Литературный язык в произведениях Пушкина: сочинение

Лингвистические взгляды А. С. Пушкина и их отражение в языке прозы

Народность языка Пушкина

Сложно оценить вклад, который Пушкин внёс в развитие национального языка. Поэт понял, что язык был создан людьми и для людей. Он дал русской письменной речи особую гибкость, живость и полноту слова в литературном использовании.

Поэт решительно исключил всё то, что не соответствует основному духу и законам русского народа. Он менял народные традиции русской письменной речи, тщательно изучал и выбирал слова и выражения из ранее изученных им произведений. Александр Сергеевич активно участвовал в каких-либо спорах и дискуссиях по теме литературного языка своего времени.

Отучившись в самом передовом учреждении того времени, он стал одним из самых культурно ра́звитых людей XVIII века.

Александра Сергеевича принято считать реформатором литературного языка, но это не значит, что он его создатель. Он преобразовал высокопарный стиль письма того времени в более разговорную форму, много сделал для выработки русской терминологии. Целью писателя было устранить пробелы между литературной и разговорной речью нации. Он стремился придать литературному стилю письма характер гармоничной системы, обеспечивающей точность и чёткость норм.

Велика роль Пушкина в истории русского литературного языка. Литературная и разговорная речь были изолированы друг от друга, а стали взаимосвязаны. Укрепляется понимание о двух видах литературного языка Пушкина, каждый со своими особенностями, но без принципиальных различий.

Труд А. С. Пушкина продолжили другие великие деятели, такие как М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и другие. Русская литература, доведённая ими до совершенства, оказала большое влияние на разговорную речь.

В развитии Пушкинского стиля выделяют не менее двух периодов его творения:

  1. Первый занимает около 10 лет работы и представляет эпоху формирования его реалистического стиля. Поэт искал новые формы самовыражения, в чём смог достичь успеха. В первых стихах широко отражаются черты старого стиля, но нельзя не заметить его стремление к естественности, просторечию, форме живой разговорной речи.
  2. Во втором периоде видна чётко продуманная цель: найти более художественный и реалистичный словесный образ, который соответствовал бы народному духу. Пушкин вдохновлялся живой русской речью.

Индивидуальный проект на тему «А. С. Пушкин создатель русского языка».

Русский литературный язык – величайшее национальное достояние. Его сложная история, его богатство и выразительная сила этого, то значение, которое он имеет в России и за рубежом – все это стало предметом бесчисленного количества книг, статей, научных и литературных исследований. Русский литературный язык — это живая «связующая нить» поколений, которая является воплощением всего лучшего в народной речи. В русском языке нашли отражение национальный дух и культура русского народа, его мировоззрение. В современном русском литературном языке есть все — богатый лексический фонд, упорядоченный грамматический строй и обширная система стилей. Русский язык и Александр Сергеевич Пушкин неразрывно связаны и в научных трудах, и в массовом художественном и историческом сознании. Писателей, которых с полным правом можно назвать великими, в России много, но создатель русского литературного языка – именно Пушкин. Творчество поэта – основа состояния русского литературного языка и на сегодняшний день. В эпоху Пушкина русский литературный язык, разумеется, был другим. Два столетия, прошедшие с того времени, оказали существенное влияние на его нормы. Но связь языка с богатыми культурными традициями сохранилась. Как говорил русский языковед Л.В. Щерба, «литературный язык тем совершеннее, чем богаче и шире его сокровищница.

Актуальность:

Одной из важнейших исторических заслуг поэта А.С. Пушкина является преобразование русского литературного языка. С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени. Они оказались в непоколебленными, независимо от смены исторических эпох, смены базисов и надстроек.

Цель исследования

: Рассмотреть роль А. С. Пушкина в становлении русского языка.

Задачи исследования:

  1. Ознакомится с творчеством А. С. Пушкина
  2. Исследовать роль Александра Сергеевича Пушкина в русском языке через его произведения;

Объект исследования:

творчество А. С. Пушкина.

Предмет исследования:

влияние творчества А. С. Пушкина на формирование русского языка.

Пояснительная записка.

Тема моего проекта называется: «

А. С. Пушкин, создатель русского языка».

Русский литературный язык – величайшее национальное достояние. Его сложная история, его богатство и выразительная сила этого, то значение, которое он имеет в России и за рубежом – все это стало предметом бесчисленного количества книг, статей, научных и литературных исследований. Русский литературный язык — это живая «связующая нить» поколений, которая является воплощением всего лучшего в народной речи. В русском языке нашли отражение национальный дух и культура русского народа, его мировоззрение. В современном русском литературном языке есть все — богатый лексический фонд, упорядоченный грамматический строй и обширная система стилей. Русский язык и Александр Сергеевич Пушкин неразрывно связаны и в научных трудах, и в массовом художественном и историческом сознании. Писателей, которых с полным правом можно назвать великими, в России много, но создатель русского литературного языка – именно Пушкин. Творчество поэта – основа состояния русского литературного языка и на сегодняшний день. В эпоху Пушкина русский литературный язык, разумеется, был другим. Два столетия, прошедшие с того времени, оказали существенное влияние на его нормы. Но связь языка с богатыми культурными традициями сохранилась. Как говорил русский языковед Л.В. Щерба, «литературный язык тем совершеннее, чем богаче и шире его сокровищница.

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Актуальность:

Одной из важнейших исторических заслуг поэта А.С. Пушкина является преобразование русского литературного языка. С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени. Они оказались в непоколебленными, независимо от смены исторических эпох, смены базисов и надстроек.

Цель исследования

: Рассмотреть роль А. С. Пушкина в становлении русского языка.

Задачи исследования:

  1. Ознакомится с творчеством А. С. Пушкина
  2. Исследовать роль Александра Сергеевича Пушкина в русском языке через его произведения;

Объект исследования:

творчество А. С. Пушкина.

Предмет исследования:

влияние творчества А. С. Пушкина на формирование русского языка.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

Пушкину выпала высокая честь справедливо называться подлинным основоположником современного русского литературного языка. Пушкин был гениальным национальным поэтом.

1.Во-первых, А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового, революционного мировоззрения современной ему эпохи. Он по праву признавался властителем дум первого поколения русских революционеров-дворян-декабристов.

2.Во-вторых, Пушкин был одним из самых культурных и разносторонне образованных русских людей начала XIX в. Получив воспитание в самом прогрессивном учебном заведении того времени, Царскосельском лицее, он затем поставил перед собой цель в просвещении стать с веком наравне и добивался осуществления этой цели в течение всей своей жизни.

3. В-третьих, Пушкин создавал непревзойденные образцы поэзии во всех родах и видах словесного искусства, и все жанры литературы он смело обогатил, вводя в них разговорный язык народа. В этом отношении Пушкин превосходит как Крылова, совершившего аналогичный подвиг лишь в жанре басни, так и Грибоедова, закрепившего разговорную речь в жанре комедии.

4. В-четвертых, Пушкин охватил своим гением все сферы жизни русского народа, все его общественные слои — от крестьянства до высшего света, от деревенской избы до царского дворца. В его произведениях отражены все исторические эпохи — от древней Ассирии и Египта до современных ему Соединенных Штатов Америки, от Гостомысла до дней его собственной жизни. Самые различные страны и народы предстают перед нами в его поэтическом творчестве. Причем Пушкин владел необыкновенной силой поэтического перевоплощения и мог писать об Испании (Каменный гость), как испанец, об Англии XVII в. (Из Буньяна), как английский поэт времени Мильтона.

5. В-пятых, Пушкин стал основоположником реалистического художественного направления, которое в его творчестве получает преобладание примерно с середины 20-х годов. И по мере того как Пушкин закрепляет реалистический метод отражения действительности в своих произведениях, усиливается и народно-разговорная стихия в его языке. Таким образом, все эти пять положений обнимаются формулой: Пушкин — гениальный поэт русской нации, что и позволило ему завершить процесс закрепления русского национального языка в литературе.

Пушкин, разумеется, не сразу стал тем, чем он был. Он учился у своих предшественников и претворил в собственном языковом мастерстве все достижения искусства слова, которые были добыты поэтами и писателями XVII и XVIII вв.

Сказки Пушкина

1. Понятие детской литературы 2. Понятие устного народного творчества 3. Пословицы и поговорки 4. Фольклорная сказка 5. Фольклор разных народов мира 6. Истоки детской литературы 7. Русская детская литература первой половины XIX века 8. Понятие о литературной сказке 9. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ 9.1 Басни И.А. Крылова в чтении детей. Особенности жанра. 10. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКЙ 11. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН 11.1 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка 12. Сказки Петра Павловича Ершова 13. Сказки Антония Погорельского 14. Сказки Владимира Федоровича Одоевского 15. Сказки В.И. Даля 16. Сказки К.Д. Ушинского 17. Сказки Н.А. Некрасова 18. Сказки Льва Толстого 19. Русская природа в творчестве Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова. 20. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX века 20.1 Основные тенденции в детской литературе рубежа XIX — XX вв. 21. Гуманистические идеи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина 22. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей 23. Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.А. Блока, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта 24. Русская литература XX века 20-30-е гг. 25. Сказки Максима Горького 26. Поэзия 20-30-х годов в детском чтении 27. Поэты группы 28. Сказки Корнея Чуковского 29. Детские стихи Маршака 30. Детская литература Маяковского 31. Детские стихи Саши Чёрного 32. Стихи и детская литература С.В. Михалкова 33. Детские стихи Агнии Барто 34. Развитие жанра литературной сказки Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.П. Катаев, П.П. Бажов 35. Борис Степанович Житков — биография и творчество 36. Творчество М.М. Пришвина 37. Творчество Чарушина 38. Природоведческая литература 60–80-х годов 39. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х годов 40. Творчество В.А. Осеева 41. Творчество Л.Ф. Воронковой 42. Поэзия 60–80 гг. в детском чтении 43. Творчество Б.В. Заходера 44. Творчество Г.В. Сапгира 45. Творчество В.Д. Берестова 46. Творчество И.П. Токмаковой 47. Творчество Я.Л. Акима 48. Творчество Р.С. Сефа 49. Творчество Н.Н. Носова 50. Творчество В.Ю. Драгунского 51. Зарубежная детская литература 52. Творчество Шарля Перро 53. Творчество Братьев Гримм 54. Творчество Ганса Христиана Андерсена 55. Творчество Р. Киплинга 56. Творчество Юлиана Тувима 57. Значение иллюстрации в детской книге. Развитие на разных этапах. Художники иллюстраторы.

Читайте также:
Образ, бережно хранимый: сочинение

Русская пушкинистика

Вряд ли найдется еще одно русское литературное светило, творчеству которого было бы посвящено столько исследовательских работ, сколько их написано за время изучения творчества Пушкина. Русская пушкинистика начала развиваться с 50-х годов XIX столетия. Первыми исследователями выступили историк Петр Бартенев и литератор Павел Анненков. Работа велась по двум направлениям:

  • изучение и публикация литературного наследия поэта;
  • уточнение биографических и фактических сведений.

Первые опыты анализа пушкинских произведений были предприняты Михаилом Лопатто на заре ХХ века. Новую историко-литературную концепцию творчества Пушкина сформулировал Юрий Тынянов. С его точки зрения, формирование новой русской литературы началось именно в первой половине XIX столетия, когда началось литературное противостояние между архаистами и карамзинистами-новаторами. Пушкин начинал, как новатор, используя в творчестве стилистическую сглаженность и установку на современную устную речь. Архаисты ориентировались на высокую литературную традицию VIII века, не боялись устаревшей героики и стилистической какофонии. Пушкин совершил революцию в русской литературе, соединив две противостоящие стороны в своем творчестве.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Влияние Пушкина на российскую и мировую литературу 440 руб.
  • Реферат Влияние Пушкина на российскую и мировую литературу 240 руб.
  • Контрольная работа Влияние Пушкина на российскую и мировую литературу 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

3356. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка Русский язык

Сочинение — Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Великий народный поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин внес неповторимый вклад в становление русского литературного языка.

Пушкин был одним из самых высокообразованных и всесторонне развитых русских людей начала девятнадцатого века. Получал образование он в самом престижном учебном заведении – Царскосельском лицее. Александр Сергеевич являлся поистине реформатором литературного языка. Многогранность Пушкина не имеет границ. Можно смело говорить, что именно Пушкин обогатил русский литературный язык, введя во все жанры разговорный стиль народа. Пушкин охватил все слои общества современной ему России. В его произведениях с равным успехом описан быт русской избы и помпезный дворцовый бал. Он смог изменить поэзию и прозу девятнадцатого века. Пушкин хотел повлиять на воспитание будущего поколения, хотя специально для детей не писал. Произведения автора пропитаны духом патриотизма, любви к русской природе и людям. В каждом произведении Александра Сергеевича присутствует скрытое нравоучение.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина можно выделить два условных периода. К первому периоду относится раннее творчество, где юный писатель и поэт старается придерживаться канонов старого стиля. Но уже тогда явно прослеживалось стремление автора к простоте и реалистичности. Поэт начинает искать новые формы самовыражения, стремится писать более раскованно и естественно. Во втором периоде становится видна четко поставленная цель автора – он ищет свой собственный художественный образ, не боится использовать народную речь. Его произведения легки к пониманию и вдохновляют.

Читайте также:
Татьяны милый идеал (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

До появления творчества Александра Сергеевича Пушкина русская литературная речь была сложной, присутствовало большое количество лишних слов в простой по своему смыслу фразе. Произведения Пушкина получались более легкими к прочтению и пониманию. Мораль усваивалась на много проще. Слог Пушкина был более четким и выразительным, в его работах присутствовала разговорная речь. Именно благодаря Пушкину были стерты условные границы стилей прошедшей эпохи. Благодаря Пушкину писатели-современники получили возможность собственный, отличный от канонов стиль и смогли проявлять свою особую индивидуальность. Многие критики девятнадцатого века выражались на этот счет негативно, упрекали писателя. Несмотря на это, ни один из современников Пушкина не смог достичь такого мастерства, а их имена упоминаются только благодаря памяти о великом поэте.

Александра Сергеевича Пушкина можно смело назвать родоначальником русского литературного языка. Его последователями стали такие известные писатели как Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Горький, Чехов, Салтыков-Щедрин и другие.

Вариант 2

Русский литературный язык развивался и был усовершенствован в конце восемнадцатого, в первой половине девятнадцатого века. Главную роль в его становлении сыграл Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрим это утверждение на примерах.

Главным реформатором русского языка принято считать Михаила Васильевича Ломоносова. Именно этот гениальный учёный в своём сочинении «О пользе книг церковных» дал обоснование о разделении языка на «штили» — стили, а также указал на состав каждого из них. За основу Ломоносов взял количество церковно-славянских, русских и просторечных слов. Также он обосновал жанровую принадлежность произведений к каждому стилю. Однако литературный язык даже в его произведениях был насыщен громоздкими и отвлечёнными фразами с обилием церковно-славянских слов. К концу восемнадцатого века стало ясно, что назрела необходимость замены таких слов и выражений. В это время развивается литературное направление – сентиментализм, а за ним – романтизм. Они пришли в Россию из Западной Европы, где литературный язык к тому времени был уже достаточно сформирован.

В русской прозе появляются сентиментальные повести Карамзина, романтические баллады Жуковского. Эти знаменитые писатели и подготовили постепенный переход литературного языка к современным формам. Однако, именно А.С.Пушкин завершил становление русского литературного языка. В своих произведениях он постепенно сократил употребление церковнославянских слов до необходимого минимума. Стал использовать простые и понятные слова, выражения и фразы, свойственные речи образованных и грамотных людей того времени. От использования бранных и других грубых просторечных выражений он отказался вовсе. А жанровая особенность его произведений теперь не была определена «высоким» и «низким» стилем.

Очень большое значение придавал Пушкин лексическому разнообразию языка. Известно, что даже в своих знаменитых сказках он тщательно продумывает каждое слово, анализируя его форму. Так с «Сказке о мёртвой царевне» мы встречам следующую фразу: «В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила». Мы видим. Как точно работает слово: «прокусила и кусочек проглотила». Понятно, почему царевна осталось жива, ведь она не съела всё яблоко, а всего кусочек и не укусила, а прокусила – то есть чуть-чуть откусила.

Чистота, ясность и действенность слова в произведениях великого поэта навсегда стали образцом для русской литературы и определили главную роль поэта в становлении литературного языка.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Читайте также:
Образ кавказского пленника в русской литературе.: сочинение

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

8. Пафос

Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.

Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.

В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

13. Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

Читайте также:
Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит ещё желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой дру“.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Читайте также:
«Может быть Пушкин даже лучше бы сделал если бы назвал свою поэму именем Татьяны а не Онегина ибо бесспорно она главная героиня поэмы»: сочинение

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.

Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин не раз затрагивал в своих стихотворениях тему судьбы России. «К Чаадаеву» — одно из них. Однако данное произведение выходит далеко за рамки одной темы. Подробный разбор от Многомудрого Литрекона поможет Вам рассмотреть его с разных сторон, увидеть новаторство А.С.Пушкина.

История создания

Поэт написал стихотворение в 1818 году. Как и у многих общественных деятелей начала XIX века, у Пушкина сложились свои ожидания от правящего императора Александра I. После войны 1812 года общество ожидало перемен, страну охватил патриотический экстаз, ведь война была выиграна. Многие люди, потерпевшие притеснения и потери во время борьбы, ожидали от царя милости. Народ сплотили бои, и многие дворяне осознали необходимость новой внутренней политики. Но никто ничего не сделал: после изгнания Наполеона и его войска все пошло по-старому, и простой крестьянин, еще не отдохнувший от войны, должен был нести на своем горбу бремя подневольного труда. Поэт, как и многие его современники, негодовал из-за крепостного права, защищал свободу слова (после 1812 года резко ужесточилась цензура). Он хотел, чтобы все проблемы разрешились «по манию царя». В стихотворении «К Чаадаеву» поэт выразил свою готовность служить на благо Родины, отразил свои душевные порывы, которые не позволяют ему оставаться равнодушным к судьбе страны.

Стихотворение посвящено либеральному публицисту и мыслителю П. Я. Чаадаеву, другу Пушкина и его соратнику. Они оба критиковали власть за деспотизм и отсутствие позитивных результатов правления. Нетрудно догадаться, какая участь ждала этих господ: ссылки, безжалостная цензура, а иногда и невозможность публиковаться. Чаадаев, как и Пушкин, тоже страдал от травли, и эти жизненные впечатления легли в основу «Философических писем», одно из которых было опубликовано в 1836 году. После этого автора заклеймили позором и объявили сумасшедшим, ведь общество было не готово к таким передовым мыслям. Пушкин тонким чутьем художника слова угадал мученическую участь друга и посвятил ему одно из лучших своих творений.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Поэт писал своему товарищу Чаадаеву, однако одновременно обращался ко всему обществу, призывая не только верить в счастливое будущее, но и способствовать ему. Стихотворение можно отнести к нескольким разновидностям лирики:

  • гражданская лирика (поэт переживает за судьбу своей страны, призывает общество способствовать её процветанию);
  • любовная (томление влюблённого перед грядущим свиданием сравнивается с ожиданием наступления свободомыслия, отменой ожесточенной цензуры);
  • философская (размышления о прошлом).

Размер произведения «К Чаадаеву» — четырехстопный ямб. Направление — реализм, ведь в стихотворении поднимаются насущные социальные проблемы и выражаются политические требования.

Композиция

Стихотворение А.С.Пушкина состоит из одной строфы, но можно условно разделить его на три части, причём первая и вторая противопоставлены друг другу.

  1. Так, в начале поэт говорит о юношеской разочарованности («Недолго нежил нас обман»), он проникнут тоской и печалью.
  2. Однако во второй строфе присутствуют воодушевлённые речи, он обрушивается с негодованием на власть, но говорит о своём горящем желании помогать стране подниматься с колен. Пламенный порыв сердца противопоставлен унылому состоянию.
  3. В конце стихотворения звучит обращение не только к конкретному товарищу, но и ко всему русскому народу. Поэт призывает людей верить в счастливое будущее, в разрушение самодержавия.

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.
Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Темы, настроение, проблемы

  1. В центре произведения «К Чаадаеву» находится основная тема свободы и вольности. А.С.Пушкин не может мириться с самодержавием – он разделяет идеи своего товарища П.Я.Чаадаева, который состоял в одном из тайных обществ и ратовал за демократизацию России.
  2. Еще одна важная тема — патриотизм. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» — призывает поэт современников. Свобода нужна не сама по себе, речь идет не о независимости конкретной личности, а о процветании России, невозможном без обеспечения политических прав и свобод. Не дворяне нуждаются в изменениях, а та страна, которая их выпестовала. Ради нее звучат все эти возвышенные речи.
  3. Также звучит тема преемственности поколений, Пушкин верит, что их имена не забудут потомки, они будут им благодарны. Он осознает, что работа, за которую взялись Чаадаев и ему подобные не послужит их поколению, зато даст свои всходы в других, что и произошло в реальной жизни.
  4. Кроме того, автор поднимает тему дружбы: Пушкин был знаком с Чаадаевым еще с отрочества: когда литератор учился в лицее, он уже общался со студентом МГУ Чаадаевым. Эту крепкую дружбу он воспел в лирике, ведь данное стихотворение является мотивацией для товарища, попыткой поддержать его. Об этом говорит и тот факт, что первоначально автор не публиковал данное произведение, оно просто переписывалось от руки в альбомы тех людей, которые были в кругу друзей Чаадаева и Пушкина.
  5. В начале стихотворения лирический герой чувствует разочарованность, опустошенность. Однако потом его настроение меняется: внутри него горит желание помогать отчизне, он верит в грядущие изменения, которые приведут к свержению самодержавия: «Россия вспрянет ото сна».

В стихотворении «К Чаадаеву» звучат важные политические проблемы того времени.

  • Автор критикует самодержавие. Если в юности и после патриотического подъема 1812 года дворяне верили в то, что царь сможет освободить народ, то после нескольких лет ожиданий они разуверились в его способности и желании заниматься проблемами простых людей.
  • Другая проблема — иллюзии, которые мешали дворянам объективно оценивать ситуацию. Пока они ждали и нежились в обмане, ситуация только усугублялась от бездействия, и теперь отчизна зовет их сбросить с себя сонную одурь и пойти против диктата.
  • И, наконец, основная дилемма произведения — это проблема русского пути. Автор видит его в пробуждении ото сна, в котором пребывает сильная и перспективная страна под гнетом самодержавия. Пушкин видел в правлении Александра Первого застой вместо не раз обещанных реформ. Из этого легко сделать вывод: пока власть не будет ответственна перед обществом, она не будет эффективно решать его проблемы. Этой ответственности должно потребовать само общество, а пока и оно не вспряло ото сна, перемен ждать не приходится. Значит, прекрасное будущее — не иллюзия, которая нежит дворян предвкушениями и ожиданиями, а следствие реальных действий людей, на плечах которых лежит нравственный долг перед страной. Именно они, сознательные и образованные члены общества, должны повести Россию к свободе и справедливости.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в последней его части. Поэт призывает посвящать своей родине все свои силы, все прекрасные порывы. Он видит недостатки правящей системы, но, несмотря на это, испытывает самые нежные чувства по отношению к России. Ее спасение он видит в таких бесстрашных и принципиальных борцах за свободу, как Чаадаев. Этим примером он хочет вдохновить и других современников.

Читайте также:
Образ маленького человека в произведениях Пушкина и Гоголя (Станционный смотритель и Шинель): сочинение

Смысл авторской позиции понятен: поэт вербует в ряды оппозиционеров новых адептов, разделяющих его веру в необходимость кардинальных перемен. Поэтому стихотворение «К Чаадаеву» содержит призывы к действиям, направленным на улучшение жизни.

Особенности

Об этом произведении сохранились интересные факты и наблюдения:

  1. Стихотворение использовали в качестве политической агитации перед восстанием декабристов. Поэт и сам хотел участвовать в подготовке переворота, но друзья, осознавая, какому риску подвергается гений, намеренно оградили пылкого литератора от участия в политической акции.
  2. Именно это произведение породило долгоиграющий конфликт между царем Александром Первым и Пушкиным, который обернулся для поэта двумя ссылками.

Средства художественной выразительности

А.С.Пушкин в дружеском послании «К Чаадаеву» использовал различные тропы. Среди них:

  1. Эпитеты, с помощью которых автор создает контраст между первой и второй частью произведения: «тихой славы», «утренний туман» — в первой , и «власть роковая», «нетерпеливая душа», «души прекрасные порывы».
  2. Сравнения: исчезновение юных забав автор сравнивает с рассеянием утреннего тумана, ожидание любовником свидания уподобляется томительному предвкушению «минут вольности святой» .
  3. Метафора «звезда пленительного счастья» обозначает резкие изменения в стране (можно считать как намёк на революцию), которые приведут к решению всех сущих проблем.

«К Чаадаеву» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, средства выразительности и проблема

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Читайте также:
Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»): сочинение

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» – полный разбор по плану

Об авторе произведения

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик. Автор знаменитых романов «Евгений Онегин» и «Дубровский», поэмы «Руслан и Людмила», сказок для детей и других произведений. Впервые стих поэта был опубликован в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Он носил название «К другу-стихотворцу». В 1817 году по окончании Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и продолжил заниматься литературным творчеством.

На взгляды поэта значительное влияние оказали труды Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова. В период 1817—1820 годов политическая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») вызвала гнев Александра I. От ссылки в Сибирь Пушкина спасло заступничество Крылова, Жуковского и Карамзина. Наказание заменили ссылкой на юг России.

При жизни поэта многие его произведения не печатались из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). С 1836 г. поэт издавал свой журнал «Современник»,где впервые была опубликована повесть «Капитанская дочка». Однако журнал не пользовался популярностью. В 1837 г. автор был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом. После его смерти император Николай I распорядился оплатить долги поэта и обеспечить его семью средствами.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности. Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды. Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины. Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой». Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

Читайте также:
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина Дубровский): сочинение

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой». Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена». Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов).

Режиссер Владимир Мотыль взял строчку из него для названия киноленты о судьбе людей, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Фильм 1975 года носит название «Звезда пленительного счастья».

Главная мысль

Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» состоит в том, что путь к справедливости и светлой цели не бывает простым, а противников может быть несколько: внешний (самовластие) и внутренний (уныние), о чем напоминает Чаадаеву поэт. Идея Пушкина в том, что нельзя опускать руки. Следует бороться за свою свободу, проявляя настойчивость. Нельзя отказываться от намерений, встретив на пути помехи. Для молодого возвышенного юноши истинная цель — подарить свободу своему народу. В произведении рассматриваются две главные проблемы для поэта:

  1. Самовластие. Поэту небезразлична ситуация, которая происходит в стране из-за тиранического политического режима. Он чувствует гнет роковой власти и стремится найти путь избавления о нее. Однако в одиночку добиться счастья для народа невозможно, поэтому поэт ищет помощи у друга.
  2. Отчаяние. Испытав воздействия юношеских иллюзий, Пушкин четко осознает, как горько обмануться мечтами. Очевидно, что такие же чувства возникают и у адресата послания. Но Пушкин сумел победить уныние, воспрянул духом. Того же он ждет от Чаадаева.

Исходя из смысла стихотворения, возникает вопрос: почему Пушкина не было на Сенатской площади в день, когда многое можно было изменить? Накануне, узнав о смерти Александра I, поэт намеревался выехать из Михайловского (ныне – Псковская область), где был в очередной ссылке, и присоединиться к декабристам. Однако дорогу его повозке дважды перебежал заяц, а слуга заболел лихорадкой. Он взял другого человека, но навстречу вышел поп. Всего этого было достаточно, чтобы суеверный поэт отказался от плана ехать в Петербург.

Восстание закончилось трагически: 5 повешенных (близкие друзья автора), 120 сосланных на каторгу и сотни разжалованных военных. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он принял в нем участие. В селе Михайловском установлен памятник зайцу, перебежавшему дорогу поэту. Надпись на нем гласит, что до Сенатской площади — 416 верст.

Стихотворение юного Пушкина «К Чаадаеву» проникнуто любовью к родине, горячим призывом к свободе, верой в светлое будущее России. В будущем поэт адресовал другу еще несколько произведений.

Это свидетельствует о том, что он дорожил этим блестящим философом и публицистом, преклонялся перед его талантом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: