Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

Композиция романа Евгений Онегин

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали.

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но после целой череды посланий она при встрече отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. Он делится своими наблюдениями, размышлениями и переживаниями, что способствует погружению в произведение и происходящее на страницах книги. Голос автора здесь – еще один голос эпохи, в которой жил он и герои «Евгения Онегина».

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Здесь встречаются пейзажи всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны.

Открытая концовка

В романе нет однозначной концовки, поэт оставляет читателя наедине с загадками и с собственными рассуждениями: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

Вариант 2

Произведение «Евгений Онегин» писалось Пушкиным очень тяжело, великому писателю потребовалось на это целых 8 лет. История создания романа началась в 1823 году в городе Кишинев. При чтении, мы видим, что данный труд был написан под влиянием и полученным опытом от другого, не менее важного произведения Александра Сергеевича «Руслан и Людмила». Но в «Евгении Онегине» главными героями повествования являются не персонажи из фольклора, а сам современные герои и сам писатель. Мы видим, что автор постепенно уходит от жанра романтизма и начинает работать в реализме.

По мнению самого автора, роман является неким собранием рассказов. Все 8 глав имеют свою яркую самостоятельность и самобытность. Это и неудивительно, ведь роман писался очень долго, и каждая глава несла в себе отпечаток нового этапа жизни Александра Сергеевича. Книга выходила по частям, и каждая глава становилась ярким событием в русской литературе.

Персонажи произведения заслуживают отдельного разговора. Они существуют в книге вовсе не случайно. Герои представляют собой собирательный образ русского общества тех лет. Пушкину удалось воссоздать и перечислить всех основных типажей люда того времени. Тут и бедный помещик Ларин, и его светская, но вместе с тем несколько опустившаяся жена, вот мы видим интеллигентного поэта Ленского, рядом стоит его ветреная и слабовольная половинка и т.д. В совокупности они составляют Россию в самый пик своего рассвета. Обратим внимание на персонажей романа.

Главным героем повествования является Евгений Онегин. Он устал от жизни, в ней ему не хватает некой искорки, смысла. Автор подробно рассказывает нам про среду, в которой рос юноша. Воспитывался Онегин как и все дворяне. Образование ему дали поверхностное, то есть его не подготавливали для настоящих дел, из него делали успешного человека, который бы мог прилично вести себя в светском обществе и ни в чем себе не отказывать. Балы очень скоро наскучили нашему герою. Вскоре мы понимаем, что Евгений способен не некие глубокие чувства, но вместе с этим он свободолюбив и эгоистичен. Он слишком любит себя и это лежит в основе всех его чувств и мыслей.

Образ Татьяны Ларина представляется нам совсем иным, она буквально идеальна во всем: он добрая, умная, готовая ради любви на все. Барышня любит читать книги, и именно благодаря им в ее образе мы видим оттенки романтичности и влекущей таинственности. В этот образ и влюбился Евгений Онегин.

Читайте также:
Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Сестра Татьяны Ольга является самой простой девушкой, в ней нет никаких отличительных черт. Она сильно отличается от сестры своей пустотой и ветреностью.

Но, как это ни странно, именно в Ольгу влюбился поэт Ленский. Видимо он желал ее наполнить своими идеалами и тем самым создать идеальную для себя девушку. Ленский человек больших принципов, ему не чужды моральные понятия. Увидев, как его друг Онегин танцует с Ольгой, просто от скуки, Ленский осмелился взывать уже бывшего приятеля на дуэль. Он был оскорблен. Но увы, из этой дуэли победителем вышел Онегин.

Главной темой романа «Евгений Онегин» является обычная жизнь русских людей. Мы видим в книге описание быта, воспитание, нравы и обычаи. Даже спустя многие годы мы видим в персонажах книги черты, имеющиеся и в современных людях. Идеи, описанные Пушкиным, актуальны и по сей век. Перед нами часто встает выбор: жить, как хочется самому, будучи человеком гармоничным, или же поддаться на искушения ради общественного признания других людей. Выбор этот непрост, но идя по второму, можно с ужасом понять, что жизнь потрачена впустую, в те люди, ради которых ты старался, давно исчезли.

Фабула и особенности произведения Евгений Онегин

Как и в любом классическом произведении, в романе «Евгений Онегин» затрагиваются темы вечные, нуждающиеся в осмыслении каждым человеком, независимо от времени, в которое он живет. Нравственная и социальная тематика предоставляет много поводов для раздумий. Среди них:

  1. Основная тема произведения — русская жизнь
    , в особенности жизнь русского дворянства первой половины 1820-х годов, показанная Пушкиным удивительно точно. Не зря Белинский назвал книгу «Энциклопедией русской жизни». Автор показал быт, нравы и традиции этого сословия, подметив болезнь своего поколения — хандру и бессмысленность праздной жизни. Многие молодые люди того времени чувствовали себя такими же пустыми и никчемными как Евгений: они веселятся на балах, но не находят применения своим возможностям вне суеты высшего света. Те же Ларины являются типичными представителями своего круга: власть и праздность развращают их, и единственное, что спасает отдельных выходцев из этой среды — близость к народу и его исконной добродетели, что мы и наблюдаем в Татьяне;
  2. Любовь
    — еще одна тема романа, являющаяся двигателем фабулы, мотивирующая героев совершать поступки, которые оказывают огромное влияние на дальнейшую их жизнь. Она же является главным испытанием, показывающим истинный нрав персонажей. Так, Татьяна продемонстрировала в любви свои основные нравственные принципы, определившие ее судьбу. Евгений Онегин, напротив, струсил и не принял любовь из рук своей избранницы, а одумался лишь тогда, когда стало поздно. Ленский пал жертвой страсти и ее обманной иллюзии. Ольга показала свое легкомыслие, приняв ухаживания офицера сразу после смерти жениха;
  3. Дружба
    , требующая бесконечного количества усилий и компромиссов на зарождение и сохранение и распадающаяся в один миг — вот еще одна тема произведения. Онегин предал дружбу ради того, чтобы сохранить свое лицо перед обществом, которое он так презирал;
  4. Человек и общество
    — еще одна интересная тема для размышлений, представленная Пушкиным. Хоть Онегин и является лишним в своей среде, он все еще зависим от нее. Он — порождение пресыщенного дворянского общества, которое погрязло в праздности и наслаждениях. Эгоизм и инфантильность Евгения — это прямое влияние его безнравственного окружения. Так, даже ненавидя свою среду, герой оставался ее заложником.
  5. Верность и измена
    . Это две противоположности, которые сталкиваются в романе. Татьяна, сильная личность, пожертвовала любовью ради преданности и чести, а Евгений с радостью толкнул замужнюю женщину на измену, ведь для него мораль ничего не значит. Главное для Евгения — удовлетворить свои потребности.

Кольцевое построение композиции

Кольцевая композиция раскрывает изменения, произошедшие в характерах центральных персонажей. Если Онегин в начале романа, покинув высший свет, остается «светским бездельником», не способным заполнить свой досуг ни чтением, ни творчеством, то в последней главе он предстает перед читателем начитанным, мыслящим человеком, едва не ставшим поэтом. К тому же, если в начале Евгений считает себя пресыщенным, уставшим от жизни и не способным испытывать глубокие чувства, то к концу он превращается в пылкого влюбленного. Татьяна, став светской дамой, в душе остается прежней наивной и искренней деревенской девушкой. Однако теперь она горда, сдержанна, не дает воли эмоциям и уже не позволит себе совершать безрассудные поступки.

Особенности романа

«Евгений Онегин» — принципиально новое для русской литературы явление. Это первое произведение, совместившее в себе поэтичность слога и глубину анализа как душевных движений конкретных людей, погруженных в конкретную социально-историческую среду, так и самой этой среды. Именно Пушкин произвел революцию в отношении к литературе как публики, так и самих писателей. До него даже сами литераторы воспринимали свое занятие как хобби, развлечение (о чем свидетельствует история принятия дяди Пушкина, Василия Львовича, в общество молодых поэтов «Арзамас»).

Стоит ли говорить о публике, которая в большинстве своем была необразованной и далекой искусства, в частности литературы. «Евгений Онегин» — первое произведение, каждую главу которого читающие люди ждали с нетерпением, а после издания обсуждали и восхищались. Просветительский вклад Пушкина невозможно переоценить.

Лирические отступления

Еще одна немаловажная особенность композиции романа – наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу над историей создания романа, характеризует его персонажей, дает широкую панораму культурной жизни столицы, а потом, по контрасту, показывает идиллическую картину деревенской жизни, живописует поэтические среднерусские пейзажи, рассказывает о сельских нравах и обычаях.
Все перечисленные композиционные приемы позволяют автору не только изложить, в сущности, незатейливый сюжет, но и показать широкую картину русской жизни, дистанцироваться от надоевших литературных канонов и, в результате, создать гармоничное, цельное и законченное произведение.

Читайте также:
Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»

Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, знакомство с героями, завязка сюжета, его кульминация и развязка.

В соответствии со строгими литературными канонами написан и роман в стихах «Евгений Онегин». В романе 8 глав. Глава первая намечает экспозицию. Начинается она размышлениями главного героя – Евгения Онегина, который находится в пути к деревне своего дяди. Дорога долгая, и автор позволяет себе лирические отступления, помогающие читателю понять, в какое время происходят события данного романа. Таким образом, намечается время и место действия. Одновременно Пушкин знакомит нас со своим героем, рассказывает о его воспитании, интересах, характере.

Вторая глава продолжает экспозицию, она знакомит читателей с другими героями описанной Пушкиным истории – семейством Лариных, Владимиром Ленским, которым предстоит стать главными действующими лицами сего произведения.

В 3-й главе происходит завязка сюжета. Онегин, успевший подружиться с молодым помещиком и завидным женихом — Владимиром Ленским, сначала напрашивается, а потом и приезжает в гости к Лариным. Здесь его замечает старшая дочь Лариных, Татьяна, которая влюбляется в него. В этой же, третьей главе она пишет Онегину письмо. Сюжет начинает развиваться.

В четвертой главе происходит объяснение Онегина с Татьяной, в котором Евгений, по сути, отверг нежные чувства провинциальной девочки. Татьяна предается грусти, Владимир Ленский, напротив, счастлив с Ольгой.

Так наступает зима, подходят святки. Приближается кульминация романа – ее самый напряженный момент. Предваряет кульминацию сон Татьяны. Он как бы готовит читателя к предстоящим в романе событиям: празднику именин, ссоре Ленского с Онегиным и дуэли, на которой Ленский был убит.

Онегин понимал, что все можно было исправить, что он был неправ в отношении Ленскому. Пусть Ленский проявляет горячность, он молод, и ему простительно. Но он, Онегин ведь старше и мудрее. Все можно было бы исправить, но…

в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

И вот это самое общественно мнение не позволило Онегину сделать шаг к примирению.

Онегин выстрелил первым. Казалось, что он даже не целился. Или оказался более опытным стрелком? Как бы там ни было, Ленский погиб, не успев сделать своего выстрела.

За кульминацией следует развязка сюжета. И надо заметить, что развязка весьма напряженная, особенно последние стихи, где описана встреча Онегина и Татьяны наедине. Впрочем, мы забегаем вперед.

Глава седьмая рассказывает о сестрах Лариных, о том, что стало с ними после гибели Ленского. Ольга вскоре вышла замуж за улана и уехала с ним к месту его службы. Татьяна осталась одна. Она несколько раз посещала имение Онегина, где с разрешения ключницы пользовалась его библиотекой, читала книги с его пометками. И это времяпрепровождение в усадьбе Онегина позволило ей понять душу любимого ею человека.

Тем временем родственники и соседи были озабочены тем, что Татьяна засиделась в девушках, а ей пора было выходить замуж. На семейном совете решили везти ее в Москву на ярмарку невест.

Последняя 8-я глава повествует о встрече Татьяны, ставшей супругой пожилого князя, приближенного ко двору, генерала царской армии, и Онегина. В этой же главе рассказывается о любви Онегина к Татьяне. Роман заканчивается разговором Татьяны с Онегиным, во время которого молодая светская дама преподнесла Онегину урок.

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Роман заканчивается звоном шпор вернувшегося князя. В этом звоне слышится готовность хозяина дома в любой момент защитить честь своего имени, и любимой супруги.

Сочинение: Стихотворение Пушкина Анчар

Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году. В нем раскрывается философская трактовка понятия свободы, характерная для зрелого творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике.

В стихотворении «Анчар» Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Символом зла является некое «древо смерти» – Анчар. Упоминания об этом смертоносном дереве появились еще в конце XVIII – начале ХIХ века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда.

Очевидно, Пушкин опирается на эти сведения, создавая стихотворение в жанре легенды, который в поэзии той эпохи наиболее часто использовался для раскрытия философской проблематики. Но в то же время, образ Анчара связан и с достаточно точным социальным адресатом. Известно, что образ «древа яда» дан Пушкиным как антитеза образу «живительного древа», появившемуся несколько ранее в поэме известного поэта того времени Катенина. Катенинское «древо жизни» символизировало «милосердие царево». Пушкин противопоставляет ему свое понимание той системы, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту мысль всем ходом стихотворения, всей его образностью.

Этой же задаче служит и композиция. Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об Анчаре (первые пять строф), во второй – о человеческих взаимоотношениях. При этом вторая часть начинается с союза «но», создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено стихотворение.

Читайте также:
Чувства добрые в поэзии А. С. Пушкина: сочинение

Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке «и зелень мертвую ветвей» соединяются, казалось бы, несоединимые понятия. Если «зелень ветвей» соотносится с понятием жизни, то эпитет «мертвую» должен звучать как явная антитеза, но они, тем не менее, соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй частях стихотворения.

В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами «древо зла» с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни – мира раскаленных песков, безводных степей, черных вихрей, – Анчар как бы царит над всем окружающим:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом «древо смерти» становится образом гигантского, космического зла – недаром Пушкин отмечает, что природа породила смертоносное древо в «день гнева». Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь черный», листья его «дремучие», то есть темные, непроницаемые для света. Нагнетание образов тьмы, связанных с Анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла.

Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится Анчара: «к нему и птица не летит, и тигр нейдет». Анчар – это ошибка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего живого.

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом.

В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Не князь, вождь или царь, а «человека человек» посылает к смертоносному дереву. От природы они равны – это «человек» и «человек». Но в общественном устройстве это естественное равенство нарушено. Тиран посылает своего раба к Анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он «послушно в путь потек».

Но, сожалея о печальной участи «бедного раба», который, возвратившись с ядом, умирает «у ног непобедимого владыки», Пушкин не оправдывает его. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд Анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.

Так поэт показывает, как зло порождает зло: зло в природе соединяется со злом общественным, яд анчара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказывается сходной с ролью Анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от Анчара.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам становится Анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей.

Так внутренняя неправда порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тирании, неминуемо становится источником и проводником зла.

Эта трагическая мысль, проходящая через все стихотворение, показывает, что, хотя Пушкин и верил в торжество солнца и разума, но он понимал, что тьма существует и сама собой не исчезнет. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует и вызывает невольное чувство протеста. И тем самым Пушкин вступает в борьбу со злом и призывает нас сохранить гуманистические основы мира, противостоять наступлению зла – в каких бы формах оно не выражалось.

«Анчар» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – рифма, главная мысль, жанр, тема

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

История создания стихотворения «Анчар»

Произведение «Анчар» было написано в 1828 году,

который был не самым простым в жизни поэта. Незадолго до написания своего знаменитого стихотворения Александр Сергеевич вернулся из долгой ссылки и надеялся наконец получить полную свободу для своего творчества, но его надежды не оправдались.

Строгая цензура преследовала поэта на каждом шагу, тайные агенты следили за ним, даже сам царь в то время был настроен против Пушкина. Именно в 1828 году было возбуждено дело по обвинению в создании нескольких произведений, написанных на антиправительственную тематику.

Это и стало поводом для создания произведения «Анчар», которое завуалированно помогает читателю осуществить разбор проблемы губительности неограниченной власти.

Темы, проблемы и настроение

Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: сочинение

На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

Тема основная мысль и идея стихотворения

Главная идея и основной смысл произведения «Анчар» А. С. Пушкина – безразличие власти к жизням обычных людей, его губительность для общества.

Пушкин раскрывает эти проблемы, рассказывая читателю о существовании ядовитого дерева анчар, которое символизирует зло. Этот яркий образ в стихотворении символизирует верхушку власти и её несправедливость по отношению к людям.

Произведение «Анчар» — своеобразный протест запрету свободы слова в России.

Пушкин негодует на темы безграничной власти правительства и слишком строгой цензуры. Эту мысль он передает с помощью яркого образа анчара и царя, который в своих целях использует яд.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Характеристика лирического героя

В стихотворении присутствуют три основных лирических героя – царь, раб, посланный по плану царя за ядом, и анчар, который

«Как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной».

Этот образ описан в произведении особенно ярко, передавая читателю соответствующие эмоции и позволяя четко представить одинокое ядовитое дерево, к которому

«И птица не летит,

И тигр нейдет».

Прикосновение к яду этого дерева губительно для всего живого, ядом пропитаны его корни, кора и ветви. Это – символ несправедливости и вседозволенности верхушки власти: яд отравляет всё живое даже без прямого участия человека.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

«Листья» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, — ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Композиция, жанр, размер и ритм

Скорость и ритм стихотворению придает любимый размер поэта – четырехстопный ямб. Это позволяет оставлять читателя в напряжении до последних строк стихотворения. Перекрёстная рифмовка используется поэтом для легкости чтения и большего погружения в сюжет произведения.

Кроме того, Пушкин часто использует буквы «ч» и «п», что придает атмосфере и композиции стихотворения большую красочность и мрачность в восприятии читателей

«В пустыне чахлой и скупой»;

«И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою».

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.
История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.
Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории.

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. Во глубине сибирских руд (В Сибирь).: сочинение

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Средства художественной выразительности

Художественная выразительность играет немаловажную роль в произведении «Анчар». Благодаря многочисленным метафорам, эпитетам и старославянизмам можно полностью понять атмосферу текста.

«В пустыне чахлой и скупой» или «лист его дремучий» — эпитеты, с помощью которых поэт подчеркивает мрачность и смертоносность анчара.

Также в тексте используются старославянизмы: «ввечеру», «хладными». Контраст и настроение стихотворения переданы с помощью противопоставлений, таких как «владыка» и «раб», и это вновь выражает ничтожность человека перед властью.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Анчар» показывает истинное отношение правителей России

тех времен к народу и их безразличие к жизням отдельно взятых людей.

Стихотворение вдохновлено личными переживаниями поэта и запретом свободы слова, символизирует протест царю и стремление к свободе. Благодаря ярким эмоциям Пушкина произведение получилось особенно красочным и значимым в его творчестве.

Анчар — воплощение мирового зла

История об Анчаре похожа на балладу – стихотворение-рассказ с неожиданной, часто трагичной концовкой. Можно выделить три актуальных вопроса, которые поднимает Пушкин. «Анчар» — стихотворение о мировом зле – первый из них. Не случайно ядовитое дерево растет вдали от живых существ, на краю вселенной. Удалив его ото всех, природа просто хотела создать равновесие: ведь где есть добро – должно быть и зло. Животные понимают это. В данном случае они умнее людей.

Жажда мирового господства подвигла царя послать к анчару своего раба, дабы тот принес яду, благодаря которому армия будет непобедимой. Пушкин говорит о том, что именно люди являются распространителями зла. Причем виновны оба: и царь, и раб. Именно поэтому они уравнены поэтом («человека человек послал»). Да, мотивы у них разные: властелином движет мечта о власти, а рабом – элементарный страх. Выполнив задачу, раб умирает – этим Пушкин сводит на нет его страхи. Ведь если бы раб отказался выполнять волю царя – его постигла бы та же участь.

Примечательно, что «губительные стрелы» посылаются «соседям». Обычно это слово упоминают в положительном смысле. Пушкин хотел сказать, что царь не ведет войн с соседними государствами, наоборот, у них добрые отношения. Удар владыка нанесет неожиданно. Это подчеркивает его злость и коварство. Зависть и страх – вот два чувства, которые провоцируют распространение зла.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его
коварных и агрессивных замыслах.
«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Активная позиция автора стихотворения – баллады заключается в мятежном противостоянии тиранической власти и покорностью массы рабов, которые считают эти взаимоотношения законными и приемлемыми.

Сюжет

Сюжет стихотворения прост и понятен.

Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.

Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.

Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Это интересно! Трагедия Моцарт и Сальери: краткое содержание и характеристика главных героев

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

Анализ стихотворения Анчар

Тематика

Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.

К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.

Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.

Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 244.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 244.

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.

История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Читайте также:
Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принёс “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.

Средства выразительности

Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь чёрный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “

эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мёртвую “, “ густой прозрачною смолою “

  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мёртвую “, “ вихорь чёрный”

    В нём также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для её создания автор использует не только эпитеты ( “бедный раб” – “непобедимый владыка” ), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

    С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

    Анализ стихотворения «Анчар» (А. С. Пушкин)

    Свободолюбивая лирика Пушкина представлена в истории русской литературы замечательными работами, одной из которых является стихотворение «Анчар». В нем автор излагает свои мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Чтобы понять них, Многомудрый Литрекон подготовил разбор пушкинского текста.

    История создания

    Стихотворение «Анчар» было создано А. С. Пушкиным в 1828 году. Поэт написал его в так называемый «онегинский период», до начала Болдинской осени, но уже после восстания декабристов. Расправа власти с восставшими друзьями оказала влияние на творчество А. С. Пушкина.

    Размышления поэта о произволе власти и безропотности слуг нашли яркое отражение в стихотворении. В основу создания произведения легла легенда о ядовитом дереве, несущем смерть. Одним из источников поэта могли стать некие заметки о «древе яда», растущем на острове Ява (Индонезия). Древо отпугивало всех живых существ, вокруг него не существовала жизнь.

    Жанр, направление, размер

    По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение. В нем сосредоточены личные чувства и переживания поэта, в частности, относительно неограниченной власти. А. С. Пушкин не принимает и не одобряет владыку, который несет смерть своему рабу, соседям «в чуждые пределы» — людям вообще.

    Направление в стихотворении сложно определить однозначно, однако по большей части оно относится к реализму. Среди реалистических черт можно выделить следующие: изображение действительности в ее неприглядном виде, «как она есть»; в основу сюжета лег реальный исторический конфликт (раб-власть неограниченного монарха). В стихотворении просматривается и яркая отличительная черта романтизма – центральный герой-одиночка, в роли которого выступает Анчар. К нему и «птица не летит, и тигр нейдет» — он один во всей вселенной.

    Читайте также:
    В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

    Что касается стихотворного размера «Анчара», то здесь А. С. Пушкин использует излюбленный четырехстопный ямб.

    Композиция

    Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.

    1. Сначала идет повествование: поэт рисует пустынное место, где растет Анчар. Он рожден природой «в день гнева», он извергает яд, поэтому никто не осмеливается приблизиться к древу. Первая часть состоит из пяти строф.
    2. Вторая часть нацелена изобличить человека, желающего распространить смерть по своей воле. Мир людей соединяется с миром природы ради корыстных целей, ради того, чтобы погубить жизнь. В первых строфах только ощущается «запах» смерти, а в последних – смерть вступает в свои права. Даже зверь оказывается разумнее человека и сторонится древа яда, чтобы сохранить себе жизнь. Вторая часть сосредоточена в заключительных четырех строфах стихотворения.

    Образы и символы

    Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

    Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

    Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

    Темы, проблемы и настроение

    Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

    В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

    На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

    Основная идея

    Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.

    Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.

    Средства художественной выразительности

    Центральным средством художественной выразительности выступает антитеза. Поэт противопоставляет добро и зло, свободу и несвободу, мир природы и мир человека. Владыка говорит, а раб безмолвствует; тигр и птица не приближаются к яду, а человек намеренно идет к ней. Благодаря антитезе наиболее ярко раскрывается основная идея и тема стихотворения.

    Поэт рисует мрачную местность, где растет Анчар. Здесь на помощь автору приходят эпитеты – «чахлый», «скупой», «мертвый». Метафоры создают образность («древо смерти», «жаждущие степи»). Олицетворения помогают «оживить» «грозного часового», древо обретает черты реального человека («Стоит – один во всей вселенной»). Кроме того, и стихия очеловечивается («вихорь черный набежит», природа «его в день гнева породила»).

    Сравнения, инверсии обогащают язык и строй стихотворения («как грозный часовой»; «зелень мертвая»).

    Анчар

    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой,
    Стоит – один во всей вселенной.
    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила,
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила.
    Яд каплет сквозь его кору,
    К полудню растопясь от зною,
    И застывает ввечеру
    Густой прозрачною смолою.
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет – лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит
    И мчится прочь, уже тлетворный.
    И если туча оросит,
    Блуждая, лист его дремучий,
    С его ветвей, уж ядовит,
    Стекает дождь в песок горючий.
    Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом:
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.
    Принес он смертную смолу
    Да ветвь с увядшими листами,
    И пот по бледному челу
    Струился хладными ручьями;
    Принес – и ослабел и лег
    Под сводом шалаша на лыки,
    И умер бедный раб у ног
    Непобедимого владыки.
    А князь тем ядом напитал
    Свои послушливые стрелы
    И с ними гибель разослал
    К соседям в чуждые пределы.
    1828

    Читайте также:
    Тема борьбы и свободы в лирике А.С. Пушкина: сочинение

    Related posts:

    Стихотворение “Анчар” – обличение деспотизма. АнализСтихотворением “Анчар” А. С. Пушкин высказывает идею о всемогуществе человека, о том, что самую суровую и опас­ную природу человек может заставить служить собственным интересам. Одновременно он печалится о том, что свое могу­щество человек очень часто использует в целях разрушитель­ных, не жалея для достижения результатов жизни других лю­дей. Фактически он уподобляет земных владык – деспотов – […].

    Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Анчар” А. С. ПушкинаВ пустыне чахлой – в пустыне с чахлой, бедной растительностью. Жаждущих степей – степей, в которых редко бывает дождь; пустынь. Зелень мертвую ветвей – неподвижные зеленые листья, ядовитые, несущие смерть. Растопясь от зною – от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола. Тлетворный – творящий тление, смерть. Властным взглядом – взглядом человека, обладающего […].

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Анчар”Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша “о древе яда”: “… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего […].

    Стихотворение Анчар (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение “Анчар” один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. В отличие от многих других стихотворений поэта, в “Анчаре” присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и […].

    “Анчар” анализ стихотворения Александра Сергеевича ПушкинаТема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно – аллегорично (иносказательно). Стихотворение “Анчар” , созданное в 1828 году, основано на древней легенде […].

    Анализ Стихотворения “Анчар”Стихотворение “Анчар”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Анчар” было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе “Северные цветы” в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа “Раска­яние”. Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы. Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение “Анчар” было […].

    Анализ стихотворения “Анчар” Пушкина А. СИстория создания. Стихотворение Пушкина “Анчар” было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”. Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы iii Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном […].

    Стихотворение Пушкина “Анчар”Стихотворение Пушкина “Анчар” было написано в 1828 году. В нем раскрывается философская трактовка понятия свободы, характерная для зрелого творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике. В стихотворении “Анчар” Пушкин рисует […].

    Анализ стихотворения Анчар ПушкинаАнчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая – мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет. В первой части ярко, образно описано это опасное дерево: “грозный часовой”, “зелень мертвая”, “лист дремучий”. […].

    Философская лирикаЛИРИКА Философская лирика. К философской лирике можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится у Пушкина как составная часть природы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные вещи и не вызывают в […].

    “Тлетворное влияние тирании”Д Раматические события 1825-1826 годов не могли не сказаться на мироощущении Пушкина. Из Михайловского он с волнением писал А. Дельвигу: “С нетерпением ожидаю решения участи несчастных и обнародование заговора. Твердо надеюсь на великодушие молодого нашего царя. Не будем ни суеверны, ни односторонни – как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира”. Это означало многосторонне […].

    “У Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста” (В. Г. Белинский)1. Губительный яд живого существа. 2. Смертельное дыхание анчара. 3. Возможный выход из ситуации. Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж. Поль Поэтическое творчество А. С. Пушкина знакомо нам с детства. Но это в основном его знаменитые сказки, в которых добро непременно побеждает зло. В школе же мы знакомимся […].

    Анализ стихотворения Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи)1)А. С. Пушкин / стихотворение. 2)1828 г. 3)Тема: о трагических последствиях отсутствия свободы. Главная мысль : автор сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Настроение: мрачное, трагическое. 4) а) эпитеты: “в пустыне чахлой и скупой” , “песок горючий” ; Б) олицетворения: “природа породила” , “вихорь набежит” ; В) […].

    Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи)Стихотворение написано в 1828 году, а опубликовано в 1832 году. Оно по сюжету напоминает балладу. В основе стихотворения положена легенда о ядовитом дереве – Анчаре. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Все живое избегает прикосновения к Анчару, и в природе это зло обуздано одиночеством (“К нему […].

    Читайте также:
    Пейзажная лирика А. С. Пушкина: сочинение

    Мое восприятие стихотворения “Анчар” А. С. ПушкинаВернувшись из Михайловского, где он находился в ссылке под надзором, поэт чувствует, что царь не оставит его в покое. За Пушкиным тайно следят, а его произведения подвергаются жесткой цензуре. В 1828 году против А. С. Пушкина возбуждается дело. Им написаны произведение “Андре Шенье”, которое посчитали оскорбительным для власти, а также поэма “Гаврилиада”. В “Андре Шенье” […].

    Анализ стихотворения Пушкина “Анчар”Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако У Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, […].

    Поэт и вольностьПоэзия – это своеобразный дневник автора. По лирике А. С. Пушкина можно судить о пристрастиях, занятиях в то или иное время. Окончив в 1817 году лицей и определившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселяется в Петербурге и “жадно предается светским развлечениям”, что не мешает ему активно включиться в литературную и общественную жизнь столицы. […].

    Замысел стихотворения Пуш­кина АнчарЧто лежит в основе замысла стихотворения А.С. Пуш­кина “Анчар”, которое сам поэт считал особенно значитель­ным в своей лирике второй половины 20-х гг.? Стихотворение было напечатано в альманахе “Северные цве­ты” в 1832 г., хотя написано было 9 ноября 1828 г. В 1786 г. в жур­нале Н.И. Новикова “Детское чтение для сердца и разума” появи­лась статья “О […].

    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (7)А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, “вольности святой”. Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века […].

    И. Н. Крамской “Христос в пустыне” (сочинение по картине)План 1. Библейская тематика в произведениях искусства. 2. И. Крамской и его картина “Христос в пустыне”. 3. Пейзаж картины. 4. Изображение Иисуса Христа. 5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса. 6. Мое восприятие картины. Он выбор сделал здесь, в пустыне, Хоть и Учитель он отныне, В глазах провидящих тоска… Эрнест Саприцкий Нет ни одного вида […].

    Багратионы, князья. Древнейший и один из знаменитейших родов ГрузииБагратионы, князья. Древнейший и один из знаменитейших родов Грузии, давший много армянских и грузинских царей. Ведет свое начало от Афанасия Багратида, сын которого Ашод Куропалат, умерший в 826 году, был царем Грузии. С Ашода и продолжался род царей грузинских. Царица Тамара (Великая), умерла в 1211 году, была в первом браке за русским князем Юрием, племянником […].

    Сочинение по картине И. Н. Крамского “Христос в пустыне”Очень многие художники в своем творчестве, обращались к библейской тематике, Крамский тому подтверждение. Картину “Христос в пустыне” художник написал в 1872 году. По мнению многих, именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Мне кажется что, писав эту картину Крамский, отвечал себе на вопрос, существует ли смысл у жизни, и может ли простой человек […].

    Тема “вольности” в лирике А. С. ПушкинаТема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно. Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность. В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода “Вольность”. Написана она вскоре после того, как молодой […].

    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНАКЛАССИКА А. С. ПУШКИН ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода “Вольность” – 1817, “К Чаадаеву” – 1818, “Свободы сеятель пустынный…” – 1823, “Птичка” – 1823, “Во глубине сибирских руд…” […].

    Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Внимая ужасы войны”Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении “Внимая ужасы войны”, написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: “Один я в мире подсмотрел святые, […].

    “ПРОТОК”А. С. ПУШКИН ПРОТОК Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад […].

    Анализ стихотворения “Ветер принес издалека…” БлокаСтихотворение “Ветер принес издалека…” написано 29 янва­ря 1901 года – это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: “песни весенней намек”, “бездон­ная лазурь”, “звездный сны”. Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: “Как тяжело ходить среди людей…”. Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые […].

    Люди ответственны за сохранение красоты и жизни на земле (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) (План)“В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли”. (В бесплодной пустыне выросли три пальмы, между ними журчал родник, листья пальмы хранили его от знойных лучей солнца и от сыпучего песка. Но прошли годы, и стали постепенно сохнуть от солнца “роскошные листья и звучный ручей”. Пальмы стали роптать на Бога, им не хотелось “без […].

    Читайте также:
    О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны: сочинение

    Классификация и виды рифмыОсновные классификации По месту ударения Мужская (с ударением на последнем слоге): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.С. Пушкин) Женская (с ударением на предпоследнем слоге): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов) Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): […].

    Краткое содержание: Утес (Лермонтов)Утес Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не […].

    “Лапти” краткое содержание рассказа БунинаДействие происходит на хуторе, полностью занесенном снегом. В одном из заледеневших домов сильно заболел ребенок: у него был жар и бред. Дитя часто плакало и просило принести ему лапти красного цвета. Никто не понимал что за лапти ему нужны, и спасет ли это его от недуга. Мать ребенка тоже лила горькие слезы: она не отходила […].

    Сочинение-рассуждение по “Песчаной учительнице” А. ПлатоноваРассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила […].

    О чем может рассказать портрет героя? По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”Чтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Ю. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа романа “Герой нашего времени”, составляет его портрет – изображение в произведении внешности персонажа включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.. . Он служит в основном для характеристики героя, так […].

    Весна идет! (сочинение-описание) (Первый вариант)Есть в нашем березняке мое любимое дерево. С виду береза как будто пушистая. Папа сказал, что это такой вид берез. На березу эту мы набрели случайно, гуляя поздней осенью по лесу. В лесу мы были одни, но все время ощущали присутствие кого-то невидимого. Было такое впечатление, что кто-то вдруг бросил камешек, или тяжело вздохнул, или […].

    Эссе на тему “Смертная казнь: за и против”Эссе на тему “Смертная казнь: за и против” Мое мнение о смертной казни неоднозначно, и я не могу определить его одним словом. С одной стороны, я выступаю за смертную казнь. Я понимаю, что она негуманна и жестока. И вообще, это не по-европейски. Да, Жизнь дает Бог, поэтому люди не имеют права ее отнимать. Но есть […].

    Сочинение на тему: Соц-арт в постмодернизмеТипичным, свойственным только русскому постмодернизму явлением можно считать соц-арт. Соц-арт использует материал искусства соцреализма в качестве строительного. При этом дей­ствует принцип, вообще лежащий в основе постмодернизма, – принцип интеграции советской ментальности в бесконечную тек­стовую игру в качестве идеологических знаков. Соц-арт – ис­кусство, работающее с идеями, символами, образом мышления (идеологемами) культуры советской эпохи. Как и постмодер­низм […].

    Эти взрослые – такие странные люди. Сочинение по сказке “Маленький принц”Читая “Маленького принца”, сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не просто Маленький принц, Пилот, Лиса, пустыня. Эти рисунки воссоздают настроение Сент-Экзюпери, его душу. Одиноким чувствует себя в мире взрослый, мужественный человек, одинокий и Маленький принц, который случайно залетел на чужую планету. Его домом был астероид […].

    Горечь одиночества, мечта о любви в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” и “Утес”Оба этих стихотворения – о природе. Но на самом деле – они о людях, об их одиночестве, о том, как нужны им любовь и участие других людей. В стихотворении “На севере диком…” нет человека, но создается впечатление, что его присутствием наполнена каждая строчка. Лермонтов пишет: “…стоит одиноко на голой вершине сосна”. Одинокий – это не […].

    Опасная романтика воздушных путешествий А. де Сент-ЭкзюпериОпасность Профессии летчика Экзюпери в полной мере испытал на себе. Дважды он попадал в аварии, из которых чудом выбирался живым. Об одной из них, пережитой им вместе с товарищем Жаном Прево во время перелета через Ливийскую пустыню, писатель рассказывал: “Мы оказались в трудном положении. Наши припасы были уничтожены. Мы остались без воды и, кроме того, […].

    Народный календарь на 18 декабряПриметы и народные праздники на 18 декабря Прп. Саввы Освященного. Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Мч. Анастасия. Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян. 18 декабря – Савва. Саввин день Родился святой Савва в 439 году в Каппадокии. Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился в святую землю и поселился в монастыре блаженного Феоктиста. При […].

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: