Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века

В своем видении истории Толстой был.
национальным художником, гигантом,
выражающим этические взгляды народа,
сложившиеся за многие столетия.
Д. С. Лихачев

У каждого великого писателя есть главное произведение, оказавшее огромное влияние и на самого автора, и на всю литературу. Одно из таких ключевых произведений русской литературы — роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”.
В статье Д. С. Лихачева, посвященной творчеству Л. Толстого, я прочитала, что все герои “Войны и мира” делятся на два типа: “герои пути”, т. е. “герои с развитием” (Пьер, Андрей, Наташа), и “герои вне пути”, остановившиеся в своем духовном движении (Анатоль, Элен и т. д.). Однако это не просто деление персонажей на отрицательных и положительных. Ведь “героями без пути” показаны, по мнению исследователя, Кутузов и Наполеон. Я думаю, что это произошло потому, что оба эти героя являются своеобразными символами, которые определяют направленность духовного развития других персонажей.
Образ Кутузова — светлый полюс романа, образ Наполеона — его темный полюс. А духовный путь любимых героев Толстого идет через преодоление в себе “наполеоновской идеи” к высшей народной правде, олицетворением которой явился Кутузов. В работе Д. С. Лихачева сказано, что сначала образу Наполеона в романе должен был противостоять Александр I. Думаю, что обращение к образу царя, возглавившего зарубежный поход русской армии, т. е. поход по чужой земле, нарушал бы основной замысел писателя: показать народную войну и народного полководца. Кутузов же избран им в качестве освободителя отечества, выразителя патриотического духа народа.
В противовес самовлюбленному Наполеону, произносящему напыщенные речи, он “никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли. говорил самые простые и обыкновенные вещи”. Однако в этом дряхлеющем старике было заложено огромное народное чувство, “которое лежало. в душе каждого русского человека”.
Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени, с одной стороны, нравственного духа войска — с другой.
Поэтому он не может вести своих солдат на поле сражения, которое “считает невозможным”. По этой же причине Кутузов задерживал правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии ложные сведения, которые могли поднять дух войска: “Этот самый человек. ни разу не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны”. Я думаю, что в создании образа старого фельдмаршала Толстой отталкивался от знаменитой пушкинской характеристики: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!”.
Итак, главная цель Кутузова — освобождение отечества. А что движет Наполеоном? Почему, снимая с Бонапарта романтический ореол, Толстой делает его антиподом Кутузова? Думаю, не только потому, что на Бородинском поле их армии сошлись в кровавой схватке.
В противовес Кутузову, мечтавшему о благе народа, Наполеон предстает перед нами как “палач народов”, “человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз”, т.е. лишенный родины, для которого Франция была лишь средством достижения мирового господства. Общение с Кутузовым пробуждает в любом человеке, начиная с князя Андрея и кончая безымянным солдатом, чувство высокого душевного подъема. Присутствие Наполеона “повергает людей в безумие самозабвения”, т. е. человек теряет себя.
Одержимый манией величия, считающий, что “дрожание моей левой.икры есть великий признак”, Бонапарт равнодушен не только к людям, по трупам которых идет к власти, но и к собственному сыну, перед портретом которого он “сделал вид задумчивой нежности”. Как это позерство и дешевый артистизм отличаются от искренности Кутузова, по-детски рыдающего в момент получения известия о том, что Наполеон ушел из Москвы!
Л. Толстой считал, что “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Все это можно отнести к созданному в романе образу Кутузова. Его патриотизм сродни патриотизму всех русских людей: Тушина, Пьера, отца и сына Болконских, Пети и Наташи Ростовых, Тимохина, Тихона Щербатого и многих других. Этот патриотизм основан на вере в силу и мощь России. Горько читать строки о последнем периоде жизни Кутузова. Человеку, принесшему славу Родине, “представителю народной войны, ничего не осталось, кроме смерти. И он умер”. Впереди у России была другая война, которую Кутузов не мог ни понять, ни принять.
Роман Л. Н. Толстого — о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих отношениях, о мнимых вождях, бросающих тысячи и тысячи людей в бессмысленный хаос войны.
Однако “Война и мир” — это и гимн силе, мужеству и стойкости людей, объединенных великой целью. Как современна эта великая книга в наши дни!

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

В своем видении истории Толстой был.

национальным художником, гигантом,

выражающим этические взгляды народа,

сложившиеся за многие столетия.

У каждого великого писателя есть главное произведение, оказавшее огромное влияние и на самого автора, и на всю литературу. Одно из таких ключевых произведений русской литературы — роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В статье Д. С. Лихачева, посвященной творчеству Л. Толстого, я прочитала, что все герои “Войны и мира” делятся на два типа: “герои пути”, т. е. “герои с развитием” (Пьер, Андрей, Наташа), и “герои вне пути”, остановившиеся в своем духовном движении (Анатоль, Элен и т. д.). Однако это не просто деление персонажей на отрицательных и положительных. Ведь “героями без пути” показаны, по мнению исследователя, Кутузов и Наполеон. Я думаю, что это произошло потому, что оба эти героя являются своеобразными символами, которые определяют направленность духовного развития других персонажей.

Образ Кутузова — светлый полюс романа, образ Наполеона — его темный полюс. А духовный путь любимых героев Толстого идет через преодоление в себе “наполеоновской идеи” к высшей народной правде, олицетворением которой явился Кутузов. В работе Д. С. Лихачева сказано, что сначала образу Наполеона в романе должен был противостоять Александр I. Думаю, что обращение к образу царя, возглавившего зарубежный поход русской армии, т. е. поход по чужой земле, нарушал бы основной замысел писателя: показать народную войну и народного полководца. Кутузов же избран им в качестве освободителя отечества, выразителя патриотического духа народа.

В противовес самовлюбленному Наполеону, произносящему напыщенные речи, он “никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли. говорил самые простые и обыкновенные вещи”. Однако в этом дряхлеющем старике было заложено огромное народное чувство, “которое лежало. в душе каждого русского человека”.

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени, с одной стороны, нравственного духа войска — с другой.

Читайте также:
Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?: сочинение

Поэтому он не может вести своих солдат на поле сражения, которое “считает невозможным”. По этой же причине Кутузов задерживал правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии ложные сведения, которые могли поднять дух войска: “Этот самый человек. ни разу не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны”. Я думаю, что в создании образа старого фельдмаршала Толстой отталкивался от знаменитой пушкинской характеристики: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!”.

Итак, главная цель Кутузова — освобождение отечества. А что движет Наполеоном? Почему, снимая с Бонапарта романтический ореол, Толстой делает его антиподом Кутузова? Думаю, не только потому, что на Бородинском поле их армии сошлись в кровавой схватке.

В противовес Кутузову, мечтавшему о благе народа, Наполеон предстает перед нами как “палач народов”, “человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз”, т.е. лишенный родины, для которого Франция была лишь средством достижения мирового господства. Общение с Кутузовым пробуждает в любом человеке, начиная с князя Андрея и кончая безымянным солдатом, чувство высокого душевного подъема. Присутствие Наполеона “повергает людей в безумие самозабвения”, т. е. человек теряет себя.

Одержимый манией величия, считающий, что “дрожание моей левой.икры есть великий признак”, Бонапарт равнодушен не только к людям, по трупам которых идет к власти, но и к собственному сыну, перед портретом которого он “сделал вид задумчивой нежности”. Как это позерство и дешевый артистизм отличаются от искренности Кутузова, по-детски рыдающего в момент получения известия о том, что Наполеон ушел из Москвы!

Л. Толстой считал, что “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Все это можно отнести к созданному в романе образу Кутузова. Его патриотизм сродни патриотизму всех русских людей: Тушина, Пьера, отца и сына Болконских, Пети и Наташи Ростовых, Тимохина, Тихона Щербатого и многих других. Этот патриотизм основан на вере в силу и мощь России. Горько читать строки о последнем периоде жизни Кутузова. Человеку, принесшему славу Родине, “представителю народной войны, ничего не осталось, кроме смерти. И он умер”. Впереди у России была другая война, которую Кутузов не мог ни понять, ни принять.

Роман Л. Н. Толстого — о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих отношениях, о мнимых вождях, бросающих тысячи и тысячи людей в бессмысленный хаос войны.

Однако “Война и мир” — это и гимн силе, мужеству и стойкости людей, объединенных великой целью. Как современна эта великая книга в наши дни!

Сочинение: «Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Литеровед предлагает краткое сочинение на тему «Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский», которое раскрывает суть проблемы, связывая ее с историческими и общественными законами.

В романе А. С. Пушкина «Дубровский» несколько сюжетных линий. Среди них выделяется защита человеческой личности.

Эту историю можно было бы начать словами «Жили-были два приятеля Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский». Все у них было хорошо, пока один не вздумал унизить личность другого, а «другой» не стал этого терпеть. Троекуров и Дубровский имеют много общего. Они оба помещики, оба служили, оба рано овдовели и в одиночку воспитывали детей: Троекуров – дочь, Дубровский – сына. Их зрелые годы пришлись на царствование Екатерины Великой. Дубровский более честный и благородный ушел в отставку, отказавшись присягать императрице, которая взошла на трон посредством переворота. У Троекурова не было таких понятий о чести, для него были важнее чины и награды. Он дослужил до старости, вышел в отставку и приехал в свое имение.

Читайте также:
Шутливые поэмы Граф Нулин и Домик в Коломне: сочинение

Дубровский честный, но бедный дворянин. Таким людям, как известно, нелегко жить на свете. Сохранить честь, будучи бедным, сложно. Стать богатым, соблюдая законы чести, тоже непросто. Бедность обязывает быть покладистым, какими и были все соседи Троекурова и чиновники в уезде. Все они подчинялись воле богатого сумасбродного барина. Только Андрею Гавриловичу удавалось безнаказанно высказывать свое мнение в присутствии Кирилы Петровича.

Однажды псарь Троекурова Парамошка оскорбил Дубровского в присутствии многих людей. Хозяину очень понравилась шутка, оскорбленный Дубровский удалился. Когда Троекуров потребовал, чтобы он вернулся, Дубровский потребовал выдачи Парамошки для наказания. Кирила Петрович не стерпел такой дерзости. Чтобы наказать старинного друга, он решил отобрать у него имение, то есть все, что у того было. Он презрел понятие чести, подкупил судей и затеял тяжбу. Когда-то имение Дубровского действительно принадлежало Троекуровым, но было продано. К сожалению, купчая была уничтожена пожаром. Этим и воспользовался Кирила Петрович.

Дубровский, уверенный в своей правоте и не ожидающий подлости от товарища, не подготовился к заседанию суда. Решение было принято в пользу Троекурова. Андрей Гаврилович не вынес такой несправедливости, его хватил удар. Троекуров предал многолетнюю дружбу ради своей прихоти и уничтожил Дубровского. Для него не существует таких понятий как «любовь», «честь», «дружба». Он богат и успешен, но друзей у него нет, есть только нужные люди. Да и дружить-то он не умеет, как показала жизнь. Он привык управлять людьми, подчинять их своей воле. Дубровский, пытаясь защитить свою честь, лишается имущества и жизни. В его случае душевная рана, нанесенная ему другом, оказалась несовместима с жизнью.

Приехавший к больному отцу сын Владимир, похоронив его, попытался отомстить за поруганную семейную честь. Лишенный имения, он становится разбойником и уходит в лес. Крестьяне, уважавшие старого барина, идут за его сыном. Они пытаются наказать всех, кто поддерживал Троекурова. Кириле Петровичу и здесь повезло. Владимир влюбился в дочь Троекурова Машу, не смеет причинить ей боль. А ведь пострадать первым должен был именно обидчик Дубровского, виновный в его смерти.

Победа остается за Троекуровым и государственными чиновниками. Владимир распускает свой отряд и уезжает в неизвестном направлении. Только можно ли назвать победой то положение, в котором оказался Троекуров? В лице Андрея Гавриловича он потерял своего единственного друга. Дочь он выдал за нелюбимого, но богатого князя. Вряд ли она будет с ним счастлива. Он становится не победителем, а скорее жертвой собственной властности и вседозволенности.

Союз дворян и крестьян, созданный Владимиром Дубровским просуществовал недолго. В конце концов, каждый пошел своей дорогой. Защита человеческой личности невозможна в обществе, где правят деньги и чины. Роман был написан два века назад, но в жизни мало что изменилось.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Читайте также:
В чем трагедия Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина: сочинение

Сочинение Защита человеческой личности в повести Дубровский (6 класс)

В отличие от Троекурова, которому нравились народные страдания, Андрей Дубровский, напротив, уважал крестьян и стремился отстаивать их права. Он искренне сопереживал простому люду, сетовал на их радости и горести. Автор достаточно явно показывает, кто из помещиков заслуживает уважения, а кто является отрицательным героем.

Посему мотив защиты человеческой личности является одним из ключевых в творении. Дубровский в попытках защитить свое достоинство, потребовал у заклятого врага отдать ему на суд крестьянина, что его унизил. Однако распределение власти деспотичному Троекурову невыгодно, потому он отказывает. Именно с этого начинается конфликт, финалом которого становится смерть Дубровского.

К слову, сами крестьяне понимают ситуацию, и их не радует перспектива служить Троекурову. Для них предпочтительнее отправиться с младшим – Дубровским в леса. Кстати, обостренное чувство справедливости и любовь к простому люду делает Дубровского схожим с другим «народным героем», правда, уже европейским – Робин Гудом. Последний также создал своеобразную «народную армию» и старался отстоять интересы простого народа, совершая грабежи высокопоставленных людей, передавая средства бедным и следил за тем, чтобы личность крестьянина не была унижена.

Что же касается ситуации с Машей, здесь мотив защиты личности видоизменяется – герой не протестует против замужества своей возлюбленной, которая выходит замуж за другого человека, поскольку понимает, что это личный выбор. Хоть, безусловно, ему очень больно и обидно это пережить. Кстати, даже отказываясь от мести Троекурову, герой проявляет благородство и невиданное великодушие – ведь уважение к личности врага – это качество, присущее немногим.

Впрочем, это еще одна черта, что объединяет Дубровского и Робин Гуда. Сложно сказать, намеренно ли Пушкин прибегал к заимствованию, но параллель между этими двумя героями порой видна невооруженным глазом.

Дубровский верит, что все люди, вне зависимости от социальной прослойки, рождены свободными, а, следовательно, никто не имеет права оскорблять честь и достоинство другого человека, не важно, в какой семье он родился, имеет ли он титул. Ведь человеческая личность – это нечто гораздо большее, чем фамилии, чины и прочие «знаки отличия». И в мире каждый имеет право на уважение и защиту своих прав. Тем не менее, практика показывает, что в некоторых случаях идеалы Дубровского, как и века назад, остаются актуальными. Ведь даже в век цифровых технологий унижение человеческой личности хоть иногда, но происходит.

Одна из основных проблем, поставленных в произведении А. С. Пушкина «Дубровский» — это защита человеческой личности. На протяжении сюжета автор пытается донести до читателя, что нужно оставаться человечным, несмотря на несправедливую ситуацию.

А. С. Пушкин показывает, что защита собственного достоинства — важнейшая часть человеческой жизни. Так, Андрей Гаврилович Дубровский, защищая свою честь, требует, чтобы Кирила Петрович Троекуров отдал ему на суд его крестьянина, нанёсшего первому оскорбление. Однако, Троекуров не хочет, чтобы над его крестьянами имел власть кто-либо ещё. Вследствие этого между старыми друзьями возникает ссора, приводящая впоследствие к смерти Андрея Гавриловича.

Помимо него, свою честь защищают и сами крестьяне, принадлежащие Кириле Петровичу. Вместо того, чтобы оказаться под его властью, они идут в леса с Владимиром Дубровским.

Но даже став разбойниками во главе с Дубровским-младшим, они продолжают проявлять уважение по отношению к людям. Они грабят исключительно богатых людей, а бедным либо только помогают, либо не трогают их. Когда он вновь имеет возможность видеться с Машей Троекуровой, он в конце концов отказывается от мести, распустив при этом своих подельников, в надежде, что они заживут спокойной жизнью. Что касается венчания Маши и старика, нарочно устроенного её отцом, Дубровский отпускает их, когда понимает, что брак уже заключён.

Читайте также:
Как выразились принципы Пушкина-историка в романе: сочинение

Как известно, о защите личности крестьян до отмены Крепостного права и речи не было. В произведении автор показывает, как Кирила Петрович Троекуров, пользуясь своей властью, буквально издевается над своими крестьянами. К примеру, он мог закрыть крестьянина наедине с разозленным медведем и наслаждаться «зрелищем». Это говорит о том, что Троекуров совершенно не принимает крестьян за людей (впрочем, как и многие другие помещики тех времён).

Что касается другого помещика, Андрея Дубровского, то он относился к своим крестьянам с большим уважением. Об этом говорит то, что он постоянно заботится о них, переливает вместе с ними все трудности, все невзгоды. Дубровский-старший понимает, что они — тоже люди, и к ним нужно относиться так, как подобает относиться ко всем окружающим, независимо от его статуса.

Подводя итог, можно сказать, что А. С. Пушкин отлично показал читателю отношение к людям со стороны каждого из ключевых персонажей своего произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Защита человеческой личности в повести Дубровский

Популярные сегодня темы

Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора

С Антуаном де Сент-Экзюпери большинство знакомо лишь по его повести Маленький принц, однако его действительно удивительная биография тоже заслуживает внимания, и сама могла бы лечь в основу романа

У китайского императора были чудесные владения: фарфоровый дворец, прекрасный сад, и за ним дремучий лес, где жил соловей, прославившийся своим пением на весь свет.

Все когда-то задумывались о том, есть ли у него настоящий друг. Но мало кто знает, что это означает, и каким должен быть истинный друг, на которого можно положиться, и которому можно довериться на все сто процентов.

На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

3119. Сочинение на тему Защита человеческой личности в повести Дубровский 6 класс Русский язык

Сочинение — Защита человеческой личности в повести Дубровский. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А.С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и несколько склонным к хорошим поступкам. В отличие от него, Андрей Гаврилович Дубровский и Маша, дочь Троекурова, имеют благородный характер, справедливый и добросовестный. Главные герои являются достаточно волевыми, не примиряющимися с обстоятельствами.

Троекуров отбирает фамильный дом Дубровских, посягает на их гордость и доброе имя. Старший Дубровский не воспринимал всерьез суд, устроенный против него Троекуровым, в итоге проиграл и умер. Его сыну Владимиру пришлось занять место отца и отвечать за честь всей фамилии. Некоторое время молодой человек руководил восстанием крестьян против угнетающих их помещиков. Несмотря на все возможности, находящиеся у него в руках, Владимир вскоре распустил крестьян, так как не смог принять жестокость их борьбы с помещиками. Это показало милосердие и чистоту характера Дубровского-младшего. В ходе бунта крестьян он не допустил нападения на поместье Троекурова, потому что полюбил его дочь Машу. Так, ради любви Владимир смог простить давнего врага семьи и опуститься до мести. Однако, влюбленным не удалось быть рядом: Троекуров насильно отдал замуж Машу за пожилого графа. Дубровскому несмотря ни на что не удалось уберечь собственную любимую от свадьбы с другим.

Читайте также:
Татьяны милый идеал (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Грустный сюжет ярко показывает беззащитность и безысходность любого перед жесткостью жизни. Даже сильные и волевые личности, делающие все возможное ради достижения целей, не всегда могут добиться своего. Закон и общество тоже никак не могли помочь Маше и Дубровскому.

С какой-то стороны можно понять Владимира, который не выдержал всех испытаний и встал на дорогу разбоя. Защитить его счастье не помогло ничто: ни государство, ни общество, ни даже собственные невероятные усилия и мудрость. Так, не получив поддержки от закона, он переходит на другую сторону и начинает жить по правилам силы и беззакония. Однако, несмотря на все изменения, добрая и благородная натура Дубровского не может до конца стать жестокой, отличаясь благородством.

2 вариант

Защита человеческой личности – важнейшая часть повести великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Однако, говоря об этой теме, стоит рассмотреть исторический контекст, дабы наиболее точно понять произведение.

В том временном периоде, когда происходит действие «Дубровского», защита личности, да и в целом понятие личности, распространялось лишь на узкую прослойку населения – дворянство. Фактически, лишь помещики-феодалы, представители знатные родов, имеющие чин или высокое происхождение, рассматривались как личности, имеющие право на собственную защиту, на защиту собственного достоинства и чести.

Обычный же народ, представленный крестьянским большинством, находясь под их властью, фактически не имел права называться «самостоятельными личностями». При действующем крепостном праве, они рассматривались не более чем товар, который можно было проиграть в карты или выменять на щенков борзых собак у соседа-феодала. Они же были говорящим орудием вспашки земель и прислугой в домах.

Одним из примеров жестокого помещика является Троекуров – одни из главных героев «Дубровского». Оскорбив и принизив честь последнего, он нажил себе врага, который, собрав вокруг себя таких же униженных и притесненных крестьян, принялся нести справедливость. Оскорблённый Троекуровым Владимир возглавил банду разбойников, которые грабили в окружных лесах проезжавших богатеев, которые, некогда, считали своих нынешних обидчиков недостойными людьми «низкого сорта», которым не дано никакой свободы и никаких личных прав. При этом честным и бедным людям нечего боясь – банда Дубровского их не только не трогала, но и помогала им всячески.

Таким образом, главным примером защиты человеческой личности в произведении Пушкина является даже не сам Владимир Дубровский, которые защищал свою честь от Троекурова, нет. Дубровский, в отличие от простого народа, имел различные пути защиты своей чести (например, тот же вызов на дуэль). Главный пример защиты человеческой личности мы видим в лице крестьян, пошедших против притеснителя и угнетателя Троекурова и ему подобных, которые не только всячески издевались над ними (говоря о Троекурове, стоит вспомнить эпизод с медведем), но и вовсе не считали их за личности, которые имеют право хоть на какие-то желания, мечты, хорошие и достойные условия жизни и все те права, без которых современный человек не смог бы жить в принципе.

Читайте также:
Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина): сочинение

Сочинение «Защита человеческой личности в повести «Дубровский»

Изучая произведение Пушкина, школьники в 6 классе получают задание написать сочинение «Защита человеческой личности в повести «Дубровский». В романе автор описывает различные жизненные неурядицы и методы, которыми главные персонажи справляются с ними. Рассказ затрагивает злободневные вопросы поруганной чести. Поэтому важно донести ребятам, что, защищая свою репутацию, нужно оставаться благородным при любых обстоятельствах.

  1. Алгоритм создания сочинения
  2. Текст для примера написания
  3. Отношение автора к закону

Алгоритм создания сочинения

В романе «Дубровский» защита человеческой личности — это главная тема произведения. На протяжении всего рассказа центральный персонаж отстаивает свои права на утерянное обманным путём имение и утраченную честь. Пушкин показывает различные жизненные обстоятельства и людей, которые не боятся противостоять сильным и властным негодяям.

Повесть является частью школьной программы благодаря сильному сюжету с актуальными проблемами. Написание изложения следует начинать с плана, потом должны идти вступление, основная часть и заключение.

Пункты плана к сочинению:

  1. Потеря права на собственное имущество.
  2. Решение бороться с обидчиками.
  3. Разбой как способ противостояния беззаконию.
  4. Проявление мудрости и благородства.

После ознакомления с характером каждого героя школьнику несложно будет поразмышлять, кто чинит беззаконие, а кому приходится отстаивать законное право на отчий дом и восстанавливать честь всего своего рода.

Текст для примера написания

Александр Сергеевич Пушкин написал бессмертное произведение, которое, даже будучи незаконченным, является гениальным творением, ведь затрагивает актуальные во все времена проблемы общества. На протяжении всего романа происходит борьба за поруганную честь, проявления жестокости и человечности в героях «Дубровского» искусно переплетаются, заставляя читателя искренне сопереживать честным персонажам.

В лице Троекурова, богатого барина, показан отрицательный герой. Он тщеславен, безразличен к мнению окружающих и деспотичен. Несмотря на то, что слуга богача унизил своим высказыванием лучшего друга, Андрея Дубровского, Троекуров отказывается наказывать бойкого работника, тем самым ставя под сомнение честь товарища.

Автор показывает читателю, какой характер у богача:

  • он не принимает сторону друга, не защищает его;
  • не ценит дружбу;
  • горд, мстителен;
  • добивается своего любыми путями, не останавливается перед законом, решает проблемы с помощью денег или власти;
  • человек, не имеющий совести, сострадания, он отбирает у друга последнее, не заботясь о последствиях.

Показывает автор и честный, гордый дух Дубровского, который не стал преклоняться перед богатым товарищем и потакать его прихотям. Он сразу же проявил себя достойным человеком, способным защитить свою честь. Но не принял всерьёз угрозу о посягательстве на собственное имение и проиграл.

Приехавший сын Владимир увидел плачевную картину:

  • отец скончался от сердечного приступа, не выдержав предательства соседа;
  • имение и титул отходят Троекурову, который добился этого нечестным путём;
  • преданные Дубровским крестьяне боятся нового хозяина и протестуют против вопиющей несправедливости.

Молодой человек, столкнувшись с реальными проблемами, повзрослел в одночасье и решил защищать честь своего рода и собственное достоинство. Бороться с существовавшим беззаконием и продажностью чиновников можно было лишь схожими методами, и главный герой выбирает разбойничество, чтобы показать негодяям, каково это, когда у тебя насильно отбирают личное имущество.

Владимир не грабил бедных, а наоборот, им помогал, отдавая деньги нечестных богачей. Парень не занимался разбоем с целью обогатиться. Он лишь пытался изменить несправедливый мир, мстил лживым слугам закона и заставлял их почувствовать ответственность, страх за содеянные поступки.

Отношение автора к закону

Автор рассказа показывает несправедливость существовавшего в то время права на власть исключительно для дворян, это было признано обществом и позволяло богачам всячески издеваться над бедными, которые зачастую не имели способа защитить не только имущество, но и репутацию. Поэтому защита чести и достоинства в романе «Дубровский» показана писателем ярко и страстно.

Читайте также:
Судьба моя уж решена (образ Татьяны): сочинение

Пушкин всегда в своих произведениях защищает крепостных, искренне им сопереживая. Он противник бесчинства, которое происходит в суде, лжесвидетельств, портящих судьбы многих ни в чём не виноватых людей.

Так, он не осуждает Владимира Дубровского за участие в банде, а наоборот, не видит иного способа достучаться до высшей власти и сообщить о чиновниках, которые отбирают чужие дома и слуг, злоупотребляя должностными полномочиями.

Также автор — противник баринов-тиранов, относящихся с маниакальной жестокостью как к животным, так и к людям. Например, в повести это показано в пристрастии Троекурова к издевательствам над медведями, которых морили голодом и специально раздражали с целью развлечения.

Отношение собственных крепостных к барину (их страх и неприязнь) также отрицательно характеризуют богача. Именно такие люди, жестокие и излишне властные, зачастую унижали окружающих, которым приходилось как-либо защищаться. Не имеющие другого выхода обиженные терпели или шли на кардинальные меры, как и Владимир, персонаж романа.

Сложно проявить независимость крепостному, следует только преступить закон, но многие не выдерживали несправедливости судьбы и шли на сознательные преступления. Но боролись гуманными способами, избирательными. Грабили только того, кто действительно этого заслуживал, как признанный негодяй Троекуров.

Сочинение на тему: “Защита человеческой личности” в романе А.С. Пушкина “Дубровский”

Подготовительная работа

Пушкин — не только гениальный поэт, оставивший в литературе после себя уникальное творческое наследие, но и прозаик-гуманист, который высоко ставил честь и достоинство, полагая, что один человек не может унижать другого. И эта идея ярко отобразилась в его прозаическом творчестве. Вот почему на уроках в классе или при выполнении домашней работы школьникам предстоит провести анализ текста повести «Дубровский» и найти в нем доказательства. Основной вид работы — сочинение-рассуждение с использованием событий произведения.

Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:

  1. Внимательно перечитать произведение, отмечая наиболее значимые для раскрытия темы эпизоды. Можно делать закладки или карандашные пометки.
  2. Составление плана. Важно понимать, о чем будет написано сочинение, какие именно фрагменты текста подвергнутся анализу.
  3. Подбор доказательство того, что защита человеческой личности в повести Пушкина «Дубровский» является ключевой тематикой.
  4. Написание чернового варианта работы.

После этого следует тщательно перечитать получившийся текст, исправить ошибки, удалить повторы, при необходимости дополнить или немного изменить используемые конструкции. Это поможет довести текст до совершенства и рассчитывать на отличную отметку.

Тема и проблематика произведения

Защита чести, независимости личности в повести «Дубровский» является ключевой, несмотря на то, что в классическом литературоведении произведение считается незаконченным, а его финал — открытым. Идея красной нитью проходит через весь текст, заставляя внимательного читателя серьезно задуматься.

Писатель наглядно демонстрирует, что попав в сложную жизненную ситуацию, его герои ведут себя по-разному: кто-то смиряется с неизбежным и сдается, покоряется более сильным. Иные же сопротивляются благородными методами, наконец, уставший от несправедливости главный герой, Владимир Дубровский, решается на отважный, хотя и не совсем честный путь — становится разбойником.

Таким образом, в мире, где царит покорность, где личность не ставится ни во что, находятся готовые бросить вызов системе, поднять бунт. Именно Владимир, достойный представитель дворянского сословия, решает взять на себя роль благородного защитника слабых и униженных.

Его разбойничья деятельность не имеет цели обогащения, этот человек пытается всеми силами помогать бедным, при этом не только в финансовом плане. Скорее, он пытается убедить их в том, что справедливость возможна. А проблема защиты человеческого достоинства в романе «Дубровский» становится ключевой и наиболее значимой.

Читайте также:
Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Образ главного персонажа

Благородный разбойник Владимир Дубровский — очень важный для Пушкина герой, поскольку именно он помогает понять, что в непростое время, когда человек, имеющие деньги, может позволить себе унижать бедняков, справедливость все же возможна. Владимир становится классическим героем-романтиком, в его образе нашли отражение черты народного защитника, который приходит на помощь тем, кто не в силах сам отстоять свои интересы. Кратко особенности персонажа можно описать так:

  1. Привлекателен внешне.
  2. Получил отличное образование.
  3. Умен, начитан (в отличие от своего оппонента, Троекурова, который в жизни не держал в руках книгу).
  4. Смелость и благородство в крови у Владимира. Если бы жизнь его сложилась иначе, возможно, он смог бы добиться неплохих успехов на службе, однако обстоятельства вынудили молодого человека встать на преступный путь.
  5. Благодаря своей храбрости, юноша очень быстро завоевал доверие крестьян, которые поняли и оценили его благородную натуру, согласились на бунт против грозного барина Троекурова под предводительством его заклятого врага.

Однако важно в письменной работе подчеркнуть ключевой момент: Дубровский пытался восстановить справедливость только в отношении разорившихся или бедных дворян, попавших в сложные жизненные обстоятельства и вынужденных терпеть издевательства и унижения со стороны богачей этого же сословия.

Владимир добр к крестьянам-разбойникам, но их права и достоинство защищает не столь добросовестно. Даже этот прекрасный человек не лишен недостатков своего времени и не считает крестьян равными себе.

Основной конфликт

Кирила Петрович Троекуров — ярчайший представитель своего времени. Он баснословно богат, привык к тому, что все окружающие благоговеют перед ним и готовы чуть ли не падать на колени. Именно такое раболепие соседей и сделало Троекурова тем, кем он предстает перед читателем со страниц романа. Возможно, если бы смелый и отважный человек поговорил с ним по душам, в голове у этого «старинного русского барина» и возникла бы мысль о том, что он ничуть не лучше остальных. Но увы, страх перед его своенравием настолько силен, что на это никто не отваживается.

Единственным другом, которого Троекуров по-своему любил и ценил, был для него Андрей Гаврилович Дубровский, отец главного героя. Это отставной поручик, человек весьма скромного финансового положения, но честный, благородный и отличающийся независимым нравом. Он не заискивает перед могучим товарищем, именно поэтому и импонирует ему.

Именно Дубровский-старший является примером личности, поставленной в непростые условия, но сумевшей сохранить честь и достоинство. С него, согласно позиции автора, могут смело брать пример те представители дворянства, для которых нравственность, благородство и мораль — не простые слова, а жизненные стержни.

Последующее развитие конфликта семей Дубровских-Троекуровых выглядит так:

  1. Ссора соседей. Троекуров, смертельно обиженный на Андрея Гавриловича, решается на жестокость: он подкупает чиновников и отсуживает имение Дубровского-старшего. Хотя прекрасно понимает, что отнимает у того последнее.
  2. Старший Дубровский умирает от пережитого позора, не в силах справиться с бесчестьем.
  3. Его сын, Владимир, сжигает имение, чтобы им не завладел «Троекур» и решает отомстить ему.

Однако события принимают неожиданный поворот и Владимир влюбляется в юную дочь врага, прекрасную Машу. Он настолько благороден, что готов даже простить своего недруга, чтобы не печалить возлюбленную, но этому сбыться было не суждено.

Любовная тематика

Человечность настолько несвойственна главному антигерою, что Кирила Петрович решается сломать жизнь единственному дорогому для него человеку — собственной дочери. Он собирается против воли Маши выдать ее, молодую и прекрасную, за старика — князя Верейского, человека совершенно непривлекательного, зато богатого и знатного.

Читайте также:
Образ Евгения Онегина в романе Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Конечно, Дубровский не может допустить такой подлости, именно поэтому, получив письмо девушки, решает похитить ее и спасти от позорного брака. Но не успевает.

Даже в любовном аспекте произведения Пушкин показывает, насколько слабо ценилась в его время человеческая личность. Отец своими руками лишает любимую дочь самого главного — возможности создания семьи и рождения детей. При этом следует подчеркнуть, что Троекуров искренне любит Машу и желает ей счастья, выдает замуж за нелюбимого не из вредности или собственных интересов. Он уверен, что делает для нее добро. Его нравственный облик настолько ужасен, что даже собственная дочь становится невинной жертвой его своенравия и неумения думать о других.

Маша обречена на несчастную жизнь, ее протест — просьба Дубровскому о помощи и готовность покинуть деспота-отца — оказывается слабым. Автор показывает, что борьба одного человека против несправедливости не способна принести реального результата. Поэтому любовная тема заканчивается на минорной ноте — влюбленные вынуждены расстаться.

Противостояние персонажей

В тексте произведения встречаются разноплановые герои, есть благородные и отважные люди, вроде Дубровского-старшего, которые не боятся сильных мира сего, не бросают им вызов, но и не пресмыкаются перед ними. Рисует Пушкин и портреты самых обычных крестьян, бесправных в той эпохе, в которой они вынуждены жить, но не лишенных великодушия и доброго сердца. Это кучер Антон, кузнец Архип, няня будущего благородного разбойника.

Следует обратить внимание и на смысл названия произведения. Почему автор вынес в заголовок фамилию главного героя? Ответ прост — именно Владимир является тем человеком, который отказался способным на бунт против несправедливости и попрания человеческого достоинства, которые стали жизненным принципом Троекурова. Однако необходимо понимание того, что этот «Робин Гуд» действует ради мщения, он желает уничтожить своего врага из-за того, что тот свел с ума отца и стал причиной его смерти. Конечно, намерения героя благородны, но движет им ненависть.

А крестьяне, которые добровольно вступили в его «шайку» и рискуют своими жизнями, не имеют стремления отомстить, они добры, отважны и действительно хотят помогать нуждающимся. Вот почему ярчайшими примерами проявления лучших человеческих качеств следует считать именно этих простых, даже безымянных, людей.

Встречаются на страницах романа и представители самодурства, тираны и деспоты, которые делают жизнь окружающих невыносимой. Помимо собственно Троекурова, это князь Верейский; Шабашкин с его продажной душонкой; истинный «лакей» и подлиза Спицын, использующий все варианты, дабы угодить сильным и богатым. И непонятно, что оказалось способным толкнуть их на путь низости и подлости, ведь эти люди имели все необходимое для счастья. Они богаты, знатны, ни в чем не нуждаются. Однако понятия о том, что составляет смыслы жизни, у них настолько извращены, что персонажи оказываются начисто лишенными морали.

Такова тематика человеческого достоинства, которую Пушкин в свойственной ему лаконичной манере раскрыл в своем приключенческом произведении. Автор показал, что среди простых крестьян, лишенных всего, есть благородные души и смелые характеры. А в дворянской среде нередким является подхалимство, трусость и низость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: