Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Первый «лишний человек» в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»)

Характеристики, которые Пушкин дает главному герою своего романа Евгению Онегину свидетельствуют о том, что автор относится к нему с уважением. Он неоднократно сравнивает его с собой:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас.

Тем не менее Онегин и Пушкин — это совсем не одно и тоже. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике». Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Онегин — «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ. «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от «света пустого», он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: «зевая, за перо взялся», да и привычки к труду у него нет: «труд упорный ему был тошен». Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил…

Однако вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над «светской чернью», особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От «душевной пустоты» не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,

Пружина чести, наш кумир.

И вот на чем вертится мир!

Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел…

В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым сильную, недюжинную натуру» сделало общество. «Зло скрывается не в человеке, но в обществе», — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в «лишнего человека», безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию «лишних людей» и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

Одна из главных проблем произведения Пушкина «Евгений Онегин» — проблема «лишнего» человека.

Герой рос в Москве и вёл довольно праздный образ жизни. Воспитывался Евгений гувернёром, при этом, не подвергаясь особым умственным нагрузкам. Тем ни менее Онегин был наделён гибким умом и достаточными способностями для реализации своего потенциала. Но, вероятно, не хотел пользоваться тем, что дала ему природа и генетика. Молодой человек вырос довольно поверхностной и эгоистичной личностью.

Онегин предпочитал растрачивать своё время на балах и светских приёмах. Казалось бы, идеальное место для поверзностного человека. Однако, сидящая внутри мыслящая натура, не смогла долго сдерживаться. Со временем Онегину наскучили светские мероприятия. Он осознал, что его образ жизни можно назвать праздным, а жизнь — бесполезной. Тогда Онегин уехал в деревню, но и там не смог жить гармонично.

Судьба свела героя с Татьяной Лариной. Это был шанс для героя познать любовь и проявить себя в ней. Тем не менее Евгений упускает и эту возможность, отвергая искренние чувства девушки и считая себя при этом отжившим человеком. Закончив с несостоявшимися отношениями, Онегин отправляется путешествовать по России. Однако, даже это не приносит ему удовлетворения. Он понимает тщетность своих попыток найти себя и возвращается в столицу. Там герой встречает Татьяну вновь. Но девушка уже не та, она изменилась и не готова принять Евгения. До возвращения Онегина Ларина вышла замуж и стала княгиней.

И почему же всё-таки Онегина можно назвать «лишним» человеком? Евгений наделён от природы хорошими данными, но не пользуется ими, не приносит пользы обществу. Он разменивается на бессмысленную суету светской жизни и, замечая этот факт, не решается искать первопричину, а лишь меняет обстановку. Он тяготится мыслями о бесполезности своего существования, своей жизни, образа жизни высшего света. Однако, он не пытается ничего изменить. Он мечется в поисках смысла и своего предназначения, но поиски эти не увенчаются успехом. Герой также зависим от общественного мнения и не в состоянии отделиться от него, найти себя. Это не меньше мешает ему определиться.

Евгений Онегин — герой неглупый и одарённым, но он не пользуется своими качествами. За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного для общества и не реализовался как человек. Можно предположить, что он родился не в ту эпоху и стал жертвой аристократического общества. Именно поэтому Онегина и можно назвать «лишним» человеком.

Сочинение «Лишний» человек Евгений Онегин

«Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе. Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений в стране, эпоха, когда каждый начал задумываться о судьбе России, период новых идей и тенденций в обществе. Также в эти времена сложился фенотип людей, которые в дальнейшем будут названы «лишними людьми». Речь идет о личностях, разочарованных в традиционных ценностях и критически относящихся к действительности. Они не могут найти себя, цели и смысла в жизни, часто их терзают душевные смуты, у них есть некая личная драма, с которой они не могут бороться. Первым, кто описал такую личность, оказался А.С. Пушкин. И личность эта Евгений Онегин.

Онегин это дворянин, с соответствующим образованием и воспитанием. Учителем его был француз, который выполнял свои обязанности не совсем так, как хотелось бы, знания Онегин получил поверхностные. Но мальчик рос смышлёным от природы, а талант производить нужное впечатление помогал ему выглядеть в глазах общественности интеллигентным человеком. Он был желанным гостем в каждом доме. Но Онегин, вместе с тем, являлся человеком ленивым. Работать он не умел и не желал.

Поведение Онегина подстать его происхождению – вечные балы, рестораны, любовные увеселения. Жизнь его пуста, и вскоре герою все это надоедает. Такое бесцельное существование вскоре заставляет Онегина потерять вкус к жизни, ему все кажется до жути скучным, а светское общество он и вовсе начинает презирать. В попытках отгородиться от этих людей, он, желая найти свой путь, пытается найти себе некое полезное занятие. Изначально он пробует писать, но, из-за лени и неумения работать, это дело заканчивается ничем. Чтение книг также не приносит ничего хорошего, в них Онегин видит лишь все то, отчего желал убежать. Потом молодой человек едет в деревню, где начинает заниматься хозяйством, чем заметно облегчает жизнь своим крестьянам. Но и это дело вскоре ему надоедает.

Читайте также:
Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

Мы видим в образе Онегина человека сложного, противоречивого. Из-за воспитания он стал эгоистичным, думающим только о своей выгоде и удовольствиях. Чувства чужих людей ему чужды, ему ничего не стоит обидеть другого. Онегин не принимает любовь Татьяны, боясь потерять личную свободу. Желая развеселиться, он оскорбляет своего друга и позже убивает его ну дуэли.

Встреча Онегина с Татьяной могла перевернуть его мировоззрение, наполнить его жизнь смыслом. Искренность чувств девушки удивляет его. Однако природный эгоизм, боязнь возможных любовных переживаний, не дают ему принять любовь Татьяны. По его же словам, он не создан для семейного счастья. И только по прошествии многих лет, вновь встретив девушку, Онегин понимает, что счастье было совсем близко.

Онегин вынужден ходить по свету и искать самого себя. Среди своих он лишний. Среди чужих ему и подавно нет места. Неумение применить свои силы и способности в нужном направлении, делают из молодого человека того самого «лишнего человека», который уже давно разочарован в себе, в обществе, и в жизни.

Популярные сочинения

  • Сочинение Женские образы в произведении Обломов Гончарова
    Ольга и Агафья. Оба женских образов в произведении являются положительными. Героини Ольга и Агафья симпатичны читателю. Ольга очень серьезная женщина в возрасте двадцати лет
  • Сочинение рассуждение на тему Детство
    Детство – самое лучшее время в жизни человека. А золото – самый лучший и ценный металл. Поэтому, детство и называют «золотая пора».
  • Сочинение на тему Образы отцов в романе Отцы и дети
    И.С. Тургенев – один из величайших писателей своей эпохи, остро и неповторимо индивидуально воспринимающий различные явления жизни. Великий художник, наделенный особенным чувством времени

Сочинение на тему: Онегин — лишний человек | Литерагуру

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению.

Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец.

Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение.

Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией.

Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль.

Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина.

Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой.

Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию.

Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян.

Читайте также:
Стихотворение «Деревня»: сочинение

Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин — светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга.

Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию.

Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны: Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман и бред; В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие.

Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество.

За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

Фото Онегина


Николай 2 и Елизавета Федоровна в роли Онегина и Татьяны


Самое маленькое издание «Евгения Онегина» в России

Почему Онегин стал лишним человеком?

Евгений Онегин — это герой

, образ которого истолковать, однозначно не получится. Сколько не перечитывай роман, всякий раз, подвергая критике сделанные ранее собственные и чужие наблюдения и выводы, будешь открывать новые грани этого интересного характера.

Рассказывая об Онегине, Пушкин

создал загадочный, во многом автобиографический образ, который до сих пор трактуется читателем неоднозначно. Одни Онегина жалеют, другие испытывают к нему острую неприязнь, третьи осуждают, видя в нем недалекого и ленивого человека. Так же относились современники и до автора. После смерти поэта его дело продолжит другой молодой гений, М. Ю. Лермонтов, который напишет о Печорине — героя своего времени, который мучительно и безысходно страдает.

Евгений Онегин

И почему же Онегин лишний человек?

Как отдалился он от той среды, которая его породила? Почему не приживается в обществе?

Он рожден хоть и в небогатом, но благородном семействе, глава которого честно служил родине и государю, но тратил денег много и без счета, что его и погубило.

Сам Евгений рос в достатке под опекой няньки и не очень мучил науками учителей.

Повзрослев, он приобрел все лучшие качества светского бездельника, наделенного недюжинным умом — но умом непонятым, невостребованным, острым и немножко пугающим.

В тогдашнем обществе приложение ума если и нужно, то только для интриг и любовных приключений, а потому «в науке страсти нежной» Евгений достиг большого успеха. Однако он наделен живым характером, а потому не удивительно, что в пустых великосветских развлечениях и забав герой быстро потерял интерес.

Главный персонаж стихотворного романа составлен не только из недостатков. Ему свойственна мечтательность, нежелание подражать, холодность ума и обостренного чувства чести. Отойдя от пустоты и суетности светского общества, Онегин

пытается придать своей жизни смысла. Он начинает читать, берется за перо, но не из необходимости, а от скуки. Не удивительно, что эти потуги терпят фиаско.

Чувствуя отвращение к праздной столичной жизни, Онегин

без сомнений отрекается от мира, легко расстается с Петербургом и отправляется в деревню. Здесь он показывает себя господином-реформатором, пытается управлять имением, которое досталось ему от дяди, однако получается у него только замена барщины оброком.

Вырвавшись из водоворота светской скуки, он погружается в болото сельской тоски. Здесь, в деревне, он снова оказывается чужим. Эгоизм и показная душевная черствость ставит Онегина в оппозицию против сельского общества. Отныне он обречен на одиночество. Он мог бы иметь друга, если бы знал и верил, что дружба существует.

Он мог бы любить и был бы любимым, если бы верил в это большое чувство.

Мне Онегина жаль всей душой, как и всех героев романа. Мне грустно думать о гибели романтика Ленского, о судьбе Ольги, которая лишь на немного разминулась со своим счастьем, и конечно же, о Татьяне, которая осталась с нелюбимым, хотя могла поступить иначе. Евгений Онегин (анализ)

История создания персонажа

Пушкин приступил к написанию произведения во время ссылки в Кишиневе. Он решил отступить от традиций романтизма, начав создавать «Евгения Онегина» в стиле реализма. В произведении описываются события, происходившие в период 1819-1825 гг.

Читайте также:
Евгений Онегин лишний человек: сочинение

Интересен факт, что знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал роман – «энциклопедией русской жизни».


Автопортрет Пушкина с Онегиным на набережной Невы

В ряде персонажей, фигурирующих в произведении, автор мастерски представил людей, относящихся к разным социальным пластам: дворянству, помещичеству и крестьянству, которые были характерные для первой четверти 19 века.

Александр Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту.

Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди.

Создавая свое произведение, поэт хотел представить обществу образ типичного светского персонажа, современного ему самому. Одновременно с этим Евгению Онегину не чужды романтические герои, «лишние люди», разочаровавшиеся в жизни, грустящие и подверженные унынию.

Любопытно, что в дальнейшем автор хотел сделать Онегина сторонником движения декабристов, но опасаясь цензуры и возможных преследований воздержался от этой идеи. Каждая черта характера персонажа была тщательно продумана Пушкиным.

Литературные критики находят в характере Евгения определенные параллели с чертами Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Онегин представлял собой некий собирательный образ своего времени. Между литературоведами до си пор идут жаркие дискуссии относительно того, являлся ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или же был праздным мыслителем, живущим в свое удовольствие.

Для жанра стихотворного произведения Пушкин выбрал особую строфу, которую стали именовать – «онегинской». Кроме этого, поэт ввел в роман лирические отступления на различные темы.

Было бы неправильно утверждать, что автор «Евгения Онегина» придерживался в романе какой-то основной мысли – их насчитывается много, поскольку в труде затрагивается множество вопросов.

Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

Читайте также:
Татьяна Ларина женщина исключительной душевной красоты: сочинение

Темы и проблемы

“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:

  1. Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
  2. Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
  3. Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
  4. Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.

Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.

Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.
История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.

Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.

Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

Томление лирического героя

Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.

Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома — данную мысль необходимо включить в литературный анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади. Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.

Читайте также:
Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Произведение является образцом романтической лирики — указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием. В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения. В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания. Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.

Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

История создания

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

“Погасло дневное светило” – анализ стихотворения А.С. Пушкина

Анализ элегии «Погасло дневное светило. » нельзя проводить, не зная обстоятельств, при которых было создано произведение.

Исследователи выделяют период южной ссылки в жизни поэта, с 1820 по 1824 годы, и называют его расцветом романтизма в лирике А. С. Пушкина, начало которому положила указанная элегия.

История создания

Пушкин, по мнению царствующего самодержца Александра I, наводнил Россию возмутительными стихами. За свою вольнолюбивую лирику поэт был отправлен в изгнание, правда, ссылку в Сибирь заменили высылкой на юг России (в Кишинев, под присмотр генерала Инзова).

Прибыв к месту назначения, Пушкин, искупавшись в холодной воде, тяжело заболевает. Встреча с семьей Раевских обрадовала поэта. Они зовут его подлечиться на минеральных источниках, и поэт охотно соглашается на путешествие по Крыму и Кавказу (генерал Инзов, по-отечески относившийся к опальному поэту, был не против).

18 августа 1820 г. Пушкин вместе с Александром Раевским направляется в Гурзуф на военном бриге «Мингрелия». Он чувствует себя изгнанником. По дороге, на палубе корабля, из-под его пера появляются печальные строки.

Жанр и направление

Элегия «Погасло дневное светило. » ознаменовало новый этап в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Дикая природа Кавказа и Крыма, оторванность от друзей, чувство изгнанничества – все это способствует развитию романтического мироощущения.

Поэты-романтики, из которых Пушкин особенно выделял Байрона, отдавали предпочтение в лирике балладам и элегиям. В жанре философской элегии написано и стихотворение А. С. Пушкина.

Композиция

В композиции элегии четко прослеживается три части:

В начале идет пейзажная зарисовка, создающая грустное настроение.

Далее воспоминания о юности, ранней любви, о покинутой родине – о том, что герою кажется отжитым, но все равно держит его с небывалою силою.

И в конце – надежды на новое счастье в волшебной стране.

Трижды повторяется рефрен, разделяющий части элегии.

Тема и идея стихотворения

А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.

Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.

Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан» же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с «брегами печальными».

Повтор строк (анафора) «Я вас бежал . », «И вы забыты мной. » должен убедить читателя в том, что к прошлому возврата нет.

Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:

«. Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило. ».

Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь», даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.

Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.


Стихотворный размер и ритм

Короткие всплески волн за кормой сменяются длинными спокойными волнами, как и строчки элегии, навевают печальные мысли о покинутой родине и в то же время выражают надежду на лучшее будущее в южных краях.

Звуковые впечатления передают разностопные строки с перемежающимся стихотворным размером, что позволяет слышать внутренний монолог персонажа, его неторопливые раздумья о прошлом и о том, что его ждет впереди:

«По-гас-ло днев-но-е све-ти-ло. » – трехстопный амфибрахий — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на второй слог.

«Шу-ми, шу-ми, по-слуш-но-е вет-ри-ло. » – четырехстопный ямб — двусложная стопа, в котором первый слог безударный, второй – ударный.

Также поэт использует разные способы рифмовки стиха, что позволяет донести неспешные мысли романтического героя:

перекрестную: светило – ветрило, туман – океан — abab;

кольцевую: отдаленный – упоенный, края – стремлюся я – abba;

парную: собой – душой, младыя – златыя -aabb.

Средства художественной выразительности

Образ одинокого героя-романтика, атмосферу грозной стихии создать помогают:

эпитеты«брегам печальным», «минутные друзья», «безумную любовь», «томительный обман», «туманной родины», «глубокие раны» и др.;

метафоры«вечерний пал туман», «в бурях отцвела. младость», «глубоких ран любви», «душа кипит и замирает», «чувства разгорались» и др.;

олицетворения«волнуйся. угрюмый океан», «послушное ветрило», «по грозной прихоти обманчивых морей» и др.

Также можно указать перифраз «дневное светило» (солнце).

Синтаксис сложный: длинные сложные предложения, многоточия, обращения позволяют слышать неспешные думы героя. Многочисленные инверсии выделяют главное («море синее», «брегам печальным», «музы нежные» и др.). Анафоры и многочисленные повторы концентрируют мысль на важном.

Читать текст нужно не торопясь, строки звучат торжественно: старославянские слова и написания («отдаленный», «упоенный», «в очах», «брега», «хладное», «отечески», «младые», «златыя» и др.) не затрудняют восприятие стихотворения.

В элегии гармонично сочетаются нейтральная лексика и архаичные конструкции.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 18.08.2018

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

История создания

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Читайте также:
Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. Не дай мне бог сойти с ума (Восприятие. Истолкование. Оценка.): сочинение

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 71.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 71.

Романтическая элегия “Погасло дневное светило”, прекрасное подражание Байрону, занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.

История создания – элегия написана по впечатлениям о морском путешествии из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые увидел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трёхчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя. Он тоскует о родных краях надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли. В третьей – вспоминает об ошибках юности, невзгодах любви, об уроках прошлого и смиряется с новым – с тем, что ждёт его впереди.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб; рифмовка кольцевая и перекрестная.

Эпитеты“послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдалённый”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “лёгкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры“мечта летает”, “летает корабль”, “душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.

Инверсии“земля полуденная”, “воспоминаньем упоённый”, “туман вечерний”, “пределы дальние”, “сердца ран”.

История создания

Вот какова история создания стихотворения “Погасло дневное светило”. Оно написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию романтизма, сгущает краски, рассказывая о “бушующем океане”.
Море и благодатный край произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и впоследствии посвятил ему немало стихотворений.
Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он всё же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Главная тема – невесёлые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности жить в родных краях. Здесь отчётливо слышны мотивы неудовлетворенности, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника. Он тоскует по родине, друзьям и подругам, привычному укладу жизни, но горечь не переходит в отчаяние. Торжественные образы ночного моря, трепетная интонация, недоговорённость, обращённость в прошлое – таковы основные приметы произведения.

Читайте также:
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии средства выразительности.

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, ”душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях” .
  • Инверсии – “земля полуденная” , “ туман вечерний”, ”воспоминаньем упоенный”, “сердца ран”, “пределы дальние” .

Также поэт использует устаревшие слова и формы слов, создавая таким образом возвышенный слог (“ветрило”, “полуденный”, “наперсницы”, “очи”, “хладный”, “младость”, “златыя”). Для этого используются и перифразы (“дневное светило”, “моей весны златыя”) .

А. С. Пушкин «Погасло дневное светило» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «Погасло дневное светило», знакомит читателя с прекрасными пейзажами, насладиться которыми поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поможет разобраться во всех нюансах и тонкостях анализируемого произведения.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Это стихотворение поэт написал в тот период своей жизни, когда находился в Южной ссылке. Ведь в 1820 году за произведения, которые носили весьма либеральный характер, поэта выслали из Петербурга. Изначально было решено отправить автора в Сибирь в монастырь, но благодаря влиянию друзей, которые имели определенный вес в обществе, решено было отправить Пушкина на юг.

Но когда автор прибыл на место назначения – он был вынужден отправиться в незапланированный отпуск по причине болезни. Там, вместе с семейством Н.Н. Раевского, который был героем войны 1812 года, он отправился в путешествие В Крым и на Кавказ. Данное путешествие положительно отразилось на творчестве автора. Главную роль сыграли пейзажи, которые окружали поэта, а так же знакомство с новыми людьми.

Александр Сергеевич увлекается дочками Раевского, которых звали Екатерина и Мария. Именно на корабле, следовавшем в Гурзуф из Феодосии, и появилось на свет произведение «Погасло дневное светило». В данной элегии мы можем видеть романтика, который жил внутри Александра Сергеевича.

Насчет того, кому именно адресуется произведение «Погасло дневное светило», существует несколько вариантов. Одним, из которых является то, что данное стихотворение было написано для Екатерины Бакуниной, сестры лицейского друга Пушкина. Все дело в том, что поэт был влюблен в эту девушку, будучи еще юношей. Мы можем предположить, что чувство было достаточно сильным, потому что её образ встречается в лирических произведениях поэта вплоть до 1825 года.

Второй версией выступает то, что стихотворение «Погасло дневное светило» имеет отношение к Авдотьи Голицыной. Это была хозяйка литературного салона, где очень часто любил бывать поэт. К данной даме Александр Сергеевич так же имел определенные чувства, которые так и остались без взаимности.

Жанр, размер

Данное стихотворение является своего рода одним из самых главных во всей романтической лирике Александра Сергеевича. Относится данное стихотворение к романтизму. В нем хорошо прослеживаются черты Байроновского стиха, ведь именно его творчество занимало последнее время Александра Сергеевича.

Что же касается жанра, то это элегия. Это легко заметить по содержанию стихотворения, которое пронизано печальными мыслями и размышлениями, относительно молодости, которая осталась в прошлом. Так же автор сожалеет о своей Родине, с которой ему пришлось расстаться.

Размер стихотворения – разностопный ямб. Рифму поэт использует как перекрестную, так и кольцевую. Этим самым Пушкин создает ощущение разговора, чем позволяет читателю ощутить на себе размышления поэта.

Композиция

Стихотворение «Погасло дневное светило» можно разделить на три части. Каждая отделяется от другой при помощи рефрен.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Первая часть стихотворения включает в себя всего две строки, которые строят всю экспозицию произведения, создавая романтический пейзаж.

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,

Во второй части мы можем узнать о настроении самого лирического героя, прикоснуться к его воспоминаниям.

Третья, она же заключительная часть, выступает антитезой второй части стихотворения. Лирический герой опять же придается воспоминаниям, но на сей раз носящим позитивный характер. Он вспоминает веселые моменты молодости, о своих ошибках в любовных отношениях, которые оставили определенный след в душе поэта. Но автор постарался забыть об этом.

И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной…

В самом конце поэт использует рефрен, чем подчеркивает, что жизнь имеет быстротечный и непрерывный ход. Но лирический герой решает смириться с этим, потому что впереди его ждет много счастливых дней.

Образы и символы

Главным образом, который использует Александр Сергеевич в данном стихотворении, это образ океана. Он проводит параллель водной стихии с быстротечностью нашей жизни, себя же он сравнивает с куда-то бегущим «ветрилом».

Океан автор показывает весьма мрачным и угрюмым. Он сравнивает его с судьбой, которая всегда пугает человека своей неизвестностью. Главное то, что ни на судьбу, ни на океан мы не имеем никакого влияния. Это и пытается донести автор в своем произведении.

Образ мечты поэт передает при помощи упоминания отдаленного берега. Автор хочет туда попасть всей душой, поэтому призывает в помощь судьбу, чтобы та помогла ему туда перенестись.

Есть мнение, что таким образом поэт показывал желание эмигрировать.

Свою Родину поэт показывает в образе печальной и туманной земли. Александр Сергеевич не мог знать наверняка, чем ему обернется его творчество. Из-за царского гнева он мог оказаться как в ссылке, так и в тюрьме.

Вспоминая столицу, у автора невольно возникают ассоциации с красивой женщиной, которая полностью покорила его сердце.

В образе лирического героя не сложно увидеть самого Александра Сергеевича Пушкина. Все мысли, которыми был награжден лирический герой произведения, это мысли самого поэта.

Образ моря как нельзя лучше создает настроение произведения – печального и грустного.

Темы и проблемы

Все произведение пронизано философскими мыслями, которые заключаются в сути человеческой жизни. Хоть автор и уделяет большое внимание описанию непревзойденных пейзажей, но это не помогает скрыть тему Родины, которая очень сильно тревожит поэта. Основная часть воспоминаний весьма печальна, но и это не может отвернуть поэта от любви к своей земле и желанию туда вернуться. Слишком много связывает автора с родным краем. Именно это многое и не отпускает его, заставляет грустить и печалиться.

Стихотворение «Погасло дневное светило» поэт написал, находясь в ссылке. Благодаря этому в произведении так же присутствуют политические мотивы.

Поэт придается воспоминаниям о былой любви, которая не была взаимной, но, в то же время, в его мыслях слышится тоска о том времени.

Поднятая тема Родины так же занимает не последнее место в произведении. Он показывает Родину в загадочном свете.

В теме природы поэт показывает свою жизнь, которая постоянно готовит автору неожиданные повороты.

Так же присутствует тема мечты. Автор не теряет надежды на то, что рано или поздно его мечты осуществятся.

Проблемы произведения напрямую связаны с основной мыслью. Поднятая проблема вынужденного изгнания, слегка приукрашена автором, но это и свойственно такому направлению, как романтизм. Все произведение имеет весьма печальное настроение. Лирического героя очень печалит его одиночество, а так же невозможность полноценно оценивать будущее.

Основная мысль

Основная мысль, которую вложил поэт в анализируемое стихотворение – это невозможность изменить волю судьбы. Невозможно бороться с законами природы, так и невозможно изменить те факторы, которые от нас не зависят, но меняют нашу жизнь. Человеку приходится приспосабливаться и двигаться дальше вперед. Далеко не все происходит так, как мы того хотим или запланировали. К сожалению, с этим невозможно ничего сделать. Остается лишь смириться.

Пушкин показывает, что там, на далеком берегу, его ждет исполнение его желаний. Но туда еще предстоит добраться, а этому очень мешают многие факторы.

Скорее всего, Александр Сергеевич задумывался об эмиграции, ведь в его родной стране его не всегда понимали.

Он сравнивает себя с морским путником, который так же не может самостоятельно выбрать свой путь. Чаще всего его передвижение зависит от воли судьбы.

Средства выразительности

Здесь присутствует возвышенный слог, что весьма характерно для элегии. Пушкин использует в данном стихотворении различные виды троп. Встречаются архаизмы, перифразы.

Так же мы можем видеть огромное количество и других средств выразительности: эпитеты – придают стихотворению особые краски и яркость; олицетворения – добавляют чувствам героя динамики; метафоры – добавляют поэтичности и мелодичности.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: