Образ и характер Ленский: сочинение

Сочинение: Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(538 слов) Одним из самых интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин». Известно, что над его созданием писатель трудился на протяжении семи лет. Основной стала тема трагической судьбы молодого дворянства девятнадцатого столетия. В своём произведении Александр Сергеевич изобразил очень много ярких и многогранных персонажей из этого сословия. Рассмотрим поподробнее характеристику одного из главный героев — Владимира Ленского.

В образе Владимира Ленского автор воплотил молодого пылкого юношу. На момент повествования главному герою исполнилось восемнадцать лет. Автор описывает красивую внешность Ленского. Читатель замечает его чёрные кудри, которые спадают до плеч. Владимир рано остался без родителей, но они оставили ему вполне приличный капитал. Он много времени провёл в Германии. Именно там герой окончил университет. Владимиру Ленскому интересны учения Канта и другие философские труды. Он пишет незрелые, но прекрасные любовные стихи.

Как только главный герой вернулся на Родину, он познакомился с Евгением Онегиным. Вскоре между двумя молодыми людьми завязываются дружеские отношения. Можно заметить, что и Ленский, и Онегин обладают подвижным умом. Им несложно найти общие темы для разговора. Автор утверждает, что Ленскому, в отличие от циничного Онегина, присущ идеалистический тип мировоззрения. Он искренне верит в истинную дружбу, возвышенное чувство, а также в высокие нравственные идеалы. По своей натуре Владимир Ленский является достаточно наивным, открытым и простодушным человеком. Он не стесняется говорить о своих чувствах, делиться самым важным. Выдающийся писатель наделил своего персонажа многими достойными качествами. Так, Ленский стремится к труду и к знаниям. Он является сторонником семейных ценностей, домашнего уюта и спокойных разговоров в кругу близких и родных людей. Ему претит лицемерие высшего света. Однако Владимиру все же свойственны тщеславие и амбициозность юности:

«…Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь…»

Владимир, в отличие от Евгения, способен на искреннюю любовь. Но Ленский идеализирует свою возлюбленную — Ольгу Ларину. Герой наделяет девушку теми качествами, которыми она не обладает. Ветреную и кокетливую пустышку он считает своей музой, способной на верность, самоотречение и благородные поступки. Персонаж питает нежные чувства не к живому человеку, а к вымышленному образу. На именинах Татьяны Лариной это заблуждение играет злую шутку с Ленским. Но он видит предательство со стороны приятеля, а Ольгу готов простить. Ленский, желая отстоять свои чувства и достоинство, погибает на дуэли. Ольга Ларина не долго горевала по своему возлюбленному. Прошло немного времени после смерти Ленского, и Ольга выходит замуж за проезжего улана. Гибель Владимира Ленского оказалась напрасной. Ведь герой погиб, отстаивая фальшивые идеалы.

Однако писатель приоткрывает завесу над вероятной судьбой Владимира, если бы он остался в живых. Если бы Владимир не погиб на дуэли, его жизнь была бы заурядным прозябанием в праздности и довольстве. Вероятнее всего, персонаж уже отказался бы от всех романтических представлений и смирился бы с реальностью. Вместо идеализированных представлений пришли бы охлаждение души и оскудение ума.

В образе Владимира Ленского Александр Пушкин показал незавидную участь талантливых и высоконравственных юношей своего времени. Владимир олицетворяет наивного романтика, который оптимистично смотрит на мир, но какова его судьба в этом мире? Он обречен на деградацию своим социальным положением, в котором человек проживает наследный капитал, а сам ни к чему не стремится, никак себя не проявляет. Даже если бы он не погиб, произошла бы его духовная смерть — постепенная, но неотвратимая.
Поэтому в своем произведении писатель учит читателя всегда смотреть на жизнь реальным взглядом. Мечты необходимо превращать в цели, и всегда стремиться к их осуществлению.

Сочинение Онегин и Ленский (сравнительная характеристика 9 класс)

Онегин и Ленский абсолютно противоположные люди. У них разные характеры и темперамент. Но, несмотря на это они дружат.

Ленский, представляет из себя романтичного молодого человека. Он очень любит свою невесту Ольгу и верит в дружбу с Онегиным. Юноша привык все идеализировать. Ленский знает правила этикета и постоянно угождает женщинам. Учился он в Германии. Он подобен поэту, пишет стихи и черпает вдохновение в Ольге.

Ленский не проницательный человек, он не может трезво оценивать окружающих его людей. Юному парню не хватает для этого жизненного опыта. Он верит, что занимается серьезной поэзией, но на самом деле это не так. Юноша так же не способен рассмотреть примитивный ум своей избранницы.

Ленский полон энергии и восхищается миром. Он имеет свою точку зрения по любому вопросу. Ленский может отстоять свою позицию.

Онегин является антиподом Ленскому. Он хладнокровен и не показывает излишней эмоциональности. Он ко всему относится с сарказмом и недоверием. Ему надоели его привычные будни. Его жизнь кажется ему скучной и не интересной. Он не видит ни в чем источника, откуда можно черпать вдохновение.

Онегин получал свое образование дома. Поэтому его знания были обрывочными. Все свое основное время он посещал балы и светские приемы. Именно здесь он научился остроумно шутить, обходительно относится к людям, особенно к женщинам. Онегин мог соблазнить любую даму, это у него получалось легко и непринужденно. Парень не серьёзно относится к девушкам-кокеткам. Он считает их пустыми и глупыми. В светском обществе он видит одну фальшь и ложь. По вине его окружения у Онегина со временем очерствела душа.

Читайте также:
Дубровский-старший и Троекуров: сочинение

Несмотря на кардинальные отличия в характере Пушкин А.С. сделал двух героев друзьями. Они постоянно спорили друг с другом из-за своих разных взглядов на жизнь. Ленский и Онегин могли общаться вечерами. У них все же была общая черта. Оба парня любили общаться, размышлять и рассуждать на различные темы. Они не были единомышленниками, но им всегда было, про что поговорить и поспорить. Жизнь их заставила сражаться на дуэли. Ребята не смогли этого избежать.

Мне нравилась их дружба. Между ними не было лицемерия и обмана. Они не боялись говорить друг другу свое мнение.

2 вариант

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин писал больше чем о просто персонажах, писал больше чем просто интересный сюжет, и писал больше чем о насущных проблемах. Каждое произведения Пушкина по праву можно назвать одним из самых важных феноменов в российской, и мировой литературе. В них автор рассказывал интересную историю, в которой в свою очень находились колоритные персонажи, и которые, несли в себя потрясающую идею, высказать которую в то время никто не решался. Потому Пушкина и называют одним из наиболее гениальных авторов, которые своим творчеством могли менять не только свою страну, но и целый мир, и произведение “Евгений Онегин” отличный тому пример.

В произведении Пушкин рассказывает нам прекрасную историю, которая повествует о крепкой настоящей дружбе, однако также рассказывает об ужасающем предательстве, и о противостоянии двух гордых людей, которое, к сожалению, заканчивается смертью. Пушкин создал поистине уникальную атмосферу в произведении, которую каждый читатель, ознакомившись с произведением, мог чётко и ясно интерпретировать. Таким образом, мы видим, достаточно хорошое структурированное произведение, которое своей уникальной атмосферой так или иначе вдохновляло читателя на достаточно продуктивную деятельность, в какой бы то ни было деятельности. Потому данное произведение очень часто перечитывалось, оно попросту давало читателю мотивацию и цель в жизни, поистине великую цель.

В самом же произведении центральные образы являются образ Онегина и Ленского. Онегин и Ленский, это два друга, с одинаковыми философиями и жизненными убеждениями, которые первое время своей дружбы очень сильно привязались друг к другу, однако после происходит событие, которое раззадоривает двух молодых людей, и между ними происходит дуэль, по итогам которой Ленский оказывается убит. Однако, как бы не было ужасно данное событие, оно всё-таки было весьма предсказуемо, так как Онегин обладает весьма скверным характером, и также обладает привычкой мстить всем за свои обиды, даже своему лучшему другу – Ленскому. Ленский же напротив пытается исправить своего друга, пытаясь рассказать ему о самых хороших добродетелях человеческой личности, однако тот плюёт на всё, и решает вести себя так, как ему вздумается.

Таким образом, Пушкин уместил сразу два образа в своё произведение, которые хоть и очень сильно отличаются, но всё-таки чем-то похожи.

Сравнение Онегина и Ленского

Евгений Онегин и Владимир Ленский – друзья, но абсолютно разные люди. Каждый имеет своё видение. Оба друга имеют хорошие образование, знают, как правильно вести себя на людях, умеют поддержать любые разговоры. Оба героя очень интересные личности.

Евгений Онегин – молодой человек дворянского рода. С малых лет окружен любящими и заботливыми гувернантами и роскошными условиями. Никогда и ни в чём не знал нужды. Онегин – эгоист, который не задумывается о чувствах и переживаниях окружающих людей. Совершает любые поступки, так как знает, что ему всё сойдёт с рук. Однажды таким образом доигрался до дуэли с Ленским. Онегин решил соблазнить Ольгу, чтобы показать её ветреность. В итоге только вызывал ярость друга.

Онегин имеет знания в области всех наук. Единственно, они все поверхностны. Герой может поддерживать любой разговор. При том зачастую он сам не понимает, о чём говорит. Зато выглядит очень умно. Евгений – критик и скептик. Много льстит и заискивает перед другими людьми. Искренность чужда этому герою. Онегин в совершенстве владеет французским, Евгений знает чужой язык лучше родного. В аристократии французский ценился куда больше, чем русский язык. Если человек не знает французского, с ним никто не станет общаться. Онегин всё время находится в поисках себя, не способен ни на какую работу. Сразу же начинает скучать.

Владимир Ленский – полная противоположность Онегина. Владимир – романтик, мечтатель и поэт. Пишет стихи, увлекается литературой и философией. Герой обучался в Германии. Сейчас имеет богатое состояние. Ленский больше всего ценит любовь и настоящую дружбу. Ленский молод, имеет высокие нравственные идеалы. Без памяти влюбляется в Ольгу, не понимая, что с ней невозможно построить счастливую семью. На флирт друга с возлюбленной Владимир реагирует очень горячо. Недолго думая, Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот никак не ожидал подобного исхода. Руководствуясь другими мотивами, Евгений пытается объяснить другу правду.

Оба героя не имеют конкретных планов на будущее. Они живут сегодняшним днём. Молодые люди имеют красивую внешность, образованны и умны. Юный и наивный Ленский очень приятен в общении. Легко входит в любое общество. Онегин же относится к категории лишних людей. Со своими воззрениями и критикой он нигде не может прижиться. Людей раздражает его поведение и нравоучительные высказывания. Герои в большей степени отличаются друг от друга.

Читайте также:
Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною (В.Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Сочинение Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

В романе Александр Сергеевич Пушкин написал больше чем символы, написал больше, чем просто интересный роман, написал о своих настоящих проблемах. Все пушкинские произведения можно назвать самыми важными в мировой и русской литературе. В них он изложил интересные события, которые, в свою очередь, имели различные плюсы и выражали невероятную идею, в то время как никто не осмелился ее выразить. Следовательно Пушкин упоминается как один из наиболее замечательных авторов, которые своим талантом могут изменить не только страну, но и весь мир, и работа “Евгений Онегин” является отличным примером этого.

В этой работе Пушкин рассказывает историю о предательстве и сильной дружбе до него, двух гордых и сильных людей, которые, к сожалению, оканчивается фатально. Пушкин создает собственную атмосферу для творчества и каждый читающий может жить в ней. Мы видим достаточно хорошо структурированное произведение искусства, со своей атмосферой, которая вдохновляет читателя быть умеренно продуктивным в любой деятельности. Таким образом, этот проект, который часто читается, просто дает читателю цель и стимул в жизни, это великие вещи.

В работе главные образы это Ленский и Онегин. Это были два приятеля с подобной философией, которые сначала были очень близки друг к другу, но потом происходит ужасное событие, которое провоцирует двух молодых людей на дуэль между ними, в которой Ленский умирает. Тем не менее это было очень предсказуемо, так как у Онегина был плохой характер и он размышлял, как отомстить за каждую обиду, даже в отношении своего лучшего друга Ленского. Ленский наоборот хотел улучшить его, хотел сказать ему, но Онегин осудил его и решил вести себя как хочет.

Пушкин добавил эти образы в произведение, хотя они и очень разные, но в чем-то схожи. Бытовые моменты жизни, взаимоотношения людей в пушкинскую эпоху, и еще многое из его времени нашло отражение в произведении «Евгений Онегин». В этой работе используются многочисленные приемы художественной выразительности: эпитеты, метафоры, художественные детали, анафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, метонимии, аллегории, гротески, – и прочие приемы. Также используется «художественная деталь», позволяющая сделать произведение ещё более выразительным. Описание предметов интерьера, одежды персонажей, природы, мебели и прочего – это детали, тщательно описанные Пушкиным.

Сочинение 5

А.С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» показывает в образах Онегина и Ленского самые насущные проблемы в русском обществе в начале XIX века.

Они, несомненно, лучшие люди своей эпохи, которые ищут свою цель в жизни, их не устраивает примитивная светская жизнь или обыденные деревенские будни, они ищут чего-то своего, особого.

Евгений Онегин, как и большинство его сверстников, лучшие годы проводят в театрах, на балах, ища любовные приключения. Но герой быстро понимает, что все это бессмысленно и время уходит впустую. Он воспитан как настоящий аристократ. Достаточно образован и умен. Хорошо знаком с классической литературой, творчеством Байрона и Адама Смита. Стать романтиком, в отличии от Ленского, у него не получилось. В один момент, он теряет смысл жизни, ему все наскучило и надоело, душа искала чего-то особенного, что придаст красок в его жизнь.

Во Владимире Ленском автор показывает другой тип светской молодежи. И это полная противоположность Онегина. Ленский также дворянин, получивший прекрасное образование в Германии. Он верит в любовь, искренность, порядочность, дружбу. Его мир – это сплошные мечты. Смотрит на жизнь сквозь розовые очки и везде ищет прекрасное. Светские балы ему не по душе, но он не отказывается, время от времени, с пользой провести там вечер.

Онегина и Ленского объединяет сосредоточенность на своей, якобы, неповторимой натуре.

Евгений по своему привязан к Владимиру, но в то же время общается с ним из-за скуки. Для Ленского же дружба это нечто большее, скорее даже потребность. Он свято верит в преданность, единственную любовь, чистоту человеческих намерений, и это вера, скорее, смысл жизни. Именно поэтому, роковую шутку друга воспринимает как предательство, неверность любимой девушки и идет на дуэль для того, чтобы отстоять чистоту душевных представлений от скептицизма Онегина.

Ленский погибает не в силах противостоять жизненным ударам. Автор происходящим показывает, что такие романтики и мечтатели при столкновении с действительностью, от нее же и страдают.

А циник Онегин остается жить, только жизнь теперь полна страданий и тоске по другу. Он прекрасно знает жизнь, разбирается в людях, чувствует их натуру, но это все не делает его счастливым человеком, а только приводит к хандре и разочарованиям. Это и есть путь к одиночеству, к бесполезности в обществе. В этом его трагедия, жизненный тупик.

Рассуждение

Одним из главных и великих произведений Пушкина принято считать роман «Евгений Онегин». Писатель изобразил жизнь 19 века, особенности дворянской молодежи. Одними из представителей главных героев романа являются Ленский и Онегин. Это два человека, две неординарные личности, которые одновременно полны противоположностей и схожестей между собой. Но совершенно разные черты характера не влияют на них, они проводят много времени вместе.

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Не столь различны меж собой.»,- описывает писатель наших главных героев, показывая их внутренний мир и характер, истинную сущность. Ленский молод и вспыльчив, а Онегин словно ледяной камень, потерявший интерес к жизни, остывший от всего.

Онегин получил домашнее образование, которое не было насыщенно знаниями. Жизненный опыт и знания он приобрел на балах, где и научился остроумным высказываниям, ухаживать за дамами и вести светский образ жизни. Но эти навыки открыли перед ним и мир притворства и лжи, что привело Евгения к потере жизненных восторгов и интересов. Он постепенно устает от окружающей его суеты, теряет источники вдохновения и становится хладнокровным, черствым.

Ленский же, наполненный романтикой, юноша. Его манеры приятны, а разговоры с мужчинами и женщинами привлекают своими оборотами и непринужденностью. Учеба в Германии и немецкая философия поспособствовали появлению в нем романтичных взглядов на жизнь. Он влюблен в Ольгу и благодаря этому чувствует вдохновение и интерес к жизни, ставит новые цели. Его юношеский максимализм позволяет отстаивать свои решения и горячо защищать собственные позиции.

Сравнение Ленского и Онегина в романе не случайно. Разные взгляды на жизнь сопровождались дружескими разговорами и обсуждениями, иногда спорами. Но это не мешало им дружить. В деревне было мало людей для подобного общения. Только друг с другом главные герои говорили о высокомерных взглядах Онегина и о романтизме Ленского. Казалось бы, что может быть лучше, чем найти собеседника, который выслушает и поговорит на разные темы? Но их общение было изначально обречено. Нелепая дуэль, от которой никто из них не мог отказаться. Ни Онегин, пренебрегающий сущность общества, ни честный Ленский. Пушкин показал читателям всю правду того времени. Стало понятно, что не все могли быть счастливы. И даже высокое положение в социуме не влияло на это. Ленский и Онегин несчастны, ибо именно общество и обстановка сформировали их личности, сгубили судьбу и задатки умных, благородных людей.

Онегин и Ленский (сравнительная характеристика)

Популярные сочинения

Вражда может перерасти в дружбу, но при каких условиях? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть понятия дружбы и вражды, а также то, как строятся отношения между людьми.

Пушкин рассказывает нам правдоподобную историю о судьбе дворянина, незаконно лишённого родового поместья. У нас есть 2 абсолютно разных героя. Дубровский и Троекуров.

Произведение Валентина Распутина «Уроки французского» учит людей всегда оставаться человечными во что бы то ни стало. Главный герой – Одинокий мальчик

Краткий анализ стихотворения «Элегия» («Безумных лет…») по плану

1. История создания

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано в имении Болдино в 1830 году, куда Пушкин приехал для того, чтобы привести в порядок финансовые дела перед предстоящей женитьбой.

По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень».

Стихотворение с жанровым подзаголовком «Элегия» подводит итоги размышлениям поэта перед началом новой (семейной) жизни.

Пушкин добился согласия на брак у родителей Н. Н. Гончаровой не сразу, а лишь спустя 2 года после первой неудачной попытки. Можно назвать пророческим предощущение трагедии, различимое в строках «Элегии».

По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.

2. Литературное направление

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.

Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.

Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.

3. Род

Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.

4. Жанр

Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.

Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.

5. Проблематика

Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления.

Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.

Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.

6. Тематика

Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:

  • прощание с молодостью;
  • покаяние;
  • вера в бессмертие творящей души;
  • приятие дальнейшей судьбы;
  • надежда на счастье.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.

Однако нельзя поддаваться унынию. Пока мы живём, у нас есть время всё исправить и насладиться лучшим, что есть в мире: творчеством и любовью.

Читайте также:
Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина: сочинение

8. Пафос

Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.

Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.

9. Система образов

В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).

Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.

При описании новых чувств и мыслей, посетивших его накануне серьёзных жизненных перемен, Пушкин использует масштабные стихийные образы: «грядущего волнуемое море», «закат печальный».

Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.

Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.

Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.

Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.

Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.

  • Зачин произведения, развитие мысли и кульминация содержатся в первой его строфе.
  • Вторая строфа отражает спад эмоционального напряжения.
  • Итоговое двустишие завершает стихотворение светлым аккордом.

Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских окончаний.

В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.

В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.

Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.

Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.

Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.

Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы.

16. Средства художественной выразительности

Язык стихотворения украшен:

  • эпитетами («безумных лет угасшее веселье», «тяжкое похмелье»),
  • метафорами («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный»),
  • сравнением («но, как вино — минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней»).

Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.

Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.

17. Значение произведения

Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.

В минуты горести, стыда и сожаления мы можем обратиться к стихотворению «Безумных лет угасшее веселье…» и поучиться у Пушкина мужеству в восприятии будущего.

Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.

18. Актуальность

Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.

Состояние смятения и тревоги, которое чувствуется в первой строфе «Элегии», побеждается светоносной верой в возможность радости и гармонии.

Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.

19. Моё отношение

Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.

Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.

20. Чему учит

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» учит нас ценить каждый миг жизни, наполняя мир вокруг творчеством, любовью, созиданием.

Чтобы не приходилось горько плакать над содеянным, лучше с самого начала быть добрым, честным и чутким человеком. Тогда свою молодость не придётся называть «безумной», а воспоминания о прошлом – «тяжким похмельем».

Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.

Анализ стихотворения «Элегия» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.10.2019 · Обновлено 01.10.2019

В творчестве А. С. Пушкина часто встречаются рассуждения о смысле жизни и быстротечности времени. » Элегия «, разбор которой Вам предлагает Многомудрый Литрекон, не является исключением. В этом стихотворении глубокомысленный читатель найдет поводы для раздумий.

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.

В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.

Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.

Смысл названия

Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.

Отчасти данное название иронично, ведь автор заранее уведомляет читателя о типичности содержимого и подтрунивает над своей грустью, как бы говоря: «Это всего лишь хандра, название и суть которой Вам уже известны».

Композиция

Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:

  1. Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
  2. Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:

  1. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
  2. Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
  3. Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
  4. Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:

  • Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
  • Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
  • Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
  • Пушкин поднимает проблему быстротечности времени. Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
  • Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
  • Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
  • Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.
Читайте также:
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина Дубровский): сочинение

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

Средства выразительности

Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:

  1. эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
  2. антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
  3. сравнения (как смутное похмелье).
  4. звукопись. «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
  5. поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.

Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.

Полный анализ стихотворения «Элегия» (А. С. Пушкин)

Творчество данного поэта всегда завораживает, поэтому полный анализ стихотворения «Элегия», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, поможет узнать еще одну страницу из жизни автора.

  1. История создания
  2. Жанр, размер произведения
  3. Композиция
  4. Образы и символы произведения
  5. Темы и проблемы произведения
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведения юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября.

Данное творение носит автобиографические черты, где Александр Сергеевич подводит своего рода итог прожитым годам, а так же строит некие планы на будущее.

Поэт готовится к серьезному шагу – женитьбе. Уехав решать семейные дела в Болдино, автор вынужден задержаться из-за вспышки холеры. Эти три месяца Пушкин проводит очень плодотворно, занимается творчеством. Одним из таких произведений и является «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака.

Жанр, размер произведения

Стихотворение относится к элегии, что не сложно понять по названию стихотворения. Это одна из разновидностей философской лирики – автор поднимает такие важные темы как: быстротечность времени и переоценку прожитых лет.

Хоть романтизм больше присущ ранней лирике Пушки, в стихотворении «Элегия» мы видим его черты.

Для написания автор выбрал пятистопный ямб, рифму использует парную.

Композиция

Композиционно это очень интересное стихотворение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть.

Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.

Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино,— печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.

Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.

В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.

Образы и символы произведения

В роли лирического героя представлен сам автор, его внутренние переживания . Он придается воспоминаниям своих прожитых лет, вспоминает безудержное веселье, но не получает от этого никакого удовольствия. Ему жаль потраченные годы. Но и будущее не рисует радостной картины перед ним.

Автор хандрит, а вместе с ним хандрит и его лирический герой.

Но уже во второй части стихотворения он выбирает жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Он готов страдать, творить, выслушивать критику. Лирический герой знает, что без страданий не бывает радости. Он готов открыть себя для новых чувств и для любви. Поэтому творец начинает практически оптимистично смотреть на будущее.

«Смутное похмелье» — этим выражением автор как нельзя лучше передает то состояние, в котором оказался лирический герой. Он переосмысливает смысл прожитых лет, анализирует ошибки и придается воспоминаниям.

В роли вина автор подразумевает печаль, которая точно так же опьяняет и затягивает.

Море – при помощи этого символа Александр Сергеевич показывает жизненные перемены, а так же страх перед неизвестным.

Темы и проблемы произведения

Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.

Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.

Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.

Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.

Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.

Средства выразительности

В данном стихотворении автор использует эпитеты, для передачи более яркой картинки. Антитезу – благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.

Сравнения – с их помощь Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.

Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.

Основная мысль

Основной мыслью произведения «Элегия» Александр Сергеевич выделяет то, что для поиска смысла жизни нужно оставаться честным. И в первую очередь честным необходимо быть с самим собой. Вспомнить ошибки прошлого и постараться их анализировать, чтобы не повторять в дальнейшем.

Когда нам кажется, что жизнь закончилась и руки опускаются сами собой, стоит вспомнить о том, что после дождя всегда выходит солнце. Так и в жизни, после любых жизненных неурядиц и проблем, всегда наступает радость. Все в жизни временно, и когда становится совсем тяжело, нужно понимать, что это просто такой период. Он пройдет и наступит белая полоса в жизни, появится снова желание жить и творить, а в сердце обязательно поселится новая любовь!

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Безумных лет угасшее веселье… (Пушкин)

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Анализ стихотворения

Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в знаменитую болдинскую осень 1830 года, когда у поэта наблюдался творческий и душевный подъем. Под стихотворением стояла дата 8 сентября 1830 года.

Пушкин написал его, когда перешагнул порог своего тридцатилетия. Это – пора, расставания с юношескими идеалами и шалостями, когда, испробовав все «прелести бытия», человек становится мудрее, опытнее, и уже знает, чего он хочет от жизни.

К 30 годам Пушкин захотел, чтобы у него была семья, его интересовала история родной страны, и ее замечательные страницы он мечтал отразить в своем творчестве. В этом стихотворении словно звучит предчувствие близкой смерти. Он восклицает:

Это произведение лирико-философское, написано в жанре элегии. Поэт и название дает стихотворению, без лишних мудрствований – «Элегия», желая подчеркнуть тем самым минорное настроение этого лирического произведения.

Читайте также:
Тема любви в лирике Пушкина: сочинение

История создания произведения

По дате написания исследователи пришли к выводу, что стихотворение было написано сразу после «Бесов». Обращает на себя внимание, что и в «Бесах», и в «Элегии» звучит мысль о поиске пути. Только в «Бесах» путники сбились с дороги в поле, а в «Элегии» речь идет о пути жизненном. В письме Дельвигу Пушкин сообщал:

Творческое вдохновение свидетельствовало о настрое душевном, что было следствием его любви к Наталье Николаевне. Любовь, как известно, будит творческую энергию, служит живительным источником вдохновения. Первая публикация этого произведения появилась в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» состоит из двух строф. В первой строфе 6 стихов, во второй – 8. Написаны они пятистопным ямбом. Рифма парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Композиция двухчастная. В первой звучит жалоба поэта, сожаление о прожитых годах. Вторая часть — более жизнеутверждающая, даже несколько пророческая. Пророчески звучат последние строки.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея в этом стихотворении совпадают. Это размышление о жизни, подведение итогов прошедшей молодости, можно сказать, даже, что «Безумных лет угасшее веселье» – прощание с молодостью, взгляд в будущее.

Средства художественной выразительности.

В этом произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • метафоры: безумных (лет), угасшее (веселье), смутное (похмелье), печальный (закат); волнуемое (море);
  • эпитеты – минувших (дней); прощальной (улыбкою);
  • олицетворения: сулит (путь); блеснет (любовь).
  • сравнения. Печаль минувших дней поэт сравнивает с вином. В этих строках он признается, что, чем старше он становится, тем сильнее сожалеет о прожитых днях.

В «Элегии» поэт применил противопоставления — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти антитезы глубже подчеркивают настроение автора.

В первой строфе встречается всего один глагол (сулит). Зато вторая часть наполнена глаголами, свидетельствующими о желании поэта жить и работать:

Жизнь только тогда и обретает настоящий вкус, только тогда начинаешь понимать и ценить ее, когда в ней есть не только радости, веселье, но и заботы, тревоги, печаль от потерь. Когда человек только развлекается и веселится, ему это в конце концов надоедает, как надоело пушкинскому герою Евгению Онегину.

Анализируя средства художественной выразительности, нельзя не обратить внимание на присутствие архаизмов: минувших, старе, грядущего, ведаю. Архаизмы несколько утяжеляют поэтический слог, делают его торжественно возвышенным. Символизмы, использованные поэтом, указывают на принадлежность этого стихотворения к романтическому направлению: бурное море, вино, похмелье, закат.

Если взглянуть на «Безумных лет угасшее веселье» с точки зрения фонетики, обращает на себя внимание преобладание сонорных согласных, которые придают стихотворению жизнеутверждающий настрой, несмотря на грусть в первых строчках.

Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее веселье

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.

В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.

Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.

Анализ стихотворения Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»

Стихотворения А.С.Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» написано в 1930 году. Несмотря на то, что стих написан осенью, в любимую пору года автора, он наполнен грустью. В этом стихотворении автор с высоты хочет посмотреть на свою жизнь, подвести итоги, построить планы на будущее.

В 1828 году А.С.Пушкин познакомился с Н.Н. Гончаровой и два года добивался у ее родственников разрешения на свадьбу. В жизни поэта наступил тот момент, когда он начал задумываться о семейной жизни, детях, обустройстве быта. В связи с этим начинается новый этап для него, и завершается холостое веселье.

Сам автор назвал стихотворение «Элегия» — это своеобразная вершина в произведениях данного жанра, написанных Пушкиным в молодости.

Произведение исполнено в виде монолога, оно отражает внутренний мир лирического героя, в нем много личных местоимений и слов, описывающих состояние человека. Именно в данном стихотворении образ лирического героя тождественен самому автору.

Произведение можно условно поделить на две части, которые противопоставляются друг другу. В первой части Пушкин создает тревожные образы — горесть, тяжесть, смутные предчувствия. Образ волнующегося моря добавляет тревоги. Своеобразным переломным моментом в стихе является фраза, в которой автор говорит о том, что не хочет умирать.

Однако во второй части Пушкин употребляет глаголы уже только в будущем времени. Мы видим, как в нем рождается надежда на светлую дальнейшую жизнь. Произведение Пушкина хотя и короткое, однако, очень сильное. Оно наполнено значащими метафорами, уникальными эпитетами, рассказывает нам очень много о самом поэте.

Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Автор считает, что в этом и есть настоящая жизнь и только тогда она прекрасна, когда в ней есть и слезы, и любовь, и вдохновение.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.

Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.

Композиция

Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:

  1. Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
  2. Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.

Краткий анализ стиха А. С. Пушкина «Элегия»

Вариант 1

«Элегия» создана сразу же вслед за «Бесами», осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.

Композиция. Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.

В «Элегии» подхватывается и получает развитие та же тематика. что и в «Бесах» Пушкина — сосре­доточенный поиск пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого, которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противо­положным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Душу лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством трево­ги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и — «может быть» — любовь:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вариант 2

Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела.

И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно.

Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее. «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», — пишет автор.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы? Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого.

Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым. «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», — отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной».

Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.

Вариант 3

Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:

  1. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
  2. Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
  3. Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
  4. Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.

Что такое элегия – примеры из литературы

Изначально элегией называли плач над покойным. После жанр перешел в ряд поэтических мотивов. Поэзия описывает идеалы древних греков, основанные на уравновешенности, соразмерности бытия, всемирной гармонии. Среди русских классиков лидерами в области элегии выделяют Жуковского, Батюшкова. В своих стихах они выражают смешанные эмоции, поиск идеала, духовные ценности.

В работах Жуковского используются специальные медиаторы, объединяющие небесные и земные явления. Большинство работ автор посвящает природе, мечтаниям, любви, видениям, искусству. Его известные стихотворения – «Вечер», «Сельское кладбище».

Творчество Батюшкова отличается от лирического направления Жуковского. Оно говорит о вечных, высоких ценностях, земных наслаждениях, раздвоенности между этими понятиями. Элегии автора – «Разлука», «Мой гений», «Таврида», «Воспоминание».

Анна Ахматова создала целый цикл под названием «Северные элегии». Александр Пушкин написал известные произведения в этом жанре:

  • «Я думал, что любовь погасла навсегда»;
  • «Счастлив, кто в страсти сам себе»;
  • «Опять я ваш, о, юные друзья»;
  • «Воспоминаньем упоенный»;
  • «Веселье жизни хладной».

Смотри также: Роды и жанры литературы

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: