Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (13): сочинение

Мои впечатления от первых глав «Евгений Онегин»

Начиная читать литературное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», я даже не могла представить себе, насколько прекрасно и интересно это произведение. Стихотворная форма литературное произведение гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, а особую окраску произведению придают лирические отступления автор произведения, которые касаются вечных вопросов нравственности и философии. Сперва даже создается впечатление, что сюжет литературное произведениеа — это хаотический набор не связанных между собой воспоминаний, мечтаний, размышлений по поводу стройности женских ножек, о смене поколений, о светском обществе и о многом другом. Да и сам Пушкин, на первый взгляд, давал основания для такой оценки своего литературное произведениеа:

Прими собранье пестрых глав.

Небрежный плод моих забав…

Но такой сюжет литературное произведениеа позволяет автор произведенияу вести свободный и непринужденный разговор с читателем. А это, на мой взгляд, делает произведение более интересным и «живым».

Назвав свой литературное произведение именем одного из героев, поэт тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина. Онегин был особенно близок Пушкину, поскольку в нем наиболее полно воплощены те черты, которые, по словам поэта, являлись отличительными чертами молодежи XIX века. И уже с самых первых страниц литературное произведениеа я узнала о жизни главного героя, о его характере, о том, как он проводит свой досуг. И даже в эпиграфе к данному произведению можно было прочесть о том, что Евгений Онегин — гордый и равнодушный человек, проникнутый тщеславием. Также молодой дворянин показан автор произведенияом как человек с очень сложным и противоречивым характером. Пушкин отмечает в характере Онегина: «мечтам невольную преданность», «неподражаемую странность» и «резкий охлажденный ум». Еще по первым строфам литературное произведениеа можно понять, что поэт не скрывает недостатков своего главного героя и даже не старается оправдать их. Более того, Пушкину нравились черты Онегина, а именно: его чувство чести и истинное благородство. Мне кажется, что такая противоречивость в характеристике героя литературное произведениеа делает его образ более жизненным: он является не «положительным» героем, но и не «отрицательным». Я думаю, что Пушкин хотел, чтобы мы сами разобрались в характере героя литературное произведениеа и в оценке его действий.

Я считаю, что основные черты характера Онегина определили его социальное положение и воспитание. Из-за того, что наш герой произведения вырос в обеспеченной семье, он не считал нужным особо трудиться из-за куска хлеба, он не умел и даже не хотел работать. «Молодого повесу» привлекала только красивая и пышная жизнь. Я думаю, что Евгений Онегин вел пустой и неинтересный образ жизни не только в Петербурге, но и в деревне его дядюшки. Но когда он это понял, то было уже слишком поздно. Светское общество превратило нашего героя в настоящего эгоиста, человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способного с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. И это все привело Онегина к трагедии, которая заключалась в его душевной пустоте, в отсутствии высокого смысла жизни. Когда же Евгений Онегин поймет, что был не прав, то будет уже слишком поздно. Он не сможет вернуть прошлых лет. Вся жизнь его станет бессмысленной.

Противоположным Онегину в литературное произведениее является образ Ленского. Владимир был пылкий и восторженный юный поэт. Он был также необыкновенным литературное произведениетиком, любил жизнь. Мне кажется, что такая наивная вера в «мира совершенство», непонимание жизни такой, какая она есть в действительности, непонимание окружающего его общества приводят Ленского впоследствии к гибели. Но Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глу боким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный человек, но и благородный и талантливый поэт. «Друзья мои, вам жаль поэта», — говорит Пушкин, описывая раннюю гибель Ленского.

Особое впечатление на меня произвело письмо Татьяны к Онегину. Меня поразило то, насколько оказалась велика сила любви Татьяны к Евгению, хоть вначале она и пыталась отрицать это. Но чувства настолько переполнили ее сердце, что у нее даже хватило смелости написать об этом в письме к своему возлюбленному. И становится ясно, что Татьяна — девушка с сильной душой, которая обладает высоким душевным благородством, неспособностью к обману. Данные качества ее характера делают образ Татьяны наиболее привлекательным. Ольга же, сестра Тани, обладала абсолютно противоположными чертами характера. Ей не были свойственны честность, душевное благородство. Она была настолько пуста, что даже не могла по-настоящему показать свое чувство любви к Ленскому. И данная противоположность чувств двух девушек заставляет нас, читателей, еще раз обратить внимание на письмо Татьяны, переполненное чувством любви и благородства. Но Онегин, получив данное письмо, на мой взгляд, поступает довольно эгоистично по отношению к Татьяне. Он в своей исповеди прямо говорит ей о том, что он не разделяет ее чувств:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

После данной исповеди у меня создалось впечатление, что Евгений Онегин — эгоист, разочарованный во всем, скучающий и неспособный уже ни к каким сильным чувствам и переживаниям. Но по мнению Пушкина, Онегин поступил благородно по отношению к Татьяне, хоть и жестоко.

Но все же, мне кажется, литературное произведение «Евгений Онегин» — не пессимистическое произведение. Здесь столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, русской природы, столько честных и высоких чувств, переживаний, поступков.

Также, прочитав несколько первых глав данного произведения, я пришла к мнению, что «Евгений Онегин» — это поистине «нерукотворный памятник» пушкинскому поэтическому гению.

Безусловно, основное место в литературное произведениее занимает описание жизни главного героя — молодого столичного «повесы» Евгения Онегина, на примере жизни которого автор произведения показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время. Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входили только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной».

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков.

В начале литературное произведениеа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автор произведенияом («я был озлоблен, он угрюм») и заставляет читателей испытывать к нему симпатию («мне нравились его черты…»). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей») и дамам на балах, но в то же время он всегда «рад заметить разность» между ними. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но ключевое, в чем проявляется их разность, — это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна («и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь»), которая исчезает очень скоро.

Столь же трепетное отношение к красотам природы, как и у Пушкина, мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение.

Одно из основных мест в литературное произведениее отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и «привычки милой старины «.

Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. Мать Татьяны прошла типичный путь для своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Копией своей матери является Ольга Ларина. Мы видим ее глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее.

Ленский — литературное произведениетик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского.

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина. На ее характер, мировосприятие повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями.

Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны — внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства.

Единственным занятием Татьяны были сентиментальные литературное произведениеы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:

Ей рано нравились литературное произведениеы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…

Другой чертой, отличающей ее от сестры, является постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ.

Татьяна из провинциальной барышни превратилась в «равнодушную княгиню», которая научилась «властвовать собой», как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас…

Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин «первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину».

В литературное произведениее «Евгений Онегин» воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь высшего света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив жизненные позиции и судьбы.

Поделиться

Похожие материалы:

  1. Мои впечатления после посещения музеяНе так давно мы со всем классом ходили в наш местный музей. Там было очень интересно и познавательно. Я узнала много того, о чем даже.
  2. Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин.
  3. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” — величайшее произведение, которое является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни светского общества сливается с лирическим дневником автора.
  4. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Александр Сергеевич Пушкин. Без сомнения, все знают этого великого поэта. Каждый человек воспринимает его произведения по-своему и каждый раз уз нает что-то новое. Имя Пушкина.
  5. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»А.С. Пушкин — величайший поэт XIX века, основоположник русского реализма и литературного языка — восемь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений.
  6. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” является одним из величайших произведений первой половины XIX века. Главное действующее лицо романа — Евгений Онегин. С первых строк перед.
  7. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт-реалист. Его перу принадлежит замечательное лиро-эпическое произведение, роман в стихах “Евгений Онегин”, написанный в 1823—1831 годах. В его основе.
  8. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»А.С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась вся его жизнь, душа и любовь, “его чувства.
  9. Cочинение «Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга.
  10. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Роман “Евгений Онегин” — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил.
Читайте также:
Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Рубрики

На нашем ресурсе помимо собственно примеров сочинений, можно найти и статьи о психологических аспектов написания сочинений, менталитета авторов в разном возрасте и основных рекомендаций по написанию действительно отличных работ.

Выражение мыслей в виде сочинения тренирует мышление и речь, учит самостоятельно излагать мысли и наблюдения в логически верном порядке. Написание произведений-неотъемлемая часть в развитии ребенка: это формирует личность, расширяет мировосприятие, эрудицию.
Приступая к сочинению, стоит четко определиться с темой. Не осмыслив ее, нет смысла приступать к собственно написанию. Эксперты советуют начать обдумывать тему задолго до начала изложения мыслей на бумагу.
Вторым важным шагом становится определение основной мысли, лейтмотива вашего произведения. Не знаете, что можно взять за основу? Воспользуйтесь сочинениями нашего сайта, здесь можно найти размышления на разные темы.

Мои впечатления от первых глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (13)

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является одним из величайших произведений первой половины XIX века.
Главное действующее лицо романа — Евгений Онегин. С первых строк перед нами предстает молодой, привлекательный, очень неглупый человек. Пушкин относится к своему герою с симпатией и с долей иронии. В самом начале романа поэт рассказывает нам о жизни молодого повесы Евгения Онегина, о его воспитании. Он получил типичное для того времени образование, которое было поверхностным. Учителем Онегина был француз, который «учил его всему

История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто.

Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского Цель: научить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; оказывать содействие формированию толерантного отношения к окружающим и собственной этической.

Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — это историческое произведение, отражающее события того времени. Оно полно глубокого смысла и, несмотря на небольшой объем, полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь».

ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «Евгений Онегин», пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Язык этого романа (в широком.

Мастерство Пушкина в создании образа героя (один персонаж — Евгений Онегин) Евгений Онегин. Родился в богатой, но разоряющейся семье. Детство его прошло в отрыве от народа, от всего русского. Он даже был воспитан французами. Можно сказать. Что он не был подготовлен.

Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в.

Три царствования в поэме «Медный всадник» «Медный всадник» — поэма философско-историческая, лиро-эпическая, отразившая всю сложность и глубину раздумий Пушкина над историей. Вместе с тем поэма носит обобщенно-символический характер, ее образы и картины получают метафизическое, символическое истолкование.

Урок по повести Л. С. Пушкина «Станционный смотритель» Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель») Эпиграф: «Куда несет нас рок событий?.» А. С. Пушкин Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению.

Изучение творческой истории «Евгения Онегина» Изучение творческой истории «Онегина» постоянно побуждало к различным предположениям об истинном замысле Пушкина, который якобы сильно отличался от осуществленного им. При публикациях, кроме расшифровки черновиков и выстраивания последовательности черновых фрагментов.

Изображение быта общества в романе «Евгений Онегин» Сей легкой жизнию, друзья! Напомнил хоть единый звук. Для призраков закрыл я вежды;; Чтоб обо мне, как верный друг, Ее ничтожность разумею, И наши внуки в добрый час «Евгений Онегин».

Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора В 5 главе романа Пушкина «Евгений Онегин» композиционный центр — сон Татьяны, являющийся, по словам критика Гуковского, ключом к пониманию ее души, ее сущности. Проанализируем сцену сна Татьяны. Татьяна сформировалась.

Зарема Зарема — наложница и пленница хана Гирея; добровольно и страстно дыша счастьем, любит его. Она не в силах смириться с новым выбором любовника и властелина — с его привязанностью к.

Народ в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение.

«Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова «Лишний человек», «лишние люди», «галерея лишних людей» — откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина.

Патриотическая лирика Пушкина Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого.

Идея борьбы за свободу и права человека в лирике Пушкина Передовая идеология складывалась под влиянием уроков русской и западноевропейской истории конца XVIII — начала XIX в. и под воздействием идей французских просветителей XVIII в. Их влияние на русское дворянское общество.

«Я так люблю Татьяну милую мою!.» (2) «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя Его фантазии. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, Идеалы», — писал Белинский. И действительно.

Читайте также:
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение (по одноименному роману А.С. Пушкина): сочинение

О любви, дружбе, семье в романе Пушкина «Евгений Онегин» Все дело в том, что Пушкин с гениальной прозорливостью в ряде случаев угадывал эту диалектику бытия. Его образы позволяют читателю и в наши дни заново для себя открыть это вечное.

«Он весь — дитя добра и света» Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш.

Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. В ней автор впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и.

«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль.» «Победителю-ученику от побежденного учителя» — эти слова стали крылатыми. Их знают все: когда юный Пушкин написал свою первую поэму «Руслан и Людмила», знаменитый в то время поэт В. А. Жуковский.

Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, —.

Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане.

Художественная реальность в романе «Евгений Онегин» Художественная реальность стремительно развивается — к раскрытию тайны ее сотворения. И наконец, в финале романа все маски «приятеля», «современника», «рассказчика», «повествователя» и др. сняты окончательно, герои вновь возвращены «в лоно».

Поэт и вольность (по произведениям А. С. Пушкина) Поэзия — это своеобразный дневник автора. По лирике А. С. Пушкина можно судить о пристрастиях, занятиях в то или иное время. Окончив в 1817 году лицей и определившись на службу.

Художественный анализ поэмы «Медный всадник» Поэма написана А. С.Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений поэта. Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия.

Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Значительные произведения 1830-х годов были написаны Пушкиным прозой. «Лета к суровой прозе клонят»,- писал Пушкин еще в «Евгении Онегине». В 30-е годы проза в творчестве Пушкина в количественном отношении преобладала.

Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Конечно, известную роль в решении писателя сыграли цензурные соображения: укрывшись за личностью рассказчика, автор избавлял себя от излишней ответственности за нарисованные картины. Семейные мемуары требовали рассказа лишь о том, что.

Пимен — характеристика литературного героя ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А. С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого.

Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») (1) А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных.

Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной.

Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Люблю тебя, Петра творенье. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин — истинный и тонкий ценитель красоты, поэтому много в его творчестве произведений, описывающих прелесть русской природы, ее величавость и спокойную мудрость.

Романтическая история любви Владимира и Маши В холодной пустой церкви идет венчание. Машу Троекурову выдают замуж за нелюбимого человека намного старше ее. Ни слезы, ни мольбы девушки не тронули сердца отца. Маша до последней минуты надеялась.

Картины родной природы в поэзии А. С. Пушкина Многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к картинам родной природы. Стихотворения А. С. Пушкина тоже проникнуты любовью к полям и лесам, горам и равнинам, рекам и ручьям.

Художественные принципы выраженные в реалистическом творчестве Пушкина Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя «ужасные» годы, последовавшие за 1825 г., А. И. Герцен говорил, что «только звонкая и широкая песнь Пушкина.

Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова» В тех двадцати трех сценах, на которые, в духе «Цыган» и в противовес традиционному, соблюдавшемуся даже Шекспиром делению на акты, Пушкин членит своего «Бориса Годунова», он полностью разрушает не только.

Судьба человеческая судьба народная в поэме «Борис Годунов» Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова ее цель? Человек и народ, Судьба человеческая, судьба народная»,- писал.

Пушкин о роли поэта и поэзии Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в.

Петербург в творчестве А. С. Пушкина Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец.

Развитие образа Онегина на протяжении сюжета романа Исчерпывающее решение дали художники-реалисты. Пушкин был первым среди них. . Его Онегин (как и ряд других героев романа) действительно развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может.

Сейчас вы читаете: Мои впечатления от первых глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (13)

Читайте также:
Угличская драма в жизни Бориса Годунова: сочинение

Художественное своеобразие прозы Пушкина

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.
“Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха” (Б. М. Эйхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам, пришедшим в Россию с Запада.

С другой стороны, она характеризуется близостью

К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и

Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман “Арап Петра Великого”. Как мы видели, одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина – отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.
Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор, и с жанром художественного произведения. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие – жанры романа и повести.

Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (“История села Горюхина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”).
Предшествовавшая Пушкину литература, как классицист-ская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из “Барышни-крестьянки” с виду обладает всеми чертами романтического героя: “Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы”.

Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести ТТТ. Нодье “Жан Сбогар”). Но затем сам Пушкин замечает 6 своем герое: “Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности”. Если Пушкин в “Дубровском” и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца.

В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека – источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).
Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного “Арапа Петра Великого” до фантастичных “Гробовщика” и “Пиковой дамы”. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу.

Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или “дидактиков”, мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета: “Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидания молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятия, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мною моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, итак, я пропущу их…” (“Барышня-крестьянка”). Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов “дидактиков” и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют к острому сюжету “с накоплением веса к развязке” (Б. М. Эйхенбаум). Ю. Н. Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина является анекдот (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”).

Но в то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета.

Так, “Рославлев”, очевидно, близок роману М. Загоскина “Рославлев, или Русские в 1812 году”, “Метель” – новелле Вашингтона Ирвинга “Жених-призрак” (эту параллель заметил Н. Я. Берковский). Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина “Египетские ночи”, в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема – взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященные этой теме, бессюжетны.

Может быть, поэтому в “Египетских ночах” нет сюжета.
Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – “Капитанская дочка” – занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования.

Так, например, “Станционный смотритель” легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае – “Дубровский”, во втором – “Барышня-крестьянка”). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев.

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы (“Выстрел”, “Гробовщик”, “Пиковая дама”). Часто нет и заключения, произведение ос – тается открытым (“Метель”, “Гробовщик”). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей.

Мы уже говорили о том, что для замедления развития сюжета Пушкин использует разнообразные композиционные приемы. Среди таких приемов необходимо назвать введение в прозаический текст песен, стихов, даже документов (“Дубровский”). Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы.

Особенно часто он используется в “Повестях Белкина” и “Путешествии в Арзрум”. Вот пример из “Барышни-крестьянки”: “Поля свои обрабатывал он по английской методе:
Но на чужой манер хлеб русский не родится, –
и, несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись”. Подобные приемы не только замедляют развитие сюжета, но и характеризуют героя или ту обстановку, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михайлович Эйхенбаум в работе “Проблемы поэтики Пушкина”), но и для столкновения в произведении различных точек зрения.

Лучшей иллюстрацией этого являются “Повести Белкина”: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А. Г. Н., подполковник И. Л. П. и т. д.), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще проблема повествователя в пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит в прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует его, а сам выступает в роли издателя, и часто трудно понять, где в произведении высказывается сам Пушкин, а где повествователь.

Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.
Уже говорилось о том, что Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.

Необходимо отметить, что описания природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования. Вот два примера из “Барышни-крестьянки” и из “Пиковой дамы”: “Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию” (“Барышня-крестьянка”). “Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты… Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни ветра, ни снега” (“Пиковая дама”). С другой стороны, описания интерьера характеризуют не только героя, но и нравы целого круга людей, а иногда и нравы целой эпохи. (Вспомним, что герой Пушкина – средний человек.) Несомненно, что описание кабинета Чарского в “Египетских ночах” характеризует прежде всего его самого, но оно характеризует и быт дворянской молодежи 30-х годов XIX века.

В связи с этим особую роль в пушкинской прозе играет деталь. Каждая деталь у Пушкина не только особо выделяется, но и выполняет определенную функцию в развитии сюжета или в характеристике героя: “Не стану описывать ни русского кафтана Андрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нашими романистами. Полагаю, однако ж, не излишне заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи” (“Гробовщик”).

Иногда на одной детали построено все произведение: такой прием использован Пушкиным в “Станционном смотрителе”: обыгрывается история блудного сына в картинках, которые висят в комнате Вырина.
Важным был для Пушкина вопрос о слоге и языке прозаического произведения. Пушкин писал в заметке “О причинах, замедливших ход нашей словесности”: “Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных…” Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке “О прозе”: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат”.

Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты – таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из “Капитанской дочки”, типичнейший для пушкинской прозы: “Пугачев уехал.

Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника.

Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить”.

Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.

  1. Прославленный национальный поэт
  2. Этапы творческого пути
  3. Жанровое своеобразие работ
  4. Значение писательской деятельности
  5. Новаторство Александра Пушкина
  6. Вклад в развитие литературы

Прославленный национальный поэт

Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.

Этапы творческого пути

Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.

Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.

Читайте также:
Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»: сочинение

Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.

В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.

Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.

Произведения, созданные в Болдино:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Повести Белкина»;
  • более 30 стихотворений.

В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.

Жанровое своеобразие работ

Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.

Жанры литературных трудов:

  • эпиграмма;
  • стихотворение;
  • сказка;
  • поэма;
  • роман в стихах;
  • драма;
  • повесть.

Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.

Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.

Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».

Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.

Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.

Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.

Значение писательской деятельности

Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

Новаторство Александра Пушкина

Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.

Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.

В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

Вклад в развитие литературы

В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.

В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.

Читайте также:
Анализ писем Татьяны и Онегина: сочинение

Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».

Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.

Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.

Характеристика деятельности Александра Пушкина:

  • поэт;
  • прозаик;
  • драматург;
  • критик;
  • публицист;
  • теоретик литературы;
  • историк.

Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.

Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.

Художественное своеобразие прозы Пушкина Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева

Статья посвящена исследованию художественного своеобразия прозы Пушкина. Были проанализированы произведения Пушкина: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и д.р

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева

Текст научной работы на тему «Художественное своеобразие прозы Пушкина»

Художественное своеобразие прозы Пушкина

Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева Наманганганский госудосударственный университет

Аннотация: Статья посвящена исследованию художественного своеобразия прозы Пушкина. Были проанализированы произведения Пушкина: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и д.р

Ключевые слова: философия, психология, пушкинская проза, «Пиковая дама» «Барышня-крестьянка», «Дубровский», художественное произведение, роман повесть, личность, дворянство, народ.

The artistic originality of Pushkin’s prose

Zamira Turgunpulatovna Gaybullayeva Namangan State University

Abstract: The article is devoted to the study of the artistic originality of Pushkin’s prose. The works of Pushkin were analyzed: “The Queen of Spades”, “The Station Keeper”, “The Young Lady-Peasant” and others.

Keywords: philosophy, psychology, Pushkin’s prose, “The Queen of Spades” “The Young Lady-Peasant”, “Dubrovsky”, fiction, novel, story, personality, nobility, people. The works of Pushkin were analyzed: “The Queen of Spades”, “The Station Keeper”, “The Young Lady-Peasant” and others.

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.

«Русская литература XVIII века была главным образом» была занята организацией стиха» (Б.М.Эхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно, конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романом, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире.

Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско- публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления

традиций XVIII века. При этом Карамзин, во – первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во- вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой того времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и «дидактиками» (Нарежный, Булгарии). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу «дидактиков», сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20- х годов и такая проза становится штампом. Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман «Арап Петра Великого». Как мы видели одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина- отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.

Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор и с жанром художественного произведения. Пушкина, как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие -жанра романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства («История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка»).

Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из «Барышни – крестьянки» с виду обладает всеми чертами романтического героя: «Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы». Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести Ш.Нодье «Жан Сбогар»). Но затем сам Пушкин замечает о своем герое: «дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел

сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Если Пушкин в «Дубровском» использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменят ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героев своих прозаических произведений среднего человека- источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).

Читайте также:
Пушкин и Лермонтов историки: сочинение

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывает то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу. Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или «дидактиков», мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета: «Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидание молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятием, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мной моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, и так, я пропущу их . » («Барышня-крестьянка»). Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют не только какие- либо отдельные ее проявления, но вся жизнь в целом. Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов «дидактиков» и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют острому сюжету «с накоплением веса к развязки» (Б.М.Эхенбаум). Ю.Н.Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина, является анекдот («Повести Белкина», «Пиковая дама »). Но в тоже время Пушкин намерено затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны

сюжета. Так, «Рославлев», очевидно, близок к роману М.Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Метель» – новелле Вашингтона Ирвинга «Жених-призрак» (эту параллель заметил Н.Я.Берковский). Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина «Египетские ночи», в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема- взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященная этой теме, бессюжетны. Может быть, поэтому в «Египетских ночах» нет сюжета.

Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – «Капитанская дочка» – занимает чуть более 100 страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае -«Дубровский»; во втором- «Барышня-крестьянка»). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героя. Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающиеся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей. Но мы говорили о том, что для замедления развития сюжета Пушкин использует разнообразные композиционные приемы. Среди таких приемов неоходимо назвать введение в прозаических текст песен, стихов, даже документов («Дубровский»). Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Вот пример из «Барышни-крестьянки»: «Поля свои обрабатывал он по английской методе:

Но на чужой манер хлеб русский не родится, –

И, несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись». Подобные приемы не только замедляют развитие сюжета, но и характеризуют героя или ту обстановку, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе

или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михайлович Эхенбаун в работе «Проблемы поэтики Пушкина»), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого являются «Повести Белкина»: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А.Г.Н, подполковник И.Л.П и т.д), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще проблема повествователя пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует о нем, а сам выступает в роли издателя и часто трудно понять, где в произведении высказывается сам Пушкин, а где сам повествователь. Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.

Уже говорилась о том, что Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описание природы и интерьера пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создание особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо ответить, что описание природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования. Вот два примера из: «Барышни-крестьянки» и из «Пиковой дамы»: «Заря сияла на Востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек: заполняли сердце Лизы младенческой веселостью» («Барышня -крестьянка»). «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. Германн стоял в одном суртюке, не чувствуя ни ветра, ни снега» («Пиковая дама»). С другой стороны, описание интерьера характеризуют не только героя, но и нравы целого круга людей, а иногда и нравы целой эпохи. (Вспомним, что герой Пушкина- средний человек.) Несомненно, что описание кабинета Чарского (в «Египетских ночах») характеризует прежде всего его самого, но оно характеризует и быт дворянской молодежи 30-х годов XIX века. В связи с эти особую роль пушкинской прозе играет деталь. Каждая деталь у Пушкина не только особо выделяется, но и выполняет определенную функцию в развитии сюжета или в характеристики героя: «Не стану описывать ни русского кафтана Адрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая принятого нашими романистами. Полагаю, однако ж, не излишне заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи » («Гробовщик»). Иногда на одной детали построены все произведение: такой

Читайте также:
Образ и характер Ленский: сочинение

прием использован Пушкиным в «Станционном смотрителе»: обыгривается история блудного сына в картинка, которые висят в комнате Вырина.

Важным был для Пушкина вопрос о слоге и языке прозаического произведения. Пушкин писал в затке «о причинах, замедлевших ход нашей словесности »: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных. ». Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «о прозе »: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мысли и мысли- без них блестящие выражения ни чему не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты- таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал, я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду. Я не хотел более медлить».

Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли такие гиганты, как Гоголь и Достоевский, Тургенев и Толстой.

1. Борис Михайлович Эхенбаун. «Проблемы поэтики Пушкина» Новосибирск-1963.

2. Н.Я.Берковский- «Проза Пушкина»- Москва

3. Проза Пушкина- Москва.- 1974.

1. Boris Mikhailovich Ekhenbaun. “Problems of Pushkin’s Poetics” Novosibirsk-1963.

Читать сочинение по всему другому: “Пушкин а. с. – Художественное своеобразие прозы пушкина” Страница 1

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.“Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха” (Б. М. Эйхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире. Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско-публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления традиций XVIII века. При этом Карамзин, во-первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во-вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой этого времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и “дидактиками” (Нарежный, Булгарин). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу у “дидактиков”, сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20-х годов и такая проза становится штампом. Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман “Арап Петра Великого”. Как мы видели, одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина – отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор, и с жанром художественного произведения. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие – жанры романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (“История села Горюхина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”).Предшествовавшая Пушкину литература, как классицист-ская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из “Барышни-крестьянки” с виду обладает всеми чертами романтического героя: “Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы”. Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Читайте также:
Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Лирика Пушкина – сочинение

При упоминании А.С. Пушкина перед нами встают стихи грустные и унылые, жизнеутверждающие и радостные. На какую только тему не писал поэт, что только его не волновало? Его произведения волновали сердца лучших людей России, призывали к борьбе за свободу. Его работы помогали увидеть красоту родного края, а в незатейливых пейзажах рассмотреть всю прелесть русских просторов.

Немало строк Пушкин написал на тему свободы и вольности. Этой темой он начал интересоваться в годы учебы в лицее, и пронес ее через все свое творчество, посвятив много замечательных стихотворений. В одном из стихотворений он призывает вести борьбу с тиранией.

Александр Сергеевич является истинным патриотом. Призывая молодое поколение русского дворянства самоотверженно служить Отечеству, он в тоже время говорил о том, что надо бороться против крепостного права. Особенно близки были стихи, посвященные декабристам. Они его боготворили, и поэтому поэт был в немилости у государя за эту дружбу. Пушкин был близок к народу. Жить в удовольствии и сытости, зная, что крестьяне подвержены мучениям, он не мог. С огромным негодованием поэт пишет в произведении “Деревня” о бесправии крепостного права.

Даже победа над французскими захватчиками не обрадовала поэта. Ведь люди, мужественно сражаясь на поле битвы, вернувшись, домой, часто влачили жалкое существование. В этом труде Александр Сергеевич призывал к свержению рабства и обретению свободы.

Лирические нотки пронизывают все крупные стихотворные формы. Такие труды, как «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» вызвали немало пересудов. Много было критики в том, что поэт не отразил в этих работах главную мысль. Много трудов поэт посвятил любовной тематике. Каждое из этих творений отличается своей музыкальностью и мелодичностью. Важным моментом в жизни Пушкина были дружеские отношения. Поэтому у поэта было множество работ, посвященных своим друзьям Языкову, Дельвигу. В стихотворении к «К Пущину» автор считает друга бесценным.

Пушкин был настоящим творцом и ценителем природы. Он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким чутьем музыканта. Символом пейзажа часто выступают вольнолюбивые порывы. Так, например, в творении «К морю» поэт образ моря связывает с вольной стихией свободы. Пушкин видел и понимал всю окружающую жизнь. Поэтому его произведения так близки и понятны читателям.

2 вариант

Лирические произведения Пушкина поражают своей глубиной. В них видно, что поэта беспокоят, такие темы, как свобода, дружба, любовь, природа, политика.

О свободе он пишет, когда его сослали в Молдавию. Самое громкое стихотворение этого периода – «Узник». Он написал его о себе, его посадили под полицейский надзор. Он сравнил себя с орлом, который призывает вырваться на волю.

У Пушкина было большое количество друзей. Он стал первооткрывателем такого жанра, как дружеского послания в литературе. Он писал в стихотворной форме обращения к своим друзьям по лицею.

Особенно хороши у Пушкина были лирические стихотворения о любви. Он обожал женщин и писал для них стихотворения. Многие из них потом были положены на музыку. Одно из таких стихотворений «Я помню чудное мгновенье …» он посвятил прекрасной женщине Анне Керн. Он видел её всего три раза, и все время испытывал разные чувства.

Стихотворение « Я вас любил…» стало одним из символов любви. Оно изложено доступным языком, который понятен всем, но зато, в него было вложено много чувств и душевных переживаний.

Он рассматривал тему роль поэта в жизни страны, о том, как он влияет на происходящие процессы в обществе.

Пушкин был достойным гражданином родного отечества. Он имел свою независимую гражданскую позицию. Он оказал поддержку декабристам, и его отослали подальше от столицы. Он поддерживает их моральный дух и посвящает этим людям своё стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

Но самым сильным стихотворением поэта стало « Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем он выразил надежду, что его стихотворения будут известны и после смерти. Что его творчество будут помнить потомки.

А. С. Пушкин был гением, он тонко чувствовал движение сердца, все полутона чувств и передавал их в своих произведениях.

Почти все стихотворения поэта звучат, как лирические песни. В них тесно переплетаются боль и ликование любви, отчаяние и фантастика. Каждый человек может найти в его стихотворениях то, что затронет именно его душу

Все кто знаком с творчеством поэта, всегда узнают его произведения с первых строк. У него особая подача смысла, передача сердечных порывов.

Талант А. С. Пушкина бесценный, он позволил создать шедевры литературного искусства, и до сих пор лирика поэта находит отклик в сердцах.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Пушкина

Популярные сегодня темы

Действие рассказа «История одного города» развивается в городе Глупово, которого в действительности не существует. Его придумал автор произведения, Салтыков – Щедрин. Весь сюжет закручен вокруг градоначальников этого города

Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

Жили на даче в маленьком доме рядом с лесом. Родители ушли в гости. Наступил вечер. Как послушные мальчики, с приходом темноты стали самостоятельно умываться

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.

Я Петр Романов – парень из старшего класса нашей школы. Я бежал по улице. Шёл проливной летний дождь. Крупные капли струились по моему лицу и падали на землю

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: