Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Сочинение: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель 19 века, который является автором множества произведений, но особенно мне понравился роман «Евгений Онегин». В этом произведении автор показал читателям жизнь и быт простого русского народа. Образы, созданные им, имеют невероятную глубину и полностью отражают мышление русского населения того времени. Отдельно я хочу рассмотреть, какие женские образы Онегин подарил русской литературе. Их писатель, по моему мнению, раскрыл наиболее полноценно и ярко.

Характеристика женских персонажей в романе

Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал это произведение «Энциклопедией русской жизни». 21 в. явно не вписывается в эту «энциклопедию», но для того времени всё было достаточно актуально и точно. Создание персонажей нежного пола Белинский выделил как отдельное и самостоятельное «достояние творчества Пушкина». Он назвал произведение «настоящим подвигом», ведь Александр Сергеевич не только максимально точно передал русское общество в образах Ленского и Онегина, но и с невероятной глубиной и деликатностью воссоздал дам того времени.

С одной стороны, все они обычные русские женщины, но с другой – каждая по-своему уникальна. Пушкин довольно красочно и глубоко описывает характеры, обращая внимания даже на самые незначительные детали.

Белинский пишет об исключительности Татьяны, но в то же время называет ее «олицетворением русской женщины». Александр Сергеевич – это первый русский писатель, который показал нам барышень таким интересным образом. Я считаю, что он совместил несовместимое.

Татьяна Ларина

Главной героиней этого романа является Татьяна Ларина. Эта девушка молода и сочетает в себе лёгкость, безмятежность, беззаботность, открытость и доброту. Вся эта искренность притягивает с первых минут. Пушкин наделил девушку романтической душой. Она родом из дворянской семьи и является настоящей провинциалкой. Я считаю, что создавая этот женский образ в «Евгении Онегине», Пушкин стремился к своему идеалу.

Девушка проводила своё детство в одиночестве, постоянно пребывая в мыслях. Она привыкла к свободе, поэтому не торопится с выбором жениха. Знакомясь с мужчинами-дворянами, она сильно разочаровывается. Они лишь наводят на неё скуку! Эту девушку интересует романтика, а не авторитет. Она прочитала множество книг и постоянно сравнивает реальность с вымыслом.

Татьяна Ларина придумала себе образ идеального мужчины. К этому склонны многие девушки: легче нарисовать себе что-то в голове, чем окунуться в реальный мир, в котором никогда не будет этого идеала. Из-за того что Татьяна постоянно живёт иллюзиями, она вечно разочаровывается. Отношения приносит ей одни лишь страдания.

Знакомство с Евгением Онегиным раскрывает в героине те качества, на которые она раньше была неспособна: прямолинейность, уверенность, решительность и смелость. Ради любви она готова на всё!

А в конце Татьяна показывает то, за что девушек ценят больше всего. Она показывает свою верность, даже несмотря на любовь к Онегину. Она верна своему будущему мужу и отвергает любимого человека.

Александр Сергеевич на протяжении всего романа демонстрирует нам, что это его мечта. Он называет Татьяну «идеал» и «милая», показывая нам свое собственное отношение к этому персонажу.

Другие женщины в «Евгении Онегине»

Мать Татьяны – это пожилая женщина, которая почитает старые традиции. Она тоже вышла замуж на человека, которого не любила. Сестра Ольга была слишком легкомысленной особой. У неё не было большой любви. Она находила счастье в простых мелочах и всегда оставалась жизнерадостной и весёлой.

В произведении фигурируют и другие барышни, но Александр Сергеевич не акцентирует на них должного внимания, указывая лишь на поверхностные черты. Это второстепенные персонажи, о характере которых мы ничего не узнаём из романа.

Судя по тому, как Пушкин описал образ Татьяны, можно с уверенностью считать, что у него тоже был свой выдуманный фантастический идеал. Я увидела в образе главной героини не только мечту писателя, но и его самого. Ведь сам Александр Сергеевич являлся заядлым романтиком.

Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Этот реалистический роман написан как хроника жизни России I четверти XIX в., переданная через события жизни светского молодого человека.

Авторская характеристика образа Евгения Онегина довольно исчерпывающая и всесторонняя, т. к. образ в большой степени автобиографичен, хотя это всё-таки персонаж романа, а не реальный Пушкин.

Внешность и характер

Евгений Онегин — молодой, довольно обеспеченный «наследник всех своих родных» и хοлοстяк. В начале романа ему 18 лет, а ко времени дуэли с Ленским — уже около 26. Родился и вырос он в Петербурге.

За внешностью своей Евгений следил с особой тщательностью: перед выходом в свет он мог провести перед зеркалом 3 часа. В его кабинете всё говорило о роскоши и пристрастии к красоте и неге: духи, различные пилочки и ножницы для ногтей, гребёнки, щётки… Впрочем, Пушкин не видит в этом ничего предосудительного: «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…»

В одежде франт Евгений также был педантичен: носил панталоны, фрак, жилет — всё, что было тогда в моде.

Об образовании молодого человека автор говорит с некоторой иронией: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», и Онегин получил те знания и навыки, которых было достаточно для светской жизни, и даже, по мнению многих, был «учёным малым». А «учёность» эта заключалась в том, что он мог поддержать любой светский разговор, в нужный момент промолчать, очаровывать дам эпиграммами. Знал латынь, но только в той степени, чтобы прочитать эпиграфы, а историю — в форме анекдотов, т.е. в популярных пересказах.

Зато читал труды Адама Смита, которого считают основателем классической политэкономии. Как всякий образованный дворянин, Онегин не только свободно разговаривал на французском, но и писал на этом языке, прекрасно танцевал — в общем, производил хорошее впечатление в свете и своими манерами, и своим умом.

Но более всего Онегин преуспел в «науке страсти нежной», т. е. в любви. Он рано научился лицемерить, льстить, изображать различные чувства, подходящие для определённого момента, и, как отмечает автор, «рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных».

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

Образ жизни

Вставал молодой человек поздно, полночи проведя на балу. К этому времени ему прямо в постель приносили приглашения на различные мероприятия: балы, детские праздники, вечерние собрания. Он не выбирал наиболее подходящие для него встречи, а старался везде появиться и отметить своё присутствие.

Вечером — встреча с друзьями, сытный ужин на французский манер, а затем театр. Евгения автор называет «почетным гражданином кулис»: он знает репертуар и обожает хорошеньких актрис. Причём при посещении театра Онегин показывает полное пренебрежение к окружающим и к тому, что происходит на сцене. Он приходит в театр уже при начавшемся действии, к своему месту идёт по ногам сидящих, рассматривает в лорнет ложи, где находятся незнакомые дамы, на сцену же смотрит рассеянно, зевает, а затем покидает театр, не дождавшись окончания спектакля или балета — впереди очередной бал. С бала молодой человек возвращается под утро, когда трудовой Петербург начинает уже просыпаться.

И такой образ жизни («завтра то же, что вчера») ему порядком надоел. Он не чувствует себя счастливым, потому что не видит смысла в такой жизни, но и не может от неё отказаться в силу установившейся традиции общества.

Привыкший к постоянному лицемерию, Евгений Онегин, по его собственным словам, не способен на глубокое и постоянное чувство любви, об этом он говорит в письме к Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, //Привыкнув, разлюблю тотчас…»

Тоска и хандра преследуют его, ему надоело пустое светское общество, но он не может его оставить и продолжает посещать все светские мероприятия.

Задумав как-то изменить свою жизнь, Евгений хотел писать, но «тρуд упορный ему был тοшен». Тогда он решил пополнить свои знания и принялся за книги, но и здесь его хватило ненадолго.

Но Пушкин отмечает и положительные моменты в характере героя: мечтательность, «резкий, охлажденный ум», умение пошутить, иногда довольно язвительно, желание посетить чужие страны, осознание пустоты жизни и стремление к переменам. Но он не знал, с чего начать.

Онегин в деревне

Вдруг Евгений получает сообщение о том, что при смерти его дядя, который желает с ним проститься. Он тут же помчался в деревню, хотя заранее зевал от предстоящей скуки. Но дядя оставлял ему наследство…

Однако в живых его Евгений уже не застал. Оставшись в деревне, Онегин был рад тому, что смог наконец переменить свой образ жизни, и первые два дня всё в деревенской жизни его привлекало: тишина, природа, новые заботы… Но уже на третий день он понял, что в деревне та же скука.

Но всё же Евгений принялся за благоустройство сельской жизни: заменил барщину оброком – это не понравилось некоторым соседям, и его объявили «опаснейшим чудаком».

Постепенно Онегин приобщился к здоровой сельской жизни. Сначала к новому соседу зачастили гости, но он старался их избегать, уходя через заднее крыльцо. Поэтому, обидевшись, все решили, что он сумасброд, и прекратили с ним дружбу.

В это время в соседнюю деревню прибыл новый помещик, Владимир Ленский — романтик, мечтатель, окончивший Гёттингенский университет, один из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени.

Онегин и Ленский

В чём же они были несходны?

  1. В возрасте: Евгению уже было 26 лет, а Владимиру — 18.
  2. Онегин был полностью во власти света, Ленский же светскую жизнь не мог терпеть: «Я модный свет ваш ненавижу; //Милее мне домашний круг…»
  3. Онегин — обольститель женщин, а Ленский перед ними робеет.
  4. Онегин не верит в дружбу, Ленский видит в дружбе залог верности и защиты при необходимости.
  5. Онегин не верит в настоящую любовь, Ленский же был уверен в том, что его любовь к Ольге настоящая.
  6. Онегин расчётлив — Ленский простодушен.
  7. Онегин рано научился лицемерить, а Ленский искренен во всём.
  8. У Онегина резкий ум, а Ленский как личность ещё не сформировался, его суждения ещё зыбки.
  9. Онегин потерял вкус к жизни и считал себя несчастливым, а Ленский полон вдохновенья и счастлив своей любовью к Ольге.
  10. Онегин не знает и не любит поэзии («не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»), а Ленский сам пишет стихи.
  11. Онегин читал Адама Смита, а романтик-Ленский любил поэзию Шиллера, немецкого поэта-романтика.

Конечно, кое-что их объединяло: дворянское происхождение, образование, молодость, либеральные взгляды. Они начали общение. Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных, и Онегин сразу же выделил Татьяну.

Но Онегин начинает поддразнивать юного влюблённого, заигрывать с Ольгой просто так, для собственного развлечения, от скуки. Ленский вызывает его на дуэль и гибнет от руки Онегина.

Онегин и Татьяна

Начитавшись французских любовных романов, она готова была к встрече с тем единственным, кого она должна полюбить. Им оказался Онегин. И Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви.

Евгений, уже пресыщенный любовью, был тронут этим посланием, т. к. понял, что это невинная и доверчивая душа, совсем не похожая на тех светских красавиц, которые ему надоели. Он ответил ей, что не готов ещё к семейной жизни, но если бы решил жениться, то выбрал бы именно такую девушку, как Татьяна.

Пушкин обращает внимание на благородство Евгения, который не посмел воспользоваться наивностью и неопытностью девушки.

Дальнейшая судьба Евгения

После убийства Ленского Онегин покинул деревню и «начал странствия без цели», но и это вскоре ему надоело, т. к. он не умел ничем заняться — и Евгений возвратился в Петербург.

Здесь на балу он увидел женщину, жену генерала, которая вызывала всеобщее уважение своей простой величавостью. Вот как об этом пишет Пушкин:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязании на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Евгений узнаёт в ней Татьяну. Но он поражён: из робкой несмелой девочки она превратилась в «неприступную богиню», хозяйку модного дома, жену генерала, княгиню… В нём вспыхнула любовь, но Татьяна его не замечает. Он пишет письмо к ней с объяснением любви и сокрушением о том, что «свою постылую свободу … потерять не захотел».

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Освободившийся из-под влияния «омута света», его законов, Онегин почувствовал потребность в любви. Он раскрывает перед ней свою душу и совсем не рисуется, не кокетничает, не обольщает — это уже другой Евгений.

Татьяна признаётся в том, что она его по-прежнему любит, но: «Я другому отдана; //Я буду век ему верна».

И здесь автор оставляет Евгения Онегина.

Отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России.

Вывод

Пушкин подчёркивал своё нежелание, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным, хотя во многом сходство существует, т. к. сам автор принадлежал к этому классу общества и хорошо знал светскую жизнь.

Оценка автором своего героя в процессе написания романа менялась, т. к. шли годы (роман создавался в течение 8 лет), сам автор менялся, менялся и его герой.

Но Пушкин ясно даёт понять, в чём заключается главная трагедия Евгения Онегина — она в несоответствии его человеческих возможностей той роли, которую он играет, а это уже проблема всего поколения: невозможность нарушить условия светского общества. Онегин весь у него в плену, хотя презирает его.

Образ Евгения Онегина — это образ «лишнего человека». Главные признаки «лишнего человека» — потеря жизненных ориентиров, скука, хандра, отсутствие привычки к упорному труду, конфликт с обществом, невозможность что-либо изменить, и это всё при больших личностных задатках.

Характеристика образа Евгения Онегина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Начало творчества Жуковского (Жуковский В. А.)

1802 год открывает начало творческого пути Жуковского. В этом году появляется в лучшем тогдашнем журнале — «Вестнике Европы» Н. М. Карамзина — его перевод из английского поэта Томаса Грея («Сельское кладбище»), принесший ему всероссийскую известность, которую еще более упрочила знаменитая элегия «Вечер». Всем сразу стало ясно, что на Руси родилось новое могучее дарование.

Стихотворение развертывалось как единая мелодическая тема, соответственно потоку переживаний, нахлынувших на автора.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Природа и воспоминания окрасились живым эмоциональным тоном. Поэтическое вдохновение естественно рождалось из впечатлений природы, непосредственно ощущаемой и переживаемой.

Чтобы понять открытие Жуковского, попробуем сопоставить «Вечер» со стихотворением Державина «Соловей». В известном произведении маститого поэта XVIII века есть стихи:

На холме, средь зеленой рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья.

Поэт рисует объективную картину, давая общую экспозицию, точно определяя свое место в пространстве и во времени. Пространственный план — холм, роща, ручей. Временной — поздняя весна, ночь. Эпитеты у Державина предметны, объективны: «зеленая» — обозначение цвета листвы, «майская» — времени года, «тихая» — ночного безветренного покоя. Большинство эпитетов носят объективный характер («светлый ручей» — тоже предметный признак, сравни: «светлая грусть»), указывая на свойства, качества, признаки, присущие природным явлениям. Перед нами как будто вполне реальная картина. Однако это не совсем так. Картина, на-рисованная Державиным, вообще реальна, но для того момента, который поэт описывает, она вовсе не реальна. Поэт слышит пение соловья ночью. Может ли он ночью видеть, что роща зеленая? Конечно, нет! Ночью деревья темные, черные, но вовсе не зеленые. Почему же Державин написал «зеленая роща»? Да потому, что он точно знает, что весной, в мае, деревья покрыты зеленой листвой. Следовательно, эпитет «зеленая» связан не с непосредственным созерцанием и сиюминутным переживанием, а с логическим, рассудочным знанием. Логика поэтического мышления вступила в противоречие с чувственным восприятием. Это свидетельствует о рационализме мысли поэта, о «всеобщем», а не индивидуальном характере этой поэтической зарисовки. А вот первые стихи из «Вечера» Жуковского:

Ручей, виющийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Ни одного предметного эпитета! И вместе с тем как точно передано личное, субъективное восприятие! Какое тесное единство между картиной природы и ее переживанием! Жуковский пишет о ручье, но одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа: это она и «светлая», и «тихая», и наполненная «гармонией» и «сверканием». Внешний мир предстал не чем-то посторонним душе поэта, не в своем «всеобщем» значении, но увиденным человеком в момент духовного слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения. Образы природы служат поэту для того, чтобы передать собственное настроение «тихой гармонии», светлой радости, творческого восторга. Жуковский решительно порывает с рационализмом поэтического мышления, находя способы непосредственной передачи текучести переживаний, расширяя выразительные возможности лирической речи. После Жуковского уже нельзя было смотреть на жизнь как на что-то отдаленное от человеческой личности, чуждое и ею не освоенное. Душа поэта вместила в себя внешний мир. Чувствительная и романтически возвышенная душа и стала предметом поэзии Жуковского. И когда Жуковский пишет:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье! —

то это не только эмоциональное восприятие и переживание природы. В таких стихах чувствуется и умиротворенность его души, и сладость гармонии, и молитвенное настроение, рождающее высокие мечты. Тут чувство заговорило легко и свободно.

Жуковский открыл принципы воспроизведения внутренней жизни через внешние образы и разработал их. Он пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так организовал поэтическую речь, что от начала до конца стихотворение звучит непрерывающейся песней, поддерживаемой общими мотивами, скрепляемой повторами, ассоциациями, вопросительными и восклицательными интонациями. Жуковский заражает своим отношением к миру, сугубо личным его переживанием. От созерцания гармонической природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), к настроениям грусти и задумчивости, вызванным воспоминанием об ушедших друзьях, о свободном полете духа, о тщете земных благ перед лицом вечности, о радостях и. печалях души. Туманный вечер «на лоне дремлющей природы» рождает мысль о скоротечности человеческой жизни и неизбежной смерти. Юный мечтатель словно обозрел свою судьбу и вставил ее в панораму общего бытия.

Читайте также:
Характеристика Владимира Ленского: сочинение

Новаторская поэзия Жуковского сразу же приобрела огромную популярность. Карамзин предложил ему редактировать «Вестник Европы», и Жуковский с головой ушел в журналистику. Молодые поэты охотно перенимали манеру Жуковского. Л когда в 1808 году появилась первая баллада — «Людмила», первенство Жуковского в поэзии еще более упрочилось.

В ту пору поэт жил в Москве. В качестве домашнего учителя своих племянниц Марии Андреевны и Александры Андреевны Протасовых он с увлечением отдавался занятиям. Педагогические наклонности его проявились рано и впоследствии ему очень пригодились. В доме сестры поэта Е. А. Протасовой произошло, однако, роковое событие, окрасившее печалью всю дальнейшую жизнь Жуковского. Он полюбил старшую дочь Е. А. Протасовой, свою племянницу Машу, и она отвечала ему взаимностью. Но браку, о котором долгие годы хлопотал Жуковский, решительно воспротивилась его сестра, ссылаясь на религиозные причины. Ни Жуковский, ни Маша не были созданы для «тайной», «незаконной» любви. Многолетние душевные терзания окончились тем, что Жуковский не смог соединиться с Машей, а она, выйдя за- . муж за доктора Мойера, рано скончалась от родов. Вплоть до 1823 года в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной, но глубокой любви. Многие баллады («Алина и Альсим», «Эолова арфа») хранят следы неостывшего чувства.

Лирика Жуковского этих лет большей частью печальна и грустна: ее мотив — неизбежная разлука влюбленных. Однако в стихах нет ропота на судьбу, а лишь тихая покорность своей участи да ожидание загробной встречи. У Жуковского нет и пылкого, яркого выражения страстей. Он исключительно целомудрен, исполнен сердечного трепета и сдержанного, неослабевающего томления. В балладах причины любовной драмы называются отчетливее — родительская воля, социальные и имущественные различия. Но влюбленные смиряются с несчастьем и не предпринимают никаких попыток воспротивиться судьбе. Здесь проявляется, по мнению Жуковского, власть высших сил, на которые человек не вправе роптать. Его удел — достойно и мужественно принять выпавшие испытания. Земная жизнь человека, по мысли Жуковского, — проверка страданием и приуготовление к загробной.

Однако грусть и печаль приобретают в лирике поэта не только религиозное содержание. За ними чувствуется глубокая неудовлетворенность современной поэту действительностью, где рушатся надежды и царствует нагая корысть, где в почете чины и деньги, где человеческое часто унижено и попрано. Жуковский скорбит о несовершенстве мира, но его никогда не покидает мысль о том, что счастье возможно за земными пределами. Поэтому преобладающий тон лирики Жуковского — просветленно-элегический, раздумчиво-тоскующий, лишенный трагического звучания. Для поэта не умирают ни дружба, ни любовь, ни высокие идеалы.

Если по стихам Жуковского попытаться создать житейский образ их автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями.

На самом же деле человеческий облик Жуковского несколько иной. Это был необычайно образованный, стоявший на высотах современной ему культуры человек, для которого, казалось, не существовало трудностей в усвоении богатейшего наследия древней и новой литературы Запада и Востока. Познания поэта весьма обширны и в других областях. При этом Жуковскому были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались с прочными нравственными принципами, которыми он не поступался в самых сложных жизненных ситуациях. В частной жизни он приятный и доброжелательный собеседник, истинный друг многих литераторов, отзывчивый на чужое горе человек, шутник и забавник, не раз смешивший друзей остроумными стихами. Когда развернулась полемика о языке художественной литературы между «Арзамасом» и «Беседой», Жуковский в качестве бессменного секретаря «Арзамаса» потешал всех членов этого литературного общества своими «протоколами» и речами, высмеивал пристрастие «шишковистов» к старым, отжившим уже формам речи и церковнославянскому языку, который тоже вышел из речевого обихода. Его влекло к людям, и на «субботы» Жуковского собирался обширный круг знакомых. Поэт активно и деятельно участвовал в литературных спорах. Он не остался в стороне и от общенационального подъема в 1812 году, вступив в московское ополчение. Его патриотические чувства с большой силой выражены им в нескольких стихотворениях, например в знаменитом «Певце во стане русских воинов», где певец, подобно древнему Бояну, поет славу воинам. Возвышенная и чувствительная душа «певца» обращена к предкам и к героям-современникам.

Жуковский стремился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми пропитана его поэзия, не было расхождения. Гуманность стала определяющей чертой общественного и бытового поведения Жуковского. Впоследствии он не однажды заступался за Пушкина и защищал его от царского гнева. Его волновала судьба Т. Шевченко, А. Герцена и других. Никто так искренно не радовался доброму делу, как Жуковский. Когда удалось, наконец, выкупить из крепостной зависимости Т. Шевченко, ликованию Жуковского, казалось, не было предела. И несмотря на свою строгую приверженность законности, Жуковский острым глазом мудрого человека точно подмечал порывы неукротимого произвола. Он не только пытался смягчить участь декабристов, доказывал юридическую неосновательность приговора Н. И. Тургеневу, но и понимал, что деспотизм, самовластие разрушают личность. И не одних лишь крепостных, лишенных свободы, а и самих царей.

Больше того, «тихий» и незлобивый Жуковский мог, если совесть его была уязвлена, быть прямодушно-непримиримым. «Когда же будут у нас законодатели, — писал он императрице, — когда же мы будем с уважением рассматривать то, что составляет истинные нужды народа, — законы, просвещение, нравы?»

После гибели Пушкина, скорбной болью отозвавшейся в сердце Жуковского, он набросал полное гнева и горечи письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором выставлял наружу пакостное и мелочное тиранство, отравившее последние годы Пушкина и прямо приведшее к трагедии. По мысли Жуковского, Пушкина лишили воздуха, ему не давали дышать, жить, трудиться.

По стечению обстоятельств он хорошо знал быт царской семьи: в 1817 году, в том самом, когда Маша Протасова стала Марией Андреевной Мойер, Жуковский был приглашен учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Федоровны (с 1815 года он уже занимал придворную должность чтеца при вдове Павла I Марии Федоровне). С этого времени и вплоть до 1841 года Жуковский служил при дворе и находился в разъездах по России и загранице то в качестве сопровождающего Александру Федоровну, то как воспитатель наследника престола (эту должность ему предложили позже, в 1826 году).

Читайте также:
Творческое восприятие мира в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Друзья — Пушкин, Вяземский и другие — испытывают тревогу: сумеет ли поэт остаться независимым, не повредит ли служба при дворе его таланту. А Жуковский в конце 1810 — начале 1820-х годов — в расцвете поэтического дарования. Им уже написаны самые крупные лирические произведения, созданы замечательные баллады, в большинстве своем переводные.

Он познакомил Россию с европейскими народными преданиями, ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима: Жуковский расширял художественный и идеологический кругозор русского общества. Перелагая и переводя иностранных авторов, поэт вносил в их произведения собственные романтические идеи, свойственную ему философию. Он присваивал русской литературе еще не обжитый ею художественный мир.

Источники:

    Жуковский В. А. Эолова арфа: Стихи/Составл., предисл., примеч. и словарь В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. — М.: Дет. лит., 1980. — 254 с.

Аннотация: В книгу включены избранные лирические стихотворения, баллады и повесть в стихах замечательного поэта и переводчика XIX в. Василия Андреевича Жуковского.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2654

Начало творчества Жуковского — художественный анализ. Жуковский Василий Андреевич

1802 год открывает начало творческого пути Жуковского. В этом году появляется в лучшем тогдашнем журнале — «Вестнике Европы» Н. М. Карамзина — его перевод из английского поэта Томаса Грея («Сельское кладбище»), принесший ему всероссийскую известность, которую еще более упрочила знаменитая элегия «Вечер». Всем сразу стало ясно, что на Руси родилось новое могучее дарование.

Стихотворение развертывалось как единая мелодическая тема, соответственно потоку переживаний, нахлынувших на автора. Природа и воспоминания окрасились живым эмоциональным тоном. Поэтическое вдохновение естественно рождалось из впечатлений природы, непосредственно ощущаемой и переживаемой.

Чтобы понять открытие Жуковского, попробуем сопоставить «Вечер» со стихотворением Державина «Соловей». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Начало творчества Жуковского. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В известном произведении маститого поэта XVIII века есть стихи:

На холме, средь зеленой рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья.

Поэт рисует объективную картину, давая общую экспозицию, точно определяя свое место в пространстве и во времени. Пространственный план — холм, роща, ручей. Временной — поздняя весна, ночь. Эпитеты у Державина предметны, объективны: «зеленая» — обозначение цвета листвы, «майская» — времени года, «тихая» — ночного безветренного покоя. Большинство эпитетов носят объективный характер («светлый ручей» — тоже предметный признак, сравни: «светлая грусть»), указывая на свойства, качества, признаки, присущие природным явлениям. Перед нами как будто вполне реальная картина. Однако это не совсем так. Картина, на-рисованная Державиным, вообще реальна, но для того момента, который поэт описывает, она вовсе не реальна. Поэт слышит пение соловья ночью. Может ли он ночью видеть, что роща зеленая? Конечно, нет! Ночью деревья темные, черные, но вовсе не зеленые. Почему же Державин написал «зеленая роща»? Да потому, что он точно знает, что весной, в мае, деревья покрыты зеленой листвой. Следовательно, эпитет «зеленая» связан не с непосредственным созерцанием и сиюминутным переживанием, а с логическим, рассудочным знанием. Логика поэтического мышления вступила в противоречие с чувственным восприятием. Это свидетельствует о рационализме мысли поэта, о «всеобщем», а не индивидуальном характере этой поэтической зарисовки. А вот первые стихи из «Вечера» Жуковского:

Ручей, виющийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Ни одного предметного эпитета! И вместе с тем как точно передано личное, субъективное восприятие! Какое тесное единство между картиной природы и ее переживанием! Жуковский пишет о ручье, но одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа: это она и «светлая», и «тихая», и наполненная «гармонией» и «сверканием». Внешний мир предстал не чем-то посторонним душе поэта, не в своем «всеобщем» значении, но увиденным человеком в момент духовного слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения. Образы природы служат поэту для того, чтобы передать собственное настроение «тихой гармонии», светлой радости, творческого восторга. Жуковский решительно порывает с рационализмом поэтического мышления, находя способы непосредственной передачи текучести переживаний, расширяя выразительные возможности лирической речи. После Жуковского уже нельзя было смотреть на жизнь как на что-то отдаленное от человеческой личности, чуждое и ею не освоенное. Душа поэта вместила в себя внешний мир. Чувствительная и романтически возвышенная душа и стала предметом поэзии Жуковского. И когда Жуковский пишет:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье! —

То это не только эмоциональное восприятие и переживание природы. В таких стихах чувствуется и умиротворенность его души, и сладость гармонии, и молитвенное настроение, рождающее высокие мечты. Тут чувство заговорило легко и свободно.

Жуковский открыл принципы воспроизведения внутренней жизни через внешние образы и разработал их. Он пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так организовал поэтическую речь, что от начала до конца стихотворение звучит непрерывающейся песней, поддерживаемой общими мотивами, скрепляемой повторами, ассоциациями, вопросительными и восклицательными интонациями. Жуковский заражает своим отношением к миру, сугубо личным его переживанием. От созерцания гармонической природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), к настроениям грусти и задумчивости, вызванным воспоминанием об ушедших друзьях, о свободном полете духа, о тщете земных благ перед лицом вечности, о радостях и. печалях души. Туманный вечер «на лоне дремлющей природы» рождает мысль о скоротечности человеческой жизни и неизбежной смерти. Юный мечтатель словно обозрел свою судьбу и вставил ее в панораму общего бытия.

Новаторская поэзия Жуковского сразу же приобрела огромную популярность. Карамзин предложил ему редактировать «Вестник Европы», и Жуковский с головой ушел в журналистику. Молодые поэты охотно перенимали манеру Жуковского. Л когда в 1808 году появилась первая баллада — «Людмила», первенство Жуковского в поэзии еще более упрочилось.

Читайте также:
Смысл эпиграфов в Капитанской дочке: сочинение

В ту пору поэт жил в Москве. В качестве домашнего учителя своих племянниц Марии Андреевны и Александры Андреевны Протасовых он с увлечением отдавался занятиям. Педагогические наклонности его проявились рано и впоследствии ему очень пригодились. В доме сестры поэта Е. А. Протасовой произошло, однако, роковое событие, окрасившее печалью всю дальнейшую жизнь Жуковского. Он полюбил старшую дочь Е. А. Протасовой, свою племянницу Машу, и она отвечала ему взаимностью. Но браку, о котором долгие годы хлопотал Жуковский, решительно воспротивилась его сестра, ссылаясь на религиозные причины. Ни Жуковский, ни Маша не были созданы для «тайной», «незаконной» любви. Многолетние душевные терзания окончились тем, что Жуковский не смог соединиться с Машей, а она, выйдя за – . муж за доктора Мойера, рано скончалась от родов. Вплоть до 1823 года в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной, но глубокой любви. Многие баллады («Алина и Альсим», «Эолова арфа») хранят следы неостывшего чувства.

Лирика Жуковского этих лет большей частью печальна и грустна: ее мотив — неизбежная разлука влюбленных. Однако в стихах нет ропота на судьбу, а лишь тихая покорность своей участи да ожидание загробной встречи. У Жуковского нет и пылкого, яркого выражения страстей. Он исключительно целомудрен, исполнен сердечного трепета и сдержанного, неослабевающего томления. В балладах причины любовной драмы называются отчетливее — родительская воля, социальные и имущественные различия. Но влюбленные смиряются с несчастьем и не предпринимают никаких попыток воспротивиться судьбе. Здесь проявляется, по мнению Жуковского, власть высших сил, на которые человек не вправе роптать. Его удел — достойно и мужественно принять выпавшие испытания. Земная жизнь человека, по мысли Жуковского, — проверка страданием и приуготовление к загробной.

Однако грусть и печаль приобретают в лирике поэта не только религиозное содержание. За ними чувствуется глубокая неудовлетворенность современной поэту действительностью, где рушатся надежды и царствует нагая корысть, где в почете чины и деньги, где человеческое часто унижено и попрано. Жуковский скорбит о несовершенстве мира, но его никогда не покидает мысль о том, что счастье возможно за земными пределами. Поэтому преобладающий тон лирики Жуковского — просветленно-элегический, раздумчиво-тоскующий, лишенный трагического звучания. Для поэта не умирают ни дружба, ни любовь, ни высокие идеалы.

Если по стихам Жуковского попытаться создать житейский образ их автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями.

На самом же деле человеческий облик Жуковского несколько иной. Это был необычайно образованный, стоявший на высотах современной ему культуры человек, для которого, казалось, не существовало трудностей в усвоении богатейшего наследия древней и новой литературы Запада и Востока. Познания поэта весьма обширны и в других областях. При этом Жуковскому были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались с прочными нравственными принципами, которыми он не поступался в самых сложных жизненных ситуациях. В частной жизни он приятный и доброжелательный собеседник, истинный друг многих литераторов, отзывчивый на чужое горе человек, шутник и забавник, не раз смешивший друзей остроумными стихами. Когда развернулась полемика о языке художественной литературы между «Арзамасом» и «Беседой», Жуковский в качестве бессменного секретаря «Арзамаса» потешал всех членов этого литературного общества своими «протоколами» и речами, высмеивал пристрастие «шишковистов» к старым, отжившим уже формам речи и церковнославянскому языку, который тоже вышел из речевого обихода. Его влекло к людям, и на «субботы» Жуковского собирался обширный круг знакомых. Поэт активно и деятельно участвовал в литературных спорах. Он не остался в стороне и от общенационального подъема в 1812 году, вступив в московское ополчение. Его патриотические чувства с большой силой выражены им в нескольких стихотворениях, например в знаменитом «Певце во стане русских воинов», где певец, подобно древнему Бояну, поет славу воинам. Возвышенная и чувствительная душа «певца» обращена к предкам и к героям-современникам.

Жуковский стремился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми пропитана его поэзия, не было расхождения. Гуманность стала определяющей чертой общественного и бытового поведения Жуковского. Впоследствии он не однажды заступался за Пушкина и защищал его от царского гнева. Его волновала судьба Т. Шевченко, А. Герцена и других. Никто так искренно не радовался доброму делу, как Жуковский. Когда удалось, наконец, выкупить из крепостной зависимости Т. Шевченко, ликованию Жуковского, казалось, не было предела. И несмотря на свою строгую приверженность законности, Жуковский острым глазом мудрого человека точно подмечал порывы неукротимого произвола. Он не только пытался смягчить участь декабристов, доказывал юридическую неосновательность приговора Н. И. Тургеневу, но и понимал, что деспотизм, самовластие разрушают личность. И не одних лишь крепостных, лишенных свободы, а и самих царей.

Больше того, «тихий» и незлобивый Жуковский мог, если совесть его была уязвлена, быть прямодушно-непримиримым. «Когда же будут у нас законодатели, — писал он императрице, — когда же мы будем с уважением рассматривать то, что составляет истинные нужды народа, — законы, просвещение, нравы?»

После гибели Пушкина, скорбной болью отозвавшейся в сердце Жуковского, он набросал полное гнева и горечи письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором выставлял наружу пакостное и мелочное тиранство, отравившее последние годы Пушкина и прямо приведшее к трагедии. По мысли Жуковского, Пушкина лишили воздуха, ему не давали дышать, жить, трудиться.

По стечению обстоятельств он хорошо знал быт царской семьи: в 1817 году, в том самом, когда Маша Протасова стала Марией Андреевной Мойер, Жуковский был приглашен учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Федоровны (с 1815 года он уже занимал придворную должность чтеца при вдове Павла I Марии Федоровне). С этого времени и вплоть до 1841 года Жуковский служил при дворе и находился в разъездах по России и загранице то в качестве сопровождающего Александру Федоровну, то как воспитатель наследника престола (эту должность ему предложили позже, в 1826 году).

Читайте также:
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Друзья — Пушкин, Вяземский и другие — испытывают тревогу: сумеет ли поэт остаться независимым, не повредит ли служба при дворе его таланту. А Жуковский в конце 1810 — начале 1820-х годов — в расцвете поэтического дарования. Им уже написаны самые крупные лирические произведения, созданы замечательные баллады, в большинстве своем переводные.

Он познакомил Россию с европейскими народными преданиями, ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима: Жуковский расширял художественный и идеологический кругозор русского общества. Перелагая и переводя иностранных авторов, поэт вносил в их произведения собственные романтические идеи, свойственную ему философию. Он присваивал русской литературе еще не обжитый ею художественный мир.

Источники:
Жуковский В. А. Эолова арфа: Стихи/Составл., предисл., примеч. и словарь В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. — М.: Дет. лит., 1980. — 254 с.

Аннотация: В книгу включены избранные лирические стихотворения, баллады и повесть в стихах замечательного поэта и переводчика XIX в. Василия Андреевича Жуковского.

Детский час

для детей и родителей

Творчество Жуковского

Творчество Василия Андреевича Жуковского, так же как и наследие таких титанов русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в. как Ломоносов М.В., Державин Г.А., стало великим достоянием русской литературы. А.С.Пушкин писал: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводной слог его останется всегда образцовым…»

Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.

Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.

Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.

Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.

Жуковский, как никто другой, на базе чужого произведения мог создать своё самобытное творение. «У меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.

Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.

Находясь под влиянием известной «Элегии, написанной на сельском кладбище», принадлежащей перу английского поэта Томаса Грея, Жуковский пишет свою лирическую работу. Элегия у Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения «Сельское кладбище» — «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество сменяющих друг друга философских и морально-психологических мотивов, напоенных минорным настроением, сожалением о скоротечности жизни. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы: «дню юного дыханья», «денницы тихий глас», «дубравы трепетали».

Стихотворение «Вечер» демонстрирует рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Поэт использует эпитеты: «виющийся ручей», «ущербный» лик луны, «тихий утра час» и другие. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.

Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Философско-эстетические суждения в это время таковы: «земная красота дивная, но временная; всё великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно». Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.

Баллада «Людмила» создана по западноевропейскому образцу, она – перевод известнейшей баллады «Ленора» немецкого поэта Г.А.Бюргера. В этой балладе максимально раскрылись лучшие качества Жуковского: лиризм и поэтизация.

Баллады, наряду с элегиями, — излюбленный жанры поэта, и они были высоко оценены Пушкиным А.С. Беря за основу тот же сюжет бюргеровской «Леноры», автор создаёт самую радостную из своих баллад – «Светлану». Эти два произведения – наглядный пример, как можно по-разному воплотить в жизнь один и тот же сюжет.

Творчество Жуковского, начиная с 1830 года, представлено, в основном, переводческими работами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).

«Этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы», — по меткому выражению Гоголя, пленял его друзей по перу. В каком бы направлении не творил автор, он все делал необычно и свежо. Жуковского вообще причисляли к нарушителям устоявшихся литературных традиций, особенно за его баллады.

В многочисленных стихотворениях, посвящённых теме «Поэт и поэзия», Василий Андреевич выражает своё видение и понимание сути поэзии, и её назначения: в личном плане — глубокое раскрытие душевного мира Человека-Поэта, и в общественном — выполнение его гражданского долга. Этот долг — прославление великих дел, героических событий своего времени в память и назидание будущим поколениям.

В программном произведении «К Поэзии» Жуковский даёт наставление поэтам:

«Тернистую стезю цветами усыпайте
И в пылкие сердца свой пламень изливайте!
Да звуком ваших громких лир
Герой, ко славе пробужденный,
Дивит и потрясает мир!»

Заканчивается это поэтическое произведение напоминанием об ответственности поэта перед потомством:

«Потомство раздаёт венцы и посрамленье:
Дерзнём свой мавзолей в алтарь преобразить!
О слава, сердца восхищенье!
О жребий сладостный – в любви потомства жить!»

Известен гимн Жуковского, написанный во славу великих дел современников – героев Отечественной войны 1812 года – «Певец во стане русских воинов». Это поэтическое произведение реально написано «во стане», так как сам Жуковский был в армии в числе добровольцев. А в тот день, когда случилось Бородинское сражение, он находился под Можайском, где «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Пребывая в армии, поэт прошел с ней путь отступления от Москвы. В Тарутине, накануне сражения, он и начал писать это стихотворение.

Читайте также:
Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»): сочинение

Творчество Жуковского сильно в той части, которая рассказывает нам о любви, о дружбе. Необыкновенно задушевные, музыкальные стихи написаны лёгким слогом, многие из них положены на музыку. Стихотворения о природе отличаются тонким видением предмета.

«Жуковский наш, любимый Феба сын,
Сокровищ языка счастливый властелин»
Кондратий Рылеев, 1821

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Творческий путь В.А. Жуковского

Характеристика детских и юношеских годов поэта. Анализ впечатлений и переживаний в раннем детстве. Учеба в Университетском благородном пансионе. Начало творческого пути поэта. Жуковский В.А. – родоначальник русского романтизма. Последние годы жизни поэта.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2016
Размер файла 18,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НА ТЕМУ: «В.А. Жуковский творческий путь»

Сентябрь 2016 г.

Глава 1. Детские и юношеские годы поэта

1.1 Родители В. А. Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в с. Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его – жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году, при взятии крепости Бендеры.

Отчество и фамилию поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел детские годы, будучи, любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения.

Это позволило Жуковскому сохранить звание дворянина и избежать трудной участи незаконнорожденного ребенка.

Мальчик был принят в дом отца и вскоре сделался всеобщим любимцем. Он рос в окружении старших сестер по отцу и их дочерей. Женская атмосфера дома Буниных отразилась на его характере – мягком, чувствительном и мечтательном.

В то же время двусмысленное, неопределенное, неестественное положение его в этой семье способствовало раннему духовному созреванию.

1.2 Впечатления и переживания в раннем детстве

Болезненное одиночество Василий Жуковский испытал уже в самом раннем детстве. В дневнике 1805 года он писал: «Как прошла моя молодость. Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей, мне коротко знакомых, потому что я был перед ними выращен, но не видал родных, мне принадлежащих по праву; я привыкал отделять себя ото всех, потому что всякое участие казалось мне милостию. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем, не чувствовал ничьей любви; следовательно, не мог платить любовью на любовь, не мог быть благодарным по чувству, а был только благодарным по должности…»

Эти ранние впечатления и переживания потом отзовутся в его творчестве. Но здесь важно отметить другое: боль и горечь не озлобили его, не сделали черствым и бездушным. Не получив в детстве тепла и ласки, он с особой радостью в будущем отдавал другим ласку, заботу и теплоту. Он умел быть настоящим другом, «по чувству», а не «по должности».

1.3 Учеба в Университетском благородном пансионе

Учиться Жуковский начал в Туле, в частном пансионе Х. Ф. Роде. В 1797 году его поместили в Московский университетский пансион, где в основе литературного воспитания лежал классицизм. В пансионе он писал оды в духе классицизма; усиленно читал французских и немецких теоретиков этого литературного направления. Оды юного поэта были подражательны. Они дышат пафосом патриотизма, осуждение войны, воспевают мир, человечность, добро, справедливость. В 1801 году Жуковский окончил пансион. В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Годы учебы в пансионе сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов юноши. Опытные и уважаемые наставники этого учебного заведения – директор университета И. П. Тургенев, друг Карамзина, бывший воспитатель Александра I, и настоятель пансиона А. А. Прокопович-Антонский – уделяли большое внимание духовному образованию воспитанников. Утверждались идеалы нравственного самоусовершенствования, культивировались личные и гражданские добродетели, поощрялись литературные интересы и склонности к самостоятельному поэтическому творчеству. При пансионе существовало литературное общество, которое выпускало специальный альманах «Литературная заря». Вскоре Жуковский стал активным участником этого общества и автором многочисленных сочинений, в которых он подражал Ломоносову, Державину и Хераскову, а также писал рассуждения на морально-этические темы.

В 1805 году случилось событие, которому было суждено сыграть важную роль в жизни Жуковского и по-своему отразиться на судьбах всей отечественной культуры, на русском понимании духовной природы любви. У старшей сестры Жуковского по отцу, Екатерины Афанасьевны Протасовой, жившей в Белеве, в трех верстах от Мишенского, подрастали две дочери – Маша и Александра. «Были они разные, и по внешности, и по характерам», -писал замечательный биограф Жуковского писатель Б. К. Зайцев. Старшая, Маша, была миловидной и нежной, с не совсем правильным чертами лица, в мелких локонах, с большими глазами, слегка вздернутым носиком, тонкой шеей, выходящей из романтически-мягкого одеяния, – нечто лилейное. Она тиха и послушна, очень религиозна, благосклонна к бедным, больным, убогим. Русский скромный цветок, кашка полей российских. Александра другая. Это – жизнь, резвость, легкий полет, гений движения. Она красивее, веселее и открытей сестры, шаловливей. Пришло время учить девочек, а средства скромны -Жуковский согласился быть их домашним учителем… Так начался возвышенный и чистый любовный роман Жуковского и Маши Протасовой, который продолжался до преждевременной смерти его героини в 1822 году. Екатерина Афанасьевна, мать Маши, узнав о ее чувствах к Жуковскому, заявила сурово и решительно, что брак между влюбленными невозможен по причине близкого родства. Ни уговоры, ни подключения к ним друзей, ни сочувственное вмешательство высокопоставленных духовных лиц не могло поколебать решения Екатерины Афанасьевны Протасовой. Всякие надежды на земной брак для скрепления “брака духовного” были Жуковским и Машей потеряны навсегда.

Читайте также:
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»): сочинение

История этой романтической любви нашла отражение в целом цикле любовных песен и романсов поэта. По ним можно проследить все движения этого чувства, глубокого и чистого во всех его видоизменениях. В «Песне» 1808 года оно светлое, радостное, исполненное надежд:

Мой друг, хранитель-ангел мой,

О ты, с которой нет сравненья,

Люблю тебя, дышу тобой;

Но где для страсти выраженья?

С 1817 года начался крутой поворот в жизни Жуковского, заставивший его на долгое время отложить занятие поэтическим творчеством во имя другой, не менее, а может быть, даже более значимой в его глазах исторической миссии: он становится учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны. А в 1826 году ему предлагают должность наставника-воспитателя великого князя Александра Николаевича.

Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца «великих реформ» 1860-х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости.

В 1841 году Жуковский завершил свое дело и, щедро вознагражденный, вышел в отставку. Последнее десятилетие жизни он провел за границей, где весной 1841 года женился на дочери старого друга, немецкого художника Е. Рейтерна.

Последним стихотворением Жуковского стал “Царскосельский лебедь”, передающий трагические мысли поэта, пережившего своих друзей и оставшегося одиноким в новую историческую эпоху.

Глава 2. Начало творческого пути поэта

жуковский романтизм поэт

Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. В 1801 году у него было уже около пятнадцати печатных произведений: это были в основном подражательные оды, каких писалось тогда много. Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище». Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени – «Вестнике Европы». Карамзин, тогда корифей новой русской литературы, приближает к себе начинающего поэта и оказывает на него решающее влияние. Формируются литературные воззрения Жуковского, его симпатии и антипатии. Жуковский рано сочетает патриотизм с европеизмом; эту позицию он сохранит навсегда. В 1800-х и 1810-х годах Жуковский – один из наиболее деятельных писателей карамзинской группы. В 1808-1809 годах он редактирует «Вестник Европы». Позднее, в 1815-1817 годах, Жуковский становится душой дружески-литературного общества «Арзамас».

Жуковский в 1800-1810 годах связан тесными узами дружбы и общности воззрений с Батюшковым, Вяземским, Тургеневым, Пушкиным,- это его «ареопаг», к которому он обращается за дружеской критикой. Вместе с тем Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания и формы. В русскую литературу Жуковский внес «первое пробуждение духа», сознавшего себя “духом”. Он прямо связал поэзию с жизнью и утвердил принцип – «живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Но чаще всего в «святых воспоминаниях» поэт путешествует по иным мирам грез и мечтаний, приоткрывает завесу таинственного и неизведанного:

Чтоб о небе сердце знало

В темной области земной,

Нам туда сквозь покрывало

Он дает взглянуть порой…

Глава 3. Жуковский В.А. – родоначальник русского романтизма

Жуковский был одним из первых русских поэтов нового направления – романтизма.

В произведениях Жуковского герой и любит, и страдает по особому, сильно, ярко, необыкновенно. Он одинок, не понят людьми. Необыкновенна и природа вокруг него – она пышная, почти нереальная, одухотворенная. Сюжет часто фантастичен, почти сказочен. Все это – яркие проявления романтизма. В произведениях Жуковского необычный герой действует в необычных обстоятельствах, размышляют, раздумывают, созерцают.

Мировоззрение романтизма было близко Жуковскому. Многое было пережито еще в детстве, закреплено знанием романтической литературы Западной Европы и социально-исторических событий в России начала 19 века.

Глава 4. Последние годы жизни В.А. Жуковского

Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни: он закончил перевод индийской народной повести “Наль и Дамаянти”, перевел поэму “Рустем и Зораб” и “Одиссею” Гомера. В 1845 пишет “Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке”. Смерть прервала его работу над переводом “Илиады”.

Почти совершенно ослепший 69-летний поэт умер в Германии, в Баден-Бадене 12 (24) апреля 1852 года. Жуковский был похоронен в Баден-Бадене, но в августе 1852 его прах перевезли в Петербург и с большими почестями предали земле рядом с могилой Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне – Некрополь мастеров искусств). Памятник на могиле поэта был создан при участии скульптора П.К. Клодта и установлен в 1857 году.

В 1883 г. повсеместно в России праздновался столетний юбилей его рождения, а в 1887 г. в Александровском саду, на средства Санкт-Петербургской думы, поставлен небольшой памятник-бюст из бронзы.

Лебедь благородный дней Екатерины

Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый!

А когда допел он – на небо взглянувши

И крылами сильно дряхлыми взмахнувши –

К небу, как во время оное бывало,

Он с земли рванулся… и его не стало…

Своим детям Жуковский говорил так: «Помните всегда, что в тот день, когда вы родились на свет, все веселились и радовались, а вы одни плакали; помните это и живите так, чтобы в тот день, когда вы будете умирать, все плакали, а вы бы – радовались. Не забывайте и того, мои милые дети, что после любви к Богу ничто на свете не должно быть священнее любви к отечеству».

На меня большое впечатление произвело творчество Жуковского. Читая его стихи, я переживала вместе с героями их душевное состояние и настроение, благодаря особому мастерству автора. Считаю, что он не из тех поэтов, чья слава основана на литературной моде. Стихи Жуковского привлекают внимание и читателей, и исследователей.

1. «Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь», Москва 2000.-502с.

2. «В. А. Жуковский. Избранные сочинения», Москва 1982.-432с.

3. Литература. 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. Ч.1 /Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р.С»,2005. – 360 с.

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 03.10.2009

Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характер ее элегического очарования и идеальности. Отражение отношений с Марией Протасовой в творчестве поэта.

реферат [36,6 K], добавлен 27.09.2008

Изучение жизненного и творческого пути В.А. Жуковского – великого русского поэта, учителя Пушкина и всех русских лириков не только первой, но и второй половины XIX века. Анализ элегии “Вечер”. Лирика душевных состояний. От сентиментализма к романтизму.

реферат [31,7 K], добавлен 17.10.2011

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского поэта начала XX века Василия Жуковского. Характеристика поэзии “Сельское кладбище” как первого произведения поэта, анализ любовной и эпической лирики, гуманизм Жуковского.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 06.05.2009

Жизненный и творческий путь выдающего русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Основные вехи биографии Жуковского. Создание поэтических и прозаических произведений, многочисленных литературных заметок и переводов, увлечение русской стариной.

презентация [895,2 K], добавлен 25.02.2014

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский)

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.
Читайте также:
Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».: сочинение

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: