Придуманный герой — придуманные чувства: сочинение

Анализ романа Пушкина Евгений Онегин сочинение

История создания

Работу над романом «Евгений Онегин» Александр Пушкин начал еще в 1823 году, а закончил через семь лет. В этот момент литератор находился в ссылке в Болдино, в которой ему пришлось задержаться. Он давно хотел отойти от романтизма в пользу реализма. Для этого и был создан роман.

Жанр произведения — роман в стихах. Авторское определение подчеркивает лирическое и эпическое начало в романе. Лирическим является важность чувств и эмоций, стихотворная форма. Эпическим является стройный и логичный сюжет произведения. Роман состоит из восьми глав. Первая повествует о жизни Евгения Онегина в Петербурге — это так называемая экспозиция. Во второй и третьей части располагается завязка: встречи Евгения Онегина с Ленским и с Татьяной. Кульминацией является гибель Ленского на дуэли, а развязкой — встреча замужней Татьяны и Онегина в Петербурге через несколько лет. Финал романа открыт, поэтому каждый читатель может дать волю фантазии и придумать свою концовку.

Сюжет состоит из неразделенной любви Татьяны к Онегину. Молодой человек не ответил на чувства девушки. Спустя несколько лет он осознал свою любовь, но тогда было уже поздно. Татьяна была замужем и не могла бросить супруга.

Главными героями произведения являются Татьяна, Онегин, Ольга, Ленский. Татьяна и Ольга — родные сестры. Ольга — радостная и жизнерадостная девушка, слегка легкомысленная. В нее влюблен Ленский, окончивший немецкий университет. Он увлекался философией и писал стихи, был настоящим романтиком. Татьяна — антипод Ольги. Она скромна, тиха. Свободное время девушка проводит за чтением. Она давно жаждет любви. Это чувство раскрыть ей помогает личность Онегина, приехавшего в имение, полученное от дяди. Онегин — прямолинейный и эгоистичный красавец. Ему наскучила светская жизнь, и он ищет наслаждения в деревне.

Главной темой романа, бесспорно, является тема любви. Автор знакомит читателей с разными проявлениями этого чувства. Ольга относится к любви слишком ветрено, а Ленский, напротив, серьезно. Татьяна отдается чувству от всей души, полностью. Онегин не способен разделить ее.

Проблемой романа является зависимость человека от общества, окружающего его круга. Татьяна любила Онегина, но не могла бросить мужа-генерала, так как общество стало бы осуждать ее, а она не смогла бы перенести этого. Таким образом, личным счастьем девушка пожертвовала ради безупречной репутации в обществе. Была ли она права? Это решает читатель.

Идеей романа является мысль о том, что в любви человек проявляет свой характер и то, как он любит, зависит от характера. Например, Ольга была ветреной девушкой и к любви относилась тоже легкомысленно. Татьяна была глубокой и вдумчивой, и в любви поэтому вела себя мудро и смело.

Особенностью романа является то, что многие главы содержат пропущенные строчки. Автор был вынужден убрать их из-за цензуры того времени. Другой особенностью является то, что первоначально роман публиковался по главам по мере их написания, а полное сочинение появилось позднее.

Реализм в романе выражен реальным сюжетом, который мог вполне существовать в рамках времени, в котором жил автор.

Критика положительно отзывалась о романе. Белинский говорил, что «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», так как в романе детально описаны блюда, одежда и нравы правления Александра I.

Этот роман учит прежде всего смелости и искренности, которую проявила Татьяна по отношению к Онегину. Также в любви нужно сохранить понятие долга и части, подобно главной героине. Нужно не бояться своих чувств, нужно не бояться делать первый шаг и проявлять свои эмоции по отношению к другому человеку.

2 вариант

Произведение относится к ключевым сочинениям поэта и признается по жанровой направленности эпическим романом в стихах, поскольку событийные действия разворачиваются в значительном временном промежутке, отображая разнообразные человеческие характеры и общественные устои.

Композиционная структура романа изображается в виде восьми глав, дополненных автором приложениям, названными «Отрывками из путешествия Онегина». При этом поэт применяет прием зеркальной композиции, раскрывающий душевное развитие героев романа в качестве отдельных личностей.

Главным персонажем стихотворного романа представляется Евгений Онегин, имя которого вынесено в название произведения, изображенный в качестве молодого богатого мужчины, ведущего праздный образ жизни. Герой отличается хорошим образованием, прекрасными манерами, но при этом ощущает жизненную усталость и скуку.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг взаимоотношений Онегина с ключевой героиней романа Татьяной Лариной, молодой девушкой, незнающей порядки высшего света, выросшей в деревенской усадьбе, отличающейся странной задумчивостью, робостью, но при этом являющейся сильной страстной натурой.

Встреча с Онегиным пробуждает в Татьяне истинное чувство, которому отдается с полной силой и верой в любовь. Однако Евгений, привыкший к собственному поклонению, быстро остывает к девушке, разорвав только зарождающиеся отношения.

Татьяна смиряется с внешними обстоятельствами и обретает благодаря разочарованиям в любви нравственную духовную зрелость, которую впоследствии лицезрит Онегин, почувствовавший в женщине, когда уже стало поздно, настоящую чувственность.

Читайте также:
Построение повествовательной часть романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: сочинение

Помимо главных персонажей в романе присутствует второстепенная сюжетная линия в виде второй пары возлюбленных Ленского, друга Евгения, и Ольги Лариной, младшей сестры Татьяны. Повествовательное содержание развивает действие произведения, сталкивая лбами лучших друзей в дуэли, на которой Онегин убивает Ленского. Тем самым автор усиливает трагизм романа и более ярко отображает истинную сущность главного персонажа.

Сюжетное повествование подчеркивается использованием автором множества картин, различных описаний иных персонажей, акцентирующих разнообразные человеческие судьбы, характерные качества и чувства.

Используя в качестве сюжета обычную любовную интригу поэт демонстрирует невозможность обретения счастья в жизни человеку, имеющему чуткую, высокую душу, поскольку им суждено страдать, переживать, томиться либо гибнуть.

Образец 3

Роман в стихах Евгений Онегин представлял собой новаторское произведение для своего времени во всех отношениях. Пушкин представлял собой своеобразный рупор эпохи, который вдохновлял и простых людей (для его эпохи – представителей мещанства, так как совсем простые люди банально не умели читать, да и не стали бы за неимением времени) и творческую элиту.

Во многом декабристы возникли именно на волне, в которой был Пушкин. В Евгении Онегине описывается в некотором смысле «потерянное поколение», своего времени. Этот термин спустя век придумает Гертруда Стайн, описывая людей наподобие Хемингуэя и Фитцджеральда, но условия времени Пушкина не особенно отличались.

Эти люди тоже пережили крупную войну, они тоже обрели своеобразный цинизм и разуверились в разумности государственной власти. Помимо этого речь также идет о праздном поколении скучающих людей и Евгений Онегин – его яркий представитель. Этот герой не обременен простыми делами, обеспечен и мир ему полностью скучен, он любит от скуки, дружит от скуки, он понимает людей и мир, довольно мудр, но такая мудрость не дает счастья.

Вероятно, Пушкин в своем романе отлично уловил дух времени, который характеризовался накоплением какого-то недовольства, а точнее того чувства, которое возникает от чрезмерного цинизма и скуки. Такое недовольство вылилось в восстание декабристов и стало в итоге разочарованием. Нужно сказать, Пушкин продолжал писать роман и после восстания и, вероятно, этот факт повлиял на его работу некоторым образом.

По структуре роман состоит из восьми глав и каждая изначально публиковалась отдельно. Таким образом в каком-то смысле роман представляет собой и летопись истории самого Пушкина, который над каждой главой работал обстоятельно и явно согласовывал с новыми внутренними переживаниями. Собрание глав в полном комплекте появилось только в 1837 году.

По содержанию роман представляет собой рассказ о главном герое Евгении Онегине и его, скажем так, приключениях. Онегин наслаждается светским обществом, потом переезжает в деревню и знакомится с Владимиром Ленским и Татьяной Лариной, с которой завязываются любовные отношения. Драматизм произведения обуславливается запутанными любовными связями героев и дуэлью между Ленским и Онегиным.

В этом произведении Пушкин продолжает делать акцент на высшем свете и его нравах. Хотя в дальнейшем постепенно смещал акцент к трагедии простого человека. Примером могут стать произведения Станционный смотритель и подобные.

Анализ произведения (Суть, смысл и идея произведения)

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творческом пути Александра Сергеевича Пушкина. Он создал самое крупное произведение художественной литературы в стихах, которое затронуло сердца миллиардов читателей на протяжении разных веков, а также дало направление всему творчеству России в целом.

Автор потратил на написание произведения примерно восемь лет. В этот период были созданы самые известные произведения, а критики считают этот период наиболее удачным в творчестве поэта, многие считают эти году моментом творческой зрелости. В 1833 году первое печатное издание видит свет. Само повествование внутри романа начинается в 1819 году и заканчивается в 25 году: от походов армии российской заграницу, после того, как они разгромили армию Наполеона, до момента буйного восстания декабристов и начала революции.

В этот момент российское общество активно развивается, у власти стоит Александр Первый, а Пушкин искусно переплетает простую историю с современными событиями, которые являются актуальными для окружающих людей.

В центре сюжета – любовная интрига, а проблемой становится чувство ответственности и долга. Евгений и Татьяна, Владимир и Ольга, две пары, между которыми вспыхивают настоящие чувства, но которые не могут быть счастливыми. Им не суждено судьбой обрести настоящее счастье, которое позволит им быть вместе и радоваться жизни.

Татьяна сразу влюбилась в Евгения, но он не сразу осознал глубину ее чувств. Только после ряда пережитых потрясений, он понимает, что его охлажденной душе необходим человек рядом, который будет его любить и заботиться о нем. Но эту простую истину он осознает достаточно поздно. В происходящем виновато не стечение простых событий, а судьба, которую девушка и молодой человек выбирали самостоятельно, шли на обдуманные решения и настоящий риск.

Автор старается противопоставить жизнь различных людей, сложные судьбы, которые переплетаются и являются достаточно жизненными и привлекающими. Он порой говорит, что люди, возвышенные с тонкой душевной организацией вынуждены страдать, они стараются взвесить все факторы и обстоятельства, но порой анализ не приводит к толковым результатам. Они вынуждены признавать свои ошибки, и испытывая настоящую боль, бороться за справедливость и желание найти внутреннюю гармонию.

Читайте также:
Импровизатор любовной песни (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»): сочинение

Все они обречены на страдания, не могут найти настоящее счастье, которое позволит им успокоиться и найти пристанище в огромном мире, где они скитаются как потерянные странники. Евгений понимает потерю, когда переживает ряд серьезных жизненных потрясений. Ему не хватает поддержки и любви Татьяны, которая была готова отдать все свои силы, чтобы поддержать любимого человека, подстроиться под него и быть опорой в трудную минуту. Чувства еще оставались в ее сердце, но теперь она намерена хранить верность своему мужчине, она решительная женщина, готовая смириться со своим выбором и достойно пронести его по жизни, несмотря на возможность уйти к любимому человеку.

6 класс «Я помню чудное мгновенье», какие ответы для учебника Сергеевой?

Задание состоит из двух частей.

1 часть

Сначала внимательно читаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье», вслушиваясь в его звучание.

Далее надо выполнить задание и ответить на вопрос:

  • Подобрать к каждому из шести четверостиший название, которое соответствует их образно-смысловому содержанию. Какие названия у вас получились?
  • Какая музыкальная форма может раскрыть образ всего стихотворения? Аргументируйте свой ответ, почему вы именно ее выбрали?

2 часть

Слушаем романс Михаила Ивановича Глинки на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Отвечаем на вопросы:

  • Какие чувства этот романс Глинки пробуждает у тебя? Что тебя привлекает в этом музыкальном сочинении?
  • Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?

Как ответить или где смотреть ГДЗ по данной теме из учебника Сергеевой и Критской «Музыка» 6 класс?

Это замечательное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, положенное на музыку Глинки,известно миллионам людей. Здесь и грусть, и тоска, и уныние, и возрождение к новой жизни.

Озаглавить каждое четверостишие можно так:

  1. Наваждение
  2. Грусть по любимой
  3. Время – лекарь
  4. Кажущаяся безнадежность
  5. Воскресение
  6. Жизнь продолжается.

Этому стихотворению как нельзя лучше подходит жанр романа.

Можно еще попробовать акапелло, но романс все же красивее. И это стихотворение просто замечательно оформил в музыкальное сопровождение композитор Глинка.

Слушая эту музыку и слова, просто погружаешься в чувства автора, проживаешь всю его душевную муку, тоску, а потом новый взрыв эмоций, любви, вдохновения.

Композитор отразил все это в незримых тонах, тембр голоса, громкости и тишине музыки, отлично подобранных музыкальных инструментах.

У меня слезы льются, когда я слушаю этот романс.

Выполнение данного задания носит творческий характер. Для начала нужно внимательно прочитать текст и попытаться почувствовать что испытывал автор, когда писал эти строки. Известно что музой для создания этого стихотворения для Пушкина стала Анна Керн. Именно встреча с ней оставила в душе поэта неизгладимое впечатление.

В первой части задания нам предложено дать названия четверостишьям. у меня получились такие:

  • Встреча.
  • Воспоминания.
  • Забытье.
  • Уныние, тоска.
  • Новая встреча.
  • Буря эмоций.

В качестве музыкальной формы для этого стихотворения как нельзя лучше подходит романс. Именно этот жанр может передать весь спектр эмоций, которыми хотел поделиться с нами Александр Сергеевич. В романс очень удачно переплетаются интонации разговорной речи и музыкальной мелодии, что несомненно является главной его особенностью и привлекательностью для лирических личностей.

Вторая часть задания связана с музыкальным произведением, которое написал Глинка на слова Пушкина. Романс в исполнении великого певца Дмитрия Хворостовского мне очень понравился. Я считаю что ему удалось передать весь спектр эмоций: и радость от встречи и грусть от расставания с объектом вожделения поэта. Изменяя темп и ритм звучания музыкального произведения, композитору удалось передать смену настроения героя.

Ответить на вопросы по романсу «Я помню чудное мгновенье» можно следующим образом:

٠ Я придумала такие названия к каждой части стихотворения Пушкина:

1). Мгновенье из прошлого.

2). Сердечное томление.

3). Временное забытье.

5). Пробуждение души.

6). Возрождение к жизни.

٠ Я считаю, что только романс мог стать иллюстрацией замечательного стихотворения, ведь получилось удивительное произведение, слова и музыка которого слиты в единое целое. Исследователи творчества Глинки называют это произведение «вокальной поэмой», и это очень точное название, отражающее мелодичность и проникновенность романса.

٠ Соединение лирики Пушкина и мелодии Глинки вылилось в необыкновенной красоты романс, который заставляет трепетать при каждом его звуке. Он мне очень нравится, ведь мелодия нежная, а слова вызывают томление души. В нем настолько искренне показаны чувства, что невольно становишься наблюдателем и участником знаковой встречи. Я поняла, что такое настоящая светлая любовь, которая вызывает необыкновенную нежность к любимому человеку.

٠ Глинки создал романс, своеобразную любовную оду женщине дивной красоты, и он проникнут светлой любовью. Чудесная музыка то нежная и пленительная, то мягкая и грустная, но вскоре она становится страстной и мятежной. А через время мелодия становится грустной и в ней сквозит отчаяние. Однако в конце романса музыка пробуждается, и снова слышится восторг, надежда и вдохновение. Вот таким образом композитор сумел донести слушателям, что настоящую любовь не могут подавить ни расстояния, ни годы разлуки, ни продолжительность расставания – она выстоит и преодолеет всё.

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Достаточно сложное, но интересное задание.

Сначала озаглавим шесть четверостиший:

1.) Прекрасное мгновение жизни. Встреча.

2.) Нежные воспоминания.

4.) Жизнь без надежды и любви.

5.) Новая встреча.

Что касается музыкальной формы, то это стихотворение, как и многие другие, как будто бы создано для романса.

Для меня в романсе всегда важнее всего слова, но музыка Глинки очень подходит к стихотворению Пушкина, подчеркивает, подхватывает прекрасные слова.

Поэт в своем стихотворение отражает всю гамму человеческих чувств от уныния, отчаяния до надежды и радости, так же и композитор с помощью музыкальных приемов подчеркивает эти чувства, меняя темп и тональность своей музыки.

Ответим на вопросы:

Я назвала части стихотворения таким образом:

3.Стерся с памяти образ любимой.

5.Опять явилась ты!

6.Новый порыв чувств.

Больше всего к этому стихотворению походит такой жанр, как романс.

Этот романс вызывает у меня разные чувства, с одной стороны это безусловно трогательность, но также чувствуются и нотки грусти. Меня привлекает в этом музыкальном сочинении искренность и глубина чувств.

Композитор при помощи музыки смог передать целую гамму чувств, здесь переплелись такие чувства, как: нежность, влюбленность, отчаяние, надежда. Темп музыки меняется в зависимости от того, какие чувства в этот момент испытывает исполнитель.

Непростое, но интересное задание. Для начала нужно внимательно прочитать стихотворение, выделить главные мысли, почувствовать его настроение. Далее придумать название каждому четверостишию, которое отразит его смысл. Например, можно дать такие названия:

  1. Судьбоносная встреча.
  2. Томленье сердца.
  3. Забвенье.
  4. Унылая жизнь.
  5. Воскрешение чувств.
  6. Вернулась прежняя любовь.

Наилучшим образом раскрыть настроение стихотворения может конечно же романс. Это стихотворение будто создано для романса. Нежная, но в то же время наполненная глубоким чувством музыка, в сочетании с изящным пением и эмоциями исполнителя наилучшим образом передаст те чувства, которые вложил в свое произведение Александр Сергеевич.

Примером такого прекрасного сочетания стал романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Пушкина, написанный в 1840 году. Слушая это произведение, отмечаешь, насколько едиными в нем стали слова и мелодия. Композитор смог подчеркнуть порыв души, глубокое чувство, зародившееся внезапно, угасшее с течением времени и возродившееся с новой силой. Чувство нежное, яркое и незабываемое. Мастерски посредством музыки композитор передал настроение того горестного времени, когда первоначальное чувство было забыто, а разум захватили обыденные проблемы. Маловажное затмило то ценное, что изначально обрел автор стихотворного произведения. Но пришло время и чувство возродилось. При помощи изменения темпа музыки и ритма композитор отразил изменения в жизни и настрое автора текста. Два отдельных произведения стали единым целым.

Романс оставляет след в душе. Он показывает, какими яркими могут быть чувства, побуждает понять и прочувствовать эмоции автора стихотворения.

Пушкин и Лермонтов историки: сочинение

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба. Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 87 666 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Материал по литературе по теме “История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова”

Описание разработки

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен. »

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. »

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг. ), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом. »

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.)отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг. ), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сочинение на тему: «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен.»

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Времена царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.), крестьянская война (1773 – 1775 гг.) под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва отражены А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва», в «Капитанской дочке». М. Ю. Лермонтов откликнулся на эти события романом «Вадим».

Основной мыслью, которая звучит у обоих авторов, является то, что « люди, когда страдают, обыкновенно, покорны: но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок превращается в тигра; притеснённый делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. », как писал М. Ю. Лермонтов. Страшен русский бунт, страшен и бессмыслен.

Однако мысли, заложенные в этих произведениях, касались не только прошлого, но и настоящего, и будущего николаевской России.

Борцами, с присущим обоим духом бунтарства, были и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов. За их свободолюбивые взгляды не жаловало их тогдашнее правительство…

События 1812г., события Отечественной войны, описаны М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». М. Ю. Лермонтов общался со многими бывшими солдатами, участниками той войны, жившими в Тарханах. Его отец и братья бабушки тоже воевали. Маленький Лермонтов любил их слушать, восхищался героизмом русского народа. Вот откуда знание темы, откуда гордость за смелость и мужество русских солдат, которые разгромили непобедимую армию Наполеона.

В 1941г., защищая от фашистов подступы к Москве, солдаты, идя в бой, нередко повторяли лермонтовские строки из «Бородино».

Событиям на Кавказе, который был бельмом в глазу России, посвящены поэмы «Черкесы» М. Ю. Лермонтова и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. Об этих же событиях упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подводя итоги, можно сказать, что любое историческое событие в жизни народа всегда находит своё отражение в творчестве знаменитых писателей, тем более таких гигантов, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба прожили короткие жизни. Как жаль… Проживи они подольше, сколько бы они ещё написали, сколькими бы шедеврами одарили свой народ.

Думнов Валерий, 7 «В» кл., 65 шк., г. Пенза, 16 декабря 2011г.

Встречался ли Пушкин с Лермонтовым?

ВСТРЕЧАЛСЯ ЛИ ПУШКИН С ЛЕРМОНТОВЫМ?

Вот вопрос, который долгое время интриговал меня. Думаю, что этот вопрос интриговал всех, кто когда-либо серьёзно интересовался подробностями жизни двух поэтов.
Ответ на этот вопрос многих исследователей сводился обычно к ответу “нет, не встречался”.
“Известно, что Лермонтов и Пушкин не были знакомы” – пишет автор “Этюдов о Лермонтове” Э.Найдич.
“Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова”, – пишет на интернетовском сайте “Загадки истории” автор статьи “Пушкин и Лермонтов – роковые дуэли”.

Вот эти два вопроса: “Встречался ли Пушкин с Лермонтовым?” и “Слышал ли Пушкин о Лермонтове?” – и определили направление моих поисков. Лермонтов хорошо знал людей из ближайшего окружения Пушкина: Жуковского, Гоголя, Карамзину, Смирнову-Россет, Одоевского, брата Пушкина – Льва, который во время пребывания в Пятигорске стал свидетелем ссоры Лермонтова с Мартыновым. Знал Лермонтов и жену Пушкина – Наталью Гончарову, с которой встретился в последний раз перед своей роковой поездкой на Кавказ.
Не может быть, решил я, чтоб когда-нибудь не пересекались пути Пушкина и Лермонтова, а если даже и не пересекались, то знал ли хотя бы Пушкин о Лермонтове?
В поисках ответов на эти вопросы мне пришлось переворошить немало книг. Вот те “золотые крупицы” сведений, которые мне удалось найти на литературных “приисках”.

Читайте также:
Евгений Онегин А. Пушкина роман, в котором отразился век: сочинение

В сборнике “Лермонтов в жизни” я попал на заметку современника Лермонтова П.К.Мартьянова, который пишет следующее:
“Граф Васильев жил в то время в Царском селе на одной квартире с поручиком Гончаровым, родным братом Натальи Николаевны, супруги А.С.Пушкина. Через него он познакомился с поэтом (Пушкиным) и бывал у него впоследствии нередко. А.С.Пушкин, живший тогда в Царском, близ Китайского домика, полюбил молодого гусара и частенько утром, когда он возвращался с ученья домой, зазывал к себе, шутил, смеялся, рассказывал или сам слушал рассказы о новостях дня. Однажды в жаркий летний день граф Васильев, зайдя к нему, застал его чуть не в прародительском костюме. “Ну, уж извините, – засмеялся поэт, пожимая ему руку, – жара стоит африканская, а у нас там в Африке, ходят в таких костюмах”. Он, по словам графа Васильева, не был лично знаком с Лермонтовым, но знал о нём и восхищался его стихами.
“Далеко мальчик пойдёт”, – говорил он.”

“Влад. Серг. Глинка, – пишет известный биограф Лермонтова П.А. Висковатов, – сообщил, как Пушкин в эту же пору, прочитав некоторые стихотворения Лермонтова признал их “блестящими признаками высокого таланта”.

Наиболее интересные сведения о Пушкине и Лермонтове я обнаружил в воспоминаниях приятельницы Пушкина, у которой он часто бывал в гостях, Александры Осиповны Смирновой-Россет. Вот, что она пишет:
“У Лермы (так Лермонтов подписывал одно время свои стихи. Я.Р.) чудные глаза, но выражение их совсем иное, чем у Пушкина. У него нет его поэтичного, глубокого взгляда, ни его доброй, открытой, а иногда и немного насмешливой улыбки. В нём меньше души. Глаза Лермонтова грустны, во взгляде иногда сверкает презрение. Я часто спрашиваю себя, добр ли Лермонтов, может быть, его презрительная манера есть не более как желание скрыть застенчивость и недоверчивость, ведь он, повторяю, так молод.
Теперь Лермонтов влюблён в Эмилию М.П., но в то же время пишет стихи Авроре Д. Я.
Joseph (брат Россет) его безжалостно поддразнивает, и очень удачно, что удивительно, так как Лермонтов далеко не “добрый мальчик”. Впрочем он питает к моему дорогому брату большое пристрастие. Вчера брат ему сказал: “Ты семь раз вздохнул в продолжение двадцати минут. Право, ты напоминаешь пароход, отходящий в Кронштадт, можно подумать, что ты любишь графиню Эмилию на всех парах”. Ответ Лермы был комичен: “Ты нравишься женщинам, ты очень красивый мальчик, настоящий херувим, а я некрасив, неловок и вдобавок плохо танцую. Я понимаю, что на балах я поэтому много проигрываю. Когда я приглашаю дам, они строят мне кислые гримасы”.
Joseph расхохотался и, обернувшись ко мне, сказал: “Не правда ли, Лермонтов самый глупый человек в Петербурге? Он поэт, будет знаменит и не понимает, что красавицы, по которым он теперь вздыхает, будут в восторге иметь возможность сказать когда-нибудь, что во времена их молодости, в счастливые дни их красоты и блеска, Лермонтов воспевал их”. Лерма совершенно серьёзно спросил меня, что я об этом думаю, и сказал, что, может быть, они, эти дамы, не любят поэзии.
Joseph возразил: “Я не советую тебе посвящать им эпические поэмы, оды или даже элегии, для этого существует сонет, и французы утверждают, что безукоризненный сонет стоит длинной поэмы”.
Мы передали этот разговор Пушкину, он много смеялся и наконец сказал: “Бедный мальчик, и я чувствовал как он, когда писал в лицее сонеты Дафне, а в Одессе и Кишинёве – баллады Луне. Я воровал даже туфельки и перчатки, собрал большую коллекцию, которую сжёг, вернувшись в деревню, в присутствии моей старушки Арины, единственной свидетельницы этого аутодафе. Она пришла в ужас, узнав, что я совершил столько краж”.
“Я долго разговаривала с Лермонтовым. Он очень собою недоволен, жалуется, что не может сосредоточиться, так как слишком много вращается среди беспечной, легкомысленной толпы. Конечно, в этом виноват он сам, но ведь он так молод. Жуковский просит меня взять его в руки, пожурить, А Пушкин говорил: “Если бы его сослали в деревню, это принесло бы ему такую же пользу, как и мне. Я сознаю, что моё изгнание сослужило мне большую пользу. Он должен работать. Очевидно, он не отдаёт себе отчёта в своём таланте”.

Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Читайте также:
Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной: сочинение

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.

Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:

За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».

Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».

В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».

Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:

Читайте также:
Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Литература языковедение : Сочинение: Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова

Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова

Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.

Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме историческая повесть “Капитанская дочка”. Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Рассмотрим повесть “Капитанская дочка” в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести и долга, совести, “Капитанская дочка” покроена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).

Построение повести традиционно для исторического произведения.

Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, “Капитанская дочка” не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.

Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: “Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри не вы” (“Бородино”).

Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении “Бородино” по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что “в бездействии состарится оно”.

Читайте также:
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8): сочинение

История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях “Новгород”, “Приветствую тебя воинственный славян” звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, “БОГАТЫРЯМИ”. Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение “Два великана”. Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение-Москвы с великаном “в шапке золота литого”! О противнике “старого русского великана” Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его “трехнедельным удальцом”. Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.

В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над “простыми смертными”, которым их наделили многие писатели.

При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты! “Евгений Онегин” роман, в котором отразился век Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Роман в стихах “Евгений Онегин” писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра 1. В романе переплетены история и современные поэту события.

Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.

Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И. виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху.

Какова же главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.

Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: