Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

Все сочинения по литературе за 8 класс

Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.

Оглавление

  • 1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
  • 2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
  • 3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
  • 4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 8 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско-историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа — это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт — самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно — только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом-солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша — как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Читайте также:
Судьба моя уж решена (образ Татьяны): сочинение

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории — на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Пугачев и народ в «Капитанской дочке»

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создал удивительный образ русского народа, одним из ее представителей был Емельян Пугачев, которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с Савельича. Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал Петрушу Гринева, а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда Маша застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Читайте также:
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Школьные сочинения

Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом?

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и – не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека – сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец – личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха – о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем – вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

  • Когда же юности мятежной
  • Пришла Евгению пора,
  • Пора надежд и грусти нежной,
  • Вот мой Онегин на свободе…
Читайте также:
Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой (сочинение-рассуждение по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание – тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.

Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это – правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично – следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода – таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное – заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность – одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

Читайте также:
Образ, бережно хранимый: сочинение

«Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом»

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и – не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека – сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец – личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха – о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем – вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

* Когда же юности мятежной
* Пришла Евгению пора,
* Пора надежд и грусти нежной,
* Вот мой Онегин на свободе…

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание – тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.
Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это – правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично – следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода – таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное – заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность – одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему по теме «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина)

«Евгений Онегин» — замечательный роман А. С. Пушкина, уже много лет восхищающий читателей. Сюжет романа, его главные герои знакомы каждому. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского волнуют вот уже много поколений читателей. Личность главного героя — Онегина — получает неоднозначную оценку критиков. Многие осуждают его за эгоизм. Один из наиболее выдающихся литературных критиков XIX века В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи высшего общества Петербурга XIX века.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь — это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Онегин и его эпоха

По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха — как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

В критике об Онегине Белинский пишет, что герой — вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский — «эгоистом поневоле». Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь – он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе «Евгений Онегин», Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

Евгений Онегин — страдающий эгоист

Евгений Онегин действительно является страдающим эгоистом. Он находится в ловушке, в которую загнал сам себя. Он очень добрый, “ласковое дитя”, любит общество и каждого человека в отдельности. Но воспитание и окружение сделали свое дело. Родительской ласки он не знал, его воспитывал гувернер. Общество с его поверхностными отношениями, легким флиртом и бездумным времяпрепровождением сделали из Онегина искателя легких удовольствий и необязательных романов. Он даже начал уставать от интрижек, “откажут — рад он был тому”.

Даже пытаясь писать, Онегин не достигает успехов. Его тонкая романтичная натура загрубела, её подменила маска холодного, циничного расчётливого человека. Он живет логикой, заглушая голос сердца. Изредка он показывает своё истинное лицо. Например, когда Татьяна тоже перестала слушать сердце, а стала расчётливой и вышла замуж за генерала, Онегин пишет ей письмо, в которое вложил всю душу, где истинный романтик берет верх над циником.

Но душа Татьяны уже загрубела, поэтому она не смогла ответить Евгению взаимностью. Расстаться с мужем было для нее непозволительно. И беда вся в том, что Онегин — эгоист. Если бы он послушал свое сердце, не думал о возможности лёгких развлечений, всё закончилось бы гораздо лучше. Но это не его вина, ведь не он сам стал таким, его таким сделало общество и отсутствие родительской любви. Эгоизм — беда Онегина, которая не дала ему жить счастливо. К сожалению, сердце не смогло победить холодный разум, Онегин так и остался страдающим эгоистом.


Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Читайте также:
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» краткое содержание

Образ Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Татьяна Ларина – мой любимый герой в романе «Евгений Онегин»

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от мук совести, ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу литературное произведениеа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературное произведениеа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин — эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье — это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Читайте также:
Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»: сочинение

Образ музы неоднократно предстает на страницах литературное произведениеа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автор произведенияа. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она — олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автор произведенияа, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.

А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал… весной при кликах лебединых… являться муза стала мне». Впервые явившись автор произведенияу в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Сочинение на тему: Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и — не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека — сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец — личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха — о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем — вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

Читайте также:
Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

* Когда же юности мятежной
* Пришла Евгению пора,
* Пора надежд и грусти нежной,
* Вот мой Онегин на свободе…

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание — тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.
Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это — правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично — следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода — таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное — заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность — одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

Сочинение на тему: Онегин страдающий эгоист которого душат

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 01.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Читайте также:
Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой (сочинение-рассуждение по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, “эгоистичным” и “эгоистично неохотным”.

На самом деле многие, кто читал роман “Евгений Онегин”, считают Евгения лишь эгоистичным, лицемерным и безразличным ко всему, что происходит вокруг него. Можно частично согласиться с их мнением, даже если оно несколько неправильно.

Читатели не могли понять суть Онегина.

И что послужило причиной такого мнения? Евгений вырос в богатой семье, в социальном кругу. С детства он был образован просто так. Вся его жизнь состояла из одного и того же распорядка дня. Из этого можно сделать вывод, что он был “эгоистичным человеком по своей воле”. Светская жизнь охлаждала Онегина к страстям, разговорам, но не лишала его чувств. Юджин был человеком, который не любил мечтать. Он редко открывался никому, говорил очень мало, но был мудрым и честным. Своего рода интровертный человек. Все это служило названием “Эгоист”.

Из-за своей самоотверженности Онегин страдал. Самое поразительное в этом – буквы. Как Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Он держал ее от чувства что-то к нему во всех отношениях, и он вдохновил ее верить, что она никогда не найдет своего счастья с ним, потому что он черный и злой, душевные муки не в его характере, и он не может любить в течение долгого времени. И как страдал Онегин, много лет спустя, когда встретил на балу Татьяну. Все его чувства к ней проснулись, и он решил написать признание. Но взаимности уже не было, так как Татьяна благополучно вышла замуж и поклялась в верности мужу, хотя чувства к Онегину все еще размахивали в ней.

Евгений Онегин – порядочный, скромный человек. Странно для людей в обществе. То, что было важным и великим для других, не было для него важным. В нем горела искра неприятия, изоляции от “грязного” мира, потому что именно этот мир и в нем воспитывались такие качества, которые служили развитию его эгоизма, оставляя его наедине со всеми требованиями.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений – “страдающий эгоист” и “эгоистичный человек по своей воле”.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: