Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Сочинение на тему Образ Евгения Онегина для 9 класса

В своем романе А.С. Пушкин создал яркий образ умного, неординарного молодого человека, не нашедшего в жизни своего предназначения.

Дружба автора и его «доброго приятеля» Евгения Онегина на страницах романа начинается в непростое для обоих время. Еще «молодые повесы», они уже испытали первые разочарования в жизни. Оба- добровольные изгнанники светского общества, «свергнувшие» его утомительное бремя. Пушкин проводит для читателя экскурсию в мир богатых бездельников. С тонкой иронией, а иногда и с откровенной сатирой он рисует картины их «пестрой и однообразной» жизни. Умение «коснуться до всего слегка», «хранить молчанье в каждом споре», владеть «наукой страсти нежной» достаточно, чтобы стать звездой высшего света.

«Свергнувший бремя условий света», «отставший от суеты» поэт и пораженный «русской хандрой» молодой светский лев быстро сходятся. Пушкин упоминает об увлечении Онегина экономическими вопросами, интересе к философии, автору нравится его «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Друзья предпочитают модным гостиным прогулки по городу, беседы, мечтают о путешествиях, «о ветрилах кораблей», «о чуждых странах». Рассказ об Онегине часто переходит в авторские отступления и воспоминания. Может показаться, что герой романа- второе я поэта. Но Пушкин подчеркивает, что это не так. Он уже осознал свое основное предназначенье в жизни- литературный труд, принадлежность к «цеху задорному» поэтов. Онегин же предпочитает вечную хандру серьезным поискам своего места в жизни, «труд упорный ему был скучен». Это тип, скорее, праздного, отстраненного критика общества, а не созидателя.

Судьба дает Евгению шанс. Смерть дяди делает его хозяином богатого поместья. Поначалу герой привычно скучает, но работа по современному переустройству имения неожиданно увлекает его и оказывается весьма успешной:

«Ярем он барщины старинной оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил».

Дружба с Ленским, начавшаяся «от делать нечего», наполнила его жизнь приятными, живыми беседами, совместными прогулками. Любовь Татьяны, кажется, способна возродить в Онегине «давно угаснувшие чувства». Но дружбу Евгений предает, а любовь отвергает. Перспектива ограничить жизнь «домашним кругом», связать себя повседневными заботами вызывает у него приступ старой хандры и скуки. Холодность души, эгоизм, страх потери репутации не дают Онегину проявить благородство, отказаться от дуэли, им же спровоцированной. Более того, он поторопился первым выстрелить в Ленского, что сильно противоречило его показному равнодушию к жизни.

Интересно, что после описания этих событий Пушкин на страницах романа ни разу больше не назовет Онегина своим приятелем. Возвращение Онегина после долгих скучных странствий, жизнь «без цели, без трудов» больше не вызывают в авторе участия. В сущности, герой оказывается не в силах отказаться от привычного комфортного существования и возвращается в привычное общество людей, которых так сильно презирает. Безнадежную любовь Онегина к Татьяне, позднее раскаяние, его сожаления о напрасно потраченной молодости автор описывает безо всякого сочувствия к герою, с нескрываемой иронией. Наконец, Пушкин оставляет своего героя, явно теряя интерес к его дальнейшей судьбе.

Поэт написал в романе психологический портрет человека, от природы яркого и талантливого, но эгоистичного, безвольного и ленивого. Впервые изображенный Пушкиным, он стал легко узнаваемым и в литературе, и в жизни.

Сочинение 2

Евгений Онегин – молодой дворянин со сложным и неоднозначным характером. С одной стороны, душа тонкой организации, ранимый, искренний, вечно стремящийся к свободе. По-другому, эгоистичный, самолюбивый, унылый и апатичный. Не имеет никакого стремления в жизни, живёт в роскоши, которая ему не приносит никакой радости. Сбор всех этих качеств характеризует Онегина совсем необычным и незаурядным персонажем, который сразу притягивает к себе внимание читателя.

Впервые он предстаёт перед нами в возрасте двадцати шести лет, представителем на то время «золотой молодежи», праздный, озлобленный и равнодушный к окружающему миру. Пушкин сразу описывает нам его историю становления, детство и юность. Онегин родился в известной богатой семье, которая со временем растеряла своё состояние. Получил несущественное образование, типичное для людей того общества. Танцевал, владел французским языком и имел возможности для выход в свет. Погрузившись в ежедневно праздную жизнь, отсутствие работы, обязанностей и ответственности, постоянные баллы, гуляния и праздники, Онегин возненавидел свой образ жизни. Он пытается найти для себя призвание, стремление. Его попытки не увенчались успехом, тогда он решил уехать в глушь. К сожаление, он был не привыкшем к труду и самообеспечению, и таким образом, окончательно разрушил свою жизнь.

В деревне Онегин всяким образом избегает общения, живёт одиноко и спокойно. Там он обзаводится единственным другом Ленским, которого позже убивает в дуэли, и Татьяной, которая в него влюблена. Под гнётом общества и его устоев, которые он не уважает, Онегин решается на поединок с Ленским, единственным близким ему человеком, ранит его смертельно.

Также, не оценив подарок судьбы, не ответив на любовь Татьяны Лариной, Онегин всё также остаётся одиноким, существующем в своём пустом и бессмысленном мире. Его равнодушие и эгоизм погубили все светлое, что могло быть, ответь он с душой и пониманием. Позже, через несколько лет Татьяна и Евгений вновь встречаются, и на этот раз любовь возгорается в сердце мужчины, но роскошная красавица замужем и обещана перед Богом.

У Онегина всё же остаётся шанс для того, чтобы найти себя и свой смысл жизни. Но так ли он этого хочет? Хватил ли ему на это силы и духа? Пушкин не отвечает читателю на этот вопрос, концовка всей истории неоднозначна так же, как и образ главного персонажа.

Образ Евгения Онегина

Популярные сочинения

Образ Татьяны из рассказа И.С. Тургенева «Муму» позволяет ярко представить сущность крепостного права. Оно определяло до второй половины 19 века отношения между дворянством как привилегированным классом России

Лето без сомнения одно из самих ожидаемых времен года. В этой чудесной поре таится огромное количество ярких событий, впечатлений и эмоций. Теплые лучи яркого солнышка согревают окружающий мир

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Безумных лет угасшее веселье (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Владимир Владимирович Маяковский — один из известнейших поэтов серебряного века. Он принадлежал в такому литературному течению, как футуризм. Суть заключается в том, что футуристы намеревались

Образ Евгения Онегина в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Роман «Евгений Онегин» – первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10–20-х годов XIX века. Для него характерны глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображения картин русской действительности: Москва и Петербург, столичный и поместный быт дворянства, духовные искания передовой интеллигенции.

Онегин – главный герой романа, молодой франт, богатый наследник. Он показан в романе как человек с очень сложным и противоречивым характером. Первоначально Пушкин хотел сатирически изобразить своего героя как бездельника и щеголя. Однако уже к концу первой главы его замысел меняется, и Онегин становится человеком, близким по духу самому автору. На протяжении всего романа пушкинский герой взрослеет, страдает, теряет друга, приобретает жизненный опыт. Он изображен в сложной перспективе: от бытовых причуд столичного денди через хандру и индивидуалистическую оппозиционность Пушкин приводит героя к скептическому неприятию явлений русской действительности.

Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

В начале первой главы Онегин, достигший совершеннолетия, светский молодой человек, столичный аристократ, получивший обычное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера и образование, благодаря которому он принят в свете. Он ведет образ жизни, свойственный «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театра. Как неслужащий дворянин, в своем поведении он сочетает черты «лондонского денди» и французского щеголя. Владение французским языком, умение непринужденно кланяться, танцевать, вести светскую беседу и модное равнодушие ко всему, свойственное его манере поведения, обеспечили ему несомненный успех в обществе. Постоянное выражение некоторой презрительной скуки в начале его жизненного пути – это пока только дань моде.

Однако если в начале романа Онегин представляется как общественный тип, далекий от декабристских идеалов и от позиции самого автора, то уже в конце первой главы устанавливается единство взглядов автора и героя. Тон иронии по отношению к Онегину, присутствующий вначале, исчезает. Это объясняется эволюцией воззрений Пушкина, которая приводит к изменениям замысла в изображении характера героя романа. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют Онегина из среды аристократической молодежи и постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества: «Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». В начале романа Онегин, несмотря на разочарование, не придает особого значения возвышенным идеалам, которые все-таки живут в глубине его души. Своим умом, склонностью к «язвительным спорам» и «шуткам с желчью пополам» Онегин очень похож на Чацкого, но, в отличие от последнего, у него нет ясно выраженного гражданского идеала, во имя которого он мог бы обличать «молчалиных» и «скалозубов» и благодаря которому он смог бы стать членом тайного общества. Поэтому свою враждебность к свету.к толпе он переживает индивидуалистически, реализуя себя в сфере любви и дружбы. Его разочарование высшим обществом переходит в разочарование жизнью вообще, в мизантропию, прикрываемую «Гарольдовым плащом» и байронической позой. Эта пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться полезной деятельностью. Однако барское воспитание, отсутствие привычки к труду играют свою роль, и герой не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Так он живет «без цели, без трудов».

Во второй главе романа Онегин оказывается в деревне. Он, по примеру многих передовых людей своего времени, поступает гуманно по отношению к своим крестьянам, заменив барщину оброком. Но и там он продолжает мучиться от скуки и ощущения пустоты жизни. В деревне он встречает Татьяну – воспитанную, благородную, чуткую девушку, которая так страстно и искренне полюбила его. Однако мимо этого святого чувства любви Онегин проходит с мертвым сердцем. В ответ на искреннее признание простодушной уездной барышни он дает ей наставления с высокомерным сознанием своего культурного превосходства.

Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени. Весь круг его мыслей и раздумий отражает атмосферу и дух эпохи. Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и сформировавшего его общества, повествуя о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах и о разочарованности в «свете». Сблизившись в деревне с Ленским, юным и наивным романтиком, отвернувшимся от реальной действительности, противоречащей его высоким идеалам, и ушедшим в мир возвышенных представлений, философии и ис-кусства, Онегин совершает необдуманный поступок. От скуки он раззадоривает своего друга на именинах Татьяны, но это воспринимается Ленским как намеренное коварство. Юный поэт, приревновав своего друга к Ольге, вызывает его на дуэль. Онегин, приняв вызов и не сделав ни одной попытки извиниться перед юношей, показал себя «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья света», которое так презирал. Гибель друга потрясла «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошенным, потерял уважение к себе. Это мучительное состояние потерянности пробудило в нем «охоту к перемене мест», он понял, что не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к истинной свободе. Он, как и лермонтовский Печорин, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», живущий в обществе, с которым не разделяет «ни общих мнений, ни страстей».

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. Эти странствия дают ему возможность взглянуть по-другому на жизнь. За два года изменился масштаб мироощущений Онегина, он вернулся другим человеком, стал гораздо серьезнее, внимательнее ко всему. Встретившись с Татьяной, уже замужней, богатой светской дамой, Онегин влюбляется в нее «как дитя», страстно и глубоко. Однако, разгадав себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, Татьяна не отвечает на любовь Онегина. Она остается верной своим высоким идеалам и предстает лишь жертвой внешних неблагоприятных условий, тогда как плачевный итог судьбы Онегина объясняется в первую очередь его собственной отрицательной нравственной позицией, а затем уже условиями окружающей среды. Хотя он на голову выше светского общества, он настолько им же испорчен. Преодолеть это влияние, начать другую, более достойную и осмысленную жизнь он не в состоянии. Все это делает героя Пушкина «лишним человеком».

Читайте также:
Пушкин и российская история: сочинение

Показав всю сложность и противоречивость характера Онегина, наделив его как положительными, так и отрицательными качествами, Пушкин оставляет его на распутье, в поисках смысла жизни и священной свободы.

Таким образом, в романе ставится важнейший вопрос эпохи: по какому пути идти просвещенной передовой дворянской интеллигенции, которая порывает с невежественным и консервативным большинством своего класса, но не знает реальных способов изменения общественного устройства. В лице Онегина Пушкин запечатлел драматическую судьбу лучших людей времени, чья общественная роль стала снижаться после поражения декабристов. Из общей массы дворян Онегин выделяется своим умом, образованностью, критическим отношением к окружающей действительности, нежеланием служить ради карьеры. Отсутствие дела и цели в жизни – «недостаток» Онегина, обусловленный принадлежностью его к дворянскому сословию, поэтому разочарованность героя предстает как характерное явление времени.

В.Г. Белинский в своей статье о романе дает социологический и психологический анализ образа героя: «Онегин – характер действительный в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического. он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».

Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности

По возвращении из ссылки Пушкин оказался в трудной обстановке. Лучшие люди России были насильственно изъяты из жизни, никто не смел произносить их имена. Но свидетельству Герцена, «первые годы, следовавшие в 1825-м, были ужасающие». Торжествовала дворянская реакция. «Дрянь александровского поколения» жадной толпой стала у тропа. Будущее России казалось мрачным, не ясным. В этих условиях Пушкину приходилось определят свои общественные позиции. Поэт понимал, что поражение декабристов обусловливалось «ничтожностью. средств дворянских

Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием.

Образ и характеристика Ольги Лариной в романе «Евгений Онегин» Ольга — одна из главных героинь романа в стихах «Евгений Онегин». Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Деревня» и «.вновь я посетил.» В одном и другом стихотворениях описывается тот же пейзаж, и в обоих стихотворениях этот пейзаж рождает глубокие размышления у лирического героя. Стихотворение «Деревня» изобилует яркими эпитетами («пустынный, невидимый, лазурный, свободный»).

ПРОБЛЕМА НАРОДА И ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» В трагедии Поднимаются глубочайшие философские и Политические проблемы. Наравне с ними Пушкин рассматривает проблемы Нравственности и совести. Большое внимание А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и Власти, в своем произведении.

Гринев и Швабрин (3) (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)» (3) Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» воссоздает достоверную картину прошлого и является хитроумной маскировкой запретной темы и антиправительственной ее трактовки. Маскировка начинается.

Поэма Пушкина в прозе «Бахчисарайский фонтан» В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и.

Элементы сказки в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 1. Типичная для сказок композиция поэмы. 2. Волшебники и магия. Волшебные предметы. 3. Художественные приемы. Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. А. С. Пушкин Поэма А. С.

Историко литературное значение поэзии Пушкина Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с литературным движением его времени строились качественно неоднородно но десятилетиям: в 1810-е гг.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» Для меня А. С. Пушкин — самый любимый поэт. Пушкинская эпоха уходит от нас все дальше и дальше, но Пушкин от нас не отдаляется, наоборот, с годами он становится нам.

Сравнение двух героинь — сестер Татьяны и Ольги Пушкин вводит в роман двух героинь — сестер Татьяну и Ольгу. Но этот неуловимый образ тоненькой девочки, который возникает в воображении читателя — словно антипод младшей сестры Ольги, черты которой.

Сестры Ларины в романе «Евгений Онегин» Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта.

Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и, вместе с тем, так.

Образ Альбера в трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» Вот до чего меня доводит Отца родного скупость! И А. Пушкин. Скупой рыцарь В своих произведениях А. С. Пушкин создал целую? | галерею образов, покоряющих нас своим благородством,|| чистотой души.

Размышление о дружбе и любви А. С. Пушкин писал свой роман около восьми лет. Роман можно назвать энциклопедией того времени. В нем все: политика, быт, нравы, обычаи, мода, чем кормили в ресторанах, какие представления шли.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Природная лирика Пушкина » Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.» Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и.

Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило.» (Восприятие, истолкование, оценка.) Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя.

Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов» Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они.

Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего.

Живое отношение к современности в творчестве русских писателей XIX века Пушкин есть явление чрезвычайное. Н. В. Гоголь В. Белинский писал, что Евгений Онегин есть роман исторический. Он написан после событий тысяча восемьсот двадцать пятого года. Александр Сергеевич Пушкин жил судьбой.

Капитанская дочка Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения.

Верность идеалам «Вольности святой» в поэзии А. С. Пушкина (1) Восстание против царского режима передовых дворян-офицеров, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года, взбудоражило всю общественную жизнь России. Оно же явилось богатым источником вдохновения для А. С. Пушкина —.

Татьяна — героиня совести. Нравственные ценности Татьяны «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в истории литературы. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Александр Сергеевич всегда мечтал написать произведение, главными героями которого будут его современники. К.

Композиционные особенности повести » Капитанская дочка» 2 Капитанская дочка исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема.

Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Художественное своеобразие романа Велико и прекрасно поэтическое наследие Пушкина, и одно из центральных, если не самое главное, мест занимает в нем роман в стихах «Евгений Онегин». Особое значение романа для нас состоит в.

Гражданская лирика Пушкина Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А. С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литературе, делает упор либо на прозу, либо.

Борис Годунов 2 БОРИС ГОДУНОВ -герой трагедии А. С.Пушкина «Борис Годунов» (перв. редакция — 1825, последующие до 1830; первонач. названия — «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», «Комедия о настоящей беде.

Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») О, этот Швабрин превеликий Schelm. А. Пушкин. Капитанская дочка В своей исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличаю­щихся честностью, благородством, верностью гражданско­му и общественному долгу.

Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, как Зарема и Земфира из поэм «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы», нежные и.

Анализ 6 й главы (дуэль) романа Пушкина «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным в течение 8 лет. Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это.

Руслан РУСЛАН — герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1817-1820, пролог 1824-1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Р. заимствовано из лубочной сказки «О Еруслане Лазаревиче». Р. у Пушкина —.

Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава» МАЗЕПА — герой поэмы А. С.Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он.

Роман восхитительного юмора Единственный полновесный и законченный роман Пушкина, опубликованный при жизни, это Капитанская дочка (1836), история из времен Пугачевского бунта (восстания низших классов на востоке России в 1773 г.). Это школа Вальтера.

Судьба и образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Существенно в повести то, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в свое время при графе Минихе и, видимо, принужденный выйти в отставку после переворота 1762 года, —.

Сказочные элементы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 1. Волшебная сказка или поэма? 2. Приметы сказки в поэме. 3. Значение финала. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» — это первая.

Татьяна 3 «Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором А. С.Пушкин описал жизнь высшего света, дворянства и простого народа ( «энциклопедия русской жизни» ). Одной из главных героинь этого произведения является Татьяна.

Главный герой трагедии Пушкина «Борис Годунов» Русь конца XVI — начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем трагедии Пушкина. В то же время Пушкин стремится к исторической правде в обрисовке каждого.

Образ Владимира Дубровского (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (2) Главный герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» — молодой барин, образ которого показан в развитии. Перед нашими глазами проходит целый ряд событий из жизни Владимира Дубровского, и постепенно мы узнаем.

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

«Русская хандра» в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу.

Анализ восьмой главы романа «Евгений Онегин» План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну;.

Герои и проблематика одной из поэм А. С. Пушкина («Полтава») Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве «Полтава» представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой АЛушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия.

Сейчас вы читаете: Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности

О личности А. С. Пушкина -3. Сикорский И. А

Глава третья из большого эссе о Пушкине-человеке.

И. А. Сикорский о Пушкине-человеке.

Мы много знаем о Пушкине-поэте. Тысячи книг, статей и работ пушкинистов, подтверждающих его талант и гениальность! Это бесспорно…

Но феномен Пушкина изучали не только филологи-литературоведы.

В следующих главах мы познакомимся с работами психологов, психиатров и психотерапевтов о Пушкине и узнаем, что они говорят о природе гениальности Пушкина. Таких работ не так много.

Впервые рассмотреть личность Пушкина с психологической точки зрения и с учётом наследственности попытался известный русский психолог, антрополог, психиатр и педагог, д-р медицины, профессор кафедры нервных болезней Киевского университета – Сикорский Иван Алексеевич (1842- 1919).

В своих трудах, основываясь на антропологическом подходе, учёный предложил целостную теорию развития человека, рассмотрел общие закономерности психофизического развития и раскрыл понимание им психофизиологических основ личности. Он дал комплексное представление о функционировании человеческой психики в зависимости от деятельности нервной системы.

Различия в характерах людей Сикорский объяснял составными частями души и их комбинациями: ума, воли и чувства, «в зависимости от перевеса той или иной стороны души». Продуктивность гениальных людей он оценивал не только размерами и силой их умственных способностей, но и силой воли, которая определяет настойчивость и целеустремлённость человека.

В его трудах личность рассматривается в единстве познавательного, эмоционального, волевого и физического уровней.
Психические функции: восприятие, память, мышление, речь – представлены в постоянном сложном взаимодействии.
«Личность человека складывается из отдельных способностей и сторон души, возбуждаемых и направляемых впечатлениями, исходящими из внешнего мира, и другими впечатлениями, какие даются темпераментом и жизнью самого организма».

Свой взгляд на природу личности А. С. Пушкина … как доктор медицины и психолог Сикорский выразил в своей работе
«АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ПУШКИНА».

Мне кажется, этот труд заслуживает нашего внимания. На его отдельных тезисах остановимся подробно, конспективно.

«Появление на свет гениального человека не совершается экспромтом, – пишет Сикорский. – Происходит продолжительная и сложная подготовка к великому событию живой природы. Гениальность имеет много антропологических корней; в создании её участвуют многие, иногда чрезвычайно отдалённые биологические факторы».
«Путём биологического наследования передаются от предков потомкам не все качества, но некоторые; притом эта передача может охватывать то внешние формы телесной организации, в связи с темпераментом, то внутренние глубокие качества, в связи с характером человека и его умственными дарованиями». Это наблюдение применимо к нервно-психическим явлениям вообще.

«С точки зрения психической природы на Пушкине оправдывается психологический вывод психиатров о двойной наследственности – о получении некоторых внешних черт и инстинктов по руслу негритянской человечности и о передаче всех остальных, особенно высших, качеств по русскому руслу. В связи с этим, индивидуальные черты поэта объясняются из двух источников: Ганнибалов и Пушкиных».

Род Пушкиных – это старинный род, и это, как считает Сикорский, «имеет существенное биологическое значение».

Уже в конце XVI века при Иоанне Грозном Пушкины были заметным явлением, а при царе Алексее Михайловиче выпукло выступал Григорий Гаврилович Пушкин, память которого особенно ценил потомок-поэт.

В начале XVIII века, т.е., в период уже обозначившейся одарённости рода Пушкиных, последовало кровное родство Пушкиных с семейством Ибрагима Ганнибала:
Мария Алексеевна Пушкина, впоследствии бабушка великого поэта, вышла замуж за Осипа Ибрагимовича (Абрамовича).
От этого брака родилась дочь Надежда Ганнибал, впоследствии – мать поэта в браке с Сергеем Львовичем Пушкиным.
Таким образом, поэт произошёл от смешанного брака.

Сикорский придавал наследственности огромное значение.
«В вопросах антропологической и психологической генеалогии на первом плане стоят вопросы антропологические», – утверждает Сикорский.

Мать Пушкина – Надежда Осиповна, «живой продукт родства Пушкиных с Ганнибалами, первый антропологический представитель смешанного потомства, вышла привлекательной русской девушкой с незначительными и слабо выраженными негритянскими чертами и со всей биологической пикантностью свежей оригинальной редакции природы. Она была типической креолкой по цвету своей кожи и другим физическим признакам и отличалась всеми типичными чертами белой расы: нежным носом, тонкими ноздрями, тонкими губами, изящным ртом и нежной гармонической мускулатурой лица.

Для её потомства особенно важным представилось то, что её мужем и отцом поэта оказался представитель рода Пушкиных же, Сергей Львович Пушкин, потомок испытанного жизнью рода. Через него Пушкины снова породнились с Ганнибалами, т.е., последовала вторичная биологическая прививка Пушкинской крови к смешанному уже Пушкинско-Ганнибальскому роду. Это дало новый сильный подъём Пушкинским творческим силам за счёт Ганнибалов. В этом пункте генеалогия Пушкина полна высокого интереса.

Как сказалось на душевном складе поэта его смешанное происхождение от двух рас? Как объединены и согласованы разнородные составные элементы характера?
Какова была наружность поэта? Каков был темперамент?

Ответ на эти вопросы не представляет особых затруднений по той причине, что поэт отличался экспансивностью своего характера и прямодушием. Главные пункты и верхи своего самочувствия он выражал не только в интимных кругах и частной переписке, но даже в своих поэтических произведениях.

Читайте также:
Путешествие Онегина: сочинение

Именно мать дала своему гениальному сыну «ту антропологическую универсальность, которая так заметно выделяет его. Все черты своей внешности поэт получил от Ганнибалов. Наружность поэта, отступая от типа рода Пушкиных (особенно отца), во многом соответствует негритянскому типу, который представлен даже решительнее, нежели у его матери. Почти все главнейшие признаки этого типа налицо: малый рост, широкие брови, ноздри, открывающиеся наружу, а не вниз (портрет худ. Тропинина), смуглое лицо, толстые губы, крупный подбородок, широкое отверстие рта, несмотря на сильную волю поэта и на редкое самообладание. Но в то же время поэт обладает светлыми глазами – что составляет самую яркую черту белой расы».

Индивидуальные черты поэта, его внутренние (психические) качества объясняются также из двух источников.
Необузданность его природы, внезапная порывистость его решений и действий (проявления «гениального безрассудства»), разгул, бурные инстинкты с ухаживаниями, пиршествами, ссорами, дуэлями – всё это дань чёрному расовому корню. Сюда же относятся и те «увлечения», которые поэт называет «порочными заблуждениями» и воспоминание о которых уже в двадцатилетнем юноше-поэте вызывает ясную, глубокую, зрелую реакцию и мотивированное сожаление о том, что для этих «заблуждений» он «жертвовал: собою, своим покоем, славою, свободой и душой» («Погасло дневное светило»).
“Это, чуждое благородному духу, дикое инстинктивное начало, всецело несоизмеримое с его художественной натурой, полностью охватывало его по временам, как чуждая необузданная сила крови”.
Вместе с тем, «африканское начало в крови и нервах великого поэта, наделив его дико-инстинктивными качествами, одарило его (в психическом единении с элементами белого начала) многоценным даром – острой наблюдательностью, какая была присуща поэту.
Наблюдательность эта физиологически вытекала из живости и быстроты движений, из той психо-рефлекторной остроты органических реакций, которая делала поэта неутомимым ходоком, пловцом, лихим кавалеристом, гимнастом и фехтовальщиком. Ко всем этим художествам он имел природную склонность. Всё остальное, внесённое природой в душу Пушкина помимо африканских даров, относится к старинному дворянскому роду Пушкиных.

А. С. Пушкин, интересовавшийся своей генеалогией, называет себя шестисотлетним дворянином (А. А. Бестужеву, апрель 1825) и даже старее (ему же, дек. 1825). Уже один этот долгий срок сам по себе указывает на здоровье нервной системы, на биологическую устойчивость рода. Род не выродился, не исчез: он не только выжил, но и сохранил незыблемыми свои физиологические и духовные качества.
Особенно важно то, что род Пушкиных с отдалённых времён (от времени Александра Невского) отличался личными и общественными добродетелями своих членов, и это стало биологической традицией, записанной в крови и нервах.

В талантливом роде Пушкиных строго соблюдалась трезвая программа жизни, передаваясь от поколения к поколению в течение шести столетий, она стала, наконец, унаследованной семейно-традиционной практикой и тем получила свою биологическую прочность – ту прочность и устойчивость, которая стала наследственным ценным прародительским даром.
В своём лирическом произведении «Моя родословная» Пушкин с гордостью указывает на своё старинное русское происхождение и затем рисует родовые психические достоинства Пушкиных: талантливость и независимость духа. «Из нас, – говорит он, – был славен не один, но дух упрямства нам всем подгадил».
По характеристике поэта, все Пушкины, включая в это число и его самого, за весь длинный срок многовекового существования были талантливы, независимы, стойки до неукротимости, будучи в то же время носителями и передатчиками нравственной безукоризненности и чистоты.

«С какою дикою, стихийной лёгкостью и удальством Пушкин плавал и фехтовал, с такою же лёгкостью и тонкостью он схватывал все, даже самые мимолетные, впечатления.
Как ласточка неподражаема в своём искусстве на лету схватить мошку, так Пушкин поражает удивительным даром тонкого восприятия впечатлений, внешних и внутренних. Здесь дело идёт не о быстроте движения органов чувств – глаза, уха, а о быстроте и совершенстве психических или, вернее, психофизических процессов восприятия. Не мышечная или физическая работа играет здесь роль, но психо-рефлекторная и душевная».
«Вовсе не глаз и ухо, а психорефлекс и психизм, связанный с ухом, глазом, с рукой, решают главные вопросы восприятия впечатлений. Встреча с внешним миром, захват впечатления и восприятие его (как выражаются психологи) – является важнейшей системой психофизических процедур».

Какие созидательные начала были заложены в антропологическом составе и нервно-психической организации Пушкина?
Прежде всего, – ум! «В Пушкине поражает величайший орган мысли, вложенной в неуклюжий и некрасивый африканский футляр. В типическом негритянском черепе и теле содержался мозг самого высокого качества, свойственный наиболее развитым представителям человеческого рода».
Мозговая деятельность отличалась у Пушкина феноменальной остротой и силой, именно благодаря выгодной комбинации факторов смешанной наследственности.
«С особенной очевидностью выступает одна сторона душевного строя Пушкина – это острейшая способность восприятия, соединённая с такой же острейшей памятью», – пишет Сикорский.

Когда Пушкин получал какое-либо впечатление (видел, слышал что-нибудь и т. п.), это сопровождалось у него различными воспоминаниями, имеющими известное, иногда весьма отдалённое отношение к впечатлению. Это, конечно, обыкновенное психологическое явление, свойственное всем людям: впечатления всегда влекут за собою воспоминания, и в этом, собственно, и состоит целостный акт восприятия. Но размеры и степень таких воспоминаний могут быть далеко неодинаковы у разных людей. Иной раз, воспоминаний так мало, что впечатление остаётся почти одиноким и падает на дно души, чтобы там утонуть навеки или, по крайней мере, на долгий срок. В другой раз воспоминаний больше, но воспоминания эти так рыхло связаны между собой, что субъект подчас даже удивляется, почему вспомнилась такая-то и такая-то вещь или факт.

Не таков был ум Пушкина.

«У него всякое упавшее в душу впечатление вызывало такую массу воспоминаний, как почти ни у кого из известных писателей, и в этом отношении Пушкин, вероятно, превосходит даже Шекспира, который остаётся недосягаемым гением другими сторонами своего великого духа.
Если мы представим себе мыслительный орган человека, как некий водоём (идея американского психолога Джемса), в который брошен камешек, то вызванные этим волны будут изображать процесс воспоминаний. После некоторого движения волны обыкновенно стихают, постепенно становясь шире, дальше и слабее.
Пушкин обладал психическим океаном, составленным из такой чуткой, эфирной, подвижной массы, что брошенное впечатление волновало у него всю эту неизмеримую массу ума вширь, вглубь, вдаль, вызывая неисчислимое количество умственных образов к услугам его творческого духа. В качестве воспоминаний всплывали не только образы мысли, но образы чувства и горы волевых усилий. По самому незначительному поводу весь необъятный океан Пушкинской души приходил в движение, начиная от вершин психизма и до нижних слоёв и самых глубин. Всё оживлялось и приносилось в лабораторию творческо-мыслительной работы.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Мыслительные волны в душе Пушкина каждый раз распространяются далеко, не ослабевая и не погасая на пути. Оттого все воспоминания у него всегда сочны, эффектны и дышат поражающей свежестью и новизной. Довольно прочесть первые тридцать строк Руслана и Людмилы, чтобы убедиться в ясности, блеске и простоте потока мысленных образцов поэта и в свободе, с которой отдельные образы идут один за другим. как будто мозг поэта какой-то идеальный аппарат, в котором незаметны усилия, нет задержек, нет трений и работного напряжения. При таких условиях подбор рифм не затруднён и натяжек не видно. Поэт не только передаёт то, что стоит впереди по ходу его мысли, но и то, что по сторонам или где-нибудь вдалеке. Оттого течение мыслей у него хотя и вполне естественно, но всякий раз неожиданно и потому поражает всякого, кто читает его стихи, его прозу, его письма или записки».

Физиологическая и экспериментальная психология придавала и придаёт величайшее значение процессу восприятия, которое активно воздействует на все органы чувств человека.
“У Пушкина восприятие внешнего и внутреннего мира носило свойства такой художественно тонкой работы, которую смело можно сравнить с работой сейсмографа, учитывающего землетрясение за десятки тысяч вёрст дальности”.

“Система внутренних восприятий требует ещё большей физиологической тонкости нервных механизмов, чем восприятия внешние, и примеры, заимствованные из этой области, ещё разительнее выставляют на вид изумительную тонкость и точность физиологических механизмов мозга этого гениального человека.
Аппараты восприятия и самый механизм их работы представляются настолько феноменальными у Пушкина, что ему необходимо дать первое место в человечестве как носителю мозгового аппарата, стоящего вне конкурса.
По своим дарованиям Пушкин стоит наряду с Шекспиром и автором Илиады; он умер раньше полного расцвета своих титанических духовных сил!”

«Такие достоинства и такая сложность душевной жизни достигается непрерывными и неусыпными нравственными усилиями рода.
Он плоть от плоти и нервная клеточка от нервной клеточки своего Пушкинского рода. Африканский аромат, прибавленный к Пушкинскому составу, только придал огня и пикантности этому нравственно-незыблемому составу, сыграв при этом роль служебного, а не зиждительного начала».

Пушкина воспринимали, прежде всего, как великого эстета слова, блестящего представителя изящной, плавной, лёгкой, свободной, мастерской речи. “Наивно думали, что речь идёт о блеске и достоинствах формы, а не о богатстве и полноте содержания. В великом человеке не усматривали, или, по крайней мере, не оценивали возвышенной художественной постройки психического органа, которая, сама по себе, делала Пушкина беспримерным, по художественности, правильности и полноте, произведением природы».

Не одна только у него речь художественна, “художествен у него весь душевный состав и склад. Он не только красиво говорит и пишет, он чрезвычайно широко и полно чувствует, ярко и отчётливо мыслит, силён своею волей; и все эти отдельные стороны его душевного склада необыкновенно гармонически между собою согласованы, давая тем иллюзию какой-то естественной лёгкости и свободности или отсутствия усилий”.

«Усовершенствованные и художественно обработанные природные дары его души ярко выступали и отличались феноменальной остротой и силой, благодаря выгодной комбинации факторов смешанной наследственности, содействующей той универсальности духа, какая является отличительной чертой гениальных людей».

Силой своей гениальной интуиции и ума Пушкин проникал в тайны прошлого и грядущего и находил верное решение в самых сложных вопросах. Эта способность его росла с каждым днём, с каждым годом. “Если бы судьба подарила ему ещё 15-20 лет жизни, то вся последующая судьба России могла бы стать иной, ибо гений Пушкина безошибочно различал верный путь там, где остальные только беспомощно топтались или шли по неверному пути.
Ни один из тех, кого девятнадцатый век считал великими, не мог сравниться с Пушкиным в гармонии таланта и личности”, – так писал Сикорский.

Избранная профессия осветила гениальную индивидуальность поэта с художественно-литературной стороны, оставив в меньшем свете или в тени его личность с психологической стороны. В этом отношении существует крупный пробел в изучении Пушкина.

Его индивидуальность достойна глубокого анализа, как самое редкостное биологическое явление. Исследование Пушкина только как поэта и писателя суживало бы рамки.

Заканчивая знакомство читателя с работой Сикорского, нужно сказать, что автор со всей полнотой раскрыл психические свойства одарённой натуры Пушкина, связывая его гениальность со смешанной наследственностью и врождёнными задатками и способностями, которые, развиваясь и укрепляясь, превратились в поэтический талант, благодаря его пытливому уму, работоспособности, интуиции и волевым качествам.

Сикорский рассматривает личность в единстве познавательного, эмоционального, волевого и физического уровней.

Сочинение по творчеству Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад в русскую и мировую литературу. Наверное, нет таких людей, которые бы не слышали о творчестве Пушкина. Всем с детства знакомы персонажи Александра Сергеевича, такие как: царь Додон; бедный рыбак и золотая рыбка; князь Гвидон и другие. В произведениях классика добро всегда побеждает зло, они наполнены глубоким смыслом и красотой. Русская народная пословица говорит о том, что «сказка ложь, да в ней намек». Об этом нас учат и произведения писателя, в которых он всегда пытался донести до своего читается, что не следует давать обещаний, которых невозможно выполнить. Соблазнов вокруг много, но не стоит их ставить выше родных, друзей и родины. Богатство и волшебство не приведут к счастью, а вот доброта всегда будет вознаграждена.

Читайте также:
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

Все творения Пушкина представлены в абсолютной художественной форме и заставляют верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они проникнуты народным духом, гуманизмом и человеческим отношением к окружающим.

Отдельно надо сказать о стихах Пушкина, в которых достаточно изящно и тонко отражены красота и великолепие того мира, в котором он жил. Стихотворения переполнены нежностью, искренностью и сопереживанием к описанным поэтом героям. Читая стихи Пушкина начинаешь переживать вместе с персонажами произведений, волнуя свою душу трепетными словами автора, которые полны любви, света и спокойствия. Одним из моих любимых стихотворений является – «Зимний вечер». Это произведение, как все гениальное – просто. Не каждый может в такой грациозной форме передать любовь автора к своей няне. В стихал чувствуется и отношение поэта к окружающей его природе. Во всех произведениях Пушкин ее воспевает и упивается ею, описывая простыми и доступными словами, которые делают лирику незабываемой. Читая описания природы автора можно почувствовать грусть или радость, которая присутствовала в душе поэта, когда он творил эти строки.

Следует отметить, что в мировую культуру классик также внес неоценимый вклад. Только гениальные люди могут так оригинально выразить все национальные особенности русской культуры, не стыдясь при этом своей родины. Пушкин, сочувствовал декабристам и тема свободы и независимости, была в его творчестве не на последнем месте. Переживая за родную отчизну писатель создал оду “Вольность», в которой описал судьбу простого русского народа.

Творчество по этапам

Наверное, не существует в России человека, не знакомого с творчеством Пушкина. Его гениальность распространилась и за границу, многие люди высоко оценивают его произведения, считая Александра Сергеевича – лучшим российским писателем и поэтом. Однако не многие знают путь его творческих побед.

Творчество писателя можно разделить на несколько периодов. Первый период – лицейские годы. В это время мальчик только начинает писать стихи, он пишет о своих лицейских друзьях, им же и читает свои творения. Следующий период – петербургский, в это время Пушкин уже начинает формироваться как писатель, создаёт более осмысленные произведения. Ещё один важный период был у Пушкина во время ссылки на юг. Там он знакомится с восточной культурой и пишет такие известные произведения как «Цыганы» и «Кавказский пленник». Эти рассказы отразили мятежные настроения тогдашней дворянской молодёжи.

После ссылки писатель живёт в Одессе, где и начинает создавать первые главы «Евгения Онегина».

Следующий период – период села Михайловское. Именно там рождаются «Русалка» и «Борис Годунов. Однако, самый важный период – болдинский. Переехав почти в конце жизни в село Болдино, Пушкин успокаивается и жадно начинает писать. Это самый продуктивный и серьёзный период в его жизни. Он пишет там такие пьесы как «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также дописывает «Евгения Онегина».

Творчество Пушкина многогранно. В своих произведениях писатель затрагивает очень много разных тем, но основные – это тема поэта и поэзии, любви, свободы, дружбы и родины. Именно этим вещам Александр Сергеевич придаёт очень большое значение. Поэта он считает пророком, несущим свет и знания, что видно в одноимённом стихотворении, друзей очень любит и уважает, как и женщин, коих в его жизни было много, а свобода и вовсе является для поэта главной ценностью. Он готов на всё, чтобы достичь её и помочь вырваться из оков другим людям. Писатель поддерживает декабристов, многие его стихотворения полны бунтарского духа и желаний что-то изменить.

Итак, творчество Пушкина – это огромная ценность. Именно его романы, рассказы, сказки сопровождают российского человека на протяжении всей жизни. В своих произведениях писатель затрагивает вечные темы, что позволяет сделать вывод о том, что его творения имеют воспитательную функцию.

Также читают:

Картинка к сочинению По творчеству Пушкина

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой прозаический очерк, отличающийся реалистичностью, подлинностью повествовательного сюжета, опирающегося на факты из реальной действительности.

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя

В своём произведении Пушкин изображает передовую часть дворянской молодёжи, их искания и устремления. Это – главный герой романа Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский.

Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек.

орький Максим – великий русский писатель, который подарил миру множество интересных произведений, таких, как «На дне», «Детство», а также такого персонажа как Старуха Изергиль. Многие люди любят его творчество, но не все из них знают о самом писателе.

Сочинение на тему Чем примечательна личность Пушкина. Помогите пожалуйста!!

В своей речи о Пушкине Достоевский зафиксировал и всеобъемлющий характер влияния Пушкина, и тот факт, что эта его роль далеко выходит за рамки собственно литературных достижений поэта: «Положительно можно сказать: не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов. По крайней мере, не проявились бы они в такой силе и с такой ясностью, несмотря даже на великие их дарования, в какой удалось им выразиться впоследствии, уже в наши дни. Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве: не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов»
Еще при жизни Пушкин был увенчан титулом «Протея» . Сам по себе этот образ, будучи формулой высшей похвалы, еще не заключал в себе чего-либо исключительного. Для романтической традиции 1820-1830-х годов протеизм символизировал всеобъемлющую и гармоничную, «органическую» художественную гениальность — свойство, высшим воплощением которого в мировом пантеоне выступали Данте, Шекспир, Гете. На русской почве Пушкин унаследовал данный титул от Карамзина, который в свое время был им увенчан как за «гибкость» его слога, так и за разнообразие форм его творческой деятельности:
И слог его, уступчивой и гибкой,
Живой Протей, все измененья брал.
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». (Н. В. Гоголь)
Гоголь был первым русским писателем мирового масштаба, творчество которого протекало уже в этих новых условиях; но Пушкин оказался той фигурой, в которой с наибольшей полнотой и мощью воплотился сам акт слияния русской литературы (и культуры в целом) с европейским миром. В этой его миссии соединились в уникальной комбинации как некоторые характерные черты творческой личности Пушкина, так и особенности того времени, в которое происходило его личностное и творческое развитие.
Первый русский национальный поэт, родоначальник русской литературы, сумевший ввести отечественную словесность в семью наиболее развитых европейских литератур, Пушкин, как никто другой, обладал гениальным уменьем творчески перерабатывать все лучшее в предыдущей традиции, оригинально и самобытно его «переплавлять» и превращать «чужое» в «свое» . При этом сам он придавал традиции высокое и серьезное значение. В одной из своих рецензий для «Современника» Пушкин писал: «Талант неволен, и его подражание не есть постыдное похищение – признак умственной скудности, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения, – или чувство в смирении своем еще более возвышенное: желание изучить свой образец и дать ему вторичную жизнь» .

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

В своей речи о Пушкине Достоевский зафиксировал и всеобъемлющий характер влияния Пушкина, и тот факт, что эта его роль далеко выходит за рамки собственно литературных достижений поэта: «Положительно можно сказать: не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов. По крайней мере, не проявились бы они в такой силе и с такой ясностью, несмотря даже на великие их дарования, в какой удалось им выразиться впоследствии, уже в наши дни. Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве: не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов»
Еще при жизни Пушкин был увенчан титулом «Протея» . Сам по себе этот образ, будучи формулой высшей похвалы, еще не заключал в себе чего-либо исключительного. Для романтической традиции 1820-1830-х годов протеизм символизировал всеобъемлющую и гармоничную, «органическую» художественную гениальность — свойство, высшим воплощением которого в мировом пантеоне выступали Данте, Шекспир, Гете. На русской почве Пушкин унаследовал данный титул от Карамзина, который в свое время был им увенчан как за «гибкость» его слога, так и за разнообразие форм его творческой деятельности:
И слог его, уступчивой и гибкой,
Живой Протей, все измененья брал.
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». (Н. В. Гоголь)
Гоголь был первым русским писателем мирового масштаба, творчество которого протекало уже в этих новых условиях; но Пушкин оказался той фигурой, в которой с наибольшей полнотой и мощью воплотился сам акт слияния русской литературы (и культуры в целом) с европейским миром. В этой его миссии соединились в уникальной комбинации как некоторые характерные черты творческой личности Пушкина, так и особенности того времени, в которое происходило его личностное и творческое развитие.
Первый русский национальный поэт, родоначальник русской литературы, сумевший ввести отечественную словесность в семью наиболее развитых европейских литератур, Пушкин, как никто другой, обладал гениальным уменьем творчески перерабатывать все лучшее в предыдущей традиции, оригинально и самобытно его «переплавлять» и превращать «чужое» в «свое» . При этом сам он придавал традиции высокое и серьезное значение. В одной из своих рецензий для «Современника» Пушкин писал: «Талант неволен, и его подражание не есть постыдное похищение – признак умственной скудности, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения, – или чувство в смирении своем еще более возвышенное: желание изучить свой образец и дать ему вторичную жизнь» .

Дерзкий, некрасивый, обворожительный: каким на самом деле был Пушкин

6 июня исполняется ровно 220 лет со дня рождения Александра Пушкина. В общих чертах биографию поэта знает, наверное, большинство жителей России: Арина Родионовна, Царскосельский лицей, ссылка, Михайловское, Наталья Гончарова, дуэль, смерть в 37 лет. Мы расскажем некоторые факты о Пушкине, которые вряд ли можно встретить в школьной программе.

Бестактный и дерзкий

Один из ценных источников, рассказывающих о юности поэта, – «Записки о Пушкине», которые оставил его лучший друг Иван Пущин. Вот что он вспоминал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он играл какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые иногда не ускользают в школьных сношениях. В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…».

Читайте также:
Белинский о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Во время жизни в Лицее предметом для эпиграмм Пушкина часто становился его товарищ Вильгельм Кюхельбекер. Александр Сергеевич умудрился довести друга и до дуэли, и до попытки самоубийства. Дело в том, что Кюхельбекер увлекался стихосложением, но не блистал. Однажды Пушкин, лежа в лазарете, позвал друзей послушать «Пирующих студентов». Одним из самых внимательных слушателей был Кюхельбекер, для которого последние строки стихотворения стали полной неожиданностью: «Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее». Обиженный Кюхля отправился топиться в пруд, откуда его выудил дядька (должность вроде завхоза возле лицеистов). После этого в журнале «Лицейский мудрец» появилась карикатура: из пруда торчит длинный нос Кюхельбекера.

В юности Пушкин был постоянно весел и беспечен, любил устраивать шалости и вращаться в светском кругу. Ненадежный и эксцентричный его характер стал причиной, по которой Пушкин, в отличие от многих своих друзей, не стал декабристом. «Подвижность пылкого его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня», – писал Пущин, который так и не решился пригласить друга в тайное общество.

Лицейский товарищ Пушкина Сергей Комовский вспоминал: «Пушкин любил приносить жертвы Бахусу и Венере» – волочился за хорошенькими актрисами графа Толстого, причем проявлялись в нем вся пылкость и сладострастие африканской природы. Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна».

Некрасивый, но обворожительный

Александр Сергеевич был невысокого роста (166 сантиметров), худощав, голубоглаз, носил длинные ногти и копну курчавых волос, знаменитые бакенбарды появились во время ссылки. В воспоминаниях современников он предстает как некрасивый человек, который при этом был настолько остроумен и энергичен, что мог заполучить самых красивых женщин. Так и жена Пушкина Наталья Гончарова считалась в свете одной из первых красавиц – кстати, Наталья Николаевна была на 10 сантиметров выше своего мужа, из-за чего Пушкин комплексовал и предпочитал на балах рядом с ней не находиться.

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив… Редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь, близком его душе. О поэзии и литературе Пушкин говорить вообще не любил, а с женщинами никогда ни касался до сего предмета», – писал его брат Лев Пушкин.

Одна из барышень, которыми восхищался Пушкин, Анна Оленина, оставила следующие воспоминания: «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост».

Еще одной музой Пушкина была Дарья Федоровна Фикельмон, внучка фельдмаршала Кутозова, славившаяся умом, образованностью, увлекшая даже императора Александра I. Пушкин часто бывал в ее доме на Дворцовой набережной, который стал прототипом дома в «Пиковой даме», посвящал Долли стихи. Долли же отмечала: «Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде. Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться».

Фото: wikipedia.org/ Орест Кипренский «Портрет поэта А.С. Пушкина», 1827

Страстный и грубый

Не секрет, что Пушкин вел свой донжуанский список, в который в два столбца вписывал имена женщин. В первом столбце, как полагают исследователи, были женщины, которых поэт любил, во втором – которыми увлекался. Сам Александр Сергеевич признавался, что жена Наталья Гончарова стала его 113-й любовью. Среди барышень второго столбца можно обнаружить несколько Анн. Исследователи считают, что одна из них – Анна Керн. Если кратко, Керн была дворянкой из состоятельной семьи, когда ей исполнилось 17 лет, отец выдал ее за 52-летнего генерала, который был ей противен, и через некоторое время у нее начали появляться любовники. В конце концов, Анна оставила своего мужа, став отверженной в светском обществе (помните, как в «Анне Карениной»), что не мешало ей иметь многочисленные связи с мужчинами. Одним из таких мужчин был и Пушкин.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин А. С. Пушкина: сочинение

Эта связь и сохранившиеся письма – яркий пример того, как мог меняться тон поэта по отношению к женщине до и после факта соблазнения. Пока Пушкин был очарован и увлечен Анной, он посвятил ей стихотворение про «мимолетное видение» и «гений чистой красоты». Однако после Пушкин называл ее «наша вавилонская блудница Анна Петровна», а в письме к Наталье Николаевне Гончаровой, уже через много лет, когда Керн с мужем жила в нищете и подрабатывала переводами, поэт писал: «Ты мне переслала записку от M-me Kern; Дура вздумала переводить Занда и просит, чтоб я сосводничал ее со Смирдиным. Черт побери их обоих! Я поручил Анне Николаевне отвечать ей за меня, что если перевод ее будет так же верен, как она сама верный список с M-me Sand, то успех ее несомнителен, а что со Смирдиным дела я никакого не имею».

Анна Петровна прожила намного дольше Пушкина. В 36 лет она вышла замуж за 16-летнего троюродного брата, и союз их был нерушим до конца жизни. Сначала умер муж, через полгода не стало самой Анны Керн, ей было 79 лет. Так вот, существует легенда, что гроб Керн, который везли на кладбище, на Тверском тракте встретился с памятником Пушкину, который везли в Москву. Именно этой встрече посвящена «Баллада о чудном мгновении» Павла Антокольского: «…Так метель обвенчала нежно и грозно/ Смертный прах старухи с бессмертной бронзой/ Двух любовников страстных, отпылавших розно/ Что простились рано, а встретились поздно».

Фото: wikipedia.org/ предполагаемый портрет Анны Керн работы Акима Арефова-Багаева, 1840-е гг. (По другой атрибуции здесь изображена Анна Бегичева, дочь И.М. Бегичева).

Кумир Гоголя

Николай Гоголь боготворил Пушкина. Учась в Полтавской гимназии, он зачитывался его произведениями, разлетавшимися в то время уже по всей стране. Преподавателем литературы в гимназии был некий П.И. Никольский, уважавший поэтов прошлого века и невзлюбивший Жуковского, Пушкина и Батюшкова. «Чтобы хоть как-то отыграться за своих кумиров, Николай Гоголь подверг своего учителя П И. Никольского публичному осмеянию, – пишет Анри Труайя в биографической книге «Николай Гоголь». – Передразнивая преподавателя, он стал цитировать одно из своих наиболее любимых произведений «Пророк». Читая так, словно он и есть Никольский, Николай Гоголь состроил гримасы и, войдя в раж, критиковал каждую отдельную строчку. Без тени смущения он важно декларировал с кафедры: «Значит, ты считаешь, что Пушкин не мог писать неподобающе? Так вот же доказательство тому, что я говорил!» И продолжал попрекать Пушкина за «невозвышенность» в мышлении и «тривиальность» языка».

Переехав в Петербург, Гоголь набрался смелости и отправился с визитом к Пушкину: «Подойдя к дверям его дома, Николай Гоголь сразу оробел. Тогда он решил заглянуть в кондитерскую и выпить там рюмочку ликера для храбрости. После этого он решается пойти на приступ. На звонок вышел лакей. Открыв дверь, он сказал, что хозяин не может его принять. «Он отдыхает», – сказал слуга. «Ну, конечно же, Пушкин работал всю ночь!», – нервно пробормотал Николай Гоголь. «Ну, как же! – пробубнил слуга. – Они всю ночь играли в карты!»

Наконец, судьба свела их на одном из светских вечеров. Пушкин оценил талант своего юного поклонника, и между ними даже завязалась дружба. «Как Пушкин добр, он занимается приручением строптивого хохла», – писала в своем дневнике их общая знакомая, светская львица Александра Осиповна Россет. Когда Александра Осиповна решила пожурить Гоголя за то, что тот всегда появляется унылым «в виде нездорового солнца», Пушкин со свойственным ему остроумием ответил, что лето на севере – это карикатура зимы на юге.

Пушкин не раз дарил Гоголю идеи произведений. Так появился замысел «Мертвых душ». Пушкин рассказал, что подобный случай произошел неподалеку от Михайловского: некий мошенник, воспользовавшись тем, что многие крестьяне умирали между официальными переписями, выкупил за бесценок души покойных и заложил их по высокой цене в Земельный Кредит, предоставив акт о передаче имущества. Пушкин сам подумывал написать об этом, но отдал идею пришедшему в восторг Гоголю. Еще один сюжет, который подарил Гоголю Пушкин, лег в основу «Ревизора». Подобное произошло с директором журнала Павлом Свиньиным, которого приняли за ревизора в Бессарабии. «Попав в объятия семьи губернатора, он стал строить из себя важное лицо, ухаживать за дамами, раздавать обещания, принимать жалобы и прошения. Аналогичный случай случился и с самим Пушкиным в августе 1833 года, когда он находился проездом в Нижнем Новгороде. Губернатору этого города тут же сообщили, что он якобы прибыл к ним с секретной миссией», – пишет Труайя.

Пушкин и Гоголь плодотворно общались до смерти поэта, которая стала для «строптивого хохла» ударом, застав его в Италии во время карнавала. «Никакой вести хуже нельзя было получить из России, – писал Гоголь Петру Плетневу. – Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы. Тайный трепет невкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: