Основные темы лирики Пушкина: сочинение

Основные темы и мотивы Пушкинской лирики (Пушкин А. С.)

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: “Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?”- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении “Любовь одна- веселье жизни хладной”:

. Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую приклонит красоту!

Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И. Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении “Двенадцатое октября”:

Печален я: со мною друга нет.

. Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют.

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде “Вольность”:

. Владыки! вам венец и трон

Дает закон- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении “Деревня”:

. Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя.

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение “Из Пиндемонти”, где есть строка:

. Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

. Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал “Памятник”. В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

. Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

Лирика Пушкина – “явление чрезвычайное”, говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: “Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…”
Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.
“Свобода” для Пушкина – понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество,

Related posts:

Основные темы и мотивы лирики ЛермонтоваЛирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта – это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к […].

Читайте также:
История Маши Мироновой (Капитанская дочка): сочинение

Основные темы стихотворений А. С. ПушкинаВеликий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве разработал множество тем, которые стали традиционными для множества других русских поэтов. Основные темы стихотворений А. С. Пушкина, являются темы свободолюбия, назначение поэта и поэзии, любовь ж дружба, родина, философская проблематика. Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Он обнаруживается уже в оде “Вольность” 1817 г.). Пушкин утверждает […].

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)Описание событий в романах и других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэтических произведениях М. Лермонтов проявлял […].

Основные темы лирики ПушкинаОдной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта – невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни. Пушкин прежде всего – выразитель […].

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. ТютчеваВеликий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. […].

Тема: Основные темы и мотивы лирики М. ЛермонтоваГибель, “солнца русской поэзии” Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения – Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия волновала сердца, наделяла их чувствами любви, сочувствия. Лирический герой Лермонтова – герой, который страдает и мыслит. Он – герой-одиночка, очень близкий к пушкинскому Онегину и Чайльду Гарольду. Будто их герои сошли из поэтических страниц и […].

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНАГений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость – вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы […].

Основные мотивы лирики ПушкинаГений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, […].

Основные темы и мотивы всей лирики ЛермонтоваВ одном из последних стихов Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (1841) объединены основные темы и мотивы всей его лирики. Автор будто подводит итог своему поэтическому творчеству. В первой же строке речь идет об одиночестве лирического “я” поэта. Он выходит в открытый, широкий мир. Перед ним направленная вдаль бесконечная дорога, над ним – бескрайнее небо. […].

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНАА. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без […].

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТАОснова поэтической философии – идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. “Зоркость по отношению к красоте” окружающего мира (А. Фет), “умение ловить неуловимое” (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Теоретические понятия, которые должны быть раскрыты: ассоциативный ряд, звуковой ряд, психологизм […].

Основные темы и мотивы лирики БальмонтаКонстантин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество […].

Основные темы лирики ЛермонтоваРусский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое “я” предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху […].

Читайте также:
Анализ писем Татьяны и Онегина: сочинение

Основные мотивы лирики ЛермонтоваИздавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний. Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной ее мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны […].

Основные мотивы лирики М. Ю. ЛермонтоваМихаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным […].

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТАЛирика Фета по тематике не очень разно- образна. Это в основном темы любви, приро- ды, личностные переживания – темы, кото- рые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его по- эзию от поэзии других. У Тютчева, напри- мер, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех […].

История создания романаНаписание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 – 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая – в 1826-м, третья – в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го – шестая, седьмая вышла в марте 1830-го […].

Сочинение на тему Философские мотивы лирики А. С. ПушкинаСочинение по русскому языку 9 класс. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано “Пушкин – […].

Основные мотивы лирики А. В. Кольцова1. Судьба поэта-самородка. 2. Быт и повседневный труд простого народа в лирике Кольцова. 3. Темы любви и одиночества в лирике Кольцова. A. В. Кольцов родился в 1809 году в семье воронежского торговца скотом. Образование получил самое скудное – его отец Алексея полагал, что для успешной торговли вполне достаточно уметь читать и писать. В 16 лет […].

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2)С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века – эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправ- лялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с […].

Основные мотивы лирики Н. А. НекрасоваПоэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение “В […].

Основные мотивы лирики С. А. ЕсенинаНачало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по […].

Основные мотивы лирики Б. ПастернакаИмя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман “Доктор Живаго” Пастернак получил Нобелевскую премию. Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого […].

Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения “Дума”)Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задается вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель […].

Основные темы лирики Николая НекрасоваПоэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может оставить равнодушным даже несгибаемых людей. В своей Поэзии Некрасов всячески душой и сердцем показывает любовь к народу, он вместе с простым людом радуется и грустит. […].

Читайте также:
Пушкин и Лермонтов историки: сочинение

Темы и периоды творчества (Пушкин А. С.)Пушкина считают первооткрывателем новых путей развития русской литературы. Достоевский говорил о том, что вся последующая литература “вышла прямо из-под Пушкина”. Именно ему удалось совершить переакцентировку в диалоге культур Европы и России. Из ведомого голоса благодаря Пушкину русская литература сделалась ведущей. Этот переворот подготовил специальный талант этого писателя и поэта. Во-первых, возникла универсальность художественного мышления. Достоевский […].

Основные темы и идеи лирики Ф. ТютчеваВыдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина называют “солнцем русской поэзии”, то Тютчев – “ночной” поэт. С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, прежде всего с его стихами о природе. Но главное, на мой взгляд, в творчестве Тютчева – не изображение, а […].

Основные темы и идеи лирики А. Т. ТвардовскогоПоэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской ли­тературы XX. века. Сама судьба этого чело­века и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в се­редине 20-х годов XX века. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревен­скую жизнь, колхозное строительство. Одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к со­циализму”. В его […].

Основные особенности лирики А. С. ПушкинаСлово “лирика” в переводе с древнегреческого языка означает “музыкальный”, “волнующий”. В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события. В лирике находят воплощение личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе […].

Основные мотивы лирики И. А. БунинаСвой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи […].

Каковы основные мотивы лирики Б. Окуджавы?Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопублико­ванная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или уст­но. Она играла особую роль в условиях цензуры, когда многое невозможно было передать через печатное слово. Это была свое­образная отдушина, допускавшая значительную свободу слова. Авторская песня выступала в разных стилевых […].

Основные темы лирики Ф. И. ТютчеваВыдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина справедливо называют “солнцем русской поэзии”, то Тютчев – “ночной” поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем “Современнике” в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд […].

Какие основные мотивы лирики Лермонтова?М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […].

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)Скромное по объему сравнительно с дру- гими русскими классиками творчество Лер- монтова внутренне едино и цельно. Лермон- тов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…”. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нрав- ственные вопросы о судьбах и правах чело- веческой личности” – вот суть […].

Основные темы лирики А. А. ФетаВ личности Афанасия Фета удивительным образом соединились два абсолютно разных характера: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. […].

Основные темы и мотивы поэзии БрюсоваВалерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов “Русские символисты”. В сборниках “Шедевры”, “Это – я”, “Третья стража”, “Городу и миру” он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов […].

Сочинение: Темы и мотивы лирики ЕсенинаНазовите темы и мотивы ранней лирики Есенина. В чем проявилось новаторство его поэзии? Эстетическое новаторство Есенина проявилось во мно­гих особенностях его поэтического творчества. Голос по­эта у Есенина – это в значительной степени голос кре­стьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения […].

Читайте также:
Я так люблю Татьяну милую мою (по роману Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Основные мотивы лирики НекрасоваС детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему […].

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. А. ФЕТАВ личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. […].

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВАНекрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений “Мечты и звуки” (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения “В дороге” (“Скучно? скучно. Ямщик удалой…”), является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии – по преимуществу реалистической. В некрасовской поэзии есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных […].

Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

Каждый талантливый писатель в своих произведениях, старается соответствовать реальному изображению жизни простых русских людей. Одним из лучших иллюстраторов по праву считается А. С. Пушкин. Именно он заложил в основу российской литературы то мощное, прекрасное, эстетическое начало. Одновременно с этим, автор выступал с позиции реализма.

Всемирно известный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»- это настоящий кладезь нравов и традиций целой эпохи. Картина произведения, образы героев не отделимы от повествователя. Жизнь персонажей – это отражение души повествователя. Появление образа автора в романе – новаторство.

Повествование романа сопровождается мнением автора. Образ автора в романе – это самостоятельный «персонаж» со своими переживаниями и мыслями. Он дает оценку героям, отстаивает свою позицию в отношении их поступков. Так, повествователю видны все положительные и негативные стороны Евгения Онегина. С иронией, он вешает на юношу ярлык молодого «пылкого» повесы. Подтверждением этому фраза «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Отношение автора меняется только тогда, когда молодой человек меняет род занятий и отказывается от праздной жизни. Теперь в ход идут обращения «мой друг», «добрый приятель». Этот прием сближает читателя и героя.

Между главным героем и автором есть много общего, но и в то же время достаточно различий. Заметить сходства можно в воспитании. Детство у них в чем-то подобно. Рано они познают «игру страстей», быстро становится скучна жизнь, потихоньку угасает «сердца жар». Когда автор описывает жизнь Онегина, то он говорит в отношении себя «был от балов без ума». Много и различий между ними. Автор гениальный и всем известный поэт, а Онегин не способен определить стихотворный размер «труд упорный ему был тошен». Различно их мнение в отношении природы. Евгений не ценит ее красоту, автор же восторгается ею. Герой скучает в деревне, а повествующему наоборот нравится спокойны и размеренный образ жизни в деревенской тишине. С помощью этих противопоставлений читатель должен понять, что центральным лицом выступает главный герой, а не автор.

Онегин страдает от тягот жизни, нет благодати и радости. Излечился он только с помощью влюбленности в Татьяну. Это помогло ему избавиться от критического мышления, научило подчиняться обстоятельствам, а не избегать их. Его внутренний мир стал чуточку духовно богаче.

2 вариант

Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать изображать жизнь русского человека, в тот же момент опираясь на позициях глубокого реализма.

Роман «Евгений Онегин» – уникальное произведение, которому присущи исторические и философские мотивы. Изображение русского общества – это главный материал для оценки эпохи: человеческих качеств, традиций.

Для Александра Сергеевича Пушкина романы писались в прозе, так как этот жанр больше всего подходил ему для описания деталей жизни человека, но и общества в целом. Но в то же время при написании стихотворений автор больше уделяет своему внутреннему состоянию, изображает свою жизнь под влиянием общества.

«Евгений Онегин» – это роман в стихах, где автор изображает свое бытие и не отделяет себя от него. В произведении происходят любовные и бытовые истории, которые неотделимы от Пушкина. Повествование про их жизнь – биография души автора.

Необычным решением Александра Сергеевича было появление образа его самого. Также тут присутствуют поиски схожести образа автора и главных героев.

Необычное название произведение получило не просто так. Евгений Онегин, как и собственно назван роман, является одним из главных персонажей. Читая страницу за страницей, читатель начинает понимать, что наряду с ним появляется образ Пушкина. Писатель присутствует в жизни героев. Он не только повествует, что хорошо заметно в лирических отступлениях, но и по линии сюжета. Пушкин все время рассуждает, создавая определённую атмосферу в произведении.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

Неимоверные взаимоотношения у Пушкина с Онегиным. Оба имеют дворянские корни. Оба свободно общаются на французском и увлекаются зарубежными авторами, такими как Байрон, Метьюрин.

Сам Онегин в произведении довольно изменчив. В тот момент, когда он страдает от разочарования, Пушкин выступает в роли друга, развивая в нем творческие таланты, написание стихов.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин – это не создатель, а полноценный герой и участник событий. Онегин и Александр Сергеевич оба размышляют над жизнью, относясь категорически к некоторым событиям и вещам. Но тем не менее они не похожи. Благодаря Пушкину нам лучше понятно образ главного героя и образы участников описанных событий.

Также читают:

Картинка к сочинению Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

Популярные сегодня темы

Практически у каждого человека есть вещи, к которым он испытывает особую привязанность. Это может быть всё что угодно: периодически перечитываемая любимая книга, какая-нибудь игрушка

Очень часто мы слышим высказывание о том, что книга – товарищ и верный друг. На мой взгляд, это действительно так. Книги позволяют нам открывать этот мир, они передают знания и опыт предшествующих поколений

Рассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.

Комаровский – это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Сочинение на тему: Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, —
— так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта… везде является… по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…
Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой. Отрядом книг уставил полку, Читал, читал — а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина,
И старым бредит новизна…
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.
…Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, —
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа. Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой. Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творениях Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина. Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .
Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей, Привычкой жизни избалован, Одним на время очарован, Разочарованный другим; Желаньем медленно томим, Томим и ветреным успехом, Внимая в шуме и в тиши Роптанье вечное души, Зевоту подавляя смехом, Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:
Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель; Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:
Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей, И после сытного обеда Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу…
Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир.
Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:
…я сердечно
Люблю героя моего…
Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:
Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь, И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света…
Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”. Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.
…Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, —
пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30—50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, — сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Читайте также:
Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Детский час

для детей и родителей

Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Писатели всегда стремились к реальному изображению русской жизни; но в этих изображениях до поры до времени не хватало художественности, свободного творчества. Пушкин привнёс в русскую литературу красоту, мощное эстетическое начало; художественно изображая русскую действительность, он в то же время, прочно встал на позиции глубокого реализма.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — произведение историческое, философское, это роман-жизнь. Картины русского общества, изображенные в романе – это важнейший материал для анализа эпохи, характеров, нравов, традиций.

«Евгений Онегин» — один из самых самобытных романов в русской литературе. И Пушкин, безусловно, это понимал. До него романы писались в прозе, потому как именно жанр «проза» больше подходит для обрисовки деталей жизни, да и для показа её в целом. В стихотворном жанре по-другому. Когда автор пишет стихи, он невольно раскрывает свой внутренний мир, показывает своё «я», отображает жизнь сквозь призму собственных представлений.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картину своей эпохи и не отделяет её от себя. В романе живут, любят, страдают придуманные герои, но они почти неотделимы от автора. Рассказ об их жизни — это дневник авторской души.

Новаторским решением Пушкина стало появление в романе необычного образа, образа автора. И поиски соотношений этого образа с образами героев.

Роман называется «Евгений Онегин», естественно предположить, что одним из главных героев романа является одноименный персонаж. Читая строку за строкой, мы понимаем, что наряду с ним, автор в романе тоже играет полноценную роль. Автор незримо присутствует там, где его герои. Он – не бездушный речевой повествователь; это мы можем заметить и по лирическим отступлениям, и по основной сюжетной линии. Автор постоянно вторгается в поле повествования, рассуждает на различные темы, создаёт определенное настроение, уточняет детали. Нам с автором лучше, он — связующее звено между героями и нами.

Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!

Читайте также:
Творческое восприятие мира в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Произведение Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» — излюбленная книга Онегина. Пушкин и его современники также зачитывались ей. Чайльд-гарольдовская тоска, уныние, разочарование даже «копировались» некоторыми представителями высшего света; маска скучающего человека была популярна.

Что касается Метьюрина — то его романом «Мельмот-скиталец» интересовались и Онегин и Пушкин.

На этом этапе мы сделаем лирическое отступление и скажем, что в романе мы не отождествляем автора с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкин и автор (речевой повествователь в романе) — не одно лицо. Хотя биографии их отчасти совпадают.

Литератор А.Тархов замечает, что существование двух «я», (некоего автора и реального поэта Пушкина), — одна из главных интриг (противоречий) «свободного романа» «Евгений Онегин».

Возвратимся же к нашим героям. Как относится автор к Евгению Онегину? С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией тоже. Хотя…

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной»

Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор?

Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.

Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».

Для автора театр – совсем другое дело. О театре он пишет восторженно; строки о театре напоены любовью к прекрасному виду искусства.

Разницу и сходство между Онегиным и автором можно подметить и в следующих строках:

«Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».

Ранний Онегин, как и когда-то автор, был «от балов без ума». Со временем балы для Онегина стали обременительными.

Разница же между типажами прослеживается и в том, что Онегин замечал «что и в деревне скука та же», а автор «был рожден… для деревенской тишины».

Образ Онегина в романе не статичен, он претерпевает изменения. Именно в то время, когда Онегин испытывает истинную разочарованность, автор сближается с «добрым приятелем» Онегиным, пытается развить в нём творческое начало, научить писать стихи. Но эта попытка не увенчалась успехом, ибо «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

По мере развития сюжета мы видим, что мировоззрение автора и Онегина меняется. Онегин многое понял, многое прочувствовал. Другим стал и автор. Онегин в финале романа более лоялен и понятен; таковой он ближе автору.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Как сложится дальнейшая жизнь Евгения? Хотелось бы надеяться, что успешно. Положительные задатки у Евгения есть. Проблема вот только заключается в разрыве между потенциальными возможностями Онегина и той ролью, которую он для себя выбрал в обществе.

Заключение

В романе «Евгений Онегин» выступает тот же чудный образ «откликнувшегося поэта». Автор в романе – это не Пушкин, это самостоятельный герой, полноправный участник событий. Автор и Онегин во многом схожи. Они задумываются о жизни, критически относятся ко многим вещам, им свойственен напряжённый поиск цели в жизни. Они выше той толпы, которая их окружает. Но, вместе с тем, они разные. Автор относится к Евгению иронично, но с явной симпатией. Разность во взглядах этих двух типажей установлена ещё в первой главе. То есть точки над i расставлены в самом начале.

Автор, которого Пушкин мудро сделал героем романа, откровенничает с нами, даёт нужные пояснения. Благодаря автору мы лучше понимаем образ Онегина, образы других героев произведения, лучше разбираемся в сюжетной линии романа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состо­ит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувст­вами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замеча­ет С. Г. Бочаров, «в „Онегине” нам не дано забыть об авторе. и объективность романа обращена постоянно в образ созна­ния, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается бук­вально всех сторон современной жизни — образования и вос­питания, литературы и истории, театра и актеров, мод, гас­трономических изысков. Он размышляет о родственных отно­шениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» — не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство ро­мана — это единство автора; это „роман автора”, внутри кото­рого заключен „роман героев”». Причем автор активно вме­шивается в действие, проявляя свое отношение к происходя­щему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа — Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, — жиз­ненные обстоятельства. Автор и герой — люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы. «Увы, на разные забавы Я много жизни погубил!» — бесхитростно признается Пуш­кин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жиз­ни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с ко­торой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаро­вался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «ус­ловий света . бремя». Поэт описывает высший свет исключи­тельно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступ­ных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, род­ственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

На вздохи, скуку и обман.

Для автора же дом и семья — это самые главные ценности в жизни. И поэт говорит об этом в главе, посвященной семей­ству Лариных.

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребыва­ния в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; По­том уж наводили сон. ». Для автора же природа — источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин рав­нодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бра­нит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества пони­мается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «фило­софия потребления мира человеком» не может породить ниче­го жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит беско­нечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рож­дающим «творческие сны».

Читайте также:
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»: сочинение

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Оне­гин не верит в возможность счастья. Следствием его жизнен­ного опыта становится самоуверенность и безапелляцион­ность. Именно эти качества проявляются в отношениях Оне­гина с Татьяной.

Мироощущение же автора совсем иное. Его мировосприя­тие непосредственно, поэтически доверчиво, душа открыта для обманчивых впечатлений бытия, а сердце заранее готово простить «милые обманы»:

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, — для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно го­ворит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну лег­комысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не за­думывается над смыслом человеческого существования. Ав­тор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Различаются автор и герой и отношением к людям, вос­приятием личности другого человека. Своеволие и эгоизм Онегина становятся подлинной причиной его дуэли с Лен­ским. Для Пушкина же подобное поведение неприемлемо:

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце.

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом — каждая пора его жизни отмечена сообраз­ностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им са­мим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился. и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он — «духов­ный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он об­ретает «надежду юности». «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», — говорит Пушкин. Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытаю­щийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И при­рода как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духов­ной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В на­чале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоми­нает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровен­ный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне — теперь их нет:

Они прошли иль изменились.

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа — это обычный светский повеса, в финале — человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных ошибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим тру­дом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возмож­ность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

Бочаров С. Г. Указ. соч. С. 118. 5-4904

Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. — В кн: Светлое имя

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

«Автор и его герой (по роману «Евгений Онегин»)»

так писал о «Евгении Онегине» Пушкина: «…можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в „Онегине“ личность Пушкина». Белинский подчеркивает, таким образом, что в поэме воплотилась душа поэта.

Действительно, в произведении, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.

Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Говоря о поверхностном воспитании и образовании Онегина, автор иронично заключает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Тем самым он подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование.

В столице Онегин ведет праздный образ жизни, прожигает дни на балах, обедах, даже театр для него — место для интриг и волокитства. Совсем не то театр для автора. Пушкин пишет, что это «волшебный край», место для вдохновения, творчества, искусства. Так намечается различия между Онегиным и поэтом, которые подчеркивает недостатки героя. Мы понимаем, что Онегин эмоционально холоден, рационален, невосприимчив к искусству, глух ко всему прекрасному. Но что сделало его таким, природа или образ жизни, окружение?

На протяжении всего романа автор сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них — сближение в героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» — близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.

По мере развития сюжета все больше намечаются различия между автором и его героем. Так, для Онегина балы — надоедливая обязанность, необходимость. Для автора же — это радость молодости, радость общения, радость увлечений. Одно из самых серьезных различий между героями — это отношение к чувствам, в частности, отношение к любви. Мы помним, что для Онегина этого чувства не существует. Вместо него в жизни героя — удовлетворенное самолюбие от очередной победы, от очередного разбитого сердца. Ведь Онегин сам признается Татьяне, что «в любви он инвалид». В чем причина такой «сердечной неполноценности» героя? Я думаю в том, что герой стремился узнать все наслаждения в слишком молодом возрасте, когда был неспособен их оценить и осознать. Поэтому, когда к нему должно было прийти осмысленное чувство, к Евгению пришли лишь опустошенность и разочарование.

Совсем не то у автора. Он способен испытывать глубокие, сильные чувства, способен любить, страдать, разочаровываться и вновь верить:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Но автор и его герой во многом близки. Мне кажется, что их натуры, внутренняя сущность родственны. Просто Онегин поддался влиянию среды, образа жизни, принятого в его кругах, в то время как Пушкина развивался во всех смыслах этого слова. Именно потому, что автор считает своего героя близким ему, он так тепло отзывается об их первой встрече. Уже тогда проявилось сходство натур этих героев. И Онегин, и автор выделяются на общем фоне критическим умом, высокими запросами, неудовлетворенностью своей жизнью. Отсюда — их пессимизм и кризис, который был свойствен обоим героям.

Пушкин подчеркивает, что в Онегине еще не умерла душа. Вспомнив прошлое, он на время воскресает:

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь,

Чувствительны, беспечны вновь,

Дыханьем ночи благосклонной

Безмолвно упивались мы!

Таким образом, в романе между автором и его героем проведены не только эмоциональные и интеллектуальные связи, но и психологические.

В финале романа Онегин резко меняется. Теперь он, обновленный и воскресший, по-другому оценивает Татьяну, теперь герой может чувствовать, а значит, по-настоящему жить. Таким он намного ближе автору, чем в начале романа. И Пушкин, и мы надеемся на кардинальное изменение жизни героя, которое произойдет уже за рамками произведения.

Автор и Онегин — ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: