Онегин в Петербурге: сочинение

Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге. Эссе

­Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге
( По роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин” )

К моменту встречи наших героев в северной столице ей 19 лет, ему 28.
По нынешним меркам ещё дети, но не по тогдашним. Уже очень много пережил каждый из них, что заставляет душу становиться зрелой.

Они не виделись два года, да Татьяна уже и не надеялась увидеть Онегина.
И вот встреча на балу.

Муж Татьяны оказался другом и родственником Онегина, что позволяет Евгению свободно посещать их дом.
Татьяна в новой роли богатой знатной светской дамы, законодательницы зал, равнодушной к Онегину, вызывает в нём страстное чувство.
Играет ли Татьяна в равнодушного человека? Зная её, этого нельзя сказать – таким образом она показывает герою необходимость одуматься и не преследовать её.

Онегин пишет ей три письма, хотя, как мы помним, не любил писать письма. Но он воспользовался её же приёмом, так как иначе нет возможности с ней объясниться.
Автор счёл нужным познакомить нас только с первым его письмом.

Чего же он хочет? Развестись с мужем и выйти замуж за Онегина, по тем временам, не представляется возможным. Таинство венчания, данное друг другу слово налагает обязанности, ответственность. Когда-то Татьяна мечтала о “хранителе до гроба”. Лучше хранителя в лице её муж-генерала, участника войны, получившего ранения, что их” за то ласкает двор”, уже и не найти. Сама судьба всё расставила по своим местам.

Зачем Онегину эта любовная связь, ведь он видит, что она не согласится на адюльтер. У Онегина есть опыт любовных связей с замужними женщинами, причём, “но вы, блаженные мужья, с ним оставались вы друзья”, и в другом месте “дружба тяжкая мужей”. Вот таков он был, высший свет. Онегин так обаятелен и любим даже обманутыми мужьями, что с ним никто не собирается стреляться.

Однако Татьяна не перестат любить Онегина. ” Я Вас люблю, к чему лукавить,” – говорит она в этом объяснении.

Давайте вспомним, что в том первом её письме такая фраза нет, не звучала, хотя, конечно же, всё письмо дышало любовью. Эту фразу в ином контексте произнёс Онегин при той встрече в саду: ” Я Вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней”.

Вы замечали, что эту цитату часто перевирают, говоря ” и ,может быть, ещё СИЛЬНЕЙ. Не о силе, а о нежности идёт речь.
Кстати, часто неверно цитируются и размышления автора о любви:
“Чем меньше женщину мы любим,
Тем ЛЕГЧЕ нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.” – “Легче”, а не “Больше”. А уж про то, что “женщину” губим тем самым, уж никто и не договаривает ( не помнит или не хочет давать себе отчёт )

Так что “богатые тоже плачут”. Вот в этой-то неразделённой любви и вся драма и безысходность для обоих. Что нужно Татьяне? Ей нужно жить в гармонии с людьми и с самой собой. Но, увы, гармонии нет. В девушках она мучилась в своей деревне от невежественного помещичьего окружения, в высшем свете ей, уже замужней даме, претит искусственность и маскарад происходящего. Не радуют ни знатность, ни богатство, ни уважение к ней высшего света. Однако новое положение она приняла и, конечно, дорожит им, и ради своей новой судьбы готова отказаться от любви. Для этого ей нужно, чтобы герой её больше не преследовал, не появлялся бы у неё в доме: “Но я другому отдана, я буду век ему верна”.

Сколько уважения в этой фразе к спасителю-мужу. Возможно, вслед за уважением придёт и любовь, но уже другая.

Как известно, Онегин нигде не служил – ни в штатской ни в военной службе,- что по тем временам делало его передовым человеком, находящимся в оппозиции к правительству.

Муж Татьяны, генерал в уже свои довольно молодые годы, ( речи о том, что он “старик”, в романе нет ) защищал Отечество, “в сраженьях изувечен”. Это заслуживает огромного уважения. Татьяна выросла в семейной атмосфере пиетета к военным заслугам, её отец-военный в чине бригадира имел медали, награды за военную службу, сестра Ольга вышла замуж за улана.

Поэтому, конечно же, на тот момент превосходство генерала над странным анахоретом Онегиным очевидно.

Татьяна лучше стала понимать предмет своего воздыхания ещё два года назад, когда после отъезда героя, убившего на дуэли друга, она посетила его дом и познакомилась с книгами, которые он читал. Да, литература в его библиотеке была передовой, современной, Байрон, например, однако умная девушка моментально заметила общее в поступках Онегина и героях читаемого им, их разочарованность и равнодушие к простым человеческим радостям да и к людям. “Уж не пародия ли он?” – ужаснулась тогда Татьяна.

Но от такого открытия она не стала его любить меньше, первое страстное романтическое чувство сменилось любовью-пониманием, любовью-жалостью. Её христианское воспитание понуждает к любви-всепрощению, хотя нанесённая им обида присутствует в её душе и после замужества. Но как ей ни обидно: ” А счастье было так возможно, так близко. “, она благодарна ему за ту благородную отповедь. И вот опять же, как же за всё это его не любить.

Герой так жалок к окончанию романа, ведь он пробовал забыть свою любовь и всю зиму провёл у себя дома, опять в затворничестве, нигде не появляясь. Он болен даже, он рыдает у ног недосягаемой ныне той бывшей простой Тани – хочется погладить его по голове, поднять с колен, утереть ему слёзы. Сейчас он действительно ребёнок-сирота ( а матери он лишился, видимо, совсем рано, так как о ней в романе ни разу не упоминается )и оплакивает не только свою несчастную любовь, но и всю свою никчемную, как ему видится, жизнь.

Читайте также:
Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

И всё-таки как мужественна и сильна духом Татьяна в этой последней сцене:

“. Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.”

Она поднимает его с колен и в прямом, и в переносном смысле.
Вот сейчас он выслушает её.

“Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен. “

Ну, раз “громом поражён”, пора, пора пробуждаться или выныривать из пучины безысходности, тем более, что в комнату входит муж Татьяны и теперь уже объяснение и с ним неизбежно.
Конечно же, этот дом ему больше не посещать, но, самое главное, Татьяна пробудила в нём способность любить, чего с ним ещё ни разу не случалось ( опыт совсем ранней его молодости в условиях света не в счёт). Хочется надеяться, что он ещё найдёт своё счастье, теперь у него есть ориентир. Не будем думать, что такая женщина, как Татьяна, исключение в русской среде.

09.01.2021
Иллюстрация. Художник Д. Белюкин

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.

В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.

Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова. Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного. Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.

Сочинение Петербург в Евгении Онегина

В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители. Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.

В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.

С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное. Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами. На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете. Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.

Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.

Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.

Читайте также:
Современность «Евгения Онегина» (по роману А. С. Пушкина): сочинение

Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века. Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым. Петербург — это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.

Популярные сочинения

  • Сочинение Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс)
    В моей жизни встречалось много добрых людей. Но я хочу выделить из них самого главного – это моя мама. Самый добрый и близкий человек в жизни, которого всегда интересуют твои вопросы и проблемы.
  • Сочинение на тему Интернет (плюсы и минусы, добро или зло)
    Одним из значительных событий двадцатого века стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Она связала между собой десятки миллионов пользователей ПК, находящихся в разных уголках планеты.
  • Сочинение Мечта и цель
    Мечта – это движущая сила в нашей жизни. Каждый человек прекрасно понимает, что желание самостоятельно не исполниться, и чтобы его реализовать нужно приложить немало усилий и пройти нелегкий путь.

Сочинение 2

В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой, Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества. Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга. Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.

Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов, и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.

Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания. Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди. Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод. Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта. Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.

Свой роман Пушкин начал писать в 1823 году и закончил в 1830. В самом романе Петербург сыграл наиболее важную роль. В середине своего повествования автор описывает Москву. Он как бы хочет противопоставить две главные столицы и выявить различие. Знакомство с Москвой автор увековечил стихотворением известным почти каждому — «Москва, как в сердце…».

Эти строки Пушкин писал после ссылки. Его возвращение в Москву после долгого отсутствия сказалось на теплых стихах про столицу. Петербург славится разными достижениями в области культуры и искусства, но для автора он остается холодной северной Пальмирой, а Москва стоит на семи холмах и представлена в виде панорамы. И там будет показано изобилие золотых крестов, соборов и огромных колоколов. Это отличает Москву и показывает ее православные традиции, в другом, отличном от Санкт-Петербурга, аспекте.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила↑ ПушкинЛюдмила в поэме Руслан и Людмила →

О романе «Евгении Онегин» (страница 7)

Жизнь Онегина в Петербурге протекала весело и праздно. Распорядок дня был одним и тем же:

    Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

    Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум…

Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было

    Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Но прекрасные задатки Онегина подавлены социальными условиями, средой, в которой он вырос и жил.

Не только у Ленского, но и у Онегина могла быть иная судьба. Нет ничего странного, если бы Онегин повторил участь своего дяди, но он мог бы стать и одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Онегин оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини: «А счастье было так возможно,/Так близко. » Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку, выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной, и случайной.

Читайте также:
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина Дубровский): сочинение

Герой пробовал преодолеть свою неудовлетворенность, стал писать и читать, но вскоре бросил и то и другое. «Русская хандра» овладела им не вследствие пустоты души от природы, а оттого, что Онегин был значительно выше людей света. Этот благородный, умный, порядочный и совестливый человек хотел бы, но не знал, как и чем заняться. Он недоволен всем, что видит вокруг себя, понимает, что вынужденным бездельем губит себя. Оттого он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегина уже не увлекают маскарады, балы, театры, красавицы и друзья. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Он сам недоволен обществом, и это сближает автора с Онегиным:

    С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас…

Пушкин называет странность Онегина «неподражательной». С точки зрения общества, Онегин действительно «странен». Толпа примеривает к нему знакомые маски то чудака, то литературных героев и удовлетворяется собственной находчивостью.

Онегинский характер сформировался «в определенных общественных условиях», в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.

Преимущественное состояние Онегина — скука. Ничто не могло развеять его тоскующую лень. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах ее побороть. «Труд упорный ему был тошен», — замечает Пушкин. А так как, по мысли автора, только в труде могли проявиться творческие силы личности, то итог жизни Онегина безрадостен:

    Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

Петербургские адреса: прогулки с Евгением Онегиным

Маршрут по онегинским местам удобно начать в самом центре Петербурга. Надо сказать, что наш главный герой вёл довольно-таки богемный образ жизни. Проснувшись после полудня и не спеша изучив утреннюю почту Евгений отправлялся на прогулку. Ну, что ж, последуем за ним!

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар.

Ну, широкополые шляпы боливар нынче не в моде, зато самокат настоящий тренд! Как и Евгений отправляемся на Адмиралтейский бульвар – место, надо сказать, излюбленное для прогулок в начале 19 веке, моду на которое вводит сам император Александр Первый. Золотая молодежь инициативу поддержала и с удовольствием делилась здесь последними светскими сплетнями. А зелено и просторно здесь и сегодня. Ведь возле Адмиралтейства теперь цветёт Александровский сад.Кстати, бульваром раньше называли и сам Невский. Сегодня, конечно, трудно в это поверить, но в пушкинскую эпоху прямо посредине проспекта росла липовая аллея. Ну а мы, кстати, уже пришли, ведь на часах Онегина время обеда, а значит пора перекусить!Беру кофе на вынос, а в начале 19 века здесь можно было оставить целое состояние на обеде у француза Талона.

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток

Модный ресторан Пьера Талона на Невском проспекте работал до 1825 года. Здесь, можно было безумно модно и ужасно дорого отобедать. В меню ресторана — ростбиф, трюфели, Страсбургский пирог с паштетом. Идеальное место для петербургского денди!

Ближе к вечеру культурная жизнь Северной столицы бьёт ключом, поэтому

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру.

К Мариинскому, подумаем мы сегодня. Ведь на момент написания романа о его строительстве в городе еще не задумывались. Зато на другой стороне площади уже стояло здание Большого Каменного театра. Это о нём Пушкин напишет: «Театр уж полон, ложи блещут». Правда, в 19 веке здание разберут и на его фундаменте построят Консерваторию.

Но, надо сказать, что званные обеды и театры интересовали Евгения лишь в первой части романа. После же его добровольной ссылки в деревню и знакомства там с семейством Лариных уже через несколько лет он вновь встречает Татьяну здесь в парадном Петербурге. Где же красавица разбивает сердце Онегина? Думаю где-то здесь в одном из этих особняков на Английской набережной, где согласно новому статусу и живёт молодая княгиня.

Что же, сердце разбито, история окончена, но остаётся город. Всё в нём дышит прекрасным прошлым. И каждый петербуржец может почувствовать себя героем романа и пройтись маршрутом Евгения Онегина.

Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Читайте также:
Как выразились принципы Пушкина-историка в романе: сочинение

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба. Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 87 666 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Сочинение Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века)

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов

“Евгений Онегин” Пушкина был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал это произведение “энциклопедией русской жизни”. И в самом деле, в этом романе, как в магическом кристалле отразилась картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В те годы, когда поэт работал над своим самым любимым произведением, ему пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. На фоне картин русской жизни 20-х годов XIX века показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.
Без Онегина был бы невозможен “Герой нашего времени” Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: “Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”. Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”. Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин.
Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры “необходимых глупцов”, душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают меланхолией. Своей Родины и народа они, по существу, не знают. Онегин “хотел писать, но труд упорный ему был тошен. ”, в книгах он тоже не нашел ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе.
От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян (“. ярем он барщины старинной оброком легким заменил. ”), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным “вольнодумцем”. Печорина также многие не понимают. Для того чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание “Героя нашего времени”, то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский отмечал, что “Княжна Мери” — одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин — жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе: “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, — другой мыслит и судит его”. В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. “Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья”, — говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм — результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, — это написание образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.
Белинский писал, что “Печорин — Онегин нашего времени”. Роман “Герой .нашего времени” — это горькое раздумье над “историей души человеческой”, души, погубленной “блеском обманчивой столицы”, ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин — страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: “Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца”. То же самое можно сказать и о Печорине, Сравнивая двух героев, критик писал: “. В дорогах разница, а результат один”. При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин, и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее “лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела”.
Стремление найти свое место в жизни, понять “назначение великое” составляет основной смысл лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: “Зачем я жил?” На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова: “Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то — бессмертье он. ” В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди — это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь,” и лермонтовское “но судьбу, я и мир презираю”, поэтому в “Герое нашего времени” мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

Читайте также:
Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом: сочинение

Портрет поколения в произведениях А.С.Пушкина («Евгений Онегин») и М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» – вершины русской литературы первой половины 19 века. В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

Содержание работы

I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе………………….3
II. Основная часть. Портрет поколений в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова………………………………………………………………….4
1. Евгений Онегин – типичный представитель дворянской молодежи. 4
2. Григорий Печорин – герой своего времени……………………………9
III. Заключение. Онегин и Печорин – лучшие художественные герои своей эпохи………………………………………………………………..…………….14
IV. Список используемой литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

портрет поколения онегин и печорин.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ПУЩИНО»

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: Портрет поколения в произведениях А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»).

Автор: ученица 9Б класса

Реферат допущен к защите

с предварительной оценкой

I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе………………….3

II. Основная часть. Портрет поколений в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова………………………………………… ……………………….4

1. Евгений Онегин – типичный представитель дворянской молодежи. 4

2. Григорий Печорин – герой своего времени………………………… …9

III. Заключение. Онегин и Печорин – лучшие художественные герои своей эпохи………………………………………………………………. .…………….14

IV. Список используемой литературы…………………………………………17

I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе.

. Онегин – это русский, он возможен только в России,

в ней он нужен и его встречают на каждом шагу.

“Герой нашего времени” Лермонтова – его младший брат.

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор. Эта проблема интересует и волнует меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратиться к этой теме в моем реферате.

Читайте также:
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии: сочинение

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» – вершины русской литературы первой половины 19 века. В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» – лучшие художественные произведения своей эпохи.

В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти

применение своим способностям и умениям, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества. Печорин и Онегин – типичные образцы молодежи того времени, выращенные обществом, со всей его чопорностью, меркантильностью и франтовством. Но все же они – персонажи сопротивляющиеся, стремящиеся совершать свои поступки независимо от навязанных им рамок: они – «лишние», они – личности, выделяющиеся своими мыслями и поступками среди чиновничьей великосветской массы.

II. Основная часть. Портрет поколений в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 1.«Евгений Онегин» – типичный представитель дворянской молодежи.

«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».

Онегин – типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт хотел создать такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ. Онегин – является современником, как автора, так и декабристов.

Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», – все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Онегин «был не из числа обыкновенных людей». Русское дворянство того времени было сословием земле- и душевладельцев. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…

Заводов, вод, лесов, земель

Но богатство также связано с разорением и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Но, к сожалению, таких людей было немного.

Причиной образования долгов было не только стремление «жить по-дворянски», но и потребность иметь в своем распоряжении свободные деньги. Эти деньги получали путем закладывания имений. Жить на средства, полученные при закладывании имения, и называлось жить долгами. Получение наследства было не последним средством поправить расстроенные дела. Молодость, время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во второй половине жизни следовало освободиться, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин, как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. Но в этом случае показана новая традиция – отказ приобрел форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так Онегин и ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей.

Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок рано ложиться и рано вставать, подчиняться которому должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма. А вот мода вставать как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами.

Излюбленными местами для прогулок были Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар». В послеобеденное время, в промежуток между рестораном и балом, Онегин посещал театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.

Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Человек, привыкший к труду, нашел бы там для себя огромное поле деятельности, что герой и попытался сделать:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Их дружба основывалась взаимодополнении друг друга. В Ленском Онегин видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники – ему по душе одиночество. Несходство характеров героев лишь усиливает их взаимную симпатию. Их сближает понимание личности человека. Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей. Ленский – непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, его романтическая душа повсюду ищет прекрасное, он наивно находит родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке. Онегин не умеет дружить, но ему нравилось общество Ленского – он чувствовал себя учителем, наставником, видел свои черты. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью.

Дуэль подразумевала строгость соблюдения правил, что достигалось обращением к авторитету знатоков. Онегин и Зарецкий нарушают правила дуэли. Первый – чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против своей воли, в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю. Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегенскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

Татьяна Ларина была идеалом Онегина и Пушкина. Встретились два человека, которые могли дать друг другу счастье. Но Онегин не верит в любовь и счастье. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли для него даром. После стольких лет жизни во лжи Евгений не может отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Получив письмо от нее, он обманывается и сам. Герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладиться любовью Татьяны, но он не обычный светский человек, он все-таки выше этих людей,

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел.

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

В этих строках больше возможности для понимания Онегина. Значит, именно такая девушка, как Татьяна была когда-то идеалом Евгения, но свет убил в нем все идеалы. В Татьяне есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Евгений хотел мучений Татьяны, так как и сам он, иссушен и измучен безответной любовью. Но нет, он узнает, что любим, любим благороднейшей из женщин, и это заставляет его страдать. Герой поступил как благородный человек, отпустив возлюбленную, потому что счастливой жизни с ним она бы не нашла. Но с другой стороны Онегина можно назвать трусом – он не попытался построить счастья с Татьяной, испугавшись своих же чувств. «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. «Онегин, добрый мой приятель. » – говорит Пушкин о своем герое в начале романа. Благожелательность, искренняя симпатия и в дальнейшем – на протяжении всего повествования будут доминировать в отношении автора к Онегину. Пушкин вводит Евгения в круг своих друзей, комментирует его поступки, предостерегает читателя от поспешных оценок. Автор не похож на своего героя, но в его отношении к Евгению нет высокомерия. Напротив, поэт стремится быть к нему справедливым. В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. В рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», — сказал В. Г. Белинский об авторе «Евгения Онегина».

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Роман «Евгений Онегин» – неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.

2.«Герой нашего времени». Григорий Печорин – герой своего времени.

«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть

искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»

Печорин – герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин – одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта этого исторического периода. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.

Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин – трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин – человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья «душа испорчена светом». Личность Печорина предстает в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского, «века философствующего духа». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем личностного начала. Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, по словам В.Г. Белинского, «между глубокостью натуры и жалкостью одного и того же человека».

Политические мировоззрения в произведениях Пушкина и Лермонтова

“Лишний человек”, “лишние люди”, “галерея лишних людей” – откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И. С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное “Дневник лишнего человека”. По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы “Евгения Онегина” назвал своего героя лишним: “Онегин как нечто лишнее стоит”.

Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество “лишний человек” не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова – натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода – в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.

Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только “для себя”. Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик – цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли.

В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:

Я вижу образ вечно милый:

Его зову, к нему стремлюсь.

Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

“Мцыри” – это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри – это смерть, а смерть на воле – часть жизни, последняя, но часть.

Читайте также:
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (6): сочинение

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Демон – “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев – одиночество.

В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из “Евгения Онегина” Пушкина и Печорин из “Героя нашего времени” Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует, он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.

Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него “честным контрабандистам” приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести “Фаталист”.

Объединяет их одна болезнь – “русская хандра”, аналог “английского сплина”, которым болел еще Чайльд – Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени и “азиатичной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящем в действии пустом” и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт,- это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу,

восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием “Вольность”. В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, “барства дикого”, “покорствующих бичам “рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство – это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия – великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда “младые сыновья” растут для того, чтобы пополнить “дворовые толпы измученных рабов”, чтобы до гроба влачить “тягостный ярем”. Именно об этом идет речь в стихотворении “Деревня”:

Склонясь на чуждый плуг,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Кто же он, “неумолимый Владелец”, “присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все:

Свободный Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против “короны”, он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П. Я.:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение “Арион”, которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились:

Я гимны прежние пою,

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение “Анчар”. Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара – древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет – лишь вихрь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

Сочинение Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Читайте также:
Лирический герой в произведениях русских поэтов: сочинение

Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…

Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.

Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений – прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.

Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.

У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.

Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.

2 вариант

Выдающимися поэтами девятнадцатого века являются М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин. Они писали на лирические темы и описывали природу, родину, любовь, дружбу.

Все стихи Александра Сергеевича переполнены жизнерадостностью, верой в прекрасное на земле. А Михаил Юрьевич пишет про одиночество. Герой Лермонтова одинок и пытается что-то найти в чужих землях. Под впечатлением от поэзии Дж. Байрона он писал про противостояния между реальными вещами и мечтой.

В произведении Пушкина «Осень» показана многообразность картины: зимние гуляния, катание на коньках, помещиков, от которой все вокруг. Александр Сергеевич любил осени. Великолепными, яркими красками он рассказывает про пейзажи осени: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото, одетые леса».

Природа в стихотворениях М. Ю. Лермонтова вольная, мечтательная сфера. В своих произведениях он как бы находит отражение в различных явлениях природы. Для него ветер это сильная и могучая стихия.

Лермонтовский герой вступал в равный бой с природой. Он любил Кавказ и поэтому его ранние поэзии были именно про этот край. Пейзаж Кавказа мы видим романтическим с описанием утрешних туманов и ночного звездного неба Кавказа.

Для Пушкина же природа была родным домом, в котором он может спрятаться то проблем и суеты окружающего мира. В произволении «Деревня» он пишет: «Я, здесь от суетных оков освобожденный, учусь в истине блаженство находить». Несмотря на то, что у Лермонтова природа всесокрушающее существо, в «Утро на Кавказ» мы видим романтическое изображение природы.

Пушкин особое внимание уделял дружбе и философии в своем творчестве. Он признавал божественное происхождение во всем, а также верил в судьбу человека. Лермонтов же тужил по несуществующему идеалу,и чувство неудовлетворённости преследовало его. Эта идея доминирует и в гражданской поэзии Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Как часто», «Прощай, немытая Россия», герой пытается уйти за пределы среды, возвыситься над повседневным восприятием своей среды. Пушкина своими гражданскими мотивами пытался улучшить человеческие чувства. Писал Пушкин и на интимные темы связанные с личными переживаниями, но без отрицания и обречённости, которой полна лирика Лермонтова.

Лирика этих двух поэтов отличается. Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал пушкинские произведения, хоть они и творили в период разных идеалов. Стихи Лермонтова пронизаны разочарований в жизни, а наследие Александра Сергеевича учит добру и любви.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Пушкина и Лермонтова

Популярные сегодня темы

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ

Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».

Произведение «Хорошо!» было создано в 1927 году, но любая его часть так реалистично относит читателей в передаваемое время, вошедшее в историю прогресса, что работа похожа скорее на стихотворный журнал

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: