Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы: сочинение

5 сочинений на тему: “Литература 18 века в восприятии современного читателя”

­ Пример сочинения 1

Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.

В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.

В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.

Различия современной литературы и написанной в 18-м веке заключается в том, что интересы людей полностью изменились. За это время было отменено крепостное право, а конфликты стало принято решать цивилизованным путем. Изменения не стали резкой переменой, они происходили постепенно, меняя вместе с этим и литературу.

Литература 18-го века имеет огромное влияние на современного читателя, она способна прививать ему положительные качества, старается показать то, как можно искоренить отрицательные, учит любить совершенно по-другому, хотя кажется, что человек утратил эту способность из-за мирового прогресса. Это часть российской истории, которая сказывается и на будущих поколениях.

Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.

Пример сочинения 2

18 век является веком перемен для Российской не только с территориальной точки зрения, но и с литературной. В 18 веке российские читатели узнали о таких гениях пера как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев. Образы созданные великим классицистами вызывали массу всеразличных эмоций у читательской публики, особенно этим может похвастаться Фонвизинская комедия «Недоросль». Но с момента фонвизинской славы прошло уже более двухсот лет, как современные читатели относятся к литературе 18 века?

В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.

Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.

В особенности успешно это сделал Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», главный герой которого выступает бытописателем жизни простого населения во время поездки. Рассказанные Радищевым ужасные случаи притеснения помещиками крестьян вызвали гнев неимоверной силы в правящих кругах и вызвали понимание в глазах прогрессивного дворянства. Правительственная машина жестко расплатилась с Радищевым за невиданную по тем временам вольность, но идея о тотальной несправедливости в Российской Империи породила декабристов, которые в свою очередь являются прародителями народных революций в России. То есть можно с уверенностью сказать, что произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» повлияла на освобождение крестьян из-под помещичьего сапога.

Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.

В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.

Пример сочинения 3

Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.

Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.

Писатели тех времен концентрировали внимание на чувствах героев, их переживаниях из-за происходящих событий. Одним из примеров подобного подхода является произведение Карамзина «Бедная Лиза». Писатель сумел очень тонко передать все переживания и тревоги своей героини, её побуждения. Он создал образ ранимой и наивной девушки. Под пристальным вниманием оказался внутренний мир отдельной личности. Таким образом, Карамзин подготовил почву для будущих поколений писателей.

Читайте также:
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Еще одно яркое произведение той эпохи – «Недоросль» Фонвизина. Оно затрагивает ряд вечных проблем, а современного читателя привлекает красотой высокого слога. Создание комедии связывают с указом Петра I, запрещающим молодым дворянам без образования поступать на службу или жениться. Идея произведения заключается в необходимости воспитания подрастающего поколения на основе идей просвещения, а они остаются актуальными и сегодня.

Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.


Пример сочинения 4

В наше время люди редко читают литературу прошлых веков. Они более заинтересованы в новой литературе. Некоторые же не читают вообще. Но остались люди, которые отдают предпочтение к произведениям прошлых веков. В 18 столетии был век сентиментализма(или как по-другому чувство). В каждом произведении есть свой смысл, то что хочет донести до нас автор. Вот в 18 веке можно было многое прочувствовать, ведь в то время было крепостное право и большинство людей хотели освободить крестьян.

Во-первых, все произведения посвящены крестьянам, их жизни. Например, всеми известная повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Это произведение вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано переживаниями,любовью,предательством и расставанием. Что привлекает внимание в этой повести так это то, какая бывает несчастная любовь, любовь простой крестьянки и дворянина, и какими могут стать безрассудные действия героев, отчаявшиеся в любви. Также произведение “Путешествие из “Питербурга в Москву” о жизни крепостного крестьянства: о нищите народа, о трудной работе и продаже с публичного торга, показывающее насколько жестоко обходились с крестьянами.

Во-вторых, помимо грустных и трагичных произведений в 18 веке были еще и комедии, например, известное произведение “Недоросль” Фонвизина, эта забавная повесть впечатлит любого читателя.

Я думаю, люди все равно должны читать произведения тех веков, ведь как же мы узнаем как жили люди в те времена? Нам нужно знать историю, чтобы не повторить всего того, что было в прошлом снова.

Пример короткого сочинения

Говоря о литературе 18 века, нельзя назвать ее устаревшей. Ведь в каждом произведении, несмотря на год его написания, можно найти уроки для своей жизни. Современный читатель находит много интересного для себя в литературе прошлых веков. Эта литература интересна не только историческими фактами, но и бытом, который царил в те времена. Читая произведения прошлых веков, мы видим, что люди всегда остаются людьми. Не важно, когда они жили, в каком столетии. Всегда были, есть и будут люди добрые, злые. Всегда будут те, кто предает, те, кто искренне любит и те, кто ищет себя в этой жизни. Нужно воспринимать литературу прошлых веков как уроки жизни и истории, которые нельзя игнорировать. Ведь зная историю, зная поступки людей, мы сами можем избегать подобных ситуаций.

18 век – век долга, разума и любви. В основном прослеживается романтизм и сентиментализм. Авторы произведений много описывают чувства людей, любовь и ненависть. Вспомнить хотя бы “Бедную Лизу”. Произведение яркое, запоминающее и романтическое. Сколько любви, нежности мы видим в главной героини. Противопоставление ей будет молодой человек, которого она полюбила. Тема любви, предательства и верности актуальна и сегодня.

Поэтому читать такие произведения очень полезно современному читателю. Нужно не просто читать, а размышлять о прочитанном и думать о своей жизни. Литература 18 века всегда будет актуальна.

Сочинения в жанре дневника или письма. ( методические рекомендации из опыта работы)

Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Соляновской СОШ

Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ве­дите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например .

В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и многое другое .

Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник -это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже – перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Читайте также:
Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

• дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

• письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.

Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием

Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках русского языка даю понятие, что дневник – форма повествования от первого лица, которая ведётся в ви­де повседневных, как правило, датированных записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи могут содер­жать размышления, заметки о событиях уходящего дня и прочитанных книгах. Для ребят всех классов, учитывая возрастные особенности подобрала произведения, написанные в форме дневника. Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме дневника.

Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А. Дугин. – М.: Мир ис­кателя, 2001. – 158 с.: ил. –

Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, ко­торые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ре­бята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город.

И здесь начинаются приключения.

А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О. Хотинская; худож. А. Сучкова. – М.: Аст; Астрель, 2010. – 127 с.: ил.

Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и пре­данности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая “детские” проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться.

С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. – М.: Эксмо, 2009. – 155 с.

– (Роман для девочек).

У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему Катя доверяет свои тайны, даже самую главную – о том, что она влюблена.

Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С. Лубе­нец. – М.: Эксмо, 2011. – 155 с.- (Дневник первой любви).

Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы

« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

Указать число, год, иногда время суток.

Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений

Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений

Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:

исповедь-самооценка своей деятельности;

анализ событий дня и собственного поведения;

размышление над увиденным и услышанным.

Опыт практической работы показывает, что детям понятна только та тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в 5-6 классах предлагаю «свободные» темы в рамках программы по русскому языку по плану.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина 8 класс

В повести «Капитанская дочка» Пушкин обращается к временам восстания Пугачёва. На фоне событий, в которые попадают действующие лица, автор показывает столкновение морально – нравственных принципов главных героев. Недаром эпиграфом повести является мудрость – береги честь смолоду.

Главными героями повести являются два молодых офицера Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. На службу в крепость они прибыли по разным причинам. Гринёв, отправлен отцом, чтобы «понюхать пороху», а Швабрин переведён в гарнизон крепости в наказание за «смертоубийство» на дуэли.

На первый взгляд у них много общего. Оба офицеры, дворянского происхождения, образованы, любят поэзию и литературу. Они неравнодушны к Маше Мироновой, капитанской дочке.

В ухаживаниях за Машей проявляются разные характеры героев. Швабрин, получив отказ от Маши, пытается сделать всё, чтобы она и Гринёв не были вместе. Он смеётся над стихами Петра и высказывается о Маше в оскорбительном тоне. Желая устранить соперника, он вызывает Гринёва на дуэль. Пётр, не задумываясь, соглашается, он хочет защитить доброе имя любимой девушки. На поединке между ними опять проявляется низость и подлость Швабрина. Он предательски наносит удар шпагой в спину, когда Гринёв повернулся на окрик Савельича. После выздоровления Пётр проявляет великодушие и прощает Швабрина.

Читайте также:
Изучение творческой истории «Евгения Онегина»: сочинение

У них различное отношение к воинскому долгу и офицерской чести. В кульминационных сценах, когда бунтовщики захватывают крепость, Швабрин, изменив присяге, переходит на их сторону. Он лебезит перед Пугачёвым и молит о прощении.

Перед Гринёвым стоит выбор присягнуть Пугачёву, или умереть. Пётр дорожит честью офицера и измена для него равна смерти. Он с достоинством отвечает на вопросы и отказывается целовать руку самозванцу. Пугачёв узнаёт в нём барина, который подарил ему заячий тулуп при первой встрече и отменяет казнь. В дальнейших событиях Пугачёв не раз выручит Гринёва, увидев нём твёрдость взглядов, честь и благородство.

Отвага и мужество одного и мерзкая душа второго героя, проявляется во время освобождения Маши из крепости. Швабрин, воспользовавшись отсутствием Гринёва, закрывает Машу «под караул» и заставляет её выйти за него замуж. Узнав об этом, Пётр с риском для жизни, бросается на выручку. Он обращается за помощью к Пугачёву. Только уважительное отношение Емельяна к Гринёву, помогает Маше спастись.

В конце повести оба героя предстают перед трибуналом. Гринёв, благодаря смелости и решительности Маши, оправдан, а предатель Швабрин приговорён к смерти.

Для Гринёва честь офицера и дворянина является смыслом жизни. Циничный и бездушный Швабрин живёт по принципам лжи и подлости. Такие две разные характеристики даёт автор своим героям.

Пушкин на примере судеб Швабрина и Гринёва показывает обречённость людей, потерявших честь и совесть, и счастливое будущее тех, кто сохранил человеческое достоинство!

Вариант 2

Исторический роман, повествующий об эпизодах пугачевского восстания 1773-1775 гг., рассказывает не только о событиях прошлого, но и описывает реальные истории людей на фоне крестьянской войны.

В центре произведения – два офицера, Гринев и Швабрин, с абсолютно противоположными взглядами и характерами. На основе их судеб читатель делает вывод об истинной сути человеческого достоинства и чести.

Петр Гринёв воспитывался в дворянской семье, родители его были бедны, рос «недорослем». Швабрин был хорошо воспитан, смышлен, резок, но легкомыслен. В воспитании Гринева можно заметить черты традиционного характера, а Алексей Иванович представляется в роли «золотой молодежи» того времени.

Швабрин – антагонист главного героя. Они подчиняются разным правилам, по-разному смотрят на жизнь, не похоже и их поведение. Даже на службу в Белогорскую крепость два молодых офицера попали по разным причинам. Петра отправил отец «понюхать пороху», а Швабрина сослали за убийство.

Оба героя влюблены в Машу Миронову – капитанскую дочку, но свои чувства они проявляют различно друг от друга. Гринев на всё готов ради своей возлюбленной. Ради сохранения жизни девушки, ему приходится отпустить её. Швабрин насильно пытался выдать её за себя замуж, держал в комнате и морил голодом. Ну, какая же это любовь?

Петр Гринёв – человек долга, остаётся верен себе и своему народу до конца, готов умереть, лишь бы не встать на сторону врага. Швабрин ради спасения своей жизни предаёт товарищей, государыню. Ему не присуще чувства долга и совести. Он унижается перед Пугачевым, просит прощения, а Гринев ведёт себя достойно, как подобает настоящему офицеру и дворянину.

Петр Гринев – отважный и преданный офицер, умеющий любить и ценить любовь, благородный и честный человек. Его положительные качества проявляются даже в самых трудных жизненных ситуациях. Швабрин – предатель и мерзавец, наплевавший на судьбу своего народа и трясущийся лишь за свою жизнь. Главное для него – во что бы то ни стало добиться своего.

В конце романа оба героя предстают перед судом. Честного офицера суд оправдывает, а предателя приговаривает к смерти. У героев разные пути и, соответственно, разная судьба.

Сочинение Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» события, которые проходят в 18 веке. События разворачиваются в России, где идут восстание, и проходит активная деятельность бунтовщиков.

Главными героями данного произведения это Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти два молодых офицера совершенно разные хоть и имеют общие интересы и даже влюблены в одну девушку Машу Миронову. Между собой молодые люди дружат, их объединяет любовь к поэзии и литературе. Несмотря на то, что Швабрин и Гринев дружат у них разные принципы и моральные устои.

Когда Маша Миронова отказывает Швабрину, он начинает вести себя не лучшим образом. Алексей всячески оскорбляет девушку и порочит ее честное имя. К ее семье отношение тоже меняется, Швабрин ведет себя низко и подло. В этой ситуации Гринев повел себя очень достойно и пытался вернуть честное имя Маши. Ему очень нравилась Миронова, и он всячески защищал ее от нападок Алексея Ивановича Швабрина. Петр Гринев даже вызывает обидчика девушки на дуэль. Швабрин соглашается, но опять поступает очень подло к своему оппоненту. Он поджидает удобный момент и подло ранит Гринева.

Когда начались восстания, которые возглавлял Пугачев, семьям этих двух героев грозила смертельная опасность. Он предложил офицерам отказаться от присяги и перейти на их сторону. В такой сложной жизненной ситуации Петр ведет себя как достойный уважения офицер. Он отказывается от предложения Пугачева и не собирается предавать свою присягу, а наоборот отстаивает свои принципы.

Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

Швабрин же, наоборот, с легкостью отказывается от присяги данной императрице и переходит на сторону Пугачева. Таким образом, Алексей Иванович становится предателем и даже не думает о последствиях. Через некоторое время из-за Алексея Швабрина все та же Маша Миронова попадает в заключение. Девушка в растерянности, что ей теперь делать. Снова в ее жизни появляется Петр Гринев и помогает девушке выбраться из заточения. Пугачев очень удивлен храбрости и отваге Гринева и даже восхищен таким поступком. Благодаря этому молодой человек спасает себя и свою любимую девушку Машу. Гринев и Маша Миронова получают жизнь и свободу, а Швабрин клеймо предателя. После получения клейма предателя Пугачев считает, что каждый из этих двоих получил то, что заслуживает.

Пушкин пишет о двух молодых людях, у которых хорошее образование и оба выходцы из дворянских семей. Дружба между ними немного странная, ведь принципиальный и благородный Гринев дружит с подлым и низким человеком Швабриным. Алексей Швабрин всячески мешает своему другу и даже наговаривает на своего друга. Гринев пишет стихи и читает своим друзьям. Швабрин смеется с Гринева и его творчества. Алексей даже наговаривал на своего друга его родителям.

Пушкин проводит черту между ними. Красивый принципиальный и справедливый Петр Гринев, который живет по принципу «Береги честь смолоду» и Алексей Швабрин готовый придать в любую секунду. Швабрин не знает что такое честь и достоинство, а беспокоится лишь о себе и своей шкуре.

Гринев настоящий дворянин и всегда придерживается чести. Швабрин просто называется дворянином и поступает низко. Пушкин описывает двух таких разных людей. Он пишет, что из всех жизненных ситуаций можно выйти победителем. Главное в каждой ситуации оставаться достойным человеком. Каждый в данном произведении получил по заслугам. Гринёв взаимность в любви с Машей Мироновой и показал себя достойным человеком. Швабрин оказался очень подлым и завистливым человеком. Его злость сгубила ему жизнь. Его наградили, но не медалью, а клеймом предателя.

4 вариант

В повести описаны смутные, тяжелые времена пугачевщины. Повсюду бесчинствовали бунтовщики и разбойники. В такие моменты и раскрывается сущность человеческой натуры. Достойно переносит все опасности человек чести, и наоборот, негодяй обязательно проявит свою трусливую и ничтожную душонку.

«Береги честь смолоду» — такой эпитет автор поместил в начале произведения, и все повествование подчинено этой мысли. Читатели наблюдают, как двое молодых людей, оказавшись в одинаковых условиях, проявляют себя, свой характер.

И Гринев, и Швабрин, оба выходцы из дворянских семей, получили хорошее образование. Офицеры встречаются в Белогорской крепости на службе. Вот тут выясняется, что Гринева батюшка отправил на службу для того, чтобы тот повзрослел, возмужал, «понюхал пороху», а Швабрина сослали в крепость за убийство поручика.

Поначалу между молодыми офицерами устанавливаются приятельские отношения, но до тех пор, пока они оба не влюбляются в дочь коменданта крепости. Благородный и романтичный Гринев вызывает ответное чувство у Маши Мироновой, но Швабрин, несмотря на отказ девушки, не желает мириться с поражением. Его грубость и хамство разводит их с Петром по разные стороны баррикад. Во что бы то ни стало Швабрин пытается устранить Гринева. Он сообщает отцу Петра о дуэли между ними, и тот содействует переводу сына подальше от Белогорской крепости. Лишь случай помешал мерзавцу осуществить намеренное.

Появление Пугачева в крепости резко меняет судьбы всех героев. Родители убиты, и Маша становится беззащитной сиротой. Гринев снова поступает как человек чести, с достоинством держится перед бунтовщиками, пытается, сколько возможно в его ситуации, спасти и защитить возлюбленную. Швабрин же ведет себя, как и подобает негодяю, пытаясь спасти свою шкуру, пресмыкается и подхалимствует перед Пугачевым. Машу же сажает под замок, пытаясь сломить ее волю, морит голодом, а потом и вовсе выдает Пугачеву.

Твердость духа Гринева, его верность императрице и присяге вызывают уважение у предводителя бунтовщиков. Пугачев отпускает Петра вместе с невестой. Так, лживость и изворотливость не спасают Швабрина. Человек, потерявший совесть, офицерскую честь, получает по заслугам. Предателя ждет суд и смертная казнь.

В образе Гринева писатель обнаруживает лучшие черты дворянина: благородство, чувство долга, искренность. Швабрин же показан полной противоположностью: это низкий, подлый мерзавец, потерявший не только офицерскую честь, но и вообще человеческое достоинство.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

Популярные сегодня темы

Вежливость — это положительная черта характера, под которой обычно понимают хорошие манеры, умение относиться к людям с уважением, тактично общаться.

У бедного дровосека было семеро сыновей. Самый младший имел очень маленький рост, потому его называли Мальчик с пальчик.

В своем произведении Соседи Салтыков – Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей

На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать – в каком направлении надо двигаться.

Читайте также:
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»): сочинение

Тема сочинения для меня является очень глубокой. Рассуждая над подставленным вопросом, сложно дать однозначный ответ. Попробую объяснить, почему я затрудняюсь дать конкретный ответ на вопрос: почему важно уметь прощать?

Сочинение «Гринев и Швабрин» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Перед Вами сочинение –рассуждение о взаимоотношениях двух главных героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринева и Швабрина. Кстати, на сайте есть краткое содержание этого произведения, а также другие сочинения по произведению «Капитанская дочка».

Гринев и Швабрин

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.

Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться.

«С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал».

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.

Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.

О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин—носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка».

Надеюсь, это сочинение помогло вам разобраться в характерах Гринева и Швабрина, натолкнуло на мысли для собственного сочинения.

Сочинение Гринев и Швабрин (сравнение) 8 класс

Гринёв и Швабрин – два персонажа замечательного произведения Пушкина “Капитанская дочка”. Два этих героя в произведении показывают читателю ту или иную тему, которую Пушкин хотел донести до своего читателя, и тем самым они составляют практически всю моральную составляющую всего произведения. Эти два человека очень сильно насыщенны различными чертами характеров, которые автор сделал столь яркими и очевидными, что их можно назвать показательными персонажами произведения, которые своим образом показывают читателю всю его суть и смысл. Для автора эти два образа стали одними из самых интересных, так как именно на почве их противостояния он смог написать такое органичное произведение, в котором описал такие потрясающие события.

Гринёв и Швабрин – хоть и похожие по судьбе, однако совершенно разные по своему мировоззрению люди. Они настолько отличаются, что вряд ли они смогли найти, когда ни будь общий язык, ведь эти два персонажа являются полными противоположностями друг друга. Если для одного нет понятий чести, благодетелей, и справедливости, то другой как раз этими понятиями и живёт, а потому они предстают перед читателем в некоем сравнении, где образ доброго человека, коим в произведении предстаёт Гринёв, и образ отпетого негодяя Швабрина, который становится полной противоположностью персонажа хорошего. Таким образом, автор создаёт данный контраст, который в свою очередь очень сильно повышает качество произведения.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Эти два человека живут по совершенно разным принципам, и если один готов пойти практически на всё лишь ради своей собственной выгоды, то другой ни в коем случае не станет преступать основные понятия чести и справедливого отношения к жизни, ведь на данных понятиях он вырос. И мы видим это всё произведение. В каждом эпизоде один образ встаёт на пути у другого, и автор даёт читателю возможность подумать, что же будет лучше в данном конкретном случае. А потому произведение также носит некий элемент связи автора с читателем, через который автор может создать достаточно доверительные отношения со своим читателем, тем самым добившись от него полного понимания. На подобном принципе автор и строит своё произведение, которое в свою очередь поражает обычного читателя своей продуманностью и человечностью. Без сомнений, данное произведение является одним из лучших произведений Пушкина, что уже о многом говорит.

Сочинение 2

«Капитанская дочка» историческое произведение написано великим русским писателем А. С. Пушкиным, как раз не задолго до смерти в 1836 году. Произведение написано в форме мемуаров главного героя.

По сути, это произведение описывает не только историю Пугачёвского бунта, но и процесс взросления Петра Гринёва (в начале произведения он ещё совсем юный молодой человек, в конце уже зрелый человек).

На написание этого романа вдохновило Пушкина произведения Вальтера Скотта, он начал собирать данные об истории восстания Пугачёва, ездил по историческим местам (где было восстание).

Пушкин делал акцент на офицерской (дворянской) чести (Гринёв) и бесчестии (Швабрин).

Гринев и Швабрин две противоположные личности, – честность и бесчестие (показана борьба этих натур, – дуэль).

Гринёв получил домашнее образование, отец не пожелал его отправлять в Петербург (в гвардию) а через своего старого знакомого отправил служить под Оренбург.

Офицер Швабрин, уже успел послужить в столице, познал удовольствия этого города и вообще по натуре своей был двуличен, в Оренбург он был выслан из столицы за дуэль.

Швабрин пытался ухаживать за дочерью коменданта крепости Марьей Ивановной (дочка полковника Миронова), однако безуспешно. И теперь говорит о ней и её семье гадости. Гринёву же дочь коменданта понравилась, он влюбляется.

Защищая честь Марьи и свою собственную, он вызывает Швабрина на дуэль, – она не равная потому как Швабрин старше и лучше фехтует, однако Гринёв идёт на это сознательно.

Швабрин увидев что Гринёв отвлёкся, наносит ему ранение (которое могло стать смертельным, в грудь).

Когда армия бунтовщиков Пугачёва ведёт бой за крепость, Гринёв с остальными солдатами и офицерами её защищает. Но, силы не равны, Пугачёв захватывает крепость. Начинает вешать офицеров и чиновников (кто отказался ему присягать). Швабрин сразу переметнулся к мятежникам и даже поцеловал руку мужика.

Гринёв же отказался, – это чуть не стоило ему жизни. Они с Пугачёвым были знакомы. Когда Гринёв только ехал в крепость дорогу замело, и вывел их повозку к постоялому двору не кто иной, как Пугачёв. Слуга Гринёва, – Савельевич заступается за барина, это спасает ему жизнь.

Пугачёву импонирует честность Гринёва, он требует от Швабрина отпустить Марью и отпускает их.

Пушкин специально противопоставил две ипостаси, – Гринёв честь и высокие моральные качества и Швабрин, – низость, подлость, бесчестите.

Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева

«Капитанская дочка» одно из самых популярных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Автор предлагает читателю возможность проследить за двумя совершенно различными персонажами рассказа – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым.

Оба молодые офицер. Только вот причины появления в крепости у них различны. Петра отправил его отец, дабы тот «понюхал пороха», а второго перевели сюда по причине убийства своего дуэлянта. У них также множество схожестей: хорошее образование, выходцы из дворянского рода, любители литературы и поэзии. Герои одновременно неравнодушны к Машеньке Мироновой, дочке капитана. И именно чувства к возлюбленной начинают просачиваться кардинальные отличия между ними.

Швабрин любитель насмешек, еще до знакомства Гринева с Машей, сумел изобразить ее своему приятелю «совершенной дурочкой». Из-за язвительных шуточек Алексея, Петру с каждым разом становиться все труднее и труднее общаться с сослуживцем.

Самая первая крупная стычка между «приятелями», приведшая к дуэли на, происходит именно из-за Мироновой. Швабрин попытался опозорить имя Маши, намереваясь выставить ее в самом плохом свете. Эта ссора продемонстрировала подлинный лик Алексея. Теперь Гринев совсем по-другому воспринимает своего оппонента, с которым ранее пребывал в приятельских отношениях. Во время дуэли Швабрин чуть было не лишил жизни своего дуэлянта, нанеся коварный удар в спину в тот момент, когда Гринев обернулся к Савельичу. Однако, после того как последний пошел на поправку, он проявил великодушие в сторону Алексея, простив его.

Читайте также:
Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере Сказки о Золотом Петушке: сочинение

Некоторое время спустя, Петр прознает, что его бывший приятель также питал интерес к девушке и даже сватался с ней, но получил отказ. Тогда-то он и сделал вывод, что Швабрин нарочно пытался опорочить капитанскую дочку в его глазах, дабы та не досталась никому из них.

У героев диаметрально противоположное отношение к офицерской чести и воинскому долгу. В решающих событиях, когда сообщники Пугачева берут крепость, Алексей изменяет присяге и перемещается на сторону врага, моля о прощении в ногах у лидера бунтовщиков. Гринев дорожит своим именем и смотря в глаза смерти, дает отказ в присяге Пугачеву.

А.С. Пушкин прозрачно намекает своим читателям, на примере героев романа, что нужно беречь свою имя и достоинство даже перед лицом смерти.

Береги честь смолоду – главный эпиграф произведения.

Гринев и Швабрин (сравнение)

Популярные сочинения

Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека

Капитан Климов был второстепенным персонажем в рассказе Тургенева «Муму». Капитан был обыкновенным мужчиной, который учился в Петербурге

Всем нам с ранних лет известна пословица, «Труд сделал из обезьяны человека». Каждый понимает эти слова по своему, и относиться к сказанному так же. Так чему учит данная фраза? Какой смысл заложен в этих словах?

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – сочинение и таблица

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

1. Таблица

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – сочинение

Повествование А.С. Пушкина обращено к историческим событиям конца 18 века, когда в России бесчинствовали бунтовщики под предводительством Пугачева. Автор представляет на суд читателя не столько подробное описание хода восстания, сколько то, как оно отразилось на поведении людей.

Содержание повести подчинено эпиграфу, русской пословице «Береги честь смолоду».

Одни из героев не отступают от этого правила всю жизнь, другие с готовностью поступаются честью и нравственными принципами ради сохранения жизни.

Центральные герои повести – два служащих в Белогорской крепости офицера. Их характеры и судьбы помогают читателю сделать выводы о том, что же такое человеческое достоинство и честь.

Повествование ведется от лица Петра Гринева. Первая часть дает представление о его детских годах и о первых днях пребывания в Белогорской крепости. В воспитании Гринева мы находим черты традиционного для того времени в среде поместного дворянства способа развития своих детей. Был нанят французский гувернер, да крепостной Савельич присматривал за недорослем. Вначале Гринев не задумывается о будущем, ведет себя бесшабашно. Однако пережив в Белогорской крепости трагедию потери близких людей, оказавшись на краю гибели, он понимает, каковы истинные ценности, переосмысливает жизнь.

Приехав в крепость, Петр Гринев сводит знакомство с Алексеем Швабриным, о жизни которого автор сообщает лишь то, что в крепости он находится из-за участия в дуэли. Алексей Иванович Швабрин образован, остроумен, однако у читателя складывается о не нелестное впечатление.

Влюбленный в дочку начальника крепости Машу, Гринев делится со Швабриным своими стихами, посвященными предмету его обожания. Но Швабрин язвительно высмеивает эти поэтические излияния, которые, может быть, и впрямь достойны критики, однако дело оказывается вовсе не в лирике. Швабрин и сам не прочь поухаживать за Машей, а соперники-поэты ему не нужны. От лица Гринева автор комментирует происшедшее: «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом”. Оскорбленный в лучших чувствах, Гринев требует от Швабрина удовлетворения – назначают дуэль, где Алексей Иванович, воспользовавшись тем, что соперник отвлекся, предательски его ранит. Однако эти события – только начало, завязка событий.

Представление о характеров центральных персонажей читатель получает, когда происходит захват крепости бунтовщиками во главе с Пугачевым. Все обитатели крепости поставлены перед выбором: дать присягнуть Пугачеву или умереть. Первым погибает капитан Миронов, не пожелавший нарушить присягу государыне, поступиться принципами. Петр Гринев, на глазах которого происходит казнь, готов последовать за начальником, однако в последний момент Емельян Пугачев вспоминает, как молодой человек даровал ему заячий тулуп в их первую встречу, и щадит упрямца. Швабрин, не гнушаясь предательством, переходит на сторону пугачевцев.

Эта сцена – кульминация сюжетной линии, из нее читателю становится окончательно понятно, что Гринев – отважный, преданный императрице офицер, а вот Швабрин – подлый изменник, трясущийся за свою душонку, забывший о присяге.

А после сцены с вызволением Маши Мироновой читатель уже не сомневается, что Швабрин не только предатель, но и мерзавец, для которого главное – достижение своих целей любой ценой.

В итоге герои повести предстают перед военным трибуналом, который честного офицера оправдывает, а предателя приговаривает к повешению.

3. Еще одна характеристика

А.С. Пушкин как автор «Капитанской дочки», обращаясь к вопросам чести и долга, последовательно раскрывает различия в поведении центральных персонажей повести – Гринева и Швабрина. Оба молодых офицера служат в Белогорской крепости, происходят из дворянства.

Читайте также:
Всадник - характеристика литературного героя: сочинение

Автор раскрывает характеры героев, опираясь на свою позицию, выраженную русской пословицей: «Береги честь смолоду» – эпиграфом последней повести Пушкина.

Различны причины появления в Белогорской крепости главных героев: Гринев отправлен «понюхать пороху» отцом в воспитательных целях, а Швабрин переведен в гарнизон капитана Миронова «за смертоубийство», по словам Василисы Егоровны, жены коменданта.

По-разному представляют себе воинский долг молодые люди. Это очень заметно из отношений обоих с Пугачевым. Швабрин, отринув присягу, переходит на сторону пугачевских бунтовщиков, Гринев же, не поступившись честью и офицерским долгом, все-таки помилован Пугачевым за доброту и искренность чувств. Ведь это он, не зная, что перед ним глава крестьянского восстания, в первую свою встречу с Пугачевым наградил его стаканом вина и теплым тулупом за то, что тот в буран вывел его кибитку к умету.

Отличается и отношение центральных героев к Марье Ивановне Мироновой, капитанской дочке. Влюбленный Гринев сочиняет посвященные ей стихи и как доверенному лицу показывает их Швабрину. В ответ Алексей Иванович смеется и над влюбленным, и над его поэтическими этюдами. В действительности Швабрин сам пытался приударить за капитанской дочкой, да потерпел фиаско. Поэтому он стремится очернить репутацию Маши в глазах Гринева: «… чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег “.

Человеческие черты Гринева – высокое чувство долга, способность к искренним чувствам, открытость, умение любить. Его жизнь подчинена народной мудрости: «Береги платье снову, а честь смолоду». В нем Пушкин показал лучшие черты офицера и дворянина. Швабрин же своим поведением роняет не только человеческое достоинство, но и дворянскую честь. Он не то чтобы не выше, а даже ниже подручных Пугачева, Хлопуши и Белобородова. И автор повести, рисуя судьбу Швабрина, подводит читателя к мысли об обреченности таких людей, ведь не случайно в итоге Гринева ждет свадьба, а Швабрина – приговор трибунала и смерть.

4. И еще одно сочинение

В романе (по определению А.С.Пушкина) «Капитанская дочка» автор на центральное место выдвигает проблему чести и достоинства. Решается она в результате столкновений главного действующего лица произведения, Петра Гринева, с остальными персонажами.

Резко противопоставлен этому герою Алексей Швабрин, хотя, на первый взгляд, между ними немало сходства. Оба они молоды, происходят их дворянского сословия и получили типичное для той эпохи образование.

У молодых офицеров схожие интересы. Они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день.

Каждый из этих дворян в той или иной степени интересуется поэзией. О Швабрине известно, что он знаком с творчеством В.К. Тредиаковского, а Гринев сам пишет стихи, которые заслужили похвалу самого Сумарокова.

Есть у героев и еще общее: их неравнодушие к Маше Мироновой. Оба пытаются вызвать ее привязанность, ухаживая за ней каждый по-своему. Вот здесь-то и проявляются отличия героев, несхожесть их нравственных принципов.

Получив от Маши отказ, Швабрин, подчиняясь худшим побуждениям, пытается очернить честное имя девушки, при этом, не стесняясь, продолжает посещать дом ее родителей, бывает приглашен к столу. Совесть его молчит и тогда, когда он стремится сделать все, чтобы Гринев и Маша не были вместе, хотя их взаимная симпатия очевидна. Но это-то его более всего и подстегивает к подлостям.

Гринев не в силах терпеть наветы Швабрина, исподтишка оскорбляющего его возлюбленную. Такое поведение он считает подличаньем, недостойным честного человека. Защищая доброе имя Маши, Петр Андреевич вынужден предложить Швабрину дуэль, однако понятие чести не знакомо сопернику Гринева. Он и на поединке ведет себя низко.

Полное представление о том, кто чего стоит, читатель получает из описания захвата Белогорской крепости восставшими крестьянами под предводительством Пугачева. Оба молодых офицера оказываются на краю гибели, видят смерть защитников гарнизона, близких им людей.

Швабрин выбирает путь предательства, забывая о присяге государыне, о своем долге офицера, дворянской чести: он переходит на сторону восставших. Честная смерть не для него, уж лучше бесчестная жизнь – такова его позиция: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!»

Гринев, не поступаясь принципами, готов выбрать смерть. Он в глаза говорит Пугачеву, что будет верен императрице, что в этом он клялся на Библии и поэтому не перейдет на сторону бунтовщиков.

Подобная твердость во взглядах в Пугачеве вызывает одобрение и уважение. Он позволяет Петру уехать из крепости, помогает освободить Машу Миронову из заточения, организованного Швабриным. Тот, бесчестно используя свою близость к предводителю бунтовщиков, поставил девушку перед выбором: брак с ним или голодная смерть. Лишь отвага Петра Гринева помогла Маше спастись.

Несмотря на бесчестные уловки Швабрина, его клевету, Петр Гринев остается верен себе и с честью выходит из сложного положения. Сохраненное достоинство и любовь Маши позволяют ему без стыда и позора жить дальше. Швабрин же объявлен государственным преступником. Предательство не уберегло его от ранения, плена и смертного приговора.

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Автор «Капитанской дочки» на примере судеб героев показывает: каждый поступок значим. Невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Перебороть низменные инстинкты – значит сохранить душу, поддаться им – потерять ее.

Всё для учебы » Сочинения » Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – сочинение и таблица

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Характеристика Петра Гринева

Петр Гринев – 17-летний офицер, которого отец записал на военную службу еще до его рождения. Его родители – бедные дворяне. Образованием главного героя занимался сначала слуга Савельич, а позже – нанятый француз, которого выгнали за пьянство. Петр – добрый молодой человек, который предан своей Родине и готов служить ей.

Так как повествование идет от самого Гринева, читателю практически ничего не известно о его внешности. Петр Гринев – положительный герой. В силу своего возраста он наивен, не опытен и очень добр. В благодарность за сопровождение к постоялому двору в буран, он жалует свой заячий тулуп своему провожатому. Этим человеком оказался Емельян Пугачев, который позже, вспомнив этот благородный поступок, дарует жизнь Гриневу и его возлюбленной Маше Мироновой. Петя, несмотря на свой юный возраст, является очень смелым и гордым человеком. Он не испугался отказаться от службы у Пугачева, объяснив это преданностью своим идеалам.

Именно глазами Гринева читатель видит Пугачева. Он ему кажется не демонической фигурой, жестокость которой не знает границ, а благородным бунтарем, способным на добрые поступки.

Сочинение на тему «Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика»

Петр Гринев и Алексей Швабрин характерно отличаются друг от друга. В произведении первый пытается быть честным и самоотверженным, а второй устраивает подлости.

Оба являются офицерами и влюблены в Машу Миронову. Однако на службе и в любви они ведут себя по-разному. Петр Гринев держится наставлений отца: «береги честь смолоду». Этого нельзя сказать об Алексее Швабрине. Ведь в Белгородской крепости он оказался из-за плохой репутации: за смертоубийство. Такой поступок уже подчеркивает, что этот человек не заинтересован вести себя достойно. Своими сплетнями о семье Мироновых, в особенности о Маше, он снова показывает истинное лицо. Ему трудно быть честным и принимать отказы: он обесценивает девушку, чтобы превозвысить и оправдать себя. Подобное он делает со всеми, в том числе с Гриневым. Он неоднократно пытается избавиться от него и строит ему козни. Но благодаря тому, что тот был честен и непоколебим, ему не удается полностью на нем отыграться. Только на небольшой промежуток времени Швабрину удается взять верх над соперником.

В отличие от Гринева при захвате крепости Швабрин сдается на службу врагам. Он труслив и не ищет трудных путей: от его чести и благородства уже давно ничего не осталось, поэтому ему больше нечего терять, кроме жизни. Тогда как для Гринева лучше умереть, чем поступиться своим словом и присягой. Он не боится отрыто показывать свое отношение врагам. Его благородство импонирует Пугачеву. Он не только сохраняет ему жизнь, но и в будущем доверяет и освобождает Машу.

Гринев добивается расположения девушки с помощью хороших поступков. Швабрин, получив отказ, ведет себя непристойно, очернив ее имя. Когда же она остается у него в плену, он силой пытается заставить ее выйти за него замуж. Гринев освобождает Машу из плена, потому что он готов ради нее рисковать. Он умеет много отдавать, чтобы получить, тогда как Швабрин только берет.

Для нечестного и подлого Швабрина все заканчивается плачевно: он остается в тюрьме. Гринева освобождают благодаря стараниям Маши, ради которой он ранее рисковал жизнью. В этой повести дух благородства и чести справедливо побеждает подлость и трусость.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика» читают:

Сочинение на тему: Образ Гринёва в повести «Капитанская дочка», 8 класс

Сочинение на тему «Образ Маши Мироновой», 8 класс

Сочинение на тему: Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка»

Сочинение по произведению Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение на тему «Евгений Онегин», 9 класс

Роман был создан в стихотворной форме. Он является одним из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Поэт писал его целых Читать далее…

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс

Картина «На севере диком» была написана художником И. И. Шишкиным в 1890 году. Полотно пронизано темой одиночества. Художник изобразил мрачное Читать далее…

Сочинение по картине Шишкина «Дубовая роща», 3 класс

На картине художника И.Шишкина «Дубовая роща» мы видим рощу, которая существует уже очень много лет. Я думаю, возраст этой рощи Читать далее…

Сочинение на тему «Берегите природу», 6 класс (с числительными)

Первое знакомство человека с окружающей его природой начинается в раннем детстве. Маленьким деткам рассказывают поучительные сказки, потешки, поют песенки, читают Читать далее…

Сочинение на тему «Самовоспитание»

В моём понимании самовоспитание – это формирование личности человека при помощи его воли и желания. Для достижения заветной цели нужно Читать далее…

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье и романс М. Глинки: сочинение

Сочинение по картине Перова «Тройка», 4 класс

На картине художника В. Г. Перова «Тройка» мы видим трёх крестьянских детей, которые выполняют очень тяжёлую и совсем не детскую Читать далее…

Характеристика Алексея Швабрина

Полной противоположностью открытому и честному Петру является его противник Алексей Швабрин. Но кроме отрицательных черт характера Швабрин обладает и положительными качествами: он умен, образован, наблюдателен, остер на язык, а также является интересным собеседником. Но ради своей выгоды он готов совершать самые мерзкие поступки. Он клевещет на Машу Миронову, ставит под сомнение ее репутацию. Швабрин наносит Петруше вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него отцу. На сторону Пугачева он переходит не по идейным соображениям: он хочет лишь сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, мечтает жениться на Маше Мироновой, которая его не любит.

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Отличается и отношение молодых людей к женщине. Швабрин, полюбив Машу, абсолютно спокойно называет ее «совершенною дурочкою» и отпускает в присутствии Гринева колкие заме­чания в адрес капитанской дочки. Петр Гринев настроен романтично: посвящает любимой сти­хи, относится к ней уважительно и почтительно. Швабрин готов оклеветать Машу, которая не от­вечает ему взаимностью: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вме­сто нежных стишков подари ей пару серег». Петр готов защитить честь невинной и скромной де­вушки: «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вме­сто грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету»

Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж. В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте. Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося. Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: «В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка». Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин. Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.

Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе. В частности, он утверждал, что «Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева». Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф. Одоевский говорит, что Швабрин для него «имеет много нравственно-чудесного», так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.

Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел. Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже. Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем». Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.

Сравнение Швабрина и Гринева

Швабрин и Гринев – два противоположных героя. Если Петруша – положительный персонаж, то Швабрин вызывает у читателя презрение и неуважение. У них абсолютно разное отношение ко всему: к семейству Мироновых, к Пугачеву, к Родине. Если Петруша уважает Машу и ее семью, относится к ним с нежностью, то Швабрин, наоборот, разносит о них слухи и лицемерно ведет себя по отношению к этим людям.

Поведение на дуэли у героев также абсолютно противоположное. Гринев проявляет отвагу и порядочность, в то время, как Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Пети, ранит его.

Порядочность Петра проявляется и в отношении Марии, которую он любит и пытается освободить из плена. Швабрин же считает ее дурочкой, хочет насильно взять ее замуж, совершенно не задумываясь о ее чувствах.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Швабрин и Гринев». Здесь раскрываются основные черты характеров героев, открываются их положительные и отрицательные стороны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: