О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина Дубровский?: сочинение

Сочинение “История жизни Дубровского” (6 класс) по теме произведения

Произведение под названием «Дубровский» написано русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Александр Сергеевич был общительным и достаточно харизматичным человеком, потому неудивительно, что имел много друзей и интересных знакомств. У поэта и писателя был друг по фамилии Нащокин. Именно он рассказал ему историю, которая легла в основу произведения «Дубровский».

У Владимира Дубровского очень сложная была линия жизни. Его отец был гвардейским поручиком, а мать умерла, когда он был еще малолетним ребенком. Когда Дубровский служил корнетом, то его посетила ужасная весть о болезни отца. Имение отца должно было перейти к Троекурову. Он был жестоким помещиком и ему было глубоко безразлично на положение крестьян, которые там находились. Они для него были всего лишь рабочей силой. Молодой Дубровский является благородным, честным, достойным дворянина и относится к «рабам» с человеческим уважением.

Владимир получает отпуск, едет в имение к отцу, но тот, только увидев сына, умирает. Для того, чтобы Троекуров не получил дом, Дубровский устраивает пожар. Крепостные крестьяне тоже не хотят быть рабами злого помещика и сбегают в лес вместе с сыном предыдущего хозяина. Для того, чтобы этой ватаге было чем питаться, приходится молодому дворянину заниматься разбойничьими делами.

Все это время главный герой всем сердцем мечтает отомстить Троекурову, но вот не задача: нежданно-негаданно в его сердце родилась любовь к его дочери – Маше. Влюбленность вынуждает его отступить от плана мести. Но девушку выдают замуж за пожилого богача… Владимир Дубровский всякими различными способами пытается не дать свершиться этому замужеству, но ему это, к сожалению, не удается.

Подчиненные главного героя оккупируют Машину карету, когда приезжает в свой новый дом. Девушка не соглашается принять помощь. Она не хочет нарушать клятву. Через некоторое время власть делала попытки схватить и наказать «благородного» разбойника, но это не увенчалось успехом. Банда распускается, а главный герой уезжает в другую страну.

Произведение заставляет задуматься о благородстве, чести, чувстве долга. Дубровский имел влияние возможность, людей, которые помогли бы ему лишить человека, который ему не угодил, всего, что тот имеет, но он, ввиду своей воспитанности и имеющейся чести не поступил как животное, а, взяв себя в руки, поборол желание отомстить и вышел нравственным победителем и героем.

Вариант 2

Как-то раз Нащокин П. В. рассказал непридуманную историю своему товарищу Пушкину А. С. Спустя время, родился роман с названием «Дубровский». Это произведение не только о любви, но и о благородстве, и чести.

Отец Владимира Дубровского был поручиком гвардии. Он отдал сына своего на воспитание в кадетское училище, жена его умерла. И вот молодой Дубровский получил известие: отец серьёзно заболел, родовое поместье достаётся в руки Троекурову, у которого все крестьяне — только наёмная сила, рабы, с ними можно поступать по-всякому, как ему захочется. Юный корнет Владимир знает, что так с людьми нельзя обходиться. В нём заложена честь дворянина, у него есть достоинство, а крепостных он ценит и уважает.

Как только Владимир получил отпуск, он сразу же спешит к отцу в родной дом. И всё же отец умирает на глазах у Дубровского. Чтобы Троекурову не хозяйничать в отчем доме, Владимир делает поджог. Тем временем, крестьяне, которые не хотели работать на Троекурова, бегут в лес за Дубровским. Молодому дворянину ничего не остаётся, как начать вести разбойническую жизнь. Он теперь в ответе за тех крепостных, которые остались с ним, а их надо кормить.

Итак, некоторые жители Кистенёвки становятся разбойниками во главе с Дубровским. Они нападают на богатых помещиков, которые попадаются им на пути, грабят их. Здесь банда напоминает справедливого Робина Гуда.

Но этого мало. Дубровскому хочется отомстить Троекурову за то, что тот хотел отнять отцовское поместье, благодаря чему и умер Дубровский старший. Ведь он не только болел, но и очень переживал по этому поводу. Планы мстить разрушаются по случаю того, что Владимир влюбляется в Машеньку — прекрасную девушку — дочку Троекурова. Она тоже его полюбила. И всё же Маша отказывает любимому разбойнику, т.к. она уже дала клятву другому. Дубровский её понимает, хочет уберечь Машу от нежелательного замужества, но всё напрасно. Любимая выходит замуж за князя, который намного старше её.

Банду Дубровского ловят власти. Их попытки окружить не дают успеха. Вскоре молодой атаман Владимир крестьян отпускает, банда распадается, а сам он подаётся за границу.

На мой взгляд, повесть не просто о любви, здесь затронуты высшие чувства человека: как нужно оставаться благородным и справедливым, когда рядом находятся люди, не знающие чести, где мир «засасывает» продажное и грязное правосудие. В произведении мы видим ту далёкую реальную жестокую жизнь на фоне романтической дымки. Два любящих несоединённых сердца, Дубровского и Машеньки, испытали всякое: потеря родных, кровного дома. А главное — сберегли достоинство и честь. Вот это и есть счастье: остаться настоящими людьми.

Дубровский — сочинение по роману для 6 класса

Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровского к тяжелой болезни и смерти. Владимир возвращается на родину. Похоронив отца, он мечтает о мести обидчику. Герой остается нищим: нет денег и усадьбы. С ним остаются только верные крестьяне. Так появляется в окрестных лесах разбойник Дубровский.

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

С мыслью о мести Владимир собирает вокруг себя крестьян. Они нападают на людей и грабят их. Но два принципа у шайки бандитов: не грабить бедных и не убивать. Поэтому Дубровского назвали благородным разбойником.

Встав однажды на путь преступления, Владимир все-таки нарушает свои правила: убивает офицера. Грань между благородными помыслами и трагедией оказывается очень тонкой.

Однако Дубровский остается справедливым и честным человеком. Попав в дом соседа в образе учителя, Владимир влюбляется в Марью Кирилловну, дочь врага. Он прекращает мстить ее отцу, потому что не хочет принести страдания любимой девушке. Теперь другая мысль овладела им: спасти Машу от брака с Верейским.

Князю около пятидесяти лет. Брак с восемнадцатилетней Марией Кирилловной станет неравным. Но Верейский – богатый человек, поэтому Троекуров заставляет дочь согласиться на свадьбу. Владимир не успевает. Маша уже стала женой старого князя. Снова Дубровский проявляет свое благородство: он не увозит девушку против ее воли, не убивает Верейского, хотя сам получает ранение.

Пушкин любит своего героя. Он описывает Дубровского как смелого, доброго, решительного и честного человека, который умеет любить и прощать. Но в финале повести говорится о том, что Владимир бросил своих крестьян, с которыми разбойничал, и скрылся от суда за границей. Этот поступок не сочетается с высокими намерениями.

Поэтому вопрос о том, благородный ли разбойник Владимир Дубровский, остается открытым.

Сочинение по роману Дубровский

Начнём с того, что разберём, кто же такой Дубровский? Что это за персона и что она из себя представляет. Дубровского именовали как Владимира. Он являлся главным персонажем в произведении Александра Сергеевича Пушкина, как раз таки в произведении под названием “Дубровский”. Он являлся сыном человека, который служил в гвардии и был, по сути, военным деятелем. Мама у него ушла из жизни в очень раннем возрасте. Его отец всегда его хотел продвинуть в сферу армии, и в общем в военную сферу общества. С ранних лет он уже учился в кадетском училище. В один миг заболевает отец Дубровского. Дубровский не сам узнаёт об болезни отца. Ему сообщает посыльный. А всё у них переходило от поколения в поколение. Всё, что было их, стало владениями Троекурова. Троекуров был своеобразной личностью. Ведь он всегда был с высоко поднятой головой и не видел не кого, кроме своего “совершенства”. Он всегда был убеждён, что крестьяне это рабы. Именно они должны пахать и всё время работать. Он их не считал за людей и просто их ненавидел, они были для него просто чем-то нищим. Он решил сам для себя, что с ними можно обращаться, как захочет он. Владимир был же полным противоречием Троекурова. Он старался быть преданным своей стране, он был поистине гордым человеком. Он предан дворянству, ведь он поистине настоящий дворянин. А так же он всегда с честью и достоинством относится к людям, которые является крепостными. В произведении сказывается, что Дубровский получает отпуск. Он как раз знал о плохом состоянии отца, и он старается очень быстро приехать и навестить его. Так сказать проведать его и посмотреть его состояние. Но не успевает Дубровский приехать к отцу домой, как отец уходит с этой жизни. Владимир не хочет, чтобы все владения достались какому-то Троекурову, который не как не вписывается в их семью. Он всеми силами старается, чтобы все владения и поместье не достались врагу. И Владимир приходит, конечно, к гениальному решению, а именно он хочет избавиться от Троекурова. Он решает в прямом смысле этого слова сжечь его. Но Троекуров вовремя отказывается от своей жуткой идеи с избавлением врага, таким образом, а всё потому, что он любил дочь Троекурова. Он любил Машу, всем сердцем и душой. Но, к сожалению, Машу отдают насильно не по любви за другого мужчину, а точнее за старика князя. Дубровский не отчаялся, и он старался всеми способами Машу от несчастного брака. Но все его попытки остаются не чем.

Вариант 4

Эта повесть о том, как любовь победила месть. В основе произведения непростая судьба молодого человека по имени Владимир Дубровский. Главные события происходят в деревне. Вначале автор рассказывает о давней дружбе двух помещиков – Троекурова и Дубровского. Когда-то они вместе служили, выйдя в отставку, поселились в соседних имениях. Оба помещика рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Приятелей различало только разное состояние богатства и положение в обществе, но это не мешало их дружбе до определённого момента. Однажды помещики ссорятся из-за нелепого недоразумения. Далее богатый и влиятельный сосед начинает мстить несговорчивому приятелю. С помощью подкупа судей Троекуров становится хозяином имения бывшего друга. Вследствие этих переживаний, Дубровский тяжело заболевает.

Его сын Владимир, который в это время живёт в Петербурге, узнав о болезни отца, немедленно приезжает в деревню. Троекуров, понимая, что зашёл слишком далеко, предпринимает попытку помириться с бывшим другом, но слишком поздно – Дубровский умирает. После смерти отца, Владимир, отчаявшись в справедливом решении суда о признании его наследником имения, сжигает усадьбу и уходит в лес с верными ему крепостными людьми. Возглавляемая Владимиром банда разбойников беспощадно грабит и поджигает самые богатые усадьбы в округе. При этом главарь великодушен, он никого не убивает и не причиняет вреда честным, невинным людям. К тому же, в округе всех удивляет, что разбойник не трогает имение своего главного врага – Троекурова. Оказывается, Дубровский отказывается от мести, полюбив дочь помещика Машу. Владимир проникает в дом Троекурова под видом гувернёра француза. Своей смелостью и находчивостью он заслуживает уважение хозяина, а Маша влюбляется в своего учителя. Владимир признаётся Маше в своих чувствах и, как честный и порядочный человек открывает перед девушкой своё настоящее имя. Владимир прекрасно осознаёт, что при своём положении, он не сможет жениться на Маше, поэтому покидает дом Троекурова и просит девушку в любой трудной ситуации обращаться к нему за помощью. Такой момент наступает, когда отец против воли отдаёт дочь замуж за нелюбимого ею князя Верейского. По воле случая, помощь от Дубровского приходит слишком поздно, когда Маша уже обвенчана с мужем и не может нарушить обет. В итоге, Дубровский предоставляет своей банде полную свободу и уезжает навсегда из России.

Читайте также:
Образ и характер Ленский: сочинение

Таким образом, Пушкин показывает растлевающую власть денег. В угоду богатого самодура продажные чиновники разрушили жизнь честному и благородному человеку.

Другие сочинения: ← Анализ Сказки о царе Салтане↑ ПушкинМое любимое произведение Пушкина →

Сочинение: Суть содержания романа Александра Пушкина «Дубровский»

История создания романа «Дубровский» писателя А.С. Пушкина очень увлекательна и интересна. Имеется несколько фактов, которые будут полезны для лучшего понимания сюжетных особенностей и содержания текста в общем.

Так, согласно легенде, идею для написания произведения писателю подал его давний друг Павел Нащокин. Он рассказал поэту о бывшем дворянине Островском, который жил в Белоруссии. Его лишили имения после долгой судебной волокиты, и он собрал верных себе крестьян в банду разбойников, после чего стал промышлять грабежами и разбоем.

Кроме того, на сюжет сильно повлияла социальная ситуация в стране. К середине века назревал кризис в традиционном укладе жизни народа. Крепостничество приходило в упадок, ухудшалось положение дворян. Им недолго оставалось до полного разложения, и многие просвещенные образованные люди понимали, что нужны реформы и изменения. Писатель хотел заострить внимание читателей на этом, обнажить перед властью грядущие перемены.

Итак, действие разворачивается в Покровском, где жизнь идет привычно. Главенствует там Кирила Петрович Троекуров. Этот помещик уважал лишь одного человека – Андрея Дубровского, с которым он дружил. Тот был более мелким помещиком.

Главным героем выступает сын Андрея Гавриловича Владимир, с ним связано большинство событий, которые стали происходить вскоре после того, как лучшие друзья поскандалили и Троекуров подкупом отобрал у Дубровского его имение, из-за чего тот заболел и умер. Таким образом, его сын остался безо всего, а его бывший товарищ – без лучшего друга. А крепостных должны были передать новому хозяину.

Сын умершего решил отомстить Троекурову, и не только за себя и отца, но и за крестьян. Он создал банду разбойников из числа своих бывших крепостных и стал жить благородным разбоем – он грабил богачей, однако не трогал бедных.

Ему удалось проникнуть в дом Троекурова под видом учителя французского языка, которому вменялось обучить младшего сына Кирилы Петровича. Владимиру удалось выдать себя за француза не просто так – он заплатил настоящему французу, который на эти деньги вернулся домой. Находясь в поместье, он заслужил доверие самого барина, решившего запереть его с медведем. После устранения медведя учителем заинтересовалась дочь Троекурова Маша. Она влюбляется в него, а он в нее и отказывается от былого намерения отомстить.

Финальным событием считается свадьба молодой Маши и престарелого Верейского. Девушка не хочет быть со стариком, она любит Дубровского и пишет Верейскому, прося его, чтобы он отказался от помолвки. Узнав об этом, Троекуров разгневался и назначил помолвку через день.

В день свадьбы Владимир не успел выкрасть девушку до процесса венчания и атаковал карету князя уже после него. Но Мария отказывает Владимиру, аргументируя свой отказ тем, что теперь она является Верейскому женой и их союз скрепил сам Бог. Дубровский уехал ни с чем. Это решение девушки сказалось на последующих событиях — ее любимый распустил свою банду и отбыл из страны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

  1. Считается, что идея для романа возникла у поэта после того, как его друг – Павел Нащокин, рассказал ему историю белорусского дворянина Островского, который, собрав банду из собственных крестьян, прибегнул к разбою после того, как в результате судебных тяжб был лишён своего имения.
  2. В основу романа «Дубровский» легла и социальная обстановка в России в целом. Кризис крепостничества и упадок дворянства к тридцатым годам становились всё очевиднее. Они ещё не достигли последней стадии разложения, однако потребность в реформах была очевидна для многих просвещённых граждан Российской империи. Пушкин стремился обратить внимание людей на общественные проблемы, показать власть имущим назревающие социальные катаклизмы.
  3. Замысел «Дубровского» пришел к Пушкину еще и благодаря тому, что в ту пору в России было особенно популярно творчество Шиллера — немецкого поэта и драматурга. Именно он написал знаменитое произведение «Разбойники», где оправдал благородных бродяг и показал, что довело их до жизни такой. После него многие писатели обратили внимание на разбойную романтику. Пушкин не заимствовал идею, а полностью переработал ее и создал свою историю на базе русского колорита. В авантюрный сюжет он втиснул очень серозные политические проблемы страны.
Читайте также:
Поэт и вольность (по произведениям А. С. Пушкина): сочинение

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

  1. От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу.
  2. От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценных личностей со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже верен: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

  • Он начинается с экспозиции, в которой нам представляют обе стороны конфликта.
  • Далее идёт завязка, намечается основной конфликт, который будет двигать сюжет.
  • Кульминацией романа, в которой напряжение достигает своего пика, является свадьба Маши и её разрыв с главным героем.
  • Развязкой, разрешающей конфликт, служит сцена боя крестьян-разбойников с солдатами.
  • В финале, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению, мы узнаём о судьбе героя после описанных романе событий.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Владимир Андреевич Дубровский двадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровский отставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуров самый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекурова дочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейский старый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.
Читайте также:
Основные темы лирики Пушкина: сочинение

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

  1. Бунт и протест Дубровского – основная тема. Пушкин во многом идеализирует своего героя. Дубровским руководят исключительно благородные мотивы, его методы максимально гуманны, а помысли чисты. Владимир восстаёт против несправедливого общества, однако Пушкин показывает, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть.
  2. Семья – семейные отношения в романе занимают очень важное место. Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского-старшего. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров продает свою дочь и не слушает ее, хоть и по-своему хочет ей добра. Но добро отец видит только в деньгах. Сама же Марья становится жертвой его извращенных понятий.
  3. Любовь – для Пушкина любовь обладает невероятной силой. Именно любовь позволяет Дубровскому исцелиться и сойти с дороги мщения. Но в то же время любовь способна причинить и ужасные страдания, как и произошло с героями. Марья не смогла нарушить клятву и последовать за любимым. Его сердце было разбито.
  4. Отношение к крестьянам – на примере самодура Троекурова мы можем наблюдать крепостничество в его худшем проявлении. У этого помещика крестьяне живут хуже собак, которых хозяин очень любит, а его жестоких издевательствах не только над крестьянами, но и всеми, кто стоит ниже, чем он, ходят легенды. С другой стороны, Дубровские относятся к своим крепостным с уважением, за что получают от них бескорыстную преданность и уважение.
  5. Дружба тоже является темой романа «Дубровский». Троекуров и его товарищ дополняли друг друга, общались на равных, но одна случайная ссора оттолкнула их друг от друга и навсегда развела по разные стороны баррикад. Автор показывает, как хрупок мир отношений, как нужно и важно его беречь.

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

  1. Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
  2. Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.
  3. Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.
  4. Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.
  5. Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.
  6. Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

В то же время это произведение учит нас тому, что месть не всегда является лучшим выбором для решения проблем. Насилие, пусть и порождённое стремлением к справедливости, остаётся насилием и приносит только страдания и тем, над кем оно совершается, и тем, кто его совершает. Таковы нравственные уроки и выводы из романа «Дубровский».

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Читайте также:
Чувства добрые в поэзии А. С. Пушкина: сочинение

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

Анализ особенностей литературного языка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин по праву может считаться творцом национального литературного языка. Завершив процесс его развития, он совершил открытие поистине мирового масштаба: книжная речь стала гораздо ближе и понятнее простому народу благодаря появившимся в ней бытовым просторечиям. Это определило путь развития всей дальнейшей художественной литературы и русского языка в целом. Теперь, когда рамки сухого книжного стиля больше не стесняли его, он зазвучал с новой силой, поражая своим богатством и выразительностью.

Речь простая, живая и незатейливая, речь самого русского народа всегда была главным источником вдохновения поэта. «В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование», – писал В. Виноградов, и с этим утверждением невозможно не согласиться, ведь именно благодаря Пушкину мы можем во всей полноте почувствовать яркость, глубину и силу родного языка.

Его произведения — кладезь достижений всей мировой литературы. Он собрал и развил все, чем была богата культура до него. Теперь эти бесценные сокровища творческой и духовной мощи русского народа наследуют его потомки, преемники — все, кто говорит и пишет на языке поэта. Гениальные писатели, публицисты, такие как Белинский и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, считают его своим учителем, духовным наставником. Целые поколения юношей и девушек познавали жизнь, ее прелести и страсти в романах, поэмах и стихотворениях Пушкина. Да и теперь мало кто не знает хоть одного его произведения, а имя великого поэта знакомо, пожалуй, абсолютно всем.

Почитают Александра Сергеевича и за границей, его творчество переводится на множество иностранных языков, издается огромными тиражами далеко за пределами Родины поэта. Мы, хранители его наследия, должны приложить все усилия, чтобы русский язык и культура не предались забвению и упадку, но всегда были нашей главной ценностью и богатством.

Сочинение Литературный язык Пушкина

Пушкин был гениальным поэтом, разносторонне образованным. Он хотел связать воедино три языка – церковнославянский, европейский и русский.

Пушкин употреблял славянизмы – сей, оный, токмо. Он их не боялся, наоборот, делал за счёт них повествование приближённым к народу, более достоверным. Тем самым закрепил разговорную речь в литературе.

Он описывал жизнь различных людей – от царей до простых крестьян. Его творчество охватывает все исторические эпохи, которые существовали. Он описывал различные страны и народы. Самое интересное, что Пушкин писал об этих странах, как коренной житель каждой из них. Он стал основоположником реалистичного художественного направления в литературе.

Пушкин использует в своих произведениях слова из русского литературного языка прошлых веков. Употребляет имена греческих богов. Часто встречаются слова «лира, муза». В одном из своих стихотворений, посвященных войне 1812 года, Москву именует не иначе, как «мать градов России».

Чтобы придать произведениям торжественный, возвышенный тон, Пушкин употребляет архаизмы «сей, всех ея, глава (голова), всяк сущий, доколь, пиит (поэт)».

Также он применяет архаизмы, чтобы передать достоверность и колорит описываемой эпохи. Вот в «Песне о вещем Олеге» можно прочитать слова «тризна, отрок, волхвы». А в «Борисе Годунове» сразу же в первой фразе «город ведать», т.е. править городом. И мы понимаем, что речь пойдёт о 16 веке.

Пушкин специально употребляет разговорные бытовые слова, употребляемые крестьянами. Вот Пушкин описывает зиму и крестьянина. Его сани он именует «дровни». В «Братьях-разбойниках» встречаются исконно русские слова – харчевня, кнут, острог.

Читайте также:
Темный лес Татьяниного сна или Умение различать истинные и мнимые ценности: сочинение

Свой словарный запас народных слов и выражений Пушкин обогатил, находясь среди крестьян в ссылке в селе Михайловском. Также его няня, Арина Родионовна, рассказывала сказки, пела песни на простом деревенском языке. Некоторые общепонятные слова Пушкин потом использовал в своих произведениях.

Для достоверности использовал местные диалекты. В «Капитанской дочке» он называет постоялый двор местным словом «умет», которое характерно для Оренбургской губернии.

Ещё одно нововведение Пушкина. Употребление слов из западноевропейских языков без перевода. Они несут смысловую и стилистическую нагрузку. Много таких слов и выражений в «Евгении Онегине». Вот булочник открывает не форточку, а «васисдас». В переводе с немецкого значит «Что это такое?»

Пушкинский слог можно сравнить с рисунком пером. Ничего лишнего, всё предельно точно и понятно. Это достигалось за счёт того, что Пушкин использовал простые предложения без громоздких причастных и деепричастных оборотов. Современным авторам нужно учиться у Пушкина.

Ещё одна интересная особенность пушкинского языка. В нём царствуют глаголы, причастия или отглагольные прилагательные. Не потому ли его произведения так легко учатся наизусть и надолго запоминаются?

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ особенностей литературного языка Пушкина

Популярные сегодня темы

Произведение известного автора публициста Шолохова Тихий Дон в своё время было признано как одно из наиболее лучших произведений изданных в те времена.

Роман в стихах «Евгений Онегин» поднимает множество проблем, в том числе и проблему дружбы. Она выражена в характере главного героя и его взаимоотношениях с другими персонажами.

Любой город для своих жителей любим, какой бы он ни был со своими прелестями и недостатками. Так и мой город Набережные Челны – любимый.

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» есть интересный персонаж – Молчалин. Он был секретарем Фамусова, который жил в его доме и старательно выполнял свои обязанности. Молчалин был не дворянского происхождения, но пытался тянуться вверх по карьерной лестнице.

Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.

Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка

Одной из главных ролей Пушкина в становлении русского литературного языка является введение в него элементов народной речи и европеизмов. Не разрабатывая каких-то теорий, писатель и поэт смог существенно преобразить языковую систему.

Народность языка Пушкина

Сложно оценить вклад, который Пушкин внёс в развитие национального языка. Поэт понял, что язык был создан людьми и для людей. Он дал русской письменной речи особую гибкость, живость и полноту слова в литературном использовании.

Поэт решительно исключил всё то, что не соответствует основному духу и законам русского народа. Он менял народные традиции русской письменной речи, тщательно изучал и выбирал слова и выражения из ранее изученных им произведений. Александр Сергеевич активно участвовал в каких-либо спорах и дискуссиях по теме литературного языка своего времени.

Отучившись в самом передовом учреждении того времени, он стал одним из самых культурно ра́звитых людей XVIII века.

Александра Сергеевича принято считать реформатором литературного языка, но это не значит, что он его создатель. Он преобразовал высокопарный стиль письма того времени в более разговорную форму, много сделал для выработки русской терминологии. Целью писателя было устранить пробелы между литературной и разговорной речью нации. Он стремился придать литературному стилю письма характер гармоничной системы, обеспечивающей точность и чёткость норм.

Велика роль Пушкина в истории русского литературного языка. Литературная и разговорная речь были изолированы друг от друга, а стали взаимосвязаны. Укрепляется понимание о двух видах литературного языка Пушкина, каждый со своими особенностями, но без принципиальных различий.

Труд А. С. Пушкина продолжили другие великие деятели, такие как М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и другие. Русская литература, доведённая ими до совершенства, оказала большое влияние на разговорную речь.

В развитии Пушкинского стиля выделяют не менее двух периодов его творения:

  1. Первый занимает около 10 лет работы и представляет эпоху формирования его реалистического стиля. Поэт искал новые формы самовыражения, в чём смог достичь успеха. В первых стихах широко отражаются черты старого стиля, но нельзя не заметить его стремление к естественности, просторечию, форме живой разговорной речи.
  2. Во втором периоде видна чётко продуманная цель: найти более художественный и реалистичный словесный образ, который соответствовал бы народному духу. Пушкин вдохновлялся живой русской речью.

Вклад в культуру

Вклад Пушкина в развитие русского языка трудно переоценить. Писателя и основоположника современной культуры волновало будущее поколение, он хотел повлиять на воспитание молодёжи. Специально для детей он не писал, но пристально следил за детской литературой. Его возмущали писатели, которые создавали произведения изысканным напыщенным слогом. Такое творчество отличалось от знакомой ему жизни.

Александр Сергеевич понимал, что основное обучение нового поколения в России ограничивается изучением нескольких языков, и поверхностным изучением всех наук. Его это не устраивало. В его стихотворениях и сочинениях чувствуется дух патриотизма, который сейчас передаётся юным гражданам, благодаря его лирике можно ощутить всю эстетичность природы.

Необъятен и вклад Пушкина в русскую литературу: каждое произведение автора имеет смысл, определённую мораль. Он высмеивал человеческую глупость, жадность и лицемерие. В своих работах он старался писать по-простому, точно и кратко. Автор мог проникнуть в атмосферу разнообразных эпох и культур, в чём сыграла роль его осведомлённость и любовь к мировой литературе. Народная речь нашла своё место во всех его произведениях.

Читайте также:
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (6): сочинение

А. С. Пушкин обладал революционным мировоззрением, был культурно развит и многогранен. Писатель имел благородные цели по преобразованию литературного стиля письма, которые сопровождали его всю жизнь.

Создание единых общенациональных норм литературного языка касалось не только его структуры, но и системы его сти­лей. Пушкин уничтожил устаревшую систему.

Благодаря этому писатели обрели возможность развивать и безгранично менять собственный индивидуальный творческий стиль, находясь в рамках литературной нормы.

Отражение богатства русского языка в лирике Пушкина (сочинение)

п. г.т. Апастово, Апастовский район, Республика Татарстан

Отражение богатства русского языка в лирике Пушкина (сочинение)

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт его другим. Русским язык обладает огромным лексическим составом. Это позволяет точно называть тот или иной предмет, его признаки, действия, выражать разные оттенки значения, показывать отношение говорящего к предмету речи.

Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. Ярким примером умения использовать нужные слова для изображения предметов, явлений и событий является , так как в нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. По словам великого критика : «Поэзия Пушкина насквозь проникнута содержанием, как гранёный хрусталь лучом солнечным». Ведь каждое стихотворение поэта – есть отдельный мир.

Если в качестве примера возьмём лишь одно его стихотворение «Зимнее утро», то увидим, как верна у поэта всякая мысль, всякий образ, каждая фраза, каждое слово. Всё на своём месте, всё полно, ничего незаконченного, тёмного.

В своём замечательном произведении из русского языка он сделал чудо: ввёл в употребление новые слова, старым дал новую жизнь.

Представим прекрасное, морозное и солнечное зимнее утро в деревне. Мы в деревенском доме. Ещё не все проснулись, но уже затоплена печь и в ней потрескивают дрова. Из окон прекрасный вид: заснеженные поля, далёкий хвойный лес. Над горизонтом полоска золотистой зари, а выше – чистое лазурное небо. На стёклах окон разные узоры. Видимо, на улице трескучий мороз, а в комнате тепло и уютно. Такое утро обещает солнечный день. Мороз и солнце, чудесная зимняя погода! Не правда ли? Оставаться ли дома или выбежать на улицу? Я не понимаю, как можно творить вот так, как бы из ничего: «Мороз и солнце. День чудесный». Такую картину смог оживить только Пушкин.

Первая строка вводит в тему стихотворения, раскрывает идею, а дальше, как экспозиция, рассказ о том, где происходит действие и с кем. Зимний пейзаж виден «в окно». И я вместе с лирическим героем пытаюсь увидеть, вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу. Ясное небо светлого утра дает возможность рассмотреть красоту волшебного пейзажа в подробностях. И я в мыслях подбираю яркие тона, создающие впечатление великолепия. Благодаря слову поэта, я использую богатую палитру цветов: лазурный, зеленый, серебристый… Слова «белый» у автора нет. Но он видится, предполагается. Кругом чистота и блеск!

Стихотворение «Зимнее утро» было написано почти 200 лет тому назад. За этот долгий период некоторые слова, которые использует автор произведения, вышли из своего активного употребления и требуют пояснения.
Обратимся сначала к отдельным словам, употреблённым в стихотворении, обычным в русской речи во времена Пушкина, а теперь исчезающим из нашего языка: лежанка, вечор, взор, Аврора. Существительное «лежанка» образовано от глагола «лежать». В прошлом в деревенских домах печи делались с лежанкою – невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть, погреться или прилежать.

Слово «вечор» созвучен с такими словами, как «вечер», «вчера». Такое же объяснение этого слова даётся и в этимологическом словаре. А из толкового словаря узнаём, что устаревшее наречие «вечор» означало «вчера вечером». Мне очень жаль, что из нашего языка исчезло такое красивое и звучное слово.

Слово «взор» мы слышим в таких сочетаниях: «потупить взоры», «устремить взоры». Существительное взоры здесь означает «глаза». А раньше говорили: «открыть взоры» или «открой взоры».

Существительное «Аврора» – слово из латинского языка. В римской мифологии – это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты его эпохи в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини, то есть вместо «утренняя заря» писали «Аврора», что делало стихотворение более возвышеннее, выразительнее.

Обратимся к тексту стихотворения.

Пушкин посредством подбора нужных слов добивается передачи нам того радостного чувства, которое испытывает лирический герой. Обратимся к таким строчкам.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…

Мне кажется, здесь главное слово: «предадимся». Глагол употреблён в повелительном наклонении. Через этот глагол и выражается нетерпеливое желание лирического героя поделиться своей радостью с близким человеком.

А если бы поэт в этих строчках вместо выражения «друг милый» употребил другое слово, например: «беспечно», то настойчивый призыв «предаться бегу коня» получил бы совсем другое значение. Бурное проявление радости заменилось бы спокойным приглашением к прогулке.

Читайте также:
Композиция повести: сочинение

Обратимся к четвёртому стиху последней главы:

И навестим поля пустые…

Попробуем заменить слово «поля» словом «места». Ритмичность сохранилась, но изменилось его художественное содержание. Когда мы читаем «поля пустые», в нашем воображении возникают заснеженные поля, мы готовы их нарисовать. Вообразить и нарисовать «места пустые» невозможно. Заменив слово «поля» словом «места», мы лишаемся возможности увидеть деревенский пейзаж. «Места» – это абстрактное слово, поэтому оно не выбрано Пушкиным. А если заменить словом «леса»? Лес – это конкретное понятие, его можно и вообразить, и нарисовать. Получилось: «леса пустые». Сразу же изменилось изобразительность стиха. Глядя на заснеженное поле, каждый невольно подумает: пустое безжизненное поле. А назвать лес пустым и безжизненным нельзя.

В сочетаниях: «небеса голубые», «снег блестит на солнце», «лес прозрачный», «речка блестит», «блеск янтарный», «треск весёлый», «печь трещит», «берег милый» рисует образы, напоминающие одушевлённые предметы. У него «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела». С помощью данного приёма он создаёт ситуацию перехода грустного настроения в радостное.
Обратим внимание на 4 и 6 строчку:

Открой, сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись.

Во-первых, удивляет нас сочетание «открой… взоры», употреблённое в значении «глаза». А существительное «нега». Оно тоже небезынтересно. В словаре Ожегова оно толкуется так: «Нега – и. ж. устар.1. Полное довольство. 2. Блаженство, приятное состояние. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести в значении «сон», поскольку сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя».
Посмотрим на строчку ниже.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово «Аврора». Как имя собственное оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное. У слова «Аврора» должно быть окончание «-е». Но здесь ошибки нет, так как раньше предлог «навстречу» требовал родительного падежа. Читая эти строчки, мы не только воображаем картину утреннего неба, но и вместе с лирическим героем наблюдаем взлёт кудрявой красавицы, мифологической богини.

Далее лирический герой обращается к близкому человеку со словами: «Звездою севера явись». Это тоже не случайно. Путь к этой приятной фразе у Пушкина был таким. Первоначальный стих звучал иначе:

Как ангел севера явись!

Ангелы – божьи слуги, посредники между богом и людьми. Бог посылает ангела к человеку, чтобы помочь ему. На иконах и картинах ангелы изображаются красивыми милыми мальчиками с крылышками. А в разговорной речи слово «ангел» употребляется в переносном значении, как «прекрасный человек». Если бы поэт оставил вместо фразы «звездою севера явись»- «как ангел севера явись», то получилось бы так, что лирический герой призывал бы любимую проснуться и явиться перед Авророй «очень красивой» подобной ангелу. Затем, чтобы точнее, чётче выразить мысль, Пушкин заменяет выражение «как ангел» – «Авророй». Получилось:

Навстречу северной Авроры

Авророй севера явись!

Лирический герой призывает красавицу явиться Авроре Авророю, то есть явиться достойной Авроры. Казалось бы, всё получилось красиво. Богатая поэтическая интуиция одарённого поэта подсказывает Пушкину, что о красоте человека можно сказать более лирично и с большей силой выразительности, если её представить в другом образе.

Представим такую картину: утренняя заря, все звёзды погасли, но одна продолжает гореть. Картина необычайной красоты! Звёздочка эта имеет своё имя – Венера. Самая яркая, самая красивая звезда на звёздном небе. Не случайно в римской мифологии Венерой называли богиню красоты. Может ли что-либо быть прекраснее богини красоты? Нет! Поэтому Пушкина осеняет мысль выразить красоту человека в образе этой звезды.

Одной из запоминающихся и прекрасных строк является: «И речка подо льдом блестит». Речка не бежит, не молчит, а именно «блестит». Это и лучи солнца, и ясный день, и весёлое настроение героя. Далее поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, словно ровное полотно и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковёр. Автор использует слово «небеса», а не «небо». Может быть, от большого количества солнца и света? Здесь как будто небо уходит ввысь, оно бесконечно. Воздух разрежен, и поэтому лес прозрачен и виден насквозь.

В самом конце стихотворения странно и непривычно звучит слово «запречь» вместо нормативного, современного «запрячь» от глагола «запрягать». Несомненно, что форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки, как факт поэтической вольности.
Слово «берег» в заключительной строчке употребляется не в основном, прямом значении: «край земли около реки», а в значении «местность около реки». – Около какой реки? – Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, находящееся недалеко около реки Волга.

Итак, всё стихотворение представляет собой законченную картину природы. Но в глубине стиха – образ любящего сердца. Пейзажная зарисовка воссоздаёт лишь душевный настрой: картина зимнего утра отражает настроение героя: он испытывает чувство любви, радуется жизни, вдохновлен, ждет осуществления своей мечты.

Как видим, и Пушкину было не просто отыскать самые подходящие слова для своего творения. На выручку поэту приходили языковое чутьё, поэтический талант, трудолюбие.

И на примере стихотворения «Зимнее утро» мы увидели, как богат и выразителен наш язык, как необыкновенно искусно сильными и красивыми словами можно описать предмет, создать картину природы, рассказать о человеке и о его чувствах.

Читайте также:
Воплощение в образе Татьяны русского национального характера: сочинение

Безусловно, наш язык живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверно, и мы должны развиваться вместе с ним.

Список, использованной литературы

О принципах художественного чтения поэзии Пушкина. – Л.,1967. Арго слово. – М., 1978. Гоголь места из переписки с друзьями. Соч. в 5т., 1889 – т. 4- с. 23 , – . Избранные сочинения. – М. «Художественная литература», 1990. . Письма о русской литературе. О характере и достоинстве поэзии . и . Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999

Литературный язык в произведениях Пушкина

В произведениях Пушкина литературный язык освободился от ранее свойственной ему в той или иной мере обособленности от живого общенародного языка и стал одной из важнейших форм общенародного языка, органически с ним связанной. Развитие пушкинского стиля являет картину многообразных путей и средств сближения языка художественной литературы с языком общенародным. От «Руслана и Людмилы» до сказок и «Капитанской дочки» прослеживается путь обращения Пушкина к народной поэзии как национальному источнику художественного языка. Но этот источник нужен поэту не только для мастерской стилизации. Пушкин обращался к сказкам затем, «чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке». Он внимательно прислушивался и к «разговорному языку простого народа», отстаивая его право на внедрение в язык литературы. Поэт вводит элементы живой, разговорно-бытовой речи и в диалог, и в сказ, и в авторскую речь.

Такая стилистическая ориентация позволила Пушкину снять «перегородки», существовавшие между различными сферами художественного языка и стеснявшие его развитие. Пушкин окончательно разрушил систему трех стилей. Не отказываясь от стилистической дифференциации художественного языка и, наоборот, открывая для нее новые перспективы, Пушкин отверг незыблемость границ между отдельными стилями с раз навсегда «прикрепленными» к ним жанрами. Вспомним, например, отказ Пушкина от «четвертого единства», т. е. от единства слога, в «Борисе Годунове», где мы встречаем всю градацию стилей. Своеобразной лабораторией, где производилось «соединение» различных стилистических элементов, явился для Пушкина стихотворный роман «Евгений Онегин».

Те же тенденции проявились в стирании стилистических граней между поэзией и прозой в творчестве Пушкина. Свойственное старой «пиитике» представление о стихотворстве как «языке богов» не допускало в стиховую речь простых, «низких» слов и выражений, употребляемых в прозе. Пушкин заговорил «презренной прозой» не только в шутливой поэме «Граф Нулин», но и в произведениях «серьезных». Таковы, например, в «Медном всаднике» многие строки, связанные с образом Евгения.

Опираясь в своей творческой деятельности на общенародный язык, Пушкин не отбросил и ценностей литературно-книжного языка, как он сложился в многовековом развитии русской письменности и литературы. Для художественного языка особенно большое значение имел вопрос о славянизмах (недаром он и вызвал споры). Хорошо понимая ошибочность позиции Шишкова и иронически переводя русское выражение целуй меня на «шишковский» язык: да лобжет мя лобзанием,- Пушкин, однако, признает, что «многие слова, многие обороты счастливо могут быть заимствованы из церковных книг». Поэтому нас не должно удивлять, что поэт сам мог написать: «Лобзай меня: твои лобзанья мне слаще мирра и вина».

Но Пушкин употреблял славянизмы не для сохранения старого стиля и старой идеологии, а как одно из выразительных средств там, где это было уместно, где это без стилистических перебоев входило в контекст. Рядом со сравнением «слаще мирра и вина» выразительные славянизмы лобзай, лобзанья способствовали созданию «восточного» стиля. Вспомним и другие «высокие» слова и обороты из стихотворения «В крови горит огонь желанья. »: «душа тобой уязвлена», «главою нежной», «и да почию безмятежный», «двигнется ночная тень». Новаторство Пушкина заключалось, по его собственному выражению, «в чувстве соразмерности и сообразности», позволявшем ему отбирать славянизмы, сообщать им глубокий смысл и тонкую выразительность, сочетать их со словами и выражениями иных стилистических пластов. И все это многообразие речевых средств художественной литературы объединялось на основе общенародного языка.

Стилистическая система, складывавшаяся в творчестве Пушкина, обнаруживала прямую зависимость от важнейшего для него творческого принципа – реализма. Точнее сказать, реализм как художественный метод глубоко и разнообразно проявился в системе речевых – изобразительно-выразительных – средств пушкинского художественного языка. Без обращения к этой специфической форме художественной литературы суждения о реализме Пушкина будут неполными, односторонними. Основным стилистическим принципом для Пушкина-реалиста становится непосредственное, прямое, точное называние предметов и явлений.

  • Был вечер. Небо меркло.
  • Воды Струились тихо.
  • Жук жужжал.
  • Уж расходились хороводы;
  • Уж за рекой, дымясь,
  • пылал Огонь рыбачий.

Как это скупо и точно нарисованная картина природы в «Евгении Онегине» непохожа на установившийся по образцу «Сельского кладбища» Жуковского трафарет сентиментального вечернего пейзажа или на романтические картины наступающей ночи по типу элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»! «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы,- заявлял Пушкин.- Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» («Начало статьи о русской прозе»).

Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка

Великий народный поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин внес неповторимый вклад в становление русского литературного языка.

Пушкин был одним из самых высокообразованных и всесторонне развитых русских людей начала девятнадцатого века. Получал образование он в самом престижном учебном заведении – Царскосельском лицее. Александр Сергеевич являлся поистине реформатором литературного языка. Многогранность Пушкина не имеет границ. Можно смело говорить, что именно Пушкин обогатил русский литературный язык, введя во все жанры разговорный стиль народа. Пушкин охватил все слои общества современной ему России. В его произведениях с равным успехом описан быт русской избы и помпезный дворцовый бал. Он смог изменить поэзию и прозу девятнадцатого века. Пушкин хотел повлиять на воспитание будущего поколения, хотя специально для детей не писал. Произведения автора пропитаны духом патриотизма, любви к русской природе и людям. В каждом произведении Александра Сергеевича присутствует скрытое нравоучение.

Читайте также:
Всадник - характеристика литературного героя: сочинение

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина можно выделить два условных периода. К первому периоду относится раннее творчество, где юный писатель и поэт старается придерживаться канонов старого стиля. Но уже тогда явно прослеживалось стремление автора к простоте и реалистичности. Поэт начинает искать новые формы самовыражения, стремится писать более раскованно и естественно. Во втором периоде становится видна четко поставленная цель автора – он ищет свой собственный художественный образ, не боится использовать народную речь. Его произведения легки к пониманию и вдохновляют.

До появления творчества Александра Сергеевича Пушкина русская литературная речь была сложной, присутствовало большое количество лишних слов в простой по своему смыслу фразе. Произведения Пушкина получались более легкими к прочтению и пониманию. Мораль усваивалась на много проще. Слог Пушкина был более четким и выразительным, в его работах присутствовала разговорная речь. Именно благодаря Пушкину были стерты условные границы стилей прошедшей эпохи. Благодаря Пушкину писатели-современники получили возможность собственный, отличный от канонов стиль и смогли проявлять свою особую индивидуальность. Многие критики девятнадцатого века выражались на этот счет негативно, упрекали писателя. Несмотря на это, ни один из современников Пушкина не смог достичь такого мастерства, а их имена упоминаются только благодаря памяти о великом поэте.

Александра Сергеевича Пушкина можно смело назвать родоначальником русского литературного языка. Его последователями стали такие известные писатели как Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Горький, Чехов, Салтыков-Щедрин и другие.

Вариант 2

Русский литературный язык развивался и был усовершенствован в конце восемнадцатого, в первой половине девятнадцатого века. Главную роль в его становлении сыграл Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрим это утверждение на примерах.

Главным реформатором русского языка принято считать Михаила Васильевича Ломоносова. Именно этот гениальный учёный в своём сочинении «О пользе книг церковных» дал обоснование о разделении языка на «штили» – стили, а также указал на состав каждого из них. За основу Ломоносов взял количество церковно-славянских, русских и просторечных слов. Также он обосновал жанровую принадлежность произведений к каждому стилю. Однако литературный язык даже в его произведениях был насыщен громоздкими и отвлечёнными фразами с обилием церковно-славянских слов. К концу восемнадцатого века стало ясно, что назрела необходимость замены таких слов и выражений. В это время развивается литературное направление – сентиментализм, а за ним – романтизм. Они пришли в Россию из Западной Европы, где литературный язык к тому времени был уже достаточно сформирован.

В русской прозе появляются сентиментальные повести Карамзина, романтические баллады Жуковского. Эти знаменитые писатели и подготовили постепенный переход литературного языка к современным формам. Однако, именно А.С.Пушкин завершил становление русского литературного языка. В своих произведениях он постепенно сократил употребление церковнославянских слов до необходимого минимума. Стал использовать простые и понятные слова, выражения и фразы, свойственные речи образованных и грамотных людей того времени. От использования бранных и других грубых просторечных выражений он отказался вовсе. А жанровая особенность его произведений теперь не была определена «высоким» и «низким» стилем.

Очень большое значение придавал Пушкин лексическому разнообразию языка. Известно, что даже в своих знаменитых сказках он тщательно продумывает каждое слово, анализируя его форму. Так с «Сказке о мёртвой царевне» мы встречам следующую фразу: «В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила». Мы видим. Как точно работает слово: «прокусила и кусочек проглотила». Понятно, почему царевна осталось жива, ведь она не съела всё яблоко, а всего кусочек и не укусила, а прокусила – то есть чуть-чуть откусила.

Чистота, ясность и действенность слова в произведениях великого поэта навсегда стали образцом для русской литературы и определили главную роль поэта в становлении литературного языка.

Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка

Несколько интересных сочинений

Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.

В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

Спорт является неотъемлемой частью человеческой жизни. В настоящее время трудно найти того, кто бы остался безразличным к спорту. Все прекрасно осознают его роль, но всё же остаются в стороне

Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: