Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Проблематика повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к разным вопросам и образам, в том числе и историческим, однако, очевидно, что основная проблематика касается проблемы чести и долга. Есть еще проблема выбора, которая ставит героев на тонкую грань добра и зла. Затем идут проблемы сострадания и милосердия, любви и верности, а также взаимодействия простого народа с людьми дворянского происхождения.

Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.

Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.

Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.

Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.

Так же воспитана Маша. Полюбив Гринева она, несмотря на то, что в начале повести предстает перед читателем как «трусиха», решает неотступно следовать за опальным Петром. Бедная, но благородная девушка свято верит в правду и находит поддержку у самой императрицы, которая настолько великодушна, что прощает Гринева.

Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.

В повести «Капитанская дочка» проблема чести неразрывно связана с проблемой выбора. Гринев выбирает смерть, но не отступается от данного однажды слова, Маша выбирает изгнание и нищету, но не отказывается от своей любви в пользу более удачливого в определенный момент Швабрина, Мироновы выбирают родину, зная, что погибнут за нее. Даже Савельич, много раз рискующий вызвать гнев несдержанного Пугачева, выбирает служение своему воспитаннику Гриневу, не изменяя данному его отцу слову.

Таким образом можно сказать, что все герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в той или иной степени собственными поступками демонстрируют отношение к чувству собственного достоинства и показывают как надо или не надо поступать перед сильными мира сего и вообще влиятельными людьми. Отец советовал Гриневу не льстить и не преклоняться перед властьимущими и этот совет, как и прочие его отцовские наставления, делают характер Петра твердым, стойким и справедливым. Благодаря этому он как магнит притягивает к себе таких же порядочных людей и отталкивает тех, у кого на жизнь совсем другие взгляды.

Проблема нравственного выбора в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» написанный А.С. Пушкиным после его поездки в Оренбург – произведение многоплановое и многогранное. Во-первых, это произведение историческое, поскольку охватывает непростой для России период Пугачевского бунта. Во-вторых, это произведение психологическое, затрагивающее душевные переживания героев. И в-третьих, этот роман социальный, так как в нем рассматриваются взаимоотношения различных слоев российского общества.

Рассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.

Нравственный выбор

На протяжении всей жизни людям приходится делать нравственный выбор. И каждый решает этот вопрос так, как ему подсказывает воспитание, совесть, привитые моральные устои. Герои романа «Капитанская дочка» – не исключение. Здесь свой нравственный выбор делает Мария Миронова, выбирая между нелюбимым супругом и несвободой. Ее женская интуиция и чуткое сердце разглядели в Швабрине низкую и подленькую душонку. Она с первых дней его невзлюбила и боялась. Боялась, несмотря на то, что еще были живы мать и отец, способные защитить ее. И пока она находилась под родительской защитой, Швабрин не смел приближаться к ней, но исподтишка, подленько ее оговаривал.

Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.

Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому его работы находят отклики в сердцах людей.

В своем романе “Капитанская дочка” на первое место Пушкин ставит проблему нравственного выбора. На примере двух молодых мужчин, дворян, он показывает насколько разным может быть для них понятие честь. Сначала мы видим молодого юношу Петра Гринева, который только вступает во взрослую жизнь. Он отправляется на службу в Оренбург. Не смотря на то, что он еще так юн, он уже совершает добрые поступки. Во время своей поездки он дарит тулуп совсем незнакомому человеку, а также отдает долг тому, кому проигрался, все это потому, что он остается в любой ситуации верен своим принципам. Однажды этот тулуп спасет ему жизнь, когда окажется, что подарил он ее тогда повстанцу Пугачеву, который в будущем захватит Белгородскую крепость, где служит Петр. Однако Гринев не поступается своими принципами и здесь. Когда проводят публичные казни тех, кто защищал крепость, предлагая альтернативу, либо присоединиться к Пугачеву, либо умереть, Петр не колеблется, он готов пожертвовать жизнью и говорит Емельяну, что он присягал императрице, а значит ему не присягнет. Пугачев оставляет Петра в живых, ему тоже не чуждо слово честь. Он уважает юношу за такие стойкие моральные качества. Однако другие военные решают по-другому. Например, Швабрин, который ради спасения своей шкуры переходит на сторону к Пугачеву. Он сделает все, лишь бы выжить. Швабрин, не раздумывая, клевещет на людей, например на дочь коменданта Миронова, Машу, потому что она отказала ему, когда он сватался к ней раньше. Он хоть и дворянин, и у него должно быть понятие чести и морали, но поступает он хуже, чем тот же простолюдин Пугачев.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Автор ставит каждого героя перед выбором: поступить по совести или нет. Он показывает, что если у тебя есть титул – это не значит, что ты честный и добрый человек. Мы также понимаем, что в итоге всем воздастся, каждый получит по заслугам, кто-то обретет любовь, а кто-то лишится жизни. Автор говорит о том, что честь – не пустой звук для благородного человека. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше противостояния добра и зла.

Внутренний мир

Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.

Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.

Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.

Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах. На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность. Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится. Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут. А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро. Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина. Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи. Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте. И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Читайте также:
Повести Белкина: сочинение
Следующая >

Еще сочинения автора:

Способность к подвигу

Способность к подвигу, подвижничеству произрастает от силы духа. Люди не всегда сознают, на что способны. Сталкиваясь с трудностями, слабые духом ломаются, опускаются до низких поступков, а сильные духом совершают подвиги во имя любви, Родины, близких. Машеньку Миронову все считали трусихой, а она не побоялась почти одна отправиться к императрице, чтобы защитить своего любимого от каторги, а может быть и от смертной казни. Потому что гибнущий Швабрин и тут не удержался от соблазна свершить подлость.

Из чувства чести Петр Гринев честно признался, Пугачеву, что будет воевать против его головорезов, если его пошлют. Это его долг офицера и дворянина. Из чувства долга он призывал Пугачева отказаться от своих замыслов и сдаться на милость императрицы, хотя понимал, что Пугачев может в любой момент отправить его на виселицу, казнить его. Находясь у Пугачева, Гринев всякий раз оказывался во власти этого страшного человека. Но когда возникла необходимость защитить Машу, он пришел к Пугачеву снова.

Счастье

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.

Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.

Чувство справедливости

Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.

Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.

Пример 2

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается проблема выбора. Два человека примерно одинакового возраста и положения в обществе принимают в один момент разные решения, что приводит к большим различиям в их судьбах.

Между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным и раньше были разногласия. Их дружба закончилась в тот момент, когда один оклеветал Машу Миронову, возлюбленную другого приятеля, главного героя. У этого поступка была причина (Алексей Иванович раньше сватался к главной героине, но получил отказ), но она не оправдывала подобного поведения. Далее Швабрин продолжал раскрываться с самой неприятной стороны, читатели узнали о его лживом и озлобленном характере. Переломным моментом же стал захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков, дав присягу их предводителю, и был назначен новым комендантом. Главный герой же отказался предавать государыню, которой клялся в верности, и его хотели казнить. Выжил он только благодаря знакомству с Пугачёвым.

На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Таким образом, легкий выбор, который может привести к временному улучшению ситуации, – не всегда правильный. Скорее даже наоборот, зачастую он является неверным. Главное, всю жизнь держать своё слово, помнить о долге, поступать всегда по совести, как бы трудно это ни было. Именно такое жизненное правило доказывает Александр Сергеевич Пушкин на примере главного героя, Петра Гринева, в романе «Капитанская дочка». Это было сделано с надеждой, что читатели усвоят для себя полезные уроки из произведения и начнут жить правильней, благородней.

Честь и совесть

Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.

Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.

Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.

Читайте также:
Путешествие Онегина: сочинение

Преданность и верность

Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.

Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.

Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.

Преданность

Милосердие и доброта

Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.

Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.

Милосердие

Любовь

Редкое литературное произведение обходится без такого понятия как любовь. В романе «Капитанская дочка» линия любви проходит через весь роман. Это любовь Маши и Гринева. Правда тут проскальзывает любовь Швабрина, но трудно назвать чувство этого отставного офицера к Маше любовью. Любовь возвышает душу, толкает человека на благородные поступки. Швабрин любит не Машу. Он любит себя и свое желание обладать этой девушкой.

В романе просматривается и родительская любовь:

  • Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
  • Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.

Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.

Надеемся, что описанные аргументы помогут вам написать хорошее сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина.

Подлость и честь в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него — Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего — старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Сочинение «Благородство против подлости» для 6 класса. (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Подлость и честь в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Читайте также:
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (13): сочинение

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него — Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего — старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский»)

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных “идолов”.

Бунт в душе народа почти вечно “выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочка своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя пустяковина служит сюжетным оправданием для того, чтобы махаловка повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

I just love parents ride in the woods! He»s so powerful, and so mysterious! Especially I like forest in autumn. At this time of the year, by the way, very easy to get lost, that one day with me and happened.

One autumn day I with my parents went to pick mushrooms. It was early Sunday morning when the sun still hid behind the horizon, and the street was dominated by the mysterious twilight. For mushrooms, we drive on the machine, and this time was no exception. Once we reached the destination, I immediately began to unload with baskets — mom, dad, and grandma. Since my parents are madly in love walking in the autumn forest, they somehow quickly disappeared from view. Grandma was behind me. And then, on the right side I saw a clearing with mushrooms!Without thinking, I ran to this place and began to collect his find. I was so excited that even didn»t notice how behind their home. But I really came across a gorgeous meadow with mushrooms and couldn»t stop. But in that moment, when the mushrooms around me was over, I looked around and realized I was lost. It was then that I became really scared!

To stay in the autumn forest when it is covered with twilight, and still not soon among the trees appear the rays of the sun is quite unpleasant, even dangerous, I tell you. I instantly broke out in a sweat, and realized I went too far. There were no grandparents, no parents. But I immediately took himself in hand, and began to seek a way out of the situation. I instantly remembered that I need to go back and then go left, and then I will come to that place where there is our car. But there it was! I was wrong! Don»t even know how many times I walked in circles, but never got on the road.And then, at one point I heard a near him awesome and evil growling — it was a Fox, I think she wanted to eat me. Without thinking, I pulled out of the backpack, which was hanging behind me, a piece of bread and threw it to the Fox. You will not believe it, she looked at me, then at the bread, grabbed it in its mouth and ran away! I would have never thought that the Fox eats the bread! That»s what she was hungry! And at this point I started running without looking back. Don»t know how much time passed, but I finally ran to our car, which was already a mother, father and grandmother.They all stood in tears, and I saw it immediately became happy. I told them about his meeting in the woods, and we decided that will come for the mushrooms another time. The important thing is that now the whole family is here, and you can go home.

Читайте также:
Гринев и Швабрин: сочинение

Благородство против подлости (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и «дикость» дворянства, в романе «Дуб­ровский» выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального дворянства — честолюбиво­го, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного боярина Троеку­рова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаври­лович Дубровский умирает. Его имение незаконно при­суждается Троекурову. С этого момента развивается кон­фликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушки­ным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чер­тами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив.

Его отно­шения с крестьянами построены на преданности и до­верии. Протест крестьян против самодурства Троекуро­ва находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровс­кого, им ненавистны государственные чиновники, спо­собные работать только на богатых, нечистых на руку местных «идолов». Бунт в душе народа почти всегда выливается в реаль­ную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключен­ческого жанра, народное восстание приобретает под­польный характер, неизвестная шайка благородных раз­бойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову.

Пушкин усу­губляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожи­лого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубров­ский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправ­данием для того, чтобы война повстанцев приняла мас­совый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциально­го дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский»)
уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме

    Дубровский велит слуге прогнать Троекурова, приехавшего мириться к Андрею Гавриловичу. (Приезд помещика ускорил кончину Дубровского-старшего. Поэтому в этом случае Владимир, скорее всего, прав: ему не о чем было говорить с Троекуровым.) Дубровский поджигает усадьбу отца. (Он не мог смириться с тем, что в родных стенах будут хозяйничать чужие люди. Можно понять действия Дубровского, который не хотел, чтобы на поругание недругам досталось самое для него святое. Но по его вине в Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова — дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками. Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться «с должным почтением в село Покровское». Это мог позволить себе только один человек — Андрей Гаврилович Дубровский. Можно ли оправдать то, что Дубровский стал разбойником? На этот вопрос у нас в классе отвечали по-разному. Одни говорили, что у него не было другого выхода, что он должен был отомстить Троекурову за свое разорение и смерть отца. Другие не понимали его поступка. Зачем становиться разбойником? Ведь можно было вернуться в Петербург и продолжать служить. И вообще, он не единственный человек, которого обидели и разорили. Что же, теперь всем в А. С. Пушкин «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый». 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе «Слово о полку Игореве» Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час: Какой же несправедливой бывает наша жизнь! Мы можем убедиться в этом, прочитав повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский, сын небогатого помещика, потеряв дом и отца, стал разбойником. Владимир прежде служил корнетом в гвардии в Петербурге. «Из дома получал больше, чем можно было ожидать». Но после размолвки между отцом Владимира и богатым помещиком Троекуровым все изменилось. Ссора дошла до разбирательства в суде. Всесильный Троекуров решил любыми путями, враждуя с Дубровским, лишить В романе А. С. Пушкина «Дубровский» (1833 год) дана картина жизни русского провинциального дворянства. В сентябре 1932 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о про­тотипе Владимира Дубровского — белорусском дво­рянине Островском. Островский судился в начале 1830-х годов с соседом из-за земли и, проиграв про­цесс, стал разбойником. «Дубровский» — социаль­но-психологический роман. Он был ответом Пушкина на развитие западной прозы («Красное и черное» Стендаля в 1830 Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств. Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не

Слайд
1
Благородство против подлости

(По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Читайте также:
Характеристика Татьяны Лариной: сочинение

« Учитель» (главы 8-10)

: продолжать обучение самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

«Подлость и честь в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Текст сочинения о Дубровском

Прекрасное произведение Александра Сергеевича Пушкина не может оставить равнодушным, ведь оно было написано много лет назад, а проблемы, о которых идёт речь в повести, актуальны до сих пор. Возникает мысль, почему по истечении стольких лет подлость и продажность так и не исчезли из жизни людей, ведь честь каждого должна быть превыше всего для формирования здорового мышления всего общества.

Главный герой романа — молодой дворянин, сын обедневшего помещика, который, несмотря на материальные трудности, содержал сына Владимира как подобало в высшем обществе. Парень жил беспечно в Петербурге, где проходил службу. Он был расточителен и беззаботен.

Но судьба преподносит тяжёлое испытание:

  • отец заболевает на фоне предательства друга и вскоре умирает;
  • имение, которое должно было перейти в наследство Дубровскому-младшему, из-за подтасованных в суде фактов отходит соседу.

Молодой и довольно импульсивный персонаж романа решается на месть, ведь подлый поступок задевает честь не только несостоявшегося наследника, но и всего рода Дубровских.

Метод, согласно которому должна была восторжествовать справедливость, достаточно спорен. Так как борьбой с беззаконием являлся «благородный» разбой.

Владимир пытается наказать противников грабежами и преуспевает в этом частично. Ведь мелким людишкам, предпочитающим материальные блага, страшнее всего утратить часть денег, заработанных сомнительным способом.

Пушкин в романе «Дубровский» честь и бесчестие делает основной идеей произведения. Все герои повести разделены на положительных и отрицательных персонажей.

Владимир, который бросил вызов существовавшему строю, является показателем человека строгих моральных качеств.

Он запугивает чиновника и отбирает награбленные тем деньги. Так частично он пытается восстановить поруганную честь. Чтобы негодяй знал, Дубровские не трусы, они не прощают предательств и обид.

Отказ от дальнейшей мести тоже характеризует парня, как человека чести, ведь он пообещал возлюбленной не причинять горя и сдержал своё слово. Не трогал заклятого врага, хотя был очень близок к нанесению сокрушительного удара.

Человек чести Дубровский (сочинение)

Человек чести – сложное понятие, заставляющее задуматься над смыслом жизни, поведением человека. Роман «Дубровский» – пример авантюрно – приключенческого развития событий. Владимир Дубровский – молодой человек, планирующий жизнь офицера, карьеру и славу. Он преданно любит своего отца. Чем объясняется привязанность ребенка? Отец поднимает сына с детских лет, Владимир рано остался без матери. Андрей Гаврилович старается, чтобы сын имел все, он старается даже больше, чем может дать. Юноша растет в достатке. Он не заботится о средствах существования. Есть отец. Он и должен пока об этом думать.

Судьба вносит коррективы в планы юноши. Ссора двух помещиков завершается разорением отца. У него отбирают поместье. Удар такой жестокий, что Дубровский старший не выдерживает. Он умирает. Сын не может просто вернуться в часть и продолжить службу. Он вырос в семье принципиального человека. Ярко характеризуют отца строчки, где описано его поведение по результатам суда: «сверкающий злобный взгляд, выражающий способность до конца стоять за собственное достоинство». Эта позиция передалась сыну. Он встает на тропу мести за отца. Способ прост – создает шайку разбойников из крепостных.

Можно приписать Владимиру жестокость. Он поджигает дом, где пируют продажные чиновники. Здесь следует внимательно читать роман. Владимир оставил дверь открытой, освободил путь к бегству. Крестьяне Дубровского изменили события и приперли двери. Им жалко кота, оказавшегося на крыше, но не жаль тех, кто продал свою совесть и забыл про слово честь. Даже в разбойничестве Дубровский «держит марку». Атамана начинают называть благородным разбойником. Он не грабит бедных и обездоленных, не забирает все до копейки. Удивительные слухи гуляют по округе. В разговорах чувствует уважение к Дубровскому и страх. Владимир не идет на неоправданные риски, он отличный стратег. Талант военного позволяет ему долго скрываться, он успевает распустить шайку и исчезнуть. Дубровский не терпит полости, не позволяет унижать себя. Честь и человеческое достоинство выделяют его из окружающих.

Дубровский, спрятавшийся под видом учителя Дефоржа, не боится медведя, не позволяет помещику поставить его в смешное положение, жалкое и низкое. При виде грозного животного он спокойно достает пистолет и стреляет в зверя. Дубровский честен с крестьянами, он раздает им награбленное. Владимир честен с любимой. Он признается ей и открывает всю правду про себя. Великодушие, преданность идеалам, искренность и смелость позволяют читателю верить, что его судьба сложится хорошо, пусть и под другим именем.

Пример по написанию

Размышлять о положительных качествах Дубровского-младшего можно бесконечно. Поводом тому служит как молодой возраст персонажа, так резкий поворот в его судьбе, когда нужно принимать решение в короткие сроки. У каждого человека своё понятие о чести и о том, каким способом её отстоять в случае надобности. Поэтому сочинение можно написать и в следующем варианте.

Молодой герой повести, Владимир Дубровский, был вынужден бороться с нечестными чиновниками и богатым барином. В силу своей бедности и отсутствия могущественных покровителей он избирает путь, наиболее доступный в то время — собирает шайку разбойников из преданных ему крестьян.

Из-за подлости коварных служителей закона задета честь Дубровского:

  • отбирают имение, законным владельцем которого являлся Владимир;
  • они не только делают персонажа нищим, но и ставят под сомнение то, что родная усадьба по праву принадлежала Дубровским.

Пытаясь восстановить доброе имя предков, мужчина начинает бунтовать. Его грабежи не доказательство чести, а проявление ярости и злости на несправедливых богачей. На пути к заветной цели наказать виновника своего бедственного положения, Владимир вымещает несогласие и презрение к нечестным дворянам.

Несмотря на противозаконный метод восстановления репутации, многие люди поддерживают молодого человека. Это преимущественно крестьяне, которые также были незаслуженно обижены. Их расположение показывает читателю всё достоинство Дубровского, он не только не отравил сердце ненавистью, но и был настолько сильным морально, что ради любви отказался закончить месть.

Парень сдержал слово, оставил отца Маши в покое, этим поступком в романе «Дубровский» честь, присущая главному герою, показана в наивысшей мере. Он благороден, смел и романтичен. Разбойником стать был вынужден обстоятельствами и излишней импульсивностью, присущей молодости.

Предводительство банды не отравило его душу ненавистью и злостью. Возможно, поэтому он потерпел фиаско. Ведь невозможно поменять что-либо, не начав с самого себя. Нельзя оставаться мягким в борьбе со злом.

Подлость и честь в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него — Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего — старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Изучение романа

Повесть о Владимире Дубровском не дописана до конца по неизвестным причинам. Читателю остаётся только гадать, что хотел дописать автор. Но проблемы чести и подлости, лжесвидетельств и продажности, ярого желания денег описаны в достаточной мере, чтобы у школьников сложилось понимание, как отрицательные качества ломают судьбы.

Одна ложь (подтасовка фактов в романе) тянет за собой вереницу искалеченных жизней:

  • отец Дубровского от горя тронулся умом и скончался от сердечного приступа;
  • возлюбленная Владимира была вынуждена выйти за нелюбимого, ведь милый сердцу человек был врагом её родителя;
  • Дубровский-младший потерял всё, имущество, репутацию, он должен был до конца жизни скрываться;
  • чиновник, подтасовавший факты, потерял покой, в его душе поселился вечный страх;
  • крестьяне, преданные хозяину, тоже должны будут ответить перед законом.

Тема защиты собственного достоинства, представленная в романе, заставит детей задуматься о том, что можно сделать, чтобы не проявлять себя в жизни, как Троекуров, подкупивший человека и предавший друга.

Они смогут сделать вывод, как отстоять честь, поразмышляют, нужно ли это делать вообще и что неправильно в поведении Владимира Дубровского.

Троекуров

Сочинение по роману «Дубровский» не может обойти образ помещика-самодура. Ведь его вседозволенность и повлекла за собой ключевые события романа.

В троекуровском доме всегда много гостей. Но не все они находятся здесь по собственной воле. Относится к ним Троекуров почти так же, как и к своим крепостным. Это человек избалованный, извращенный и неимоверно тщеславный. Однако стоит отдать ему должное — в его душе есть что-то если не благородное, то способное ценить и уважать благородство. Ведь не зря долгое время единственным человеком, к которому он относился с почтением, был его сосед из Кистеневки. Сочинение по роману «Дубровский» может раскрывать сложный внутренний мир этого русского барина, в бесчинстве которого виновны были, прежде всего, его подхалимы. Было бы помещиков, подобных Андрею Дубровскому, в округе побольше, и не смог бы реализовывать все свои тщеславные замыслы Троекуров. А следовательно, и не развратился бы.

Честь и бесчестие

Этот мотив является главным. Защита человеческой личности в романе «Дубровский» — сочинение, которое следует начинать с изображения отвратительной картины помещичьей жизни, где деспотизм сочетается с подхалимством, равнодушие к человеческому страданию — с продажностью. И на этом фоне ярко выделяется несколько образов, а прежде всего, главный персонаж, чьим именем и названо произведение.

Врожденное благородство или долгое пребывание вдали от дома сыграло свою роль в становлении личности Дубровского-младшего, но ему абсолютно чуждо помещичье своевластие и рабовладельческое мировоззрение. Этими отрицательными качествами обладает даже отец Владимира — один из лучших представителей дворянства. Не удивительно, ведь подобное мировоззрение передавалось из поколения в поколение. Для того чтобы мыслить по-другому, одному из представителей этого социального слоя общества необходимо быть оторванным от этого мира, формировать свои взгляды вдали от него.

Как ни странно, довольно часто обратной стороной медали деспотизма являются раболепство и низкопоклонничество. Человек, который способен унизить другого, готов и на собственные унижения. Разумеется, если это осуществлять будет тот, кто выше в социальном и материальном значении.

Владимиру Дубровскому такой образ мыслей был отвратителен. Он всегда мог защитить свою честь. Но считал ниже своего достоинства унижать другого человека, кем бы он ни был: дворянином, чиновником, крестьянином. Дубровский — образец аристократизма, пример русского дворянина. Таких, к сожалению, были единицы. Возможно, потому этот социальный слой и был уничтожен.

Читайте также:
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (по одному или нескольким произведениям): сочинение

Лучшие сочинения на тему «Честь»

Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

Представляем вашему вниманию лучшие сочинения на тему «Что такое честь», «Понятие о чести» или «Долг и честь».

  1. «Что такое честь» рассуждение
  2. «Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»
  3. «Понятие о чести» сочинение

«Что такое честь» рассуждение

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.

В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой фут­больной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй, не допускал запрещённых приё­мов и хитростей на поле. Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ре­бятам предать память деда, когда его уже не стало.

Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Под­держка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.

Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

«Понятие о чести» сочинение

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести.

На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.

Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.

Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.

На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Читайте также: Характеристика Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Подлость» (ЕГЭ по русскому языку)

Подлость – это самая низкая черта человека, поэтому данная проблема поднимается во множестве письменных работ по русскому языку, в том числе и в сочинении ЕГЭ, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Основная цель образовательной системы – воспитать нравственно богатое и достойное поколение, умеющее расставлять правильные жизненные приоритеты. Именно для этого в экзаменационных работах поднимаются темы человеческих пороков и достоинств.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «подлость»
  5. Синонимы к слову «подлость»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Подлость и причины её возникновения.

Отношение автора к проблеме

Подлость – это предательство, которого совершенно не ждёшь. Подлость невозможно предугадать, ведь она всегда совершается исподтишка, именно поэтому так больно ранит. Это происходит сознательно со стороны обидчика, ведь нельзя ударить ножом в спину случайно. Подлость – это проявление малодушия, которое унижает человеческое достоинство. Только безнравственный человек способен на подлый поступок.

Аргументы

  1. Подлость появляется в раннем возрасте.
  2. Подлость – это стремление навредить другому человеку.
  3. В наше время проблема подлости особенно актуальна.
  4. Подлость – это порок.
  5. Подлости нет места ни в какой сфере жизни человека.
  6. Подлость всегда находится рядом с безнаказанностью.
  7. Подлым можно назвать того, кто обижает беззащитного человека.
  8. Совершить подлость – значит подтвердить собственную низость.
  9. На подлость способен только трусливый и низкий человек.
  10. Подлость и совесть – два несовместимых понятия.
Читайте также:
Образ Евгения Онегина в романе Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Эпитеты к слову «подлость»

Людская, гнусная, неожиданная, омерзительная, низменная, неслыханная, трусливая, безмерная, презренная, непростительная, корыстная, человеческая, совершенная, истинная, откровенная, циничная, несусветная, непростительная, очевидная, вопиющая, непозволительная, явная, редкостная, собственная, врождённая, чудовищная, ужасная, неимоверная, банальная, сплошная, природная, форменная, очередная, поразительная, женская, мужская, детская, отчаянная, потрясающая, неожиданная, удивительная, опасная, страшная, жуткая, бесконечная, крайняя, дикая, великая, любая, простая, последняя, умышленная, продуманная, заготовленная, чужая, изощрённая, бессмысленная, паталогическая, беспощадная, нечеловеческая, чрезмерная, исключительная, необъяснимая, небывалая, скрытая, холодная, расчётливая, обдуманная, запредельная.

Синонимы к слову «подлость»

Низость, бесчестность, неблагородство, гнусность, мелкость, ничтожество, окаянство, непорядочность, нечестность, лукавство, гадость, пакость, низменность, омерзительность, бескультурье, скверность, негодяйство, низкий поступок.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Ярким примером подлости и бесчестия в романе «Война и мир» является всё семейство Курагиных. Это одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. Такое положение создавалось не одним поколением, но значительное влияние было достигнуто именно князем Василием, который ради достижения своих целей был готов на любую низость. Но у него хотя бы имелись ценности, ради которых совершались подлые поступки, а его дети не придавали никакого значения семейному статусу и жили в своё удовольствие.

Князь Василий был важным чиновником, знавшимся с самой императрицей. У него было множество полезных знакомств в правительственной верхушке. Такие связи он заводил не путём наличия общих интересов, а только ради собственной выгоды, ведь таким образом можно было решить множество личных вопросов. Старый князь умел пользоваться чужим доверием, которого с лёгкостью добивался. Судьба других не имела для него никакого значения, люди представляли собой только средство достижения личных целей, поэтому низкие поступки и подлость по отношению к ним не вызывали стыда. Князю Василию были совершенно безразличны чувства Марии Болконской, на которой он всеми силами пытался женить своего сына, так как девушка была очень выгодной партией.

Анатоль Курагин в бесчестии превзошёл родного отца. Он был любителем роскошной и беззаботной жизни: азартные игры, любовные связи, пьянки, постоянные гуляния. Анатоль привык играть чужими чувствами. Он поступил очень подло по отношению к Наташе Ростовой, расстроив её помолвку с Андреем Болконским лишь из-за своей прихоти. Чувство вины или стыда после содеянного даже не посещает молодого офицера. Подобная жизнь привела Анатоля к плачевным последствиям, последний раз мы сталкиваемся с ним в госпитале, где он не может прийти в себя после ампутации ноги.

Дочь князя Василия Элен Курагина – не менее колоритный персонаж. Она обладала восхитительной внешностью, которая всегда привлекала мужчин и вызывала зависть у женщин. Главную ценность в жизни для Элен представляли деньги. Ради богатства она подлым путём женит на себе Пьера Безухова, ломая при этом его судьбу. Безобидный Пьер не смог остановить распутное поведение своей жены, поэтому в скором времени стал объектом издёвок и насмешек светского общества. Элен подлостью и обманом заставляла мужа верить ей, вопреки всем общественным слухам. И когда более не смогла терпеть его возле себя, настояла на разводе.

Таким образом, всё семейство Курагиных нельзя назвать благородным или высоконравственным. Каждый член семьи готов был абсолютно на всё ради достижения собственных целей, личные интересы ставились гораздо выше чужих чувств.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Алексей Иванович Швабрин – это один из отрицательных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он являлся офицером и происходил из богатого дворянского рода, но был разжалован и сослан в Белогородскую крепость за убийство товарища на дуэли. Швабрин обладал острым умом и сообразительностью, которая делала его увлекательным собеседником и талантливым бойцом. Но негативные качества в его натуре брали верх над хорошими, и мнимая добропорядочность быстро рассеивалась.

Алексей Иванович был способен оклеветать любимую девушку только ради того, чтобы в неё не влюбился другой мужчина. Его подлый поступок запятнал честь Марии Мироновой до тех пор, пока правда не выяснилась.

С первых дней пребывания в крепости Швабрин проявлял интерес к комендантской дочери, но взаимности так и не получил. Именно поэтому проявление нежных чувств Маши к Гринёву так сильно зацепило Алексея Ивановича. Он не в силах отпустить свои чувства, и начинает нечестным способом отстаивать своё право на любовь девушки, но добивается обратного эффекта. Маша просто в очередной раз убедилась в бесчестности и лицемерии своего поклонника и ещё больше привязалась к Петру Гринёву. Но даже после этого Швабрин не отступил и после захвата крепости Пугачёвым обманом запер девушку и начал морить её голодом. Он надеялся, что таким способом сломит её волю и достигнет желаемого, но остался в итоге ни с чем, потому что комендантскую дочку спас её возлюбленный и справедливость восторжествовала.

  1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» на первом плане находятся чувства и переживания героев. Сюжет повествует о трагической любви бедной крестьянской девушки Лизы и молодого беспечного дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражён её необыкновенной и чистой красотой. Разгульная жизнь богатого барина наскучила ему, поэтому деревенский быт стал глотком свежего воздуха. В такой умиротворённой обстановке чувства к Лизе разгорелись с сумасшедшей скоростью. Эраст действительно верил в их совместное будущее, представлял себе картины идеальной любви. Однако всё изменилось после того, как Лиза отдалась ему. Вся возвышенность «пастушки» испарилась, и она стала обычной женщиной, которых было большое количество в жизни молодого барина. Эраст потерял к ней интерес также быстро, как и влюбился и поступил очень подло по отношению к Лизе.

Он отправился на войну, и главная героиня очень ждала возвращения своего любимого, а затем случайно встретила его на улицах города. Там она узнала о предстоящей женитьбе своего барина на богатой вдове. Подлость не до конца овладела душой Эраста, поэтому он попытался избавиться от мук совести, хоть и при помощи денег.

Лиза не смогла отказаться от своих чувств и не видела будущего без своего возлюбленного. Бедной крестьянке ничего не оставалось кроме, как броситься в воду пруда, возле которого происходили их встречи. Подлый поступок Эраста не только лишил девушку жизни, но и сломал судьбу ему самому: до конца жизни не смог он простить себе смерть Лизы и считал себя настоящим убийцей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: