний человек” появилось в 20-е годы 19-го века.

Это особый тип просвещённого дворянина, который избегал служить царизму, но в то же время стоял в стороне от общественной деятельности. Такой путь был, с одной стороны, протестом ,с другой стороны, болезненным явлением, вызванным кризисом общественной системы.

Предпосылками появления “лишних людей” являлись:

– условия самодержавно-крепостнического строя, при котором положение народа было тяжёлым;

– люди с прогрессивными взглядами были обречены на бездействие.

Тема “лишних людей” является одной из ведущих тем литературы 19го века.

В галерею “лишних людей” входят:

    Онегин (А.С.Пушкин)
  • Печорин (М.Ю.Лермонтов)
  • Чацкий (А.С.Грибоедов)
  • Базаров, Рудин, Инсаров (И.С.Тургенев)

Одним из представителей “лишних людей” является Евгений Онегин (герой романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” ) – яркая, богатая, одарённая личность, “эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его…

Вторым представителем “лишних людей” является Г.А.Печорин. Он ощущает в себе “силы необъятные”, и в то же время он не знает, для какой цели родился.

Печорин приносит страдания всем, кто встречается ему на пути. Разочарование и скептицизм, жестокость, эгоизм – вот что отличает этого героя.

Кто же виноват в судьбе героя?

– Время и общество.

Печорину присущи черты романтизма – конфликт с внешним миром, который он презирает. Он один против окружающего мира.

Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со “вторым я” не давали ему свободы. Герой пытается “убежать от себя”.

М.Ю.Лермонтов не случайно вводит в повествование главу “Фаталист”, как бы подводя читателя к выводу о том, что Печорину изначально была предначертана такая судьба.

Каковы же общие черты характера “лишних людей”?

– Оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, практически относящихся к жизни и людям.

– Оба не могут найти своего места в жизни, ничто их не радует, не волнует.

– Оба прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и неудовлетворённостью жизнью.

– Их объединяет “русская хандра”.

Но есть и различия в характерах этих героев:

– Они жили в разное время (Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, а Печорин в эпоху реакции “безвременья”)

– “Онегин скучает”, а Печорин глубоко страдает. Он является самым строгим судьёй самому себе, называет себя “нравственным калекой.

Множество строк из этих двух романов становятся афоризмами:

“Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) или “Из двух друзей всегда один раб другого” (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”).

В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки, они не умеют любить, не верят в любовь, подавляют в себе всякое искреннее чувство, и поэтому испытывают внутреннюю опустошённость, одиночество.

Трагичны судьбы их женщин:

у Онегина Татьяна выходит замуж за нелюбимого;

у Печорина погибает Бела, убита горем отвергнутая Мэри, уезжает Вера.

И в дружбе герои не находят поддержки. Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки. Онегин убивает Ленского на дуэли.

Печорин вообще не верит в дружбу. Удел Печорина и Онегина – одиночество.

Оба романа без конца (открытый финал даёт возможность читателю надеяться на лучшие изменения в судьбах героев). Авторы чётко показали все достоинства и недостатки типичных представителей своего времени.

Существуют и различия в композициях этих романов:

А.С.Пушкин показывает Онегина через общение с высшим обществом, а М.Ю.Лермонтов раскрывает образ через героев различных сословий.

“Евгений Онегин” – это целостная система, а “Герой нашего времени” состоит из отдельных повестей. И наконец, “Евгений Онегин” – это стихотворное произведение, а “Герой нашего времени” – прозаическое.

Образы Онегина и Печорина не могли не пройти не замеченными для литературных критиков.

По словам В.Г.Белинского, “Герой нашего времени” – это “грустная дума о нашем времени”, а Печорин – “это Онегин нашего времени”. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.

А.И.Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Герцен писал: “ Вынужденные молчать; сдерживая слёзы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости.

Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.

Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.

Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине “эгоиста поневоле”, в Печорине “страдающего эгоиста”. Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:

  • благородством мыслей и стремлений,
  • желанием жить осмысленно, для великого дела;
  • приносить пользу родине и народу,
  • жить честно, по совести.

Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

“Лишний человек” в творчестве А.С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова

Тема: « Лишний человек» в творчестве

Тема: « Лишний человек» в творчестве А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы,
Петрова А.А

Понятие «лишний человек» тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы

Понятие «лишний человек»

тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века.
Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования русских писателей.

Предпосылки появления «лишних людей»

Предпосылки появления «лишних людей»

В условиях самодержавно-крепостнического строя положение народа было невыносимым;
трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей.
Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие.
Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали.
Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

Галерея «лишних людей» Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века

Галерея «лишних людей»

Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века.
В галерею «лишних людей» входят: Онегин – А. С. Пушкина,
Печорин – М. Ю. Лермонтова,
Чацкий – А. С. Грибоедова,
Базаров, Рудин, Инсаров И.С.Тургенева.

Онегин яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения

яркая личность, богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения.
Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения, Онегин чувствовал себя чужим в обществе.
Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни.
В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.
“эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.

Печорин сильная личность, ощущает в душе своей “силы необъятные”, и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился

сильная личность,
ощущает в душе своей “силы необъятные”, и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился.
В поступках и высказываниях Печорина немало того, что кажется жестоким и эгоистичным.
Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути
разочарование и тяжелый груз скептицизма – тоже черта времени.

Концепция «лишнего человека»

Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина?

Время и общество

(Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе)

(Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».)

(Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба).

Общие черты характера «лишних людей»

Общие черты характера «лишних людей»

Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Не могут найти своего места в жизни, ничто не радует, не волнует, ни к чему не стремятся.
оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.
Много общего в истории их молодости
Объединяет их одна болезнь – “русская хандра”

Различия характеров «лишних людей» они жили в разное время

Различия характеров «лишних людей»

они жили в разное время
Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей
Печорин — герой эпохи безвременья
«Онегин скучает, Печорин глубоко страдает»

Онегин настоящий эгоист, острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем

настоящий эгоист,
острый, злой язык, манера резко и зло отзываться обо всем окружающем.
Онегин, “страдающий эгоист”, “эгоист поневоле«
скука происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
Онегин боится общественного мнения; бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.

Печорин Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе

Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе.
В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости.
Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь.
Печорин отличается двойственностью натуры
он является самым строгим судьей самому себе, называет себя «нравственной калекой», не раз сравнивает себя с палачом.
Печорин жаждет деятельности. У него – осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни.

Афоризмы о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого», о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают», о счастье: «А что такое счастье?

о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого»,
о любви: «Женщины любят только тех, кого не знают»,
о счастье: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».

Отношение к любви В любви и Онегин, и

Отношение к любви

В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки.
Они не умеют любить, не верят в любовь
Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало их эгоистами и себялюбцами, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости.
Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера.

Отношение к дружбе Онегин искренне любил

Отношение к дружбе

Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки;Онегин убил Ленского на дуэли
Печорин вообще не верит в дружбу
Удел Онегина и Печорина -одиночество

Сходство композиций оба романа без конца (открытый финал) авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях

оба романа без конца (открытый финал)
авторы четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях

Различия композиций Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом

Пушкин показывает главного героя через общение с высшим обществом.

«Евгений Онегин» – целостная система
в «Евгении Онегине» мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души.
написано в стихотворной форме – Онегинская строфа.

Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, чтобы показать Печорина с разных точек зрения.
«Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей.
в «Герое нашего времени» внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.
прозаическое произведение

Образы героев в критике Белинского

Образы героев в критике Белинского

По словам Белинского, “Герой нашего времени” – это “грустная дума о нашем времени. “, а Печорин – “это Онегин нашего времени, герой нашего времени.
Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.
В «Герое нашего времени» же, по словам Белинского, «лежит современный вопрос о внутреннем человеке», то есть писатель отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.
В.Г.Белинский писал: «в дорогах разница, а результат один: оба романа… без конца».

Образы героев в критике Герцена

Образы героев в критике Герцена

А. И. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
Герцен: « Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени

Онегин и Печорин – «лишние люди» своего времени

Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.
Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.
Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине “эгоиста поневоле”, в Печорине “страдающего эгоиста”. Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:
благородством мыслей и стремлений,
желанием жить осмысленно, для великого дела;
приносить пользу родине и народу,
жить честно, по совести.
Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: