Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.: сочинение

Образ поэта-пророка в лирике Александра Пушкина и Михаила Лермонтова

Пушкин и Лермонтов. Два великих русских поэта. Они смогли достичь высочайших вершин в творчестве, и всё потому, что их произведения являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново. Величие этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных. Это о них сказал Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт». И это ,действительно, так. Судьба и творчество русского поэта были неразрывно связаны с жизнью общества, с его нравственными и духовными интересами. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. А тема «поэта – гражданина», «поэта – пророка» приобрела такую обобщённость и глубину, что навсегда вошла в самое существо наших суждений о поэте и его жизненной позиции. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все вечевые колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия.

Образ поэта – пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Его идеал – человек, одарённый «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордое чело», ничего не страшащийся. Именно о таком поэте он говорил в своём стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины. В основу своего произведения Пушкин положил образ библейского пророка – проповедника правды и беспощадного обличителя грехов и беззаконий власти, некоторые мотивы поэт взял из книги самого пламенного и вдохновенного из пророков, Исайи, погибшего мучительной смертью. Величественно – торжественно передаёт Пушкин приход высшего знания к пророку:

Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,-
И их наполнил шум и звон…

Чувствам пророка стало подвластно всё, он научился проникать в суть явлений, в глубь событий. Но чтобы получить эти знания, человеку пришлось принести себя в жертву. Только через мучения, через страдания он превратился в пророка:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Стихотворение Пушкин закончил призывом, в котором выразил назначение поэта и поэзии:

И бога глас ко мне воззвал:
« Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Русская поэзия после Пушкина не только продолжала развивать его идеи, но и вступила с ним в спор. Если Пушкин – это мера, гармония, то Лермонтов – безмерность, диссонанс. Белинский, сравнивая этих двух поэтов, предлагал не упускать из виду то обстоятельство, что Лермонтов – «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно она сформировала мировоззрение молодого наследника пушкинской славы. Его учителю довелось испытать горечь непонимания, часто голос великого поэта звучал как глас вопиющего в пустыне. Пушкинский поэт – пророк не всегда бывал понятен окружающим. Но поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура явно трагическая. Его гибель в мире зла неминуема. Лермонтов жил в то время, когда за правду платили жизнью. Поэтому знаменитое стихотворение «Смерть поэта», возвестившее России о гибели Пушкина и о рождении Лермонтова, было воззванием к народу подняться за свою «честь», за свою «гордость», за свою «свободу», за «сердце вольное», за «дивный гений» своего поэта. В гении поэта – гений народа. Восстание поэта «против мнений света» было прообразом великих битв, которые будет вести народ за своё собственное освобождение. И не случайно стихотворение, начинающееся словами «Погиб поэт», заканчивалось пророческим предсказанием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!…
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Время всё расставит по своим местам, и все получат по заслугам:
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его идей. В слове поэта он тоже видел оружие битвы. И у него, как и у Пушкина, в стихотворении «Поэт» появляется образ карающего кинжала. Поэзия – кинжал, излюбленная лермонтовская параллель. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. И в ту негероическую эпоху поэзия стала просто безделицей, наподобие кинжала, украшающего стену.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Эта жалкая роль недостойна того, кто зажигал сердца людей, пробуждал мысли. В прошлом стих «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но гордый язык пушкинской поэзии был предпочтён «блёсткам и обманам». Для Лермонтова это трагедия. И в заключительной строфе «Поэта» мы слышим его вопрос- призыв:

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны: сочинение

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда , на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?…

Да, пушкинский пророк никогда не был осмеянным, у Лермонтова же он совсем другой. Подхватывая тему пророчества, начатую Пушкиным, Михаил Юрьевич развивает её уже с учётом жизненного опыта своего поколения. Его стихотворение тоже названо «Пророк». Пушкин в своём произведении наметил путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов же показывает отдалённые последствия этого шага.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка, –

этим моментом завершается стихотворение Пушкина. А для лермонтовского героя это становится началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступает на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне. Лишь звери, птицы, звёзды слушают пророка. Глухи только люди. Через шумный город пробирается пророк торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми и насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова видна и в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание чисто человеческие черты:

Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Его стихотворение глубоко пессимистично. Время требует свои коррективы, и поэт вносит их, своеобразным образом продолжая трактовать тему, начатую Пушкиным.

Итак, можно смело считать Лермонтова хранителем и продолжателем возвышенных идеалов пушкинской поэзии. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк»

Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю. Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы. Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов.

Жанр, размер, композиция

«Пророк» А. С. Пушкина, созданный в 1826 году, является лирическим стихотворением по жанровому определению. В центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

Стихотворный размер пушкинского «Пророка» — четырехстопный ямб. Безударный слог сменяется ударным при четырех повторениях – это и есть избранный поэтом размер. Данный критерий анализа снова обнаруживает схожесть между лермонтовским и пушкинским «Пророками»: М. Ю. Лермонтов также использует 4-стопный ямб.

Несмотря на то, что А. С. Пушкин повествуют о судьбе пророка последовательно (линейная композиция), здесь появляются яркие черты кольцевой композиции. Сначала герой видит «шестикрылого серафима», который открывает ему правду, ранее неведомую. К концу же стихотворения путник снова встречается с потусторонней силой – богом, диктующим ему свою волю. Иначе у М. Ю. Лермонтова: всеведущий пророк оказывается изгнанным из общества. Линейная композиция способствует простоте восприятия, а кольцевая – добавляет новые смыслы. При этом, хотя пророк М. Ю. Лермонтова и не встречается с богом, в тексте стихотворения присутствует явная отсылка к божьей воле (благодаря которой лирический герой и стал гением).

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город. Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

Образы и символы

А. С. Пушкин «Пророк»:

Пророк томится духовно, ему необходимо сильное потрясение для того, чтобы пробудиться, испытать нечто новое – вдохновиться. Шестикрылый серафим буквально «открыл» глаза и уши герою: теперь он видит мир совершенно иначе, его сознание перевернулось. Он признает, что прежде язык его был «празднословным» и «лукавым». Отныне цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей».

Лирический герой предстает в образе пророка. Именно от его лица ведется повествование, раскрывается внутренний мир. Образ толпы нарисован весьма схематично. Читатель догадывается только о том, что сердца людей могут «зажечься» от слова гения. Поймет его общество или нет, неизвестно, ведь сам пророк, грешный, вышел оттуда не знающим истины, но стал духовно богаче, познав ее.

Читайте также:
Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

М. Ю. Лермонтов «Пророк»:

Напротив, гений пророка М. Ю. Лермонтова остается покинутым и непризнанным. Всеведение лирического героя – здесь им также оказывается пророк – жестоко отвергается невежественным обществом. Действительно, люди презирают его – он понят только в пустыне, звездами и зверями. Лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью. Вокруг него в пустыне тишина и радость гармонии. Благодаря исповеди, к которой прибегает М. Ю. Лермонтов в стихотворении, легче представить душевное состояние лирического героя. Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму.

Город становится средоточием толпы – это сборище невежд, не желающих принимать плоды науки и открывать глаза истине. Толпа жестока: она бросает в пророка камни, она смеется и унижает его – она изгоняет героя из жизни.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворений в целом схожи. Пророк – это поэт, миссия которого просветить общество. Поэзия – основной язык пророка, с помощью которого он разговаривает с толпой.

  • Поэт и поэзия. Пророк и А. С. Пушкина, и М. Ю. Лермонтова избран богом. Каждый из них выполняет задачу, поставленную высшей силой.
  • И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов видят предназначение поэта в том, чтобы донести истину до общества. Об участи пушкинского героя читатель не знает, но судьба лермонтовского гения печальна: он не понят, изгнан, унижен. А. С. Пушкин не раскрывает проблему поэта и толпы так наглядно, как это делает М. Ю. Лермонтов. В первом случае для автора важнее показать скорее прозрение самого пророка. Во втором случае («Пророк» М. Ю. Лермонтова) важнее уже реакция общества на просвещение и на гений героя.
  • Отсюда вытекает проблема взаимоотношений поэта и толпы. Поэт несет свет ученья в мрачное от незнания общество. Толпа решает, внять ли мудрости гения или жестоко отвергнуть его. Она выбирает осмеяние и презрение по отношению к пророку М. Ю. Лермонтова. Пушкинский герой готов просвещать «темную» толпу, но ее реакция скрыта от читателя. В любом случае оба поэта рисуют народные массы порочными и невежественными.

Основная идея

В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми, но в одном из них люди отвергают любые стремления гения.

Главная мысль у А. С. Пушкина – поэт должен, прежде всего, видеть и слышать. Из грешного и празднословного человека пророк стал гением, предназначение которого «жечь сердца людей». Главное – понять истинную цель искусства. Именно в этом стихотворении А. С. Пушкин и утвердил ценности и стремления, относящиеся к любому творцу и к нему самому.

Смысл М. Ю. Лермонтова заключается в парадоксальном одиночестве поэта в толпе, яростно сопротивлявшейся ученью. Пророк находится значительно выше общества в духовном развитии: он обладает непреложной истиной, но люди не хотят ее знать, и любому таланту нужно быть готовым к осмеянию и изгнанию. Возможно, автор написал своего «Пророка» в качестве продолжения пушкинского стихотворения. Он изобразил дальнейшую печальную судьбу того, кто «глаголом жег сердца людей»: они просто выгнали его. Эта версия находит основание в реальной жизни поэтов: если А. С. Пушкин был вдохновлен революционным ажиотажем декабристов, был уверен в светлом будущем после решительных перемен, после прозрения, то М. Ю. Лермонтов был представителем поколения разочарованных дворян, которые увидели, что восстание ни к чему не привело. Отсюда сходства и различия «Пророков»: один еще верит в успех просвещения, другой уже нет.

Средства художественной выразительности

В обоих стихотворениях отведено значительное место средствам художественной выразительности. Среди них такие тропы, как:

  • эпитет (пылающий, мудрыя; вечный, чистые);
  • метафора (духовной жаждою томим, неба содроганье);
  • олицетворение (глас воззвал; звезды слушают);
  • сравнение (как труп; как птицы).

А. С. Пушкин гиперболизирует: то пророку является шестикрылый серафим, то взывает божий глас. М. Ю. Лермонтов, отсылая читателя к богу при создании образа всеведущего пророка, также использует гиперболу. Такой прием помогает определить богоизбранность, исключительность поэта.

Оба автора прибегают и к синтаксическим приемам, например, к инверсии («правды чистые ученья» — у М. Ю. Лермонтова; «отверзлись вещие зеницы» — у А. С. Пушкина). Единоначатие, или анафора, у А. С. Пушкина занимает особенное место при создании картины, открывшейся пророку после видения. Прием помогает нарисовать картину изменений в герое. Анафора встретилась и в лермонтовском стихотворении – в последних двух строфах. Здесь М. Ю. Лермонтов показал обращение старцев к детям: наставление старшего поколения младшему – презирать поэта и его мудрость. Повторяющиеся элементы (смотрите; как) усиливают оторванность толпы от гения.

Любовь и злоба противопоставляются у М. Ю. Лермонтова, жизнь и смерть со всей многозначностью – у А. С. Пушкина (прием антитезы). Противопоставление усиливает контрасты, создает более яркий образ и среду, в которой существует лирический герой.

Пейзажная лирика Пушкина 9 класс сочинение

Пейзажная лирика занимает большое место в творчестве Пушкина. Есть и отдельные стихи о природе, а бывают и «вставки» в стихах и поэмах.

Александр Сергеевич умел видеть красоту в обычном. И ещё передавать её – восхищать тех, кто проходил мимо привычного. Конечно, часто природа перекликается с внутренним состоянием героя. Буря вне часто означает волнения в сердце. Впрочем, и наоборот. Например, когда на улице весна, время любви и радости, лирический герой часто восклицает, что уж лучше б была поздняя осень, тогда хандру можно было б объяснить. В стихотворном романе Пушкина есть строки, в которых весна сравнивается с улыбкой природы, но Онегина она не радует. Здесь контраст помогает читателям и восхититься природой, и посочувствовать герою. В стихотворении «Буря» Александр Сергеевич не противопоставляет героя природе. Там дева на скале краше Луны.

Читайте также:
Шуйский - характеристика литературного героя: сочинение

Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.

Выросший в центре нашей страны, Пушкин с детства восхищался её «печальной красой». Он всё умел передать восхищение метафорами, прекрасными эпитетами. Он сравнивал ветхий домик на закате с пожаром, от чего читатель ощущает тревогу. Известны пушкинские описания зимы, русских вечеров, прогулок в лесу, наступления осени и многое другое. Мы учит эти прекрасные стихи в школе.

Кавказ, впечатливший юного поэта своей прекрасной природой (горами, ручьями), тоже занял большое место в его творчестве. Например, в стихотворении «Обвал» описывается, как Тереку путь преградил огромный валун, сорвавшийся вниз. Гордая река возмутилась, но ей пришлось «примириться» – разлиться, затопить всё вокруг. Пушкин часто одушевлял природу – в этом произведении, например, лес «ропщет».

Пейзажная лирика соединяется с философской. Вот в стихотворении «Виноград» автор говорит, что ему не жаль цветов, раз из них получились такие ягоды, но не жаль будет и их, если из них сделают вино. Пушкин говорит тут и о жизни, о времени, об изменениях и об отношении к ним.

Неразрывно связана эта лирика и с любовной. В стихотворении «Осеннее утро» герой как бы просто описывает то, что видит вокруг себя (сад, камни, ручей), но во всём он видит следы своей любимой. Здесь мы читаем о холодной «руке осени». Часто сезоны у Пушкина, согласно нашему фольклору, похожи на персонажей со своим характером. Для примера стихотворение «Волшебница зима» – этот сезон именно приходит и творит чудеса.

Поэт обращается и к рекам (стихотворение «Дон» примером), и даже к фольклорным персонажам природы («Домовой»). Последнего он просит сохранить родной парк.

Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.

Сочинение Пейзажная лирика Пушкина

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.

Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: “за рощей глас ночной”, “в пустынной тьме ночной” (“Певец”). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.

“Воспоминания в Царском Селе” – стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: “Мечтанья. тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я”. В стихотворении “Птичка” автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период “на волю птичку”. В нем находит выражение мотив свободолюбия.

Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении “Кто видел край, где роскошью природы” он подчеркивает безграничность пространства: “в морской дали теряются суда”, говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения “Погасло дневное светило” чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: “в очах родились слезы вновь”. Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.

Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. “Лазурные равнины” и “тишина полей” дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где “светлые ручьи”, “мирный шум дубрав” к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует “барство дикое”.

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении “Зимнее утро”, подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, “вьюга злилась” отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: “Под голубыми небесами великолепными коврами” вносит радость и свет в душу поэта.

Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.

Сообщение кратко для 9 класса

Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях. Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии. Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.

Пушкинская лирика помогает нам окунуться в мир путешествий к морским просторам. Мы можем, вчитываясь, в строчки стихотворения, полюбоваться прекрасным видом на Кавказские горы, отдыхаем в тихом деревенском доме, скачем на тройке лошадей. Читая произведения Александра Сергеевича, мы замечаем, что все времена года у него хороши. Однако все-таки самым любимым из всех является осень. Поэту нравилось увядание природы, исполненной особой грустью. Особенно ярко выделяется его творение «Осень», где Пушкин отображает свой взгляд ко всем временам года. Лето он не любит, весну также недолюбливает. К осенней же поре он относится по-особому. Он сравнивает ее с дитем, которого не боготворят в семье, и с девушкой, заболевшей чахоткой.

С удивительным мастерством Пушкин изображает картину зимней природы в «Зимнем вечере». По-особенному он передает уютный теплый дом. Мы ощущаем комфорт, особенно тогда, когда поэт вспоминает свою няню Арину Родионовну. Читая строки стихотворения, мы уносимся в то место, где тихий вечер, а за окном завывает вьюга, и дорогой тебе человек читает любимые сказки. И продолжением к такой непогоде предшествует морозное утро, ярко и мастерски описанное в творении поэта «Зимнее утро». Пушкин не забывает и о морозной ночи, о которой он тут же упоминает. Как уже упоминалось раньше, у Александра Сергеевича было очень много любимых живописных мест, которые он описывал с любовью. Так, например, море, для него выступало символом свободы, так как поэт всю жизнь стремился к независимости. Водная стихия для нег была как-бы смыслом, и поэтому он очень часто обращался к этому образу.

В последних произведениях поэта можно часто было услышать нотки безысходности, которые были выражены через природные образы. Так, в стихотворении «И вновь я посетил» можно обнаружить одиночество мрачного леса, трагический пейзаж с изображением плохоньких избушек русской деревни. В творении «Деревня» Пушкин через картины природы показал бесправную жизнь крестьян. Именно произведения Пушкина помогают нам наслаждаться природой, видеть все самое в ней прекрасное.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Популярные сегодня темы

Однажды к Гостинице подъехал автомобиль. Из машины вышел профессор Громов, и смущенно улыбнулся. Чемодан оказался очень тяжелый, с четырьмя ручками(профессор обычно просил четырёх людей помочь

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

Любые способности человека, которые приобретаются со временем, не могут остаться незамеченными в будущем. Но чтобы они преумножались, необходимо к этому стремиться постоянно

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Пейзажная лирика А.С.Пушкина (сочинение)

Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры.

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика Пушкина разнообразна.По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике расскрывались с новой, неизвестной стороны.

Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение “Деревня”.В этом стихотворении Пушкин выступает против крепостного права.Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостников, Пушкин прибегает к приёму противопоставления.В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни.С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вдохновляет и нравственно очищает его:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойтсвия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Перед нами предстает идилия, маленький мирок, где царят тишина, спокойствие и гармония.Деревня для автора-это то место, где он может отдохнуть от бессмысленной суеты столичной жизни, расслабиться и погрузиться в свои мысли и чувства:

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещённой,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе.

Но совсем другая сторона жизни открывается нам во второй части, где поэт обличает жестокость, деспотичность и произвол помещиков и бесправное положение народа.”Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Мир, окружающий автора, на самом деле оказывается полным жестокости и насилия, где одни “тягостный ярем влекут до гроба”, а другие,”не видя слез, не внемля стона”,”присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”.Автор страдает оттого, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Заключительная часть стихотворения посвещена раздумьям автора.Мне кажется, Пушкин сомневается в том, преобразится ли когла-нибудь мир, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья!народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

С 1820 года наступает новый период в творчестве Пушкина.За свободолюбивые стихи поэта ссылают на юг.Здесь автор пишет замечательные романтические стихотворения.Например, стихотворение “Погасло дневное светило. “.В этом стихотворении речь идет не столько о природе, сколько о воспоминаниях о прошлом, о мечтах, о любви:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Но, воспоминания поэта печальны. Чем дальше читаешь стихотворение, тем судьба автора становится еще более трагичной:поэт хочет вернуться домой, на родину, но отвергает ее за предательство:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость.

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Это стихотворение очень личное, в нем Пушкин расскрывает частичку своей души.

Стихотворение “К морю”- одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в южной ссылке. Это стихотворение наполнено романтизмом. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но и выражает свои самые сокровенные мысли и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.Море близко и дорого Пушкину, потому что оно представляется ему живым символом мятежной, непокорной и свободной стихии, силы и неприступной красоты, т.е. тех качеств, которые особенно привлекают поэта. Образ моря тесно связан с образом Пушкина, море-это частичка души автора.Море в стихотворении не просто олицетворяется, а становится другом поэта, с которым автор делится своими мыслями,переживаниями и тревогами.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:

Прощай же, море!Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Пренесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

У каждого человека есть любимое время года.Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Мне кажется, осень – самая противоречивая пора.Это очень точно отражено в строчке:”Унылая пора!Очей очарованье!”Действительно, осень бывает унылой:с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром.Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:

Люблю я пышное пророды увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи.Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн.

Для Пушкина “пышное увяданье” природы – само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни.Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта “унылая пора” манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:

Как это объяснить?

Мне нравится она.

Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.

Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение “Зимнее утро”.Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

Читайте также:
Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.

Но уже в стихотворении “Зимняя дорога” эта пора предстает тоскливой и холодной.Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То седечная тоска.

Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении “Зимний вечер”. Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы – зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта.Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью.В стихотворении “Кавказ” главный герой уходит от людей.Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел “парит неподвижно”.Герой видит всю ничтожность мира, жизнь лежит у его ног:

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Я думаю, автор сравнивает себя с неукротимым Тереком, с горечью признавая, что в мире людей практически невозможно сохранить свободу:

Вотще!нет ни пищи ему, не отрады:

Теснят его грозно немые громады.

У каждого человека в жизни наступает такой период, когда он переосмысливает все прожитое и начинает по другому смотреть на действительность, начинает задумываться над философскими вопросами.Побывав в последний раз в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение “Вновь я посетил. ” Это стихотворение наполнено жизненным опытом поэта, в нем автор размышляет о жизни и смерти, связи природы и человека.Это произведение наполнено воспоминаниями поэта, Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет навестил Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:

Уж десять лет ушло с тех пор-и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Но в нем все еще живы воспоминания об этом месте:

И, кажется, вечор еще бродил

Поэт видит три сосны, слышит шум и шорох их вершин:

Увидел их опять.Они всё те же,

Всё тот же их,знакомый уху шорох.

И вот автор видит молодую рощу, которая разрослась около “корней их устарелых”, которую он не знает и прежде не видел, но поэт приветствует и принимает ее.Пушкин сравнивает молодую рощу с зелёной семьей, с детьми.Появление новых молодых растений говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, и ее не нужно бояться, страшиться.В конце стихотворения звучит радостное приветствие: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”Так поэт привестсвует молодую и незнакомую рощу.Автор немного опечален, что он уже не увидит ее в расцвете:

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего.

Но Пушкин уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и “обо мне вспомянет”.

Идея этого стихотворения заключается в неразрывной связи человека и природы, а также в связи поколений, в необратимости жизни.В этом прекрасном стихотворении отразился смысл прибывания человека в жизни.

Природа всегда занимала большое место в жизни и в лирике А.С.Пушкина.Через описания пейзажей русской природы поэт расскрывал читателю частичку своей души, свои мысли, чувства, переживания.Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Природа всегда была для поэта неиссякаемым источником вдохновения, благодаря великолепию пейзажей Пушкин создал свои лучшие стихотворения.

Тема природы в творчестве и произведениях Пушкина

Раннее творчество

Творчество Александра Сергеевича изучается в школе. Школьникам задают сочинение в 9 классе по лирике Пушкина, анализ его стихотворений, презентации по теме.

В лицейские годы поэт пробует себя в различных направлениях и мотивах. Он читал свои стихи в основном товарищам. В этот период его работы зачастую подражательные. Например, стих «Воспоминания в Царском Селе» описывает оссианический пейзаж. Поэт в своих сочинениях основывается на изображении природы в традициях средневековой подачи. Также лирика Александра Сергеевича включает в себя описание свободы.

Автора можно назвать вполне сложившимся поэтом уже к 17 годам. Он наравне соперничал с такими местными знаменитостями:

  • Капнист;
  • Державин.

Если говорить кратко, пейзажная лирика Пушкина имела такую особенность, как ясность, в отличие от громоздких строк Державина. Александр Сергеевич завершил начатое обновление русского языка. Одни поэты пишут стихи, уделяя слишком много внимания форме, другие — холодно и тенденциозно. А в творчестве Пушкина присутствует гармония. В его произведениях отлично сочетаются содержание, форма и ритм.

В разные периоды поэт по-разному относился к изображению природы в своих сочинениях. Пейзажная лирика Пушкина постепенно усложнялась в каждом следующем стихотворении. Великий поэт был романтиком, который бесконечно восхищался бескрайним пространством, морем и свободой. Сильнее всего ему нравилась буря.

Воспевание русской природы

Основной особенностью творчества поэта является выраженный национальный характер. Большинство современников и предшественников Александра Сергеевича воспевали красоту в общем понимании. Романтики не обращали внимания на действительность. В их произведения очертания местности были расплывчатыми. Эталоном хорошего пейзажа обычно была какая-то далёкая страна с огромными лесами, бесконечными полями и реками.

Читайте также:
В чем трагедия Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина: сочинение

Сначала поэт писал свои произведения под влиянием романтизма. Во время ссылки Пушкин восхищался природой, писал о безбрежном море. Он заострил свое внимание на пейзажах, которые видел сам. Перевод в Михайловское позволило Александру Сергеевичу глубоко прочувствовать прелесть русской природы.

Поэт открыл для читателей прекрасный мир родного края, подчёркивая национальный характер. У Пушкина часто можно встретить мотив одинокого путешествия по бескрайней России. При этом он обращает внимание даже на мельчайшие детали, которые попадаются в деревнях.

Мороз и солнце – день чудесный!

Стихи Пушкина о природе для 1-2-3-4 классов

Еще дуют холодные ветры…

Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы. Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетела первая пчёлка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черемуха душиста. 1828 г

В тот год осенняя погода

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом.

Я знаю край: там на брега…

Я знаю край: там на брега Уединённо море плещет; Там редко падают снега, Безоблачно там солнце блещет На опаленные луга; Дубрав не видно — степь нагая Над морем стелется одна. 1827 г.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Отрывок из стихотворения «Осень»

…Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы…

Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.

Вот появились узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьётся, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы.

Времена года

Среди времён года поэт отдавал предпочтение осени. «Унылая пора! Очей очарование!» — это наиболее популярная и известная работа, в которой на основной план выходит характеристика осени.

В произведении «Осень» Пушкин шуточно высказывает своё отношение к другим временам года. В особенности он выделил зиму. Она тоже воспета во многих его стихах. Самое знаменитое стихотворение — «Зимнее утро», первую строку которого можно уже называть нарицательной. Произведение «Бесы» своими краткими и ёмкими характеристиками очень точно передает всю опасность зимней поездки.

Произведения, посвящённые пейзажу, не были у Пушкина основным жанром. Но из-за этого они становятся ещё более ценными для почитателей его творчества.

Многие стихотворения о природе стали классикой.

Стихи Пушкина А. С. о природе: лучшие

Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи Пушкина А. С. о природе. Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях рассказывал о красоте деревенских пейзажей и рассказывал о великолепии родной природы. Эта подборка стихов должна понравится как взрослым, так и детям.

Редеет облаков летучая гряда…

Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. Я помню твой восход, знакомое светило, Над мирною страной, где все для сердца мило, Где стройны тополы в долинах вознеслись, Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладостно шумят полуденные волны. Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень, Когда на хижины сходила ночи тень — И дева юная во мгле тебя искала И именем своим подругам называла.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Зимнее утро: сочинение

Еще дуют холодные ветры

Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки; Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетела первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

…Волшебный край! очей отрада! Всё живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приютная краса,

И струй и тополей прохлада… Всё чувство путника манит, Когда, в час утра безмятежный, В горах, дорогою прибрежной

Привычный конь его бежит, И зеленеющая влага Пред ним и блещет и шумит Вокруг утесов Аю-дага…

Забыв и рощу и свободу

Забыв и рощу и свободу, Невольный чижик надо мной Зерно клюет и брызжет воду, И песнью тешится живой.

I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. II Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! III Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными. IV Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом. V Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной. VI Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет. VII Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. VIII И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). IX Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю. X И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. XII Плывет. Куда ж нам плыть?

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Лишь розы увядают

Лишь розы увядают, Амврозией дыша, В Элизий улетает Их легкая душа.

И там, где волны cонны Забвение несут, Их тени благовонны Над Летою цветут.

Пейзажная лирика Пушкина

Пейзажная лирика Пушкина кратко

1. Введение. Значение и влияние А. С. Пушкина на русскую литературу трудно переоценить. Достаточно вспомнить, что великий поэт считается основателем современного русского языка. Его перу принадлежит огромное количество произведений самых разнообразных жанров. Немаловажное место среди них занимает пейзажная лирика.

2. “Национальный” поэт. Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Пушкина является ее ярко выраженный национальный характер. Для предшественников и современников поэта было характерно воспевание красоты природы в общем смысле. Поэты-романтики были далеки от действительности, очертания местности в их произведениях расплывались в таинственном освещении.

Образцом прекрасного пейзажа обычно выступала воображаемая далекая страна с бесконечными лесами, реками и полями. На раннем этапе творчества Пушкин также находился под влиянием романтизма. Ему представляются “холмы с безмолвными лесами”, “долина с резвым ручейком”. Природная идиллия изображена в произведении “Фавн и пастушка”.

В период ссылки Пушкин был очарован красотой южной природы, с восхищением описывал безбрежное море. После перевода в Михайловское Александр Сергеевич заострил свое внимание на красоте русской природы. Полное погружение в крестьянский мир позволило поэту, по выражению Гоголя, почувствовать и изобразить “тихую и беспорывную” прелесть русского пейзажа. Возникла поэзия русской деревни.

Пушкин открыл для современников удивительный мир бесхитростной красоты родной природы. Великий поэт подчеркивал национальный характер окружающей природы. Часто встречается мотив одинокого путешествия по бескрайним русским просторам (“Зимняя дорога”). Вместо величественных масштабных картин Пушкин обращает внимание на скромные детали деревенского пейзажа: “Люблю песчаный косогор. Перед избушкой две рябины” (“Путешествие Онегина”). В поэме “Руслан и Людмила” и сказках Пушкина описание русской природы носит былинный характер: “брег отлогий”, “дуб зеленый над холмом” и т. д.

3. Времена года в пейзажной лирике Пушкина. Как известно, среди всех времен года великий поэт предпочитал осень. Знаменитыми плодотворными периодами в его творчестве были так называемые Болдинские осени. Самой известной и популярной художественной характеристикой осени является пушкинская строка: “Унылая пора! Очей очарованье!”.

Помимо своего восхищения, в стихотворении “Осень” Пушкин в шуточной форме описывает свое отрицательное отношение к остальным временам года, выделяя также зиму. Зима воспета Пушкиным во многих стихотворениях. Самым знаменитым является “Зимнее утро”. Его первая строка “Мороз и солнце. ” стала нарицательной. Краткие, но невероятно емкие строки стихотворения “Бесы” удивительно точно передают картину опасной зимней поездки – обычного явления той эпохи.

Читайте также:
Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

4. Иностранные темы в пейзажной лирике. Пушкина Универсальность и многообразие таланта Пушкина проявляется в той легкости, с которой ему удавалось изображать красоту пейзажа любой географической местности. В юности это были вымышленные неведомые страны, во время Южной ссылки – Бессарабский край.

Первое посещение Кавказа в 1820 г. стало источником вдохновения для создания “Кавказского пленника”, в котором изображены удивительные картины дикой природы. После второго путешествия в 1829 г. Пушкин написал стихотворение “Кавказ” – блестящий образец пейзажной лирики, описывающей далекий край. Также Пушкин неоднократно обращался к изображению восточной природы (“Подражания Корану”, “Анчар” и др.).

5. Заключение. Пейзажная лирика не была определяющим жанром для великого поэта. Тем ценнее для всех почитателей его творчества отдельные стихотворения или фрагменты произведений, посвященные природе. Многие из них стали классическими образцами отечественной пейзажной лирики.

Сочинение на тему “Природа в лирике Пушкина”

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина

Пейзаж — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Интересным представляется произведение «Деревня», написанное Пушкиным после окончания Лицея. Поэт показывает картины тихой сельской природы:

К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. », «Погасло дневное светило. », «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило. » поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались», «где рано в бурях отцвела. потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег.

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «Вновь я посетил. ». Его первые строки посвящены размышлениям о человеке и окружающем мире, переменах, происходящих в судьбах людей. Поэт вспоминает «опальный домик», где он жил с няней, «холм лесистый», озеро. Грустная интонация стихотворения подчеркнута контрастом между прекрасной природой и убогостью жизни людей. Но вот поэт обращает внимание на три сосны:

Теперь рядом с ними выросла молодая сосновая роща. «Младая роща» — символ будущих поколений, к которым поэт обращается со словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Пушкин завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших, светлых умов его поколения. В этом заключается высокая миссия поэта — стремление к гармонии. Поэт желал гармонию стиха внести в жизнь. Об этом сказал Александр Блок, определяя значение творчества и личности Пушкина: «. принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: