Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г.

«Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому моменту дилемму. Время пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными война 1812 года, не предвидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые – пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий вариант – бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенции личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещенного общества, создав целый ряд образов «лишних людей». Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии «Горе от ума» образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе «Евгений Онегин».

Онегин, который предстает перед читателем на первых страницах романа, очень схож с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди. Его история вполне обыкновенна: он принадлежит к верхушке русского общества, получил вполне сносное образование, но не обрел призвания и направил все силы на постижение «науки страсти нежной», в чем изрядно преуспел, а преуспев, потерял всякий интерес к тому, что было долгое время стержнем всей его жизни.

Пушкин акцентирует внимание и на другом моменте: «но труд упорный ему был тошен». Это указание, что Онегин – герой более позднего времени, чем, например, Чацкий. Для Онегина война 1812 года, надежды на перемены никогда не были настоящим, а только прошлым, которое ему может быть известно только по рассказам. У героя романа Пушкина, в отличие от Чацкого, нет никаких причин для того, чтобы стремиться образовываться, просвещаться, писать и переводить. Мир просвещения и стремлений к реализации себя во имя родины и государства для него значит крайне мало, Онегин практически ничего о нем не знает – не в силу невежества, но в силу того, что живым для него этот мир никогда не был, не был хотя бы потенциально связан с реальностью, всегда оставаясь некой абстракцией (хотя и довольно занимательной для развития ума – видимо, этим можно объяснить чтение Адама Смита).

Онегин приезжает в деревню – и его положение в глазах других меняется, его начинают рассматривать местные помещики, соседи, как опасного вольнодумца. Здесь их точка зрения принципиально расходится с авторской, чего не было в первой главе, когда Онегин рассматривался как разочарованный романтический герой. Теперь же он для автора только «добрый малый», а в его скучающей лени не наблюдается совершенно ничего романтического. Это даже не свидетельство разочарованности в жизни и себе самом, а банальная скука – свидетельство вполне определенной душевной пустоты, – которую ему в деревне оказывается совершенно нечем заполнить. У него нет ничего общего со своими соседями, поскольку кругозор и уровень образования явно Онегина над ними приподнимают, он выбивается из этой среды. Но не более того.

Примечательным здесь становится то, что чем ироничнее относится к своему герою автор, чем язвительнее его описания времяпрепровождения Онегина в деревне, тем больше в нем видит Татьяна, тем восторженнее его воспринимает, основываясь на своем «солидном» опыте чтения французских романов. Она смотрит на жизнь сквозь призму прочитанных ею книг и старается угадать в Онегине черты любимых ею литературных героев. Они «все для мечтательницы нежной / В единый образ облеклись, / В одном Онегине слились». Именно в такого придуманного ею Онегина Татьяна и влюбляется.

Читайте также:
Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Необходимо отметить то, что из складывающихся образов Татьяны и Онегина становятся очевидными их близость и в значительной мере сходство. Они оба выбиваются из окружающей среды, будучи на нее совершенно не похожими, оба ищут что-то, не удовлетворяясь окружающим миром. И Пушкин, таким образом, указывает на то, что, будь сам Онегин другим, они нашли бы друг друга, но этого в итоге не происходит. Важно и то, что сам Онегин одновременно распознает и не распознает Татьяну как свою суженую, выделяя из всего окружения, но не пытаясь совместить с собой, задуматься о ней с точки зрения себя и применительно к себе. Его интерес к Татьяне ограничивается высокомерным советом, который он дает Ленскому: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Онегин «видит» ее, но ответить взаимностью на ее чувство означает взять на себя какую-то ответственность, совершить некий значительный шаг, когда он уже, как ему кажется, в состоянии предугадать финал их возможных отношений.

Онегин теряет свою возможную счастливую судьбу, предпочитая «покой и волю». Он весьма вежливо и даже ласково осаждает Татьяну на свидании, разыгрывая роль светского до мозга костей человека, в этом же амплуа он ухаживает за Ольгой и, наконец, убивает Ленского – так же, как светский человек, вынужденный следовать законам чести, убьет по законам «светской вражды». Светское начало торжествует в герое, который, как по крайней мере кажется, свет презирает и давно «перерос» его условности. И здесь даже у влюбленной Татьяны появляется вопрос «уж не пародия ли он?» – в герое отсутствует собственное твердое позитивное основание жизни, его разочарованность ведет лишь к бесконечной смене масок, каждая из которых ему знакома. И с этого момента героиней романа становится именно Татьяна Ларина, именно ее точка зрения на героя теперь и далее совпадает с авторской.

Пути Онегина и Татьяны расходятся. Онегин странствует по России, проводит значительное время за границей, тогда как Татьяна выходит замуж. Им суждено встретиться вновь. Татьяна прошла светскую школу, не утратив своих лучших черт. Случайно повстречав ее, герой влюбляется – ситуация повторяется, но уже как в зеркальном отражении. Татьянин отказ перечеркивает все надежды Онегина на счастье в жизни, но одновременно производит в нем самом переворот чувств.

Финал романа остается открытым. Разочарованный герой не смог найти применения себе и своим способностям; растратив себя попусту, он пропустил свое счастье, не узнал его. Такова судьба талантливого человека в эпоху русского безвременья, таков путь, по которому проводит его собственное разочарование во всем и во всех.

Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» – такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.

Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей. Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:

Читайте также:
Великое искусство исторического романа Пушкина: сочинение

Печально подносить лекарства,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет себя!

Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда, к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все. Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина – светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.

Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности – в мир мечты, фантастики.

Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить –это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.

При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей – это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.

Испытывая героя, Пушкин задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». И отвечает: «Нет, рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». Но ведь светская жизнь не убила в Онегине чувства, только отвратила от бесплодных страстей и мелочных развлечений.

И все же следует признать, что характер воззрений Онегина обозначен лишь штрихами. Его сомнения и душевная пустота лишены идейной ясности, «скука», «охлажденный ум», угрюмость, «хандра» – все это лишь намеки на то, что действительно испытывал герой. Идейный кризис, пережитый Пушкиным, не позволял ему придать убеждениям Онегина политическую окраску. Поэтому, характеризуя убеждения героя, поэт остановился на полпути. Подчеркнул лишь равнодушие Онегина к тем благам жизни, которые предоставлены ему по праву рождения.

Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:«Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.

Почему же его чувства «остыли»? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые герой испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.

Читайте также:
«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Поэт, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских «молчалиных». Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к «душевной пустоте», лишило его жизнь высокой цели. Отсюда происходит равнодушие героя к любви, ибо для такого умного, как он, подобные чувства слишком обременительны.

Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы – более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками», – писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени, – искания в отрыве от общества и народа.

Сочинение Евгений Онегин – лишний человек (9 класс)

Роман прекрасного и всем известного писателя Александра Сергеевича Пушника “Евгений Онегин” передает нам обстановку жизни дворянин Российской империи девятнадцатого века. Автор описывает нам быт и нравы высшего сословия.

Евгений Онегин является представителем высшего света, через него автор передает жизнь тех времен. В начале романа “Евгений Онегин” мы знакомимся с детством главного героя. Отец Евгения каждый день жил, как на праздник. Такая жизнь, в конце концов, привела его к банкротству. Отец не занимался и не интересовался своим сыном. Именно по этой причине Евгений был отдан на опеку к французу. Француз совершенно безответственный и толком не воспитывал главного героя.

Вследствие такого детства, несмотря на его статус дворянина, Евгений вырос совершенно необразованным человеком. Хотя в высшем свете его считали интеллектуалом. Светская жизнь отрицательно сказалась на поведение Онегина. Он поддался порокам и страстям. Среди женщин Евгений имел колоссальный успех. Он предпочитал любовные интриги. Его страсть к различным светским мероприятиям, романам, искусству со временем утихла. В тот момент Онегин впал в депрессию. Онегин красив, молод, воспитан, но его душа пуста и он не приспособлен к жизни. Он – лишний человек. Именно эту проблему Пушкин раскрывает в своем произведение.

От ощущения себя пустым, ничего не значащим человеком в своей бесцельной жизни Онегин решается перебраться в провинцию. Целью поездки было развеять ту хандру, которая его постигла. Та обстановка, в которую попал главный герой, быстро наскучила Евгению. Природа, хозяйство это все не его. За все время пребывания Онегин сблизился с соседом, с Ленским. То поведение, к которому привык

Евгений Онегин в высшем свете, было оскорбительным в тех кругах, в которых он обитает в данный момент. Именно это привело к трагедии. Поведение Онегина вызывало много возмущений, и оскорбленный Евгений вызывает своего единственного друга на дуэль. Избежать дуэли можно было очень легко, если бы Евгений принес свои извинения. Но он считал, что будет опозоренным в столице. Евгений не мог допустить такого развития событий. Дуэль оканчивается летальным исходом главного героя. Онегин, молодой юноша, по своей глупости попрощался с жизнью, теперь он мертв. Это главная трагедия Онегина. Светская и бездуховная жизнь, от которой Евгений Онегин так стремительно пытался избавиться, была довольно далеко от обычных людей. Именно поэтому он лишний человек, обреченный на вечное одиночество.

Разложение дворянского сословия Пушкин наблюдал уже в девятнадцатом веке. Лишние люди это лишь последствие разложения. Та мысль, которую выдвинул А.С.Пушкин, оказалась действительно явью. Рано или поздно все происходящее приведет к краху элиты и гибели империи.

Читайте также:
“К Чаадаеву”: сочинение

Сочинение №2

В данном произведении Пушкин изобразил образ светского человека, распространенный в его время, чьи занятия не приносят пользы ни обществу, ни даже ему самому.

Онегину 26 лет, но он ничем себя не проявил. Он не служит ни по военной, ни по гражданской части. После известного закона Екатерины Второй, освободившей дворян от необходимости служить государству, оправдывая тем самым наличие у них земли, крепостных и привилегий, многие все же считали для себя недостойным пользоваться этим правом. Герой произведения не относится к таковым, он представитель нового поколения, чье мировоззрение построено на эгоизме, а долг и польза России – все лишь красивые слова.

Конечно, нельзя все сводить лишь к карьере. Онегин мог бы внести свой вклад в интеллектуальную или культурную жизнь страны. Показательно, что автор указывает на наличие определенных талантов у Онегина. Тот занимался философией, пытался что-то писать, проявлял интерес к экономике. Однако все его интеллектуальные занятия ни к чему не привели. Обладая хорошим слогом, Онегин растрачивал свои ораторские и литературные таланты на пустое высмеивание других. Единственное, что р смог заслужить таким образом – это славу остроумного и язвительного человека.

По поводу попыток Онегина писать, автор высказал причину, сделавшую подобные усилия заняться чем-либо бесплодными. Онегин обладает некоторыми знаниями, но они весьма поверхностны. Молодому человеку важно было лишь блеснуть красивой цитатой, а не серьезно разбирать какой-либо философский или экономический вопрос. Нежелание заниматься чем-то серьезно, прикладывать усилия сделали Онегина лишним. Он не попытался занять подобающее место в обществе и оказался как бы на обочине жизни.

Онегин действительно прикладывает некоторые усилия, но это все лишь погоня за наследством. Конечно, речь шла о приличной сумме, героя можно было бы понять, если бы он параллельно занимался чем-то, а не просто скучал, выражая презрение окружающим.

В целом, на примере Онегина можно видеть проявление кризиса русского дворянства. Поставленные в чрезвычайно привилегированное положение представители этого сословия получили очень сильное искушение впасть в праздности и ничего не делать. Отсутствие необходимости развивать и применять свои таланты выключило их из активной жизни, погубив их самих и Российскую империю, в конце концов.

Евгений Онегин – лишний человек

Популярные сочинения

Каждый день мы сталкиваемся с прощением. Извиняемся, наступив прохожему на ногу. Просим простить нас, когда забываем поздравить старого друга. Мы и сами прощаем случайно толкнувшего нас человека на улице или товарища

Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

История рассказывает о жизни тринадцатилетнего мальчика, который представляет Северную часть России. На протяжении всего летнего периода он совместно с бригадой собственного отца по имени Григорий Шадрин

3252. Евгений Онегин — лишний человек сочинение 9 класс Русский язык

Сочинение — Евгений Онегин — лишний человек. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Множество писателей породила русская земля, но основоположником русской литературы, ее первооткрывателем, был, разумеется, А.С. Пушкин. Автор оставил после себя множество произведений, но особо выдающимся является роман «Евгений Онегин». Сюжет романа развивается в первых десятилетиях XIX века. Кругом царит ожидание чего-то нового, происходят кардинальные изменения в политической и социальной жизни государства. Будто бы из ниоткуда возникают люди с новым мышлением, желающие для себя большей свободы и простора для жизни. И в это же время появляются те, кого будут называть «лишними людьми». Что же это за люди такие? «Лишними людьми» называют тех, кто относится ко всему с некой долей пессимизма, они критически относятся ко всему окружающему. Их разочаровала жизнь, они не желают находиться в обществе. Вместе с этим, чаще всего их преследуют переживания личного характера, некая жизненная драма отдельно взятого человека. Именно Пушкин впервые создал в своем творчестве образ такого «лишнего человека». Речь идет о Евгении Онегине.

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны: сочинение

Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации, и не слишком докучал своему ученику науками. Но все же Евгений сумел набраться неких знаний, неглубоких, зато в самых разных отраслях, отчего в глазах людей молодой человек выглядел крайне просвещенной и образованной личностью. Онегин был желанным гостем в каждом доме и на каждом балу, он умел произвести на собеседника нужное впечатление.

Онегин ведет образ жизни типичного дворянина. Вечные празднества, танцы и балы. Но вскоре такое бесцельное времяпровождение молодому человеку надоедает, ему становится тошно от самого вида великосветского общества. Онегин желает начать новую жизнь, начать работать и найти себя в этой жизни. Сначала он пробует себя в писательском ремесле. Но природная лень не дает ему закончить начатое, и молодой человек решает уехать в деревню. Там он начинает заниматься хозяйством и облегчать жизнь крестьянам, но и это дело успевает вскоре Онегину надоесть. Мы видим, что Онегин человек сложный, противоречивый, его нельзя описать лишь одним словом, он многогранен и не похож на остальных.

Из-за своего воспитания и образа жизни, Онегин вырос человеком эгоистичным, не слишком думающим о чувствах других людей. Даже встретив девушку, которая подходила ему по всем параметрам и готова была стать герою супругой, он отвергает ее любовь, не желая потерять личную свободу. А желание досадить Ленскому, с которым Онегин был в приятельских отношениях, приводит к смертельной дуэли, по итогам которой Ленский принимает трагическую смерть от пули.

Онегин из тех людей, кто вынужден всю жизнь метаться по свету из угла в угол и искать самого себя. Но в этой погоне он заранее проигравший. Онегин обречен на вечные страдания от осознания своей ненужности. Он умен, способен на многое, но ему некуда приложить свои усилия. В этом и заключается трагедия «лишнего человека».

2 вариант

Пушкин в своих произведениях очень часто касался темы человеческой личности и общих человеческих качеств, как плохих, так и хороших. Он говорил, что однозначно плохих или хороших людей не бывает, есть только люди, которые выбрав тот или иной путь, идут по нему, соответствуя нашим о них представлениям. Очень часто такие люди оказываются весьма и весьма не счастливыми, так как их весьма часто не понимают окружающие из-за их особенного стиля и образа жизни. Общество просто не принимает подобных людей, людей которые отличаются от рамок, установленных этим самым обществом, которое, обычно обладает весьма консервативными взглядами на мир. Отличным примером послужит произведение Пушкина “Евгений Онегин”.

В нём автор рассказывает интереснейшую историю, подкреплённую большим количеством фактов из реальной истории, и также фактов, которые были выдуманы им. Автор в данном произведении даёт своему творческому началу разгуляться, и потому произведение вышло очень насыщенным, и очень богатым на детали. В нём автор так точно и ясно описывает жизнь российской буржуазии, что у читателя появляется стойкое представление о том, почему же всё-таки в то время так не любил дворян и аристократов. За что их называли самыми неприятными и отторгающими людьми из всего российского общества, и почему же они всё-таки считаются настолько ужасными, какими их обычно представляют. Прекрасным примером данного персонажа послужит главный герой произведения Евгений Онегин.

Евгений Онегин – член аристократии, которого детства воспитывали по всем законам буржуазии того времени. С самого детства Евгению прививали идею о том, что если ты принадлежишь к аристократии, то абсолютно все дороги для тебя открыты и ты один из избранных. Ему также говорили и о менее богатых сословиях. Его приучали обращаться с ними так, как хозяин обращается со своей вещью, ведь аристократы по праву считали себя хозяевами низших слоев. Потому Онегин вырос достаточно избалованным человеком, который не стремится ни к чему, потому как уже всё имеет и ничего лишнего себе не хочет. Автор называет его ненужным человеком, ведь, несмотря на то, что Онегин имеет достаточно неплохие навыки, он всё же не применяет их и не желает их развивать, потому он никак не влияет на общество, и по этой причине он может считаться не нужным человеком, который не играет никакой роли в обществе.

Читайте также:
Повести Белкина: сочинение

Евгений Онегин — лишний человек (А.С. Пушкин)

Литеровед предлагает вниманию заинтересованных читателей сочинение по литературе на тему «Евгений Онегин – лишний человек», написанное по одноименному роману А. С. Пушкина.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», который сейчас читается на одном дыхании, был написан не так быстро, как может показаться. На его создание поэт потратил более семи лет, но роман так и остался незавершенным. Предполагалось, что история главного героя будет описана от рождения до смерти. Впрочем, четкого плана перед работой над произведением у Пушкина не было.

В центре изображения судьба главного героя Евгения Онегина. Его характер сложен и противоречив. Он является типичным представителем молодого поколения дворянства. Пушкин неоднократно подчеркивает, что в его воспитании и образовании не было ничего особенного. Как и всех дворянских детей, сначала его воспитывала мадам, потом ее сменил мосье. Он учился всему понемногу, ведь «воспитанием, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Имея прекрасные способности, образование герой получил поверхностное. Став юношей, Онегин выходит в свет. И снова он ничем не отличается от других. Пострижен и одет по последней моде, умеет поддержать разговор и произвести впечатление. Свет решил, что «он умен и очень мил».

На примере Онегина автор показывает, чем был наполнен день молодых людей в начале 19 века. Просыпался герой после обеда, совершал визиты. Потом он ехал в рестораны, театры, балы, домой возвращался глубоко за полночь. Такой образ жизни привел к тому, что все ему наскучило, им овладела хандра. Онегин не был счастлив. Более того, он ни к кому и ни к чему не испытывал глубоких чувств, прошел через любовь, измены, и все ему надоело. Пылкий повеса уступил место угрюмому и томному человеку, охладевшему к жизни. Его не интересовало ничего, пытался писать, но ничего не вышло из-под его пера. Тогда попробовал читать чужие труды, но и в этом не преуспел. В это время заболел дядя, и Онегин отправился к нему в имение, которое вскоре после смерти родственника получил в наследство.

Затворничество в деревне стало своеобразным протестом против светского общества, лишающего человека индивидуальности. Сначала ему было интересно в деревне, все здесь ему казалось новым. Продолжалось это недолго, так как герой понял, что и в деревне скука та же.

Соседи находили его странным и даже опасным, он так же не стремился к общению с ними. Единственным другом стал молодой сосед Владимир Ленский. Он познакомил его с семьей Лариных, в которой было две девушки на выданье. В Онегина сразу влюбилась старшая из сестер Татьяна. Она первая призналась ему в своих чувствах, но развращенный женским вниманием Онегин не оценил ее порыва и отверг любовь девушки. Он не захотел пожертвовать своей свободой ради семейной жизни.

Читайте также:
Образ разочарованного героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Не смог Онегин и дружбу сберечь. Они с Ленским много общались. Юный сосед делился с другом сокровенными мыслями. Онегин относился к поэту снисходительно, слушая его пылкие речи. впоследствии он жестоко подшутил над другом, за что тот вызвал его на дуэль. Онегин, заботясь об общественном мнении, не отказался от поединка и застрелил Ленского. Нарушив покой поместного дворянства, разрушив чужие жизни, Онегин уезжает в путешествие. Испытание дружбой и любовью показало, что внешнее отрицание общепринятых мнений не означает внутреннего освобождения.

Вернулся он другим человеком. Попутешествовав по свету, герой стремится к тихой жизни. Увидев в столице на балу Татьяну, ставшую невероятной красавицей, он понял, как жестоко ошибался. Он пишет ей письмо с признаниями, всюду следует за нею. Теперь она отказывает ему.

Жизнь Онегина не сложилась по всем статьям. Он разочарован в светской жизни, не разделяет интересов общества. У него нет друзей, единомышленников. Не нашел он себе никакого занятия, его ничего не интересует. Отказавшись от любви, герой потом горько сожалеет об этом. Он везде стал лишним. Его жизнь растрачена впустую.

Автор неоднократно упоминает о том, что был лично знаком с героем. Он встретился с ним, когда Онегин разочаровался в жизни. Обстоятельства разлучили их, автор вынужден был уехать, вероятно, в одну из ссылок. Не нашел герой себя и в кругу людей, близких Пушкину.

Онегин жил, не задумываясь ни о чем. Беззаботная жизнь была наполнена развлечениями, которые быстро приедаются. Испробовав все на свете, он пресытился. К этому моменту он не научился работать, быть полезным. Он плывет по течению, послушный судьбе, не желая приложить никаких усилий. Будучи мыслящим человеком, он понимает, что его жизнь проходит зря. Это не может не терзать его, поэтому он обречен на вечные страдания от осознания своей бесполезности.

Финал романа в стихах открытый. Пушкин оставляет героя на распутье, предоставляя читателю решать судьбу своего героя. Думается, что Онегин так и не смог реализовать уже свои способности и воплотить в жизнь мечты и желания. В. Г. Белинский назвал роман «поэмой несбывшихся надежд», имея в виду судьбу Онегина и всего поколения в целом. «Лишние» люди стали явлением духовной жизни русского общества, отражая кризис общественной системы.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Сочинение: Евгений Онегин лишний человек по одноименному роману А.С. Пушкина

Евгений Онегин – «лишний человек» (по одноименному роману А.С. Пушкина)

Автор: Пушкин А.С.

…Но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.

Одним из самых выдающихся произведений русской литературы является роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Действие романа развивается в двадцатые годы XIX века. Это была эпоха больших политических изменений в России, период усиления общественного движения, расцвета свободолюбивых идей. Именно в это время сложился тип человека, впоследствии названного «лишним». «Лишние люди» – это незаурядные личности, критически относящиеся к действительности и к самим себе, разочарованные в жизни, не находящие применения своим способностям, обычно переживающие личную драму. А.С.Пушкин первым в русской литературе создал образ «лишнего человека». Это Евгений Онегин, герой одноименного романа.

Читайте также:
Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Онегин, дворянин по происхождению, получил типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Его обучал французский гувернер, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Такое образование было весьма поверхностным и бессистемным, но талант Евгения «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» позволял ему в глазах окружающих выглядеть просвещенным человеком. Поэтому Онегина охотно принимали в свете, считая, что «он умен и очень мил».

Воспитание, полученное Онегиным, определило его отношение к труду. Он не умеет и не хочет работать, «труд упорный ему… тошен».

Но зато он может блистать в свете, демонстрируя там утонченные манеры, знание моды, отменный вкус.

В соответствии с условностями светского общества Онегину не свойственна искренность, он умеет скрывать свои чувства:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

В Петербурге Онегин ведет типичный для столичной аристократии образ жизни: рестораны, балы, театры, любовные приключения. Такая жизнь однообразна и пуста. Постепенно «…ему наскучил света шум…измены утомить успели; друзья и дружба надоели…».

Бесцельное, праздное существование приводит Онегина к разочарованию в жизни. Ему становится скучно повсюду, он испытывает презрение к светскому обществу.

Стремясь отгородиться от этого общества, Онегин уединяется. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться чем-нибудь полезным и таким образом удовлетворить свои духовные потребности.

Сначала он делает попытку писать, но отсутствие желания трудиться приводит к тому, что «ничего не вышло из пера его». Чтение книг также не приносит удовлетворения, потому что в них он видит ту самую жизнь, из которой хотел бы вырваться:

…Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

Приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

Евгений Онегин представлен Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером.

Обстановка и воспитание сделали главного героя эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях. Он не обращает внимания на чувства и страдания других людей, способен легко обидеть человека и даже не заметить этого. Онегин отвергает любовь Татьяны, просто боясь потерять свою «постылую свободу». А эгоистичное желание досадить своему другу приводит к убийству Ленского на дуэли.

Но Евгений Онегин – не отрицательный герой. У него много положительных качеств.

Пушкину нравится «…мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». К сожалению, этот ум не востребован обществом.

Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью.

Евгений – наблюдательный человек и тонкий психолог. При первой же встрече он оценил Татьяну, выделил ее среди других женщин. Несмотря на «взаимную разноту», он сблизился лишь с романтичным, восторженным, мечтательным Владимиром Ленским, так как увидел в нем близкое для себя неприятие окружающего мира.

Противоречивость характера Онегина определяет его отношение к окружающим людям.

Болезнь дяди привела Евгения в среду поместного дворянства. Но он не хочет поддерживать отношения с ограниченными соседями-помещиками, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Он предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Встреча Онегина с Татьяной Лариной могла бы изменить его жизнь, наполнить ее смыслом. Искренняя, глубокая любовь Татьяны поразила Евгения. Однако эгоизм и желание избежать сильных эмоциональных переживаний заставило его отвергнуть эту любовь. Онегин убеждает Татьяну, что не создан для размеренной и однообразной семейной жизни. Только через несколько лет, вновь встретившись с Татьяной, Онегин понимает, что «счастье было так возможно».

Читайте также:
Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Из-за глупой размолвки Онегин убивает друга на дуэли, не найдя в себе сил подняться выше предрассудков того общества, которое сам же и презирает. Не в силах оставаться там, где совершено преступление, мучаясь угрызениями совести, Онегин покидает свое поместье.

Он вынужден метаться по свету, везде лишний, не находящий применения своим недюжинным способностям и уму, страдающий от своей ненужности. И в этом заключается трагичность образа Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия личной жизни – это расплата за бесцельно прожитую жизнь, за неспособность выступить против условностей того общества, которое он осуждает.

Сочинение на тему: Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых условностей аристократического общества подчеркивается упоминанием о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”. Что же это за социально-психологический феномен, какова историческая подоплека его возникновения, каковы условия формирования, особенности мировосприятия и поведения, роль в духовной жизни русского общества? Наступившая после победы в Отечественной войне 1812 года реакция в России повергла прогрессивно мыслящую интеллигенцию в состояние подавленности, угнетенности. Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй. Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни. Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, от-торженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятости, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер — “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…” В результате “Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: “…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха”, “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, “но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей”. Правда, Евгений “…читал Адама Смита и был глубокий эконом”, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых. Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только “…счастливый талант без при-нужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре” позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:
Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… …русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику “опаснейшего чудака”, подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы “светской черни” его поведения:
“Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с”.
Таков был общий глас.
Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны;
Потом понравились…
Но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел “чувствий пыл старинный”, душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: