Образ Евгения Онегина в романе Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Сочинение: Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которое раскрывает причины поступков героя, показывает авторское отношение к персонажу.

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» печатался отдельными главами, которые быстро распродавались. В произведении читатели узнавали окружающую их действительность. Не случайно впоследствии В. Г. Белинский назовет «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Главный герой романа Евгений Онегин был современником читателей и этим в первую очередь представлял для них интерес. Близость героя к читателю подчеркивается мыслью о реальном существовании этого персонажа. Пушкин называет его своим «добрым приятелем». Таким образом, автор протягивает ниточку между ним и читателями. Он использует прямое обращение, рассказывая о месте рождения Онегина. Герой родился в Петербурге, «где, может быть, родились вы». Эта фраза говорит о том, что, возможно, кто-то из читателей встречался с Онегиным в реальной жизни. Пушкин неоднократно подчеркивает типичность образа персонажа. Онегин не является выдающейся личностью.

Биография героя мало отличается от жизни многих родовитых современников. Он молодой помещик, аристократ. Онегин рано лишился матери, отец воспитывал его один. В раннем детстве у мальчика была гувернантка, «потом Monsieur ее сменил». Французский гувернер не мучил ребенка, «учил его всему шутя». Достигнув совершеннолетия, Онегин вышел в свет. К этому времени он научился свободно говорить по-французски, танцевать и «кланялся непринужденно».

Онегин следит за модой. Он одет как лондонский денди. Его образ жизни наполнен развлечениями всякого рода. Он спит до обеда, потом отправляется в гости, ресторан, театр, на бал. Светское общество его находит «милым», «умным», поэтому во всех домах он желанный гость. С утра ему шлют приглашения в именитые петербургские дома.

На фоне своих современников Онегин выглядит человеком образованным, у него есть свое мнение по разным вопросам. Он рассуждает обо всем, умеет сделать вид знатока, легко придумывает эпиграммы. Он знает историю, латынь, экономику, но лучше всего освоил «науку страсти нежной».

Отец героя ненадолго пережил жену, он умер, оставив в наследство сыну лишь титул. Онегин, не получив большого наследства от родителей, стал наследником «всех своих родных». Роман рассказывает о том периоде его жизни, когда он едет в деревню, унаследовав имение дяди. Пресыщенный светской жизнью, герой сначала с интересом рассматривал поля, рощи, дубравы, ему все казалось новым. По прошествии нескольких дней он понял, что в деревне такая же скука, как и в Петербурге. Все последующие события похожи на бегство от скуки.

Евгений знакомится с молодым соседом Владимиром Ленским. Они были очень разными. Онегин был старше и уже успел утратить интерес к жизни. Ленский пишет стихи, воспринимает жизнь восторженно, еще может влюбляться, ревновать, верить, мечтать. В его душе бушуют страсти, он без памяти влюблен. Это обстоятельство и сыграло роковую роль в его судьбе.

Ленский вводит нового друга в семью Лариных. Дмитрий Ларин уже покоится на кладбище. Его жена растит двух дочерей, готовясь вскоре выдать их замуж. Ленский влюблен в младшую Ольгу. Онегин позволил себе флирт с ней. Взбешенный Ленский вызывает друга на дуэль. Онегин, более искушенный в таких делах, хладнокровно убивает молодого поэта.

Старшая Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина. Она пишет ему письмо, в котором признается в любви, но в ответ получает жестокую отповедь. Онегин не смог и не захотел увидеть настоящего чувства в сердце девушки. Он избалован светскими красавицами, которые в большинстве своем были неспособны на искренние проявления эмоций.

Разбив сердце Татьяны, застрелив Ленского, Онегин покидает деревню. Татьяну выдают замуж. Она переезжает в Петербург, выезжает в свет. Повзрослев, она становится настоящей красавицей. Вернувшийся из странствий Евгений ослеплен ее красотой. «Ужель та самая Татьяна», которой он когда-то пренебрег, предстала перед ним. Он не может поверить своим глазам.

Онегина трудно узнать, он повсюду следует за Татьяной, добиваясь взаимности. Герой пишет письмо, как когда-то писала она ему. Теперь настала очередь Татьяны отказать ему. «Но я другому отдана», — напоминает она Онегину, давая понять, что у него нет никаких надежд. Это стало последней каплей в чаше разочарований Онегина. Он признает свою ошибку и воспринимает отказ Татьяны как удар судьбы.

Герой вызывает двойственное отношение. Он умен, красив, но очень эгоистичен. В любой ситуации он больше беспокоится о себе. Его мало интересуют чувства других людей, их жизнь, внутренний мир. Отношение автора к Онегину также неоднозначно. Он на протяжении всего романа иронизирует над своим героем. В то же время мы видим характер сложный и противоречивый. У Онегина много достоинств и столько же недостатков. Пушкин старается быть объективным в создании образа.

Эпиграф «И жить торопится, и чувствовать спешит» обнажает главное качество характера Онегина: он слишком поверхностный. Герой не получил глубокого образования. Он знал обо всем понемногу. Онегин умел влюбляться, но по-настоящему никого не любил. Он разрушает все, к чему прикасается. Судьба подарила ему встречу с двумя хорошими людьми, которые не разучились любить. Онегину Ленский даже понравился, ему было интересно с ним, но он мало того, что не сберег дружбу, он убил друга. А ведь у него был выбор. Причина для дуэли была ничтожна, и спровоцировал ее Онегин. Он пренебрег чистой и искренней любовью Татьяны. Евгений отказался от самых дорогих подарков судьбы.

Читайте также:
Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой (сочинение-рассуждение по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

При всех своих хороших качествах он не смог никого сделать счастливым. Он не принес пользы обществу. Этот образ получил название «лишнего человека». Герой не смог найти себе применения в мире. Его жизнь прошла бездарно и бесполезно.

Умение испытывать сильные чувства в русской литературе является мерилом человечности. Показав страдания влюбленного Онегина, автор дает понять, что герой не совсем законченный эгоист. На какое-то время воскресает его душа, он смог полюбить. В первой половине романа мы видим легкомысленного, светского франта, душа которого пуста. Вторая половина произведения показывает человека, который способен любить и страдать. Пушкин наполняет жизнью своего героя.

Образ Евгения Онегина в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Роман «Евгений Онегин» – первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10–20-х годов XIX века. Для него характерны глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображения картин русской действительности: Москва и Петербург, столичный и поместный быт дворянства, духовные искания передовой интеллигенции.

Онегин – главный герой романа, молодой франт, богатый наследник. Он показан в романе как человек с очень сложным и противоречивым характером. Первоначально Пушкин хотел сатирически изобразить своего героя как бездельника и щеголя. Однако уже к концу первой главы его замысел меняется, и Онегин становится человеком, близким по духу самому автору. На протяжении всего романа пушкинский герой взрослеет, страдает, теряет друга, приобретает жизненный опыт. Он изображен в сложной перспективе: от бытовых причуд столичного денди через хандру и индивидуалистическую оппозиционность Пушкин приводит героя к скептическому неприятию явлений русской действительности.

Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

В начале первой главы Онегин, достигший совершеннолетия, светский молодой человек, столичный аристократ, получивший обычное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера и образование, благодаря которому он принят в свете. Он ведет образ жизни, свойственный «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театра. Как неслужащий дворянин, в своем поведении он сочетает черты «лондонского денди» и французского щеголя. Владение французским языком, умение непринужденно кланяться, танцевать, вести светскую беседу и модное равнодушие ко всему, свойственное его манере поведения, обеспечили ему несомненный успех в обществе. Постоянное выражение некоторой презрительной скуки в начале его жизненного пути – это пока только дань моде.

Однако если в начале романа Онегин представляется как общественный тип, далекий от декабристских идеалов и от позиции самого автора, то уже в конце первой главы устанавливается единство взглядов автора и героя. Тон иронии по отношению к Онегину, присутствующий вначале, исчезает. Это объясняется эволюцией воззрений Пушкина, которая приводит к изменениям замысла в изображении характера героя романа. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют Онегина из среды аристократической молодежи и постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества: «Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». В начале романа Онегин, несмотря на разочарование, не придает особого значения возвышенным идеалам, которые все-таки живут в глубине его души. Своим умом, склонностью к «язвительным спорам» и «шуткам с желчью пополам» Онегин очень похож на Чацкого, но, в отличие от последнего, у него нет ясно выраженного гражданского идеала, во имя которого он мог бы обличать «молчалиных» и «скалозубов» и благодаря которому он смог бы стать членом тайного общества. Поэтому свою враждебность к свету.к толпе он переживает индивидуалистически, реализуя себя в сфере любви и дружбы. Его разочарование высшим обществом переходит в разочарование жизнью вообще, в мизантропию, прикрываемую «Гарольдовым плащом» и байронической позой. Эта пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться полезной деятельностью. Однако барское воспитание, отсутствие привычки к труду играют свою роль, и герой не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Так он живет «без цели, без трудов».

Во второй главе романа Онегин оказывается в деревне. Он, по примеру многих передовых людей своего времени, поступает гуманно по отношению к своим крестьянам, заменив барщину оброком. Но и там он продолжает мучиться от скуки и ощущения пустоты жизни. В деревне он встречает Татьяну – воспитанную, благородную, чуткую девушку, которая так страстно и искренне полюбила его. Однако мимо этого святого чувства любви Онегин проходит с мертвым сердцем. В ответ на искреннее признание простодушной уездной барышни он дает ей наставления с высокомерным сознанием своего культурного превосходства.

Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени. Весь круг его мыслей и раздумий отражает атмосферу и дух эпохи. Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и сформировавшего его общества, повествуя о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах и о разочарованности в «свете». Сблизившись в деревне с Ленским, юным и наивным романтиком, отвернувшимся от реальной действительности, противоречащей его высоким идеалам, и ушедшим в мир возвышенных представлений, философии и ис-кусства, Онегин совершает необдуманный поступок. От скуки он раззадоривает своего друга на именинах Татьяны, но это воспринимается Ленским как намеренное коварство. Юный поэт, приревновав своего друга к Ольге, вызывает его на дуэль. Онегин, приняв вызов и не сделав ни одной попытки извиниться перед юношей, показал себя «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья света», которое так презирал. Гибель друга потрясла «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошенным, потерял уважение к себе. Это мучительное состояние потерянности пробудило в нем «охоту к перемене мест», он понял, что не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к истинной свободе. Он, как и лермонтовский Печорин, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», живущий в обществе, с которым не разделяет «ни общих мнений, ни страстей».

Читайте также:
Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина: сочинение

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. Эти странствия дают ему возможность взглянуть по-другому на жизнь. За два года изменился масштаб мироощущений Онегина, он вернулся другим человеком, стал гораздо серьезнее, внимательнее ко всему. Встретившись с Татьяной, уже замужней, богатой светской дамой, Онегин влюбляется в нее «как дитя», страстно и глубоко. Однако, разгадав себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, Татьяна не отвечает на любовь Онегина. Она остается верной своим высоким идеалам и предстает лишь жертвой внешних неблагоприятных условий, тогда как плачевный итог судьбы Онегина объясняется в первую очередь его собственной отрицательной нравственной позицией, а затем уже условиями окружающей среды. Хотя он на голову выше светского общества, он настолько им же испорчен. Преодолеть это влияние, начать другую, более достойную и осмысленную жизнь он не в состоянии. Все это делает героя Пушкина «лишним человеком».

Показав всю сложность и противоречивость характера Онегина, наделив его как положительными, так и отрицательными качествами, Пушкин оставляет его на распутье, в поисках смысла жизни и священной свободы.

Таким образом, в романе ставится важнейший вопрос эпохи: по какому пути идти просвещенной передовой дворянской интеллигенции, которая порывает с невежественным и консервативным большинством своего класса, но не знает реальных способов изменения общественного устройства. В лице Онегина Пушкин запечатлел драматическую судьбу лучших людей времени, чья общественная роль стала снижаться после поражения декабристов. Из общей массы дворян Онегин выделяется своим умом, образованностью, критическим отношением к окружающей действительности, нежеланием служить ради карьеры. Отсутствие дела и цели в жизни – «недостаток» Онегина, обусловленный принадлежностью его к дворянскому сословию, поэтому разочарованность героя предстает как характерное явление времени.

В.Г. Белинский в своей статье о романе дает социологический и психологический анализ образа героя: «Онегин – характер действительный в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического. он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».

Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина

У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:

. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, .
Не требуя наград за подвиг благородный.

Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.

Читайте также:
Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина): сочинение

Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.

«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:

. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.

В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.

Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье.

Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.

Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:

. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

“Чувства добрые” в поэзии Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_o_pushkine.docx 18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

Автор сочинения: Примаков Александр

Ученик ГБОУ лицея 1367

Цветет весна – и Пушкин отомщенный

Все также сладостно вольнолюбив.

Богато и разнообразно творчество великого поэта. И наверное, нет человека, прикоснувшегося к роднику пушкинской поэзии, который бы не знал этих слов: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Они всплывают в сознании помимо воли, когда о них совсем не думаешь. Мы произносим их как афоризм. Они чаруют музыкой стиха. Они одухотворяют одним удивительным сочетанием каких-то высоких слов: чувство, лира, пробуждение.

А сейчас я думаю о том, что стоит за ними, за этими словами, и испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому «союзу волшебных звуков, чувств и дум».

Все мы прошли через прелестные сказки Пушкина. Это он будил в наших детских душах нежное чувство к доброму, бескорыстному старику, маявшемуся со своей старухой. И весело смеялись, слушая о том, как «подпрыгнул поп до потолка» от щелчков умного, хитрого и доброго Балды.

Но вот, углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название «Воспоминания в Царском Селе». Там есть удивительные своей простотой слова: «Края Москвы, края родные». И уже не надо ничего другого. Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Пусть все остальное кажется нам еще несколько наивным в своей торжественной серьезности, в своем официально казенном патриотизме. Ведь он совсем юн, будущий поэт. И как прав оказался «российский мудрец», подметивший в примечании к стихотворению «молодого поэта, талант которого так много обещает».

Этот талант молодого поэта очень скоро стал приобретать бунтарский характер. «Я рабство ненавижу», – заявляет он в стихотворении «Лицинию», – кипит в груди свобода. Во мне не дремлет дуз великого народа».

И отдавая дань классицизму, он пишет еще одну оду; но посвящает ее свободе. Читая «Вольность», мы чувствуем, как порой противоречивы симпатии юного поэта, неустойчиво его мировоззрение. Но никакой аллегорией не завуалируешь слова:

Тебя, твой трон я ненавижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив «с плеч долой обузу» классицизма, Пушкин формирует и свое поэтическое кредо:

Свободу лишь умея славить,

Стихами, жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою своей.

И зазвучали стихи, направленные против сильных мира сего и их певцов. Пушкин пишет ставшие знаменитыми «Сказки (noel)», разоблачившие лживое обещание царя. Не щадит он и Карамзина с его «Историей государства Российского», где «доказывают нам без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута».

На борьбу с окружающим злом Пушкин страстно призывает свое поколение:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Какие светлые слова, какой порыв самых прекрасных человеческих чувств. Вечные слова и вечный призыв, потому что нет у человека призвания выше, чем служение Отчизне.

И разве можно удивляться тому, что у многих декабристов был текст стихотворения «Деревня», где «друг человечества» ярчайшими красками описал ужас жизни народа под властью «барства дикого». Такие стихи не могли не взволновать благородных людей. На вооружение первых русских революционеров были и стихи Пушкина. А. Пушкин особенно глубоко чтил высокое стремление дум и помыслов этих прекрасных людей. Поэтому так искренне и пламенно звучит знаменитое желание «В Сибирь», где он стремится поддержать «гордое терпенье» и уверенность в торжестве свободолюбивых идей.

В тяжелую пору жизни Пушкина согревало сознание того, что «пловцам» он пел, остался им верен. «Я гимны прежние пою», – заявлял он.

Конечно же, самые святые, самые добрые чувства связаны с борьбой за свободу народа, за лучшее будущее всего человечества.

Но жизнь многогранна. И гамма добрых чувств человека богата своими красками. И не последнее место занимает в жизни человека доброе чувство любви, нежности, верности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Жаль, что эти стихи звучат как-то не очень часто. И мы порой привыкаем к тому, что бабушки наши преданно и самоотверженно служат нам, а у нас для них

А им бы ничего другого и не надо от нас.

В поэзии Пушкина особенно светло и чисто звучит чувство дружбы. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружбу с товарищами, озаренную «лучом лицейских ясных дней», поэт пронес через всю жизнь. Мне кажется, мы видим горящие восторги и подчеркнутые слезой глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Или вечное чувство первой любви. Наверное, поэтому и зовется первой, что не единственная она в жизни человека. Но как порой оскверняется, опошляется минувшая дружба. А Пушкин учит нас по-доброму относиться к утрате первой любви, первого чувства:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В поэзии Пушкина восхищает еще одна особенность. Это удивительное внимание к каким-то преходящим эпизодам, казалось бы, незначительным событиям. Меня поразило стихотворение «Дон», где он передает тихому Дону привет от его «сынов» – храбрых донских казаков, возвращающихся домой после победоносной войны и уже дошедших до русской границы:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Вот какие и многие другие добрые чувства пробуждает в нас поэзия А.С. Пушкина. Великий русский поэт поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому по сей день не зарастет народная тропа. Поэт имел полное право сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

И милость к падшим призывал.

Р.S. Композиция сочинения традиционна, но содержание нестандартное. Передано восхищение красотой и музыкальностью пушкинского стиха, раскрыто благотворное влияние на современников и потомков.

Сочинение: Пушкин а. с. – чувства добрые в поэзии а. с. пушкина

Пушкин служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается каждому в детстве и остается с нами до смерти. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным – с его стихами и поэмами, повестями и романами, трагедиями и сказками. Только великое и вечное может преодолеть многотрудные перевалы времени, волновать сердца людей другой эпохи. Это – великое и вечное – заключает в себе гений Пушкина.
Еще не умея читать, еще не вникая в смысл, – но уже с восторгом, то радостным, то грустным, – кто не слушал зачарованно:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Всего несколько слов, а какая картина: какое темное, мрачное небо, как грозно свистит ветер! Говорится про что-то страшное, а стихи полны красоты. Слова звучат как музыка!
Кто не помнит злую царицу-мачеху, или скромную, добрую царевну, или смешного бесенка, обманутого ловким Балдой. Все это встает перед глазами как живое и не забывается никогда.
В юности мы начинаем открывать в каждом слове Пушкина дали и глубины, существование которых уже предчувствовали.
Нам близки и дороги страстный патриотизм, чувство национальной гордости, одухотворяющие пушкинские произведения. Их источник – трепетное ощущение родимой земли, глубинное проникновение в народную жизнь. Его муза обрела силу и красоту под ветрами событий Отечественной войны 1812 года – достославных событий в истории России.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!

Углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название “Воспоминания в Царском Селе”. Там есть удивительные своей простотой слова: “Края Москвы, края родные. ” И уже не надо ничего другого!

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?

Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Поэт был настоящим живописцем природы. Он восхищался ее пышностью и красотой. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну неизъяснимого очарования.
Болдинская осень наглядно показывает, какой огромный мир чувств и творческих воображений нес в себе Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Пылко, страстно, по велению своей благородной, чистой натуры воспринял поэт идеи политической свободы. Эти идеи дороги Пушкину:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Отдавая дань классицизму, он пишет оду “Вольность” и посвящает ее свободе:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив “с плеч долой обузу” классицизма, Пушкин формирует свое политическое кредо.

. Я не рожден царей забавить
Стыдливой лирою своей.

И зазвучат стихи, направленные против сильных мира сего. Близкий друг декабристов, Пушкин служение отчизне понимал как служение свободе. Никогда не перестанут быть свежими и первозданными, как бы написанными только сегодня строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин умел любить достойных, близких по духу людей. Он был верен прочной, неподдельной дружбе и посвятил ей немало взволнованных строк. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: “Мой первый друг, мой друг бесценный. ”
Мне кажется, я вижу горящие глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.

Но жизнь многогранна. И не последнее место занимают в жизни человека добрые чувства любви, нежности, верности. Какими ласковыми, какими прекрасными словами Пушкин обращается к няне:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Жаль, очень жаль, что в нашей обыденной жизни мы редко находим эти добрые слова для наших близких.
А им бы ничего другого и не надо от нас!
Пушкин, художник по натуре, был поклонником всего прекрасного. Красота трогала, восхищала, захватывала его и вызывала чувство благоговейного преклонения:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.

Любовь для поэта – глубокое, сложное чувство, где переплетаются и восторг и страдание. Она охватывает душу незабываемо прекрасными воспоминаниями, полными и сердечного умиления, и печали:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Пушкин часто размышлял над смыслом жизни. Он писал:

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный.

Но его согревало сознание того, что жизнь свою он посвятил служению народу. Поэт был уверен, что народ будет его помнить и любить:

Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

За долгие годы, прошедшие со дня гибели Пушкина, многое в мире до неузнаваемости изменилось. Иной стала родина поэта, новые люди со своими радостями и печалями живут на ее просторах. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния и лучезарности, а стало еще ближе и роднее.

“Есть всегда что-то особенно благородное,
кроткое, нежное, благоуханное и грациозное
во всяком чувстве Пушкина”.
В.Г.Белинский

В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: “. развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение.
А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему.
Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:

. долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, – поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”.
Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:

Мой жребий пал: я лиру избираю!

Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”.
В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” – вот его девиз. В “Пророке” – вся философия Пушкина.
Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил:

Хочу воспеть свободу миру,
На троне поразить порок.

Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”.
До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом.
А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии. ”, “Я вас любил. ” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло;
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”.
Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”.
И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

Чувства добрые в лирике Пушкина методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Мое восприятие поэзии А. С. Пушкина

С раннего детства мы вслушивались в чарующие звуки поэм и сказок великого русского поэта. Это подготавливает, считаю, к восприятию поэзии А. С. Пушкина, которая предназначена не детям, а взрослым. Из лирики Пушкина мне наиболее близки те его стихотворения, в которых говорится о таких святых для каждого человека чувствах, как дружба и любовь.

Лицеисты, соученики будущего поэта, оставили нам в наследство образец чудесного дружеского братства. Нам известно об этом, потому что многие лицеисты воспевали в стихах свою дружбу. Но, конечно, несравненно это сделал А. Пушкин. Дату 19 октября, день открытия Лицея, его выпускники отмечали ежегодно. Не все могли 19 октября собраться вместе, но лицеисты знали, что каждый в этот день вспоминает своих друзей.

Пушкин посвятил лицейской годовщине не одно стихотворение. В лучшем из них поэт тоскует, что в этот день он один в «пустынной келье» (Пушкин был в это время в Михайловском). Но он знает, что друзья, собравшиеся «на брегах Невы», помнят о нем. И он помнит обо всех.

С особой теплотой Пушкин вспоминает друзей, которые посетили «поэта дом опальный». Это были Пущин, который «усладил изгнанья день печальный» и превратил его в день Лицея, Горчаков, который «все тот же… для чести и друзей», и Дельвиг, чей «голос пробудил сердечный жар». Есть в стихотворении строки, которые знает каждый и которые, на мой взгляд, не требуют комментария:

Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Торжественные строки в честь Лицея соседствуют с грустными раздумьями: «Кому из нас под старость в день Лицея торжествовать придется одному?» Но поэт верит: 19 октября последний из лицеистов «вспомянет нас и дни соединений!» Вот это настоящая мужская дружба!

В детских сказках А. Пушкина любовь всегда была счастливой, любящие соединялись, преодолев многие препятствия. В лирических стихотворениях поэта о любви — вся гамма чувств: от «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою…» до «Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас!» Два полюса как будто у пушкинской любви: печальный и безудержно веселый.

Есть у меня самое любимое стихотворение. Оно о безответной, безнадежной, безмолвной любви и о великодушии любящего, который не будет больше тревожить любимую своей любовью: Материал с сайта //iEssay.ru

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…

Самым известным стихотворением Пушкина о любви стало посвященное А. Керн «Я помню чудное мгновенье…» За шесть лет, прошедших между двумя встречами, поэт забыл и «голос нежный», и «небесные черты». Но душа пробудилась, и новая встреча вновь воспринимается «как мимолетное виденье», а сама Анна Керн — «как гений чистой красоты». Жажда любви и все желания поэта исполнились, когда Творец ниспослал ему Натали. «Моя Мадона, чистейшей прелести чистейший образец», — выше и чище такого признания в любви не сыскать в поэзии.

Такой праздник, как День влюбленных, есть. Это 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А вот Дня друзей нет, и если устанавливать его, то лучшей даты, чем 19 октября, нет. Думаю, что когда-то это осуществится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • мое восприятие поэзии блока
  • мое восприятие поэзии есенина
  • отзывы о поэзии а.с пушкина
  • мое восприятие поэзии 19века
  • сочинение . как ч познакомился с поэзией а.с. пушкина

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина

1. «Чувства добрые»: красота, гуманность, свобода. 2. Значение философской лирики. 3. Значение вольнолюбивой лирики. 4. Тема поэта и поэзии. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин В программном стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкин пытается осознать и описать основную миссию поэта-пророка на земле: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Для поэта основной задачей его творчества является внесение в мир светлых, положительных эмоций, воспевание радости и красоты. Знаменитый русский критик В. Г. Белинский сказал о творчестве Пушкина: «Он,ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». И действительно это лучшая характеристика творчества поэта на любом его этапе, вне зависимости от тем и мотивов произведений.

Поэзия Пушкина 30-х годов, характеризуется важностью и глубиной философских тем. Созданные в этот периоду стихотворения: «Пора, мой друг, пора…» (1834), «Не дай мне бог сойти с ума…» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1834), — шедевры отечественной и зарубежной философской лирики. В этих произведениях переосмысливаются вечные проблемы человечества: смысла жизни, смерти и жизни после нее, борьбы зла и добра. Многие стихотворения композиционно построены на контрасте светлого и темного. В частности, в .произведении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») начало — минорное, печальное:

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море;

Однако вторая часть текста имеет светлую,

мажорную окраску: Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Трагизма бытия эти строки перебороть не могут. Жизнь человека во многом грустна и печальна — страдания, горести, вечные заботы и «закат печальный» не могут сделать человека счастливым. Однако он счастлив хотя бы потому, что в жизни есть не только проблемы, но и красота природы, мира: Порой опять гармонией упьюсь,

Радость свободного творчества:

(«Над вымыслом слезами обольюсь»),

Способность страдать, мыслить и любить…

Тема воли и свободы — программная в творчестве поэта. Он часто обращается к ней как в своих ранних стихотворениях, так и перед «закатом» жизни. Тема свободы впервые была затронута Пушкиным во время его южной ссылки 1820—1824 годов. Романтизм южной природы и свободолюбивые нравы местных жителей не могли не отразиться в произведениях этого периода, тем более что сам певец был лишен ощущения свободы. Не только личная свобода волнует автора, но и свобода всеобщая, свобода народная. Поэтому для этого периода творчества Пушкина характерны стихи, которые порицают «барство дикое» и «рабство тощее» («Деревня», 1819 год). Гуманизм и осознание того, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого, проникают в текст стихотворения. Воля и свобода для Пушкина также напрямую связаны с государственной службой. Именно добровольная служба, искреннее желание «Отчизне посвятить души прекрасные порывы» становятся основой простого человеческого счастья. Ожидание «минуты вольности святой» сравнимо только с чувством, с которым ждет любовник молодой минуты верного свиданья». Сама по себе тема весьма проблемна в творчестве Пушкина. Поэт впервые ее коснулся в лицейские годы, к ней же обращался он на каждом этапе своего писательского пути. Для него творческий процесс — божественное откровение, доступное немногим. Но творчество не может принадлежать только писателю: его цель — нести свет правды и красоту поэзии народу. Стихотворение «Пророк» — манифест поэта-пророка, поэта-просветителя. Судьба пророка вложена в уста шестикрылого серафима: Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Эта формула определяет весь жизненный и творческий путь жреца муз. Поэт должен воспевать только светлое и прекрасное. Слово должно пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые». Нельзя утверждать, что вся лирика поэта проникнута светлыми и радужными красками. Жизнь любого человека, а уж тем более печальная судьба поэта, имеющего гораздо больше обязанностей перед народом и отечеством, по сравнению с рядовым гражданином, наполнена не только светлыми чувствами, но и печальными настроениями. Нельзя в мажорных тонах описать боль от потери любимого человека, тоску по друзьям, с которыми в разлуке, грусть из-за несбыточности многих надежд и мечтаний.

Но при этом, даже в самом трагическом из стихотворений, Пушкин находит в себе силы, словно тонкий солнечный луч, оставить надежду на то, что будет лучше, будет светлее и лучше.

«Чувства добрые»: сострадание, умение радоваться жизни, любовь к ближнему, — присущи не всем. Не каждому дано в полной мере осознать величие творчества Пушкина. Но поэт не имеет права опускаться до толпы. Если темень и тоску будет нести каждая строка, не будет выполнен наказ высшего существа Серафима. На поэта возлагается большая ответственность, чем на любого другого человека. Он должен быть не только талантливым, но и искренним в своих чувствах, тонким и чутким в восприятии мира, добрым и чистым в душевных порывах. Только так может быть выполнена миссия творца и только так на свет может быть создано стихотворение, трогающее душу уже не одного поколения читателей.

«Чувства добрые я лирой пробуждал» (по лирике А.С. Пушкина)

Имя А.С. Пушкина известно сегодня во всем мире. Лирика этого поэта почти полностью стала хрестоматийной и считается стихотворной классикой. Что же позволило стихам этого поэта жить в веках, передаваться из поколения в поколение? Я считаю, что лирика Пушкина в высшей степени гуманистична, светла, жизнерадостна, оптимистична. Она призывает любить жизнь и человека во всех его проявлениях. Если выражаться словами самого Пушкина, он «чувства добрые лирой пробуждал». Так, в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность» поэт воспевает свободу, восстает против тиранов и рабовладельцев, против крепостного права в России и унижения человеческой личности: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Если в «Вольности» и «Деревне» поэт взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то в «К Чаадаеву» у его порыва к свободе «частный» адресат — Чаадаев. Это друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью. Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны… призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и дружбы. Дружбу поэт понимает, как целый круг людей, близких по судьбе, это « братство », «наш союз », сложившийся еще в лицее («19 октября», «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Дельвигу», «Давыдову», «Во глубине сибирских руд» и т.д.): Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз… Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу. юность, лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменчивого счастья. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывает лирического героя, дает ему мощный источник вдохновения, лишает его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребить любить. В стихотворениях «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Мадонна», «На холмах Грузии», «Признание», «Я вас люблю, хоть и бешусь» и др. поэт утверждает, что любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Это чувство – символ духовного возрождения. И даже лишь надежда на любовь может примирить человека со всеми тяготами реальной обыденной жизни. Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений (««К морю», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Осень»). Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Известно, что именно это время года было для поэта самым любимым. В поэзии осень обычно связана с настроениями грусти, увядания, умирания. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни. Лирическому герою этого стихотворения все остальные сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит именно осень. Только в это время года герой чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы: Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Осень, осенние пейзажи влияют на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение. В стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Вакхическая песня» Пушкин прославляет мудрость жизни, высшие законы вселенной, которые позволяют человеку быть гармоничным и счастливым. Лирический герой грустит об ушедшем, его жизнь наполнена жизненными неурядицами и невзгодами, но, несмотря ни на что, жизнь прекрасна. И пока ты живешь на этой земле, ею надо наслаждаться. В этом гуманистический пафос поэзии А.С. Пушкина, те «чувства добрые», которые он вселял и вселяет в своих читателей.

Чувства добрые в поэзии А. С. Пушкина: сочинение

Есть всегда что-то особенно благородное,

кроткое, нежное, благоуханное

и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

Какой каплей в море чудесных слов, сказанных о Пушкине, будет мое? Сотой, тысячной или миллионной?! Мне все равно. Какой угодно! Лишь бы капля эта дополнила необозримый океан пушкинской славы, лишь бы капля бушевала вместе с его невиданными волнами по всему миру, разнося всем людям планеты слова о великом сыне России!

Мир Пушкина огромен и прекрасен. Это большое число стихотворений и поэм, замечательные повести и сказки, немеркнущие трагедии и драмы. Уже с самого раннего детства Александр Сергеевич Пушкин становится нашим неразлучным спутником, милым и добрым другом. Чем же дорог нам этот человек, почему не исчезает признательность к его таланту миллионов благодарных потомков?

. Юные годы поэта. Лицей, профессор Куницын, друзья и дружба на всю жизнь и глубокие раздумья о судьбах человечества. Пушкин стремится лучше познать жизнь, окунуться в кипучую литературную деятельность. Молодой и вдохновенный юноша не может примириться с существующей действительностью. Уже в ранних стихотворениях звучит его “неподкупный голос” с гневным осуждением самодержавной России:

Питомцы ветреной судьбы.

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите.

Восстаньте, падшие рабы!

Поэт хочет “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок!”. Эти слова пушкинской “Вольности” призывно звучали над Русской землей. Мы чувствуем в них пушкинский свободолюбивый дух, его веру в светлое будущее человечества.

Проходит несколько лет, но не утихает боль поэта за родную землю. Он пишет стихотворение “Деревня”, в котором с потрясающей силой обличает ненавистную крепостническую систему:

Не видя слез, не внемля стона.

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Сегодня эти суровые слова, мужественные, полные любви к своему народу строки говорят нам о великом гражданском подвиге поэта. “Друг человечества”, “певец свободы” — так видится Пушкину, поэту и гражданину, его светлая миссия:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Эти слова поэта звучат как клятва, как гимн. Обращаясь к своим соотечественникам с призывом посвятить отчизне “души прекрасные порывы”, Пушкин верит, что самодержавие падет и над Россией взойдет “звезда пленительного счастья”. Этот призыв вдохновлял не только декабристов, но и все последующие поколения революционных борцов. Он рождает добрые чувства и благородные порывы, учит гражданственности, активной жизненной позиции.

Пушкин любил свободу “искренне и жарко” и до конца дней своих оставался верен вольнолюбивой музе. Какую нужно было иметь смелость, чтобы после поражения восстания писать: “Я гимны прежние пою. ” Он твердо верит в торжество идей своих друзей, в то, что со временем “оковы тяжкие падут, темницы рухнут” и восторжествует свобода. Горячий пламень своих надежд, могучий и “свободный глас” поэт посылает декабристам в далекую Сибирь, призывая не падать духом;

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

И вновь нас поражает удивительная пушкинская доброта, которая сметает все преграды: и ненависть, и неуверенность, и страх за собственную судьбу.

За свою недолгую жизнь поэт создал много лирических произведений.Тематика их разнообразна. Здесь есть все: философские рассуждения и протест против насилия, грусть и радость любви и дружбы. Пушкин пел гимн человеку, благословляя его на жизнь, радость и счастье. Он верил в торжество человеческого разума, и поэтому его строки такие ликующие и жизнеутверждающие:

Да здравствует солнце.

Да здравствует разум!

Какая жажда жизни, какая страстная любовь к ней!

Пушкин знал душу человека, понимал его чувства, переживания! Любое его стихотворение — это гимн красоте, любви облагораживающей, глубокой. На фоне трепетной любовной лирики Пушкина возникают реальные картины жизни, пейзажные зарисовки. Поэт любил русскую природу, ее несказанное величие и посвятил ей немало прекрасных строк. Вот как красиво рисует он “волшебницу-зиму”:

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

У Пушкина русская природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми красками. Пушкин учит любить и утреннюю свежесть весны, и очарование русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы. А любовь к природе пробуждает в нас любовь к родному краю и к Родине.

Говоря об Александре Сергеевиче Пушкине, нельзя не упомянуть о романе “Евгений Онегин”, в котором, как в зеркале, отразилась вся жизнь необъятной России. По словам Белинского, в нем Пушкин дал “поэтически-воспроизведенную картину русского общества”. Поэт призывает к соединению благородства с простонародностью, самобытностью, учит гуманизму, патриотизму. В “Евгении Онегине” мы видим всю Россию, подлинную. Здесь все русское: жизнь, народ, природа. Недаром широта, глубина, правдивость изображаемого дали основание Белинскому назвать роман “энциклопедией русской жизни”. . На страницах романа мы встречаемся с самим Пушкиным, открываем для себя неисчерпаемое богатство его духовного мира. Ведь не случайно в своем письме к Вяземскому Александр Сергеевич назвал роман “поэтической исповедью”. Действительно, в лирических отступлениях мы видим личность поэта — исключительно гуманного, душевного, остроумного и гениального человека.

Это необычайно тонкая, восприимчивая натура, исполненная глубокого благородства и величия, способная горячо и страстно любить. И эти особенности личности поэта естественно проявились в его стихах.

Анна Петровна Керн. Ее имя обессмертил Пушкин:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Воображение рисует образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство сильное и глубокое. Но как не восхищаться и поэтом, который находит в светлой и возвышенной любви источник необъятных творческих сил, величайшего вдохновения! Как не воспитывать в себе искренность и глубину чувств, способность властвовать собой, умение видеть прекрасное в жизни!

Пушкин выполнил свой долг перед Родиной: в свой “жестокий век” восславил свободу и “чувства добрые” лирой пробуждал. И поэтому не зарастает народная тропа к. его “нерукотворному” памятнику.

целый мир добрых чувств, каждое из которых — “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное”.

Его поэзия учит быть неравнодушным к природе, к людям. Стихи заставляют задуматься о времени и о себе, делают лучше, нравственно чище, духовно богаче, гуманнее. Поэзия Пушкина дает человеку бодрость и силу духа, учит понимать красоту и доброту, воспитывает глубокую и искреннюю любовь к отчизне, желание посвятить ей “души прекрасные порывы..

“Чувства добрые”, взлелеянные поэтическим гением Пушкина, так понятны и так дороги нам, благодарным его потомкам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: