Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Литература языковедение : Сочинение: Трагизм судьбы Евгения Онегина

Трагизм судьбы Евгения Онегина

Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, – Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его “всему шутя”, “чему-нибудь и как-нибудь”. Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю “от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, “русская хандра им овладела”.

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому”ничего не вышло из пера его”. Онегин начинал читать:”читал, читал, а все без толку”.

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,

И раб судьбу благословил.

Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, “чтоб только время проводить”, не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого”и”нового” в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой – восторженным романтиком, идеалистом.

Судьба Главного героя в романе А .С Пушкин Евгений Онегин

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
“Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина — молодого дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ. СКАЧАТЬ

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. СКАЧАТЬ

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина ‘Евгений Онегин’.
Кто главный герой романа “Евгений Онегин”? Ответ на этот вопрос кажется вполне
ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений –
кто же еще? Даше Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж
тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне.. .И
в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа – Евгений Онегин, типичный
молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и
романа бы не было. СКАЧАТЬ

Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» .
Рисуя образ Онегина, Пушкин подчеркивает типичность своего героя: он, как и другие, «учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь» , ведет рассеянную светскую жизнь, он «добрый малый, как вы да я, как целый свет» . В то же время Онегин — человек незаурядный: «резкий, охлажденный ум» , светские развлечения, «наука страсти нежной» не могут заполнить его жизнь. «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность» (В. Г. Белинский) . Он пытается изменить свою жизнь (читает, пробует писать) , но иллюзия деятельности не может его удовлетворить, а найти настоящую цель в жизни он не может, ТАК как его искания замкнуты только на самом себе. Отсюда его хандра, холодный скептицизм, угасший жар сердца. Онегин не чужд передовых веяний времени (философские споры с Ленским, «читал Адама Смита». СКАЧАТЬ

Главный герой по имени которого и назван роман, – Евгений Онегин – это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами – гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его “всему шутя”,”чему-нибудь и как-нибудь”.Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю “от Ромула до наших дней”,имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни.” Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями света, приве- ли к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование,” русская хандра им овладела”.

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому”ничего не вышло из пера его”.Онегин начинал читать:” читал, читал, а все без толку”.

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил:

Читайте также:
Дубровский-старший и Троекуров: сочинение

Но и эта деятельность от скуки,” чтоб только время проводить”,не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышле- нии и поведении Онегина, борьбу”старого”и”нового”в его сознании, сопоставляя с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, пассивность,” желание покоя”,равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой-восторженным романтиком, идеалистом.

Сочинение: Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском 1824-1826 г.

Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)

Автор: Пушкин А.С.

В Михайловском (1824-1826гг).

Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», – написал он впоследствии.

Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.

Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.

Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», – признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Романтическая на первый взгляд ( необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста ( « он для себя лишь хочет воли»). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.

Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина. Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны. Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». Ив ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.

Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти. Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр. Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.

Читайте также:
Образ стихии в поэме Медный всадник: сочинение

В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины). Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя».

В работе над « Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.

В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».

Михайловская ссылка Пушкина

Ссылка Пушкина в родовое село Михайловское последовала сразу после его пребывания на юге. Говоря кратко о южной ссылке Пушкина, следует отметить, что колкие, и даже злые строки оды «Вольность» не могли не возмутить царское правительство, привыкшее к восхвалению придворных поэтов. Александр I увидел в этой оде покушение на самодержавие. Тем более, что до него доходили слухи о тайных обществах. И если бы не заступничество близких ко двору друзей и поклонников Пушкина, его могла ждать ссылка в Сибирь. Высылая Пушкина из столицы, царское самодержавие предупреждало остальных вольнодумцев, что не станет терпеть от людей, призванных защищать трон и интересы государства, вольных мыслей. Дворянство во все времена было оплотом трона. А тут? Какой-то Пушкин возмущает спокойствие в государстве. В этом и кроются основные причины южной, а затем и михайловской ссылки Пушкина.

Знакомство Пушкина с Кавказом и Крымским полуостровом послужили детонатором новых творческих замыслов и идей, породили лирику 1820-1824 годов, и оказали влияние на последующее творчество в тихой глуши села Михайловское, куда он был отправлен стараниями крымского губернатора графа Воронцова.

Граф Воронцов первоначально тепло отнесся к Пушкину. Но молодой поэт был человеком прямолинейным, пылким. И талантливым. А рядом с такими личностями не всем бывает уютно.

Он позволил себе увлечься женой графа Воронцова. Считается, что в Елизавету Ксаверьевну Воронцову был также влюблен Александр Раевский, и та отвечала ему взаимностью. К известному сочинителю она испытывала лишь глубокое уважение, дружбу. Сам поэт не умел таить своих мыслей и чувств, чем и навлек на себя гнев и ревность генерал-губернатора Бессарабии и Новороссии, подогреваемые Раевским, который также был заинтересован в том, чтобы удалить, как ему казалось, соперника. Скорее всего, наличие связи между Воронцовой и Пушкиным – это плод воображения сплетников. Неприязнь графа Воронцова к молодому литератору подогревались его колкими эпиграммами, и губернатор решил от него избавиться. Для докладной канцлеру Нессельроде он воспользовался письмом Пушкина к Вяземскому, в котором тот признавался в своей склонности к атеизму. Тогда было принято решение отправить Пушкина в родовое поместье его матери – Михайловское.

Читайте также:
Литературное наследие Пушкина: сочинение

Вначале сосланный Пушкин заскучал, но потом понял, что лучшего времени и места для литературного творчества ему не найти, и он погрузился в работу. Здесь он закончил поэму «Цыганы», переработал впечатления южной ссылки, в результате которых появились поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», которые были задуманы во время путешествий и службы на Юге.

Будучи в Михайловском, он получил доступ к хранившимся в Святогорском монастыре летописям, изучил историю Карамзина и со свойственной ему скрупулезностью написал историческую поэму «Борис Годунов». В годы ссылки талант Пушкина окреп и приобрел свой почерк, своеобразный стиль. После прочтения трагедии «Борис Годунов», П.А. Вяземский писал: «… ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал».

Стихи Пушкина периода михайловской ссылки, навеяны романтикой юга и наполнены лиризма. Таковы

Романтические произведения Александра Сергеевича написаны под влиянием творчества Байрона, которым он был увлечен в юности. Здесь же появляются первые ростки реализма («Евгений Онегин»).

Он поддерживает активную переписку с друзьями в Петербурге, заботится об издании написанных им литературных произведений и много, упорно работает. Общение с друзьями порождает отдельный жанр стихотворений ироничных, иногда он создает колкие эпиграммы, которые быстро разлетаются по Петербургу в списках.

В список произведений Михайловской ссылки вошли:

  • «Разговор книгопродавца с поэтом»;
  • «Деревня»;
  • «Пророк»;
  • «Я помню чудное мгновенье…»;
  • «Зимний вечер»…

Стихотворений, написанных в этот период намного больше, чем указано в качестве примеров в этой статье.

В свободное от литературного творчества время, Пушкин совершает конные прогулки, общается с помещиками-соседями, изучает быт крестьян. Особенно много времени он проводит в селе Тригорском, принадлежавшем Прасковье Александровне Осиповой, оказавшей нравственное влияние на творчество Пушкина.

В этот период он сблизился со своей няней Ариной Родионовной, которая подпитывала его душу народными сказками. Некоторые из них гений русской поэзии переработал и создал удивительные сказки в стихах для детей.

В произведениях, написанных в селе Михайловском, намечается реалистическая перспектива творческого развития Пушкина-литератора. Он уже начал опережать литературу своего времени.

Его пребывание в селе Михайловским фактически спасло его от декабрьского восстания 1825 года и более сурового наказания. Не нужно быть ясновидцем, чтобы не понимать, что Пушкин в душе был с декабристами, и окажись он в ту зиму в Петербурге, поэт обязательно пришел бы на Сенатскую площадь.

Как ссылка в Михайловское отразилась на поэзии Пушкина

В селе Михайловское, что в Псковской области, Александр Сергеевич Пушкин впервые побывал летом 1817 года.

Он был очарован спокойным течением жизни местных обитателей, наслаждался красотой русской природы и с удовольствием парился в деревянной бане.

В августе 1824 года Александр Сергеевич снова появляется в имении своей семьи, куда его сослали на два года.

Поводом для ссылки послужило письмо, адресованное поэтом близкому другу. Оно так и не дошло до получателя, зато его внимательно изучила московская полиция. В послании Пушкин сообщал о своих новых «атеистических убеждениях».

Друзья поэта переживали за его самочувствие, ведь он находился в Михайловском практически один на один с собой.

Но Пушкин не только смог противостоять нависшей над ним угрозе депрессии, но и почерпнул из времени, проведенного в ссылке, новые темы и вдохновение.

В период жизни в Михайловском (с августа 1824 по сентябрь 1826), Александр Сергеевич завершил работу над начатыми ранее произведениями.

Это большая часть поэмы «Цыгане», описывающая скоротечность любви двух юных сердец и ее трагическое завершение. Здесь же он заканчивает одно из основных стихотворений о миссии творца «Разговор книгопродавца с поэтом».

Появляются у Пушкина и новые идеи. Например, сюжет народной драмы «Борис Годунов» был задуман и исполнен в рукописной форме именно в пору ссылки. Известно, что поэт много времени проводил в библиотеке своих соседей Осиповых, с которыми до конца жизни поддерживал тесные приятельские отношения.

Он читал, делал заметки, размышлял о политических движениях, даже возобновил работу над собственной автобиографией, которую давно забросил.

В Михайловском появляется стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое считает посвящением племяннице Осиповых — Анне Керн.

Здесь Александр Сергеевич сделал большой шаг от романтизма к реализму, что проявляется в более чем 100 произведениях, созданных им за время ссылки.

Потребность описывать окружающую действительность и смена творческого курса объясняются тем, что Пушкин сумел полностью погрузиться в настоящую жизнь русского народа.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

Он много времени проводил за разговорами с деревенскими мужиками. Слушал о чем судачат сельчане. Впитывал дух российской бытности. Именно в Михайловском Пушкину удалось уловить настроение недовольства, царившее среди людей.

С тех пор из-под пера поэта выходили пронзительные стихи и поэмы, которые были близки большей части населения империи. Он начал затрагивать настоящие проблемы, заявлять о своей позиции во всеуслышание.

Не перестает он размышлять о предназначении поэта и его целях в обществе. В результате созданы гениальные стихи «Пророк», в которых ясно проложена линия особой миссии и трудности жизни мастера слова.

Политика начала волновать Александра Сергеевича еще больше, чем в прежние годы жизни. Конечно, он анализировал то, как влачат существование простые люди в маленьком поселении.

Еще больший удар нанесла поэту расправа над декабристами, среди которых были его ближайшие друзья и соратники — Пущин и Кюхельбекер.

После этих трагических событий Николай Первый, взошедший на престол, призвал Пушкина в столицу, где попытался заручиться поддержкой любимца народа.

Поэту обещали долгожданную свободу, которая оказалась фальшивкой. За ним был установлен тайный надзор, цензура не пропускала в печать произведения Пушкина».

В целом ссылка в Михайловское сильно переменила настроение Александр Сергеевича. Он стал более реалистично смотреть на происходящие вокруг события, узнал о настоящих проблемах русских крестьян, проникся ими. Он старался найти выход в подробном рассмотрении истоков и причин, которые привели Россию к печальным событиям, коснувшимся лучших ее умов.

Этот период стал сильным толчком для скорейшего перехода к реализму и окончательному созреванию пушкинского гения.

Пушкин в Михайловском – кратко о жизни и творчестве поэта в ссылке

История села

Село Михайловское расположено в Пушкиногорском районе Псковской области, на расстоянии более 100 км от Пскова. Считается, что название «Михайловское» пошло Михайловского монастыря, расположенного в селе Савкино (Савкина Горка). Село располагалось на расстоянии километра от усадьбы. Известно, что Александр Пушкин очень любил Савкину Горку и даже хотел выкупить его.

История Михайловского начинается с прадеда Александра Сергеевича:

  1. В 1742 году Абрам Ганнибал получил землю от императрицы Елизаветы Петровны. Тогда деревня называлась Устье и принадлежала Опочецкому уезду. Абрам был сыном африканского князя, которого Петр I привез в Москву. Тут предок Пушкина крестился и дважды женился, от второго брака у него родился сын Осип — дед будущего великого поэта.
  2. В 1781 году имение перешло по наследству Осипу Абрамовичу. Он переименовал усадьбу в Михайловское, обустроил ее, разбил парк. У него родилась только одна дочь, Надежда, которая вышла замуж за троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина.
  3. В 1818 году Надежда Осиповна получила усадьбу по наследству.

После смерти матери в 1836 году усадьба перешла Александру Сергеевичу, который владел ею меньше года.

Первые визиты

Михайловское оставило в жизни и творчестве Александра Пушкина огромный след. Он был связан с этим местом всю свою сознательную жизнь — с 1817 по 1836 года.

Первый годы жизни поэта прошли в Москве, в Немецкой слободе, лето он проводил в имении Захарово у бабушки по матери. В 1811—1817 годах Александр прожил в Царскосельском лицее. После выпуска летом 1817 он впервые приезжает в Михайловское, которое на тот момент принадлежит его деду. Сельская жизнь покорила вчерашнего выпускника: «запущенные» сады, бескрайние поля, милые соседи, простая сельская жизнь и крестьянские радости — все это по признанию самого гостя полностью очаровало его.

Второй визит Пушкин нанес только в 1819 году, когда приехал отдохнуть и набраться сил после тяжелой болезни. В это время он пишет стихотворения «Домовому» и «Деревня». В это время усадьба уже перешла матери Александра.

Читайте также:
Сочинение на тему Капитанская дочка: сочинение

Предпосылки к изгнанию

Сложно однозначно ответить, за что Пушкина сослали в Михайловское. Даже ранние стихотворения Пушкина вызывали неоднозначную реакцию власти: в «Деревне» отчетливо слышался антикрепостнический мотив, а эпиграммы на многих известных лиц (императора Александра I, архимандрита Фотия, Аракчеева) были недопустимы для чиновника. Гению удалось избежать ссылки в Сибирь только благодаря заступничеству друзей. Александр был переведен в Кишинев, а позднее — в Одессу, в так называемую «южную» ссылку.

Однако наблюдение за его поведением не ослабевает, и в итоге по формальной причине (в перехваченном письме к другу поэт насмешливо отозвался о религии и написал, что изучает атеистическое учение) Александр Сергеевич был сослан вновь, но уже в родовое имение. Настоящих же поводов было больше: подача доноса генерала Скобелева, опасения графа Воронцева, что за дружбу с опальным чиновником может пострадать он сам. Определенную роль наверняка сыграло ухаживание поэта за женой Воронцова.

В результате 8 июля 1824 года 25-летний Александр Пушкин был отстранен от службы. Через месяц он дал подписку, в которой обязался жить в усадьбе, не отлучаться из нее, не заниматься неприличными сочинениями, благонравно вести себя. Вскоре он прибыл по месту «заточения».

Отец поэта был фактически поставлен надзирателем над сыном, из-за чего у них произошла крупная ссора вскоре после приезда. Сергей Львович вскрывал письма узника, постоянно обвинял его в безбожии, боялся, что может пострадать сам. Взбешенный Пушкин даже написал письмо к императору, прося перевести его в любую крепость, но друзья удержали его от отправки.

Северная ссылка

К концу осени все родственники уехали, и изгнанник остался с няней Ариной Родионовой. Друзья выражали явное беспокойство: молодой, энергичный юноша, привыкший к высшему свету, городу, интересной, насыщенной жизни, легко мог «заболеть» скукой и угаснуть из-за вынужденного нахождения в деревенской глуши. Многие боялись, что поэтический гений поэта быстро угаснет. Последний поддерживал их страхи: уже в первых письмах Пушкин часто жалуется на скуку, просит вытащить его отсюда.

Впрочем, вскоре настроение Александра Сергеевича сменилось на противоположное. Первая осень в Михайловском стала крайне плодотворна для него: он читал и писал, наблюдал за деревенской жизнью и слушал сказки няни Арины Родионовны. Он наладил дружеские отношения с соседкой, владелицей Тригорска Прасковьей Осиповной. Пушкин часто, почти ежедневно, бывал в Тригорском, где полушутливо ухаживал за местными дамами.

В 1825 году сюда приехала племянница хозяйки Анна Петровна Керн, с которой связан серьезное увлечение поэта. Ей он посвятил знаменитый стих «Я помню чудное мгновенье…».

В январе 1825 года изгнанника посетил Пущин, с которым поэт не виделся почти 5 лет. Весной того же года приехал Дельвиг. Обе встречи остались в стихах — «И. И. Пущину» и «19 октября».

Узник также мог пользоваться летописями, которые хранились в Святогорском монастыре. Их изучение помогло написать поэму «Борис Годунов».

Но все же Пушкин тяготился своим положением. Ему было тесно, скучно в ограниченном кругу, хотелось читать, мыслить, творить. Все время ссылки он мечтает об освобождении:

  1. В конце 1824 года всерьез рассматривал возможность бежать через Дерпт заграницу, но в последний момент передумал и остался на родине.
  2. Летом 1825 написал письмо императору Александру I, прося отпустить на лечение в другую страну.
  3. Осенью того же года просил о помиловании.
  4. В декабре, узнав о смерти императора и проблемах престолонаследия, Пушкин намерен приехать для участия в восстании декабристов. Только непредвиденные обстоятельства помешали ему.

В переписках с друзьями он постоянно просит прислать ему книг: Шекспира, Шиллера, Гете, Байрона, книги о восстаниях XVII—XVIII вв. еков, только вышедшие тома «Истории» Карамзина.

Ссылка Пушкина в Михайловское закончилась 3 сентября 1826 года. Уже на следующий день Пушкин был на пути в Москву по приказу нового императора Николая I. Возвращение было тяжелым: после восстания декабристов были повешены 5 человек, во всеми изгнанник был знаком. В бумагах восставших обнаружены его переписанные стихи.

Творческое наследие

Перечислить точно, какие произведения написал Пушкин в Михайловском, довольно сложно: в этот период написано более 100 только одних стихов. Основной список кратко: «Буря», «Подражание Корану», «К морю», «Зимний вечер», «Пророк», указанные выше стихи к лицейским друзьям и Керн. Часть из них пронизана одиночеством изгнанника и покорностью судьбе, часть описывает красоту природы и любовь. В них легко проследить переход творчества к реализму.

Читайте также:
Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского: сочинение

Тут же была начата работа над центральными главами «Евгения Онегина» (первая глава вышла в феврале 1825) и поэмой «Цыгане», написаны историческая трагедия «Борис Годунов» и шуточный «Граф Никулин», закончена поэма «Цыгане». В конце 1825 года вышли «Стихотворения Александра Пушкина».

После окончания ссылки Пушкин бывал в имении еще несколько раз. Он приезжал отдыхать от городской суеты. В 1836 году он приехал на похороны матери, на следующий год сюда привезли тело самого Александра Сергеевича.

Усадьба после смерти владельца

После смерти Михайловское перешло детям — Александру, Марии, Григорию и Наталье Пушкиным. Однако почти 30 лет тут никто не жил, из-за чего усадьба пришла в сильный упадок. Вдова Наталья Николаевна только перевезла в дом библиотеку поэта в 1841 году, а через 3 года увезла обратно, когда вышла замуж повторно. В 1848 году журналист Мацкевич писал, что усадьба пришла в запустение и крайне ветхая, всюду плесень, гниль, сад зарос, а строение грозились упасть в любой момент.

Михайловское пережило второе рождение только в 1866 году, когда сюда приехал Григорий Александрович, младший сын Пушкина, с молодой женой. Он снес все ветхие постройки и перестроил усадьбу, обустроил отцовский кабинет, привезя сюда некоторые его вещи и библиотеку. По сути Григорий Пушкин создал первый мемориальный уголок поэта, который в 1875 году был запечатлен на картине Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском». Этот же вариант кабинета принят музейными сотрудниками сегодня.

Но на этом тяжелые времена не закончилась:

  1. В 1899 году Григорий Александрович переселился в имение жены и продал усадьбы. Его выкупила казна и передала во владение местного дворянства.
  2. Летом 1908 года дом сгорел, в имении остались только некоторые пристройки.
  3. Усадьбу восстановили через год, проект был подготовлен архитектором Щуко.
  4. В 1911 году тут открыли колонию для престарелых литераторов.
  5. Во время Революции в феврале 1918 года крестьяне разграбили имение, некоторые постройки были сожжены.
  6. В 1921 году Михайловское вновь восстановили, а в следующем году объявили музеем-заповедником. Через 14 лет в его состав включили и некоторые другие места: Савкину Горку, городище Воронич, Святогорский монастырь (возвращен Церкви в 1992) и усадьбу Петровское.
  7. К годовщине гибели поэта (100-летию) в 1937 прошло массовое восстановление строений.

Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал: были уничтожены жилые хозяйские здания и постройки монастыря, повреждены могила Александра Пушкина и многие усадебные строения. После войны началось глобальное восстановление, в котором активное участие принял директор музея Гейченко.

Современное состояние

В 1995 году Михайловское включено в список особо ценных памятников культурного наследия России. В 2013 году получен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Его главными достопримечательностями являются:

  • Дом Пушкина в Михайловском с сохраненными и восстановленными (насколько это оказалось возможно) интерьерами времен поэта.
  • Домик няни Арины Родионовны.
  • Парк с фруктовым садом, аллеями. Декоративными прудами и мостиками. Самой известной является аллея Керн.

Сегодня Михайловское называют «Пушкинским заповедником». Этот историко-литературный и природно-ландшафтный музей расположился на 9,7 тысячах гектаров. Он включает в себя:

  • Усадьбы Михайловское, Петровское и Тригорское, а также их мемориальные парки.
  • Могилу А. С. Пушкина и некрополь семьи Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре.
  • Некоторые имения родственников и друзей поэта — Лысую Гору, Воскресенское, Дериглазово и Голубово.
  • Научно-культурный центр заповедника в поселке Пушкинские Горы.
  • Музей «Пушкинская деревня», действующий музей мельницы с домом мельника и Центр творческих программ. Два последних расположены в деревне Бугрово.
  • Городища Савкина Горка, Велье (вместе с исторической частью деревни), Врев и Ворони.
  • Пойменные луга реки Сороти и озера Маленец, Кучане, Велье, Белогули и Черное.

Сегодня музей Михайловское предлагает общие и тематические экскурсии, мастер-классы по народной культуре и русскому языку, лекции и уроки. Также гости могут посетить временные выставки, специальные занятия и кукольный театр.

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

Родовое имение Пушкина, доставшееся ему от матери, оказало огромное влияние на поэта. Сосланный сюда в возрасте 25 лет, он 2 года провел в уединении, вдали от столицы и происходивших там событий. Несмотря на скуку и бессилие в делах, изгнание сыграло огромную роли в творчестве поэта.

Сочинение по картине Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском»

Сочинение по картине Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском»

Перед нами картина известного русского художника Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в Михайловском». На ней изображена встреча Пушкина с Пущиным, который навестил поэта в его ссылке.

В Михайловское Пушкин был сослан за свои свободолюбивые стихи. Рядом с ним не было ни друзей, ни близких. Только няня Арина Родионовна долгими вечерами, сидя с вязанием у окна, сказывала сказки и слушала стихи поэта. Пушкину было одиноко без друзей. И он был просто счастлив, когда однажды зимним утром к нему приехал его лицейский товарищ Пущин.

На своей картине художник изобразил момент, когда Пушкин читает стихи Пущину. Поэт находится в центре картины. Он стоит, опершись на стол, вытянув вперед правую руку, а в левой держит листы рукописи. Лицо его горит вдохновением и воодушевлением.

Перед ним в глубоком кресле, удобно расположившись, сидит Пущин. Он, улыбаясь, внимательно слушает Пушкина. Чувствуется, что он тоже очень счастлив видеть и слышать своего друга.

На заднем плане, освещенная светом от окна, изображена сидящая на стуле няня. В руках у Арины Родионовны вязание, но она забыла про него, с любовью и нежностью смотрит она на своего воспитанника.

Вся картина дышит покоем и счастьем. Художник использует для своей картины светлые и теплые тона, использует прием контраста.

Эта картина нравится тем, что несет жизнеутверждающее, праздничное настроение.

Картина была приобретена Н. Некрасовым, а сейчас находится в Харьковском художественном музее.

В свой последний год жизни в Петербурге художник Николай Ге, в то время бедствующий и недовольный собой, пишет одну из самых светлых своих работ — картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском». Два поэта с похожими фамилиями и легендарная няня залиты ярким псковским солнцем — Александр Пушкин, Иван Пущин и Арина Родионовна читают «Горе от ума» Грибоедова.

Михайловская ссылка Пушкина длилась долгих два года. Летом в имение съезжались родные, а с приходом зимы дом пустел, оставалась только верная няня Арина. Но вот в ледяном январе 1825 года очень ранним утром и всего на день к Пушкину вдруг приезжает его лицейский Иван Пущин, который оставил потом воспоминания об этой встрече. Выбегает Арина Родионовна и сразу начинает его обнимать, хотя Пущина раньше никогда не видела. Он привез запрещенную комедию Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину тут же захотелось ее прочесть.

Заметьте, сколько на картине книг: ими и бумагами завален стол, книги на полу, на стуле. В Михайловском Пушкин действительно очень много работал. Когда прошли два года ссылки, прочитанные поэтом книги пришлось вывозить на двух телегах. Написанных было чуть меньше, но все же.

Когда после декабрьского восстания на Сенатской площади Пущин в свою очередь оказался в ссылке, Пушкин пишет ему в Читу об их михайловской встрече:

Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Кстати, сразу же после первой выставки картину Николая Ге купил поэт Николай Некрасов.

27 февраля родился Николай Николаевич Ге (1831-1894) — русский и украинский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, работы которого находятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и Музее русского искусства в Киеве.

Читайте «Литературно» в Telegram, Instagram и Twitter

Это тоже интересно:

Иконы и порнография Наталии Гончаровой

По вопросам сотрудничества пишите на

Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском

«Пушкин в селе Михайловском», хорошо известный зрителям по школьным учебникам и хрестоматиям, написан Николаем Ге в 1875-м году в Петербурге, на волне громкого успеха другой его исторической картины – «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ге не слишком любил жанр исторической живописи, но если уж брался за такую картину, то материал всегда подбирал очень тщательно. И судьба шла ему навстречу, посылая редкие знакомства и нужные обстоятельства. Однажды в доме академика-минеролога Петра Аркадьевича Кочубея Николай Ге познакомился с Татьяной Борисовной Семечкиной, в девичестве Данзас. Она была родной племянницей Константина Карловича Данзаса – товарища Пушкина по Царскосельскому Лицею и секунданта на его дуэли с Дантесом. Нужно сказать, что многие знакомые Ге отмечали его особенность: художник умел так заразительно говорить о своих замыслах, так ярко описать идею и подробности её исполнения, что слушавшие нередко бывали разочарованы, когда видели готовую картину – в словесной передаче Ге она казалась и ярче, и гениальнее. Вот и на обеде у Кочубея Ге с большим воодушевлением рассказывал, что задумал картину о приезде Пущина к Пушкину в Михайловское, но жаловался, что все имеющиеся пушкинские портреты – и прижизненные, и более поздние – кажутся ему неубедительными. Лучший из них, работы Ореста Кипренского, Ге даже скопировал, но всё равно остался не удовлетворён. Татьяна Борисовна рассказала, что у неё хранится последний автограф поэта – записка, написанная перед дуэлью, а еще есть несколько портретов Пущина и посмертная маска Пушкина, сделанная в двух экземплярах. Ге попросил разрешения навестить новую знакомую и познакомиться с её архивом, и в один из визитов племянница Данзаса даже подарила художнику пушкинскую посмертную маску.

Читайте также:
Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Следующей сложностью для Ге стало достоверное изображение обстановки: он не хотел, чтобы в картине было что-то «выдуманное». Всё должно быть «по-настоящему» – так, как было при жизни поэта. Но со дня смерти Пушкина минуло почти 40 лет, а с визита Пущина в пушкинскую деревню – без малого полстолетия; дом в Михайловском за это время перестраивался, ремонтировался, менялся его интерьер. Однако упорный Ге нашёл выход и здесь. Брат художника, Григорий Николаевич Ге, вспоминает: «В Михайловском старики направили его в Тригорское, к почтенным современницам поэта, г-жам Керн. Одна из этих старушек в оное время привлекала к себе особенное внимание Пушкина, а теперь обе хранят самые теплые воспоминания о нём. И вот Николай Николаевич, во-первых, увидал у г-жи Керн домоустройство и домоубранство 20-х годов, во-вторых, ему обстоятельно рассказали, что и как изменено в Михайловском доме. Николай Николаевич видел и некоторые вещи из мебели, из обстановки, бывшей у Пушкина. Одним словом, с помощью г-ж Керн Ге получил полную возможность точнейшего воспроизведения в своей картине беседы Пушкина с Пущиным у себя в Михайловском».

Критик Владимир Стасов, написавший обстоятельную биографию Ге, констатирует, что публика и критика приняли картину холодно: слишком явно «Пушкин в селе Михайловском» уступал по качеству исполнения «Петру I, допрашивающему царевича Алексея». Общественное мнение сошлось на том, что Ге «лучше замысливает, чем исполняет», а сам Ге, разочарованный разгромными рецензиями и вялыми отзывами, решил более не возвращаться к историческому жанру и вскоре, пережив мировоззренческий кризис, навсегда уехал жить в глухой черниговский хутор Ивановское. Известно, что картину пожелал приобрести поэт Николай Некрасов (сейчас она находится в Харьковском художественном музее). 18 лет спустя, незадолго до смерти, Ге написал в своей мастерской на хуторе авторскую копию «Пушкина в селе Михайловском» и преподнёс её сыну поэта с дарственной подписью «Григорию Александровичу Пушкину от Николая Ге». Эту версию картины сейчас можно посмотреть во Всероссийском музее А.С.Пушкина (Санкт-Петербург).

Автор: Анна Вчерашняя

Великие художники

Николай Ге «А.С.Пушкин в селе Михайловском», 1875

Харьковский художественный музей, Харьков

На полотне Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» 1875 года — няня Арина Родионовна, Александр Пушкин и друг Пушкина поэт Иван Пущин. Пушкин и Пущин подружились еще в лицее. Прошли годы, Пушкин оказался в опале и был сослан властями в псковское село Михайловское. Летом там жили его родные, но с приходом зимы с поэтом осталась только няня Арина.

Читайте также:
Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

В январе 1825 года ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает Пущин: радость, объятия, смех. Выбегает Арина Родионовна и начинает обнимать Пущина, хотя до этого никогда его не видела. Пущин привез запрещенную тогда комедию Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось прочесть ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его темпераментом усидеть не мог, читал стоя. Позади него сидит няня с вязанием и тоже слушает.

Стол завален книгами и бумагами, книги кругом — на стуле, на полу. В Михайловском Пушкин много читал и все время просил, чтобы еще присылали книги. Когда прошли два года ссылки, книги пришлось вывозить на двух телегах.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Сразу после первой выставки картину Ге купил еще один поэт — Николай Некрасов.

«Петр I допрашивает Царевича Алексея»


Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.1871. Государственная Третьяковская галерея


Дворец Монплезир. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф»


Картина с выставки Государственной Третьяковской галереи: Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871

Сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной царевич Алексей плохо ладил с отцом. Петр укорял его за невнимание к государственным делам, за доброту к матери, заключенной в монастырь, и за многое другое. Когда вторая жена, Екатерина Алексеевна, родила Петру еще одного сына, положение Алексея стало более тягостным. Он бежал за границу в поисках союзников. Через полтора года царевич вернулся, однако за бегство его лишили права на престолонаследие в пользу младшего брата. А вскоре в Тайной канцелярии начали расследование по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I.

Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге посетил петергофский дворец Монплезир, где проходил допрос царевича, и зарисовал интерьер и множество деталей убранства. Сдержанная обстановка, изображенная на полотне, соответствует мрачному настроению сцены. Героев на картине всего двое, и оба они находятся в центре сюжета. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, никаких атрибутов царской власти. Только разгневанный царь-отец и изменник сын, который не смеет поднять на него глаза.

«Петр Великий не вытянут во весь рост, он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами, царевич Алексей не стоит на коленях, с лицом, искаженным от ужаса… и тем не менее зритель ощущает себя свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы I»

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874. Государственная Третьяковская галерея


Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1871


Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Эскиз. 1873

Название полотна не совсем корректно: в момент, изображенный на картине, ее главная героиня еще не стала императрицей-самодержицей Екатериной II, а была лишь женой Петра III Алексеевича. После смерти Елизаветы Петровны отношения между супругами обострились. Новый император не скрывал, что собирается избавиться от неугодной жены, Екатерина же вынашивала планы по собственному спасению.

Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: