Повести Белкина: сочинение

Анализ произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина»

Александр Сергеевич Пушкин — знаковая фигура не только для русской, но и для мировой культуры. Его гений определил на многие десятилетия пути развития словесного искусства и родного языка, именно с его имени начинается Золотой век отечественной литературы. Анализ «Повестей Белкина», произведения, открывшего новые пути для русской прозы, видится важным для понимания творчества Пушкина в целом.

  1. История создания
  2. Жанровые и стилистические особенности
  3. Образы в произведении
  4. Тематика и идейная наполненность
  5. Композиция и сюжет

История создания

Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».

«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.

Исследователи нашего времени считают белкинский цикл истоком русской реалистической прозы. Хотя современники Пушкина восприняли написание этого произведения как некую шутку, прихоть гения. В воспоминаниях Александра Сергеевича есть упоминание о том, как отреагировал на цикл повестей его друг, поэт Баратынский, — он гомерически рассмеялся.

Жанровые и стилистические особенности

Сам автор определяет жанр как повесть, то есть произведение, являющееся промежуточным вариантом между рассказом и романом, тяготеющем к хроникальности и бытописанию. Однако многие исследователи отмечали наличие черт жанра новеллы в каждой из частей цикла. Новелла — небольшое произведение, характеризующееся неожиданным финалом и остросюжетностью. Каждый из героев белкинского цикла попадает в исключительные обстоятельства, которые заканчиваются довольно курьезно. С новеллой произведения роднит и небольшой круг действующих лиц, лаконичность сюжета и авторского повествования.

Однако каждая из повестей характеризуется и собственной жанрово-стилистической особенностью:

  • Анализируя пушкинский «Выстрел», можно увидеть черты, свойственные воинской повести: описываются нравы и описание быта армейской среды. Рассказчик отмечает не особо поэтичные и романтические подробности: дуэли без повода, пьянство, игру в карты. Сам сюжет связан с защитой воинской чести и описанием воинской удали.
  • «Метель» обнаруживает общие черты с сентиментальной повестью. На первый план выходит тема чувств главной героини, она готова многим пожертвовать ради любви. Мотив судьбы, рока, который разлучает ее с любимым, также характерен для произведений этого направления.
  • «Станционный смотритель» имеет много общего с жанром притчи благодаря своей социально-философской подоплеке. Фокус внимания на общечеловеческих ценностях — отеческой любви, моральных аспектах поступка Дуни роднят повесть с этим жанром. Аллегоричность, свойственная притче, подчеркивается картинками, на которых изображены события, связанные с библейской историей блудного сына.
  • «Гробовщик» имеет черты анекдота и одновременно готической повести. С анекдотом его роднит юмористическая концовка, с готической повестью — довольно мрачный сюжет, связанный с появлением мертвецов и скелетов.
  • В «Барышне-крестьянке» прослеживается присутствие мотивов комедии положений: переодевания Лизы Муромской, которые ведут к курьезным ситуациям в мольеровском духе, юмористические моменты, связанные со взятой на себя чужой ролью (например, несвойственные крестьянке обороты речи — «сударь, не извольте забываться»).

Образы в произведении

В белкинском цикле воплощено бытописание различных сословий: высшего класса (Марья Гавриловна, Лиза Муромская), мелких ремесленников (гробовщик), чиновничьей среды (станционный смотритель), военных (Сильвио). Пушкин, как художник направления реализма, с присущей ему лаконичностью создает очень выпуклые и зримые образы. Англоманство Муромского, пьянство и буйство в армейской среде, романтические увлеченности Марии Гавриловны и напускной байронизм Берестова — отличительные культурные черты общества того времени.

Несмотря на принадлежность к разным сословиям, герои похожи: в целом все они довольно типичны и обыкновенны, исключительных характеров вроде Онегина в произведении нет.

Нет присущему романтизму деления героев на положительных и отрицательных — автор создает живые характеры. Минский, похитивший Дуню у безутешного отца, тем не менее осознает, что совершил плохой поступок, и просит у смотрителя прощения; раскаивается в своем розыгрыше Бурмин.

Пушкин не занимается длинными описаниями быта того или иного героя, через лаконичные детали перед зрителем разворачивается особенность характера персонажа: простреленная стена в доме Сильвио, английский сад Муромского.

Тематика и идейная наполненность

Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.

В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.

В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.

Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.

Композиция и сюжет

Готовя доклад или сочинение на тему «Повестей Белкина», нельзя обойти вниманием такие структурные элементы произведения, как стиль и композиция. Несмотря на разную проблематику и разнообразие сюжетов произведений, они являют композиционное и стилистическое единство.

Источником сюжетного наполнения каждой повести становится чья-то шутливая проделка, розыгрыш, курьезный случай, каждая ситуация по-своему анекдотична. В «Барышне-крестьянке» Лиза обманывает Берестова, представляясь ему неграмотной селянкой, в «Метели» Бурмин решается на жестокий розыгрыш в роли подставного жениха, в «Выстреле» Сильвио накаляет ситуацию, отложив возмездие, в «Станционном смотрителе» гусар Минский решается на авантюру, увозя Дуню с родного двора, гробовщик приглашает на праздник своих клиентов-мертвецов.

В каждой из повестей есть свой рассказчик, что, несомненно, отразилось на тональности повествования: любовные истории переданы некой девицей, случай о метком стрелке — военным, история о смотрителе — чиновником, о гробовщике — приказчиком. Однако это разнообразие объединено авторской интонацией и не дает рассыпаться произведению на разрозненные рассказы.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Полное название произведения — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», и уже в наименовании Пушкин начинает формировать этот довольно зримый образ. Белкин присутствует в повествовании и способствует укреплению композиционных связей между частями. В начале повести есть описание его краткой биографии, внешности и характера, что эмоционально отдаляет читателя от автора, но придает повестям большую достоверность.

Литературовед Хализев В. Е. отмечает важность Белкина как образа, который продолжает линию иронии в произведении, — в сатирическом ключе обыгрывается фигура графомана и дилетанта в области литературы того времени. Не зря отмечается то, что ключница Белкина страницами его рассказов оклеила окна (подчеркивается малая ценность творчества).

Общность повестей прослеживается и в стилевом единстве — ни в одной повести нет длительных описаний и отступлений, все внимание автора сосредоточено на ключевом событии и герое. Все описания лаконичны и предельно кратко и емко характеризуют персонажа и ситуацию.

Повести роднит также элемент недосказанности: «Метель» заканчивается на самом интересном повороте, в «Барышне-крестьянке» автор предоставляет читателю возможность самому додумать концовку, в «Станционном смотрителе» самый эмоциональный момент (посещение Дуней могилы отца) описан через отстраненный и краткий рассказ мальчика-очевидца. Нет длительных монологов, излияний души, автор предельно краток.

Повести объединяет:

  • образ автора — Ивана Петровича Белкина, чья личность накладывает отпечаток на своеобразие манеры рассказчиков каждой повести;
  • сходство сюжетов — каждая повесть описывает случай необыкновенный, курьезный, анекдотический;
  • стилистические особенности (построение образа, краткость, языковое своеобразие);
  • образы героев — типичные для своей среды и своего времени, нет исключительных характеров.

Анализ повестей Белкина позволяет раскрыть основной замысел писателя: показать наиболее реалистично и выпукло жизнь провинциальной России во всех деталях, обрисовать интересные факты и особенности бытописания. Объединяя в одном цикле такие разные по сюжету рассказы, автор при этом выдержал стилистическую и композиционную общность повестей, что позволило донести до читателя смысл произведения емко и кратко.

«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, чему учит, тема, план рассказа

Повести Белкина – художественный анализ

“Повести Белкина” (1830) включают пять произведений: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. К ним примыкает “История села Горюхина”. Повести широко охватывают современную Пушкину действительность.
В них даны картины общественных отношений и быта и поместного дворянства (“Метель”, “Барышня-крестьянка”), и армейских офицеров (“Выстрел”), и городских ремесленников (“Гробовщик”), и мелких чиновников (“Станционный смотритель”), и крепостного крестьянства (“История села Горюхина”).

Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину.

Наиболее значительной является повесть “Станционный смотритель”. Жизненная правда, теплое, сочувственноеотношение автора к “маленькому человеку”, мелкому чиновнику, на каждом шагу оскорбляемому людьми, высшими по чину и социальному положению,- вот что мы находим, читая повесть.

Рассказывая трагическую историю станционного смотрителя, у которого гусар Минский увез нежно любимую стариком дочь, единственную отраду в его тяжелой жизни, Пушкин раскрывает несправедливость общественных отношений, сложившихся при самодержавно-крепостническом строе.

Здесь человек расценивается по его положению в обществе, бесправие и постоянное унижение человеческого достоинства – участь бедных и нечиновных.

С едкой насмешкой Пушкин указывает на узакопенность таких порядков в помещичье-чиновничьей Руси: “В самом деле,- пишет он,- что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры, и слуги с кого бы начали кушанья подавать?”

Демократизмом и гуманностью проникнута эта повесть, так реалистически

изображающая жизнь и душевный мир простых людей. “Просто, коротко и ясно”, говоря словами Пушкина, написана эта повесть. Повесть “Станционный смотритель” своей направленностью, вниманием и сочувствием к “маленькому человеку” оказала сильное влияние на последующую русскую прозу, и прежде всего на “Шинель” Гоголя.

Резкую политическую сатиру на крепостничество представляет собой “История села Горюхина”, несмотря на то что она кажется на первый взгляд такой наивной и бесхитростной. Чего стоит, например, летопись, которую вел прадед Ив. П. Белкина: “4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 – корова бурая пала. Сенька за пьянство бит… 9 – дождь и снег.

Тришка бит по погоде”. Правление приказчика было еще хуже: “В три года Горюхино совершенно обнищало. Горюхино приуныло, базар запустел, песни Архипа Лысого умолкли, ребятишки пошли по миру”.

От “Истории села Горюхина” прямой путь ведет к “Истории одного города” великого сатирика Салтыкова-Щедрина и к произведениям Некрасова (“Кому на Руси жить хорошо” н др.).


А. С. Пушкин

Образование 2 февраля 2018

В сентябре 1830 года Пушкин приезжает в имение отца в Болдино. Здесь он закончил последние главы «Онегина», написал несколько сцен и трагедий, около тридцати стихотворений и «прозою 5 повестей», о чем и сообщил в письме к Плетневу.

«Повести Белкина» (первое свое творение в прозе) Пушкин писал с наслаждением и увлеченно, «от вдохновения испытывая радость». В созданных в сентябре-октябре повестях чувствовалась зрелость таланта, сила и внутренняя свобода писателя. Это качество произведений сразу же отметили его современники.

Пушкин писал, что Баратынский «ржал и бился», читая их, а Кюхельбекер признался, что «от доброго сердца» смеялся и желал бы, чтобы их автор знал, что его произведения «рассеивали хандру его несчастного друга».

“Пять повестей”

Даже не самый глубокий анализ «Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с улыбкой и добрым юмором рассказал о последекабристской России и простых людях, их надеждах, разочарованиях, страданиях, повседневных мелких трагедиях и комических приключениях.

Пушкин отказался от авторства и передал его Ивану Петровичу Белкину, отставному офицеру, кроткому, доброму юноше. Интересовавшийся на досуге изящной словесностью, Белкин собрал от разных рассказчиков эти «простые» повести и обработал их по своему усмотрению.

Таким образом, настоящий автор этих историй скрывается за двойной цепочкой рассказчиков, что дает ему свободу повествования, возможность для сатиры и пародии и позволяет выразить свое отношение к ним.

Полный анализ «Повестей Белкина» показывает, что истории, входящие в цикл, очень занимательные. Но не все они веселые. Белкинский цикл включает пять произведений. Все они разнотипные, ни одна из этих повестей не похожа на другую. Есть среди этих историй серьезные и грустные.

Читайте также:
Образ, бережно хранимый: сочинение

Так, «Станционный смотритель» – серьезное и немножко грустное повествование, «Метель» и «Барышня-крестьянка» – отчасти шутливые, в «Гробовщике» также присутствует ирония, затрагивающая типичную русскую действительности, а «Выстрел» – это романтическая новелла с острым сюжетом и неожиданным финалом.

Поговорим об этих повестях подробнее.

“Выстрел”

Судя по дате 14 октября 1830 года, указанной автором, эта история была написана одной из последних в цикле «Повести Белкина». Анализ «Выстрела» начинаем с сюжетно-композиционных особенностей произведения.

Первоначально произведение состояло из одной главы и вместило жизненные впечатления самого автора, вплоть до автобиографических реалий (дуэль Пушкина с офицером Зубовым). Эпиграф повести «Выстрел» отсылает читателя к произведению Марлинского «Выстрел на бивуаке», где содержится мотив «отсроченного выстрела».

Закончив произведение 12 октября, автор приписал, что окончание потеряно. Лишь через 2 дня Пушкин присоединил вторую главу, композиционно повторяющую первую. Обе главы построены по принципу «таинственной новеллы».

В первой из них главный персонаж Сильвио хранит некую тайну. Во второй главе автор знакомит с новыми героями – графом и его женой, но читатель ждет разрешения тайны и его не оставляет чувство, что между совершенно разными людьми – графом и Сильвио, есть какая-то связь.

Тайна открывается во вставном рассказе графа. Таким образом, небольшая повесть композиционно оказывается сложной: два различных эпизода, а внутри каждого – дополнительный рассказ. При этом вторая предыстория продолжает первую.

Такое построение произведения расширяет временные границы и создает сюжетное напряжение. Дальнейший анализ «Повестей Белкина» показывает, что виртуозное построение повести «Выстрел» с разных сторон раскрыло облик главного героя.

Несмотря на то, что здесь немного действующих лиц, произведение кажется «густонаселенным», потому что в нем отображены разные социальные миры.

Видео по теме

“Метель”

Следующее произведение «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай – непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке.

Все школьные сочинения по литературе

«Повести Белкина» сочинение.

Александр Пушкин — непревзойденный мастер поэзии и прозы. В 1831 году он написал цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Считается, что из-за отсутствия опыта написания городской прозы, писатель решил опубликовать повести анонимно, написав их от имени несуществующего Белкина.

Цикл составляют пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Все повести составляют единое художественное целое, автор неслучайно объединил их в сборник. Структура сборника довольно сложная. В каждом произведении есть свой рассказчик, принадлежащий к определенной социально-культурной группе, глазами которого мы и видим происходящее.

Повествования рассказчиков собрал и объединил Белкин, а некий Издатель оценивает его собрание.

В цикле, как на ладони, представлены все социальные прослойки русского общества в лице их типичных представителей. Сюжеты повестей характерны для романтической прозы и являются своеобразной пародией на романтическую литературу. А. Пушкин не наделяет героев выдающимися индивидуальными особенностями, как персонажей других своих произведений. Автор внедряет героев в ситуации, так или иначе связанные с любовью. Сюжеты разворачиваются на фоне либо влюбленных героев, либо жаждущих влюбиться. Писатель иронизирует по поводу романтичных мечтаний персонажей, противопоставляя им окружающую действительность с ее реальными переживаниями.

Две первые повести — «Выстрел» и «Метель» — описывают романтические веяния, царившие среди дворянства 20-х гг., а также помещичью жизнь в военные годы. В «Выстреле» писатель задается вопросом — имеет ли человек право распоряжаться жизнью других. Автор размышляет над модным в те времена явлением — дуэлью, участие в которой считалось поистине романтическим поступком. А. Пушкин дает однозначный ответ на поставленный вопрос — человек не может вершить судьбы других, поэтому его герой выбирает прощение.

В «Метели» писатель размышляет над жизненным предназначением человека. А. Пушкин высказывает идею о том, что у каждого есть своя судьба, которой невозможно избежать. Судьба Владимира сложилась так, что обыкновенное природное явление — метель — оказало роковое влияние на ход всей его дальнейшей жизни. Для другой героини повести метель стала подарком судьбы, ведь она развела ее с одним мужчиной, но свела с другим, позволив обрести настоящую любовь.

Повесть «Гробовщик» окунает читателя в жизнь мелких ремесленников и торгашей.

Деньги для этих людей — единственная ценность. Главный герой Адриан Прохоров работает гробовщиком. Его абсолютно не интересует, какими людьми раньше были его клиенты, для него важно лишь то, насколько богатыми будут их похороны. А. Пушкин напоминает читателю о том, что жизнь и смерть всегда ходят рядом, и человеку стоит задуматься о своих поступках.

В повестях «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» писатель рассуждает о непредсказуемости человеческой судьбы и мудрости жизни. Повести поднимают проблему личностного счастья, которую люди иногда решают за счет несчастья других.

В сюжетах цикла чувствуется напряжение, все секреты раскрываются только в конце, а развязка всегда неожиданна, но мотивированна — все это вызывает заинтересованность читателя с первой до последней строчки. Выход «Повестей Белкина» кардинально повлиял на развитие художественной прозы, став переломным событием в русской литературе.

Еще сочинения автора:

  • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»
  • Сочинение на тему: «Мотив свободы в произведении А. С. Пушкина «Узник»»
  • «Евгений Онегин» — сочинение
  • Сочинение на тему «Мое отношение к Владимиру Ленскому» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Сочинение на тему «Мое отношение к Евгению Онегину» по одноименному роману А. С. Пушкина

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Повести Белкина» — первое завершенное прозаическое произведение Пуш­кина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября.

Предисловие «От издателя» датируется второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года.

Повествование ведется от имени добродушного, небогатого помещика Белки­на, вымышленного лица. Это придает повествованию впечатление полной до­стоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, ощутим голос самого Пушкина.

Главный герой повести «Выстрел» Сильвио — сильный и храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, этим напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина.

Читайте также:
Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»): сочинение

Ему приходится служить в армейском полку в скучной провинции, пить, играть в карты с не очень образованными офицерами. В жизни Сильвио есть тайна.

Краткое содержание «Повести Белкина»

Произведение «Повести Белкина» состоит из кратких рассказов, написанных Иваном Петровичем.

Первая глава – «Выстрел». Молодой офицер Сильвио любит заниматься стрельбой. Однажды его обидел офицер и по законам того времени должна была состоятся дуэль, но герой простил обидчика.

Во время обеда Сильвио рассказывает о временах, когда он был гусаром. Тогда в их полку был знатный человек. Однажды между ними произошел конфликт, и они отправились на дуэль. Противник стрелял первым и прострелил фуражку. Когда наступила очередь Сильвио, он увидел, что молодой человек спокойный, поэтому он решил отложить свой выстрел. После этого случая гусар подал в отставку. Спустя время он узнал, что противник намерен отомстить. В деревне герой встречает своего заклятого врага. Снова дуэль и первым стреляет граф, но он промахивается. Жена графа просит противника не стрелять в мужа и Сильвио исполняет ее просьбу.

Вторая глава – «Метель». В селе Ненарадово жил помещик Гаврила Гаврилович. Его дочь была влюблена в бедного прапорщика Владимира. Родители были против их отношений, поэтому молодые люди встречались тайком. Они решили устроить побег, но в эту ночь девушке стало плохо, и она заперлась в комнате. Владимир же отправился в часовню. На улице была сильная метель и он сбился с пути.

Вечером следующего дня Маша плохо себя чувствовала и говорила о Владимире. Родители сжалились над ней и решили позволить молодым людям встречаться, но парень почему-то не хотел больше переступать порог их дома. Вскоре он пошел на фронт, где его и ранили.

После войны в доме появился полковник Бурмин. Он рассказал о том, что несколько лет назад его приняли за опоздавшего жениха и обвенчали с какой-то девушкой. Ею была Маша.

Третья глава – «Гробовщик». Гробовщик Адриян Прохоров переехал на новое место жительства. Он беспокоится о том, чтобы его клиенты не ушли к конкуренту. Однажды он отправился в гости к сапожнику. Когда пили за здоровье, гости смеялись над Адрияном, и он решил, что на свое новоселье пригласит мертвецов. На следующий день гробовщик работал, а вечером увидел в своем доме мертвецов, которые приняли его приглашение. Как оказалось, это был всего лишь сон, а его сосед сапожник снова пригласил его в гости.

Четвертая глава – «Стационарный смотритель». На улице проливной дождь и проезжий попросил смотрителя приготовить ему чай. Появляется четырнадцатилетняя Дуня и молодой человек влюбляется в нее. Спустя несколько лет автор возвращается к смотрителю и узнает, что он не знает, где его дочь. Оказывается, три года назад у них был больной гусар, который однажды захотел повести Дуню к церкви. Отец без всяких сомнений отпустил ее, но с тех пор ее нога не переступала порог дома. Смотритель искал свою дочь и просил гусара Минского вернуть ее, но тот отказывал. Отец ждал свою дочь на станции. Спустя несколько лет Дуня приезжает к нему, но видит лишь его могилу.

Последняя глава – «Барышня — крестьянка».

В отдалённой губернии жили два соседа, которые не находили общий язык. Иван Берестов умело вел хозяйство, никуда не выезжал и не одобрял нововведения. Его сосед Григорий Муромский прожил долгое время в Москве, а затем переехал в деревню. У него была дочь Лиза, которой понравился сын Берестова. Девушка придумала план, как встретится с Алексеем. Однако она солгала ему насчет своего имени и происхождении. Молодые люди влюбились друг в друга. Однажды Муромский пригласил Берестова с сыном к себе в дом, и Лиза прикинулась другим человеком. Вскоре родители молодых решают их поженить, и Алексей видит настоящую дочь Муромского.

Современность «Евгения Онегина» (по роману А. С. Пушкина)

Особенно современным в тексте романа мне показалась те­ма противостояния мнения «общества» и личной совести чело­века. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, кото­рую он сам осознает как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светско­го общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень со­временны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных

Значение творчества А. С. Пушкина Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной.

Образ Пугачева Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений. Роман «Капитанская дочка» является любимым моим произведением, так как.

Значение письма Татьяны к Онегину Письмо оказывалось ключом к роману — оно раскрывало обновленный нравственный мир Онегина, помогало понять драму Татьяны. Одинокий и лишний в своей среде, Онегин после путешествия все острее испытывал потребность в.

Исторические произведения Пушкина Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История.

Пушкин — наше все Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и.

В траурные дни гибели Пушкина В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! — невольник чести — Пал.

Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать «чужими для всех». Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы.

Поэтический язык Пушкина в романе «Евгений Онегин» Центральное место в творчестве А. С. Пушкина занимает его роман в стихах «Евгений Онегин». Главной особенностью этого произведения является то, что написано оно особым языком, в особой манере, которая потребовала.

Читайте также:
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы главная в лирике Пушкина Понятие свобода нельзя определить однозначно — это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова.

Высокое душевное благородство Татьяны в романе «Евгений Онегин» Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически.

«Береги платье снову, а честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым.

Дружба в лирике Пушкина Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый — талант дружбы. Вся его.

Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности По возвращении из ссылки Пушкин оказался в трудной обстановке. Лучшие люди России были насильственно изъяты из жизни, никто не смел произносить их имена. Но свидетельству Герцена, «первые годы, следовавшие в.

Анализ стихотворения Пушкина «Паж, или Пятнадцатый год» Стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год» связано с «Моцартом и Сальери» боковыми ходами смысла. Стихотворению предпослан эпиграф «С’ est L’ age de Cherubin» («Это возраст Керубино» — франц.), который связывает облик.

Романтическаятема в творчестве Пушкина С самого начала творческого пути А. С. Пушкина ощущается преобладание в его произведениях вольнолюбивых настроений. Эти настроения наиболее ярко отразились в его романтических поэмах. Романтическая тема в творчестве Пушкина получила.

Характеристика образа Томский Павел Александрович Томский Павел Александрович — молодой князь, внук старой графини; поначалу кажется второстепенной фигурой, кем-то вроде игрока Нарумова (который «посредничает» между главным героем, Германном, и миром карточных игроков). Сюжетная роль Т.

«Торжественный покой» в поэзии Пушкина «Торжественный покой» — это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать «все причастное ему и из него вытекающее»8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж «кладбища родового» в.

Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — одно из художественных произведений на историческую тему Александра Сергеевича Пушкина. В этом романе история любви двух сердец тесно связана с Емельяном Пугачевым, человеком, выдававшим себя за царя.

«Песнь о вещем Олеге» баллада из подлинного исторического источника Если баллада «о черной шали» значительна для понимания логики художественного развития Пушкина в ее негативном плане, т. е. как отрицание определенной Литературной традиции, то другая баллада — «Песнь о вещем.

Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов.

Виды комического в эпиграммах А. С. Пушкина Виды комического — это юмор, ирония, сатира, сарказм. Данная тема более чем обоснована, ведь даже понятие «эпиграмма» определяется как стихотворная острота, сатирический (саркастический, иронический, юмористический) выпад в стихах. Несомненно, для.

Понятия чести и долга в повести «Капитанская дочка» 1. Проблема долга и чести в повести «Капитанская дочка». 2. Устои семьи Гриневых и их влияние на формирование характера Петра Андреевича. 3. Савельич. Его понятие чести и долга. 4. Швабрин.

Любовная лирика А. С. Пушкина (4) А. С.Пушкин — прежде всего поэт — лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал.

Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Как это часто бывает, через судьбы простых, обыкновенных людей прокладывает себе путь история. И эти судьбы становятся ярким «цветом времени». Кто же является главным героем в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича.

Как правильно читать роман «Евгений Онегин» Работа с книгой (чтение, наблюдение, записи и т. д.) трудоемка и требует полной сосредоточенности, умения удерживать свое внимание: ни о чем другом не думать, не отвлекаться посторонними занятиями или разговорами.

Тема любви в романе «Евгений Онегин» Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную.

Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все.

Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной Иногда в голову приходят странные мысли и желания: а не переделать ли мысленно сюжет того или иного произведения? Не дать ли немного счастья обездоленным героям? Конечно, с высоты двадцатого века.

Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Образ музы неоднократно предстает на страницах романа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического.

Основная идея «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием.

Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — это «энциклопедия русской жизни, в которой отразилась историческая эпоха, Представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование. Сам Пушкин писал, что под.

Сочинение доклад о значении творчества А. С. Пушкина Среди многообразия явлений поэтики Пушкина усматриваются глубинные и постоянно действующие принципы, которые можно принять за универсалии. Обратимся к одной из таких универсалий и назовем ее инверсивностью, или принципом инверсирования. То.

Читайте также:
Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Две встречи Татьяны и Онегина «Евгений Онегин» — произведение о любви. Любовь у Пушкина — высокое, свободное чувство. Человек Свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. Хотя Татьяна и.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» (восприятие истолкование оценка) Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан.

Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не.

Онегин и Татьяна Его можно назвать эгоистом поневоле. В. Г. Белинский Татьяна — «верный идеал». А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить.

Характер главного героя в романе в романе «Евгений Онегин» Несмотря на то, что роман носит на себе имя своего героя, — в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна. В обоих их должно видеть представителей обоих полов.

Поэтический образ «гения чистой красоты» у Пушкина «Письмо Татьяны к Онегину», да и вся третья глава «Евгения Онегина» написаны в 1824 году, за несколько месяцев до новой встречи с Керн. И, как знать, не оно ли, это.

Размышляя о прозе Пушкина. Проза Пушкина. Мысли о прозе Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А. С. Пушкин особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный.

Народность в поэтике Пушкина Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под.

Сейчас вы читаете: Современность «Евгения Онегина» (по роману А. С. Пушкина)

Сочинение по роману Евгений Онегин Пушкина

«Евгений Онегин» — это одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина, написанное в жанре роман в стихах. Особенность стиля позволяет совместить автору лирическое (стихотворная форма, пристальное внимание к чувствам и переживаниям героев) и эпическое (логически построенный сюжет).

Главный герой романа — Евгений Онегин. Этот столичный молодой человек приезжает в деревню, которую унаследовал после смерти дядюшки. Он устал от столичной жизни. Ему захотелось чего-то нового.

В деревне общество приняло его с радостью, но Евгений не мог найти там единомышленников и настоящих друзей. От скуки он много общается с Владимиром Ленским, которого потом убьет на дуэли. У них мало общего. Владимир — романтическая личность. Он учился в Германии, увлекается немецкой литературой и философией. Он искренне любит Ольгу Ларину — легкомысленную девушку, которая не принимает его чувства всерьез.

У Ольги есть сестра — ее полная противоположность. Татьяна Ларина — скромная и тихая девушка, увлекающаяся чтением. Она влюбляется в Онегина. Но, Онегин лишь посмеялся над ее чувствами после ее признания. Евгений Онегин никак не мог сравнить Татьяну и светских барышень. Провинциальная девушка сильно отличалась от столичных особ.

Татьяна тяжело переживала отказ любимого. После этого последовало много событий, в том числе и отъезд Онегина в Петербург. Однако девушка нашла в себе силы победить горе и боль. Татьяна вышла замуж за генерала, которому хранила верность всю жизнь.

Евгений Онегин — это образ «лишнего человека» очень популярный в литературе своего времени. «Лишний человек» — это, как правило, неординарная, способная, выдающаяся личность, которой присущи такие качества, которые она не может применить в своем времени. Это человек, идущий на шаг вперед от остальных. В чем же выражается неординарность Онегина? Он не отличается хорошим образованием, но ему присуща верность себе и своим взглядам. Онегин слушает только себя и свое сердце, никогда не принимает советов других. Это качество не всегда приносит пользу, как показывает автор.

«Евгений Онегин» понравился сразу же всему высшему свету после своей публикации. У романа много поклонников и сегодня, ведь он не потерял актуальности. За его злободневность, широкую тематику и вечную проблематику Виссарион Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

2 вариант

Роман «Евгений Онегин» написан Александром Сергеевичем Пушкиным и пользуется сумасшедшей популярностью среди читателей и почитателей даже сегодня. Данное произведение определило новое направление в творчестве писателя хотя бы потому, что он изобрел нечто совершенно новое и не похожее на ранние свои творения – роман в стихах – вот жанр данного пушкинского произведения. Также в «Евгении Онегине» поднимаются не только темы любви, творчества, но и проблема русского общества, молодых людей после декабристского восстания, которое было жестоко подавлено в 19 веке. Нередко это произведение сравнивают и проводят параллели с романом «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь если внимательно прочитать и проанализировать обе книги, то можно отыскать уйму косвенных совпадений. В пример хочется привести фамилии главных героев – Онегин и Печорин, которые произошли от названий русских рек.

В центре внимания произведения пушкинского романа находится молодой человек, родившийся «на брегах Невы», которые приезжает в деревню с целью получить в скором времени наследство своего больного дяди, что скоро умрет. Здесь он иногда ходит на балы. Однажды на него обращает внимание Татьяна Ларина девушка из богатой семьи. Оказывается, что она в него влюбляется, и чтобы рассказать о своих чувствах пишет большое любовное письмо-признание. Онегин получает его и тут же холодно реагирует. Он пишет отказ такого же объема. Время бежит Онегин начинает проявлять внимание к хохотушке сестре Татьяны Ольге, к которой испытывает чувства друг Онегина, скорее приятель, Владимир Ленский. Между героями разгорается конфликт на почве любви. Между ними состоится дуэль, в ходе которой Онегин убивает Ленского. Он изгоняется высшем обществом из деревни. Он уезжает, путешествует по России.

Спустя определенное время он понимает, что влюблен Татьяну. Потому, когда приезжает вновь в деревню, то на одном из балов он видит Татьяну Ларину. Он пишет ей второе письмо только уже с позиции влюбленного. Но Татьяна не отвечает ему взаимностью по причине долга. Она пишет, что замужем за генералом и, так как «другому отдана и будет век ему верна».

Читайте также:
Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева: сочинение

Таким образом, после прочтения романа делается вывод: необходимо думать головой, прежде чем что-то сделать и упущенных возможностей, чувств не вернуть.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени – роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку.

Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

В хронологической таблице о жизни Державина включена важная информация о событиях происходящие в ней. Он был предан своему гражданскому долгу. Он смог достичь огромных успехов в жизни и на службе.

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Образ и характеристика Евгения Онегина в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение 9 класс

  • Пушкин
  • В своём произведении “Евгений Онегин” Пушкин затрагивает такие волнующие нас темы как: дружба, верность, любовь и предательство. В его произведении нашли своё место многие человеческие пороки, но также там имеют место быть и добродетели, которые показывают читателю, что всегда есть маленькая толика добра, в этом злом мире. Однако, в большинстве своём, произведение “Евгений Онегин” отнюдь не о великом добре, как и не о великом зле. Данное произведение скорее держит золотую середину, из которой и является выходцем главный персонаж произведения, сам, Евгений Онегин.

    В произведении Евгений Онеги предстаёт перед нами как достаточно умный молодой человек. Ему присущи хорошие стороны любого человеческого характера. Однако как выясняется позже, Онегин также имеет, как и любой другой человек, достаточно неприятные черты характера, которые позже всплывают по мере хода повествования.

    Выясняется, что Евгений довольно злопамятный человек, который не потерпит любых унижений или неповиновения в свою сторону со стороны обычных людей, которые, так или иначе, находятся ниже его социального статуса. Пусть даже и выше его статуса, Евгений всё равно сделает всё возможное, дабы максимально навредить своему обидчику, заставить его чувствовать себя униженным. Таким образом, автор выделяет всю двуличность персонажа. Он говорит о том, что даже если человек приятно выглядит внешне, он обходителен, вежлив, то не стоит доверять ему, так как в любой момент данная вежливость может стать агрессией или даже ненавистью по отношению к вам. И это правда, жизни, ведь очень часто людей предают попросту из-за того, что они имеют то, что надо получить другим людям. Потому и многие люди лишаются, казалось бы, близких им людей, они просто предают их. Это одна из мыслей, которую выражает автор в своём произведении.

    Следующая же мысль, которую Пушкин пытается передать через своё произведение, тема любви и предательства. По ходу развития сюжета мы видим, как Евгений сперва влюбляет в себя одну девушку, а затем во зло ей начинает флиртовать с другой, даже не задумываясь о чувствах первой, а это приносит ей огромную боль.

    Таким образом, мы видим, что Пушкин в своём произведении “Евгений Онегин” раскрыл множество интересных тем, которые, так или иначе, затронули человеческие сердца.

    Я считаю, что именно данные темы Пушкин пытался обсудить в своём произведении “Евгений Онегин”.

    Вариант 2

    Произведение Евгений Онегин Пушкин писал достаточно продолжительное время. Характер и поведение Евгения соответствует тому периоду, в котором работал Александр Сергеевич над произведением. Начал писать его Пушкин, будучи молодым, а закончил уже в зрелом возрасте.

    В начале романа Онегин молодой заносчивый, высокомерный, избалованный жизнью. Ему все достается легко, каждая столичная девушка старается завоевать его внимание. Бесконечные развлечения, ему быстро наскучили, и он решил развеять скуку в имении, доставшемся ему в наследство. Беспечный, не желающий заниматься хозяйством, он и в деревне праздно проводил время. От скуки решил, что можно поближе сойтись с соседом Ленским. Так же от нечего делать, а так же из-за любопытства согласился посетить семью Лариных. Там он познакомился с девушками Татьяной и Ольгой.

    Избалованный вниманием городских барышень он ставит Татьяну на место, высокомерно читая ей лекцию, о том, что она унизила себя тем, что объяснилась в любви первая. Он не мог поступить иначе. В тот момент он не понимал, что сам разрушает свое счастье, но ему так хотелось возвыситься в глазах бедной деревенской девушки. Наслаждаться ее страданием по неразделенной любви. С другой стороны в нем еще остались и честь, и благородство. Он не стал использовать в своих корыстных целях чувства Татьяны.

    Как и многие Онегин сперва делает, потом думает, так получилось с дуэлью. Ленский взрослый, влюбленный не смог сдержаться, когда Евгений начал флиртовать с его невестой. До этого Онегин считал маленьким мальчиком, относился снисходительно и совсем не хотел обидеть друга, просто хотел поиграть чувствами друга. К сожалению, шутка не удалась. Дуэль, смерть друга, несколько разбитых судеб. От горя и стыда Евгений уезжает. Только теперь он понимает, что жизнь это не игра.

    После путешествия молодой человек уже реально смотрит на жизнь. Встретив Татьяну, он понимает, что юношеские чувства не угасли, а наоборот теперь костер его любви разгорается еще сильнее. Но Татьяна уже не та и урок преподает ему она. Теперь уже он со слезами на глазах слушает проповедь, той девочки, которую когда-то учил он.

    С того момента как Евгений отказал Татьяне прошло много времени. Он сильно изменился, многое понял.

    Сочинение 9 класс. История любви Евгения Онегина (По роману в стихах Пушкина (Евгений Онегин)) Бывает так, что мы в своей жизни пропускаем что-то самое важное. И только много позже, возможно, по прошествии лет, осознаем, каких людей мы не оценили, какое чувство не сберегли, какой преданности лишились. Только жалеть поздно, ведь былых чувств никогда нельзя вернуть (они все равно уже изменились, даже если и остались столь же сильными), не изменить судьбу. Мне кажется, именно это и произошло с Евгением Онегиным. Если его в чем-то и следует обвинять, то не в ветрености и не в жестокости, а в слепоте. Он «пропустил» любовь Татьяны, не сумел оценить ее. Надо сказать, что совсем неудивителен тот факт, что Татьяна влюбилась в Евгения. Во-первых, ее «душа ждала кого-нибудь». А во-вторых, Евгений обладает даром привлекать сердца. Он красив, ухожен, умен. В нем есть аристократический лоск. При случае он может блеснуть эрудицией. Хотя, пожалуй, провинциальной девушке для того, чтобы влюбиться, хватило бы одной лишь внешней привлекательности. А уж при всех тех дарованиях, которыми, без сомнения, обладал Евгений, влюбленность и вовсе была неизбежна. Жаждущая любви, романтичная, мечтательная девушка выбирает в качестве объекта страсти молодого светского льва. Но, несмотря на это, чувства Татьяны глубоки и искренни:

    Читайте также:
    Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

    Другой. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя…

    Она проста и безыскусна в выражении своих чувств. И это может до глубины души тронуть читателя, но не такого искушенного в любовных делах человека, как Онегин. Для него Татьяна — не больше, чем привлекательная провинциальная барышня. В этом и состоит главная ошибка Онегина: он не увидел ни души, ни способности любить, ни живого ума Татьяны. И с видом опытного человека в ответ на ее письмо прочел ей целую отповедь (местами пошловатую):

    Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней.

    Искренность Татьяны всего лишь «мила» ему Он не испытывает к ней никаких чувств. Но за его собственную искренность нужно отдать ему должное. Он ведь раскрыл себя перед ней:

    Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его.

    Самое удивительное заключается в том, что все эта — правда. В словах Онегина нет ни слова лжи. На исповедь Татьяны он ответил своей исповедью, искренне полагая, что все обстоит так, как он говорит. Он действительно считает себя неспособным на сильное чувство, и предупреждает ее об этом. Только дальнейшие события разрушили эту уверенность Онегина. Он все-таки полюбил. И полюбил именно Татьяну, встретив ее через много лет в Москве, женой генерала. Нельзя сомневаться в искренности чувств Онегина. Сказав много лет назад, что он не создан для блаженства, он вдруг осознает обратное, о чем и пишет Татьяне:

    Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

    Итак, увидев новую, изменившуюся Татьяну Ларину, он понял, что упустил тогда в деревне. Как же объяснить его внезапно вспыхнувшую страсть? Наверное, не в последнюю очередь здесь сыграло роль то, что Татьяна в то время была юной девушкой, и сама предлагала ему свое сердце, теперь же она — недоступная, холодная, безупречно владеющая собой светская женщина. А запретный плод сладок. Сама Татьяна, не щадя чувств Онегина, отвечает на вопрос, почему, не оценив ее любви в прошлом, он теперь падает перед ней на колени:

    Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен. И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

    Но, конечно, со стороны Татьяны это несправедливо. Будь Онегин тем человеком, каким он был всего лишь несколько лет назад, он постарался бы соблазнить ее с целью пополнить свой «донжуанский список». Но в конце романа Онегин не тот, что в начале. Если Татьяна утверждает, что она в юности была «лучше», то Онегин изменился в лучшую сторону как раз сейчас. И она все же признает, что в его сердце есть и гордость и прямая честь. И она все еще любит его. Но, конечно, даже их взаимное теперь чувство не сможет сделать их счастливыми. В Татьяне гораздо сильнее развито чувство чести и долга. Только сейчас Евгений может понять и оценить это. В финале автор оставляет Онегина одного, на коленях. Татьяна ушла. Наверное, это лучший финал, который можно было бы придумать. Видя Онегина униженным и растерзанным, мы понимаем, что он искупил свою вину сполна. А вина его, по моему мнению, не так уж и велика. Его холодность, эгоизм и расчетливость были следствием его воспитания. Возможно, именно поэтому Евгений несчастен вдвойне. Он упустил свою любовь, свой шанс на «выздоровление» от хандры. И понятно, что надежды на счастливое завершение своей любви у него нет и быть не может. Автору решать, наградить героя или наказать его. Пушкин решил, что Онегин достоин скорее наказания. А, может быть, просто не смог представить его судьбу по-иному. Как бы там ни было, но я считаю, что «Евгений Онегин» — одна из самых трогательным и горьких историй о любви во всей и всей мировой литературе.

    Сочинение Образ и характеристика Евгения Онегина

    На первом плане романа Пушкина читатель видит образы дворянской интеллигенции, её искания и прогрессивные устремления. Главным героем является светский аристократ Евгений Онегин. Автор называет его своим «добрым приятелем», но этот образ собирательный. Онегин – типичный представитель молодого дворянства того времени. Раскрывая его сложную натуру, Пушкин показывает причины разочарований Онегина.

    Евгений, как и его сверстники, получил домашнее образование, выучил французский язык и латынь, а так же «легко мазурку танцевал». Он рано овладел наукой «страсти нежной» и любил балы, веселье и женщин. Всегда был одет по моде, блистал светскими манерами и умел вести любую беседу. Но, дожив «без цели, без трудов до двадцати шести годов», начал задумываться о смысле своей жизни. Онегин отличался от всех «охлаждённым умом» и неординарностью мышления, поэтому ему быстро «наскучил света шум». Пустая трата времени угнетала его, но воспитанный в духе барства и безделья, он не знал выхода из тупика.

    Читайте также:
    Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

    Убегая от скуки и хандры, Онегин уезжает в деревню, читает философские книги, пробует писать. Но те идеалы, которые он ищет в книгах, ещё больше порождают в нём эгоизм и презрение к окружающим. Евгений не хочет общаться с поместными дворянами и называет их «светской чернью». Он пытается провести экономические реформы в своём поместье. Чтобы облегчить жизнь крестьян, заменяет барщину оброком, но на большее он не способен.

    Казалось, что дружба и любовь будет спасением для Евгения, но и это оказалось не под силу его очерствевшей душе. Знакомство с Татьяной Лариной, не принесло счастье им обоим. Онегин не оценил искренность её чувств. Пресытившись кокетством светских дам, он разочаровался в любви и предпочёл «вольность и покой».

    Дружба с поэтом Ленским окончилась трагически. Эгоистичный Онегин, играя на любовных чувствах друга, невольно подводит Ленского к дуэли. После его гибели, Евгений искренне раскаивается в своём поступке, «мгновенным холодом облит в тоске сердечных угрызений».

    Подавленный событиями, Онегин едет путешествовать по России. Во время странствий, он ближе знакомится с жизнью разных слоёв общества, что помогло его духовному пробуждению.

    Вернувшись в столицу, он встречает на балу Татьяну и влюбляется в неё. Он, когда то бездушный и холодный, вдруг проникся к ней искренним чувством. Но она уже не та влюблённая в него девушка, она знатная княгиня. Онегин сожалеет о том, что раньше не оценил красоту её души. Татьяна отвергает его и он опять одинок и разочарован.

    Автор не столько осуждает Онегина, сколько критикует среду, которая сформировала его личность. Он человек с сильным характером, мыслящий и умный оказывается ненужным обществу. Пушкин первый из русских писателей показал трагедию «лишних людей», которые не могли найти место в социально – политической системе России.

    Сочинение 4

    Произведение «Евгений Онегин» для Александра Сергеевича уникальный многолетний труд. Центральный персонаж — Евгений Онегин – юноша, ищущий смысл в жизни. Безнадёжный праздный образ жизни утомил Онегина. Развлечения ему порядком опостылели. Главный герой разуверился в жизни, он погружается в депрессию. Евгений отказался от развлечений, стараясь погрузится в общественно — полезный труд, даже пробует сочинять, но это у него не получилось.

    Он уезжает в селение, и восторгаться природой, но это ему вскоре надоедает. Онегин заводит знакомство с Ленским и между ними возникает дружба. Ленский и Онегин люди непохожие, но хорошо дополняющие друг друга.

    Плохая выходка Онегина приводит к поединку с Ленским. Евгений хотел было отступить от поединка, однако побоялся сарказма в свою сторону. Единственная пуля, выпущенная Онегиным, обрывает жизнь Ленского, мечтавшего о прекрасной семье, но мечтам не суждено было сбыться. Евгений Онегин не помышлял о том, что он действует самолюбиво. Он отклоняет любовное послание от Татьяны, о чём впоследствии очень пожалеет. Главного героя можно охарактеризовать, как переживающего эгоиста, который ища смысл жизни, приносит вред людям окружающим его.

    Для Евгения это всё было забавой, но любовь и дружба не выносит к себе такого обращения. Потеряв всех, кто бы рядом Онегин, остаётся страдать один. И не было никого рядом, кто бы смог помочь пережить, ему это тяжёлое время. И в этом виноват лишь он один. После всего что с ним произошло, он изменился. Он становиться человеком, знающим, что он хочет от жизни. Он осознаёт, что влюблён в Татьяну, но уже поздно. Татьяна отклоняет его чувства, так, как и он отверг ранее её любовь. Онегин способен на поступки, о которых иногда и сам сожалел. Он был человеком талантливым , не раскрывшим свои возможности. Роман показывает, что опуститься на самое дно легче, чем потом подняться и снова стать счастливым.

    Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Этот реалистический роман написан как хроника жизни России I четверти XIX в., переданная через события жизни светского молодого человека.

    Авторская характеристика образа Евгения Онегина довольно исчерпывающая и всесторонняя, т. к. образ в большой степени автобиографичен, хотя это всё-таки персонаж романа, а не реальный Пушкин.

    Внешность и характер

    Евгений Онегин — молодой, довольно обеспеченный «наследник всех своих родных» и хοлοстяк. В начале романа ему 18 лет, а ко времени дуэли с Ленским — уже около 26. Родился и вырос он в Петербурге.

    За внешностью своей Евгений следил с особой тщательностью: перед выходом в свет он мог провести перед зеркалом 3 часа. В его кабинете всё говорило о роскоши и пристрастии к красоте и неге: духи, различные пилочки и ножницы для ногтей, гребёнки, щётки… Впрочем, Пушкин не видит в этом ничего предосудительного: «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…»

    В одежде франт Евгений также был педантичен: носил панталоны, фрак, жилет — всё, что было тогда в моде.

    Об образовании молодого человека автор говорит с некоторой иронией: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», и Онегин получил те знания и навыки, которых было достаточно для светской жизни, и даже, по мнению многих, был «учёным малым». А «учёность» эта заключалась в том, что он мог поддержать любой светский разговор, в нужный момент промолчать, очаровывать дам эпиграммами. Знал латынь, но только в той степени, чтобы прочитать эпиграфы, а историю — в форме анекдотов, т.е. в популярных пересказах.

    Зато читал труды Адама Смита, которого считают основателем классической политэкономии. Как всякий образованный дворянин, Онегин не только свободно разговаривал на французском, но и писал на этом языке, прекрасно танцевал — в общем, производил хорошее впечатление в свете и своими манерами, и своим умом.

    Но более всего Онегин преуспел в «науке страсти нежной», т. е. в любви. Он рано научился лицемерить, льстить, изображать различные чувства, подходящие для определённого момента, и, как отмечает автор, «рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных».

    Образ жизни

    Вставал молодой человек поздно, полночи проведя на балу. К этому времени ему прямо в постель приносили приглашения на различные мероприятия: балы, детские праздники, вечерние собрания. Он не выбирал наиболее подходящие для него встречи, а старался везде появиться и отметить своё присутствие.

    Читайте также:
    Романтизм в лирике Александра Пушкина: сочинение

    Вечером — встреча с друзьями, сытный ужин на французский манер, а затем театр. Евгения автор называет «почетным гражданином кулис»: он знает репертуар и обожает хорошеньких актрис. Причём при посещении театра Онегин показывает полное пренебрежение к окружающим и к тому, что происходит на сцене. Он приходит в театр уже при начавшемся действии, к своему месту идёт по ногам сидящих, рассматривает в лорнет ложи, где находятся незнакомые дамы, на сцену же смотрит рассеянно, зевает, а затем покидает театр, не дождавшись окончания спектакля или балета — впереди очередной бал. С бала молодой человек возвращается под утро, когда трудовой Петербург начинает уже просыпаться.

    И такой образ жизни («завтра то же, что вчера») ему порядком надоел. Он не чувствует себя счастливым, потому что не видит смысла в такой жизни, но и не может от неё отказаться в силу установившейся традиции общества.

    Привыкший к постоянному лицемерию, Евгений Онегин, по его собственным словам, не способен на глубокое и постоянное чувство любви, об этом он говорит в письме к Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, //Привыкнув, разлюблю тотчас…»

    Тоска и хандра преследуют его, ему надоело пустое светское общество, но он не может его оставить и продолжает посещать все светские мероприятия.

    Задумав как-то изменить свою жизнь, Евгений хотел писать, но «тρуд упορный ему был тοшен». Тогда он решил пополнить свои знания и принялся за книги, но и здесь его хватило ненадолго.

    Но Пушкин отмечает и положительные моменты в характере героя: мечтательность, «резкий, охлажденный ум», умение пошутить, иногда довольно язвительно, желание посетить чужие страны, осознание пустоты жизни и стремление к переменам. Но он не знал, с чего начать.

    Онегин в деревне

    Вдруг Евгений получает сообщение о том, что при смерти его дядя, который желает с ним проститься. Он тут же помчался в деревню, хотя заранее зевал от предстоящей скуки. Но дядя оставлял ему наследство…

    Однако в живых его Евгений уже не застал. Оставшись в деревне, Онегин был рад тому, что смог наконец переменить свой образ жизни, и первые два дня всё в деревенской жизни его привлекало: тишина, природа, новые заботы… Но уже на третий день он понял, что в деревне та же скука.

    Но всё же Евгений принялся за благоустройство сельской жизни: заменил барщину оброком – это не понравилось некоторым соседям, и его объявили «опаснейшим чудаком».

    Постепенно Онегин приобщился к здоровой сельской жизни. Сначала к новому соседу зачастили гости, но он старался их избегать, уходя через заднее крыльцо. Поэтому, обидевшись, все решили, что он сумасброд, и прекратили с ним дружбу.

    В это время в соседнюю деревню прибыл новый помещик, Владимир Ленский — романтик, мечтатель, окончивший Гёттингенский университет, один из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени.

    Онегин и Ленский

    В чём же они были несходны?

    1. В возрасте: Евгению уже было 26 лет, а Владимиру — 18.
    2. Онегин был полностью во власти света, Ленский же светскую жизнь не мог терпеть: «Я модный свет ваш ненавижу; //Милее мне домашний круг…»
    3. Онегин — обольститель женщин, а Ленский перед ними робеет.
    4. Онегин не верит в дружбу, Ленский видит в дружбе залог верности и защиты при необходимости.
    5. Онегин не верит в настоящую любовь, Ленский же был уверен в том, что его любовь к Ольге настоящая.
    6. Онегин расчётлив — Ленский простодушен.
    7. Онегин рано научился лицемерить, а Ленский искренен во всём.
    8. У Онегина резкий ум, а Ленский как личность ещё не сформировался, его суждения ещё зыбки.
    9. Онегин потерял вкус к жизни и считал себя несчастливым, а Ленский полон вдохновенья и счастлив своей любовью к Ольге.
    10. Онегин не знает и не любит поэзии («не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»), а Ленский сам пишет стихи.
    11. Онегин читал Адама Смита, а романтик-Ленский любил поэзию Шиллера, немецкого поэта-романтика.

    Конечно, кое-что их объединяло: дворянское происхождение, образование, молодость, либеральные взгляды. Они начали общение. Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных, и Онегин сразу же выделил Татьяну.

    Но Онегин начинает поддразнивать юного влюблённого, заигрывать с Ольгой просто так, для собственного развлечения, от скуки. Ленский вызывает его на дуэль и гибнет от руки Онегина.

    Онегин и Татьяна

    Начитавшись французских любовных романов, она готова была к встрече с тем единственным, кого она должна полюбить. Им оказался Онегин. И Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви.

    Евгений, уже пресыщенный любовью, был тронут этим посланием, т. к. понял, что это невинная и доверчивая душа, совсем не похожая на тех светских красавиц, которые ему надоели. Он ответил ей, что не готов ещё к семейной жизни, но если бы решил жениться, то выбрал бы именно такую девушку, как Татьяна.

    Пушкин обращает внимание на благородство Евгения, который не посмел воспользоваться наивностью и неопытностью девушки.

    Дальнейшая судьба Евгения

    После убийства Ленского Онегин покинул деревню и «начал странствия без цели», но и это вскоре ему надоело, т. к. он не умел ничем заняться — и Евгений возвратился в Петербург.

    Здесь на балу он увидел женщину, жену генерала, которая вызывала всеобщее уважение своей простой величавостью. Вот как об этом пишет Пушкин:

    Она была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязании на успех,
    Без этих маленьких ужимок,
    Без подражательных затей…
    Все тихо, просто было в ней.

    Евгений узнаёт в ней Татьяну. Но он поражён: из робкой несмелой девочки она превратилась в «неприступную богиню», хозяйку модного дома, жену генерала, княгиню… В нём вспыхнула любовь, но Татьяна его не замечает. Он пишет письмо к ней с объяснением любви и сокрушением о том, что «свою постылую свободу … потерять не захотел».

    Освободившийся из-под влияния «омута света», его законов, Онегин почувствовал потребность в любви. Он раскрывает перед ней свою душу и совсем не рисуется, не кокетничает, не обольщает — это уже другой Евгений.

    Читайте также:
    Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев: сочинение

    Татьяна признаётся в том, что она его по-прежнему любит, но: «Я другому отдана; //Я буду век ему верна».

    И здесь автор оставляет Евгения Онегина.

    Отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России.

    Вывод

    Пушкин подчёркивал своё нежелание, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным, хотя во многом сходство существует, т. к. сам автор принадлежал к этому классу общества и хорошо знал светскую жизнь.

    Оценка автором своего героя в процессе написания романа менялась, т. к. шли годы (роман создавался в течение 8 лет), сам автор менялся, менялся и его герой.

    Но Пушкин ясно даёт понять, в чём заключается главная трагедия Евгения Онегина — она в несоответствии его человеческих возможностей той роли, которую он играет, а это уже проблема всего поколения: невозможность нарушить условия светского общества. Онегин весь у него в плену, хотя презирает его.

    Образ Евгения Онегина — это образ «лишнего человека». Главные признаки «лишнего человека» — потеря жизненных ориентиров, скука, хандра, отсутствие привычки к упорному труду, конфликт с обществом, невозможность что-либо изменить, и это всё при больших личностных задатках.

    Характеристика образа Евгения Онегина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

    Сочинение на тему: Пушкин — главный герой романа «Евгений Онегин»

    Сочинение.
    Пушкин — главный герой романа «Евгений Онегин»

    Я считаю, что роль Пушкина в романе “Евгений Онегин” ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к роману Пушкин пишет, что его произведение это не только “собранье пестрых глав”, но и собранье пестрых душевных состояний самого поэта. И становится ясно, что Пушкин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим героям. Пушкин является особым героем, значение которого трудно переоценить. Как и все действующие лица, Пушкин изменяется на протяжении всего романа. “Евгений Онегин” пи-сался Пушкиным очень долго, и от первой до последней главы поэт меняется. В первой главе Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами. Но, как бы отдавая дань романтизму, он играет роль молодого человека, разочаровавшегося в жизни, и пишет: “Увы, на разные забавы я много жизни погубил”. Мне кажется, что на самом деле Пушкин так не думает, ведь он пишет: “Люблю я бешеную младость”. Во второй главе Пушкин жалеет, что пишет свой роман в стихах, ведь он мог бы просто пересказать “преданья русского семейства” . Я думаю, что это ирония, Пушкин шутит, но не надо забывать, что в каждой шутке есть доля правды. Дальше от главы к главе поэт устает, вплоть до того, что говорит в пятой главе: “Лета к суровой прозе клонят, лета шальную рифму гонят, и я со вздохом признаюсь, за ней ленивей волочусь”. В этой же главе поэт как бы расстается с молодостью. От первой до последней главы Пушкин физически стареет, у него изменяется представление о жизни: он уже на так легкомыслен. Поэтому трудно дописывать роман, у него даже есть такие строки: “Вперед, вперед, моя история”, — он как бы из последних сил доканчивает роман, как будто бежит на финишной прямой. Роман наполнен лирическими отступлениями, занимающими достаточно большой объем в произведении. В них Пушкин охватывает широкий круг проблем: от житейских до философских. Поэт пытается говорить о смерти, порой даже кажется, что он говорит об этом под впечатлением державинских стихов. Но даже говоря о вещах столь серьезных, поэт все переводит в легкую иронию. Пушкин много говорит о Москве, он любит ее: “Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Пушкин много говорит о любви, рассказывает, как вести себя с женщинами: “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей”. В пятой главе романа Пушкин пишет, что в произведении много отступлений, и это ему мешает описывать то, что он считает нужным (“и эту пятую тетрадь от отступлений очищать”). Лирические отступления показывают проблемы, волновавшие поэта. От первой главы к последней тематика отступлений становится все серьезнее. От балов и веселий до вопросов смысла жизни. Это тоже доказывает приход человеческой зрелости поэта. Пушкин детально описывает своих героев, представляя их как хорошо знакомых ему людей. Онегин — давний друг Пушкина. Поэт описывает детство Онегина как человек, все про него знающий. Читатель верит, что Пушкин сравнивает себя с Онегиным: Онегин любит “бордо”, поэт тоже, но возраст не позволяет ему наслаждаться им. Пушкин иронизирует по этому поводу: как бы, мол, читатель не спутал его с Онегиным. Ленский — это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизирует и издевается над его “всегда восторженной речью”. Есть момент, где Пушкин пишет, что будто бы завидует возможности Ленского читать свои стихи Ольге, в то же время он пишет, что читает свои стихи только няне. Это чистейшей воды ирония, еще одна издевка над поэтическим талантом Ленского, ведь Пушкин прекрасно знает себе цену. Единственный герой, над которым не иронизирует Пушкин, — это Татьяна. “Ты в руки модного тирана уж отдала свою судьбу”. Для Пушкина свято то, что связано с Татьяной. “Его я свято берегу”, — говорит он о ее письме. Каждому герою Пушкин отдает какие-то свои качества, а качества Татьяны — это лучшее, чем обладал Пушкин. Роман читается в форме диалога. Потому что Пушкин-рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа “мой читатель”, “мой друг”. Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе. В конце первой главы Пушкин иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман: Чтобы насмешливый читатель… Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет…
    Однако, несмотря на эту иронию, сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение так точно присутствуют на страницах “Евгения Онегина”, что, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: