О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны: сочинение

Анализ письма Татьяны к Онегину (9 класс)

Важной составной частью поэмы «Евгений Онегин» является письмо главной героини Татьяны к главному герою, способствующее раскрытию образа Татьяны.

Основной мыслью данного письма является желание девушки понять чувства Онегина к ней, при этом Татьяна выражает готовность к открытому проявлению собственных чувств, а также к отрицательному ответу молодого человека.

Отличительной особенностью данной части поэмы является использование автором особых средств выразительности мыслей героини. В первую очередь, данный факт выражается при обращении Татьяны к Онегину с использованием местоимения «ты», тем самым раскрываясь перед возлюбленной в полном объеме, доверяя ему свои мысли и опасения.

Кроме того, повествование в письме является сочетанием романтичности героини, основой которой представляются прочитанные ею сентиментальные романы, а также решительности, связанной со стремлением постоянного присутствия Евгения в ее жизни, поскольку молодой человек для нее является необыкновенным и загадочным.

Письмо передает противоречивые чувства девушки, изложенные на французском языке, поскольку Татьяна плохо владеет русским языком. Чувства героини предаются автором с использованием различных эпитетов, метафор, а также лексики устного народного творчества и религиозных воззрений.

Своеобразием послания Татьяны является его проникновенность, открытость и чистота, а также понимание девушкой несбыточности ее мечт.

Композиционная структура письма героини условно подразделяется на несколько частей, первая из которых передает ее опасения, затем Татьяна рассматривает свое будущее, в следующей части проявляется грусть девушки о сложной женской доле.

Финал послания характеризуется драматизмом, выражающимся трагическими нотами, поскольку она понимает запретность своих чувств и возможность собственной уязвимости, однако, преодолев, нерешительность, Татьяна ощущает веру в благородство любимого мужчины, переходя к местоимению «вы». Однако при этом девушка испытывает чувство стыда, которое проявляется в страхе перечитать на утро собственное сочинение.

Рассматриваемая часть поэмы является одной из наиболее ярких и впечатляющих составных сцен произведения, подчеркивающей искренний, страстный и чистый образ главной героини, испытывающей чувство настоящей, подлинной любви к мужчине.

2 вариант

В романе «Евгений Онегин», написанном великим поэтом А.С.Пушкиным, очень важное значение имеет письмо, которое влюбленная Татьяна Ларина написала Онегину. Оно является самым чувственным и романтичным моментом в произведении. Его анализ помогает разобраться в личности главной героини.

Написанное Татьяной письмо раскрывает ее истинные чувства к Евгению. Она надеется на взаимность мужчины, но и не исключает того, что он отвергнет ее. Она всей душой надеется на поддержку Онегина, потому что находится в отчаянии от одиночества и непонимания близких.

Когда Татьяна начинает писать свое признание, то боится и сомневается, но постепенно ход ее мыслей становится сильнее и их не удается сдерживать. Она все больше раскрывает себя, переходя с официального обращения на дружескому. Чем дальше, тем больше своих опасений и мыслей она вверяет Онегину, объясняя откровенность тем, что в своей семье она чужая.

При написании письма героиня открывается как романтическая и сентиментальная личность, но одновременно в словах прослеживается решительность и желание постоянно встречаться и общаться с Евгением.

Мысли девушки в письме противоречат друг другу, потому что в момент его написания они беспрестанно лились, и Татьяна потеряла их нить. Ее мнение насчет Онегина меняется от ангела, посланного с небес для спасения ее души, до змея-искусителя, способного погубить ее своим отказом. А мольбы о помощи и защите сменяются на упреки и непонимание цели появления Евгения в жизни девушки.

Так как Татьяна плохо владеет русским языком, свое признание она пишет на французском. Этим автор обращает внимание на связь чувств девушки с любовными французскими романами, которыми она зачитывалась.

Свои чувства девушка раскрывала в присущей ей романтической манере. Чтобы точнее выразить свои мысли, она использовала красочные и яркие эпитеты. Иногда написанное указывало на близость Татьяны к обычному народу, потому что она использовала различные народные высказывания и метаморфозы. Об этом говорит и то, что единственным близким человеком девушки является ее няня. Отразилось в признании и близость девушки к Богу и ее вера в божественные силы.

Написав Онегину письмо, девушка не только открыла свои чувства. В Евгении отразились все положительные герои, о которых Татьяна читала в романах, и она ожидала таких же неудержимых чувств от него. Девушка доверила мужчине свою судьбу, не опасаясь осуждения и наказания. Этим она показала себя искуренной и открытой, хотя многие считали ее замкнутой и тихой.

Анализ 3

Понять всю глубину и смысл послания Татьяны к Онегину можно лишь познакомившись с образом героини поближе. Кто же она? Что из себя представляет?

Татьяна – простодушная деревенская девушка. При этом она хорошо воспитана, образована, ведь самостоятельно написать письмо может только знающая грамоту девушка. Татьяна имеет очень тонкую душевную структуру и ее чувства играют самыми разнообразными оттенками и мотивами. Это юная открытая девушка, которая находит в себе силы и считает необходимым помогать беднякам. Упоминание об этом есть в самом письме, где Татьяна описывает момент, когда ей привиделся образ любимого. Она также верит в бога и прилежно молится. Татьяну также можно назвать смелой и отважной, ведь открыться и признаться в чувствах совсем не просто.

Читайте также:
Краткая характеристика произведения Капитанская дочка Пушкина А.С.: сочинение

Однажды встретившись с юным франтом Онегиным, девушка была покорена и прониклась доселе еще неизвестным ей чувством. В ней родилась искренняя и сильная любовь, которая пожаром разрасталась и крепла в ее сердце день за днем. В письме девушка описывает сильнейшие волнения, которые происходят внутри нее. Все сознание и мысли Татьяны поглощены страстью первой любви.

Несмотря на все буйство чувств, она находит в себе силы справиться с ними и мыслить здраво. Конечно, ей искренне хочется верить в то, что это судьба и она встретила того единственного, с которым проживет счастливую жизнь. Однако, не строит иллюзий и просит Онегина прояснить ситуацию.

Татьяна открыто и прямо сообщает о своих чувствах и, в ответ, ждет такого же однозначного ответа. Она отчаялась и готова принять любой ответ, ведь жить в неведении она больше не может, томиться в домыслах и мечтах слишком тяжко.

Данное письмо наполнено нежностью, искренностью и верой в честность и справедливость того, кому адресовано. И, хотя вера Татьяны во взаимность чувств немного ослабла, в глубине души она искренне на нее надеется.

Смелая юная девушка отважилась написать любовное послание, четко осознавая все возможные последствия. И вот, отважившись на роковой шаг девушка смиренно ждет судьбоносного ответа от Онегина. А продолжение данной любовной истории – всем известно.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ письма Татьяны к Онегину

Популярные сегодня темы

Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях.

Удивительное чувство любовь. Это чувство охватывает весь роман – эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».В этом романе раскрывается тема любовного треугольника. Но, как известно – третий лишний. И этим лишним была Наталья.

Россия – страна с многовековой историей. Страна, которая имела очень трудные времена, которые она проходила вместе со своим героическим народом. Россия – очень мощное государство, которое имеет очень широкое влияние во всем мире

Я понимаю так, что жизнь в обществе отличается от просто жизни тем, что вокруг люди, которые живут по определенным правилами.

Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

Анализ письма Татьяны к Онегину

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» важное место занимает письмо Татьяны к Онегину, анализ которого важен для понимания всего образа героини. Главным мотивом письма является желание Татьяны выразить чувства к Евгению, а также понять, что он испытывает к ней. В письме объединены романтичность героини, основанная на прочитанных ею сентиментальных романах, и решительность. Девушка использует местоимение «ты», обращаясь к возлюбленному, а также первая выражает свои чувства, что было не принято в современном ей обществе.

Основная мысль

Татьяна пишет Онегину, желая узнать его ответ на её чувства. Она готова и к взаимным проявлениям, и к отвержению. Находясь в полном непонимании среди близких ей людей, она открывает себя только Евгению и искренне надеется на его поддержку.

Средства выражения мысли

Анализ письма Татьяны к Онегину следует начинать со средств выражения мысли. Несмотря на то, что Татьяна боится начинать своё письмо к Евгению Онегину, она постепенно раскрывается перед ним, уже обращаясь к возлюбленному на «ты». Татьяна открыта перед героем, она рассказывает ему все свои мысли и опасения. Она говорит Онегину, что никто её не понимает, для всех она чужая.

В письме соединились и романтичность героини, почерпнутая из сентиментальных романов, и решительность, которая связана с желанием постоянно видеть Онегина и разговаривать с ним.

Татьяна противоречива в своем письме, её слова отражают её мысли, которые приходят в голову одна за другой, сменяя друг друга. Героиня называет Онегина то своим ангелом-спасителем, который был ей послан богом, то змеем-искусителем, понимая, что чувства могут быть невзаимными. Татьяна то просит помощи и защиты у героя, то вопрошает, зачем он появился в её жизни.

Девушка пишет своё письмо на французском языке, потому что плохо знала русский язык. Здесь автор указывает на взаимосвязь с французскими романами, которые так любила читать героиня.

Романтичность, которая так свойственна Татьяне, в письме проявилась в том, как героиня рассказывала о своих чувствах. Она использовала различные эпитеты, которые наиболее красочно передавали мысли Татьяны. Пушкин использует здесь и метафоры, и лексику устного народного творчества, которая говорит о близости героини к простому народу. Не зря Татьяна близка в произведении только со своей няней. В письме отразилась и вера героини в божественные силы, она употребляет религиозную лексику. Евгений для нее то ангел, то змей-искуситель.

Читайте также:
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

Значение письма

Письма играют важную роль в повествовании, которое ведется от лица автора. Это и письмо Татьяны, и письмо Онегина.

Данный анализ можно сопоставить со статьёй, которая поможет написать сочинение «Анализ письма Онегина к Татьяне».

В письме же Татьяны к Онегину героиня раскрывает свой характер самостоятельно, собственными словами, обращёнными к Онегину. В письме отразился эмоциональный отклик на появление героя в её жизни.

Выросшая на французских романах, она ждала тех же любовных ощущений, что происходили с героинями этих романов. Татьяна, как пишет автор, влюбилась потому, что «пришла пора», а в Онегине соединились все образы из романов, которые она читала. Она ждала таких же интересных отношений, о которых читала, поэтому и пишет Онегину письмо.

Девушка смела и открыта перед своим возлюбленным, она первая признается в своих чувствах, что в те времена считалось неправильным. Героиня не боится осуждений других людей, она доверяет Евгению всю свою дальнейшую судьбу. Это показывает, что Татьяна умеет быть открытой, хотя многие её считали девушкой грустной и странной.

Неоднозначность передаваемых мыслей говорит о высшей степени искренности Татьяны. Она не обдумывала своё письмо, а писала в порыве эмоций, любовных чувств. Ей хотело передать возлюбленному, что она чувствует. Она желала скорее узнать ответ героя, а не тайно изводить себя любовным томлением.

Влюбленность в созданный ею самой идеал мужчины не отрицает всех искренних чувств Татьяны, которые она так нежно и в то же время смело передала в письме к Онегину.

После того как Татьяна написала письмо, она боится еще раз перечитать его, потому что это письмо было необдуманно, и автор даже сам несколько раз это подчёркивает. Однако чистота и искренность её чувств перебарывает страх – Татьяна отсылает письмо Евгению.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина: периоды и произведения

Содержание:

Романтизм – распространенный жанр литературы, искусства. Для него характерно утверждение ценностных ориентиров в сфере творческого, духовного развития человека. Произведение романтического характера построено на отображении бунтарского нрава, сильного характера персонажа, страсти, всеобъемлющей любви. Пушкин в период романтизма воспевал одухотворяющую, целительную силу природы, светлые взаимоотношения между влюбленными.

Реализм – это литературное направление, основанное на правдивом воссоздании реальных картин из типичной жизни. Романтический стиль был популярен в период восемнадцатого века. Позже поэт проникся реалистической направленностью. Манера его творчества немного изменилась.

Романтизм в творчестве Пушкина

С 1820 до 1824 года, в период раннего творчества Александра Сергеевича, его произведения были наполнены романтическим настроением. Среди известных работ этого времени следует выделить:

  • «Погасло дневное светило»;
  • «К морю»;
  • «Цыганы»;
  • «Кавказский пленник».

У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было отсутствие высокопарных взглядов, близость к реальности. Произведения любовного цикла имели особенное содержание, смысл. Они кардинально отличались от работ других писателей в жанре романтизма. Особенности романтических произведений Александра Сергеевича:

  • Необыкновенный стиль достигался автором благодаря частому обращению к мифологическим образам. Примеры: стихи «Нереида», «Муза», «Прозерпина»;
  • Пейзажная лирика помогает подчеркнуть страсть или, наоборот, унылый облик героя;
  • Лирический герой Пушкина бросается в омут страстей, переживает мятежные чувства, горькие разочарования, душевные терзания;
  • Поэт старался писать о человеческих взаимоотношениях понятно, доступно. Ситуации, описываемые в стихах, близки каждому;
  • Всякий герой Александра Сергеевича – это яркий персонаж с набором уникальных черт характера, отражающих его моральные ценности. Писатель тщательно прорабатывал образ всех действующих лиц.

Для Пушкина жанр романтизма – это исключение рамок, ограничений классики. Его эстетическая теория гласила: романтик отказывается от общепринятых шаблонов, традиционных норм.

Романтизм и реализм в творчестве Пушкина

Для сравнения поэзии Александра Сергеевича в ранний период его творчества и во время реалистических настроений, рассмотрим особенности произведений с примерами. Характерные черты реализма:

  • Естественное развитие окружающего мира – стих «Зимний вечер»;
  • Новое правило поэзии – борьба с кризисом мировоззрения: «Анчар», «Арион»;
  • Объективная реальность, отражающая трудности жизни, противоречия – произведение «Памятник».
  • Отличительные особенности ранней лирики:
  • Лирические, свободолюбивые мотивы. Примеры: «Веселый мир», «К Чаадаеву»;
  • В основе произведений – романтический герой со своими переживаниями, душевными страданиями – «Желание», «Певец»;
  • Появление эпикурейских настроений – «Друзьям», «Городок».
  • Признаки работ михайловского, петербургского периодов в творчестве Пушкина:
  • Окончание романтического периода. Завершающее произведение – «К морю»;
  • Разрушение иллюзорного мира, появление скептических взглядов, потеря веры в надежду, мечты – «Демон», «Свободы сеятель пустынный»;
  • Преобладание темы свободы, проблем нравственности – «Узник», «Кинжал»;
  • Появление противоречий в описании любви, разочарование в романтическом герое – «Я пережил свои желанья».

Реализм в творчестве А. С. Пушкина

? Ссылка в Михайловское (1824-1826)

После четырехлетнего пребывания Пушкина на юге условия ссылки для него были изменены – ему было разрешено переехать на север, и местом ссылки на этот раз стало село Михайловское, имение Пушкиных в Псковской губернии

Сергей Львович Пушкин предложил лично присматривать за сыном, что стало причиной крупной семейной ссоры. В результате все семейство Пушкиных (отец, мать, младший сын и дочь) уехали из имения, Александр остался в одиночестве.

Читайте также:
Анализ оды Вольность: сочинение

Время ссылки в Михайловское ознаменовано переходом к реализму. С одной стороны, это завершение романтического этапа (в Михайловском закончены « Цыганы » и написано несколько «южных» стихотворений). С другой стороны, продолжается работа над реалистическим романом « Евгений Онегин » (начат 9 мая 1823 г.) и написана драма « Борис Годунов » (дек. 1824 – ноябрь 1825). Именно «Борис Годунов» открывает реалистический период в творчестве Пушкина. После завершения работы над трагедией Пушкин больше не обращается к романтическому методу.

Драма «Борис Годунов».

Драма «Борис Годунов» представляет интерес сразу с нескольких точек зрения. С одной стороны, это первое значительное историческое произведение Пушкина (из числа предшествующих работ можно назвать только « Заметки по русской истории XVIII в. »), позволяющее судить о восприятии писателем исторического процесса. С другой стороны, «Борис Годунов» как историческое произведение, создаваемое на заре реалистической эпохи, устанавливает принципиально новые правила воссоздания исторической действительности в художественном произведении. Кроме того, «Борис Годунов» в соответствии с авторским замыслом подрывает устоявшуюся традицию классицистической драмы.

Исторические взгляды Пушкина, отраженные в драме «Борис Годунов».

Историческая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов:

– бессистемная фиксация отдельных фактов без сортировки по важности (локальная история);

– попытка систематизации по произвольному принципу, определяемому самим историографом («интересность», «значимость», связь с определенным лицом), появление более значительных фактов, которые можно отнести к сфере национальной или мировой истории;

– концепция средневекового провиденциализма (исторический процесс целиком находится в воле Бога);

– рационалистический подход в эпоху Просвещения (построение причинно-следственных моделей);

– историософские концепции, предполагающие применение философских методов и подходов в сфере истории.

Теоретическая база для восприятия истории в философском ключе была подготовлена работами Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) и Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854) (он был наиболее популярен в России). Историософские концепции перечисленных авторов, несмотря на наличие расхождений, строятся на нескольких общих основополагающих пунктах:

1. История не управляется чье-то единой волей, будь это воля человека или сверхсущества.

2. Историю создают массовые движения.

3. Законы истории познаются только в масштабе истории всего человечества. История отдельной страны или отдельной эпохи не дают возможности увидеть общие закономерности.

4. Развитие человечества имеет свою цель, оно поступательно, несмотря на производимое впечатление хаотичности.

5. Цель развития не достижима мгновенно. Человечество не может мгновенно перенестись вперед, к конечному результату, пропустив промежуточные этапы. В истории нет бесполезных этапов, необходим каждый из них.

6. Движение к цели направляется высшей силой, которая, однако, не персонифицирована, беспристрастна и не обладает субъективностью. По сути, это безликая Высшая Необходимость, которая вбирает в себя все случайности, организуя их на пути к цели.

7. Конечная цель развития человечества – гармоничное общество, где каждый человек абсолютно полно проявляет свою индивидуальность, при этом не затрагивая свободу других. Национальные границы уничтожены.

8. Движение истории – сочетание свободы (случайные поступки каждого отдельного человека) и необходимости (закономерность, вбирающая в себя все случайности и направляющая человечество по пути к цели).

Концепция Пушкина, представленная в драме «Борис Годунов», ближе всего именно к историософии. Пушкин отказывается от достаточно популярной в русской историографической традиции религиозной точки зрения на события Смуты и судьбу Бориса Годунова (в летописях Смута трактовалась как своеобразная «Божья кара» всей Руси, а участь Годунова ставилась в прямую зависимость от якобы совершенных им многочисленных грехов; аналогичную позицию занял и Н. М. Карамзин, чья « История государства Российского » послужила Пушкину одним из основных источников). Кроме того, в драме Пушкина происходящее не зависит от воли конкретного человека – наоборот, индивидуальные стремления и желания оказываются поглощены движением народных масс. При этом исторический процесс у Пушкина не выглядит бессмысленным, в нем есть своя логика, определяющаяся прежде всего «народным мнением», т.е. духовным складом народа.

Представления Пушкина об историческом художественном произведении нового типа:

Пушкин в драме «Борис Годунов» отрицал предшествующую традицию, наиболее ярко воплотившуюся в романтическом понимании историзма: в произведениях на историческую тему романтической поры не предусматривалась точность фактического материала. Первостепенное значение имел субъективный взгляд автора, который трактовал историю как ему заблагорассудится.

Традицию сломал Вальтер Скотт, который в своих романах показывал «историю в вымышленном повествовании». Продолжая традицию Скотта, Пушкин предлагает концепцию «вымысла в рамках исторического правдоподобия». Художественное произведение подразумевает наличие в нем авторского вымысла, однако Пушкин реализовал в своей драме принцип ограничения авторской фантазии рамками того, что не произошло, но могло бы произойти в действительности, потому что соответствовало духу времени и характерам действующих лиц. Сам Пушкин, чтобы соблюсти это требование, обстоятельно изучал факты, положенные в основу произведения. В дальнейшем подготовительный этап, посвященный работе с документальными источниками, всегда был неизбежен при создании исторических произведений.

Драматургические особенности, идущие вразрез с традициями классицизма:

В первой половине XIX в. театр в России все еще находился под сильным влиянием законов классицизма. Пушкин провозгласил, что писал свою драму, ориентируясь на Шекспира, и создал романтическое в своем понимании произведение. Романтизм трактовался им как абсолютная творческая свобода, в том числе от классических норм драматургии. Пушкин пренебрег всем, что было принято в классическом театре:

Читайте также:
Береги платье снову, а честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) (2): сочинение

? Объем: пьеса насчитывает 23 коротких сцены (было изначально 25, но две («Ограда монастырская» и «Уборная Марины» были исключены самим Пушкиным), чтобы избежать соблазна деления на пять классических актов.

? Три единства:

единство места: действие происходит в России (Москва (Новодевичий монастырь, дом Шуйского, дом Годунова, Лобное место, площадь перед собором), Чудов монастырь, граница литовская, Новгород-Северский, Севск) и в Польше (Граница литовская, замок Мнишка в Самборе, Краков, дом Вишневецкого), что полностью нарушает принцип единства места.

единство времени: начало пьесы относится к 20 февраля 1598 г., описываются первые два дня воцарения Бориса; 5-я сцена – Чудов монастырь 1603 года; 14-я сцена – граница литовская 16 октября 1604 г.; 16-я – сцена Новгород-Северский 21 декабря 1604 г.; 20-я сцена – смерть Бориса 13 апреля 1605 г.; последняя сцена – смерть Феодора Годунова 10 июня 1605 г. В общей сложности действие продолжается больше семи лет, тогда как классицизм ставил жесткое ограничение – не больше 24 часов.

единство действия: отсутствует единая сюжетная линия, потому что отсутствует основной главный герой. На место главного героя могут претендовать одновременно Борис Годунов, Самозванец или, по некоторым версиям, главным героем является лицо собирательное – русский народ. Всего в пьесе представлено свыше 80 поименованных персонажей, не считая героев массовых сцен, которые не называются. В драме присутствует множество сюжетных линий, о чем будет сказано дальше в связи с проблематикой.

? Отсутствует четко выраженная структура: завязка-кульминация-развязка.

? Неоднозначность характеров (отсутствие четкого деления героев на положительных и отрицательных).

? Разнообразие языка (стих/проза; возвышенная/простонародная речь).

? Отсутствие дидактики.

Проблематика и система образов в драме:

Ключевых персонажей в пьесе трое – Годунов, Самозванец и царевич Димитрий. Также существенную роль играет народная масса, которая представляет собой своеобразного «коллективного героя», своими оценками придающего определенный смысл происходящему и вершащего судьбы государства.

Борис – народ (здесь сталкивается народная масса и «неправильный» царь, которого народ не принимает, ибо власть получена им не по наследственному праву, а добыта через преступление).

Борис – Самозванец (неистинный и истинный царь – Борис, как уже сказано, воспринимался народом как узурпатор, устранивший подлинных претендентов на престол Рюриковичей Феодора и Димитрия; Самозванец, присваивающий себе имя царевича Димитрия из династии Рюриковичей, пользуется народной поддержкой именно потому, что он истинный царь).

Борис – царевич Димитрий (опять неистинный и истинный царь, не имеющий прав на престол человек совершает преступление ради власти).

совесть Бориса – властолюбие Бориса (в самом Борисе Годунове, как показывает Пушкин, борются стремление к власти и осознание своей вины перед теми людьми, в устранении которых Бориса обвиняет народ. В особенности это касается малолетнего царевича Димитрия, основного наследника трона после старшего брата Феодора, в смерти которого Годунова винили особенно упорно).

? После ссылки (1826-1829)

В сентябре 1826 г. новый император Николай I вызвал Пушкина на аудиенцию в Москву, где должна была проходить коронация. Император простил Пушкина, позволил селиться где заблагорассудится и даже облагодетельствовал, избавив от обязанности отдавать произведения в общую цензуру. Это «избавление» от цензуры обернулось, правда, личной властью над поэтом начальника III Отделения Е.И.В. Канцелярии А. Х. Бенкендорфа.

Это период реализма, характеризующийся началом систематической работы писателя над прозой. Ранее Пушкин уже пробовал писать прозаические произведения, но они либо не сохранились, либо относились не к беллетристике, а к эпистолярному, мемуарному или публицистическому жанру: лицейский дневник (сохранился в отрывках), лицейский роман « Цыган » (не сохранился), заметки для лицейских журналов (не сохранились), письма, автобиографические заметки 1821-1825 гг. (уничтожены после восстания на Сенатской площади). Первый сохранившийся художественный отрывок относится к 1819 г.и носит название « Надинька ».

Для периода после ссылки также характерно дальнейшее развитие у Пушкина интереса к исторической тематике.

Любимые исторические периоды : Смутное время, эпоха Петра I, восстание Пугачева.

Началом развития петровской темы в творчестве Пушкина можно считать « Заметки по русской истории XVIII в. », сделанные еще в Кишиневе в 1822 г., однако об императоре там говорится не слишком много, потому что в Заметках сделана попытка обозреть весь XVIII в. целиком, включая эпоху дворцовых переворотов и в особенности царствование Екатерины II. Первое отдельное произведение, посвященное именно Петру I – стихотворение 1826 г. (написано 22 декабря) « Стансы ». Оно представляет собой обращение к царствующему Николаю I, потомку Петра, по поводу судьбы осужденных декабристов. В этом стихотворении подчеркивается положительная сторона деятельности Петра, его прогрессивная роль в европеизации России, просветительские начинания и трудолюбие. О Петре говорится как о примере, которому должен следовать его потомок. Поскольку стихотворение адресовано царствующему монарху, выделяется именно государственная сторона личности Петра, его таланты как правителя.

Читайте также:
Влияние творчества Пушкина на мировую литературу: сочинение

«Арап Петра Великого».

Летом 1827 г.Пушкин берется за исторический роман о петровских временах, который, правда, остался незаконченным. Произведение даже не получило авторского названия, публиковалось в отрывках с подзаголовком «Главы из исторического романа». Название «Арап…» было дано редакторами при первой полной публикации в 1837 г.

В основу сюжета положено семейное предание – история Ибрагима (Абрама) Ганнибала, который был дедом матери Пушкина, Надежды Осиповны. Дед матери Александра Сергеевича был выходцем из Абиссинии (сейчас Эфиопия). В его биографии многое осталось невыясненным, хотя известно, что он был сыном эфиопского князя. Турки захватили семилетнего мальчика заложником и вывезли его в Константинополь. Оттуда он попал в Европу. По одной версии, Петр лично купил арапчонка у владевшего им шкипера, по другой – мальчик был прислан царю русским посланником. Царь сделал арапа практически членом своей семьи: мальчика крестили в православной вере, причем Петр стал его крестным отцом и отчество Ибрагима-Абрама (Петрович) взято было именно в честь крестного отца. Он жил вместе с семьей императора, получил прекрасное образование за границей, а когда возвратился в Россию уже взрослым человеком, то Петр сделал его одним из ближайших своих сподвижников.

Роман представляет интерес в том отношении, что в качестве основы повествования в нем используется семейное предание, что способствует восприятию национальной истории в тесной связи с историей семейной, сближает повествователя и исторических персонажей, которые, будучи частью семейного предания, переходят в зону «фамильярного контакта», утрачивают абстрактность. Кроме того, введение истории рода в контекст истории государства соответствует установке эпохи реализма на вовлеченность каждого отдельного индивида в исторический процесс.

Еще одна жанровая параллель, которая может быть проведена – параллель с историческим анекдотом. Кроме сохранившихся в семье Ганнибалов сведений о знаменитом предке, Пушкин при воссоздании атмосферы петровской эпохи использовал также исторические анекдоты, в большом количестве бытовавшие в России. Писатель вообще питал пристрастие к историческим анекдотам, так как считал их источником, прекрасно передающим дух времени и отношение современников к персоне либо событию, представленным в анекдоте. В дневниках и записных книжках Пушкина, которые он время от времени вел, часто встречаются записанные с чьих-то слов анекдоты о государственных деятелях, знаменитостях, просто примечательных людях, чем-то прославившихся в свое время. Типичным примером использования в романе исторического анекдота можно назвать эпизод из третьей главы, где приехавший из Парижа Корсаков, представляясь царю, «застал его в какой-то холстяной фуфайке, на мачте нового корабля», и посол «принужден был карабкаться» со своими депешами прямо наверх, потому что Петр наотрез отказался спускаться и терять время на парижского модника.

Образ Петра в романе :

В романе «Арап Петра Великого» представлена положительная оценка монарха (демократизм Петра, высочайшая работоспособность, забота о близких, жизнерадостность).

При этом, в отличие от стихотворения «Стансы», Петр предстает перед читателем прежде всего человеком, хорошим семьянином, другом, жизнерадостным любителем повеселиться. Его государственные дела также упоминаются, но им уделено гораздо меньше внимания, чем тому, что можно назвать «личной жизнью». Даже основная сюжетная линия связана не с какой-нибудь национальной реформой, а с планами царя женить своего любимца-арапа.

Внимание к Петру как личности, а не как к государственному деятелю, переход в зону «фамильярного контакта» объясняется как раз тем, что Петр в рамках романа воспринимается Пушкиным как часть семейной истории, как нечто близкое и почти родное.

Характеристика творчества А.С. Пушкина – “Пушкин- это наше все” (реферат)

СОДЕРЖАНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Многим известна цитата Н.В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».

Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

Читайте также:
Импровизатор любовной песни (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»): сочинение

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар». Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому», жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании «К Чаадаеву», которое превращается из дружеского послания в политическое.

В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 30-е годы – вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина: тема любви, тема поэтического творчества и тема смысла жизни, главная в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания: «В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня памяти», – писал С. Гейченко.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»: «А я – бесконечной веры полн, – Пловцам я пел. ». Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою». Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.

Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил. Изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

собое внимание стоит обратить на стихотворение «Мадонна». Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н.Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Если Пушкин в «Дубровском» и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца.

Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека – источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки.

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета. Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина «Египетские ночи», в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема – взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная.

Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – «Капитанская дочка» – занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае – «Дубровский», во втором – «Барышня-крестьянка»). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»). Часто нет и заключения, произведение остается открытым («Метель», «Гробовщик»). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей.

Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла.

Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии». Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес – «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений.

Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию – вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.

Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.

1. Аринштейн Л.М. Пушкин. Непричесанная биография. – М.: Муравей, 1999. – 232 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 10 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2007. – 448с.

3. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799-1826 / Сост. М. А. Цявловский. – СПб.: Питер, 2001. – 784 с.

4. Литература. Справочник школьника. Сост. Быкова Н.Г. – М.: АСТ, 2007. – 576 с.

5. Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 т. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 972 с.

6. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – М.: Флинта, 2006. – 264 с.

Читайте также:
Татьяна 1: сочинение

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В.И. – М.: Педагогика, 2003. – 416 с.

Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.

  1. Прославленный национальный поэт
  2. Этапы творческого пути
  3. Жанровое своеобразие работ
  4. Значение писательской деятельности
  5. Новаторство Александра Пушкина
  6. Вклад в развитие литературы

Прославленный национальный поэт

Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.

Этапы творческого пути

Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.

Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.

Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.

В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.

Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.

Произведения, созданные в Болдино:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Повести Белкина»;
  • более 30 стихотворений.

В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.

Жанровое своеобразие работ

Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.

Жанры литературных трудов:

  • эпиграмма;
  • стихотворение;
  • сказка;
  • поэма;
  • роман в стихах;
  • драма;
  • повесть.

Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.

Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.

Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».

Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.

Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.

Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.

Значение писательской деятельности

Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

Новаторство Александра Пушкина

Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.

Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

Читайте также:
О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина Дубровский?: сочинение

Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.

В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

Вклад в развитие литературы

В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.

В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.

Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».

Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.

Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.

Характеристика деятельности Александра Пушкина:

  • поэт;
  • прозаик;
  • драматург;
  • критик;
  • публицист;
  • теоретик литературы;
  • историк.

Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.

Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.

Реализм в произведениях Пушкина

«Истории государства Российского» Карамзина. В «Истории. » Пушкин увидел реализованную возможность такого повествования, при котором субъективные убеждения и пристрастия автора не исключают иных суждений, необходимо вытекающих из «верного (т. е. полного, не урезанного и не искаженного в пользу собственной концепции) рассказы событий».

«Историю Пугачевского бунта» (1834). Не случайно поэтому главный недостаток томов «Истории русского народа» Н. Полевого Пушкин усмотрел в тенденциозности, в легкомысленном и мелочном желании поминутно противоречить Карамзину, в «излишней самонадеянности». «Уважение к именам, освященным славою. первый признак ума просвещенного. Позорить их дозволяется только ветреному невежеству, как некогда, по указу эфоров, одним хносским жителям дозволено было пакостить всенародно» (т. 11, стр. 120). Презрительные нападки Н. Полевого на Карамзина тем более странны, что мнения, высказанные Н. Полевым, не опирались ни на личные убеждения автора, как бы оно ни соотносилось с реальной историей русского народа, ни на эту историю. Своевольная трактовка исторических лиц и событий, «насильственное направление повествования к какой-нибудь известной цели» (т. 11, стр. 121) в виде собственной или заимствованной любимой идеи сообщают истории характер романа, тогда как самый роман на современном этапе развития литературы должен иметь, по мысли Пушкина, все достоинства реальной истории – правдивого, беспристрастного рассказа о прошлом и настоящем.

«Борисом Годуновым», «Полтавой», «Евгением Онегиным», Пушкин прочно утвердился к 1829-1830 году, когда писал рецензию на Н. Полевого. Жанр произведения (драма, поэма, роман) ничего не менял в существе новой эстетической позиции: по отношению к ней Пушкину был безразличен не только выбор между тем или иным драматическим и эпическим жанром, но и выбор между всеми этими жанрами вместе и наукой (историей), поскольку там и тут безусловное преимущество было на стороне строгих выводов исторической науки. В исторических работах Пушкина занимали проблемы, вне которых он не представлял себе дальнейшей эволюции ведущих жанров новейшей литературы. Проблемы истории были для него проблемами литературы. Первый шаг от романтизма к реализму выразился в отказе от произвольного истолкования характеров и событий. Заключительные главы «Евгения Онегина» в отличие от начала романа (1823), написаны художником, окончательно сбросившим оковы романтического подхода к изображению действительности и нашедшим твердую опору для реалистического повествования. Отныне оценка людей, событий в эпическом и драматическом рассказе дается не с личной точки зрения, чем бы она не диктовалась, но с точки зрения народа и исторических перспектив его судьбы.

Читайте также:
Характеристика Татьяны Лариной: сочинение

«Что развивается в трагедии, – рассуждал Пушкин в 1830 году, разбирая драму М. Погодина «Марфа Посадница» – какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода». Эта «свобода» предполагала полную зависимость от исторической правды. «Драматический поэт, беспристрастный, как судьба, – писал Пушкин в том же разборе драмы М. Погодина, – должен был изобразить столь же искренно, сколь глубокое, добросовестное исследование истины и живость воображения. ему послужило, отпор погибающей вольности, как глубоко обдуманный удар, утвердивший Россию на ее огромном основании. Он не должен был хитрить и клонится на одну сторону, жертвуя другою. Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие (по отношению к самодержавным притязаниям Иоанна или, напротив, к новгородской вольности) должно было говорить в трагедии, но люди минувших дней, их умы, их предрассудки.

Эпическому и драматическому писателю, так же как историку, нужно было вглядываться в факты, правильно их сопоставлять, отыскивая внутреннюю связь, отделяя главное от второстепенного, и делать лишь те выводы, которые подсказывает логика исторических ситуаций, их видоизменений, их взаимной обусловленности. Возражая Н. Полевому по поводу его рассуждений о средневековой Руси, Пушкин писал: «Вы поняли великое достоинство французского историка (Гизо). Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, введенные Гизотом из истории христианского Запада». Интерес Пушкина к социальной разнородности внутри одного государственного единства идет от все более настойчивого желания изучить не статику, но динамику общественной жизни, проникнуть в скрытые закономерности исторических перемен. Отсюда преимущественное внимание поэта к тем сословиям, чьи интересы решительнее прочих влияют на судьбы науки: крестьянство – дворянство. Все подвижно, все меняется. Всякая ущемленность терпима до известной поры. Задевая одного или немногих, она не влияет на ход вещей. Но дело принимает другой оборот, когда стеснение грозит помешать ) «Медный всадник»). Вот почему (и это было ясно Пушкину уже в «Борисе Годунове») решающее слово на любом этапе исторической жизни нации принадлежит народу, хотя это отнюдь не свидетельствует о его непогрешимости, не избавляет от возможных ошибок и заблуждений. Но как бы то ни было, не только слово, само молчание народа достаточно красноречиво, ибо в любом случае – кричит он или безмолвствует – народ является главным действующим лицом истории («Борис Годунов»). Это убеждение стало основным положением пушкинской реалистической системы.

«Основными чертами пушкинского реализма являются передовые гуманистические идеи, народность и историзм. Эти три части в их неразрывной связи и характеризуют своеобразие пушкинского творчества в его наиболее зрелом выражении»[5]. Для зрелого Пушкина нет истории вне народа и нет народа вне истории. Если народ творит историю, то история, в свою очередь, творит народ. Она формирует его характер («образ мыслей и чувствований»), она определяет его нужды и чаяния, которые следует формулировать не с точки зрения каких бы то ни было, в том числе и «самых передовых гуманистических идей», а с точки зрения уловленной в своем своеобразии конкретно-исторической реальности. Все насущные, общественно важные потребности возникают изнутри народной жизни. «. Одна только история народа, – писал Пушкин, – может объяснить истинные требования оного» . И, объясненные и необъясненные, они всякий раз и непременно влияют на дальнейший ход вещей. Точно так же, как творимая народом история не завершена и открыта в каждый момент наступающего настоящего, точно так же подвижен и незавершен творимый историей народный характер. Пушкин не мог быть создателем ни завершенной и прогнозирующей будущее исторической концепции, ни игнорирующей будущее и завершенной концепции национального характера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: