Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы»

Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А.С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, искренне влюбился в свою героиню:

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойству, тревогам и разочарованиям своего любимого создания:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью…

Чем же привлекателен этот образ, почему другой великий писатель считает ее главной героиней?

Поэт не идеализирует Татьяну, не рисует образ совершенной, классической красоты популярных романов:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла она очей.

Больше внешность героини в романе не описывается, но зато очень подробно А.С. Пушкин воссоздает особенности ее характера, поведения:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцательность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребяческих игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наивные и загадочные рассказы няни («…страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей»), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы («Она любила на балконе предугадать зари восход…»), сентиментальные романы иностранных писателей о любовных переживаниях героев («Ей рано нравились романы; они ей заменяли все…»). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармоничной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь «мглы крещенских вечеров» с «преданиями простонародной старины» — короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказыванию под звук прялки передающихся из поколения в поколение загадочных историй, выражающих священный трепет перед грозным и таинственным миром.

И вот эта одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая девушка (тип характера, который современные психологи называют «интровертом») встречает блестящего молодого человека, столь непохожего на окружающих ее людей, — образованного, загадочного, отрешенного от бытовых хлопот, со следами высоких переживаний и разочарований — и, разумеется, влюбляется без памяти со всей страстностью самососредоточенной натуры:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой…

Теперь все ее мысли «…и дни и ночи, и жаркий одинокий сон, все полно им…»

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем,

Пьет обольстительный обман! …

Своих возлюбленных творцов…

Как точно и тонко передает поэт смятение неопытной души, и жар ее тайных помыслов, и надежду на взаимность, и смущение, и стыд, и отчаяние! Только эта кристальной чистоты и беспредельной честности, с убежденностью в святости традиционных народных представлений о девичьей чести и правилах приличия и в то же время жаждущая облагораживающих жизнь высоких чувств девушка могла написать столь искреннее, одновременно и сумбурное, и гармоничное, прекрасно выражающее и глубину любви, и бездну противоречивых мыслей, чувств, сомнений письмо. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний, каждое слово кажется единственно верным выражением малейшего движения души, идет от сердца автора к сердцу читателя:

Другой. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой…

Избранник Татьяны, высоко оценив «души доверчивой признанья», ее искренность и чистоту, не ответил ей взаимностью, и «увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит…». Убийство Онегиным на дуэли по пустяшчному поводу жениха сестры, посещение покинутого хозяином дома возлюбленного, осмотр его библиотеки, хоть «и в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит», заставили Татьяну более критически, объективно взглянуть на избранника своего сердца.

Татьяна мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? — и ее нелицеприятные предположения свидетельствуют о духовном становлении, взрослости девушки, гармонии души и разума. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин пишет ей письмо, не уступающее по накалу чувств и кричащей искренности письму Татьяны к нему. Молодая женщина глубоко тронута, хоть и упрекает Онегина в неестественности, несвоевременности его чувства. С горечью и умилением вспоминает она свою первую любовь, как самое светлое и значительное, что у нее было в жизни:

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина: сочинение

А счастье было так возможно,

Татьяна столь же искренне, как в юности, признается Онегину в любви, но столь же неискренне, как и искренне, отвергает его любовь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Что же мешает героине, пробудившей наконец ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье, исполнить заветную мечту, осуществить то, к чему стремится ее сердце?

Конечно же, не боязнь обывательского осуждения света — ведь Татьяна признается, что готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад» за уединенную жизнь в глуши, где когда-то встретила большую любовь. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека.

Этот исход продиктован верой героини в святость устоев народной морали, освященной веками, которую она чтила с детства. Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта на призвание, идеал настоящей русской женщины: самоотверженной, преданной, верной.

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы»

Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А.С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, искренне влюбился в свою героиню:

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойству, тревогам и разочарованиям своего любимого создания:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью…

Чем же привлекателен этот образ, почему другой великий писатель считает ее главной героиней?

Поэт не идеализирует Татьяну, не рисует образ совершенной, классической красоты популярных романов:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла она очей.

Больше внешность героини в романе не описывается, но зато очень подробно А.С. Пушкин воссоздает особенности ее характера, поведения:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцательность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребяческих игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наивные и загадочные рассказы няни («…страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей»), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы («Она любила на балконе предугадать зари восход…»), сентиментальные романы иностранных писателей о любовных переживаниях героев («Ей рано нравились романы; они ей заменяли все…»). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармоничной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь «мглы крещенских вечеров» с «преданиями простонародной старины» — короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказыванию под звук прялки передающихся из поколения в поколение загадочных историй, выражающих священный трепет перед грозным и таинственным миром.

И вот эта одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая девушка (тип характера, который современные психологи называют «интровертом») встречает блестящего молодого человека, столь непохожего на окружающих ее людей, — образованного, загадочного, отрешенного от бытовых хлопот, со следами высоких переживаний и разочарований — и, разумеется, влюбляется без памяти со всей страстностью самососредоточенной натуры:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой…

Теперь все ее мысли «…и дни и ночи, и жаркий одинокий сон, все полно им…»

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем,

Пьет обольстительный обман! …

Своих возлюбленных творцов…

Как точно и тонко передает поэт смятение неопытной души, и жар ее тайных помыслов, и надежду на взаимность, и смущение, и стыд, и отчаяние! Только эта кристальной чистоты и беспредельной честности, с убежденностью в святости традиционных народных представлений о девичьей чести и правилах приличия и в то же время жаждущая облагораживающих жизнь высоких чувств девушка могла написать столь искреннее, одновременно и сумбурное, и гармоничное, прекрасно выражающее и глубину любви, и бездну противоречивых мыслей, чувств, сомнений письмо. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний, каждое слово кажется единственно верным выражением малейшего движения души, идет от сердца автора к сердцу читателя:

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Безумных лет угасшее веселье (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Другой. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой…

Избранник Татьяны, высоко оценив «души доверчивой признанья», ее искренность и чистоту, не ответил ей взаимностью, и «увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит…». Убийство Онегиным на дуэли по пустяшчному поводу жениха сестры, посещение покинутого хозяином дома возлюбленного, осмотр его библиотеки, хоть «и в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит», заставили Татьяну более критически, объективно взглянуть на избранника своего сердца.

Татьяна мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? — и ее нелицеприятные предположения свидетельствуют о духовном становлении, взрослости девушки, гармонии души и разума. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин пишет ей письмо, не уступающее по накалу чувств и кричащей искренности письму Татьяны к нему. Молодая женщина глубоко тронута, хоть и упрекает Онегина в неестественности, несвоевременности его чувства. С горечью и умилением вспоминает она свою первую любовь, как самое светлое и значительное, что у нее было в жизни:

А счастье было так возможно,

Татьяна столь же искренне, как в юности, признается Онегину в любви, но столь же неискренне, как и искренне, отвергает его любовь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Что же мешает героине, пробудившей наконец ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье, исполнить заветную мечту, осуществить то, к чему стремится ее сердце?

Конечно же, не боязнь обывательского осуждения света — ведь Татьяна признается, что готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад» за уединенную жизнь в глуши, где когда-то встретила большую любовь. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека.

Этот исход продиктован верой героини в святость устоев народной морали, освященной веками, которую она чтила с детства. Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта на призвание, идеал настоящей русской женщины: самоотверженной, преданной, верной.

Сочинение: Особенности композиции романа А. С. Пушкина Евгений Онегин

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор: Пушкин А.С.

“Евгений Онегин” – первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”.

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая – это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая – это взаимоотношения Онегина и Ленского.

Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем – “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина:

Пора пришла, она влюбилась.

Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”. Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события – смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил:

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (2): сочинение

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его.

Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии.

Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Однако следует отметить важную композиционную особенность романа – это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден.

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации – это симметрия и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором — на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, – говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”.

Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”.

Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава – это описание петербургской жизни, а вторая – показ жизни поместного дворянства.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Непостижимых для ума.

Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.

Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки. Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” – уникальное произведение в русской литературе.

Сочинение на тему: Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” — лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным — главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о “молодом повесе”, “наследнике всех своих родных”, типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции. Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в деревню, но дядю “нашел уж на столе”. Во второй главе герой — сельский житель. В ту же пору в свою деревню “помещик новый прискакал” -Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу несовпадения характеров, мироощущений: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Онегин и Ленский много времени проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии — любовной. Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что “не создан для блаженства” семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: “Учитесь властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет”. Так начинается IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта. Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: сидят в саду, “гуляют утренней порой”. Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи в альбом, “его перо любовью дышит”. Проходит время и наступает пора крещенских вечеров, когда “служанки со всего двора про барышень своих гадали”. Татьяна же “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Той ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится спать, “и снится чудный сон Татьяне”: она идет по снеговой поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней, затем уносит ее в “шалаш убогой”. Очнувшись, Ларина видит в щель “чудовищ разных за столом”. Во главе сидит Онегин, кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья спорят, “хватает длинный нож” Евгений, “вмиг повержен Ленский”. Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но “девы томной заметя трепетный порыв”, решил он другу отомстить — весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть -развязка линии дружбы. Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров. Проходит некоторое время, и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни. Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов, попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде, героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно, ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе. Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества. VIII глава романа начинается с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным. Поняв, что влюблен, он пишет ей письма — это кульминация первой сюжетной линии. Не получив ответа .на три письма, Евгений едет к ней и видит на ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и запирается в своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну. Происходит объяснение, она признается, что все еще любит его, но “я другому отдана и буду век ему верна”. Это развязка любовной линии романа. Но финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец. Мы видим, что в основе композиции — путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на “ярмарку невест” в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной. Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже. Композиция романа обладает еще одной особенностью — симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием — прием “зеркала”. Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна говорит ему: “Сегодня очередь моя”, имея в виду отповедь. Так герои меняются местами. Также можно отметить и противопоставление героев: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга, Онегин — Ленский, а также сопоставление: Татьяна — Ленский. Лирическая сторона романа связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.
Таким образом, композиция романа “Евгений Онегин” необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.

Читайте также:
Белинский о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Композиция романа Пушкина Евгений Онегин

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Об этом свидетельствует план «Евгения Онегина», составленный автором после его написания. К первой части он отнес: предисловие и песни с первой по третью. Ко второй: четвертую, пятую и шестую. Третью составила оставшаяся часть романа и девятая глава, посвященная путешествию Евгения Онегина, которая, в конце концов, была поэтом изъята.

О задуманной структуре произведения говорит не только изначально запланированное равное число песней в каждой части, но и тот факт, что каждая из них была посвящена раскрытию образа одного из героев.

В первой части Пушкин описывает Евгения Онегина. Вторая посвящена Ленскому. Заключительная – Татьяне.

Одной из главных героинь – Ольге не уделено столько внимания, как остальным троим, в силу того, что она играет в произведении менее значимую роль. Она представлена поверхностной натурой, как, по мнению Пушкина, и значительная часть девушек того времени. В силу этого поэт не видел необходимости уделять этому образу много места. Кроме того, образ Ольги позволяет глубже понять Ленского, увлекшегося ее пустотой и заурядностью.

Посвящение глав характеристики героев было необходимо поэту и потому, что их образы представляют собой олицетворение основных типов молодых людей того времени. Благодаря этому фабула романа построена на взаимоотношениях четырех главных героев.

Онегин представлен воплощением холодного скептика, погруженным в модные тогда хандру и разочарование. Ленский – его противоположность (на чем автор строит центральный конфликт). Он представлен романтиком, пылким и увлекающимся. Татьяна – тоже глубокая натура, способная на истинные чувства и верная своему долгу, что она демонстрирует в конце романа, отвергая Онегина ради верности нелюбимому мужу.

Во взаимоотношениях главных героев представлена определенная фабульная симметрия. Татьяна безответно любит Онегина, а Ленский – Ольгу, которая к нему тоже не очень расположена.

Части произведения разнородны и по характеру действия. Если в первой события развиваются относительно спокойно, то в следующей напряжение нарастает, происходят драматические события, главным из которых становится дуэль. В третьей происходит развязка. Однако в ней есть и продолжение жизни Татьяны, и конфликт между ней и Онегиным, перемены, произошедшие с ними.

Читайте также:
Как выразились принципы Пушкина-историка в романе: сочинение

Восьмая глава должна была быть посвящена описанию путешествий Онегина. Однако содержащиеся в ней оценки положения в стране не могли пройти цензуру. Вследствие этого Пушкин отказался от нее совсем, не желая вставлять в роман главу, из которой изъята существенная часть.

Вариант 2

Произведение «Евгений Онегин» писалось Пушкиным очень тяжело, великому писателю потребовалось на это целых 8 лет. История создания романа началась в 1823 году в городе Кишинев. При чтении, мы видим, что данный труд был написан под влиянием и полученным опытом от другого, не менее важного произведения Александра Сергеевича «Руслан и Людмила». Но в «Евгении Онегине» главными героями повествования являются не персонажи из фольклора, а сам современные герои и сам писатель. Мы видим, что автор постепенно уходит от жанра романтизма и начинает работать в реализме.

По мнению самого автора, роман является неким собранием рассказов. Все 8 глав имеют свою яркую самостоятельность и самобытность. Это и неудивительно, ведь роман писался очень долго, и каждая глава несла в себе отпечаток нового этапа жизни Александра Сергеевича. Книга выходила по частям, и каждая глава становилась ярким событием в русской литературе.

Персонажи произведения заслуживают отдельного разговора. Они существуют в книге вовсе не случайно. Герои представляют собой собирательный образ русского общества тех лет. Пушкину удалось воссоздать и перечислить всех основных типажей люда того времени. Тут и бедный помещик Ларин, и его светская, но вместе с тем несколько опустившаяся жена, вот мы видим интеллигентного поэта Ленского, рядом стоит его ветреная и слабовольная половинка и т.д. В совокупности они составляют Россию в самый пик своего рассвета. Обратим внимание на персонажей романа.

Главным героем повествования является Евгений Онегин. Он устал от жизни, в ней ему не хватает некой искорки, смысла. Автор подробно рассказывает нам про среду, в которой рос юноша. Воспитывался Онегин как и все дворяне. Образование ему дали поверхностное, то есть его не подготавливали для настоящих дел, из него делали успешного человека, который бы мог прилично вести себя в светском обществе и ни в чем себе не отказывать. Балы очень скоро наскучили нашему герою. Вскоре мы понимаем, что Евгений способен не некие глубокие чувства, но вместе с этим он свободолюбив и эгоистичен. Он слишком любит себя и это лежит в основе всех его чувств и мыслей.

Читайте также:
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву: сочинение

Образ Татьяны Ларина представляется нам совсем иным, она буквально идеальна во всем: он добрая, умная, готовая ради любви на все. Барышня любит читать книги, и именно благодаря им в ее образе мы видим оттенки романтичности и влекущей таинственности. В этот образ и влюбился Евгений Онегин.

Сестра Татьяны Ольга является самой простой девушкой, в ней нет никаких отличительных черт. Она сильно отличается от сестры своей пустотой и ветреностью.

Но, как это ни странно, именно в Ольгу влюбился поэт Ленский. Видимо он желал ее наполнить своими идеалами и тем самым создать идеальную для себя девушку. Ленский человек больших принципов, ему не чужды моральные понятия. Увидев, как его друг Онегин танцует с Ольгой, просто от скуки, Ленский осмелился взывать уже бывшего приятеля на дуэль. Он был оскорблен. Но увы, из этой дуэли победителем вышел Онегин.

Главной темой романа «Евгений Онегин» является обычная жизнь русских людей. Мы видим в книге описание быта, воспитание, нравы и обычаи. Даже спустя многие годы мы видим в персонажах книги черты, имеющиеся и в современных людях. Идеи, описанные Пушкиным, актуальны и по сей век. Перед нами часто встает выбор: жить, как хочется самому, будучи человеком гармоничным, или же поддаться на искушения ради общественного признания других людей. Выбор этот непрост, но идя по второму, можно с ужасом понять, что жизнь потрачена впустую, в те люди, ради которых ты старался, давно исчезли.

Фабула и особенности произведения Евгений Онегин

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция произведения Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Тема любви весьма ярко представлена в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор произведения длительное время писал свой шедевр – он начал его в конце 1920-х годов и продолжал вплоть до своей смерти

У каждого человека свое любимое занятие, хобби, которое подходит ему по темпераменту и состоянию души и тела. Кто-то очень любит петь, кто-то с удовольствием танцует, кто-то отлично шьет, вяжет

Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями

В романе «Тихий Дон» главная роль отводится семье, которая, по мнению автора, является оплотом всего, главным богатством человека. Весь духовный и житейский мир казаков построен на святом понятии семьи

С приходом зимы вся природа по мановению волшебной феи погружается в мир зимней сказки. Красавица-зима зачаровывает своим заснеженным, бархатистым пейзажем.

Анализ «Евгений Онегин» Пушкин

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 6169.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 6169.

По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически всё, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались и как одевались люди. В нём отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Евгения Онегина» по плану. Данный материал можно использовать для работы на уроках литературы в 9 классе, а также, при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823–1830 гг.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема – Главными темами «Евгения Онегина» являются тема чести, тема неразделённой любви. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарование.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро-эпическое содержание.

Направление – Реализм.

История создания

История создания «Евгения Онегина» началась в 1823 году, когда поэт находился в ссылке. В это время писатель уже отказывается от романтизма как от ведущего направления и начинает работать в реалистическом направлении.

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

На фоне всех происходящих событий развивается любовный сюжет романа, переживания главных героев, влияние среды на их судьбы и мировоззрение. Завершение романа выпало на «золотую» пору расцвета творчества поэта, когда эпидемия холеры задержала его в имении Болдино. В романе ясно отражены его гениальное мастерство, творческий подъём, придавший сочинению неповторимую глубину содержания.

Создание отдельных глав соответствовало определённым периодам жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Основные темы романа тема любви, тема чести, тема выбора. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьёй Лариных. Сам Ленский влюблён в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная её противоположность. Это молодая, неопытная девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал на вечере у Лариных открыто флиртовать с Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, Онегин понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется с Татьяной, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену, хотя по-прежнему любит Онегина. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать не только проблематику любовных отношений, но и пороки общества, в котором лучшие люди оказываются лишними, а счастливыми могут быть лишь люди мало думающие, мало чувствующие, лишённые нравственного стержня. Ведь зачастую, основная проблема человека в том, что он подчинен мнению людей.

Подводя итог в «Евгении Онегине» анализе произведения, можно выделить суть романа: человек, духовно опустошённый, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Анализируя произведение “Евгений Онегин”, мы приходим к выводу, что конфликт человека и общества подчинён тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор и жить полной жизнью.

Композиция

Особенности композиции произведения Пушкина подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за важного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где героиня, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал открытый, нет конкретной определённости дальнейшей судьбы героя.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: сочинение

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, не отходящие от основного сюжета, но в то же время являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жёсткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы,и поэма в целом имеют как бы незавершённый вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Евгения Онегина», а для основных подготовили отдельные страницы:

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт даёт определение своему произведению как «лиро-эпический» роман в стихах.

Во время создания романа,поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойдённого русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжетно-композиционные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Одной из замечательных особенностей пушкинского гения яв­ляется гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определен­ность, стройность и соразмерность — основные композицион­ные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «ко­нец гармонирует с началом». Действительно, одним из из­любленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно нача­лось. Образцом подобной композиции является роман «Капи­танская дочка», где действие начинается и завершается в по­местье Гриневых. Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной компо­зицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в ро­мане как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.

В «Евгении Онегине» два главных героя, которые постав­лены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием дей­ствия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом ан­титетичны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод.

Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют со­бой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составля­ет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз- гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка. Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тя­нется к культуре русской, которая началась для нее с рус­ских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его во­дят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся «бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противо­стоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружаю­щих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность. Он обычный светский повеса, ловкий и любез­ный молодой человек, живущий в полной гармонии с окру­жающими. И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны — ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина со­провождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.

Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно. Нет.

Как! из глуши степных селений. »

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил

Смутно Ему забытые черты.

Читайте также:
Характеристика Татьяны Лариной: сочинение

Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых дога­док, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжетной линии Татьяны — даль­нейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, од­нако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллекту­альных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюблен­ных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татья­ну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он». В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была на­дежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается чита­тель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г. Белинский), во втором любовь уже свободна от литера­турного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой призна­нья». Это кульминация первого сюжета. В этом письме рас­крывается мировосприятие героини — ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив по­корности судьбе:

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное.

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам. Если в письме Татьяны основ­ной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах. Как и в письме Татьяны, здесь возника­ет мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе». В действиях же Онеги­на все то же неуважение к настоящему положению- вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассмат­ривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь». За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петербур­ге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, поражен­ный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается расте­рянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа). Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д. Благой, «в последней главе „Евгения Онегина” заклю­чается как бы два слитых воедино конца: конец всего произ­ведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе. ».

Водоразделом между любовными историями героев в ро­мане является дуэль, которая заканчивается смертью Ленско­го. Смерть Ленского — переломный момент в содержании ро­мана, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность лю­бовных сюжетов.

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и на­лево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Оне­гин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги — юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Исследователи также неоднократно отмечали противопо­ставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и востор­женный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглублен­ная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.

Характерно, что в романе есть еще один персонаж — сам автор. Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин” — это единство автора; это „роман автора”, внутри которого заключен „роман героев”». Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в труд­ную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом. В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о при­хотливости желаний. Лирические отступления в романе «ис­полнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любя­щею, такою гуманною» (В. Г. Белинский). Именно образ ав­тора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жиз­ни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Читайте также:
Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев: сочинение

Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фолькло­ром, народными обрядами. Ей снится медведь, избушка, раз­личные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за сто­лом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает же­нитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский.

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описа­нием поместных дворян, приехавших на именины к Лари­ным. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиноче­ство в окружающей поместной среде, в родной семье.

Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей. Стиль их различен — от картин приро­ды в духе французского сентиментализма до русских реали­стических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.

Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкин­скому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологиз­мом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет.

По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил.

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, пове­дение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер. Ленский — «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолю­бивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».

Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внут­ренний мир, характер. В портрете же Онегина были подчерк­нуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собст­венно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.

Характерен в романе портрет Ольги. Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной ак­цент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, за­урядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете верно Ее портрет.

Наиболее подробное описание обстановки в романе — пе­тербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском до­ме. Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона). Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, ка­мин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин под­черкивает простоту образа жизни поместных дворян, их госте­приимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы совре­менного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества. великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. — В кн: От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1973. С. 168.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 412.

Непомнящий В. Книга, обращенная к вам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман». — Москва. 1999. № 6. С. 167.

Бочаров С. Г. Форма плана. — Вопросы литературы. 1967. № 12. С. 118.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­

ментарий. — В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Т. 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 395.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: