Любовь в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Сочинение на тему: Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Сочинение.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми гранями. В лицейских стихах тема любви звучит, “сверкая и журча”, как живительный источник юношеского жизнелюбия. “Одушеви перо мое, любовь!” — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме “Монах”. Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем. Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов “в мрачной келье”. Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение “К Наталье”, или романтически-возвышенными, как в “Послании к Юдину”. Постигая науку любви, поэт узнает “блаженство наслажденья” обладания возлюбленной и мучения разлуки, “злых страстей… глас мятежный”, страдания “любви напрасной”. В стихотворениях лицейского периода отразилась вся гамма переживаний влюбленного юноши, когда любовь может быть не только “сладостной наградой”, но и “отравой наших дней”. Но уже в этих стихах замечательное свойство лирики Пушкина, позднее выраженное словами: “…печаль моя светла…” Гармоническое начало душевного склада поэта не оставляет места безысходности и отчаянию: “Сквозь слезы улыбнулся я”. Без страданий нет полноты жизни, поэтому лирическому герою “дорого любви… мученье”, для него “и в слезах сокрыто наслажденье”. И самое главное, любовь заставляет звучать струны лиры поэта: “И лишь любви ты голос не забыла!” Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству. Когда из души уходит любовь, “бесплодное проходит вдохновенье”, но и объект любви появляется только после того, как “душе настало пробужденье”. Мотив этой неразрывной взаимосвязи проходит через всю поэзию Пушкина. “Любовь — мелодия”, то есть результат творчества. Так же как “искра вдохновенья” зарождается в груди еще в младенчестве, любовь загорается в сердце “оттого, что не любить оно не может”. Поэтому нерастраченная сила любовного чувства проникает даже в политическую лирику Пушкина. Попытка изгнать богиню любви из поэзии, предпринятая в оде “Вольность”, написанной в год окончания лицея, не удается. В послании “К Чаадаеву” ожидание “минуты вольности святой” приравнивается к ожиданию любовного свидания. Чувствам Пушкина не был свойствен аскетизм. Он называл себя “страдальцем чувственной любви”. В стихотворениях “К молодой вдове”, “Письмо к Лиде”, “Торжество Вакха”, “О Массой” и других говорится о сладострастном любовном жаре. И хотя необузданная страсть “всю душу в нас мертвит”, “любовник упоенный” не желает исцелиться. Увлечения поэта многочисленны, но все они вызваны искренним чувством, полным радости жизни. И в своих избранницах Пушкин ценит то, что непритворно и естественно: “смелый, вольный взор, неутомимый жар, открытые желанья”, “милая моя не может лицемерить”. Притворство, обман, “любви постыдный торг” отвергается “питомцем музы”, потому что “в порочном сердце жизни нет”, как написано в стихотворении “Прелестнице”. В годы зрелости поэт осуждает “коварные старанья преступной юности”, не дрожит “мятежным наслажденьем”, просит оживить в сердце дух целомудрия. В самых жарких объятиях неги поэта посещают “виденья первоначальных чистых дней”. Недаром чистота — лучшая характеристика возлюбленной: “душа твоя чиста”, “гений чистой красоты”, “чистейшей прелести чистейший образец”. Это такое качество, которое не уничтожается временем. Вот преимущество чистоты “перед мощной властью красоты”, которая может быть минутной, “приметно увядает во цвете юности живой”. Но все же Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой. В любовной лирике Пушкина проявилось величие его души, благородство, доброта, бескорыстие. Отвергнутая любовь не вызывает ненависти, не пробуждает чувство мщения: “Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим”. Разлука с возлюбленной печалит, но не приносит забвения: “Останься век со мной на горестной груди…” Воспоминания о любви светлы, наполнены чувством благодарности: “Все в жертву памяти твоей…” Любимый образ часто возникает в памяти на фоне прекрасных картин природы, как в стихотворениях “Редеет облаков летучая гряда…”, “Ненастный день потух…”, “Буря” и других. Любовь поэта одушевляет природу. В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением “поэтической неволи”, единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, — оковы любви: “свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю”. Любовь — награда и итог трудной и горестной жизни: “И может быть, — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”. В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: “Во мне бессмертна память милой, что без нее душа моя?” Сила любви открывает границу в запредельный мир. Об этом говорится в стихотворениях “Придет ужасный час…”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”. В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей. Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат “эталон” простоты выражения очень сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения “Я вас любил…”, “На холмах Грузии…”, “Прощание”.
На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает “чувства добрые”, имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.

Читайте также:
Политическая лирика: сочинение

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Пушкина»

Любовь всегда занимает большое и важное место в жизни каждого человека. Поэты и поэзия не могли обойти это красивое и возвышенное чувство, которое показывает всю красоту души человека. Известный поэт Александр Пушкин многие свои прекрасные творения также посвятил этой теме. Каждое его стихотворение – это небольшая частичка его души, которая обнажает все чувства и эмоции поэта, делая его незащищенным перед прекрасными женщинами.

Чтобы лучше понять, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит все-таки изучить и рассмотреть его самые яркие поэтические произведения. Тема любви в пушкинской лирике богата образами, поэтому она многолика. Сам поэт умел любить и ценить это чувство. Считается, что именно Александр Сергеевич является основополагателем отечественной любовной лирики. До Пушкина читатели могли наслаждаться лишь только европейскими образцами любовной лирики. Критик Белинский отмечал, что у Пушкина такое высокое чувство, как любовь, не ограничивается лишь только одними переживаниями, но и здесь отражаются вся гамма чувств и эмоций великого поэта.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Тема любви в пушкинской лирике раскрывается по-новому. Прежде всего, он в каждом таком своем произведении перестал подчинять свои стихотворные мысли какому-то определенному жанру. Так, в одном стихотворении может встречаться и элегия, и послание, и романс. Ярким примерами такого поэтического новшества в любовной лирике стали произведения «Я вас любил…» и «К***». Форма изложения таких произведений зависит от содержания. В его произведения уже нет того романтизма, который властвовал в произведениях других поэтов. Тема любви в поэзии Пушкина основывается и на здравом смысле, и на житейской мудрости.

Поэт не осуждает женщину за то, что любовь оказалась безответной, Александр Сергеевич дает право выбора женщине. И именно он допускает мысли о том, что любовь, которая может вспыхнуть мгновенно, может также быть и недолговечной.

Поэт Пушкин благодарен женщине за то чувство, которое прежде всего, испытывает он сам. Это чувство прекрасное и благородное, даже если любовь оказалась и неразделенной, или потухшей. Любовь приносит в жизнь человека радость, заставляет человека чувствовать себя совсем иначе. Александр Пушкин считает, что любовь – это божественный дар, который дан человеку.

Читайте также:
Сочинение по литературе на тему Дубровский.: сочинение

Стихотворения о любви в лирике Пушкина имеют биографические основы. Первое обращение Александра Сергеевича к теме любви происходит еще в те годы, когда он обучался в лицее. Сначала эти стихи легкие, посвященные какой-то определенной женщине и поэтому немного интимные. Но, уже находясь в ссылке, юный поэт переосмыслил свое отношение к любви. И теперь он в любви видит уже и трагизм. После этого приходит новое отношение и новое понимание любви. Александр Сергеевич считает это чувство губительным и разрушительным.

Но вскоре он опять возвращается к тому, что любовь – это чувство созидательное и оно должно стоять во главе любого творчества. Любовь теперь не только жертвенность, но это, прежде всего, идеал. Например, стихотворение «Желание», которое было написано Александром Пушкиным в 1816 году. Это печальный гимн первой любви, которая оказалась несчастной. Поэту эта любовь принесла лишь только «слезы» и «горести». Но Пушкин не желает даже с таким чувство расставаться, так как оно все-таки прекрасно и помогает ему найти утешение.

Это стихотворение – элегия, поэтому так печально представление поэта о любви. Для раскрытия такого образа любви автор использует большое количество метафор и эпитетов. Например, душа у Пушкина «плененная тоской», а сердце «унылое». Когда же поэт говорит о том, что любовь – это противоречивые чувства, то еще использует и оксюморон «горькое обращенье».

В стихотворении «К***» Александр Сергеевич раскрывает все грани любви. Это известное стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которая очаровывала мужчин в петербургском светском обществе. Пушкин сразу увидел ее на одном из балов, где она поразила его «чистой красотой». Анна Петровна была замужем, и поэт не мог выразить ей свою влюбленность. Затем через время он опять встречает эту молодую женщину. Александр Пушкин находился в ссылке, а Анна Петровна уже была разведена. Теперь не было преград для поэта, чтобы выразить свою симпатию. Так, в 1825 году родилось чудесное стихотворение – признание «Я помню чудное мгновенье».

Эта долгая история любви и симпатии у Александра Пушкина поместилась в шести четверостишьях. Поэт говорит, что до встречи с Анной Петровной у него не было желания писать, так как вдохновение не было.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но именно любовь дает возможность поэту Пушкину творить и чувствовать. Только эти возвышенные чувства оживляют его и дают надежду.

В 1829 году известный поэт создает еще одной уникальное стихотворение о любви. В его произведении «Я вас любил» всего лишь восемь строк. Существует мнение, что эти строки адресованы Анне Алексеевне Олениной. Основная тема стихотворение – это расставание, которое происходит с благодарностью за то, что было испытано, а не обида. Александр Сергеевич желает Анне Алексеевне счастья, даже если ее избранником будет не он. Поэт считает, что любовь, какая бы она не была, уже дар, поэтому всегда нужно быть благодарным и доброжелательным.

Если проанализировать стихотворение по строению, то можно заметить, что Александр Сергеевич употребляет три фразу о том, что он любил. Но каждый раз эта фраза имеет свой смысл.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.

В этой фразе, с которой и начинается стихотворение, рассказывает о факте, показывая, что у него нет никаких претензий. Когда он употребляет уже второй раз ее, то читатель может почувствовать то, какие чувства пережил сам поэт. Все эмоции Пушкина отражены в этой фразе. Третья фраза показывает, что поэт благородно желает Олениной счастья.

В 1929 году стихотворцем Пушкиным было написано еще одно стихотворение. «На холмах Грузии» посвящено молодой девушке, которую сильно и пылко полюбил Александр Сергеевич. Для того чтобы раскрыть свою любовь к Наталье Николаевне Гончаровой, автор использует картины природы. Видя свою будущую жену, любя ее, он испытывает различные чувства. Так, прекрасные и высокие холмы Грузии он сравнивает с опасной горной рекой из ущелья, которая быстротечна.

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Пушкин, стараясь полнее выразить свои чувства, использует антонимы: «грустно и легко», «печаль светла». Поэт считает, что любовь и жизнь – это дары, которые взаимосвязаны. Поэтому человек, который любил или любит, должен быть благодарен за такой божественный дар, за то, что может испытывать такое чувство.

В 1830 году поэт Пушкин посвящает еще одно стихотворение Наталье Гончаровой. В произведении «Мадонна» уже три части. Известно, что в это время сам поэт уже готовился к свадьбе, был счастлив и в своем стихотворении он рисует себе картины идеального семейного счастья. Он все также утверждает, что любовь – это божественный дар, но теперь муж в семье является творцом, а женщина отождествляется у него с Богоматерью, которая должна выносить и родить плод сильной и яркой любви.

Сочинение: Автор и герой в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение на тему «Автор и главный герой романа «Евгений Онегин»» по литературе для 9 класса в двух вариантах. Он поможет Вам сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения)

Вариант 1

(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».

Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.

Вариант 2

(589 слов) Читая знаменитое произведение А.С. Пушкина, каждый из нас невольно задавался вопросом: «Как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»?». Все просто: рассказчик связывает реальность с вымыслом, переносясь на страницы собственного произведения и уравнивая себя с героем книги. По словам автора, он был хорошо знаком с Евгением, а общались они в Санкт-Петербурге. Об этих обстоятельствах и о жизни самого рассказчика мы узнаем из лирических отступлений, которые являются порталом из действительности в фантазию. Автор постоянно делает отсылки на свою биографию и вплетает ее в контекст. С помощью отступлений он выражает свое отношение к происходящему и к своим героям. Больше всего внимания уделяется Евгению, которого Пушкин именует своим «добрым приятелем».

Действительно, автор и его герой могли бы быть друзьями и встречаться в столице. Онегин родился «на брегах Невы» и всю юность провел в Санкт-Петербурге. Там же часто бывал и Пушкин. У них одни и те же жизненные обстоятельства: происхождение, воспитание, образование: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Бурная молодость повес происходила по одному сценарию, который Пушкин так иронично описал. Сон до вечера, письма и записки, прогулка по Невскому, шикарный завтрак в ресторане, театры, балы, званые вечера и так до утра, а там и сон. Судя по поразительной осведомленности рассказчика, он и сам нередко бывал в ресторане француза Пьера Талона на Невском проспекте — одном из самых фешенебельных ресторанов эпохи. Там он, как и Онегин, кушал «трюфли, роскошь юных лет». «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» — откровенно признается Пушкин. Этот период сближает его с Онегиным. И оба они не смогли удовлетвориться такой жизнью и светской моралью, где главными качествами были лицемерие и цинизм. И автор, и герой разочаровались в высшем обществе, поэтому рассказчик повествует о столичной жизни своего «доброго приятеля» с оттенком иронии и снисхождения. Чувство горечи и тоски сделало их обоих изгнанниками и беглецами:

Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Поэтому герой и автор быстро нашли общий язык. Рассказчик высоко ценил «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум» Евгения. И все же их разделял подход к проблеме. Если автор был активен и жаждал перемен, то Онегин смирился с судьбой и полюбил свои страдания: «Я был озлоблен, он угрюм». Злоба в данном случае обозначает жар сердца, который рассказчик все же сохранил. А вот угрюмость — это симптом атрофии души. У Евгения не было даже злости, он воспринял разочарование как данность. Почему? Автор проводит резкую грань между своим мироощущением — русским, сближающим его с народом — и восприятием реальности, свойственным Онегину. Евгений — романтический герой европейского склада, он далек от всего национального. Поэтому он равнодушен к русской природе, к семейным традициям и даже к семье как таковой. Весьма показательно его отношение к родному дяде:

И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

Евгений циничен, его сердце холодно, поэтому он не колеблется и предлагает Татьяне не руку и сердце, а измену. Для него семейные устои ничего не значат, а вот автор глубоко уважает русскую культуру, поэтому восхищается Татьяной и ее решением отвергнуть недостойное предложение. Любит рассказчик и природу:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Поэтому между автором и героем в романе «Евгений Онегин» нельзя ставить знак равенства. Это разные люди, воспитанные в одной среде, но усвоившие неодинаковые ценности. Рассказчик впитал все лучшее, что есть и было в русской культуре, в русском менталитете, а Онегин лишь заимствовал западные образцы, поэтому результат получился таким фальшивым. Евгений — лишний человек, потому что оторвался от своих корней и перенял чужие взгляды на мир.

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
статья по литературе ( класс) на тему

Статья Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Скачать:

Вложение Размер
obraz_avtora_i_geroya_v_romane_a.docx 19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Образ автора и героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора в романе имеет три грани: автор-персонаж, автор-повествователь, автор – лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядов, жизни.

Автор представляет Онегина в качестве «доброго приятеля», уточняет обстоятельства своего знакомства с ним:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты»

С ним подружился я в то время.

В Онегине автора привлекают «неподражательная странность, резкий охлаждённый ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравится автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы; не раз бродили они летними светлыми ночами по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам», но по воле случая они разошлись ( Онегин уехал вступать в наследование имением).

Из многочисленных лирических отступлений («мечтательная часть», по словам Бестужева) складывается представление о характере автора, его образе мыслей, переживаниях, изменении его личности.

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля, я предан вам душой.

Всегда я рад отметить разность

Между Онегиным и мной.

В I главе автор даёт беглый очерк истории русского театра, когда актрисы казались автору богинями. Описание туалета Онегина рождает у автора сентенцию: «быть можно дельным человеком/ И думать о красе ногтей».

Во I I главе , описывая внешность Ольги, автор замечает, что подобный портрет красавицы легко обнаружить в любом современном романе. Такой идиллический образ автор и сам раньше любил, но «надоел он мне безмерно». Поведав типичную историю жизни семьи Лариных, автор приходит к выводу о постоянной повторяемости событий и судеб и неотвратимости смерти:

Придёт, придёт и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас.

Во I I I главе автор открыто выражает свою симпатию и сочувствие Татьяне.

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью…

В IV главе автор делится своими наблюдениями о светской дружбе. «У эти мне друзья, друзья!/ Об них недаром вспомнил я». Друг оказывается предателем, поэтому «Трудов напрасно не губя, / Любите самого себя».

В VI главе автор как бы «теряет» нить повествования, рассуждая о собственном прошедшем, настоящим и будущем.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней.

В начале VIII главы автор становится почти центральным персонажем романа. Он вспоминает о начале своей литературной деятельности:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Близость настроений героев романа и автора так значительна, что многие лирические отступления его могли бы стать внутренними монологами героев.

Для автора характерно ощущение жизни как праздника, поэтическое восприятие жизни для него связано с творчеством. Творчество объединяет поэта с миром.

Автор выступает и в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет:

С ним подружился я в то время.

Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика.
Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической. Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию “энциклопедии русской жизни”.
Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.

Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

Каждый талантливый писатель в своих произведениях, старается соответствовать реальному изображению жизни простых русских людей. Одним из лучших иллюстраторов по праву считается А. С. Пушкин. Именно он заложил в основу российской литературы то мощное, прекрасное, эстетическое начало. Одновременно с этим, автор выступал с позиции реализма.

Всемирно известный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»- это настоящий кладезь нравов и традиций целой эпохи. Картина произведения, образы героев не отделимы от повествователя. Жизнь персонажей – это отражение души повествователя. Появление образа автора в романе – новаторство.

Повествование романа сопровождается мнением автора. Образ автора в романе – это самостоятельный «персонаж» со своими переживаниями и мыслями. Он дает оценку героям, отстаивает свою позицию в отношении их поступков. Так, повествователю видны все положительные и негативные стороны Евгения Онегина. С иронией, он вешает на юношу ярлык молодого «пылкого» повесы. Подтверждением этому фраза «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Отношение автора меняется только тогда, когда молодой человек меняет род занятий и отказывается от праздной жизни. Теперь в ход идут обращения «мой друг», «добрый приятель». Этот прием сближает читателя и героя.

Между главным героем и автором есть много общего, но и в то же время достаточно различий. Заметить сходства можно в воспитании. Детство у них в чем-то подобно. Рано они познают «игру страстей», быстро становится скучна жизнь, потихоньку угасает «сердца жар». Когда автор описывает жизнь Онегина, то он говорит в отношении себя «был от балов без ума». Много и различий между ними. Автор гениальный и всем известный поэт, а Онегин не способен определить стихотворный размер «труд упорный ему был тошен». Различно их мнение в отношении природы. Евгений не ценит ее красоту, автор же восторгается ею. Герой скучает в деревне, а повествующему наоборот нравится спокойны и размеренный образ жизни в деревенской тишине. С помощью этих противопоставлений читатель должен понять, что центральным лицом выступает главный герой, а не автор.

Онегин страдает от тягот жизни, нет благодати и радости. Излечился он только с помощью влюбленности в Татьяну. Это помогло ему избавиться от критического мышления, научило подчиняться обстоятельствам, а не избегать их. Его внутренний мир стал чуточку духовно богаче.

2 вариант

Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать изображать жизнь русского человека, в тот же момент опираясь на позициях глубокого реализма.

Роман «Евгений Онегин» – уникальное произведение, которому присущи исторические и философские мотивы. Изображение русского общества – это главный материал для оценки эпохи: человеческих качеств, традиций.

Для Александра Сергеевича Пушкина романы писались в прозе, так как этот жанр больше всего подходил ему для описания деталей жизни человека, но и общества в целом. Но в то же время при написании стихотворений автор больше уделяет своему внутреннему состоянию, изображает свою жизнь под влиянием общества.

«Евгений Онегин» – это роман в стихах, где автор изображает свое бытие и не отделяет себя от него. В произведении происходят любовные и бытовые истории, которые неотделимы от Пушкина. Повествование про их жизнь – биография души автора.

Необычным решением Александра Сергеевича было появление образа его самого. Также тут присутствуют поиски схожести образа автора и главных героев.

Необычное название произведение получило не просто так. Евгений Онегин, как и собственно назван роман, является одним из главных персонажей. Читая страницу за страницей, читатель начинает понимать, что наряду с ним появляется образ Пушкина. Писатель присутствует в жизни героев. Он не только повествует, что хорошо заметно в лирических отступлениях, но и по линии сюжета. Пушкин все время рассуждает, создавая определённую атмосферу в произведении.

Неимоверные взаимоотношения у Пушкина с Онегиным. Оба имеют дворянские корни. Оба свободно общаются на французском и увлекаются зарубежными авторами, такими как Байрон, Метьюрин.

Сам Онегин в произведении довольно изменчив. В тот момент, когда он страдает от разочарования, Пушкин выступает в роли друга, развивая в нем творческие таланты, написание стихов.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин – это не создатель, а полноценный герой и участник событий. Онегин и Александр Сергеевич оба размышляют над жизнью, относясь категорически к некоторым событиям и вещам. Но тем не менее они не похожи. Благодаря Пушкину нам лучше понятно образ главного героя и образы участников описанных событий.

Также читают:

Картинка к сочинению Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

Популярные сегодня темы

Практически у каждого человека есть вещи, к которым он испытывает особую привязанность. Это может быть всё что угодно: периодически перечитываемая любимая книга, какая-нибудь игрушка

Очень часто мы слышим высказывание о том, что книга – товарищ и верный друг. На мой взгляд, это действительно так. Книги позволяют нам открывать этот мир, они передают знания и опыт предшествующих поколений

Рассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.

Комаровский – это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Сочинение ОБРАЗ АВТОРА И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Прежде чем писать сочинение о роли автора в романе «Евгений Онегин», предлагаю вам вспомнить, в чем же эта роль заключалась. Идеи этих слайдов также можно использовать в сочинении.

Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин» Роль и образ автора в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

На сайте есть еще одно сочинение по данной теме, можете обратить внимание и на него:

Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состо­ит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувст­вами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замеча­ет С. Г. Бочаров, «в „Онегине” нам не дано забыть об авторе. и объективность романа обращена постоянно в образ созна­ния, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается бук­вально всех сторон современной жизни — образования и вос­питания, литературы и истории, театра и актеров, мод, гас­трономических изысков. Он размышляет о родственных отно­шениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» — не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство ро­мана — это единство автора; это „роман автора”, внутри кото­рого заключен „роман героев”». Причем автор активно вме­шивается в действие, проявляя свое отношение к происходя­щему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа — Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, — жиз­ненные обстоятельства. Автор и герой — люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы. «Увы, на разные забавы Я много жизни погубил!» — бесхитростно признается Пуш­кин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жиз­ни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с ко­торой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаро­вался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «ус­ловий света . бремя». Поэт описывает высший свет исключи­тельно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступ­ных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, род­ственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

На вздохи, скуку и обман.

Для автора же дом и семья — это самые главные ценности в жизни. И поэт говорит об этом в главе, посвященной семей­ству Лариных.

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребыва­ния в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; По­том уж наводили сон. ». Для автора же природа — источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин рав­нодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бра­нит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества пони­мается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «фило­софия потребления мира человеком» не может породить ниче­го жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит беско­нечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рож­дающим «творческие сны».

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Оне­гин не верит в возможность счастья. Следствием его жизнен­ного опыта становится самоуверенность и безапелляцион­ность. Именно эти качества проявляются в отношениях Оне­гина с Татьяной.

Мироощущение же автора совсем иное. Его мировосприя­тие непосредственно, поэтически доверчиво, душа открыта для обманчивых впечатлений бытия, а сердце заранее готово простить «милые обманы»:

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, — для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно го­ворит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну лег­комысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не за­думывается над смыслом человеческого существования. Ав­тор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Различаются автор и герой и отношением к людям, вос­приятием личности другого человека. Своеволие и эгоизм Онегина становятся подлинной причиной его дуэли с Лен­ским. Для Пушкина же подобное поведение неприемлемо:

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце.

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом — каждая пора его жизни отмечена сообраз­ностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им са­мим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился. и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он — «духов­ный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он об­ретает «надежду юности». «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», — говорит Пушкин. Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытаю­щийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И при­рода как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духов­ной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В на­чале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоми­нает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровен­ный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне — теперь их нет:

Они прошли иль изменились.

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа — это обычный светский повеса, в финале — человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных ошибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим тру­дом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возмож­ность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

Бочаров С. Г. Указ. соч. С. 118. 5-4904

Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. — В кн: Светлое имя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: