Он весь дитя добра и света (по лирике А.С.Пушкина): сочинение

“Он весь – дитя добра и света” (По лирике А. С. Пушкина)

Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую снежную вершину человеческого духа.
“Изучая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”, – сказал В. Г. Белинский. Хочется пояснить – совершенного человека, точнее, человека,

Related posts:

Торжество добра, света и свободы в поэзии А. Блока Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А. Блок Вряд ли найдется на земле человек, способный остаться равнодушным к поэзии А. Блока. Чем привлекают его стихи? Что заставляет взволнованно биться сердца миллионов читателей? Возможно, каждый находит в них что-то свое, близкое и […].

В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму […].

Мотив возвращения в лирике А. С. Пушкина Считается, что мотив более, чем любой другой компонент художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но, в отличие от них, не имеет самостоятельности, становится ясным только в анализе всего творчества автора. Таким образом, этот термин не просто обширен, а скорее несколько размыт. Пушкину как поэту, как человеку с очень богатым и многогранным внутренним […].

Дружба и любовь в лирике А. С. Пушкина И в жизни сей мне будет утешенье: Мой скромный дар и счастие друзей. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… А. С. Пушкин Чем дальше от нас те тридцать семь лет, что были отмерены Пушкину, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в ней? Почему хотим знать подробности? Откуда эта ностальгия по пушкинскому […].

Три встречи с любовью (по лирике Пушкина, Тютчева, Блока) Только влюбленный имеет право На звание человека. А. Блок Снова и снова обращаемся к вечной теме. Теме, не имеющей границ, не признающей временной определенности. Вспыхивающей, как взрыв вулкана, врывающейся в земную атмосферу искрой-кометой. Ищущей именно поэта, ибо кто еще так сможет выразить бешеную силу чувства… 1825 год. Псковские леса. Одиночество, замкнутость в маленьком родовом имении. […].

Любовь в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Оно относится к любовной лирике лицейского периода и написано в традициях классицизма: в […].

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия. Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта. В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его […].

Тема любви в лирике А. С. Пушкина Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми […].

Тема любви в лирике А. С. Пушкина (3) Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви […].

“… И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может” (по интимной лирике А. С. Пушкина) В лирике А. С. Пушкина с необыкновенной яркостью и силой выразились все глубокие и разнообразные чувства. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных чувств, самое естественное проявление человеческих отношений. Она овладевает всем людским существом и приводит в движение все его внутренние струны. Одним из важных событий, оставивших неизгладимый след в душе поэта, стала его […].

Динамика развития темы дружбы в лирике Пушкина Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А. С. Пушкин, “19 октября” Возможно оттого, что в жизни Пушкина случилось так, что семью ему с отроческих лет заменили товарищи по лицею, он рано понял, какое важное место занимает дружба […].

Русская природа в лирике А. С. Пушкина Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую прелесть родной природы, заставляет увидеть и глубоко почувствовать ее, так как от этого во многом зависит нравственный облик […].

Читайте также:
Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, […].

Жанр послания в лирике Пушкина Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение […].

Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина Пушкин для меня не застывший эталон, не Догма, это и жизнь, и слезы, и любовь – целый мир, Богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни естественному миру природы. Все здесь взаимосвязано и […].

Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3) Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3) Поэт – гражданин любит свою Родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. Любить Родину – значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. Тема поэта и поэзии остро волновала А. С. Пушкина […].

Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником “счастья и горя”, составлявших мироощущение Пушкина. Неотъемлемой частью его лирики на протяжении всей творческой жизни станет тема дружбы. Друзья юности вплоть до 1837 года будут играть немаловажную роль в судьбе поэта. Лицейское братство, основанное на идеалах “вольности святой”, патриотической любви к “отчизне”, как […].

Вольность и свобода в лирике А. С. Пушкина Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, выступившими впоследствии против самодержавно-крепостнического строя, способствовала тому, […].

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка – большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба были теми высокими идеалами, которым поклонялась молодежь начала XIX века. Во время учебы в Лицее и в петербургский период жизни поэта главным мотивом в поэзии […].

“Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (По лирике А. С. Пушкина) Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Первая треть XIX века… Прошло время надежд на либеральные преобразования, о которых в начале своего царствования разглагольствовал Александр I. Начались гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. […].

“Пророческие” настроения в лирике Пушкина Нет, весь я не умру – Душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин не мог не осознавать своей миссии в русской литературе. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества – […].

Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта. Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” он пишет, подводя итог созданному в течение жизни: И долго буду тем любезен я народу, Что […].

Назначение поэта в лирике Пушкина Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому в его творчестве так много стихов, где затрагиваются все эти вопросы. И в первую очередь стихотворения: “Пророк”, “Памятник”, “Поэт”. Пушкин считал, что поэт […].

Природа в лирике Пушкина Встречая в произведениях какого бы то ни было писателя картины природы, мы знаем, что это аллегория: часто они изображают таким способом историческую обстановку или события (особенно популярны образы метели, грозы). В поэзии пейзажи – это выражение душевного состояния поэта. Появление картин гармонии или хаоса зависит от сиюминутного настроения автора, от того, какие чувства им владеют […].

“Чувства добрые я лирой пробуждал” (Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина) Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин. Пророк У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программными – не потому, что их изучают по школьной программе, в курсе какого-то класса, а потому, что они являются программой жизни и творчества поэта. Читатель […].

Читайте также:
Национальный образ Онегина: сочинение

Темы дружбы и свободы в лицейской лирике Пушкина Жизнь и личность Пушкина неразделимо связаны с эпохой, в которую он родился. Будучи сформированным тем временем, они оказывали воздействие на историческое развитие России. Военная молодежь начала XIX в. не знала иной жизни, нежели в постоянных походах и сражениях. Успевая побывать между войнами дома – в Москве, Петербурге или где бы то ни было, молодые люди […].

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении […].

Изображение природы в лирике А. С. Пушкина А. С. Пушкин – великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту. Изображение природы претерпевало изменения на протяжении всей жизни художника, что было связано со становлением его творческого метода, переходом […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1) Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве – не случайно первым опубликованным стихотворением […].

Романтизм в лирике А. С. Пушкина В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей); позже на смену ей пришла красота духовная (одухотворенные лица святых). К XVII в. утвердилось убеждение, что сила человека – […].

Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (2) Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют […].

Победа добра над злом в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” Добро в сказках всегда побеждает зло, за это и любим мы бесхитростные поучительные истории о Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Чуде-Юде, водяных и русалках. Поэма А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” – тоже сказка. Там можно встретиться со злым волшебником Черномором и огромной говорящей головой, с храбрым витязем и прекрасной смелой княжной, с мудрым старцем Финном […].

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода – это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 […].

Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним […].

“Хочу воспеть свободу миру… ” (по вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина) “Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы… “ Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу островки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражаются в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни […].

Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь. Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем “вольные стихи”, написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики. […].

Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А. С. Пушкин. Неповторимую прелесть родной природы открывает нам поэзия Пушкина. Под влиянием его незабываемых стихов мы путешествуем к морю, любуемся с высоты […].

Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (1) Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился […].

Читайте также:
История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”: сочинение

Философский поиск истинной свободы в лирике Пушкина Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина. В разные периоды его творчества он представлял ее поразному. Так, например, во время обучения в Лицее для него проявлением вольности было несогласие с профессорами, преподающими там, а чуть позже лицеисты стали собираться в некие кружки, где они не только предавались веселью и разгулу, но и постепенно […].

Тема борьбы и свободы в лирике А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа. Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. […].

«Он весь — дитя добра и света» (по лирике А. С. Пушкина)

Коллекция сочинений: “Он весь — дитя добра и света» (по лирике А. С.Пушкина)

Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудро­стью мысли, жизненным опытом — плодом долгих разду­мий и глубоких чувств — “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.

Перелистывая страницы стихов Пушкина, мы становимся как бы свидетелем его духовного возмужания и художе­ственного развития, становления его мастерства, где нерас­торжимы реальная действительность, поэтическое содержа­ние и художественная форма.

Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место чело­века в нем, на “проклятые вопросы» жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.

Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о челове­ке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как яв­ление временное, признать закономерности вечного движе­ния, смены поколений, бессмысленность попыток идти напе­рекор естественным законам бытия, умирание старого и на­рождение нового и одновременно утверждение вечной жизни

Природы, прославление человеческой жизни, освещенной ра­зумом и глубокими чувствами.

Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Однако мысль о смерти внушает ему не уныние, а покор­ность воле божией и примирение со своим жребием.

В стихотворении “Вновь я посетил» поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об “общем законе» развития жизни. Основным для понимания философских взглядов поэта является стихотворение “Два чувства дивно близки нам», в котором утверждается мысль о том, что чело­век лишь тогда человек, когда он любит родные места и чтит могилы отцов.

Величие человека — в его “самостоянье», то есть в уни­кальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя.

Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зави­симости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жиз­ни цель: счастливый человек», — писал он в стихотворении “К вельможам» в 1830 году, восхищаясь способностью адре­сата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многооб­разии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и прези­рать в ней грязное и пустое.

Есть одно малоизвестное стихотворение, в котором Пуш­кин описывает те два царящие в жизни начала, греховные начала, что служили причиной его первоначального отступле­ния от детской чистоты и веры. Это — демон гордыни и демон разврата. Ту небесную чистоту, которую проповедует “величавая жена» в стихотворении “В начале жизни школу помню я», Пушкин сознательно отвергает. Но в нем сильны настроения раскаяния и переживания. Пушкин почувствовал, что душа его оказалась на перепутье. По какому пути идти? Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться же­ланию тела — замарать свою душу.

Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь. А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освобо­диться от гордыни, свершить христианский подвиг человечес­кой души:

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возмож­ность падения чистоты и для падения — путь возрождения:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь,

И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Эти сомнения, страсти, охватывающее отчаяние и развива­ют чувства, мысли, делают человека человеком. Проникно­венно звучит молитва Пушкина:

Читайте также:
Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей,

Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья.

С верой и надеждой в свои силы отвечает Пушкин Фила­рету:

И ныне с высоты духовной

Мне руки простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Сосредоточение своего чувства на своем покаянии не зак­рывает сердце поэта к людям, к России. Поэт понимал жизнь как труд, как выполнение долга перед людьми, как гармони­ческое единство темного и светлого, не отчаивался в горькие минуты, не обольщался в светлые.

Простая жизнь дарит человека дружбой, любовью, созна­нием родства с родной природой.

Сколько прекрасных стихотворений посвятил поэт друзь­ям, всю жизнь оставаясь верным святому братству. Стихо­творения, посвященные лицейским годам, останутся навсег­да непревзойденными шедеврами лирики поэта.

Радость, доставляемая любовью, дар человеку от матери-природы. Любовь порождает вдохновенье, помогает по­эту воссоздать красоту женщины и физическую, и духов­ную: “Няне», “Я помню чудное мгновенье», “Мадонна» и дру­гие.

Волшебное перо поэта превращает любовь в возвышенное, чистое и прекрасное чувство, лишенное эгоизма.

Итак, жизнь таит в себе и горе, и радость, и человек, рожденный поэтом, не должен страдать от сознания неизбеж­ности смерти:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Поэт призван совершить великий подвиг — помочь лю­дям осознать себя, окружающий их мир, постигнуть мудрость мироздания.

Пушкин восстает пророком, долг которого “глаголом жечь сердца людей». Пророк у Пушкина выступает как провозвестник истины, несет людям мудрость, знание при­роды и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Рассказ пророка о нисшедшем на него вдохнове­нии выдержан в том библейском стиле, которым написана книга пророка Исайи. Для Грибоедова важно само пред­ставление о пророке, понимание его миссии. В библейском представлении пророчество было силой, которая могуще­ственно влияла на судьбу людей, а носители ее явились избранниками, наделенными даром провидения. Показы­вая творческое прозрение поэта, Пушкин изображает его томимым духовной жаждою. Явление Серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов.

Русский поэт философски осмыслил свою жизнь, свое слу­жение отчизне, сказав:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Еще более выразительно он определил свою заслугу перед родиной и народом в стихотворении “Я памятник себе воз­двиг нерукотворный…»

Не “зарастет» народная тропа к Пушкину.

Его поэзия глубоко проникает в душу внимательного чи­тателя, и этому способствует широкое философское осмысле­ние мира и место человека в нем, придающее стихам поэта общечеловеческое, высоконравственное значение.

Сочинение на тему: Образ стихии и его символическое в поэме “Медный всадник”

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 25.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

В поэме Пушкина “Медный всадник” образ элементов отрицательный. Он ломает судьбы людей, лишает их крыши, хлеба, а иногда и самой жизни; он создает беспорядки в Петербурге и разрушает все, что стоит на его пути. Элемент в этом стихотворении – олицетворение и воплощение абсолютного зла, “Божьего гнева”, как говорит сам рассказчик.

Природу нельзя позорить.

Петр I попытался покорить его, построив город на “болотистой болоте”, и, кажется, все получилось. Но элементы (которые изображаются как живые герои) не примирились с Петербургом, который встал у них на пути, и восстали против народа. На фоне разрушения бури мы видим незначительность человека и всего, что связано с его жизнью (например, “ветхий дом” не выдержал натиска ветра и волн).

Для характеристики стихий поэт использует такие эпитеты, как “злобное бедствие”, “жадная волна”, “наглый гнев”, “буйный шум”, “яростные воды”. Благодаря наличию этих средств выражения, читателю становится ясно, что буря не имеет никаких положительных качеств – она на самом деле является полностью негативным и “темным” изображением.

Работа также показывает, что перед стихией все равны: и правитель (“С Богом стихия / Цари не могут справиться”), и простой народ. Как бы велик ни был человек, шторм никого не спасает.

В “Медном всаднике” А. С. Пушкина элементы изображаются как непреодолимая сила, направленная против человека. Сея хаос, кажется, возвращает человечеству ущерб, нанесенный, в том числе, строительством городов (в данном случае – Санкт-Петербурга). Шторм, унесший много жизней, еще раз доказал, что никто не имеет власти над природой.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Сочинение: Образ стихии в произведениях Александра Пушкина Капитанская дочка и Медный всадник

Функции образов природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» и «Медном всаднике» образ стихии выполняет прежде всего символическую и философскую функции. В «Медном всаднике» Пушкин изображает стихию воды, наводнение, а в «Капитанской дочке» перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой сложные символы и помогают Пушкину раскрыть в этих произведениях свою философию.

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

В «Капитанской дочке» стихия предстает перед читателями в образе бурана, описанного во второй главе. При его изображении Пушкин использует некоторые детали и сравнения, сближающие образ бурана с бурей на море, с образом бушующей водной стихии из «Медного всадника»: зимнюю степь Пушкин называет «снежным морем», движение кибитки похоже на плаванье судна по бурному морю. Пугачев предлагает, если небо прояснится, искать дорогу по звездам, как это всегда делали мореплаватели. Несколько раз Пушкин называет буран «бурей», хотя это слово больше подходит для описания состояния морской, водной стихии. Рисуя образ страшного бурана, Пушкин использует аллитерацию, паронимический ряд слов на букву «б». «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда буран!»

Пророческий сон Гринева навеян бураном («я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури, значит, образ бурана в произведении тоже является пророческим. Вся повесть «Капитанская дочка» представляет собой описание стихии Пугачевского восстания. Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря». Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.

«Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель». И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев. Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.

В «Медном всаднике» перед нами бушующая водная стихия. Если в «Капитанской дочке» стихия предстает как «круженье», то в «Медном всаднике» описывается борьба воды с неподвижным каменным городом. Пушкин рисует страшную картину разъяренной водной стихии:

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась.

В этом «народ зрит Божий гнев». Наводнение в «Медном всаднике» символизирует Божью кару. Но возникает вопрос: за что «Божья стихия» мстит Петербургу, за что она карает город Петра? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории создания самого Петербурга.

Для русской культуры XVIII, XIX и даже XX веков тема Петербурга является проблемной.

Противоречия, с которыми было связано возникновение и развитие Петербурга, стали не только материалом для аналитических, рациональных суждений, они дали начало развитию мифа о Петербурге. Существуют два диаметрально противоположных варианта петербургского мифа. Оба они связаны с оценкой Петра I как существа, наделенного сверхчеловеческой природой. Только в одном мифе Петр предстает антихристом, исчадием сатаны, а в другом говорится о богоподобии царя-реформатора. Во вступлении к «Медному всаднику» описание Петербурга уподобляется библейской теме сотворения мира:

На берегу пустынных волн

Стоял Он, дум высоких полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Создается впечатление бескрайности водных пространств, господства хаоса и мрака. В это повествование контрастно включается «Он», не названный, никак не описанный, предстающий олицетворением «великих душ», символом творящего духа. Затем создается ощущение чуда:

Прошло сто лет, и юный град,

Полночных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

Перед читателем сказочное превращение хаоса, в космос. Труда, жертв, борьбы как бы и не было, складывается впечатление, что «великие думы» прямо и непосредственно рождают город.

Черты божества присущи образу Петра и в главных частях повести «Медный всадник». Но здесь начинают звучать отголоски противоположной мифологической традиции. Пушкин использует прием парафраза, он ни разу не называет Петра по имени. «Кумир на бронзовом коне», «кумир с простертою рукою», «горделивый истукан», «грозный царь», «Всадник медный» — вот наименования Петра в поэме. Повторы выделяют тему «кумира» и «горделивого истукана», что ассоциируется с представлением о языческих идолах. Пушкин говорит, что Петр — это кумир, которому поклоняется толпа жителей сотворенного им Петербурга. Петр I построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая желаниями отдельного человека. Идея государственности превратилась в идола, в жертву которому приносилось огромное количество человеческих жизней. «Божья стихия» наказывает город, поклоняющийся этому идолу.

Кроме того, Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, мало пригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. Сама планировка города, геометрически правильная, основанная на строгих, прямых линиях, являлась антитезой природному окружению, выражая триумф разума над стихией природы. Петербург строил Петр I, уверенный, что с природой и человеком можно сделать все.

Описание наказания стихией полно апокалипсического ужаса:

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Рассказчик восклицает: «Ужасный день!» В начале второй части автор дает такое сравнение разбушевавшейся стихии:

С свирепой шайкою своей,

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой.

Это ключевое сравнение стихии в «Медном всаднике», которое ассоциируется с народным бунтом, Пугачевским восстанием. В конце повести сошедший с ума Евгений тоже бунтует. Он, маленький человек, смело заявляет «державцу полумира»:

Читайте также:
Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина: сочинение

Добро, строитель чудотворный.

В «Медном всаднике» мы видим, что стихия природы опять сливается с бунтом народа, в данной повести это пока бунт только одного его представителя, простого, маленького человека Евгения. Пушкин говорит, что, как и наводнение, народный гнев — это тоже Божий гнев. Поклонение государственности, пренебрежение жизнью обычного человека влечет за собой Божью кару, которая в «Медном всаднике» обрушивается на город пока в виде стихии, а в будущем может вылиться в новую пугачевщину. Как в результате наводнения в «Медном всаднике», так и во время народного восстания в «Капитанской дочке» погибают невиновные люди. Пугачевцы убивают капитана Миронова, его жену, в период наводнения гибнут Параша и ее мать.

В «Медном всаднике» разбушевавшаяся стихия приводит к огромным разрушениям, и в «Капитанской дочке» результаты гражданской войны страшны: «Бедствие доходило до крайности… состояние всего обширного края было ужасно». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — заключает Пушкин устами Гринева.

Итак, образ стихии в повестях Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов. Пушкину ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит и в своей гражданской лирике, и в рассмотренных выше повестях.

Образ стихии в поэме «Медный всадник»

Интегрированный урок. Литература + ОБЖ + история.

Тема: Образ стихии в поэме «Медный всадник».

· Познакомить с историей строительства Петербурга.

· Развивать аналитическое мышление, выразительное чтение, познавательный интерес.

· Воспитывать любовь к поэзии, литературе, искусству.

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой «Медный всадник». Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I. Но удивительна эта поэма ещё и тем, что в ней одним из главных героев является стихия.

Тема нашего урока:

«Образ стихии в поэме «Медный всадник».

(слайд 1)

– Пётр I задумал построить величественный город, северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. О том, как строился Петербург расскажут нам историки.

(Историки рассказывают о строительстве Петербурга.)

Историк В 1703 г. Пётр I начинает строить город Санкт-Петербург. Крестьяне, пригнанные из сухопутных российских краёв, с ужасом взирают на морскую столицу. Виданное ли дело: на дне моря дворцы возводить! В 1714 г. Царь издал указ: каждая подвода, едущая в город должна сдать на заставе 3 камня весом 5 фунтов каждый, а входящий в гавань корабль – 30 камней по 10 фунтов. Штраф за каждый недовезённый камень – гривна. Пётр I приказал подсыпать землю, поднять город так высоко, чтобы его не достигли волны. Все проекты 18 – 19 вв. оказались бесполезны. Лишь в 20 в. город одели в гранит. В1957 г. построили дамбу в Финском заливе, которая защищает город от наводнений.

–Давайте обратимся к Пушкину и прослушаем вступление к поэме «Медный всадник».

Ученик 1. (читает отрывок На берегу пустынных волн… И запируем на просторе)

Анализ отрывка (вступление).

– Каким настроением, чувством наполнено вступление?

(торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм)

Найдите сроки, отражающие державность замыслов Петра I.

(стоял он дум великих полон…)

( в даль глядел, река неслась широка, илистые топкие берега, лес шумел.)

– Каким предстает Петр 1 в поэме Пушкина ответят нам литераторы.

Пётр предстаёт здесь как основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности; широкий взгляд на мир укрупняет и личность героя, данного на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить.

– Как понимаете данные строки?

(отсель грозить мы будем шведу…

Ногою твёрдою стоять при море)

(строительство нового города на берегах Невы даёт возможность наладить связи с Европой)

Петербург – величественный город, построенный великим человеком. Этот город считается одним из красивейших в мире. любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». В этой поэме, или как назвал её сам автор в «петербургской повести», мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Давайте послушаем самого Пушкина:

Ученик 2. (читает отрывок)

На золотые небеса».

(Демонстрация слайд-шоу «Петербург».)

– Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия, вечности, прочности.

( Работа с текстом. )

– Какие интонации преобладают в этой части?

(возвышенные, торжественные. Это гимн.)

– Какой жанр использует Пушкин во вступлении? (ода)

– С помощью каких художественно – выразительных средств он достигает этого?

( эпитеты –строгий стройный вид; прозрачный сумрак; блеск безмерный; однообразную красивость; золотые небеса;

Олицетворения – Нева оделась в гранит

Метонимия – все флаги в гости будут к нам.

Анафора – люблю тебя, Петра творенье, стройный вид; Невы державное теченье)

– Как понимаете фразу?

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.

(воплотились мечты Петра, Петербург великолепный город, гордость России)

-Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

– Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Мы уже слышали, как трудно строился этот город.

-Смог ли человек подчинить себе природу или она и по сей день напоминает нам о том, что мы лишь гости в этом мире? На этот вопрос ответят нам историки.

Людям удалось победить природу, удалось среди болот построить величественный город, удалось усмирить Неву. Однако иногда она бунтует против учиненного насилия над ней. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. Красавица Нева готовится к броску на город. В Петербурге часто случаются наводнения.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

– Что же такое наводнение? Ответ на этот вопрос подготовили спасатели.

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды, в период ливней, снеготаяния, заторов.

(cлайд 6)

– Каковы причины наводнения?

-быстрое таяние снега

-разрушение плотин и дамб

– подводные землетрясения и извержения вулканов

– Сколько раз за все свое существование Петербург становился жертвой водной стихии? На этот вопрос ответят историки.

За те 300 лет, что стоит С. Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, 1703г, произошло первое на памяти очевидцев наводнение, вода поднялась за несколько часов более чем на 2 метра. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, ничто по сравнению с наводнением.

Убытки были огромными. Эти тревожные дни помнят многие старожилы.

– Самое крупное наводнение за всю историю С. П. произошло 7 ноября 1824 года. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.

– Посмотрите небольшой фрагмент фильма и послушайте, как его описывает Пушкин.

Чтение отрывка учеником

( Нева всю ночь рвалася к морю…

Плывут по улицам)

– Какие новые ассоциации, образы возникли после просмотра этого отрывка?

– Мне кажется, наиболее точно подходят слова Б. Пастернака.

Тучи, как волосы, стали дыбом

Над дымной и бледной Невой

Кто ты, О кто ты?

Кто бы ты ни был – Город – вымысел мой.

– Пушкин ярко описывает наводнение, мы словно представляем эти картины перед собой. Благодаря каким средствам выразительности это достигается?

( восклицание – Осада! Приступ!

Сравнения – и вдруг как зверь остервеняясь.

Кр. Формы прил и прич. – гневна, бурлива, погружен.

Нагромождение глаголов – затопляла, свирепела, вздувалась, кинулась )

– Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.

( пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась, ревела, как зверь остервенясь, на город кинулась, осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна, вставали волны там и злились, насытясь разрушением, своим любуясь возмущеньем.

Самый зримый образ – челны с разбега бьют кормой и гробы с размытого кладбища плывут по улицам.)

– Что символизирует собой эта водная стихия? Вопрос к литераторам.

(Наводнене – это бунт неукрощенной стихии и направлен он с негодованием на ”гранит подножия Петра. Затем мятеж водной стихии переводится в иной социальный план – народный бунт.)

– Удалось ли людям усмирить стихию?

(Нет. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением.)

– Что же делать, если вы попали в зону затопления?

Спасатели знакомят с памяткой.

– Наш урок подходит к концу, пора делать выводы.

Спасатели. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.

Историки. С древних времен люди воспринимали наводнение как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

Литераторы. Наводнение в поэме Пушкина – это худ. Образ, бунт стихии. Последствия такого бунта страшные: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.

– Да, действительно, бунт стихии это один из кульминационных центров поэмы. Мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт возмущенной Невы с народным бунтом. По мысли Пушкина и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Работа ученица 10 класса, представленная на городском конкурсе творческих работ “Встреча с Болдинской осенью”

Скачать:

Вложение Размер
Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно- исследовательская работа на тему:

Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Ученица 10 класса

Александрова Екатерина Романовна

Дмитриева Елена Юрьевна

Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, малопригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему. Однако природная стихия не подчиняется даже царям.

В своей научно-исследовательской работе я постаралась подробней изучить вопрос: какова роль стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Ведь неспроста А.С. Пушкин обращает наше внимание на явления природы. По моим данным, к характеру изображения стихии в «Медном всаднике» в разное время обращались многие ученые, поскольку оно выступает нервом произведения, одним из ключей к постижению его сути. В этом ряду назовем исследования Д. Мережковского, Г. Федотова, Н. Анциферова, Б. Томашевского, Б. Мейлаха, Г. Макогоненко, Ю. Борева и других, из последних – И. Альми, Г. Зотова, Ю. Сугино, М. Новиковой, С. Денисенко. Обратимся к определению, которое устанавливает многогранность явления стихии, его основные свойства и способствует выработке системного подхода к его воплощению в «Петербургской повести». Стихия – (греч. stoicheion – первоначальный элемент) – 1) один из основных элементов природы (вода, земля, воздух и огонь) в античной философии; 2) явления природы, предстающие как мощная разрушительная сила; 3) в переносном значении – неорганизованная сила, действующая в социальной среде; привычная среда [1, с.552]. Это современное понимание круга реалий, охватываемых понятием «стихия», становится в настоящей работе исходным.

Изучая поэму «Медный всадник» чаще всего рассматривают водную стихию, но мне бы хотелось ознакомиться не с одной, а с четырьмя стихиями. Как мне стало известно, в работе Ю. Сугино впервые было сказано о проявлении в пушкинском произведении основных четырех элементов природной стихии – воды, земли, воздуха и огня. «В поэме эти элементы, – считает исследователь, – с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов и выражают различные явления стихийных сил» [2, с.15].

«Петербургскую повесть», в которой Пушкин воплотил художественную модель мироздания в его диалектике, нередко называют «поэмой воды и камня». Вода играет в поэме главенствующую роль, предстает в различных состояниях. Здесь проявляется ее женское, материнское природное начало, порождающее жизнь на своих берегах. Само течение реки символизирует вечный поток бытия – «Река неслася».

Водная стихия в поэме «Медный всадник» предстанет перед нами в двух образах. В одном автор использует возвышенную лексику, Нева торжественная и царственная, одетая в гранит и обрамленная металлом ограды – как символ покорности воли царя – «..Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный..». В другом- предстает она взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее. А.С.Пушкин сравнивает её с шайкой разбойников, которая свободолюбива и довольна своим «наглым буйством», Нева забирает добычу, оставляя после себя лишь «вопли, вой и скрежет» – «Ну вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу».

Огонь осмысляется мифологическим сознанием «как грозная и опасная стихия» [4, с.240], и в то же время как символ жизни – тепла, дома, семьи, когда он находится в сфере очага. В авторской интерпретации он как разрушительное начало в изображении беспощадной бунтующей Невы. Поэт использует здесь олицетворение -(«Но, торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь» [3, т.Ш, с.268], подчеркивая ее разрушительную агрессию.

Стихия воздуха (одна из четырех главных стихий) предстает в поэме «Медный всадник» во взвихренном состоянии, в ипостаси шквального ветра, который «сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами». Здесь используется звукопись(ассонанс и аллитерация) для передачи той обстановки, которая царит в поэме в момент бунта стихий. Аллитерация- повтор «е», «ы» и «а» передает рев ветра, вой и весь тот хаос, что царит вокруг-«Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела.. Там буря выла, там носились / Обломки.. Как ветер буйно завывая»[3, т.Ш, с.263]. А также автор использует ассонанс- при повторе «з», «д», «р» и «ч» создается чувство ,что мы слышим шум, клокот воды, подгоняемой ветром, тот же самый рев бури – «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.. Как дождь ему в лицо хлестал».

Особенность пушкинского произведения заключается в том, что в качестве первоэлемента земли в ней выступает камень, создавая особое смысловое поле. Камень в поэме воплощает в себе твердость и надежность, «окаменелую музыку творения» [5, с.236]. Камень – строительный материал города, его «дворцов и башен», он сковывает, пленяет водную стихию, провоцируя ее бунт. В этом плане он парадоксально заключает в себе разрушительную силу –«Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури.. Но силой ветров от залива / Перегражденная Нева / Обратно шла, гневна, бурлива / И затопляла острова »

Присутствует также и цветопись. Это непременная черная мгла – «Над омраченным Петроградом» [3, т.Ш, с.263], «мгла ненастной ночи» [3, т.Ш, с.265], «Ночная мгла /На город трепетный сошла [3, т.Ш, с.269]. Черный цвет используется с целью показать тот хаос и ужас, который царит во мгле.

По наблюдениям Г. Макогоненко, «мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с действительным народным бунтом, стихийным мятежом» [6, с.176].

Мысль Пушкина связана с тем, что Петр не сумел найти ключ к природной и народной России. Можно во многом согласиться с японским пушкинистом Ю. Сугино в понимании ассоциативной связи природной стихии в «Медном всаднике» с широким спектром кризисных социальных явлений российской истории. Это и пугачевский бунт, и непокорность дикого горного народа на Кавказе, холера и холерные бунты 1830-1831 годов, восстание декабристов в очень дальней ассоциативности. В этом есть своя логика.

В 1833 году в период создания «Медного всадника» он работал и над «Капитанской дочкой», и над «Историей Пугачева». Мне кажется, что сравнение Невы с «шайкой разбойников» появилось у А.С.Пушкина под впечатлением от образа Емельяна Пугачева. «Злые волны, как воры лезут в окна», «наглым буйством утомясь», «Так злодей, / С свирепой шайкою своей / В село ворвавшись, ломит, режет, / Крушит и грабит; вопли, скрежет, / «Насилье, брань, тревога, вой. / И, грабежом отягощены, / Боясь погони, утомленны, / Спешат разбойники домой, / Добычу на пути роняя» [9, т.ІІІ, с.267] – эта грубая разговорная лексика характерна для народа и поэтому становится очевидным, что созданный поэтом образ Невы подобен «шайке разбойников». А бессоюзие дает динамику тексту, создают тревогу и беспокойство.

По наблюдениям С. В. Денисенко, «проявление стихийного начала в природе Пушкин связывает, прежде всего, с образом зверя и, в частности, лошади (коня)» [7, с.44].

В поэме «Медный всадник» через зверя, воплощающего в представлении Пушкина агрессию стихии, передается миг нападения Невы на город – «И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась» [3, т.Ш, с.265]- олицетворение,с помощью которого автор рисует разрушительную силу Если учесть, что Нева предстает здесь и в прямом, и в символическом значении, то становится хорошо видно отсутствие водораздела между природной и народной стихией. Этот момент «оживления» автором стихии в тексте («ветер выл», «дождь стучал не так сердито») тонко заметил С. А. Фомичев [8, с.198]. Главное в ней – разрушительная, безжалостная, спонтанная сила.

Образ побежденной стихии-Невы параллелен России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».

Итак, образ стихии в повести Пушкина «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.

Образ Медного всадника в одноименной поэме Пушкина

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.
Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

Цитаты из «Медного всадника»

Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.

Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.

  • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
  • «Померкла старая Москва».
  • «…Россию поднял на дыбы».
  • «Люблю тебя, Петра творенье».
  • «И жизнь ничто, и сон пустой».
  • «Живет в Коломне, где-то служит».
  • «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
  • «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
  • «Вскипела кровь».
  • «Вода и больше ничего!»
  • «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
  • «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Медный всадник»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Медный всадник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Медный всадник»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Медный всадник»
  • для самых крутых — Читать «Медный всадник» полностью

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Характеристика Евгения – главного героя

Перед читателем Евгений предстает как человек, который не имеет особых заслуг. Создавая характеристику Евгения из «Медного всадника», нужно сказать, что сам автор не упоминает ни места работы, ни чина, ни какой-либо еще информации о главном герое. Однако, читая произведение и видя его жизнь со стороны, со временем мы можем сказать, что Евгений – мелкий чиновник, не обладающий ни богатствами, ни талантами.

Говоря о характеристике Евгения из «Медного всадника», не будет лишним упомянуть и то, что у центрального персонажа была возлюбленная. Однако когда город охватывает стихийное бедствие, девушка, которая жила и росла в обычной небогатой семье, погибает. Даже тогда главный герой «Медного всадника», Евгений, не переживает свою утрату. Он расстроен, огорчен, но нельзя сказать, чтобы он был убит горем. Вероятно, такую реакцию можно наблюдать у юноши в связи с тем, что стихия не успокаивалась, и Евгений был сильно напуган происходившим вокруг ужасом: полуразрушенные дома, огромное количество смертей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Маленький человек

Образ маленького человека в поэме представлен в лице Евгения. А.С. Пушкин даже не дает фамилию своему герою. Мечты и стремления его заключены вокруг семьи и семейного счастья, он не стремится что-либо изменить в своем бедном положении, не тоскует о прошлом и ничем не отличается от обычных мелких чиновников Петербурга. Злобный шепот на Петра заключен только в рамках собственных душевных терзаний, не является конструктивной и глубокой критикой. Он считает реформатора виновником смерти Параши, не более. Больное мышление оживляет самодержавца, герой в ужасе убегает от всадника. Подробнее мы написали об этом в сочинении об образе маленького человека в поэме «Медный всадник».

Автор: Анастасия Фёдорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: