Образ маленького человека в произведениях Пушкина и Гоголя (Станционный смотритель и Шинель): сочинение

Тема маленького человека в литературе

«Маленький человек» – это образ героя, находящегося на низшей ступеньке социальной лестницы. Обращение к данной теме в творчестве Н.М.Карамзина было важным шагом в русской литературе, так как писатель привлёк внимание к положению многих бесправных людей своего времени, когда подлинные чувства и мысли «маленького человека» в обществе никого не интересовали. В повести “Бедная Лиза” Карамзин открыл читателям живую душу деревенской девушки Лизы, представительницы низшего сословия, показав, что и «крестьянки любить умеют».

Автор произведения становится другом и защитником несчастной девушки. Он просит не судить её поступки строго, оправдывает её ошибки любовью к Эрасту, высоко ценит душевные качества Лизы и способность считать главным чувством любовь. Всё это подтверждает зарождение новой традиции в русской литературе – сочувствие «маленькому человеку», сострадание и стремление помочь в его бедах. Именно поэтому писатель хотел бы защитить свою героиню, не нашедшую выход из тупика, в какой она попала.

Карамзин наделяет Лизу высокими душевными качествами, но подчёркивает невозможность для неё раскрыть кому-либо душу из-за униженного положения в обществе. Так как Лиза не могла рассказать о своих переживаниях и беде, она вынуждена скрывать свою боль, считает ситуацию безвыходной. Бесправие и несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, чувствовать себя одинокими и беззащитными.

Почему Лиза не смогла ничего сделать, чтобы добиться счастья в жизни? Потому что в обществе, где главным мерилом человеческого достоинства были богатство и знатность, крестьянская девушка понимала невозможность своего равенства с дворянином Эрастом. Она чувствовала себя слабой, неспособной изменить жизнь к лучшему. Автор сочувствует своей героине, страдающей от одиночества и беззащитности в мире, где даже мать не может помочь несчастной дочери. Лиза выбирает смерть для себя (а значит, и для матери), она не хочет страдать из-за безответной любви и позора, понимая, что её не только никто не поддержит, но, скорее, в её сторону будут «бросать камни».

Могла ли Лиза потребовать от любимого быть честным и справедливым по отношению к ней? Нет, и в этом крестьянская девушка не только из-за гордости, но и по своему социальному положению была бесправной и безгласной, безропотно принимавшей удары судьбы. Отношение Эраста к Лизе за период их знакомства претерпевает изменения потому, что простая девушка нужна была дворянину на небольшой период времени, пока увлечение и чувства казались необычными, интересными. Прекращение отношений с Лизой он оправдывал жизненными обстоятельствами, но вряд ли Эраст собирался связывать свою жизнь с крестьянкой навсегда. Охлаждение чувств и разрыв с любящей его девушкой объясняется также невысокими морально-нравственными качествами Эраста, его воспитанием и предрассудками о социальном неравенстве. Поэтому судьба Лизы и не могла быть иной: участь «маленького человека» в условиях социальной несправедливости нередко бывала предрешена, так как оборачивалась безысходностью, оказывалась трагичной. Отстаивать права личности люди пытались иногда бунтами, но Лиза за себя постоять не могла, она в одиночестве переживала своё горе, а в таком случае добиться уважения к себе почти невозможно. Борьба человека за свои права даже в XXI веке не всегда приводит к положительным результатам.

Тема “маленького человека” отражена и в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Автор называет своего героя «мучеником четырнадцатого класса», потому что он никак не защищён своим чином от несправедливых обвинений и требований останавливающихся на станции проезжих или начальства. Действительно, служба у него – настоящая каторга. Даже в плохой погоде и задержке путешественников в дороге виноват смотритель. Пушкин убедительно нарисовал нелёгкую долю «маленького человека», который находится в униженном положении при обслуживании важных господ. Поэтому понятен призыв автора проникнуться состраданием к таким служащим, как Самсон Вырин.

Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.

Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.

Читайте также:
Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина): сочинение

К теме обличения чиновничье-бюрократической системы русского государства не раз обращался Н.В.Гоголь. Эта система позволяла делить людей на “больших” (значительных) и “маленьких”. В повести Гоголя «Шинель» отражена не только тема «маленького человека», но также поставлена проблема корпоративной неприступности чиновников высшего ранга. Особая роль в сатирическом изображении важных начальников отводится эпизоду встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом».

С того момента, как несчастный «маленький человек» потерял самое дорогое (шинель, пошитую ценой невообразимой экономии и отнятую грабителем), он испытывал чувство безысходности, большого горя. По совету одного из сослуживцев Башмачкин обращается к «значительному лицу», потому что в полиции помощь ему не была оказана.

Акакий Акакиевич испытал на себе всё превосходство вышестоящих над ничтожными для них человечками. Он пришёл за помощью, а получил такой «разнос», что едва не потерял сознание. Страх, обида, боль и ветер, пронизывающий его насквозь при возвращении домой, привели к тяжёлой болезни и безвременной смерти. И всё из-за шинели! Гоголь подчёркивает, какой незначительной может быть жизнь человека даже в сравнении с вещами и уж тем более в сравнении с «драгоценным» временем «значительного», то есть должностного лица.

Кто или что делает человека «маленьким», а его жизнь незначительной? Возникает предположение, что само устройство жизни в России было антигуманным, неправильным, несправедливым. Поэтому эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом» имеет продолжение.

Писатель показывает далее фантастическую ситуацию, когда “маленький человек” мстит за себя, борясь за справедливость: уже будучи мертвым (в облике призрака), Акакий Акакиевич отбирает генеральскую шинель у того самого начальника, который растоптал его человеческое достоинство и отнял жизнь. Мало того, Гоголь намекает начальникам на месть других «униженных и оскорблённых», малоимущих, для которых «шинель» дороже жизни. Гоголь создал образ привидения, которое уже и на Башмачкина не похоже, но продолжает бродить в ночной темноте, как будто ищет кого-то.

Данный эпизод сыграл важную роль в замысле автора, позволив сатирически изобразить чиновничество России, обратить внимание общества на бесправие «маленького человека» и обозначить истинные ценности в жизни. Сами люди, по мнению автора, также должны научиться ценить и свою личность, и свою жизнь, чтобы бороться за право быть Человеком, которого никто не посмеет считать “маленьким”.

Традиции А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека»

Появление темы маленького человека у Пушкина

Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел».

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место – это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком – маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество.

Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

История шинели

Первое значительное событие в жизни героя произошло, когда он уже разменял шестой десяток. Вот об этом и хотел рассказать Гоголь. Тема маленького человека в шинели, внезапное появление личных желаний, гордость и отчаяние — всё сплелось в этой волнующей душу и вызывающей жалость истории.

Главным врагом Акакия Акакиевича, как и других мелких чиновников, были петербургские холода. В сильные морозы при пронизывающем ветре приходилось бежать по нескольку кварталов и потом долго отогреваться в помещении департаментов. И вот однажды герой заметил, что спина и плечо у него мёрзнут как-то особенно сильно. Рассмотрев внимательно шинель, он увидел, что сукно в отдельных местах совсем истончилось и подкладка порвалась. Пришлось нести одёжку, которую сослуживцы называли не иначе как капотом, к портному Петровичу, жившему несколькими этажами выше.

Зайдя в помещение, где сидел портной, Акакий понял, что пришёл он не вовремя. Петрович был трезв, зол и непреклонен. Осмотрев шинель, он вынес вердикт, что вещь ремонту не подлежит и нужно шить новую. Это известие привело бедного чиновника в полное расстройство. У него не было денег. Повторная попытка задобрить портного гривенничком на опохмелку тоже не принесла успеха, и герой начал думать, на чём бы сэкономить и набрать денег на новую шинель.

Читайте также:
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»: сочинение

Решением было — отказаться от вечернего чая, жечь поменьше свечей вечером, ходить осторожно, почти на цыпочках, чтобы меньше снашивать подошвы, реже отдавать бельё прачке. Осваивался он с новым режимом трудно, похудел и осунулся, но потом привык к голодным вечерам и вдруг оказалось, что в его жизни появилось что-то значительное. Мысли о шинели были очень важными:

  • какое покупать сукно;
  • что ставить на воротник;
  • какую выбрать подкладку.

Обсуждение с Петровичем этих вопросов принесло в его жизнь Акакия Акакиевича духовную идею, мечту о будущей шинели. Он воспрянул духом, казалось, что он уже не один «как будто какой-то другой человек присутствовал с ним». Закончилась переписка текстов по вечерам. «С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность». Человек почувствовал себя увереннее, стал «твёрже характером». Такие положительные перемены произошли только от того, что герой поверил в свои силы и начал действовать.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество.

Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни – потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства.

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной – именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой».

В центре внимания литературы этого периода – обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. «Униженные и оскорблённые». «Бедные люди»

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о типе «маленького человека» в русской литературе.

– Узнаем, какими чертами наделён «маленький человек» в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского.

– Познакомимся с романами Достоевского «Униженные и оскорблённые» и Бедные люди».

Тема «маленького человека»

считается одной из ключевых тем русской литературы. Своё развитие она получила в XIX веке. Но и в произведениях сатириков XX века, и даже в советской литературе тема «маленького человека» продолжает жить. Тип «маленького человека» встречается в произведениях Чехова и Куприна, Булгакова и Зощенко, Андрея Платонова и Владимира Войновича.

Считается, что впервые к типу маленького человека обратился Николай Михайлович Карамзин

В повести «Бедная Лиза» «маленькие люди» ‒ это сама Лиза и её старушка-мать. Карамзин показал живую душу человека из низшего сословия, доказав, что «и крестьянки любить умеют».

Некоторые исследователи уверены, что тип «маленького человека» намечается ещё в литературе XVIII века. Например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева

. Там писатель обращает внимание на социальную несправедливость и негодует, наблюдая беды «униженных и оскорблённых» крестьян. А понятие «маленький человек» можно встретить ещё у Сумарокова:
«Никак не вообразительно мне, что вельможа от маленького человека, а малочинный от крестьянина весьма отличен был».
Однако традиционно литературоведение связывает появление темы «маленького человека» с зарождением реализма. А значит, с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике» воплощают в себе черты «маленького человека». Какие они?

«Маленький человек» из низших слоёв общества. Он страдает и остро переживает социальную несправедливость. Это сломленный, задавленный средой человек. «Маленький человек» осознаёт своё положение и мечтает его изменить, но часто эта мечта сводится к желанию немного улучшить свой быт. Например, Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о шинели. И «маленький человек» всегда становится жертвой обстоятельств, общественного устройства. Или стихийных злых сил, как Евгений из «Медного всадника». У «маленького человека» сложный, живой характер. Его судьба вызывает сочувствие читателя.

Маленький человек Гоголя – это, прежде всего, Акакий Акакиевич Башмачкин

из
«Шинели»
. Он жалкий, убогий человек, задавленный социальной средой. Это примитивный человек, винтик бюрократической машины. Он мечтает только о тёплой сытой жизни. Тем не менее, Акакий Акакиевич вызывает жалость и сочувствие. В теме «маленького человека» у
Гоголя
трагедия смешивается с сатирой.

Создавая свой образ «маленького человека», Фёдор Михайлович Достоевский обращается к традициям Гоголя, Пушкина и Карамзина. Впервые тема «маленького человека» у Достоевского звучит в романе «Бедные люди», который стал для писателя пропуском в литературу.

«Бедные люди» ‒ это роман в письмах.

Он состоит из 54 писем, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и его дальняя родственница Варя Доброселова.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Интересно, что Некрасов после этого романа назвал Достоевского новым Гоголем. Но в теме «маленького человека» Достоевский спорит с Гоголем.

Маленькие люди Достоевского находятся в той же социальной среде, что и герои Гоголя, но они способны на высокие чувства. Герои Достоевского мечтают, философствуют, помогают ближнему. Достоевскому мало жалости к маленькому человеку. Ему важно показать духовную красоту этого типа героя.

Главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин такой же бедный чиновник, как и герой Гоголя. И он тоже занимается переписыванием бумаг. Но герой Достоевского гораздо сложнее Башмачкина, который всего лишь винтик бюрократической машины. Он чувствует, думает, размышляет.

Его главная забота – не минимальный комфорт, а счастье Вареньки, к которой испытывает душевную привязанность. Ради девушки Макар готов отказывать себе абсолютно во всём. Он голодает, чтобы оплачивать ей квартиру, которая лучше его собственной. Балует Варю конфетами, но его одежда износилась так, что над ним насмехаются даже его нищие соседи.

Макар Девушкин осознаёт себя личностью: «Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями я человек

Обратите внимание, что Макар Девушкин в романе читает «Шинель» Гоголя и «Станционного смотрителя» Пушкина. Эти книги присылает ему Варенька Доброселова.

Книга Пушкина Макара Девушкина потрясла: «Cлучается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена

». Макар Девушкин видит в Самсоне Вырине себя. Жизнь Вырина была замкнута на его дочери. Центром жизни Макара Девушкина стала Варя. Макар пишет, что без Вари он умрёт, потому что его жизнь потеряет смысл. Более того, Макар Девушкин видит «маленьких людей» в своём окружении. «
Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!», ‒
восклицает он.

Повесть Гоголя у Макара Девушкина вызывает негодование. Макар называет книгу злонамеренной. Он узнаёт себя в Башмачкине, и это узнавание кажется ему унизительным. Кроме того, обнаруживается ещё одна черта этого «маленького человека». Макар Девушкин болезненно самолюбив.

Его очень заботит то, что о нём думают другие, особенно те, кто выше него чином. Даже чай Макар Девушкин пьёт «для вида, для тона», потому что «чаю не пить как-то стыдно».

То есть для него главным становится казаться со стороны достойным человеком. И достоинство это выражается в том, что он пьёт и что носит.

Любовь к Вареньке становится эгоистичной. Девушка терзается тем, что она стала обузой для своего благодетеля. Варя видит его страдания и хочет изменить свою жизнь, устроиться гувернанткой. Макар Девушкин запрещает ей, говоря, что погибнет без неё. «Так и живите там смирненько», ‒

То, насколько сильно Макар Девушкин задавлен средой проявляется в попытке внутреннего бунта. После прогулки по Петербургу, чиновник вдруг допускает мысль о социальной несправедливости. Он думает о том, что почему-то негодяи и бездельники живут в роскоши, а хорошие люди, которые много работают, страдают от нищеты. Но за эти мысли Макар Девушкин корит себя, называет их грешными и «либеральными».

По словам Белинского, Макар Девушкин «даже и несчастным-то себя не смеет почесть от приниженности и почти за вольнодумство считает малейшую жалобу, даже права на несчастье за собой не смеет признать, и, когда добрый человек, его генерал, даёт ему эти сто рублей, – он раздроблен, уничтожен от изумления, что такого как он мог пожалеть „их превосходительство“».

«Маленький человек» в творчестве Достоевского показан личностью, раздавленной нищетой, но не потерявшей чувства собственного достоинства, сохранивший духовное и нравственное начало. Чувство собственного достоинства у Макара Девушкина превращается в болезненное самолюбие. Его духовное и нравственное начало проявляется в сочувствии ближнему, преданной заботе о Вареньке.

Макар Девушкин стремится к личностному росту. Например, отмечает, что у него в переписке с Варей «слог формируется». В отличие от Башмачкина, Макар Девушкин рассуждает о литературе и задумывается о проблемах человечества.

Мы видим, что тема «маленького человека» в творчестве Достоевского развивается в русле сентиментализма Карамзина, спорит с гоголевской сатирой. «Маленькие люди» у Достоевского – это бедные люди, униженные и оскорблённые. Требующие сочувствия несчастные.

Но значит ли это, что писатель идеализирует «маленького человека», перекладывая все его грехи на общественный уклад?

Нет. «Маленький человек» Достоевского – это личность. И характер этой личности под давлением среды проявляется по-разному. Варенька Доброселова из романа «Бедные люди» страдает от нищеты и болезни. Но девушку тяготят чужие жертвы. Она старается брать работу. А потом и вовсе решается выйти замуж за помещика Быкова, который обесчестил её. Варенька действует, пытается изменить свою жизнь, облегчить жизнь своих благодетелей. И в романе «Белые ночи» Мечтатель

– пассивный человек, а
Настенька
стремится вырваться из среды.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

В романе «Униженные и оскорблённые»

появляется ещё один тип «маленького человека. Это бедная сирота
Нелли
. Если Варенька смиряется со своей тяжёлой судьбой, то Нелли бунтует. И бунт её выражается в ненависти. Она ненавидит отца-князя, который виноват в её страданиях и страданиях её матери. Эта ненависть распространяется и на всё общество. Мир петербургских трущоб научил её не верить людям. Девочка видела, что страдают хорошие люди, а те, кто заставляют страдать, живут в роскоши и счастье. Поэтому она отрицает само право на счастье. По её мнению, счастливыми могут быть только негодяи.

Тема «маленького человека» проходит через всё творчество Достоевского. Маленький человек Достоевского не просто социальный тип, задавленный средой. Писатель открыл душу так называемого «маленького человека», показал его духовное богатство, чувство собственного достоинства, не уничтоженное тяжелейшими условиями жизни. Это было новаторством не только в русской, но и в мировой литературе.

Николай Добролюбов писал о творчестве Достоевского: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не в вправе быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».

Тема маленького человека у Достоевского

К этому же направлению принадлежал и Ф.М. Достоевский, любимой темой которого было описание жизни «униженных и оскорбленных».

Эту же тему он и развивает частично в повести Бедные люди, но в основном в своем романе «Преступление и наказание». Особенно интересен здесь образ главного героя Родиона Раскольникова – хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на самом деле является таким же «маленьким человеком».

Однако «маленький человек» у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и другие герои романа – несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня, сам Мармеладов…

Все они – представители петербургского дна, до которых нет дела влиятельным господам. Достоевский первым описал противоречия в душе маленького человека. Позднее эта тема была развита другими писателями, причислявшими себя к натуральной школе, в т.ч. Некрасовым.

«Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною. » (В.Г. Белинский) (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» – это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем.
Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают поле читательского внимания и интереса: Онегин и Татьяна. Но есть и еще один важный персонаж. По своему значению он далеко превосходит и Онегина, и Татьяну. Это лицо – сам автор. Он выступает рядом с героями не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа.
Автор – друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, «свято бережет» ее письмо Онегину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».

Если рассмотреть всю лирику Пушкина и его переписку, то даже из этого источника мы узнаем о Пушкине-человеке меньше, чем из строф «Евгения Онегина». Об этом позаботился сам поэт. Он тщательно выкристаллизовал себя самого в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение. Перед читателем возникает общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя и сам безоглядно доверяющий ему.

В начале работы над романом, в письме к своему другу Дельвигу в ноябре 1823 года, Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».
Все проникновенней и свободней говорит Пушкин от первого лица. Форма и темы его обращений к читателю разнообразны – от невзначай подвернувшейся, непритязательной шутки, вроде:

Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!

Вплоть до горестного раздумья о том, как могла бы сложиться так рано оборванная жизнь Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла…

В романе автор размышляет на разные темы: от плачевного состояния русских дорог до творческой биографии музы в начале восьмой главы. Каждое новое вступление Пушкина радует, восхищает и поражает. И, в конце концов, читатель все же остается неудовлетворенным: он не насытился общением с этим собеседником!

Пушкин изменчив и прихотлив. На первый взгляд, все в нем зыбко и неустойчиво. Мгновенные чувства возникают, как тени от облаков. Может быть, и впрямь они не глубоки? Может быть, и впрямь он легкомыслен, скользит мимо жизни?

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

В первой же главе перед нами предстают два разных Пушкина. Один из них – светский и пустой малый, петербуржец до мозга костей. Так же, как его герой, он был искусен в «науке страсти нежной», был поклонником дамских ножек, за что и услышал много лет спустя сердитую отповедь Писарева.
Но немедленно в следующей строфе вырастает Пушкин совершенно преобразившийся – на юге, на черноморском берегу:

Я помню море пред грозою;

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Это другая страсть, другое отношение к любимой женщине, иной интонацией окрашенная речь. Чтобы осветить её, понадобились грозовые всполохи, а не свечи петербургской бальной залы. И под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.

Противоречивое скольжение авторского образа тяготеет в дальнейшем к иронии, к простодушной насмешке:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал…

…Иные мне нужны картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины…

Это честное прощание с молодостью. В пушкинском признании можно угадать и горечь, но все же это манифест художника, который до конца проделал путь от романтизма к реализму.

В отдельных замечаниях, щедро «разбросанных» в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Как бы рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным и спокойным наблюдателем. Он смело выражает свое мнение по поводу государственных и общественно-политических дел.
Пушкин в очередной раз доказал свое мастерство, сумев «между строф» показать не только жизнь героев романа, но и собственные взгляды на многие спорные явления современной ему эпохи.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / «Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною. » (В.Г. Белинский) (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Смотрите также по произведению “Евгений Онегин”:

««Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…» (В.Г. Белинский) (по роману «Евгений Онегин»).»

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» — это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем.

Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают поле читательского внимания и интереса: Онегин и Татьяна. Но есть и еще один важный персонаж. По своему значению он далеко превосходит и Онегина, и Татьяну. Это лицо — сам автор. Он выступает рядом с героями не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа.

Автор — друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, «свято бережет» ее письмо Онегину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».

Если рассмотреть всю лирику Пушкина и его переписку, то даже из этого источника мы узнаем о Пушкине-человеке меньше, чем из строф «Евгения Онегина». Об этом позаботился сам поэт. Он тщательно выкристаллизовал себя самого в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение. Перед читателем возникает общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя и сам безоглядно доверяющий ему.

В начале работы над романом, в письме к своему другу Дельвигу в ноябре 1823 года, Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».

Все проникновенней и свободней говорит Пушкин от первого лица. Форма и темы его обращений к читателю разнообразны — от невзначай подвернувшейся, непритязательной шутки, вроде:

Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!

Вплоть до горестного раздумья о том, как могла бы сложиться так рано оборванная жизнь Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла…

В романе автор размышляет на разные темы: от плачевного состояния русских дорог до творческой биографии музы в начале восьмой главы. Каждое новое вступление Пушкина радует, восхищает и поражает. И, в конце концов, читатель все же остается неудовлетворенным: он не насытился общением с этим собеседником!

Пушкин изменчив и прихотлив. На первый взгляд, все в нем зыбко и неустойчиво. Мгновенные чувства возникают, как тени от облаков. Может быть, и впрямь они не глубоки? Может быть, и впрямь он легкомыслен, скользит мимо жизни?

В первой же главе перед нами предстают два разных Пушкина. Один из них — светский и пустой малый, петербуржец до мозга костей. Так же, как его герой, он был искусен в «науке страсти нежной», был поклонником дамских ножек, за что и услышал много лет спустя сердитую отповедь Писарева.

Читайте также:
Пушкин и российская история: сочинение

Но немедленно в следующей строфе вырастает Пушкин совершенно преобразившийся — на юге, на черноморском берегу:

Я помню море пред грозою;

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Это другая страсть, другое отношение к любимой женщине, иной интонацией окрашенная речь. Чтобы осветить её, понадобились грозовые всполохи, а не свечи петербургской бальной залы. И под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.

Противоречивое скольжение авторского образа тяготеет в дальнейшем к иронии, к простодушной насмешке:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал…

…Иные мне нужны картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины…

Это честное прощание с молодостью. В пушкинском признании можно угадать и горечь, но все же это манифест художника, который до конца проделал путь от романтизма к реализму.

В отдельных замечаниях, щедро «разбросанных» в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Как бы рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным и спокойным наблюдателем. Он смело выражает свое мнение по поводу государственных и общественно-политических дел.

Пушкин в очередной раз доказал свое мастерство, сумев «между строф» показать не только жизнь героев романа, но и собственные взгляды на многие спорные явления современной ему эпохи.

Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною (В.Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» – это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем.

Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают поле читательского внимания и интереса: Онегин и Татьяна. Но есть и еще один важный персонаж. По своему значению он далеко превосходит и Онегина, и Татьяну. Это лицо – сам автор. Он выступает рядом с героями не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа.

Автор – друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, «свято бережет» ее письмо Онегину. У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».

Если рассмотреть всю лирику Пушкина и его переписку, то даже из этого источника мы узнаем о Пушкине-человеке меньше, чем из строф «Евгения Онегина». Об этом позаботился сам поэт. Он тщательно выкристаллизовал себя самого в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение. Перед читателем возникает общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя и сам безоглядно доверяющий ему.

В начале работы над романом, в письме к своему другу Дельвигу в ноябре 1823 года, Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».

Все проникновенней и свободней говорит Пушкин от первого лица. Форма и темы его обращений к читателю разнообразны – от невзначай подвернувшейся, непритязательной шутки, вроде:

Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!

Вплоть до горестного раздумья о том, как могла бы сложиться так рано оборванная жизнь Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла…

В романе автор размышляет на разные темы: от плачевного состояния русских дорог до творческой биографии музы в начале восьмой главы. Каждое новое вступление Пушкина радует, восхищает и поражает. И, в конце концов, читатель все же остается неудовлетворенным: он не насытился общением с этим собеседником!

Пушкин изменчив и прихотлив. На первый взгляд, все в нем зыбко и неустойчиво. Мгновенные чувства возникают, как тени от облаков. Может быть, и впрямь они не глубоки? Может быть, и впрямь он легкомыслен, скользит мимо жизни?

В первой же главе перед нами предстают два разных Пушкина. Один из них – светский и пустой малый, петербуржец до мозга костей. Так же, как его герой, он был искусен в «науке страсти нежной», был поклонником дамских ножек, за что и услышал много лет спустя сердитую отповедь Писарева.

Но немедленно в следующей строфе вырастает Пушкин совершенно преобразившийся – на юге, на черноморском берегу:

Я помню море пред грозою;

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Это другая страсть, другое отношение к любимой женщине, иной интонацией окрашенная речь. Чтобы осветить её, понадобились грозовые всполохи, а не свечи петербургской бальной залы. И под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет.

Читайте также:
Земфира: сочинение

Противоречивое скольжение авторского образа тяготеет в дальнейшем к иронии, к простодушной насмешке:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал…

…Иные мне нужны картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины…

Это честное прощание с молодостью. В пушкинском признании можно угадать и горечь, но все же это манифест художника, который до конца проделал путь от романтизма к реализму.

В отдельных замечаниях, щедро «разбросанных» в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Как бы рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным и спокойным наблюдателем. Он смело выражает свое мнение по поводу государственных и общественно-политических дел.

Пушкин в очередной раз доказал свое мастерство, сумев «между строф» показать не только жизнь героев романа, но и собственные взгляды на многие спорные явления современной ему эпохи.

«Евгений Онегин» (окончание)

Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину.

Но совсем не так легко определить характер Татьяны. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся.

Задумчивость была ее подругою с колыбельных дней, украшая однообразие ее жизни; пальцы Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она не любила кукол, и ей чужды были детские шалости; ей был скучен и шум и звонкий смех детских игр; ей больше нравились страшные рассказы в зимний вечер. И потому она скоро пристрастилась к романам, и романы поглотили всю жизнь ее.

Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы,

Неанаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут к Татьяне. Да, такая женщина, как Татьяна, может пленять только людей, стоящих на двух крайних ступенях нравственного мира, или таких, которые были бы в уровень с ее натурою и которых так мало на свете, или людей совершенно пошлых, которых так много на свете. Этим последним Татьяна могла нравиться лицом, деревенскою свежестью и здоровьем, даже дикостью своего характера, в которой они могли видеть кротость, послушливость и безответность в отношении к будущему мужу – качества, драгоценные для их грубой животности, не говоря уже о расчетах на приданое, на родство и т.

Повторяем: Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволяет прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Татьяна возбуждает не смех, а живое сочувствие, – но это не потому, чтоб она вовсе не походила на «идеальных дев», а потому, что ее глубокая, страстная натура заслонила в ней собою все, что есть смешного и пошлого в идеальности этого рода, и Татьяна осталась естественною, простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее действительность.

Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине.

И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни – все это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии. Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ. Есть женщины, которым стоит только показаться восторженным, страстным, и они ваши; но есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни: бедная Татьяна была из числа таких женщин…

Читайте также:
Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Разговор Татьяны с нянею – чудо художественного совершенства! Это целая драма, проникнутая глубокою истиною. В ней удивительно верно изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сдавленное внутри чувство всегда порывается наружу, особенно в первый период еще новой, еще неопытной страсти. Кому открыть свое сердце? – сестре? – но она не так бы поняла его. Няня вовсе не поймет; но потому‑то и открывает ей Татьяна свою тайну, – или, лучше сказать, потому‑то и не скрывает она от няни своей тайны.

Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Мы вместе со всеми думали в нем видеть высочайший образец откровения женского сердца. Сам поэт, кажется, без всякой иронии, без всякой задней мысли и писал и читал это письмо. Но с тех пор много воды утекло… Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою‑то детскостию, чем‑то «романтическим».

Все в письме Татьяны истинно, но не все просто… Сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения…

Нельзя не жалеть о поэте, который видит себя принужденным таким образом оправдывать свою героиню перед обществом – и в чем же? – в том, что составляет сущность женщины, ее лучшее право на существование – что у ней есть сердце, а не пустая яма, прикрытая корсетом. Но еще более нельзя не жалеть об обществе, перед которым поэт видел себя принужденным оправдывать героиню своего романа в том, что она женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию женщины. И всего грустнее в этом то, что перед женщинами в особенности старается он оправдать свою Татьяну…

На этот раз предмет нашей статьи – характер Татьяны, как представительницы русской женщины. И потому пропускаем всю четвертую главу, в которой главное для нас – объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение – понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира. Но разрушенная надежда не погасила в ней пожирающего ее пламени: он начал гореть тем упорнее и напряженнее, чем глуше и безвыходнее. Посещение Татьяною опустелого дома Онегина (в седьмой главе) и чувства, пробужденные в ней этим оставленным жилищем, на всех предметах которого лежал такой резкий отпечаток духа и характера оставившего его хозяина, – принадлежит к лучшим местам поэмы и драгоценнейшим сокровищам русской поэзии.

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви.

Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, – все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализировавшего великодушные движения сердца…

В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяною в том, что он не полюбил ее тогда, как она была моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность. Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов! Немая деревенская девочка с детскими мечтами – и светская женщина, испытанная жизнью и страданием, обретшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! И все‑таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что тогда она была моложе и лучше.

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалезной славы… Во всем этом так и пробивается страх за свою добродетель…

В этих стихах так и слышится трепет за свое доброе имя в большом свете, а в следующих затем представляются неоспоримые доказательства глубочайшего презрения к большому свету… Какое противоречие! И что всего грустнее, то и другое истинно в Татьяне…

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Читайте также:
Лирическое начало в поэзии Пушкина: сочинение

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей…

Повторяем: эти слова так же непритворны и искренни, как и предшествовавшие им. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какой верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов: все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности; но принцип класса для него – вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного факта для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, – и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как‑то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно‑прекрасными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящей, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…

Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною (В.Г. Белинский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

В этих стихах так и слышится трепет за свое доброе имя в большом свете, а в следующих затем представляются неоспоримые доказательства глубочайшего презрения к большому свету… Какое противоречие! И что всего грустнее, то и другое истинно в Татьяне…

Повторяем: эти слова так же непритворны и искренни, как и предшествовавшие им. Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

Последние стихи удивительны – подлинно конец венчает дело! Этот ответ мог бы итти в пример классического «высокого» (sublime) наравне с ответом Медеи: moi! [2] и старого Горация: qu’il mourut! [3] Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны… Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия – и жизнь, любовь – и брак по расчету, жизнь сердцем – и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых… Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для нее жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало ее… Татьяна невольно напомнила нам Веру в Герое нашего времени, женщину, слабую по чувству, всегда уступающую ему, и прекрасную, высокую в своей слабости. Правда, женщина поступает безнравственно, принадлежа вдруг двум мужчинам, одного любя, а другого обманывая: против этой истины не может быть никакого спора; но в Вере этот грех выкупается страданием от сознания своей несчастной роли. И как бы могла она поступить решительно в отношении к мужу, когда она видела, что тот, кому она всю себя пожертвовала, принадлежал ей не вполне и, любя ее, все-таки не захотел бы слить с нею свое существование? Слабая женщина, она чувствовала себя под влиянием роковой силы этого человека с демонической натурою и не могла ему сопротивляться. Татьяна выше ее по своей натуре и по характеру, не говоря уже об огромной разнице в художественном изображении этих двух женских лиц: Татьяна – портрет во весь рост; Вера – не больше, как силуэт. И, несмотря на то, Вера – больше женщина… но зато и больше исключение, тогда как Татьяна – тип русской женщины… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов: все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности: но принцип класса для него – вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе, и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного факта для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, – и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. <5>Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском), посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно прекрасными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: