Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Характеристика Онегина. Онегин — страдающий эгоист

Характеристика Онегина. Онегин — страдающий эгоист

/В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. «Евгений Онегин»/

Мы уже коснулись содержания «Онегина»; обратимся к разбору характеров действующих лиц этого романа. Несмотря на то, что роман носит на себе имя своего героя, — в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна. В обоих их должно видеть представителей обоих полов русского общества в ту эпоху. Обратимся к первому. Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин — отнюдь не вельможа (уже и потому, что временем вельможества был только век Екатерины II); Онегин — светский человек. Говорят: в свете жизнь тратится на мелочи, самые святые чувства приносятся в жертву расчету и приличиям. Правда; но разве в среднем кругу общества жизнь тратится только на одно великое, а чувство и разум не приносятся в жертву расчету и приличию? О, нет, тысячу раз нет! Вся разница среднего света от высшего состоит в том, что в первом больше мелочности, претензий, чванства, ломания, мелкого честолюбия, принужденности и лицемерства. Говорят: в светской жизни много дурных сторон. Правда; а разве в несветской жизни — одни только хорошие стороны?

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Этого мало: многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит — имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным.

…Мы ясно видим, по крайней мере, то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — всё это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она всё даёт им, благо немногого просят они от нее — корма, пойла, тепла да кой-каких игрушек, способных тешить пошлое и мелкое самолюбьице. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе (есть только оно истинно и просто, без фраз и щегольства нарядною печалью) свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Читатели помнят описание (в VII главе) кабинета Онегина: весь Онегин в этом описании. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век, И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

Скажут: это портрет Онегина. Пожалуй, и так; но это еще более говорит в пользу нравственного превосходства Онегина, потому что он узнал в портрете, который, как две капли воды, похож на столь многих, но в котором узнают себя столь немногие, а большая часть «украдкою кивает на Петра»4. Онегин не любовался самолюбиво этим портретом, но глухо страдал от его поразительного сходства с детьми нынешнего века. Не натуpa, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина похожим на этот портрет, а век.

Связь с Ленским — этим юным мечтателем, который так понравился нашей публике, всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина.

Онегин — не Мельмот5, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто — «добрый малой, как вы да я, как целый свет». Поэт справедливо называет «обветшалою модою» везде находить или везде искать всё гениев, да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин — добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его «безнравственным», но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. Во глубине сибирских руд (В Сибирь).: сочинение

Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, — и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин — страдающий эгоист. Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда — люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний; они не понимают, как может человек любить кого-нибудь, кроме самого себя, и потому они нисколько не стараются скрывать своей пламенной любви к собственным их особам; если их дела идут плохо, они худощавы, бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большей части это народ больной и всегда скучающий. Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, как обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, — о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли «fatum»6. Благая, благотворная, полезная деятельность! Зачем не предался ей Онегин? Зачем не искал он в ней своего удовлетворения? Зачем? зачем? — Затем, милостивые государи, что пустым людям легче спрашивать, нежели дельным отвечать…

Что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей, указываемых самою действительностью, а не теориею; но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседами, в кругу таких милых ближних? Облегчить участь мужика, конечно, много значило для мужика, но со стороны Онегина тут еще немного было сделано. Есть люди, которым если удастся что-нибудь сделать порядочное, они с самодовольствием рассказывают об этом всему миру и таким образом бывают приятно заняты на целую жизнь. Онегин был не из таких людей: важное и великое для многих, для него было не бог знает чем.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь — это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Возвращение в Петербург

В статье Белинского о романе «Евгений Онегин» упоминается, что, спустя несколько лет, герой возвращается в Петербург. Там он вновь встречает Татьяну, которая к тому времени стала женой знатного генерала, с которым близко знаком Евгений. И случается невероятное: Онегин в нее влюбляется. Его удивляет и радует это новое для него чувство. Он, памятуя о признаниях Татьяны в любви, надеется на взаимность. Отказ застает его врасплох, доставляя Евгению сильные душевные мучения.

Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»? Даже влюбившись, Евгений думает лишь о себе. Его не волнует, что Татьяна замужем, а их роман сделает ее изгоем для петербургского общества.

В своей статье Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Почему Евгений Онегин не смог преодолеть условности общества и эпохи? Возможно, для этого ему потребовалось бы больше твердости духа. И Евгений Онегин, разочарованный и страдающий, остается на страницах книги, напоминая своим примером, что надо ценить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением, иначе итог жизни будет столь же печален.

Читайте также:
Пушкин и российская история: сочинение

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / «Лишний человек» Онегин

Примеры похожих учебных работ

Можно ли дружить с эгоистом?

… хуже сделаешь. Опять нужно и важно равновесие соблюдать. Сочинение рассуждение Что такое эгоизм Сочинение на тему «Эгоизм» ( 9-11 классс ) Что такое в моем понимании эгоизм? Я полагаю, что эгоистичный человек – это тот человек, который не …

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина А.С

… Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина». В романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение …

Духовные искания евгения онегина

… Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях.
Духовные искания Евгения Онегина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Знаменитый пушкинский роман …

Вопросы и ответы к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

… мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы. Строфы романа «Евгений Онегин» одинаковы как по числу … виноват в его трагедии? Что узнали вы из романа о жизни столичного и поместного дворянства ? Что общего в …

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь – он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе «Евгений Онегин», Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему по теме «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина)

«Евгений Онегин» — замечательный роман А. С. Пушкина, уже много лет восхищающий читателей. Сюжет романа, его главные герои знакомы каждому. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского волнуют вот уже много поколений читателей. Личность главного героя — Онегина — получает неоднозначную оценку критиков. Многие осуждают его за эгоизм. Один из наиболее выдающихся литературных критиков XIX века В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи высшего общества Петербурга XIX века.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь — это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Онегин и его эпоха

По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха — как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.

В критике об Онегине Белинский пишет, что герой — вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский — «эгоистом поневоле». Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь – он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе «Евгений Онегин», Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

Евгений Онегин — страдающий эгоист

Евгений Онегин действительно является страдающим эгоистом. Он находится в ловушке, в которую загнал сам себя. Он очень добрый, “ласковое дитя”, любит общество и каждого человека в отдельности. Но воспитание и окружение сделали свое дело. Родительской ласки он не знал, его воспитывал гувернер. Общество с его поверхностными отношениями, легким флиртом и бездумным времяпрепровождением сделали из Онегина искателя легких удовольствий и необязательных романов. Он даже начал уставать от интрижек, “откажут — рад он был тому”.

Даже пытаясь писать, Онегин не достигает успехов. Его тонкая романтичная натура загрубела, её подменила маска холодного, циничного расчётливого человека. Он живет логикой, заглушая голос сердца. Изредка он показывает своё истинное лицо. Например, когда Татьяна тоже перестала слушать сердце, а стала расчётливой и вышла замуж за генерала, Онегин пишет ей письмо, в которое вложил всю душу, где истинный романтик берет верх над циником.

Но душа Татьяны уже загрубела, поэтому она не смогла ответить Евгению взаимностью. Расстаться с мужем было для нее непозволительно. И беда вся в том, что Онегин — эгоист. Если бы он послушал свое сердце, не думал о возможности лёгких развлечений, всё закончилось бы гораздо лучше. Но это не его вина, ведь не он сам стал таким, его таким сделало общество и отсутствие родительской любви. Эгоизм — беда Онегина, которая не дала ему жить счастливо. К сожалению, сердце не смогло победить холодный разум, Онегин так и остался страдающим эгоистом.


Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» краткое содержание

Образ Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Татьяна Ларина – мой любимый герой в романе «Евгений Онегин»

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от мук совести, ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Читайте также:
Творческое восприятие мира в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу литературное произведениеа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературное произведениеа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин — эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье — это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Образ музы неоднократно предстает на страницах литературное произведениеа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автор произведенияа. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она — олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автор произведенияа, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.

А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал… весной при кликах лебединых… являться муза стала мне». Впервые явившись автор произведенияу в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Основные мотивы лирики Пушкина 9, 10 класс сочинение

Пушкин Александр Сергеевич – автор, которого знают все: и взрослые, и дети, и россияне, и иностранцы. Он написал множество сказок, романов и прекрасных стихов, которые до сих пор обожаю читать люди. В лирике Пушкина есть несколько основных мотивов.

Как и всем поэтам, Александру Сергеевичу нужна была свобода. Свобода от рабства, от вышестоящих людей и от любых других вещей. Он видел это основной ценностью жизни, искал друзей и товарищей, которые не смогут заковать его в рамки, лишить свободы. Когда он чувствовал несвободу, начинал писать, ведь творчество – это главное оружие вольного человека. В произведении «Я вас любил. », таком, казалось бы, личном, тоже чувствуется внутренняя свобода поэта, он точно знает, что никогда не прогнётся ни под кого, его строки пылают чувством достоинства. Не секрет, что Пушкин поддерживал декабристов. Тот дух свободы и мятежа вдохновлял его. И он, и эти восставшие люди стремились к одному – к свободе. А стихотворением «К Чаадаеву» зачитывались декабристы, это стало их своеобразным гимном.

Много стихотворений Пушкина посвящено любви. Именно она вдохновляет всех и каждого, поэт он или нет. Мотивы этой обширной темы совершенно разные: юношеская, даже детская наивная влюблённость, взрослая любовь, разочарование, расставание и обида. Стихотворение «К***» вмещает в себя и любовь, и мотив расставания, и радость от встречи вновь. Поэт влюбился в девушку, но из-за потери с ней связи начал охладевать, забывать её, но, вновь встретив свою возлюбленную, снова начал вдохновляться ей. Пушкин был ловеласом, он очень часто влюблялся и также часто посвящал своим музам стихи. Благодаря его чувственности, мы теперь имеем возможность читать такие романтические произведения.

Изучая лирику Пушкина, нельзя не отметить мотивы природы в ней. Любимое время года поэта – осень, именно ей он посвящал самые красивые пейзажные стихотворения. Как и любой романтик, Александр Сергеевич находил в природе нечто восхищающее и близкое своей душе. Через природу автор часто передаёт свои переживания и мысли. Иногда природа служит хорошим фоном-контрастом для описания происходящих событий.

Читайте также:
Образ и характер Ленский: сочинение

Мотив поэзии и роли поэта в мире звучит в стихотворениях Пушкина и раннего возраста, и более зрелого. Он ищет своё предназначение в мире и находит его. Поэт понимает, что рождён для того, чтобы «жечь сердца людей глаголом», чтобы открывать им глаза и направлять на путь истинный. Рука об руку с этим идёт гражданский мотив. Пушкин выступает против самодержавия и неравенства, он призывает всех встать на путь исправления общества и себя, на путь свободы и светлого будущего.

Лирика Александра Сергеевича содержит разнообразные мотивы, но все они имеют в себе духовно развитый и свободный подтекст – мотив любви, вольности, своего места в обществе и дышащей этой самой свободой природы. Читая его стихотворения и размышляя над ними, мы можем сами стать такими, какими и нужно быть людям – вольными, честными и любящими людьми. А ещё мы можем начать менять мир в лучшую сторону.

Вариант 2

Поэтический мир русского классика, безусловно, многогранен, разнообразны затрагиваемые в его творчестве темы. Это все то, о чем болела его душа. На написание стихов, в широком смысле слова, поэта вдохновляла сама жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, длительными размышлениями и сиюминутными эмоциями.

Советский поэт А. Твардовский очень точно подметил в своем стихотворении «К портрету Пушкина», что поэт такого масштаба и таланта мог родиться только на бескрайних просторах русской земли. Поэтому не случайно одним из мотивов его лирики является тема России. Каждый знает, что поэт неоднократно был в ссылке, вынужденно уезжал из столицы по велению властей.

«К Чаадаеву» – одно из ярких пушкинских стихотворений, посвященных судьбе Отечества. Это было непростое время. Прогрессивные дворяне стремились к либерализму, хотели перемен в жизни общества, но не находили понимания с самодержавной властью. Свои мысли они могли выражать только в узком кругу единомышленников и друзей. Таким другом для него был Петр Чаадаев. Последние пять строк стихотворения звучат революционно для того времени:

«Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.

Несмотря на сложные отношения с властью, Пушкин воспевает величие России. В стихотворении «Была та смутная пора» поэт утверждает: «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат». Он показывает, что, несмотря на все испытания, мощь российского государства день ото дня крепчает.

Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.

«И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.

Совершенно другая «глубина» в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Тут речь идет о зрелой, глубокой, осознанной, при этом неразделенной любви. Эмоции лирического героя противоречивы: ревность, робость, нежность, безнадежность положения. Надежда и уныние – главные спутники любви по Пушкину.

Калейдоскоп времен года отражается в стихах поэта, посвященных природным явлениям. Известно, что его любимой порой была «очей очарованье» – осень. У Пушкина есть знаменитое стихотворение с одноименным названием. В нем описываются все четыре времени года и отношение автора к ним. Весной автору неуютно, он чувствует себя больным, зима ему быстро надоедает своим однообразием, лето «не угодило жарой, засухой, пылью, многочисленными мухами и комарами. А вот осень – совсем другое дело! Для Пушкина она прекрасна в любом проявлении.

«Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет…» – именно так автор описывает свои «взаимоотношения» с этим временем года. Осень вызывает особое щемящее сердце чувство, как «чахоточная дева», которая едва жива. К осени у Пушкина одновременно и любовь, и сострадание, и восхищение.

В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.

Основные мотивы лирики Пушкина

Несколько интересных сочинений

У каждого человека есть моральные принципы, без которых человека сложно назвать человеком. Люди стараются придерживаться нравственных принципов, благородства, великодушия и стараются быть толерантными.

Это было очередное морозное утро, каждый день я просыпался и бежал к окну, чтобы посмотреть, не выпал ли снег. Так было и в этот раз, и каково было моё удивление, когда вместо серых улиц, а увидел то, чего ждал больше всего. Это был первый снег.

Читайте также:
Судьба моя уж решена (образ Татьяны): сочинение

В рассказе «Уроки французского» автор поднимает очень важную тему – помощь педагога своему ученику. Лидия Михайловна, учительница французского, замечает, что её ученик Володя голодает

Сюжетная линия произведения включает в себя описание города, который занимает особенное место как в жизни героев романа в стихах, так и в жизни поэта.

С давних времен люди восхищались силой природы и были полностью зависимы от любых природных воздействий. Сейчас ситуация обстоит совершенно иным образом, но разве перестает природа восхищать своим могуществом?

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Всемирно признанным гением считают Пушкина Александра Сергеевича. Произведения его уникальны. Лирика обширна и неповторима. Читатели всех времён из разных стран поражены его философскими и чувственными стихами. И всё же – лирика достойна исключительного интереса.

К основным мотивам лирики А. С. Пушкина относятся темы дружбы, Родины, природы, любви, философской жизни, поэта и поэзии. Александр Сергеевич использует эти темы в своих стихах, и их очень много.

Поэт очень ценил дружбу. Друзья лицеисты были им уважаемы. Некоторые его товарищи рано покинули эту жизнь. Поэтому в стихах проскальзывают нотки трагизма. Говоря о друзьях, видно, как он их любил. Стихи его, словно, окутаны счастьем.

Александр Сергеевич использует патриотизм в стихах. Он любил Россию, переживал за её будущее. Потому частенько в произведениях затрагивал проблемы, которые волновали в те годы людей его поколения. Чтобы спасти и улучшить Родину, поэт желает сам пожертвовать собой. Гражданская тема важна для него.

Мотивы лирики Пушкин раскрывает при помощи изображения природы. Передавая великолепие нашего мира, он использует пейзажную лирику, тем самым поэт само раскрывает своё внутреннее состояние. Пейзаж – это некое олицетворение гармонии и независимости. Только соединяясь с природой, люди успокаиваются и вдохновляются.

Любовь Пушкин А. С. воспринимал, как важную ценность человечества. Потому-то тема любви является самой центральной в лирических стихах литератора. Герой в его произведениях нежится в любви в различных её явлениях. Тяжёлые минуты расставания и разлуки расцениваются как жизненная мудрость и счастье, которое встречается на человеческом пути.

Гениальный поэт глубоко думал о человеке, о его предназначении. Так же его волновали вопросы жизни и смерти. Сущность бытия, злые и добрые начала. Всё это тоже не проходило мимо его произведений. Философские мотивы сплетались с его различными тематиками.

Предназначение писателя в нашем мире, можно сказать, было понято Пушкиным одному из первых. Поэт в отличие от простых людей должен нести в себе божественное начало – так считал сам Александр Сергеевич. С помощью традиций Пушкина в нашей художественной литературе прогрессировала тема поэта и поэзии.

Каждый читатель познаёт в себе иные структуры познания творческих мышлений великого гения. Таков Пушкин, который пробуждает в нас вихрь эмоций, мы переживаем, сочувствуем, размышляем.

2 вариант

Какие основные мотивы просматриваются в лирике Пушкина?

Пушкин Александр Сергеевич считается признанным гением. У него уникальные произведения. Его произведения затрагивают разные сферы жизни. Читатели с уважением относятся к его взглядам на мир. Ещё лирика представляет значительный интерес.

К центральным мотивам лирики А.С. Пушкина относят темы: дружбы, природных пейзажей, своего Отечества, творческой жизни, поэта и поэзии. Пушкин постоянно комментирует такие темы в стихах.

Поэт дорожит дружескими отношениями. Друзей лицеистов он уважает. Некоторые его друзья по учёбе рану умерли. Поэтому в стихах отмечают нотки трагических событий. Рассказывая о друзьях, он показывает свою любовь к ним. Его произведения излучают счастье и покой.

Автор использует патриотическую тематику в стихах. Его расстраивают мысли о России. Поэтому он постоянно в произведениях задевает проблемы, которые волновали людей разных поколений. Для спасения России он хотел пожертвовать своей жизнью. Он активно проявлял свою гражданскую позицию.

Лирические мотивы Пушкина отражены при помощи раскрашивания естественных пейзажей. Отражая красоту нашего мира, он применяет природную лирику. В результате поэт раскрывает свою сущность и душу.

Пейзаж – отдельное олицетворение замечательной природы. Сливаясь с природой, люди получают спокойствие и вдохновение.

Любовь Пушкина воспринимается, как основная ценность человека. Тема любви считается основной темой в стихах литературоведа. Герои в его шедеврах находятся в любви. Трудные минуты расставания оценивают в качестве мудрого поступка, который подарит будущие горизонты.

Гениальный поэт постоянно размышлял о человеке, о его назначении. В результате его волновали вечные вопросы. Смысла жизни. Эти вопросы отражены в его замечательных шедеврах. Творческие мотивы перекликаются с разными темами.

Назначение писателя было первым понято Пушкиным. Поэт по сравнению с обычным человеком обязан нести талант в себе светлое начало, которое отмечал Пушкин. Благодаря Пушкину в нашей литературе полностью раскрылась поэтическая тематика.

Конкретный человек узнаёт в себе разные структуры познания в творчестве гения. Такой Пушкин провоцирует в нас эмоциональный вихрь, поэтому люди переживают за героев.

Читайте также:
Шуйский - характеристика литературного героя: сочинение

Искренне рекомендую воспользоваться этой информацией для обозначения лирики Пушкина в его произведениях. Чтобы ощутить всю заботу поэта о людях.

Сочинение Основные темы лирики Пушкина

Вопреки убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.

«Вольность», «Во глубине сибирских руд» – эти и прочие творения невозможно назвать любовными. С ранней юности в творце зародилась некая искра – Пушкин почувствовал, что просто обязан славить свободу, борьбу за нее, воспевать мужество и людской героизм.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич был воспитан на вольнодумной поэзии: Мольер, Жуковский, Карамзин, Державин – соответственно, он просто не мог иметь других взглядов. Порой его душа открыто бунтовала против существующей действительности. И выражался этот бунт в высшей степени поэтической форме – как и подобает настоящему мастеру пера.

Молодость Пушкина довольно яркая: резкие стихи, дуэли, бурные романы. Все это со временем отражается в творчестве. В стихотворении «Деревня» явно видно влияние Чаадаева и Тургенева и мотив борьбы с крепостничеством.

В понимании великого поэта борьба за свободу обязательно увенчается успехом, звезда пленительного счастья взойдет и российское государство встанет с колен. Такие душевные порывы весьма похвальны.

Оценивать роль поэта в обществе Пушкин начал еще с ранних лицейских стихов. Эта тема всегда будоражила его сознание и провоцировала на довольно долгие умозаключения. Стоит сказать, суждения людей о его персоне не трогают Александра Сергеевича – он считает, что стихотворец должен быть свободен от всего, должен идти своей тропой, вне зависимости от того, что бушует вокруг него, ликование или осуждение.

В его понимании поэты оторваны от социума, они существуют в своем мире – мире рифм, строк и образов. Остальное же слишком приземлено, потому не всегда достойно внимания.

Но суждения Пушкина не голословны. Он показывает себя по-настоящему великим поэтом, а не графоманом. Зачастую ему удаются все жанры поэзии. Александр Сергеевич далек от классицизма. Мало того, он скорее горазд воспевать свободу мира, нежели царей.

Также поэт высоко ценит дружбу. Она занимает в его творчестве далеко не последнее место.

Конечно же, Пушкина не обходит стороной любовь. Анна Керн, Наталья Гончарова – этим прекрасным дамам поэт пишет довольно много посланий на французском и посвящает трогательные стихотворения.

Можно сказать, что гений Пушкина в понятности и многогранности – он предстает пред читателем и как возвышенный, преисполненный страсти, любящий человек, и как отчаянный борец за свободу, и как верный друг, и как мудрый учитель.

Весь этот симбиоз оказался настолько удачен, что навеки оставил имя Александра Сергеевича в веках. К слову, поэт почитаем и любим практически каждым человеком – строки его творений помнят даже те, кто утверждает, что не любит поэзию.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

Ольга Ильинская – умная, красивая, почти идеальная героиня романа И.А. Гончарова «Обломов». Ольга предстает перед читателями в образе сильной личности, обладающей талантом всегда находиться в гармонии с собой и своими мыслями

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях.

Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.

Сочинение Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Александр Пушкин – гениальный писатель. Его творчеством восхищаются по всему миру. Свои уникальные произведения он создавал как для взрослой публики, так и для детей. Философские мысли и чувственные стихи поэта затрагивали души многих поколений читателей. Творчество этого великого поэта навсегда останется в истории русской литературы.

Особое внимание можно уделить лирике Александра Сергеевича. В своих стихах он использовал множество тем и мотивов. Не каждый писатель может сравниться с ним в многогранности и разнообразности лирических ходов и мыслей.

Основной темой лирики писателя была любовь. Это чувство Пушкин считал важнейшей ценностью в жизни человека. В стихах поэта описаны различные явления любви, которыми наслаждаются герои. Любовные муки во время расставания и разлуки, через которые должен пройти каждый влюбленный, считались истинным счастьем и жизненной мудростью.

Тема дружбы также была очень ценна для поэта. Он уважал и любил своих друзей, но некоторые из них рано ушли из жизни. В произведениях, посвященных дружбе, часто проскальзывали трагичные ноты. Но, несмотря на это, стихи были пропитаны счастливыми моментами и теплыми чувствами.

Читайте также:
Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Глубокие мысли о человеке, о его истинном предназначении в мире, вечные вопросы жизни и смерти встречались в произведениях Александра Сергеевича. Жестокие и сердечные начала, сущность бытия и другие философские мотивы тесно переплетались с некоторыми лирическими тематиками в его стихах.

Часто в работах поэта можно встретить патриотические позывы. Пушкин очень любил свою Родину и искренне переживал за ее будущее. В своих работах он затрагивал проблемы людей его поколения, которые существовали в стране. Поэт даже мог пожертвовать собой ради благополучия и процветания России.

Изображения пейзажей в произведениях Александра Сергеевича встречались очень часто. С их помощью мастер слова показывал настроение произведения, отображал характеры героев, представлял свое отношение к ситуации. С помощью природных пейзажей он передает читателю всю красоту окружающего мира, а также собственное состояние на момент написания произведения. Пейзажи для поэта – это возможность ощутить гармонию и свободу, вдохновение и душевное спокойствие.

Александр Пушкин один из первых понял свое истинное предназначение в мире. Он считал своей главной задачей нести людям божественное начало. Своим творчеством поэт далеко продвинул прогресс поэзии, пробуждая и по сей день круговорот чувств, размышления и сочувствия.

Рассуждение 2

А. С. Пушкин – русский поэт, писатель мирового значения. Гений русской культуры создал культурные ценности, которые распространились далеко по всем географическим широтам. Его лирические произведения – единый многоголосый оркестр, художественно выразительный и многообразный. Поэтические произведения Пушкина затрагивают разнообразные темы, но все творчество поэта является многожанровым произведением, сюжет которого изображает творческую и человеческую судьбу.

Сам Пушкин сравнивает поэта с эхом, откликающимся на всякий звук. Его поэзия – многоголосье, которое царит в самой жизни. Его стихи – отклик и отражение действительности, в которых находят воплощение мотивы свободы и роли поэта и поэзии, любви, свободомыслия, дружбы, величавой красоты природы.

Примерами произведений поэта, где основополагающим мотивом служит свобода, являются стихотворения «К Чаадаеву», «Узник». «К Чаадаеву» – послание, но послание не только к другу, а ко всему обществу. Автор выделяет основную идею стиха в том, что самодержавная власть изжила себя, будущий прогресс государства в свободе, изгнании тирании и угнетения. Это гражданская позиция самого поэта, направленная на служение общественным идеалам. Его поэтическая судьба состоит в восславлении свободы.

Как и многих другие писатели того времени, Пушкин задавался вопросом назначения поэта и поэзии. В стихотворениях «Памятник», «Пророк» находят отражение его духовный опыт, смысл его поэтического назначения. Высокое чувство соучастия, умение говорить правду являются для Пушкина главным предназначением поэта и его мастерства.

Любовная тематика стихотворений Пушкина широка и разнообразна. Легкое и певучее слово поэта воспевает храм любви от влюбленности до глубочайшего чувства. «Признание», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…» вдохновленно передают разные противоречивые эмоции и чувства: томление, нежность, робость, надежду, уныние. Романтическая лирика поэта является прямым отражением его чувственности, сентиментальности.

Высокий стиль Пушкина воспел тему дружбы в стихотворениях «К Пущину», «К другу стихотворцу». Только это бесценное человеческое чувство помогало пережить поэту годы опалы, дарило искреннюю благодарность, не давало пасть духом. Глубокое и искренне чувства единения, братства пронизывают гения русской литературы.

Легкое, певучее и драгоценное поэтическое слово поэта очень часто обращается к мотивам природы. Именно через нее он передает свои мысли, чувства, переживания. Пейзажные зарисовки передают законы истины, добра и красоты. Внутренний мир, духовность и величие человека передается через его отношение к природе.

В каждом лирическом произведении Пушкина можно найти разнообразие тем и мотивов, объединенных в единое целое. Каждое его стихотворение многогранно и заключает в себе искренность, мудрость и неподкупность.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Популярные сочинения

Илья Репин прославлен как известный живописный художник. Его произведение Садко было написано в 1876 году. Сейчас эта композиция имеет большую популярность в галереях. Самую большую известность картина получила на родине самого художника.

В романе «Герой нашего времени» все главы являются автономными, самостоятельными историями. С целью возрастания читательского интереса к образу главного героя Григория Александровича Печорина

Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение.

Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение

Темы лирики Пушкина – основные идеи для сочинений школьников разного возраста. Это и неудивительно, ведь Александр Сергеевич – знаменитый русский классик, который внес большой вклад в развитие литературы. До сих пор его произведения пользуются большой популярностью не только в России, но и во всем мире.

Темы и мотивы Пушкинской лирики

Основные темы лирики Пушкина – любовь, свобода, поэт и дружба. Именно они прослеживаются во всем творчестве писателя. По этой причине каждой из них следует уделить особое внимание.

Читайте также:
Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе Евгений Онегин: сочинение

Ранняя лирика Пушкина

Ранние темы и мотивы лирики Пушкина можно описать кратко:

° вольное отношение к царям как на земле, так и на небе;

Именно этими мотивами пронизаны все произведения писателя в ранний период. Когда он только начинал писать, Александр Сергеевич ориентировался по большей степени на французскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, пытаясь найти свою нишу.

Позднее он был покорен мистикой Жуковского. В результате в его мотивы лирики Пушкина приобрели направленность неразделенной любви и неизбежной смерти.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.

Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

Тема любви и дружбы

Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане». Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».

Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.

Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.

Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.

На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.

Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

Философская лирика Пушкина

Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.

Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.

Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

Сочинение: Основные темы лирики Пушкина

Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.

Пушкин прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы», бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она, звезда пленительного счастья!».

Читайте также:
Евгений Онегин лишний человек: сочинение

Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня», в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества », Пушкин говорит о «диком барстве», которое «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки», стихотворения «В Сибирь», «Арион» и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я.

Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение «К морю». В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в «Евгении Онегине», описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане »! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил» и другие.

Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме «Полтава» и повестях Белкина, романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

Но особо хочется остановиться еще на одной теме — это размышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение «Пророк», написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по мнению Пушкина, кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «глаголом жечь сердца людей».

Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» утверждает, что заслужил право на признание и любовь народа тем, что:

…чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

и милость к падшим призывал.

Равнодушно принимая хвалу и клевету, «обиды не страшась, не требуя венца», Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению Родине. Думаю, что стихи Пушкина вечны, что они интересны людям разных поколений «всех времен и народов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: