Образ кавказского пленника в русской литературе.: сочинение

Кавказский пленник сочинение

Кавказский пленник сочинение по плану 5 класс

↑ 1 вариант

1. Жилин и Костылин

2. Характеристика военнопленных

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера – труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

↑ 2 вариант

2. Дружба Дины и Жилина

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

↑ 3 вариант

1. Герои рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои – Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс

Изучая творчество Толстого в школе, в программу включено и изучение произведения, а также написание сочинения на тему Кавказский пленник. Лев Николаевич Толстой написал данное произведение в конце девятнадцатого века и скорее всего в этом произведении он описал историю из своей жизни, ведь, как известно, писатель побывал в плену у татар, когда проходил службу на Кавказе.

Читайте также:
Свобода и любовь в лирике Пушкина: сочинение

Работая над анализом произведения Кавказский пленник Толстого, хочется начать сочинение о том, насколько красиво автор описывает природу Кавказа, как будто попадаешь в сказку. Также в произведении писатель затрагивает повседневную жизнь татар, быт свободолюбивых горцев. Сам рассказ и события в нем формируются вокруг трех основных героев, среди них два офицера и девочка Дина.

Жилин и Костылин

В повести два офицера Жилин и Костылин попадают в плен. В сочинении по «Кавказскому пленнику» хочется отметить, что Жилин и Костылин оказались в равных условиях, но совершенно по-разному проявились их характеры. Да и по описанию автора мы видим различия и Костылин уже здесь не вызывает симпатии. Тучный, грузный, постоянно обливается потом. Другое дело Жилин. Он удал, полон сострадания, любви даже к животным, храбрый, целеустремленный.

Поступки у пленных также разные. Если Костылин уверен, что ему должны все помогать, достаточно только написать родственникам, которые вызволят его, то Жилин не хочет волновать свою мать, и решается на самостоятельное спасение, устроив побег. Он изучает местность, жителей аула, их жизнь и, все подготовив, совершает побег, прихватив собой Костылина, и в этом была его ошибка. Этот слабый, трусливый, ленивый человек и здесь не смог проявить твердость характера, поэтому их быстро поймали и вернули назад. Очень обидно было за главного героя, который все рассчитал, который уже бежал, когда свобода была уже рядом. Но, не получилось. Теперь Жилину грозила верная смерть.

Жилин и Дина

Однако все завершилось хорошо и должное нужно отдать девочке Дине – дочери татарина. В своем сочинении хочется отметить те теплые отношения, что сложились между Жилиным и Диной в «Кавказском пленнике». Сначала девочка боялась пленников, но позже поняла, Жилин добрейшей души человек и они подружились. Жилин развлекал девочку, которая была обделена любовью родителей. Он делал ей кукол из глины, а она ему носила вкусную еду. А после неудачного побега девочка и вовсе стала для офицера ангелом-спасителем, ведь предупредив об опасности, она помогла бежать Жилину второй раз. Все закончилось благополучно.

В завершении работы над «Кавказским пленником» Толстого, в своем сочинении хочется сказать, что, несмотря на жизненные ситуации, никогда не нужно опускать руки. Нужно быть, как Жилин, смелым, храбрым, решительным, целеустремленным. Именно эти качества и характеризуют настоящих мужчин, а такие ничтожные, трусливые ленивые люди, как Костылин, вызывают только жалость и уж на кого равняться не стоит, так это на подобных героев.

Кавказский пленник сочинение, вариант 2

Кавказский пленник привлекателен не только своей сюжетной линией, но и тем, что на страницах рассказа писатель затрагивает частичку нашей истории, описывая один из самых сложных конфликтов, период Кавказской войны. Л. Н. Толстой в своем рассказе использует собственные воспоминания, а также воспоминания офицеров и солдат, которые принимали непосредственное участие в военных действиях. Сегодня мы пишем небольшое сочинение по литературе на тему кавказского пленника, и попутно ответим на вопрос, над чем же заставляет задуматься произведение Кавказский пленник. Написать работу нам поможет план сочинения, который мы составили заранее, и предоставим его в конце нашей работы.

Кавказский пленник сочинение

Л. Н. Толстой свой рассказ Кавказский пленник написал в конце девятнадцатого века, где рассказал о войне, предательстве, человеческой доброте, и стремлении найти выход даже с самой сложной ситуации. Рассказ повествует о поступках разных людей, которые попадают в одинаковые условия. Здесь мы видим взаимоотношения народов. Кавказский пленник в полной мере раскрывает человеческие пороки — трусость, высокомерие, мстительность, жестокость, но несмотря ни на что, доброта, храбрость и упорство, побеждают, и приводят к счастливому концу.

Рассказ Кавказский пленник знакомит нас с главными героями Жилиным и Костылином, которых захватили в плен горцы. И на протяжении всего рассказа мы можем наблюдать их поведение в неординарных условиях. Жилин присматривается к врагу, знакомится с ними ближе, старается занять себя каким-либо делом и даже лечит больных врагов. Костылин в плену бездействует. Он считает себя выше врага, поэтому с ними на контакт не идет, и ожидает выкуп.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Жилин разрабатывает план побега, к которому присоединяется и его товарищ. Первый побег оказался неудачным, и виной тому был Костылин, который не нашел в себе силы идти дальше. Беглецов схватили, и ужесточили условия содержания. Но и теперь Жилин не падает духом, он не собирается просить родных выкупить его из плена, и надеется только на себя. Однако здесь ему на помощь приходит девочка Дина, которая успела подружиться с офицером, и благодаря ей Жилин бежал.

У рассказа счастливый конец. Жилину удалось добраться до своих, а за Костылина внесли нужную сумму и еле живого через месяц привезли домой.

Продолжая работать над сочинением на тему рассказа Кавказский пленник, хочется отметить насколько интересное и поучительное написал автор произведение. Оно показывает, насколько важно не терять силу духа, учит быть добрым, показывает насколько губительной может оказаться трусость, насколько ужасно предательство, и как важно не опускать руки.

Над чем заставляет задумываться Кавказский пленник

Давайте все же постараемся ответить в сочинении на вопрос над чем заставляет задуматься Кавказский пленник?

Рассказ заставляет задуматься о проблемах, которые приносит человеку война, и о том, как важно не пренебрегать реальной опасностью в военное время. Если ошибка была сделана, то не стоит поддаваться панике и постараться найти решение со светлой головой. Рассказ призывает с уважением относиться к обычаям других народов, уважать традиции других национальностей, и помнить главное — что не существует плохих национальностей, есть лишь плохие люди, как есть и хорошие.

Прочтя рассказ Толстого, невольно задумаешься о добре и зле, о том, как важно оставаться человеком, даже оказавшись в плену, ведь если хорошо относиться к другим, то даже среди врагов найдутся те, кто захочет тебе помочь. Но для этого важно не терять веры, не опускать руки, и бороться за свою свободу, не проявляя слабости и трусости.

✔️ Вступление
✔️ Основные проблемы, что затронуты в рассказе Толстого
✔️ Главные герои и их поведение в одинаковых условиях
✔️ Чему учит произведение Кавказский пленник
✔️ О чем заставляет задуматься рассказ Толстого

Сочинение на тему Лирика Пушкина

Лирические произведения Пушкина поражают своей разнообразностью. Это размышления, переживания поэта. В них прослеживается несколько направлений – свобода, дружба, любовь, природа, философия, поэт и поэзия, политика.

Так теме свободы он уделяет внимание, когда находится в ссылке в Молдавии. Это стихотворения «К Чаадаеву», «Деревня». И самое яркое стихотворение из этой тематики – «Узник». Это он про себя пишет, он в ссылке находится под полицейским надзором. Себя он сравнивает со свободолюбивым орлом. Призывает обрести свободу.

У поэта было много друзей. Поэтому, тема дружбы отражена в стихотворениях «К Чаадаеву», стихи, которые поэт написал Пущину и Кюхельбекеру. Пушкин использует жанр дружеского послания, и тем самым становится родоначальником этого направления в литературе.

У каждого поэта есть любовная лирика. Есть она и у Пушкина. Он любил женщин и посвящал им стихи. Из некоторых получились прекрасные романсы и песни. Это – «Я помню чудное мгновенье …», которое было написано для Анны Петровны Керн. Это маленькая история любви Пушкина к этой даме. Он встречается с ней трижды, и каждый раз испытывает разные чувства.

« Я вас любил…» – это венец теме любви. Написано простым языком в виде монолога-размышления, но сколько чувств в него вложил поэт. Свой альтруизм, готовность пожертвовать во имя любви. А вот стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» написано в жанре элегии-воспоминания. Два женских образа противопоставляются один другому.

Тема о роли поэта в жизни страны, его влияние на формирование мировоззрения, на общественную позицию. Так, в стихотворение «Пророк» Пушкин высказывает мысль о том, что роль поэта в обществе сравнима с ролью библейского пророка. В других стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа» Пушкин высказывается о высокой миссии поэта в своем отечестве.

Достаточно вспомнить строку «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан, а что такое «гражданин»? отчества достойный сын». Пушкин и был таковым. У него есть своя, отличная от других, гражданская позиция. Он поддержал декабристов, и был за это сослан в ссылку. Но он поддерживает своих друзей в далёком суровом краю морально. Пишет знаменитое стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

Читайте также:
Любовь в лирике А. С. Пушкина: сочинение

И самое сильное стихотворение поэта « Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Поэт надеется, что после его смерти последующие поколения его не забудут. Не зарастёт тропа к его памятнику, не будет забыто его творчество.

Я считаю, что современным поэтам надо учиться у Пушкина. Если не можешь писать так, как он и лучше его, то нечего бумагу марать.

Вариант 2

Кто не знаком с творчеством Александра Сергеевича? Конечно, все знают и любят его произведения, как в России, так и за ее пределами. Пушкин считается основоположником литературного языка в России. Пушкин стоит как бы во главе других поэтов.
Его произведения угадываются в первых строк, В его стихах, словно слышится и легкая музыка, и пение птиц в зелени деревьев и шум ветерка, что легкой прытью пробежал по траве. Стихотворение Александра Сергеевича «Я помню чудное мгновение» до сих пор является эталоном выражения любовных переживаний. Автор настолько тонко описывает состояние своей души, что невозможно сдержать трепет собственного сердца, читая это стихотворение. Пушкин, мы можем судить по его чувственным произведениям, был эмоциональным человеком, именно поэтому его любовная лирика так восхищает читателя и в наши дни, затрагивая струны читательских душ.

Также Пушкин не обошел стороной и политику в своих стихах. Ярким примером поэтической лирики служит произведение «Деревня», которое вышло из-под пера автора в 1819 году. В данном произведении поэт очень явственно передает дух той эпохи крепостного права и настрой людей, которые, как и сам автор надеются на отмену рабства. Как говорили современники автора, его поэтическая лирика была близка народу, стихи, будто искорки костра, разлетались по всей стране. Это не удивительно, ведь такие строки как:

«Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Не может не брать за душу русского человека.

Тема дружбы также занимает много место в лирических творениях поэта. В дружбу автор вкладывал большой смысл и был преданным другом. Первые стихи о дружбе автор написал еще в лицее. Первые стихи о дружбе полны юношеского задора, но также в них чувствуется, что автор очень ценит друзей и дружба их непоколебима. Чувства автора к своим друзьям как нельзя лучше передает

отрывок из стихотворения, который Пушкин написал в 1825 ,находясь в ссылке:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен…»

Как мы видим, Александр Сергеевич был многогранным лириком. Любовная лирика, заставляет трепетать наши сердца. Лирика поэтическая призывает нас верить в свою страну и надеяться на лучшее. Лирика дружбы показывает читателю пример нерушимости дружеских клятв. Одоевский назвал Пушкина солнцем русской поэзии и был прав. Александр Сергеевич, подобно небесному светилу охватывал и освещал в стихах все стороны души человека.

Лирика Пушкина

Несколько интересных сочинений

Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Люди любят побеждать. Вкус победы дарит наслаждение долго. Победы могут быть глобальными, а могут быть ежедневными и мелкими. Существует победа над собственными страхами, ленью.

Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

Герасима можно назвать главным персонажем в данном произведении. Рассказ наполнен такими темами, как привязанность и крепость духа. Описанный персонаж позволяет читателю сделать такой вывод

У меня есть дедушка, его зовут Гена. Когда я была маленькая, мы вместе часто играли. Он водил меня на разные аттракционы, спортивные площадки, он даже сидел со мной в песочнице и лепил разные пирожки из песка.

Основные особенности лирики А. С. Пушкина: сочинение

Особенности стиля лирики А. С. Пушкина

Со дня опубликования «Руслана и Людмилы» имя Пушкина неизменно было в центре не только идейной и общеэстетической, но и стилевой борьбы. И дело тут не в одном лишь генеральном значении Пушкина для нашей культуры. Дело еще и в том, что среди русских писателей Пушкин, как не раз говорилось, являет собою тип художника прежде всего. В классическом нашем искусстве всегда была сильна мысль о внутреннем единстве духовной деятельности, сквозило пренебрежение ко всякой специализации, дифференциации ее, в частности, – к эстетическому началу как таковому.

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

В этом отношении Пушкин был «гармоничнее», «художественнее» своих гениальных преемников; при мысли о Пушкине тот час же возникает внутренний образ четкой и стройной, законченно-совершенной, кристального стиля.

Это свойство Пушкина в свое время хотели использовать деятели «чистого искусства», от Фета до акмеистов. Однако же они не имели особого успеха на этом поприще – и совершенно ясно почему. Пушкин не «просто великий стилист», форма, стиль у него не самодовлеет. Недаром Толстой по контрасту вспомнил о Пушкине: «вон у Пушкина: его читаешь и видишь, что форма стиха ему не мешает». Толстой тут выражает мысль, в сущности, очень точно очерчивающую главный принцип стилистики Пушкина: форма – это гармоничное, точное выражение чего-то ( т.е. содержания, сути духовной). Как только нарушается это строгое равновесие, как только совершается перекос в ту или иную сторону (у некоторых акмеистов, например в сторону «формы как таковой»), так мы сразу интуитивно знаем, что пушкинский стих, пушкинская традиция тут уже переосмыслены в своей сути, а не в деталях.

Кардинальное свойство, о котором сейчас идет речь, делает стихи Пушкина очень «выгодным», адекватным материалом для современных раздумий о стиле – о смысле самой это категории. Ныне ясно, что стиль нельзя толковать как одно лишь «своеобразие», индивидуальность художника: сама практика творчества и усилия многих литературоведов, теоретиков искусства вновь показали, что в стиле, в стилевых факторах нельзя искусственно изолировать общее и своеобразное; индивидуальный стиль – лишь одна из ступеней, один из уровней в скользящей шкале стилевых категорий: стиль произведения, индивидуальный стиль художника, стиль школы, стилевая тенденция …

При трактовке стиля как категории ближе к конкретной истине не слишком простая формула «стиль – это художественная форма» и не слишком общая и статичная формула «единство содержания и формы», а также обозначения, как переход содержания в форму, формы в содержание, – сам фактор, закономерность, момент этого перехода. Стиль – это закон художественной формы, как момент перехода в дух, в содержание. Это художественная форма, взятая в плане ее закона и динамики вширь и в глубь.

Особенно показательна в этом отношении лирика Пушкина: тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкина, в его лирике выступает обнажено – он не заслонен всем тем, с чем приходится иметь дело в крупных жанрах в силу самой жанровой специфики:

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев и шум дубровы,

И ночью пенье соловья,

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенное искусство

Так сильно волновали кровь, –

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Не истощимый клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел –

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Это стихотворение по сути и по форме обратило на себя особое внимание самого Пушкина и – Белинского, одинаково ненавидевшего в период статей о Пушкине как голую риторику с «хорошим содержанием», так и бессодержательное рифмоплетство. Тут есть высокая, глубокая мысль – и пристальное претворение. Это претворение, эта гармония сути и формы прежде всего видны в композиции – вообще в одном из наиболее мощных лирических средств Пушкина, с его архитектонизмом, стремлением к стройной форме.

Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику, на систему деталей, то увидим ту же особенность : ясное, чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность : всего не более и не менее, чем требуется для прямого дела. Это – законченно-замкнутое художественно-стилевое решение.

Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных средств. Мало того, она сплошь и рядом выведена во вне, акцентирована, возведена в доминанту. Так, Пушкин очень любил лирическую композицию «двух частей», соединенных между собой по контрасту или какому-либо иному принципу. Сплошь и рядом две части – это просто две строфы: столь четко деление, столь важен, подчеркнут принцип симметрии.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный берег!

Туда б, сказав «прости» ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне. (1829г)

Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность, контрасты и действенность этой формы. Два образных алгоритма, две линии резко оттеняют, «освежают» друг друга – и вместе дают естественное, живое целое. Сплошь и рядом сама разгадка, секрет сравнения оттянуты в конец:

Тем самым ясность и само влияние композиции на контекст резко увеличиваются; в то же время Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей ее резкости, была именно естественной, живо-непринужденной; отсюда, например, любовь как раз к развернутым сравнениям – тропу более свободному и открытому, чем напряженное, субъективно-спресованная метафора:

На небесах печальная Луна

Встречается с веселою зарею,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней, как мертвая, бледна,

Так встретился, Эльвина, я с тобою.

Пушкин неизменно ценит такие средства поэтики, как

…Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, –

Храни меня, мой талисман.

кольцо («Не пой, красавица»),

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

вообще композиционный повтор, – средства, дающие композиции и четкость, и легкую и ясную условность, и напевность, свободу одновременно:

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

…Грустно, Нина : путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Отуманен лунный лик.

Но все это не значит, что композиция, как и другие средства стиля, подчиняется у Пушкина одному лишь закону строгости и симметрии. То есть они подчиняются, но сама его стройность, строгость неизменно внутренне полна и напряжена. «Сладкозвучие», музыка, бег, напевность пушкинского стиха нередко сбивают с толку; он кажется только плавным и легким, тогда как на деле он скрыто патетичен, конфликтен. Многие даже и сведущие люди споткнулись на «простоте», мнимой бездумности и гладкости Пушкина. Играет роль и то, что строки Пушкина уже «автоматизировались», в сознании стали само собой разумеющимися.

Для пушкинской композиции нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может…

Бросается в глаза, что между описанием природы и остальной частью стихотворения (выражением чувства) нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнем читать стихотворение с третьего стиха (“Мне грустно и легко, печаль моя светла ”), то сразу станет ясно, что выражение чувства не мотивировано пейзаж создает лирическое настроение и тем самым подготавливает читателя к восприятию следующих строк. Третий стих состоит из двух коротких предложении, каждое из которых — оксюморон (соединение логически не сочетаемых, противоположных понятии) Читатель как бы стоит перед загадкой если “мне грустно”, то почему одновременно и “легко” Второй оксюморон не прибавляет ничего нового, а по смыслу повторяет первый: если “печаль”, то почему “светла”?

. Синонимический повтор того же оксюморона усиливает напряжение’ отчего может быть такое странное сочетание чувств.

Переходу тихой нежности в бурную страсть, резкой смене словаря и синтаксического строя соответствует и полное изменение структуры стиха.

Читайте также:
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина Дубровский): сочинение

Вместо спокойной симметричной композиции первого четверостишия — композиция неуравновешенная, стих беспокойный. напевная стихотворная интонация уступает место неровной, изменчивой, выражающей страстный, прерывистый характер речи.

Нередко видим у Пушкина стихи, в которых природа, просторы мира и мироздания будто и не названы прямо, но подразумеваются, составляют скрытый фон; именно это часто дает опять-таки такую внутреннюю полноту и объемность его внешне совершенно простой и строгой лирической композиции, его художественной идеи:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит, –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь, как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Здесь ничего не сказано о полях, лесах и т.д.; но, читая эти потетически-светлые строки, невольно видим человека, который стоит где-то, положим, у парапета Невы в сером, каменном городе – и думает о любимой, и представляет широкую степь, свою молодость, небо, простор; представляет, возможно, так и не увиденную Италию, «адриатические волны».

Издавна имя Пушкина было в скрещении лучей при обсуждении вопроса о так называемых «классическом» и «романтическом» началах в искусстве, о двух генеральных принципах жизнеощущения и художественной организации материала. Действительно, многими любимое и в старые, и в новые времена мнение, будто Пушкин – это прежде всего «гармония» (в узком смысле), «классика», спокойствие, светлая созерцательность стройная радость, «нирвана», в противовес стихии, опровергается, во-первых, самой практикой лирического творчества как раннего, так и позднего Пушкина, а во-вторых – и самим характером тех споров, которые шли по этой части вокруг его поэтики. Вообще в литературе о Пушкине не раз напоминалось, что Пушкин писал не только «Я вас любил…» и «На холмах Грузии…», но и

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещаиет снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают.

и многое другое в том же духе. Метод письма у Пушкина тут остается «стройным», но жизнеощущение отчасти тяготеет к «хаосу». Но дело, собственно, не в том, чтобы в пику сторонникам «дневного», «светлого» Пушкина доказать, что Пушкин, наоборот, был «ночным» и «темным», а в том, чтобы восстановить истину в ее рельефности.

Пушкин в данном случае гармоничен в высоком и философском значении слова: он не боится «стихии», а одолевает ее, обретает над ней художественную власть. Поэт всю жизнь сражался как раз с «классицизмом», а отстаивал «истинный романтизм» против романтизма ложного. Это второе было столь вразумительно, что мысль, традиция была немедленно подхвачена и в какой-то степени держится до сих пор: мы внутренне очень различаем романтизм как нечто дутое и фальшивое, как то, что «темно и вяло», – и романтизм как порыв к высокому, как поиск духовного содержания человеческой жизни, как личностное начало.

Пушкин – «одно в одном» «стихии» и «классики», подрыва и «нирваны» (высшего созерцания): такова природа его гармонически-художественного гения. Не ведать этого – исказить ведущую черту жизнеощущения, стиля Пушкина. Конечно, каждый ищет и находит в Пушкине подтверждение своим стилевым принципам, это естественно, это было и будет; но и исконным характером исходного материала надо считаться. Универсальность, многомерность – эти качества Пушкина ныне не должны быть забыты в пользу более частных и плоских.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Теги: Особенности стиля лирики А. С. Пушкина Сочинение Литература

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Всемирно признанным гением считают Пушкина Александра Сергеевича. Произведения его уникальны. Лирика обширна и неповторима. Читатели всех времён из разных стран поражены его философскими и чувственными стихами. И всё же – лирика достойна исключительного интереса.

К основным мотивам лирики А. С. Пушкина относятся темы дружбы, Родины, природы, любви, философской жизни, поэта и поэзии. Александр Сергеевич использует эти темы в своих стихах, и их очень много.

Поэт очень ценил дружбу. Друзья лицеисты были им уважаемы. Некоторые его товарищи рано покинули эту жизнь. Поэтому в стихах проскальзывают нотки трагизма. Говоря о друзьях, видно, как он их любил. Стихи его, словно, окутаны счастьем.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Александр Сергеевич использует патриотизм в стихах. Он любил Россию, переживал за её будущее. Потому частенько в произведениях затрагивал проблемы, которые волновали в те годы людей его поколения. Чтобы спасти и улучшить Родину, поэт желает сам пожертвовать собой. Гражданская тема важна для него.

Мотивы лирики Пушкин раскрывает при помощи изображения природы. Передавая великолепие нашего мира, он использует пейзажную лирику, тем самым поэт само раскрывает своё внутреннее состояние. Пейзаж – это некое олицетворение гармонии и независимости. Только соединяясь с природой, люди успокаиваются и вдохновляются.

Любовь Пушкин А. С. воспринимал, как важную ценность человечества. Потому-то тема любви является самой центральной в лирических стихах литератора. Герой в его произведениях нежится в любви в различных её явлениях. Тяжёлые минуты расставания и разлуки расцениваются как жизненная мудрость и счастье, которое встречается на человеческом пути.

Гениальный поэт глубоко думал о человеке, о его предназначении. Так же его волновали вопросы жизни и смерти. Сущность бытия, злые и добрые начала. Всё это тоже не проходило мимо его произведений. Философские мотивы сплетались с его различными тематиками.

Предназначение писателя в нашем мире, можно сказать, было понято Пушкиным одному из первых. Поэт в отличие от простых людей должен нести в себе божественное начало – так считал сам Александр Сергеевич. С помощью традиций Пушкина в нашей художественной литературе прогрессировала тема поэта и поэзии.

Каждый читатель познаёт в себе иные структуры познания творческих мышлений великого гения. Таков Пушкин, который пробуждает в нас вихрь эмоций, мы переживаем, сочувствуем, размышляем.

2 вариант

Какие основные мотивы просматриваются в лирике Пушкина?

Пушкин Александр Сергеевич считается признанным гением. У него уникальные произведения. Его произведения затрагивают разные сферы жизни. Читатели с уважением относятся к его взглядам на мир. Ещё лирика представляет значительный интерес.

К центральным мотивам лирики А.С. Пушкина относят темы: дружбы, природных пейзажей, своего Отечества, творческой жизни, поэта и поэзии. Пушкин постоянно комментирует такие темы в стихах.

Поэт дорожит дружескими отношениями. Друзей лицеистов он уважает. Некоторые его друзья по учёбе рану умерли. Поэтому в стихах отмечают нотки трагических событий. Рассказывая о друзьях, он показывает свою любовь к ним. Его произведения излучают счастье и покой.

Автор использует патриотическую тематику в стихах. Его расстраивают мысли о России. Поэтому он постоянно в произведениях задевает проблемы, которые волновали людей разных поколений. Для спасения России он хотел пожертвовать своей жизнью. Он активно проявлял свою гражданскую позицию.

Лирические мотивы Пушкина отражены при помощи раскрашивания естественных пейзажей. Отражая красоту нашего мира, он применяет природную лирику. В результате поэт раскрывает свою сущность и душу.

Пейзаж – отдельное олицетворение замечательной природы. Сливаясь с природой, люди получают спокойствие и вдохновение.

Любовь Пушкина воспринимается, как основная ценность человека. Тема любви считается основной темой в стихах литературоведа. Герои в его шедеврах находятся в любви. Трудные минуты расставания оценивают в качестве мудрого поступка, который подарит будущие горизонты.

Гениальный поэт постоянно размышлял о человеке, о его назначении. В результате его волновали вечные вопросы. Смысла жизни. Эти вопросы отражены в его замечательных шедеврах. Творческие мотивы перекликаются с разными темами.

Назначение писателя было первым понято Пушкиным. Поэт по сравнению с обычным человеком обязан нести талант в себе светлое начало, которое отмечал Пушкин. Благодаря Пушкину в нашей литературе полностью раскрылась поэтическая тематика.

Конкретный человек узнаёт в себе разные структуры познания в творчестве гения. Такой Пушкин провоцирует в нас эмоциональный вихрь, поэтому люди переживают за героев.

Искренне рекомендую воспользоваться этой информацией для обозначения лирики Пушкина в его произведениях. Чтобы ощутить всю заботу поэта о людях.

Сочинение Основные темы лирики Пушкина

Вопреки убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.

«Вольность», «Во глубине сибирских руд» – эти и прочие творения невозможно назвать любовными. С ранней юности в творце зародилась некая искра – Пушкин почувствовал, что просто обязан славить свободу, борьбу за нее, воспевать мужество и людской героизм.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич был воспитан на вольнодумной поэзии: Мольер, Жуковский, Карамзин, Державин – соответственно, он просто не мог иметь других взглядов. Порой его душа открыто бунтовала против существующей действительности. И выражался этот бунт в высшей степени поэтической форме – как и подобает настоящему мастеру пера.

Читайте также:
Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности: сочинение

Молодость Пушкина довольно яркая: резкие стихи, дуэли, бурные романы. Все это со временем отражается в творчестве. В стихотворении «Деревня» явно видно влияние Чаадаева и Тургенева и мотив борьбы с крепостничеством.

В понимании великого поэта борьба за свободу обязательно увенчается успехом, звезда пленительного счастья взойдет и российское государство встанет с колен. Такие душевные порывы весьма похвальны.

Оценивать роль поэта в обществе Пушкин начал еще с ранних лицейских стихов. Эта тема всегда будоражила его сознание и провоцировала на довольно долгие умозаключения. Стоит сказать, суждения людей о его персоне не трогают Александра Сергеевича – он считает, что стихотворец должен быть свободен от всего, должен идти своей тропой, вне зависимости от того, что бушует вокруг него, ликование или осуждение.

В его понимании поэты оторваны от социума, они существуют в своем мире – мире рифм, строк и образов. Остальное же слишком приземлено, потому не всегда достойно внимания.

Но суждения Пушкина не голословны. Он показывает себя по-настоящему великим поэтом, а не графоманом. Зачастую ему удаются все жанры поэзии. Александр Сергеевич далек от классицизма. Мало того, он скорее горазд воспевать свободу мира, нежели царей.

Также поэт высоко ценит дружбу. Она занимает в его творчестве далеко не последнее место.

Конечно же, Пушкина не обходит стороной любовь. Анна Керн, Наталья Гончарова – этим прекрасным дамам поэт пишет довольно много посланий на французском и посвящает трогательные стихотворения.

Можно сказать, что гений Пушкина в понятности и многогранности – он предстает пред читателем и как возвышенный, преисполненный страсти, любящий человек, и как отчаянный борец за свободу, и как верный друг, и как мудрый учитель.

Весь этот симбиоз оказался настолько удачен, что навеки оставил имя Александра Сергеевича в веках. К слову, поэт почитаем и любим практически каждым человеком – строки его творений помнят даже те, кто утверждает, что не любит поэзию.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

Ольга Ильинская – умная, красивая, почти идеальная героиня романа И.А. Гончарова «Обломов». Ольга предстает перед читателями в образе сильной личности, обладающей талантом всегда находиться в гармонии с собой и своими мыслями

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях.

Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.

Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение

Темы лирики Пушкина – основные идеи для сочинений школьников разного возраста. Это и неудивительно, ведь Александр Сергеевич – знаменитый русский классик, который внес большой вклад в развитие литературы. До сих пор его произведения пользуются большой популярностью не только в России, но и во всем мире.

Темы и мотивы Пушкинской лирики

Основные темы лирики Пушкина – любовь, свобода, поэт и дружба. Именно они прослеживаются во всем творчестве писателя. По этой причине каждой из них следует уделить особое внимание.

Ранняя лирика Пушкина

Ранние темы и мотивы лирики Пушкина можно описать кратко:

° вольное отношение к царям как на земле, так и на небе;

Именно этими мотивами пронизаны все произведения писателя в ранний период. Когда он только начинал писать, Александр Сергеевич ориентировался по большей степени на французскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, пытаясь найти свою нишу.

Позднее он был покорен мистикой Жуковского. В результате в его мотивы лирики Пушкина приобрели направленность неразделенной любви и неизбежной смерти.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина: сочинение

Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

Тема любви и дружбы

Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане». Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».

Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.

Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.

Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.

На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.

Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

Философская лирика Пушкина

Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.

Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.

Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

Сочинение Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Александр Пушкин – гениальный писатель. Его творчеством восхищаются по всему миру. Свои уникальные произведения он создавал как для взрослой публики, так и для детей. Философские мысли и чувственные стихи поэта затрагивали души многих поколений читателей. Творчество этого великого поэта навсегда останется в истории русской литературы.

Особое внимание можно уделить лирике Александра Сергеевича. В своих стихах он использовал множество тем и мотивов. Не каждый писатель может сравниться с ним в многогранности и разнообразности лирических ходов и мыслей.

Основной темой лирики писателя была любовь. Это чувство Пушкин считал важнейшей ценностью в жизни человека. В стихах поэта описаны различные явления любви, которыми наслаждаются герои. Любовные муки во время расставания и разлуки, через которые должен пройти каждый влюбленный, считались истинным счастьем и жизненной мудростью.

Тема дружбы также была очень ценна для поэта. Он уважал и любил своих друзей, но некоторые из них рано ушли из жизни. В произведениях, посвященных дружбе, часто проскальзывали трагичные ноты. Но, несмотря на это, стихи были пропитаны счастливыми моментами и теплыми чувствами.

Глубокие мысли о человеке, о его истинном предназначении в мире, вечные вопросы жизни и смерти встречались в произведениях Александра Сергеевича. Жестокие и сердечные начала, сущность бытия и другие философские мотивы тесно переплетались с некоторыми лирическими тематиками в его стихах.

Читайте также:
Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой (сочинение-рассуждение по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Часто в работах поэта можно встретить патриотические позывы. Пушкин очень любил свою Родину и искренне переживал за ее будущее. В своих работах он затрагивал проблемы людей его поколения, которые существовали в стране. Поэт даже мог пожертвовать собой ради благополучия и процветания России.

Изображения пейзажей в произведениях Александра Сергеевича встречались очень часто. С их помощью мастер слова показывал настроение произведения, отображал характеры героев, представлял свое отношение к ситуации. С помощью природных пейзажей он передает читателю всю красоту окружающего мира, а также собственное состояние на момент написания произведения. Пейзажи для поэта – это возможность ощутить гармонию и свободу, вдохновение и душевное спокойствие.

Александр Пушкин один из первых понял свое истинное предназначение в мире. Он считал своей главной задачей нести людям божественное начало. Своим творчеством поэт далеко продвинул прогресс поэзии, пробуждая и по сей день круговорот чувств, размышления и сочувствия.

Рассуждение 2

А. С. Пушкин – русский поэт, писатель мирового значения. Гений русской культуры создал культурные ценности, которые распространились далеко по всем географическим широтам. Его лирические произведения – единый многоголосый оркестр, художественно выразительный и многообразный. Поэтические произведения Пушкина затрагивают разнообразные темы, но все творчество поэта является многожанровым произведением, сюжет которого изображает творческую и человеческую судьбу.

Сам Пушкин сравнивает поэта с эхом, откликающимся на всякий звук. Его поэзия – многоголосье, которое царит в самой жизни. Его стихи – отклик и отражение действительности, в которых находят воплощение мотивы свободы и роли поэта и поэзии, любви, свободомыслия, дружбы, величавой красоты природы.

Примерами произведений поэта, где основополагающим мотивом служит свобода, являются стихотворения «К Чаадаеву», «Узник». «К Чаадаеву» – послание, но послание не только к другу, а ко всему обществу. Автор выделяет основную идею стиха в том, что самодержавная власть изжила себя, будущий прогресс государства в свободе, изгнании тирании и угнетения. Это гражданская позиция самого поэта, направленная на служение общественным идеалам. Его поэтическая судьба состоит в восславлении свободы.

Как и многих другие писатели того времени, Пушкин задавался вопросом назначения поэта и поэзии. В стихотворениях «Памятник», «Пророк» находят отражение его духовный опыт, смысл его поэтического назначения. Высокое чувство соучастия, умение говорить правду являются для Пушкина главным предназначением поэта и его мастерства.

Любовная тематика стихотворений Пушкина широка и разнообразна. Легкое и певучее слово поэта воспевает храм любви от влюбленности до глубочайшего чувства. «Признание», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…» вдохновленно передают разные противоречивые эмоции и чувства: томление, нежность, робость, надежду, уныние. Романтическая лирика поэта является прямым отражением его чувственности, сентиментальности.

Высокий стиль Пушкина воспел тему дружбы в стихотворениях «К Пущину», «К другу стихотворцу». Только это бесценное человеческое чувство помогало пережить поэту годы опалы, дарило искреннюю благодарность, не давало пасть духом. Глубокое и искренне чувства единения, братства пронизывают гения русской литературы.

Легкое, певучее и драгоценное поэтическое слово поэта очень часто обращается к мотивам природы. Именно через нее он передает свои мысли, чувства, переживания. Пейзажные зарисовки передают законы истины, добра и красоты. Внутренний мир, духовность и величие человека передается через его отношение к природе.

В каждом лирическом произведении Пушкина можно найти разнообразие тем и мотивов, объединенных в единое целое. Каждое его стихотворение многогранно и заключает в себе искренность, мудрость и неподкупность.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Популярные сочинения

Илья Репин прославлен как известный живописный художник. Его произведение Садко было написано в 1876 году. Сейчас эта композиция имеет большую популярность в галереях. Самую большую известность картина получила на родине самого художника.

В романе «Герой нашего времени» все главы являются автономными, самостоятельными историями. С целью возрастания читательского интереса к образу главного героя Григория Александровича Печорина

Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: