Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина: сочинение

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС

Героический пафос заключает в себе утвержде­ние величия подвига отдельной личности и це­лого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является героика самой дейст­вительности — активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-про­грессивные задачи.

Содержание героики различно в разных национально-исторических обстоятельствах. Овладение стихиями при­роды, отпор иноземным захватчикам, борьба с реакцион­ными силами общества за передовые формы социально-политической жизни, за развитие культуры — все это требует от человека способности возвыситься до интере­сов и целей коллектива, осознать их как свое кровное дело. Тогда общие интересы становятся внутренней потреб­ностью личности, мобилизуют ее силу, мужество, волю и вдохновляют ее на подвиг. По словам Гегеля, «всеобщие силы действия» человеческого общества становятся «си­лами души» отдельного человека, как бы воплощаются –113

в его характере, в его действиях (43, 1, 195). Героика всегда предполагает свободное самоопределение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнитель­ность.

Воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих, национал ь-н о-п регрессивных стремлений — такова положи­тельная внутренняя противоречивость героики в жизни.

Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом 1 . Он не просто воспроизводит и эмоционально комментирует героику действительности, а идейно-твор­чески переосмысляет ее в свете своего идеала граждан­ской доблести, чести, долга. Он претворяет жизнь в об­разный мир произведения, выражая свое представление о подвиге, о сущности героического характера, его судьбе и значении. Героика действительности отражается в ху­дожественном произведении преломление и гиперболиче­ски в вымышленных, порой даже фантастических персона­жах и событиях. Многообразны поэтому не только реаль­ные героические ситуации и характеры, но и интерпрета­ция их в литературе.

Интерес к героике обнаруживается еще в древнейших произведениях синкретического творчества, в которых на­ряду с образами богов появились образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев (гр. heros — владыка, господин), совершающих небывалые подвиги на благо своего народа. Такие образы были созданы в эпоху расцве­та родового строя — в «век героев» 2 , когда заметно возрос­ла самостоятельность отдельной личности, повысилось значение ее инициативных действий в жизни народного коллектива. На праздниках в честь победоносного сра­жения хор славил победителей, а те рассказывали о недав-

1 Следует отметить, что в истории литературы встречается и
ложная, фальшивая героизация, например завоевателей, колонизаторов,
защитников реакционного режима и т. д. Она искажает суть реальной
исторической ситуации, придает произведению ложную идейную направ­
ленность.

2 Название «век героев» впервые появилось в поэме древнегрече­
ского поэта Гесиода «Теогония» («Происхождение богов») и сохрани­
лось до сих пор в современной исторической науке. Оно означает ог­
ромный период в жизни человечества — от высшей ступени развития
родового строя до образования и раннего существования государства
как организации классового общества.

них схватках с врагами. Как показал в своем исследова­нии А. Н. Веселовский (36, 267), такие рассказы, стано­вясь достоянием племени, ложились в основу историче­ских легенд, песен, мифов. В устной передаче подробности изменялись, получали гиперболическое изображение и фантастическое истолкование. Так возникали образы ге­роев — доблестных, мужественных, способных совершать великие подвиги, вызывающих восхищение, преклонение, желание подражать им. В древнегреческих мифах это Геракл с его двенадцатью подвигами или Персей, который отрубил голову горгоне Медузе. В «Илиаде» Гомера — это Ахилл, Патрокл, Гектор, прославившиеся в би!вах под Троей.

Героические образы мифов и легенд широко использовались в литературе последующих эпох. Подвер­гаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют зна­чение вечных символов человеческого героизма. Они ут­верждают ценность подвига и героику как высшую норму поведения для каждого члена народного коллектива.

На более поздних этапах общественного развития, в классовом обществе, героическая проблематика приобрела новую остроту и более широкое значение. В произведениях фольклора — исторических песнях, былинах, бога­тырских сказках, эпопеях, воинских повестях — в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищаю­щий свой народ от иноземных захватчиков. Он рискует жизнью не по предписанию свыше, не по обязанности — он сам свободно принимает решение и отдает всего себя великой цели. Поступки его менее произвольны, более осо­знанны, чем у мифологического героя, они вызваны чувст­вом чести, долга, внутренней ответственности. И эпиче­ский певец часто раскрывает высокое национальное са­мосознание героя, патриотический смысл его деяний.

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

«За милую Францию» умирает Роланд в «Песни о Ро­ланде». Стойко сражаются с сарацинами, саксами, нор­маннами и другие герои французских «шансон де жест» («песен о деяниях»), прославляющих идеального, доброго, непобедимого в бою короля Карла Великого. Герой испан­ской «Песни о моем Сиде» Родриго де Бивар храбро бьет­ся с маврами за освобождение родной земли. Во славу великого Киева совершают свои подвиги русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. Эпи­ческий певец видит в героях воплощение мощи народа, утверждающего свою национальную самостоятельность.

В героических произведениях художественной л и т е-

р а т у р ы, созданных в процессе индивидуального твор­чества, своеобразие идеологических убеждений автора сказывается более определенно, чем в фольклоре. На­пример, древнегреческий поэт Пиндар, славя в своих одах героев, исходит из того понимания «доблести», которое было характерно для аристократии: он видит в доблести не личное, а наследственное, родовое качество. Совре­менник же Пиндара Симонид выражает иную, демокра­тическую точку зрения, когда славит героев, павших в борьбе против персов. Вот как звучит его надпись на месте битвы спартанцев, павших при Фермопилах:

Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне, Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Сдержанные, полные скорби слова идейно утверждают достоинство всех граждан, до конца оставшихся верными своему долгу. Таким образом, уже в древнегреческой ли­тературе героика осмысляется с различных идейных по­зиций.

Начиная с эпохи Возрождения содержание н а ц и о-нально-исторической героики в значительной степени связано с процессами образования феодальных государств, позднее — с формированием буржуазных на­ций. В произведениях художественной литературы, отра­жающих и воспевающих героику, часто воспроизводятся реальные события, действуют исторические лица. В ини­циативных свободных действиях героев находит зримое воплощение движение истории. Так, в русской литературе деятельность Петра I была воспета Ломоносовым в одах и поэме «Петр Великий», а позже Пушкиным в лирике, в поэме «Полтава», во вступлении к «Медному всаднику». Откликом на войну 1812 г. были «Певец во стане русских воинов» Жуковского, «Воспоминания в Царском Селе» Пушкина, «Бородино» Лермонтова. С эпической широтой воспроизведена героика этой борьбы в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

Но героики требует не только борьба с внешним вра­гом. Разрешение внутренних гражданских конфликтов, без которых нет развития общества, порождает револю­ционную героику. Это героика свободно принятого на себя гражданского долга, высокой ответственности за судьбы родины, готовности вступить в неравную борьбу с господствующими силами реакции. Она требует от героя не только большого мужества, целеустремленности, само­отверженности, но и гораздо большей идеологической

самостоятельности, чем борьба с внешним врагом. В ху­дожественной литературе еще Эсхил, использовав древний миф о Прометее — титане, давшем людям огонь и нака­занном за это Зевсом, утверждал героику тираноборчест-ва. Позднее Мильтон, обратившись к библейским леген­дам, передал в «Потерянном рае» героику английской буржуазной революции. По-своему раскрыл героический характер Прометея Шелли в поэме «Прометей освобож­денный».

Революционное истолкование нередко получала и ге­роика национальной борьбы за свободу. Так, прославляя борьбу греческого народа за независимость, Пушкин и поэты-декабристы выражали протест против гнета русско­го самодержавия.

Наиболее последовательно и открыто революционную героику утверждает литература социалистического реализ­ма. «Мать» и «Враги» Горького, «Левый марш» Маяковско­го, «Железный поток» Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Баллада о гвоздях» Тихонова, «Чапаев» Фурманова раскрывают подъем самосознания, социальной активности широких демократических кругов, охваченных революционным порывом. Стихия революции в этих про­изведениях предстает как стихия героическая, не только разрушительная, но и созидательная по своему историче­скому значению. Это новое понимание героики массо­вого движения за революционное преобразование об­щества.

Итак, героический пафос выражает стремление худож­ника показать величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела, идейно утвердить в сознании общества значение такого характера и его нравственной готовности к подвигу.

Героический пафос в художественных произведениях разных эпох чаще всего осложняется драматическими и трагическими мотивами. Победа над национальными и классовыми врагами нередко завоевывается ценой жизни героев и страданий народа. В героической поэме Гомера «Илиада» борьба между ахейцами и троянцами приводит к драматическим эпизодам — смерти Патрокла и Гектора, тяжело переживаемой их друзьями и близкими. Полно драматизма и изображение гибели Роланда при столкнове­нии с более сильными отрядами врагов.

В героических произведениях поэтов-декабристов отра­жены драматические моменты гибели героев и трагиче­ское предчувствие поражения.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина: сочинение

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода? (. )

В этом монологе Наливайко из одноименной поэмы Ры­леева раскрыто трагическое самосознание человека, го­тового жертвовать собой ради идеалов свободы.

В произведениях социалистического реализма героиче­ский пафос чаще всего сочетается с романтическим и драматическим пафосом.

Краткий анализ стихотворения «Воспоминания в Царском cеле» по плану

1. История создания

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» — одно из самых ранних произведений Пушкина. Оно было написано юным лицеистом осенью 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, который состоялся 8 января 1815 года.

Упомянутый в стихотворении Г. Р. Державин, стилю которого отчасти подражал Пушкин, присутствовал на экзамене и высоко оценил дарования молодого поэта. «Вот тот, кто заменит меня», — произнёс первый стихотворец России, убелённый к тому времени сединами.

Лицеисты поздравляли товарища с настоящим триумфом, а Пушкин засвидетельствовал произошедшее в поэме «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

2. Литературное направление

Произведение написано в традициях классицизма.

Его темой Пушкин избирает величие России, большая часть произведения отведена прославлению славных дел Екатерины Великой и Александра I. Также упоминаются имена знаменитых литераторов, благодаря чему Пушкин как бы вписывает себя в современный ему литературный контекст.

Помимо классицистических черт (одическая приподнятость, обращение к гражданским темам, античная символика), в произведении присутствуют романтические и сентиментальные черты.

Они проявляются в поэтике пейзажей, описании героики (вместо конкретных образов современных воинов, как, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино», у юного Пушкина упоминаются архаические кольчуги).

В 1814 году поэт находится в поиске собственного языка и стиля. Титаническая работа по созданию моста между старой и новой литературой только начата.

3. Род

Данное произведение можно назвать лиро-эпическим, так как в нём сюжеты русской истории, кратко изложенные рассказчиком, освещены личным отношением автора.

Прошлое, настоящее и будущее находятся в фокусе зрения лирического героя.

4. Жанр

Стихотворение сочетает черты оды и элегии.

Гражданская тема выполнена в одической традиции, а пейзажно-философская – в элегической.

Пушкин смело совмещает жанры, становясь новатором в первых же поэтических опытах.

5. Проблематика

Проблема произведения может быть определена формулировкой «Человек в истории».

Лирический герой произведения, находясь в Царском селе, постигает смысл российской истории, восхищаясь славными победами предков и вдохновенным творчеством поэтов-предшественников.

Образы прошлого, подобно царскосельским монументам, обступают его и требуют продолжения.

6. Тематика

В стихотворении звучит тема величия России, прославления её воинских побед и гражданских добродетелей, отражающих победоносный дух зарождающегося нового искусства.

7. Идея

Идея произведения – в утверждении державного величия России, связи настоящего с прошлым и будущим.

8. Пафос

Пафос стихотворения зиждется на энергии жизнеутверждения, молодых надеждах, предчувствии широких горизонтов.

9. Система образов

Образы государственных деятелей, о которых вспоминает лирический герой, любуясь статуями царскосельского парка, олицетворяют славу России.

Образы русских стихотворцев, явленные не только через называние фамилий, но и через стилистику, усиливают героико-патриотическое звучание текста.

Наиболее оригинальным представляется образ лирического героя, в восприятии которого сливаются образы природы (пейзаж) и образы человеческой культуры (статуи, эпизоды истории, строки стихотворений, «звуки лиры»).

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

В конце стихотворения дан намёк на Жуковского, которого Пушкин именует «скальд России вдохновенный».

11. Лирический герой

Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

Читайте также:
Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

12. Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией

Первые 3 строфы (восьмистишия) представляют собой пролог, описывающий красоты Царского села.

Следующие 4 строфы посвящены блестящей екатерининской эпохе.

Затем в 12 строфах описывается победа русских над французами в Отечественной войне 1812 года. Это описание представляет собой основную часть сюжета.

Завершающая строфа стихотворения, обращённая к Жуковскому, выполняет функцию эпилога.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным (от 4 до 6 стоп) ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Перекрёстная рифмовка и одинаковое количество строк в каждой строфе (8) напоминают планировку регулярного парка. Пушкин старается выдержать традиции классической оды.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует его композиции.

В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».

Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.

В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.

Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.

Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.

16. Средства художественной выразительности

  • сравнения («луна, как лебедь величавый, плывёт в сребристых облаках»),
  • метафоры («водопады стекают бисерной рекой»),
  • эпитеты («валы седые», «угрюмых сосен»).

Эти средства художественной выразительности оживляют пейзаж, создают атмосферу таинственности.

В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

17. Значение произведения

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» помогло Пушкину войти в русскую литературу. Поэт предопределил в нём своё место в мире, осознав себя как часть российской истории и культуры.

18. Актуальность

Актуальность «Воспоминаний» состоит скорее в факте обращения к важнейшим эпизодам отечественной истории допушкинского периода, нежели в значимости стихотворения для последующих поколений.

Оно дорого нам, как триумфальная проба сил юного гения, как пушкинский рассвет, озаривший собой весь 19 век.

19. Моё отношение

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» показалось мне сложным для восприятия. Оно написано старинным слогом, в нём много устаревших слов.

В то же время поражает, что Пушкин написал это стихотворение в 15 лет! В столь юном возрасте поэт уже чувствовал себя гражданином, отзывался на исторические события, знал современную ему литературу.

Трудно представить, что кто-то из моих ровесников напишет сегодня что-то подобное. Мне стало понятно, как тяжело было Пушкину реформировать русский поэтический язык.

Он сделал огромный шаг вперёд, благодаря чему высокая поэзия стала доступна каждому человеку.

20. Чему учит

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе» учит нас ценить и уважать родную историю, гордиться славой русских полководцев и поэтов.

У России великое героическое прошлое. Только осознав это, можно уверенно строить настоящее и мечтать о будущем.

О стихотворении Б. Пастернака Бабье лето

В течение долгих лет жизни не раз доводилось перечитывать стихотворение Б.Пастернака «Бабье лето», включенное поэтом в цикл стихов Юрия Живаго.
В молодые годы оно воспринималось как живописное описание осени. Вот дом, скорее дача, где жильцы и обитатели заняты заготовкой выращенного урожая на зиму. Они шинкуют, режут, добавляют специи в рассол и смеются, чтобы работа шла веселее. Вот осень, охватившая листву пожаром ярких красок. Вот забор, в котором выломана дощечка для лаза, открывающего доступ к березняку. И все. Замечательное пейзажное стихотворение.
И только позднее, в пору, которая ассоциируется с осенью жизни, для меня открылся тайный смысл этого таинственного стихотворения. Не случайно оно включено в цикл Юрия Живаго. Здесь каждое слово несет в себе скрытый смысл.
Вот начало:
Лист смородины груб и матерчат.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Что лишило этот лист зеленой живости и превратило в грубую ткань?
Начало уже подсказывает образ разрушения, распада.
Дальше : и шинкуют, и квасят, и перчат.. Опять разрушение с какой-то подозрительной нотой насилия. Если учесть, что стихотворение написано в 1946 году, когда вышло известное постановление, обозвавшее Ахматову монашествующей блудницей, а Зощенко мелким пасквилянтом, то нетрудно сообразить, что шинковка здесь не случайна. Стуки при этой операции ассоциируются со стукачеством, доносительством на всех подряд. И еще вызывают известное выражение – толочь воду в ступе
Картина предстает неоднозначная. Полезные на первый взгляд, дела, домашний хлам уюта приобретают бессмысленность на фоне катастрофического умирания природы.
Читаем дальше.
Лес забрасывает, как насмешник,
,Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опален.
Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Все сметающей в этот овраг.

Осень не только красиво украсила листву в яркие оранжево – красные краски, она сожгла орешник дотла. И опять возникает ощущение насильственной силы, сжигающей прежнюю летнюю свежесть.
Осень – лоскутница тоже не случайный образ. Вспомните выражение- порвать в лоскуты, превратить в обмотки цельную ткань. К тому же «лоскутность» пестра, как лоскутное одеяло. Но эта пестрота – знак умирания. Она выметается вместе с сором в глубокий овраг, где ее опутает белая паутина.
И того, что вселенная проще,
Чем иной полагает хитрец,
Что как в воду опущена роща,
Что приходит всему свой конец
Что глазами бессмысленно хлопать ,
Когда все пред тобой сожжено,
И осеннняя белая копоть
Паутиною тянет в окно.

В годы послевоенного террора, когда невозможно было открыто выразить свой протест против беззакония, поэт вынужден говорить недомолвками, призывая на помощь иносказание и образы, заменяющие прямую речь.
«В воду опущена роща»- это и как в воду смотреть , предсказывать приближение несчастья. И состояние человека сломленного, опущенного в воду принудительного смирения.. И еще –
Паутина. Образ темного угла заброшенного жилища. Опять разрушение простого порядка вещей. .Осень перестает быть сезонной переменой от лета к зиме, она олицетворяет собой приближающийся конец жизни. Вселенная действует просто, всему приходит конец.
Но есть лазейка, позволяющая обойти ее закономерность .
Вход из сада в заборе проломан
И теряется в березняке.
В доме смех и хозяйственный гомон,
Тот же гомон и смех вдалеке.

Да, выйти можно через лаз в заборе и очутиться среди белых берез, нетронутых пожаром распада.
Но что это за смех вдалеке? Неужели и на этот раз судьба посмеется над тобой? И напомнит о непреложности своего закона?
Вот так, размышляя над смыслами стихотворения, приходишь к понимаю его невысказанной открыто таинственности И оно вырывается из тисков шинковки, резки, заготовки консервов и становится картиной вселенского развала с узкой тропинкой, ведущей к освобождению.
В заключение хочу призвать уважаемых авторов к внимательному чтению текстов, которые подчас не поддаются буквальному пониманию и требует разгадки зашифрованного смысла.

Библиотечный центр “Екатеринбург”

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

  • Продление книги
  • Спросите нас
  • Ищу книгу

Лонгрид от Библиотеки №1

Чем холоднее и беспросветнее темнота снаружи, тем уютнее кажется тёплый мягкий свет в квартире. И если лето — это время убегать из дома навстречу несбыточным мечтам, то осень — время возвращаться.

Осень по-своему задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве известных поэтов-классиков тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета. Стихи осеннего дождя в затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени. Осень самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

Читайте также:
Тема одиночества в романе А. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Образ осени в произведениях русских поэтов выступает, как мечтательная, одновременно драматическая картина, поэты об осени пишут с особой ноткой тепла и любви. У многих поэтов осень была самым любимым временем года и самым плодотворным временем в творчестве, у таких как А.С.Пушкин. Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин, И.А.Бунин, Н. А. Некрасов и другие.

Осень Александра Сергеевича Пушкина

Годы жизни поэта: 1799-1837

Самым большим поклонником осенней поры был Александр Сергеевич Пушкин. Он не раз упоминал осень в своих поэзиях, повторяя, что осень его любимое время года. Аргументировал свою любовь просто — вдохновение. «Блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые, неожиданные слова, стихи легко ложатся под перо ваше и рифмы бегут навстречу стройной мысли».

Осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин». Написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»). «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.


«Унылая пора, очей очарованье»

Отрывок из Осени Пушкина

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Осень Сергея Александровича Есенина

Годы жизни поэта: 1895-1925

Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину! Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом. Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…


«Пускай, ты выпита другим»

Отрывок из Осени Есенина

Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени!
Он мне Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Осень Федора Ивановича Тютчева

Годы жизни поэта: 1803-1873

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт XIX века. В его творческом списке немало интригующих тем, но самые интересные лирические произведения автор посвятил природным явлениям. Он рисовал русскую природу с оживленной душой, наделял ее человеческими качествами, характером, сменой настроения. Особо впечатлительны стихи, посвященные осени, унылому времени года с особыми красками и колоритом. Осень в лирических произведениях Тютчева обладает притягательной прелестью, необыкновенным и несколько трепетным дыханием, сиротеющей грустью, присущей человеческим эмоциям. Живописные описания природы передаются автором настолько детально и интересно, что при чтении стихотворений, читатель будто переносится в вымышленный талантливо расписанный мир.

«Осенний вечер»

Стихотворение из Осени Тютчева

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья

Читайте также:
Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение


Осень Николая Алексеевича Некрасова

Годы жизни поэта: 1821-1877

Больше всех удивляет Некрасов, который описал тоскливую осень настолько ярко, насколько не смог никто другой. Некрасов славится своей смелостью после того, как заговорил о крепостных России. Но даже на фоне печальных событий в стране поэт не теряет позитив и интерес к золотому времени года. Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и говорил о ней, как о родной матери. Влюбленный в осень, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

«Славная осень»

Отрывок из Осени Некрасова

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою

Осень – это листопад эмоций и листопад настроения. Осень-время года не оставляет равнодушным никого. Читайте стихи об осени, проникнитесь ее очарованием, почувствуйте красоту осени через поэзию.

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 46.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 46.

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдёт речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъём, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор недописал.

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подаёт монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Во второй части объясняется его восторг: он не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать тёплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: « жаль зимы старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом ». Блины в этих строках символизируют Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Лирический герой твёрдо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрёстную АВАВ и парную ААВВ.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в центре – образ лирического героя, который обращается к читателю, рассказывая о своих мыслях, чувствах по отношению к разным временам года.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева» , «пышное увяданье» . Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

«Осень» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – сравнение, метафоры, идея, история создания

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.

Жанр стихотворения – послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Стихотворение и анализ «Золотая осень»

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Читайте также:
Лирический герой в произведениях русских поэтов: сочинение

Где сокровищ каталог

Краткое содержание

О. Анастасов. Плёс. 2004

В данном произведении Пастернак описывает наступление осени, раскрывая красоту и уникальность этого времени года. В первых строфах поэт проводит сравнение осеннего леса с музеем, словно перед ним не обычные деревья, а великолепные образцы пейзажной живописи. Перед читателями возникают картины, изображающие деревья, облачённые в позолоченные одеяния. Всё пространство многочисленных лесных рощ с наступлением осени превращается в яркий хоровод из деревьев золотисто-красного цвета.

В другой части произведения автор сравнивает деревья с образом нарядной невесты. Всё вокруг погружено в роскошную красоту золотого цвета. Берёзка, о которой упоминает лирический герой (автор), подобно смущённой невесте, прячется под фатой.

В произведении автор повествует не только о прелестях и красотах осени, но также касается темы увядания всего живого. В природе всё циклично: зима сменяет осень, деревья избавляются от листвы. Осень является тем временем года, когда люди переосмысливают свои жизни, пытаясь понять, что было сделано не так.

Лирический герой красиво повествует о шуршащей под ногами осенней листве, любуясь яркостью и великолепием окружающего мира. Мы понимаем, гуляя по осеннему лесу, можно «уйти» от множества проблем, найти ответы на мучающие вопросы. Осень помогает лирическому герою погружаться в собственные мысли.

Произведение легко учится и читается. Кто-то обнаружит в нём лишь описание осенних природных красот, а кто-то заметит в осеннем золоте краски человеческой «осени»: времени, когда приходит тишина и пора подводить итоги.

История создания

Произведение появилось на свет в 1956 г., за четыре года до смерти автора. В это время Пастернак уже был пожилым, 66-ти летним человеком. Он пишет сразу несколько произведений на тему природы, пытаясь обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивого чувства одиночества и ненужности.

На то были объективные причины: в 1958 г. от Пастернака отвернулись практически все собратья по литературному цеху из-за присуждения ему Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». В 1956 г., в год написания «Золотой осени», поэт уже ощущал неприятие к себе со стороны критиков и чиновников от литературы. Произведение не только повествует о красоте осени, оно выражает наивную веру талантливого поэта в то, что любые проблемы, включая увядание и смерть, в конце концом увенчаются победой весны и жизни.

Жанр, направление, размер

Перед нами настоящий шедевр пейзажной лирики с чертами лирики философской. Автор неторопливо и размеренно любуется красотами наступающей осени. Это придаёт стихотворным строкам характер глубокого философского размышления о жизни, о вечности, о смене времён года.

Стихотворение относится к литературному направлению «реализм»: поэт повествует о тех красотах осенней природы, которые наблюдает вокруг себя в режиме реального времени. Поэтический размер – хорей. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Композиция

Произведение построено, согласно законам кольцевой композиции: первое и заключительное четверостишия начинаются и завершаются созвучно друг другу: «Осень. Сказочный чертог…» – «Осень. Древний уголок…».

Композиционное «здание» стихотворения построено таким образом, что подчёркивается контраст первой статичной и второй динамичной частей:

  1. Первая часть (статичная) – описывается прекрасный осенний лес, который разделён на рощи. Лирический герой сравнивает лес с музеем, в котором каждая роща является отдельным тематическим «залом», вмещающим свою уникальную выставку. Многочисленные рощи в единый лесной « организм » объединяет золотое одеяние, создающее у лирического героя оптимистичное, радостное настроение.
  2. Вторая часть (динамичная) – происходит знакомство читателей с таким понятием, как «погребённая земля». Лирический герой понимает, что осенняя пора является переходным временем года, ведущим от полноты жизни к увяданию и возможной смерти. Мы видим в действии, как опадает золото листвы, покрывая поверхность холодной земли цветастым «ковром», по которому люди, оставляя свои шаги, уходят в зиму вместе с природой.
Образы и символы

С целью донесения до читателей основной идеи произведения Пастернак создаёт широчайшую образную палитру:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Перед нами предстаёт седовласый человек, имеющий за плечами богатый опыт жизни. Его характеризует лаконичный перечень вещей, к которым он проявляет интерес – это книги, ружья, одежды. Глазами лирического героя мы любуемся рощами осеннего леса, напоминающими музейные залы;
  • образ золотой осени – центральный. Данный образ вынесен в заголовок стихотворения. Осень громко напоминает о себе практически в каждой строфе: то с помощью «небывалой позолоты», то «золотым обручем» лип, то «золочёными рамами» клёнов. Осень в восприятии лирического героя, представляется многоликой: она предстаёт либо в виде музейных картин с «золотыми» деревьями; либо в виде липы в венце и берёзки под подвенечной фатой. Многие русские стихотворцы, включая великого А.С. Пушкина, с восхищением описывали прелести осени, особенно её последний тёплый период «бабьего лета». Пастернак не стал исключением из общего правила, так как испытывал самые искренние чувства к поре «золотых листьев»;
  • образ осеннего леса – центральный. Осенний лес в восприятии лирического героя представляется собранием выставочных залов, где каждый зал наполнен великолепными экспонатами. Посещение подобного музея, созданного самой природой под патронажем осени, не может вызвать скуку ни у одного посетителя. Восхищённому «экскурсанту» при переходе из одного зала в другой открывается всё больше новых, уникальных шедевров, среди которых: «липы обруч золотой» и «лик берёзы – под фатой». Осенний лес преображает весь окружающий мир: вместо чёрной земли, под ногами людей расстилается золотой ковёр, сотканный из опавших листьев. Осенний лес проживает свою уникальную жизнь, в которой господствует любовь;
  • образ природы – в произведении образ природы прочно переплетён с человеческой жизнью. В стихотворных строках ярко передан момент увядания природы в период поздней осени и человека на склоне лет. Лирический герой утверждает, что любой человеческий оттиск ноги, оставленный на лиственном «ковре» осеннего леса, сродни следу, оставленному в человеческой душе;
  • образы канав и ям – канавы и ямы, о которых повествует лирический герой, символизируют человеческие могилы. Но, несмотря на столь безрадостный образ, никакого трагического звучания образ канав и ям не несёт лишь по одной причине: природа всегда знает, всё увядшее поздней осенью, либо воскреснет, либо обновится по весне. Лирический герой уверен: всему свой черёд;
  • образ наступающей зимы – произведение заканчивается ярким образом, вступающей в свои законные права, зимы. Зимняя «стужа», о которой пишет лирический герой, ассоциируется со старинной хранительницей «древнего уголка». В этом «уголке» хранятся «старинные книги, одежды и оружья». Стужа, которая придёт на смену золотой осени, тщательно пересчитает свои сокровища и лишь затем примет природу в единоличное правление;
  • образы берёзы и липы – данные образы обслуживают мифологическую тему обручения влюблённых, перед лицом неизбежной смерти. К примеру, в мифологии Древней Греции имело место подобное предсмертное обручение Персефоны с Аидом. Под актом обручения берёзы и липы подразумевается временной конец осени и наступление зимы. Быть может, именно поэтому эти два дерева герой сравнивает с новобрачными: их редкий и тонкий наряд напоминает венец и фату. Свадьбу берёзы и липы можно воспринимать одновременно как погребение осени и как приход смерти.
Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение
Темы и настроение

В произведении Пастернак поднимает важную для себя, и для каждого человека тему – размышление о бренности жизни на земле; о вечности окружающего мира, как части общего мироздания; о кратковременности человеческой жизни, напоминающей смену времён года.

Настроенческий пафос произведения можно охарактеризовать, как восторженно-философский и позитивный. Лирический герой, любуясь красотой осеннего леса, осознаёт скорую «кончину» золотой осени и приход белоснежной зимы. Но в этом угасании, в смене времён года, он чувствует биение жизни, её цикличность и бессмертие.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: в любом увядании заложена надежда на возрождение. Человеческая жизнь строится циклично, как и жизнь природы: вместе с осенью мы «обнуляемся», чтобы к весне заявить о себе в полный голос. Автор уверяет читателей, что в каждом человеке скрыто много душевного потенциала, способного помочь справиться с любыми проблемами и недугами.

Средства выразительности

В стихотворении представлены следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «сказочный чертог», «след янтарный», «вишнёвый клей», «обруч золотой»;
  • метафоры – «древний уголок», «чертог открытый для обзора», «липы обруч», «залы вязов»;
  • сравнения – «как на выставке картин», «обруч, как венец», «словно в рамах»;
  • олицетворения – «лик берёзы», «бушует лист », «перелистывает стужа», «звучит эхо»;
  • возвышенная лексика – « лист древесный», «погребенная земля», «чертог», «лик берёзы».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: