Поэт и вольность (по произведениям А. С. Пушкина): сочинение

Тема «вольности святой» в творчестве А. С. Пушкина (ЕГЭ по литературе)

В современном мире понятие свободы не является для нас чем-то из области фантастического, каждый из нас — свободный человек, способный совершать действия в соответствии со своими желаниями и идеями до тех пор, пока его свобода не затрагивает свободу ближнего. Но, если мы обратимся к произведениям писателей давно ушедших лет, мы обнаружим, насколько значительный пласт занимает тема свободы в их творчестве. Например, она красной нитью проходит через многие творения А. С. Пушкина, которого часто венчают ее главным певцом.

Так, попробуем проанализировать то, как тема свободы развивается на протяжении всей писательской деятельности А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С. Пушкина. Насколько мы знаем, Александр Сергеевич всегда принимал активное участие в политической жизни страны, всецело осознавал себя ее гражданином. Он не раз высказывал свое мнение касаемо существующего на тот момент государственного устройства. Порой подвергал себя опасности, будучи ярым сторонником деятельности декабристов, о чем мы можем судить по стихотворению “Во глубине сибирских руд”. Несомненно, он стремился распространить идею о том, что свобода — главная ценность человеческого общества. Поэт не выступал против монархии, однако отрицал идею тирании. Он считал, что лучшим правителем станет просвещенный человек, чья цель — не получение выгода за счет угнетенного народа, а наоборот — предоставление гражданам прав и свобод.

Мировоззрение Александра Сергеевича отражает его главную идею о незыблемости “вольности”, как главной ценности жизни человека. Эти идеи нашли свое отражение в лирическом творчестве вольнолюбивого поэта. К самым известным стихотворениям этой тематики относят “К Чаадаеву”, в котором одновременно уложились как политические, так и философские суждения Пушкина. Лирический герой обращается к Петру Яковлевичу Чаадаеву, будто призывая его не отрекаться от их общих идей под влиянием государства. Общество, в котором они живут далеко от идеала, что подчеркивается острым эпитетом (“под гнетом власти роковой”), показывающим, что для многих из их союзников эта власть станет причиной увядания. В противопоставление тяжелым и темным временам приходят долгожданные “минуты вольности”, которые станут спасением для Александра Сергеевича и его товарищей. Здесь, в очередной раз используя прекрасный эпитет (“вольности святой”) поэт превозносит свободу, ставя её в один ряд с божественным началом. Она — их далекая цель, мечта, которая еще на тот момент кажется недосягаемой, она — то, за что они борются. Они покорно ждут ее подобно любовнику, ожидающего возлюбленную. Точное сравнение (“Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”) как нельзя лучше показывает, что вольность становится их главной ценностью наравне с любовью, а, может, даже ценнее. “К Чаадаеву” — призыв Александра Сергеевича не только к Петру Яковлевичу, но и ко всем его сторонникам, людям, которые так же упорно ждут, когда настанет час освобождения.

Другое стихотворение, темой которого стала свобода, — “К Морю”. Уже из его названия мы понимаем, что главным образом здесь является море – символ безграничной свободы, которую не в силах отнять ни один тиран. Поэт восхищается неукротимости безбрежного героя, бушующими волнами и переменчивому нраву. Море — воплощение свободы, в то время как у берегов на страже “уж просвещенье иль тиран”. На протяжении всего стихотворения Александр Сергеевич прибегает к использованию художественных средств, придающих строчкам сильную эмоциональность. Среди них — восклицания (“. мой поэтический побег!”), риторические вопросы (“О чём жалеть?”) и обращения (“Прощай, свободная стихия!”). Всемогущее море буквально оживает на глаза читателя, а лирический герой вступает с ним в диалог, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Свободная стихия — его непостижимый идеал, чьей силой он очарован и пленен. Итак, море становится для Александра Сергеевича “желанным пределом души”, непобедимым образом свободы, который, к сожалению, пока ещё невозможно найти на суше. Восхваление моря здесь означает восхваление недостижимой свободы, которая так и манит к себе душу поэта.

И последнее, но не по значимости стихотворение, которому хотелось бы уделить внимание — “Узник”. И здесь мы вновь встречаем противопоставление двух миров — первого, в котором находится лирической герой, и второго, идеального мира, где царствует природа. Он предстает перед читателем в образе орла — сильной вольнолюбивой птицы, которой, однако, суждено влачить жалкое существование в стенах темницы. Несмотря на безысходность ситуации, второй узник, также предстающий в образе орла, зовет его вернутся в их среду обитания. Он призывает товарища отправится вперед на зов свободы, туда, где они смогут расправить свои крылья. Здесь, используя анафору (“Туда, где за тучей белеет гора, / Туда, где синеют морские края…”) он отчаянно пытается убедить второго узника в том, что единственный их выход — побег. Можно предположить, что, наделяя орла речью, Александр Сергеевич хотел провести параллель между дикой птицей и человеком посредством олицетворения и показать, что даже между ними есть общая черта — свободолюбие. Итак, это стихотворение в очередной раз стало доказательством того, что Пушкин стремился распространить идею о том, что независимость — главная ценность не только для человека, но и для любого живого существа.

Читайте также:
Сопоставление стихотворений Деревня и Вновь я посетил...: сочинение

Исходя из всего вышеизложенного, хочется ещё раз подчеркнуть, что позиция великого поэта предельно ясна. И титул “певца свободы” порой присваиваемый ему далеко не безоснователен. Как и любой гражданин, он желал лучшего для своих современников, поэтому распространял идеи о народной свободе, которая не может быть ограничена никаким тираном.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id114719

Анализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 106.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 106.

Всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится ода «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.

История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – « воспеть свободу миру ».

Читайте также:
В чем современность А. С. Пушкина?: сочинение

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.

Сочинение: Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пу

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Автор: Пушкин А.С.

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.

В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.

Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Не вытерпел, привел я скрыпача

Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.

Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. .

я избран, чтоб его

Остановить — не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки.

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!

Но нет: тогда б не мог И мир существовать;

никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Единого прекрасного жрецов.

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я. Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (5): сочинение

Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.

Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.

Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.

На стороне Моцарта — просто человек и просто гений.

И роль диалогов, часто перерастающих в самостоятельные монологи, в том числе — внутренние, весьма важна, именно на них строится композиция произведения.

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.
В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного.
О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.
Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Чудо!
Не вытерпел, привел я скрыпача
Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.
Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. .

я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки.

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!
Но нет: тогда б не мог И мир существовать;
никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль?

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я. Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)
Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.
Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.
Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.
На стороне Моцарта — просто человек и просто гений.
И роль диалогов, часто перерастающих в самостоятельные монологи, в том числе — внутренние, весьма важна, именно на них строится композиция произведения.

Сочинение по пьесе Моцарт и Сальери Пушкина

«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию. Его интересует только буря эмоций, которую испытывают герои.

За основу сюжета Пушкин взял популярную историю о противостоянии двух знаменитых композиторов своего времени Моцарта и Сальери. И хоть Моцарт является ключевой фигурой, автор концентрирует свое внимание именно на Сальери. Моцарт выступает даже не самостоятельным героем, а катализатором для эмоций второго.

Противостояние этих двоих часто показывают как противоборство добра и зла, светлой и темной стороны. С одной стороны Моцарт, человек одаренный великим талантом писать божественную музыку. Он делает ее не ради славы и денег, а просто потому что не может иначе. С другой стороны Сальери, посвятивший свою жизнь творчеству. Он отгородился от внешнего мира, чтобы ничто не мешало достигать совершенства в музыке. Но то, чего он пытался добиться титаническим трудом, абсолютно легко давалось его оппоненту.

Это противоречие сводит героя с ума. Талант Моцарта, которого так жаждет Сальери, не дает ему покоя. Кто решает, кого одарить неземными способностями, а кого только обучить понимать гармонию музыки, но лишить возможности ее создавать. Чувство злости и несправедливости становится тем сильнее, когда Сальери понимает, что Моцарт не так дорожит своими талантами.

Герою кажется, что он очень легомысленен, а поэтому недостоин обладать таким даром. Хотя на самом деле Моцарт прекрасно понимает, на что он способен. Более того, он предчувствует, что именно принесет ему смерть. Просто он хочет наслаждаться каждым моментом своей жизни и творчества, не тратя времени на тягостное ожидание мрачного будущего.

Сальери не может понять этого, равно как не сможет овладеть талантами Моцарта. И раз соперник затмит его в плане творчества, то он решает прославиться другим путем. Стать злым гением, роком и судьбой для Моцарта. Уничтожить соперника физически, такой выход видит обезумевший Сальери.

Трагедия здесь выражается не только в несправедливой смерти Моцарта. Трагизм есть и в судьбе самого Сальери. Человека, который настолько хотел преуспеть в своем деле, что столкновение с настоящим талантом выбивает у него почву из-под ног. Неспособность признать, что кто-то может быть лучше, чем он, толкает героя к преступлению.

Читайте также:
Природная лирика Пушкина.: сочинение

2 вариант

По началу, Александр Сергеевич задумывал написать тринадцать трагедий, однако на практике он написал только четыре. «Моцарт и Сальери» как раз является одной из таких трагедий. Трагизм данного произведения начинает раскрываться в кульминационной части произведения. Читатель понимает, что многие персонажи, которые были показаны в произведении, столкнутся с крайне серьезными проблемами, которые приведут их к гибели.

В основном все трагичные истории Пушкина представляют из себя объемные произведения. Данная история включает в себя два центральных персонажа, которые были выдуманы автором. Однако, некоторые все же считают, что в их лице явились образы настоящих музыкантов Моцарта и Сальери. Поначалу, образ Моцарта раскрывается не сразу, так как писатель ставит на первый план описание жизни Сальери, через призму которой, читатель и может познакомиться со вторым музыкантом. Такой прием автор применяет достаточно часто. Вначале он делает одного из персонажей не главным, но при дальнейшем повествовании, становится понятным, что он чуть ли не центральный персонаж во всем произведении.

Два музыканта в лице Моцарта и Сальери являются абсолютными противоположностями, так как они представляют совершенно различные характеры, которые раскрываются по ходу произведения. Оба персонажа заняты в искусстве, но видят мир они по-разному. Для Сальери искусство является той вещью, которая может сделать его богатым и знаменитым. Он отгородился от общества и людей, и в своем одиночестве стал достаточно злым и замкнутым человеком. Он не признает таланта Моцарта, и считает, что судьба несправедливо наградила его таким музыкальным даром. Сальери хочет сделать так, чтобы Моцарт больше не смог выступать. Для Моцарта же искусство является смыслом жизни, которое приносит ему удовлетворение и наслаждение. Его образ не показан мученическим, хотя он и проходит сквозь плеяду невзгод и переживаний, и знает, что ему уготовлена недолгая жизнь. Однако, Пушкин хотел показать данного персонажа жизнерадостным и миролюбивым, который мечтал стать лучше в профессиональном плане, и радовать людей своим творчеством.

Для Сальери искусство является работой, он не может наслаждаться процессом творчества. А для Моцарта музыка – это и есть его жизнь, он расслаблен, спокоен и уверен в правильности своего выбора. Сальери перестает быть рассудительным, и идет на убийство Моцарта, в следствие чего теряет всякое уважение и все заслуги.

Искусство и ремесло в произведении Моцарт и Сальери

Пушкин затрагивает такие важные аспекты как искусство и ремесло. И причем делает это в сравнении двух великих людей, двух выдающихся композиторов Моцарта и Сальери, сопоставляя их друг другу. И здесь идет анализ, размышление как определить ту или иную работу мастеров ремеслом, или же искусством. Такая тонкая грань между двумя понятиями.

Для Моцарта понятия искусство и ремесло не разделимы. Он считает, что сначала человек учится ремеслу и уже, потом приходит искусство. Для Моцарта же эти понятия различны и не зависят друг от друга.

Главным отличием их друг от друга, то, что Сальери проводил за работой несколько дней, а Моцарту для создания шедевра могло потребоваться несколько часов. Если для одного было важным аспектом сама музыка, не обращая внимания на свою славу, то для другого главным было известность и величие. По мнению некоторых экспертов, Моцарт обладает большим талантом, нежели его оппонент.

Сальери немного завидует знаменитости Моцарта, а тому важно лишь создание совершенного шедевра, что может затронуть и проникнуть в душу слушателей, ему важнее лишь это. Для Сальери материальное стоит на первом месте, он стремится извлечь как можно больше выгоды, даже немного корыстен. Но судьбой так было предначертано, что даже после смерти Моцарта, Сальери не удалось достичь тех высот, добиться высших наград и создать тех шедевров, которые создал его соперник. Дар это дарование свыше.

Таким образом, завидуя блестящему таланту другого человека, который стремится дарить людям радость и счастье, невозможно стать более талантливым, это может лишь разжечь злобу и нехорошие чувства. Не помогут и утомительные многочасовые труды, когда сердце заполнено злобой, и в душе нет знака свыше от Бога.

Александр Сергеевич тонко подметил грань ремесленника и таланта, продемонстрировав отношение Сальери к музыке, как средство дохода. Его Сальери – бескрылый творческий человек которые не получает должного удовлетворения от своей работы и творчества, ни желанной славы.

Читайте также:
Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Более того Пушкинский Сальери становится убийцей, а тут особого искусства ненужно.

Пушкин очень хорошо отразил сущность этих двух композиторов, их характерные качества, поскольку их произведения живут уже столько веков и радуют своих слушателей даже после их смерти. И это главная цель, которую они успешно достигли. Искусство в отличии от ремесла живет вечно.

Также читают:

Картинка к сочинению По пьесе Моцарт и Сальери

Популярные сегодня темы

В произведении «Слово о полку Игореве» огромное значение занимает образ природы, который является практически полноценным его героем и помогает автору раскрыть внутренний мир и переживания главных персонажей

Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Центральное место на полотне художника Алексея Кузнецова занимает фигура Салавата Юлаева, национального героя башкирского народа, борца за свободу.

Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пу – сочинение

Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».)

Автор: Пушкин А.С.

Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.

В первом же диалоге Сальери доказывает на примере всей своей жизни, что никогда не был завистником. Почему именно Моцарт так изменил характер немолодого уже Сальери, помог пробудиться в нем неведомому ранее чувству зависти? Да и зависть пи это? Не прячет ли Сальери под этим благовидным в данном случае предлогом другое чувство, более серьезное и болезненное для него?

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

О Моцарт, Моцарт!

Это “О Моцарт, Моцарт!” звучало бы почти по-отечески, попытайся Сальери поговорить с другом, намекнуть о вреде “праздности”, образумить “безумца”. Но оказывается, что сколько-нибудь нормальные отношения между так называемыми друзьями невозможны, приговор уже вынесен, а “О Моцарт!” звучит как лицемерное сожаление над гробом. Откуда же столько ненависти, исключающей примирение, отмену или хотя бы отсрочку приговора? Тем более что из текста “обвинительного заключения” ясно: сам Моцарт абсолютно невинен. Виноват Бог, Божий промысел.

Непонятно также, откуда взялся “безумец, гуляка праздный”. У Пушкина Моцарт таков только со слов Сальери, автор же дает совсем иной образ гения. Моцарт вовсе не гуляка праздный в общепринятом, мирском понимании — он “гуляка” в искусстве. Это и составляет криминал — в глазах Сальери, конечно. Моцарт серьезно, ответственно относится к жизни, к семье, но в отношении к искусству он частенько подчеркнуто ироничен, небрежен

Не вытерпел, привел я скрыпача

Чтоб угостить тебя его искусством.

Очевидно, что за иронией Моцарт по-юношески целомудренно прячет свою любовь к музыке, более живую, человечную, а значит, и более ранимую. Но Сальери не желает разбираться в этих тонкостях, всякая ирония в отношении к святым для него понятиям недопустима.

Волнуясь, бессвязно и алогично Сальери говорит о бесполезности Моцарта для искусства. Это верх несуразицы: за бесполезность умерщвляются рабы, но не композиторы. .

я избран, чтоб его

Остановить — не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки.

Здесь уже Сальери приписывает себе право (называя его долгом) казнить Моцарта не просто от своего имени, а от имени целого цеха композиторов. Что это: новая неуклюжая попытка самооправдания или Моцарт действительно представляет опасность для “жрецов, служителей музыки”? Во всяком случае, Пушкин эту линию продолжает (вопрос элиты вообще для него один из самых важных), и Моцарт в своем предсмертном монологе мечтает:

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!

Но нет: тогда б не мог И мир существовать;

Читайте также:
Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Единого прекрасного жрецов.

Здесь все у Пушкина построено на иронии; Моцарт, не подозревая о том, заочно издевается над рассуждениями Сальери о “жрецах” и о “пользе”. Явно просматриваются следы, а может быть, и результаты размышлений Пушкина о взаимоотношениях гения и толпы. Логический каркас речи Моцарта (наивной или псевдонаивной?!) выглядит следующим образом: не являются ли наивность и несколько приниженное дружелюбие наигранными, ироническими? Искреннее отношение к Сальери однажды проскакивает: выпив вина, Моцарт в ответ на слащавый лепет старшего друга бросает салфетку на стол (выделено Пушкиным в ремарку) и говорит весьма небрежно, свысока: “Довольно, сыт я. Слушай же, Сальери, мой Реквием”. (Это далеко не просительное: “Послушай, друг Сальери”.)

Такие прорывы искреннего чувства сквозь маску почтительного дружелюбия, вероятно, случались и прежде и не могли не заставить Сальери насторожиться. О степени опасности Моцарта для тогдашней композиторской элиты мы, желая оставаться в рамках пушкинского текста, не можем сказать больше ни слова. Вероятно, Сальери, стремясь защитить собственные интересы, прикрывается интересами Общего Дела.

Судьба Моцарта, а также и судьба искусства, теперь уже связанного с именем Моцарта, зависят, таким образом, от настроения Сальери, от степени его удовлетворенности самим собой.

Резюмируем: в основе трагедии конфликт отнюдь не между представителями двух различных методологий творческого воспитания — конфликт происходит между человеком и идеей (какой бы эта идея ни была прекрасной и великой в сравнении с отдельно взятым человеком). Сальери, чтобы убить одного человека, призывает на помощь все известные ему идеологии: он обращается за Справедливостью к Богу, затем действует во имя Искусства, как Общего Дела.

На стороне Моцарта — просто человек и просто гений.

Сочинение по произведению Моцарт и Сальери Пушкина

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки – через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт).

В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

История создания

Опираясь на исследования о творчестве великого писателя, можно предположить, что идея о создании трагедии зародилась в его голове еще в 1826 году. То время было для Пушкина необычайно плодотворным, и получило название болдинской осени. Именно тогда были созданы гениальнейшие его произведения, в числе которых произведение из цикла «маленьких трагедий» — «Моцарт и Сальери». Всего таких «маленьких трагедий» автором было задумано десять, но написано было всего пять.

Главным героем трагедии Пушкин избрал Моцарта неслучайно. Имя великого композитора в начале 19 века было у всех на слуху. Его талант восхищал, а загадочная судьба будоражила умы едва ли не каждого европейца. После выдуманного Пушкиным мифа об отравлении Моцарта, эта версия его смерти прочно укоренилась в народе, став стереотипом, а имя Сальери стало синонимом «завистника».

Анализ пьесы «Моцарт и Сальери»

История. Некоторые историки утверждают, что первые строки данного произведения великий поэт написал в 1826 году. Данное время является очень плодотворным для Пушкина, в эти годы он создал много произведений.

«Моцарт и Сальери» является одним из гениальнейших творений поэта, оно относится к сборнику «маленьких трагедий». В это время известный Моцарт являлся неким культом для людей, данной личностью многие интересовались, люди хотели больше знать о его жизни и о его смерти.

В каждом уголке Европы ходили слухи о причинах смерти величайшего композитора. Стоит знать, что, когда Пушкин создал свою версию смерти композитора, а именно через отравление, он стал еще знаменит, а его версия очень нравилась людям.

Тема. Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко дается писать шедевры, причем помимо этого тратит много времени не на искусство, а так в пустую, Моцарт не понимает, что у него настоящий талан.

Сальери напротив понимает свой труд, он трудится, применяя научный подход, трудится очень много. Сальери очень завидует талантливому композитору и решается отравить его, за то, что он и понятия не имеет о своем предназначении о своем таланте.

Читайте также:
Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Именно зависть является разрушительной силой. Именно она заставила пойти на такую злобу, на ужасное преступление. Зависть заставила забыть, что Моцарт лучший друг.

Автор произведения хотел показать, что когда человек делает что-то плохое или еще хуже убийство, то в конце концов остается только он и советь. А проблема находится только в том, кто совершает зло. Но все же Моцарт даже, будучи отравленным, все равно превзошел Сальери. Он сказал, что таланту (гению) и злу не бывать вместе

Композиция. Главной особенностью произведения есть то, что она состоит из монологов героев, а также и диалогов главных персонажей. Мысль произведения состоит в том, что зависть ранит человека, а потом душит, это и есть авторская композиция. Если говорить в общем, то композиция произведения состоит из столкновения добра и зла.

Жанр. В произведении присутствует конфликт, далее раскрывается главная идея и проблема и в конце трагедия. Пушкин не стал исключением и написал трагедию так же в стихах, а именно по манере Шекспира, пятистопным ямбом. По своему объему произведение относительно небольшое, а также без всяких лишних ответвлений. Но, не смотря на малый объем в данном произведении заложен огромный смысл.

Проанализировав данное творение Пушкина, можно сказать, что поэт изобрел свой неповторимый жанр – маленькая трагедия.

Пушкину очень нравилось, как люди реагировали на его произведение. Поэту очень нравилось придавать своим творениям художественную мистификацию. Так же Пушкин в произведении применяет некоторые слухи и догадки, но все это нравится людям.

Тема, затронутая Александром Сергеевичем в трагедии, довольно банальна – это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший жизнь и считающий что основа любого успеха – это кропотливый труд и верные арифметические расчеты, отвергает такой фактор как гениальность, Моцарт же – молодой композитор, просто наслаждается жизнью и творит легко и беззаботно, совершенно не задумываясь о философском смысле своих действий. Музыканты дружны, но это не останавливает завистливого Сальери в попытке уничтожить оппонента за пустое растрачивание его таланта. Ведь юный Моцарт собственной избранности не понимает и воспринимает своей гений как нечто само собой разумеющееся, забывая поблагодарить небо за данное счастье.

Зависть – есть один из наиболее тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается губительна: она доводит героя до убийства, тем самым разрушая его душу. В данном тексте именно зависть становится основным двигателем сюжета.

Главной мыслью трагедии является осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Так, человек, совершивший злодеяние, в конце концов, остаётся наедине со своей совестью, и она съедает его, не принося никакой радости от того, что казалось ранее выходом из проблемной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. Даже здесь он оказывается выше недруга, решившегося на подлость. Он, умирая, изрекает гениальную фразу, уничтожившую морально его убийцу: «гений и зло – несовместимы».

Искусство и ремесло на примере «Моцарт и Сальери»

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел.

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение.

Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

Приходим к выводу, что творца от ремесленника отличает именно цель его деятельности. Творец старается удовлетворить свои духовные потребности, а ремесленник — материальные.

Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим днем и работая на него, в то время как творец стремится к увековечиванию своих произведений и мечтает об их вечной жизни.

Композиция

Композиция данного произведения содержит все положенные этапы: экспозицию, заключенную в монологе Сальери о жизни и искусстве, кульминацию и философскую развязку.

Трагедия состоит из двух действий, которые, в свою очередь, построены на размышлениях и речи главных действующих лиц.

Композиция закольцована болезненными монологами Сальери, которые паутиной переплетают все повествование. Начинается трагедия философскими размышлениями старого композитора, ими же она и завершается. Зависть, подобно змею, медленно и незаметно заползает в человеческую душу и убивает ее. Именно такой смысл автор вложил в свое произведение – о пагубности греховных мыслей. Зло в трагедии имеет лицо Сальери. Поначалу лишь мысль таилась в его голове, позже она воплотилась в жизнь, заставив героя совершить непоправимое, за что он будет навсегда попираем своей совестью.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Борьба добра со злом составляет внутренний стержень композиции трагедии.

Материал к эссе. «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

«Гений и злодейство — две вещи несовместные»

(А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

Вращается весь мир вкруг человека –

Ужель один недвижим будет он?

Александр Пушкин и его маленькие трагедии… Большие вопросы в небольших по объёму произведениях. Одна из трагедий — «Моцарт и Сальери», где нашёл воплощение дух времени поэта, времени, которое охватила жажда самоутверждения, жестокость… И в произведении у Пушкина всё это превращается в личную драму жизни. Драма, смешавшая два понятия – гений и злодейство. Как они могут соединиться в одном лице? Об этом трагедия Пушкина.

  1. В основе произведения – легенда о том, что венский композитор Антонио Сальери отравил своего коллегу Моцарта. Пушкин верил в случившееся, потому что знал исторический факт, который говорит: на премьере оперы Моцарта Сальери освистал композитора. Вот и причина отравления – зависть:

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно?

Как могло в гениальном человеке взрасти такое страшное семя, как зависть, несущая с собой зло, даже желание убить? Пушкин своеобразно строит конфликт трагедии. Один герой нападает – Сальери, а другой – Моцарт – и не знает об этом нападении. И честь, благородство Моцарта сталкиваются с голым расчётом Сальери:

… ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.

  1. Каким же предстаёт в произведении Сальери? Он шёл к музыке с детства, испытывал непонятные волнения , когда оказывался около старинного органа. Для него музыка – это вся его жизнь:

Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке.

Он нашёл гармонию с миром – она в музыке! Но властелином над ней он себя не чувствовал. Он её слуга. Она для него господин. Сальери чувствовал, что он просто исполнитель чужой воли в музыке, а не его хозяин. Он мог говорить с Моцартом об этом, искать совета. Но он этого не делает – он выносит просто Моцарту приговор. И всё! Сальери восхищается музыкой Моцарта. Она вызывает в нём восторг, но понять сущность этой музыки бессилен:

Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я.

Знает и завидует! Готов отомстить за талант человека, талант которого признаёт сам. Вот то противоречие , которое и сделает Сальери убийцей:

Вот яд, последний дар моей Изоры. Осьмнадцать лет ношу его с собою…

  1. Второй участник этого «невидимого» поединка – Моцарт. Он честен, правдив. Моцарт не знает, что замышляет Сальери, поэтому открыто высказывает свои мысли вслух. Но и не думает, что этими словами выносит приговор Сальеру – музыканту и себе одновременно:

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов…

Моцарт ничего не таит от своего «друга». Он верит в дружбу! Одна из черт характера Моцарта – жизнелюбие, заражающего его музыку какой – то космической энергией, силой влияния на людей, их души и сердца. Кроме того, он доверчив, как ребёнок! Его непосредственность обезоружит любого. Сколько в Моцарте чистоты, свежести, красоты! И веры в гармоничный союз двух мировых музыкантов:

За твое Здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии.

Он откровенно мечтает: «Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!» Но Моцарт и не знает, что это и ведёт его к гибели. Для Сальери эти качества — только причина жестокой расправы над Моцартом, над которым сгущается роковой конец жизни. И роковой конец великой музыки: «Ты заснешь // Надолго, Моцарт!»

Всё соединилось – и гений, и злодейство. И нашло своё разрешение в конце трагедии:

Мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же!

ВЫВОД
Вечное противостояние вечной темы – человеческой зависти. Пушкин развил её на образах двух героев своей трагедии – Моцарте и Сальери. Оба музыканты. И оба – гении, один из которых убеждён:
Гений и злодейство две вещи несовместные.

Читайте также:
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»: сочинение

Пушкин опровергает его убеждение. Один из музыкантов – злодей!

Жанровые особенности

Произведение «Моцарт и Сальери», как и большинство трагедий Пушкина, написано в перенятой у Шекспира стихотворной манере – белым пятистопным ямбом.

Жанр, к которому принадлежит анализируемое произведение, предполагает наличие острого конфликта, четкой идеи, насущной проблематики и трагического финала.

Трагедия отличается небольшим объемом, простым сюжетом и малым количеством действующих персонажей. Произведение определено как маленькая трагедия в силу наличия в содержании всего двух действий. Но смысловая значимость его вряд ли может быть трактована как маленькая. В этом уникальность пушкинских «маленьких трагедий» — в малом объеме заключен огромный философский смысл и острая насущная проблематика.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О чем пьеса Пушкина – сюжет

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» очень краткое содержание:

Сцена I

Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, “безумец” и “гуляка” Моцарт не заслуживает своей гениальности.

В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег.

Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.

Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.

Сцена II

Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение “Реквием (Requiem)” — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце.

В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу.

Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.

Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство – убийство Моцарта.

Форма написания

Стихотворение «Моцарт и Сальери» относится к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина с сохранением всех присущих им черт. Для него характерны полное и ясное раскрытие идеи, острый конфликт, а также его итог, актуальная проблема. Развязка является трагической. Что касается краткой истории создания, то это произведение было написано в наиболее плодотворный период творчества Пушкина — в Болдинскую осень. Произошло это в 1830 году.

Книга написана в стихотворной форме, в направлении классицизма, с четким соблюдением основных правил литературы, то есть относительно места, времени, а также действий персонажей. Трагедия написана в пятистопном ямбе, а также имеет очень малый объем — содержит в себе всего 2 части. В список «Маленьких трагедий Пушкина», помимо рассмотренной трагедии, также входят:

  • «Пир во время чумы»;
  • «Каменный гость»;
  • «Скупой рыцарь».

Такой обзор произведения кратко будет полезен тем, кому необходимо составить план будущего сочинения для урока литературы, а также всем, кто хочет разобраться в смысле, заложенном в трагедии. Поклонники творчества Пушкина, задающиеся вопросом, почему отношения главных героев складывались именно таким образом, также почерпнут для себя много полезного. Сообщение, которое он хотел донести до читателей этим произведением, также раскрыто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: