Основные особенности лирики А. С. Пушкина: сочинение

Характеристика творчества А.С. Пушкина – “Пушкин- это наше все” (реферат)

СОДЕРЖАНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Многим известна цитата Н.В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».

Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар». Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому», жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании «К Чаадаеву», которое превращается из дружеского послания в политическое.

В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 30-е годы – вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина: тема любви, тема поэтического творчества и тема смысла жизни, главная в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания: «В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня памяти», – писал С. Гейченко.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»: «А я – бесконечной веры полн, – Пловцам я пел. ». Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою». Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.

Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил. Изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

собое внимание стоит обратить на стихотворение «Мадонна». Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н.Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Если Пушкин в «Дубровском» и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца.

Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека – источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки.

Читайте также:
Мой Пушкин: сочинение

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета. Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина «Египетские ночи», в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема – взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная.

Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – «Капитанская дочка» – занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае – «Дубровский», во втором – «Барышня-крестьянка»). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»). Часто нет и заключения, произведение остается открытым («Метель», «Гробовщик»). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей.

Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла.

Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии». Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес – «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений.

Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию – вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.

Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.

1. Аринштейн Л.М. Пушкин. Непричесанная биография. – М.: Муравей, 1999. – 232 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 10 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2007. – 448с.

3. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799-1826 / Сост. М. А. Цявловский. – СПб.: Питер, 2001. – 784 с.

4. Литература. Справочник школьника. Сост. Быкова Н.Г. – М.: АСТ, 2007. – 576 с.

5. Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 т. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 972 с.

6. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – М.: Флинта, 2006. – 264 с.

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В.И. – М.: Педагогика, 2003. – 416 с.

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

“Лирика Пушкина” – сочинение

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.13 [ 169 Голоса (ов)]

Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом — он умел чувствовать каждое движение сердца, иллюстрировать все полутона человеческих чувств в своих произведениях.

Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье. » родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.

Читайте также:
Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.

Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.

Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».

Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

Вариант 2:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.91 [ 121 Голоса (ов)]

Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.

Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.

«Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. »

Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки. А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!

Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.

Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель. », «Пророк».

Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Свобода в творчестве А.С. Пушкина – значение и смысл темы для поэта

Великий поэт в своём многогранном творчестве касался всех наиболее важных тем. Тема свободы в творчестве Пушкина была одной из главных в его жизни. Он к ней постоянно возвращался. При этом его понимание свободы эволюционировало вместе с его развитием как поэта.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл. Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 – 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

ода «Вольность»;

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный. » и «К морю». В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;

Читайте также:
Угличская драма в жизни Бориса Годунова: сочинение

Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г. В начальной части оды Пушкин символически прогоняет «Цитеры слабую царицу», богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения. ». С другой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ».

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная» становится «подругой размышления».

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный. »

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы. ».

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран. ».

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы. ».

«Анчар»

В 1828 г. появилось стихотворение «Анчар».

Анализируя это произведение Пушкина, можно увидеть, насколько ужасно рабство. Главной мыслью является трагическая власть зла.

«Из Пиндемонти»

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

Что значит свобода для Пушкина

В первое время это выраженные в стихах романтические идеалы, мечты о справедливом общественном устройстве. По мере своего развития поэт вкладывает в понятие свободы необходимость творческой и нравственной свободы, без которой поэтическая невозможна.

Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.
Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем “вольные стихи”, написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.
В преддекабрьский период лирический герой таких стихотворений, как ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”,

Читайте также:
Построение повествовательной часть романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: сочинение

Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.
Автор выражает уверенность в том, что “минута вольности святой” обязательно наступит. Слово “звезда” в политической лексике того периода символизировало революцию, а восход звезды – победу дела освобождения. Пушкин верит, что
…взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым революционным духом и пламенным патриотизмом.
Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении “Деревня”, написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.
Автор описывает “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья” в духе сельской сентиментальной идиллии:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты…
Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привлекает внимание поэта: и “темный сад с его прохладой и цветами”, и “луг, уставленный душистыми скирдами”, и “светлые ручьи”…
Что же делает лирический герой в деревне, “на лоне счастья и забвенья”?
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить… –
говорит поэт. Он посвящает свободное время тому занятию, которому не мог предаться “среди роскошных пиров”, “забав” и “заблуждений”, – размышлению.
Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, “цветущих нив и гор”, “следов довольства и труда”, крестьяне живут в ужасных условиях:
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
“Барство дикое” жестоко притесняет “рабство тощее”. Это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян.
Таким образом, стихотворение “Деревня” построено по принципу резкого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В этом четверостишии – надежда поэта на наступление “минуты вольности святой”, причем не в результате революции, а по инициативе сверху (“по манию царя”).
В “вольных стихах” Пушкина прослеживается его творческая эволюция, отражающая смену литературных направлений XVIII – начала XIX веков. Ода “Вольность” написана в духе революционного радищевского классицизма; “Деревня”, начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты “революционной чувствительности” Радищева. Послание “К Чаадаеву” – ярчайший образец зарождавшегося в русской литературе революционного романтизма.

Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.
Восстание 1825 года – переломный момент для свободолюбивого творчества Пушкина. Казнены пятеро “заговорщиков”, другие участники восстания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим проблемам.

Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием. Но поэт остается верен идеалам декабристов, и яркий пример тому – стихотворение “Во глубине сибирских руд…” Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний.

Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что “придет желанная пора” и “скорбный труд и дум высокое стремленье” еще сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили надежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от “оков тяжких” рабства.
В стихотворении “Арион” Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы (“пловцы”) все время старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. “Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный…” – произошло декабрьское восстание, и в результате – “погиб и кормщик, и пловец”. Спасся только “таинственный певец”, который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Он пел, “беспечной веры полн”, и “вихорь шумный” не погубил его.

Многие погибли, но поэт остался жив и поет “гимны прежние”, храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.
Стихотворение “Анчар”, написанное в 1828 году, – еще одно произведение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, самовластья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе.

Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет…” Анчар “один во всей вселенной”. Но “владыка” нарушает закон, установленный самой природой, – запрет приближения к дереву, несущему смерть:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положение вещей естественным.

Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот “послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. Он приносит своему “непобедимому владыке” яд и умирает у его ног, но князю безразлична судьба “бедного раба”. А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает возможность осуществления:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Таким образом, философское стихотворение “Анчар” пронизано мрачным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия свободы: неограниченная власть человека над человеком приводит не только к гибели “бедного раба”, но и приносит горе соседним народам.
Окончательное утверждение своей верности идеалу “вольности святой”, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Своим высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он “пробуждал” “чувства добрые” и, главное, что в свой “жестокий век” “восславил… Свободу”.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык, –
утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высокие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.

Читайте также:
Дружеская и любовная лирика Пушкина: сочинение

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах. Если анализировать «вольнолюбивую лирику» Пушкина, то в ней свобода выступала новым языком, современным, в котором нет никаких границ, причем общество и политика тесно переплетались. Многие произведение на данные темы были написаны Пушкиным в период с 1817 года по 20-й год. Поэт даже пожертвовал своей второй любимой темой любви, для того, чтоб больше времени уделить теме свободы. На Пушкина во многом повлияло его окружение в те годы, которое было современным и прогрессивным.

В период жизни поэта в политике происходили изменения и к тому же начала появляется первая организованная оппозиция. Пушкин вместе с остальными людьми своего поколения имел мечту о свободном обществе, обществе в котором можно делать все что хочется, естественно в рамках закона. Свободы хотелось не только в политике, но и в духовном плане. Пушкин в своем творчестве пытался показать, что все неправомерные ограничения со стороны власти должны быть уничтожены.

Изначально в творчестве поэта, свобода — это вольность. Например, в оде «Вольность» поэт считает, что самое главное в жизни — это закон Божий. Для поэта все люди равноправные, не зависимо от социального статуса. Для Пушкина рабство это страшный грех, общество, по его мнению, должно быть очищено от него, государство должно быть свободным. Многие работы, написанные на данные темы, имели огромную популярность среди декабристов.

Когда поэт стал зрелым и повидал достаточно в жизни, то вы его творчестве понятие свободы немного меняется. Теперь Пушкин считает, что свобода — это ценность бытия. В некоторых работах этого периода поэт показывает пагубное влияние огромной власти одного человека над другими людьми. Так же для поэта свобода это вольность в поэзии. Данной теме посвящены такие работы как «Поэту» и «Поэт». Кроме этого стихотворение, которое до сих пор изучают в школах и других учебных заведениях «Я памятник себе воздвиг . ».

Во многих стихотворениях поэт ставит акцент на том, что нельзя поддаваться лести и похвале, причем обращается Пушкин к другим поэтам, художникам и деятелям искусства. Пушкин пытается донести, что нужно быть верным своим идеалам и не сворачивать с выбранного пути. Только в таком случае творчество будет по-настоящему свободным и благородным.

«Я памятник себе воздвиг…» является неким выводом, итогом творчества Пушкина. Поэт сам подводит итоги, причем не стесняясь пытается сказать то, что будет он известен на весь мир и помнить его будут как выдающегося поэта.

Тема свободы

Что же такое “свобода в лирике Пушкина”? Давайте для начала вообще расшифруем данное слово. Свобода – это действия, которые не кем не контролируются. Это то, что человек может говорить всё что хочет, и всё что захочет. Именно данная тема хорошо проявляется в лирике Пушкина. На мой взгляд это вообще одна из единственных тем, которая так нравилась Пушкину, ведь он её преподносил по истине грамотно и поучительно. Тема свобода в лирике Пушкина является одной из самых важных и актуальных тем. Ведь Пушкин себя преподносит нам себя как свободный человек. Он хочет отметить, что свобода это одна из самых интересных жизненных ценностей. Ведь без свободы не реально представить своё прошлое. Если бы мы с самых лет были введены в правила, если бы мы были введены в кучу правил связанных с ограничением и упреканием нас в чём-то, то чтобы мы делали мой дорогой друг? Мы бы не жили. Серьёзно, мы бы попросту были в страхе жить и существовать, мы бы не понимали всё суть нашей жизни, мы бы не знали что такое веселье и конечно же, что такое свобода?!

Без свободы невозможно представить нашу жизнь. Ведь наша бы жизнь без свободы стала мрачной, скучной и максимально не интересной. Согласись, жизнь наша окрашивается в зловещие тона как только мы становимся мрачными и угрюмыми, становясь мрачными и угрюмыми мы можем задеть чувства других, огорчить человека попросту и сами мы этого конечно не заметим, ведь мы не замечаем своих так сказать косяков, когда мы находимся в таком ужасном по истине состоянии.

В стихах Пушкина в 1817 годах можно было увидеть, как свобода становиться жизненной ценностью. Свобода даже в каком-то аспекте может стать похвальным словом. А точнее она стало им, именно в те времена. Свободой оценивалась наша жизнь, она должна была быть интересным таким наукам как история и общество. Свобода – это ценность человека, это высшая спутница нашей жизни, которая всегда с нами!

Есть такие некие жанры свободы. Например, свобода в произведении Пушкина “Кинжал”. Как говорилось в произведении, она является тайным стражем свободы. Так же во многих произведениях Пушкина были обоснованы такие факты как произведения, которые пронизывают мотив свободы. Чем же являлась по сути свобода для Пушкина в те времена? Она являлась чем-то особенным. Ведь свобода для него была неким политическим символом.

В 20-е и 30-е годы свобода являлась личной независимостью. Это было достоинство каждого человека.

Читайте также:
Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. Не дай мне бог сойти с ума (Восприятие. Истолкование. Оценка.): сочинение

3 вариант

Почему Пушкина так волнует тема свободы? Возможно, потому что когда-то его предка просто подарили русскому царю ещё ребёнком. Колокол свободы стучит в его сердце.

Пушкин разделял идеи декабристов, хоть и не вышел с ними на Сенатскую площадь в морозном декабре 1825 года. Чтобы поддержать друзей хотя бы морально, он пишет своё знаменитое стихотворение. В далёкую заснеженную Сибирь одна из жён декабристов, которая отправляется к своему мужу, привозит это послание от поэта. Это стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

Также этому событию в жизни России, и в жизни Пушкина посвящены стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю». Поэта ссылают под домашний арест в родовое имение Михайловское. Ода «Вольность» была написана ещё юном возрасте, которому свойственен максимализм. Поэтому, Пушкин не боится открыто выражать свои мысли о свободе.

Он недоволен, как правит Александр I. Нет, он не против царя. Он против его методов правления. Пушкин наивно полагает, что царь должен править справедливо и мудро, как того требуют принятые законы. Если он этого не будет делать, то жестоко за это поплатится. Можно сказать, что это явный призыв к свержению царя.

В молодые годы он готов служить на благо России и посвятить ей свои порывы. В стихотворении есть красивая строка «звезда пленительного счастья». Она взойдёт после того, как будет свергнуто самодержавье. А на его обломках напишут имена всех борцов за свободу. Каким же молодым и наивным он был! Свергнуть царя не так-то просто.

Декабристы рискнули и поплатились за это своими жизнями и свободой. Пушкин считает, что их труд, а главное – идеи и благородные порывы, упадут на благодатную почву и дадут всходы. Ведь на свободе остались их друзья и последователи. Поэт как будто прозрел. Это уже не тот юноша-максималист. Теперь он считает, что свободой надо дорожить. Её невозможно подарить.

Декабристы разбудили Россию. Поэт решает по-своему продолжить дело своих друзей, находящихся в ссылке. Он будет нести людям идеи декабристов через свою поэзию. Слово в умелых руках превращается в сильное оружие. Им можно убить, а можно и спасти. А можно повести за собой людей.

Пушкин хочет свободы творчества, отмены цензуры. За честно высказанные мысли поэта могут отправить в ссылку в родовое имение или на Кавказ. Правду никто не любит. А царь тем более. Ведь он сам понимает, что нарушает закон.

Нет, Пушкин не занимался агитацией. В своих стихотворениях он писал про несправедливость царского режима. Про то, что человека лишают свободы только за то, что он не врёт, честно высказывает свою точку зрения. Ему не нравится жить в стране, где господствует крепостное право, где деньги и связи вершат правосудие. А законы не работают, им никто не подчиняется. Люди должны быть равны перед законом.

Венцом свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Где есть строка о том, что в эпоху правления жестокого и деспотичного тирана Александра I он восславлял, как умел, свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Свобода в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Как часто мы слышим, что нужно питаться правильно? Об этом твердят нам родители, тренера и даже учителя. Но на самом деле, что такое правильное питание? И на сколько оно важно в действительности?

Русский художник Волков Ефим, является довольно незаурядным мастером холста и кисти. Его работы по – своему всегда выходили уникальными. Сам художник родился в городе Петербург в 1844 году.

Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам.

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая

Сергей Аксаков написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви. Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень сильно любит своих девочек.

Тема Свободы в лирике Пушкина 9 класс сочинение

Тема свободы является одной из ведущих тем в произведениях Пушкина. В разные периоды творчества поэта его представление о свободе менялось. В Петербургский период Пушкиным было написано множество свободолюбивых стихотворений, в которых он отрицал ограничения, касающиеся гражданской жизни человека. В стихотворениях этого периода поэт критикует крепостничество и абсолютную монархию. Он считает, что все люди одинаково равны перед законом, а следовательно, не может быть ни рабов, ни всевластных монархов. К примеру, в своей оде «Вольность», поэт желает, чтобы царь подчинялся законам, что является отсылкой к конституционной монархии.

Постепенно Пушкин отходит от идеи гражданской свободы к идее свободы романтической, которая выявляется у него даже стилистически. Таково, например, стихотворение «Узник», где мы можем наблюдать все традиционные символы простора: горы, море, ветер, и даже птица-орёл символизирует свободу в противовес томящемуся в несвободе узнику.

Далее Пушкин переходит к мотиву свободы творческой, которая заключается в возможности самовыражения. Как мы знаем, ни о какой свободе слова в то время речи не шло, и многие произведения не пропускали в печать, а за некоторые из них людей наказывали ссылками.

Не обошла эта участь стороной и Пушкина. Он желал полной свободы для творчества, чтобы никто не мог сдерживать творческих порывов, мешать творческому процессу. Пушкин считает поэта независимым лицом, для которого не может быть судей, который волен говорить священную правду. Но речь в произведениях Пушкина на этом этапе уже идёт и о внутренней, о духовной свободе личности. Он понимает, что не должен зависеть от толпы, что не толпа должна выносить ему и его творчеству приговор. Лишь сам поэт может судить себя, а потому творить он должен так, как сам считает нужным и правильным, даже если этого не поймут и не оценят люди. Он стремится избавиться от зависимости поэта от толпы. Ярким примером взглядов Пушкина этого периода может послужить стихотворение «Из Пиндемонти», где он прямым текстом говорит, что поэту следует «…никому/Отчета не давать, себе лишь самому/Служить и угождать…».

Читайте также:
Авторское сочинение по роману Евгений Онегин: сочинение

Таким образом, содержание темы свободы в творчестве поэта менялось на протяжении всей жизни Пушкина, но эта тема продолжала оставаться при этом одной из главных и ведущих тем, которая трогала сердце и ум Пушкина и находила своё отражение в его лирике.

Вариант 2

Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии. Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле. Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий. В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ. По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.

Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.

«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию. Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.

Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе – берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Читайте также:
Пушкин и российская история: сочинение

Образец 4

Свобода, была очень значима для Пушкина, не только для его личной жизни, но и для творчества. Которому он и посвятил свою жизнь. На протяжении его жизни, понятие свободы было не однозначно. С каждым прожитом годом поэт, понимал ее совершенно по разному. Это было заметно по эго работам. Проанализировав, свободолюбивую лирику Александра Сергеевича, становится понятно, что тема свободы выражена абсолютно различным языком. Несмотря на то, что общество и политика были переплетены между собой, свобода была безграничной и современной.

В период с 1817-20годы, на тему свободы А.С. Пушкиным, было написано очень большое количество произведений. Пушкин даже готов был пожертвовать своей любимой любовной тематикой, дабы уступить место свободе. Именно в эти года, на поэта так повлияло его окружение, которое отличалось своей прогрессивностью о современностью.

Александр вместе с тем поколением в котором жил мечтал о свободе, об обществе в котором можно было позволить себе все что угодно. Разумеется в рамках законности. Но свободы им хотелось не только в политическом плане но и в духовном. Своими произведениями писатель хотел донести, что неправомерные ограничения со стороны государства должны убрать.

В некоторых произведениях этого автора, свобода была преподнесена как вольность. Например в произведении «Вольность» Пушкин предполагает, что в жизни нет ни чего важнее Божьего закона. Для него каждый человек был равноправен другому, несмотря на его статус и положение в обществе. Рабство он считал огромным грехом, общество в котором н жил должно быть защищено он рабства. Среди декабристов были очень популярны его произведения на данную тематику.

С возвратом, писатель повидавший жизнь, понимает свободу совершенно иначе. Ценность бытия теперь считалось для него свободой. Он показывает в своих произведениях, как власть одного человека имеет пагубное воздействие на других людей. Вольность в поэзии, так же считалось для Александра Сергеевича свободой.

В некоторых произведениях этого поэта, он ставит акцент на том, что человек не должен поддаваться лести. Он хотел донести что человек должен быть верен своим собственным идеалам. И не должен сворачивать с пути который он себе выбрал.

Пушкин не мог представить свою жизнь без свободы. Для него, жизнь была бы скучной и мрачной. Одно из самым известных произведений этого великого русского поэта было произведение «Я памятник себе воздвиг…». По сути это было итогом творчество поэта, а само произведение выводом. Он абсолютно без стеснения подводил итоги. Он говорил о том что будет известен на весь мир, и каждый будет вспоминать его как выдающегося писателя.

Тема Свободы в лирике Пушкина

Несколько интересных сочинений

Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение

В своем произведении «Его батальон» Быков рассказывает о трудностях военных будней. Он старается донести до читателя о поступках и героизме вымышленных героев, основанных на реальных событиях на фронте

У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг — это тот, кто всегда придет на помощь.

Сюжет романа «Обломов» повествует о тяжёлом времени, когда былые традиции домостроя устарели, а их место заняли практичность и находчивость. Не каждому человеку оказалось под силу смириться со столь

В произведении не прописано отдельно образы чиновников. Их образы появляются прямо с самого начала произведения. Например, аферист Чичиков является льстивым человеком

Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина

Вариант 2

Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии. Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле. Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий. В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ. По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.

Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.

«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию. Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина: сочинение

Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина


Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина

10 класс группа №3

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. Поэт прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Большинство стихотворений, посвященных свободе были написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживающиеся самых прогрессивных взглядов, и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.

В послелицейский период Пушкин пишет программное стихотворение-оду «Вольность», одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина.Рабство противно поэту, и он мечтает видеть свою страну свободной. Это стихотворение создавалось под влиянием декабристов и отражает их идею договора между властью и народом

Пушкин считает, что все люди изначально равны перед Высшим законом, и знать и рабы-крепостные, а любое беззаконие приводит к трагедии. Поэт призывает царей подчиниться закону. Но Пушкин не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит о преимуществах конституционной монархии.

Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Отрывки из оды А.С.Пушкина “Вольность”

Особую роль в формировании мировоззрения поэта сыграли лекции Куницына о «естественном праве» каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении «Лицинию» звучит главная идея всего творчества Пушкина- протест против рабства. Некий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из рабствующего города в деревенскую тишину. Попутно он разоблачает нравы императорского Рима и осуждает граждан, утративших гордость. В финале стихотворения лирический герой доказывает, что рабство губит целые государства: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён».

Алекса́ндр Петро́вич Куни́цын-русский
юрист, профессор.В 1811—1820 годах преподавал в Царскосельском лицее нравственные, политические и юридические науки. пушкин писал:
Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Но мысль ужасная здесь душу омрачает Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Отрывки из стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”

Идеал общества живущего под властью закона проповедуется и в стихотворении «Деревня». В первой части стихотворения нарисован мирный сельский пейзаж, противостоящий порочному городу. А во второй части автор рисует позорные картины «барства дикого» и «рабства тощего».

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания

Читайте также:
Характеристика Владимира Ленского: сочинение

Одна из составляющих свободы для Пушкина – это свобода поэтического слова. Немало стихотворений посвятил Пушкин этой теме. Одно из них — «Я памятник себе воздвиг…». В этом стихотворении Пушкин как бы подводит итог всей своей деятельности. Автор без ложной скромности пророчит себе мировую известность, признание и любовь среди простых людей потому, что его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и прославлял «жестокий век свободу».

Спасибо за внимание!

Образец 4

Свобода, была очень значима для Пушкина, не только для его личной жизни, но и для творчества. Которому он и посвятил свою жизнь. На протяжении его жизни, понятие свободы было не однозначно. С каждым прожитом годом поэт, понимал ее совершенно по разному. Это было заметно по эго работам. Проанализировав, свободолюбивую лирику Александра Сергеевича, становится понятно, что тема свободы выражена абсолютно различным языком. Несмотря на то, что общество и политика были переплетены между собой, свобода была безграничной и современной.

В период с 1817-20годы, на тему свободы А.С. Пушкиным, было написано очень большое количество произведений. Пушкин даже готов был пожертвовать своей любимой любовной тематикой, дабы уступить место свободе. Именно в эти года, на поэта так повлияло его окружение, которое отличалось своей прогрессивностью о современностью.

Александр вместе с тем поколением в котором жил мечтал о свободе, об обществе в котором можно было позволить себе все что угодно. Разумеется в рамках законности. Но свободы им хотелось не только в политическом плане но и в духовном. Своими произведениями писатель хотел донести, что неправомерные ограничения со стороны государства должны убрать.

В некоторых произведениях этого автора, свобода была преподнесена как вольность. Например в произведении «Вольность» Пушкин предполагает, что в жизни нет ни чего важнее Божьего закона. Для него каждый человек был равноправен другому, несмотря на его статус и положение в обществе. Рабство он считал огромным грехом, общество в котором н жил должно быть защищено он рабства. Среди декабристов были очень популярны его произведения на данную тематику.

С возвратом, писатель повидавший жизнь, понимает свободу совершенно иначе. Ценность бытия теперь считалось для него свободой. Он показывает в своих произведениях, как власть одного человека имеет пагубное воздействие на других людей. Вольность в поэзии, так же считалось для Александра Сергеевича свободой.

В некоторых произведениях этого поэта, он ставит акцент на том, что человек не должен поддаваться лести. Он хотел донести что человек должен быть верен своим собственным идеалам. И не должен сворачивать с пути который он себе выбрал.

Пушкин не мог представить свою жизнь без свободы. Для него, жизнь была бы скучной и мрачной. Одно из самым известных произведений этого великого русского поэта было произведение «Я памятник себе воздвиг…». По сути это было итогом творчество поэта, а само произведение выводом. Он абсолютно без стеснения подводил итоги. Он говорил о том что будет известен на весь мир, и каждый будет вспоминать его как выдающегося писателя.

Другие сочинения: ← Мой любимый литературный герой Татьяна (из Евгения Онегина)↑ ПушкинАнализ Сказки о попе и о работнике его Балде →

Тема свободы

Что же такое “свобода в лирике Пушкина”? Давайте для начала вообще расшифруем данное слово. Свобода – это действия, которые не кем не контролируются. Это то, что человек может говорить всё что хочет, и всё что захочет. Именно данная тема хорошо проявляется в лирике Пушкина. На мой взгляд это вообще одна из единственных тем, которая так нравилась Пушкину, ведь он её преподносил по истине грамотно и поучительно. Тема свобода в лирике Пушкина является одной из самых важных и актуальных тем. Ведь Пушкин себя преподносит нам себя как свободный человек. Он хочет отметить, что свобода это одна из самых интересных жизненных ценностей. Ведь без свободы не реально представить своё прошлое. Если бы мы с самых лет были введены в правила, если бы мы были введены в кучу правил связанных с ограничением и упреканием нас в чём-то, то чтобы мы делали мой дорогой друг? Мы бы не жили. Серьёзно, мы бы попросту были в страхе жить и существовать, мы бы не понимали всё суть нашей жизни, мы бы не знали что такое веселье и конечно же, что такое свобода?!

Без свободы невозможно представить нашу жизнь. Ведь наша бы жизнь без свободы стала мрачной, скучной и максимально не интересной. Согласись, жизнь наша окрашивается в зловещие тона как только мы становимся мрачными и угрюмыми, становясь мрачными и угрюмыми мы можем задеть чувства других, огорчить человека попросту и сами мы этого конечно не заметим, ведь мы не замечаем своих так сказать косяков, когда мы находимся в таком ужасном по истине состоянии.

В стихах Пушкина в 1817 годах можно было увидеть, как свобода становиться жизненной ценностью. Свобода даже в каком-то аспекте может стать похвальным словом. А точнее она стало им, именно в те времена. Свободой оценивалась наша жизнь, она должна была быть интересным таким наукам как история и общество. Свобода – это ценность человека, это высшая спутница нашей жизни, которая всегда с нами!

Есть такие некие жанры свободы. Например, свобода в произведении Пушкина “Кинжал”. Как говорилось в произведении, она является тайным стражем свободы. Так же во многих произведениях Пушкина были обоснованы такие факты как произведения, которые пронизывают мотив свободы. Чем же являлась по сути свобода для Пушкина в те времена? Она являлась чем-то особенным. Ведь свобода для него была неким политическим символом.

В 20-е и 30-е годы свобода являлась личной независимостью. Это было достоинство каждого человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: