Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План:
История в творчестве Пушкина. Рассказчик повести. Портретная характеристика Пугачева. Противоречивость натуры Пугачева. Пугачев и народ. Взгляды Пушкина на восстание.
1)Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

2)В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев.

Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости.

Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.

4)Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным («Все обходились между собой как товарищи»), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.

5)Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут.

Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве.

6)Пугачев нарисован А.С Пушкиным в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». В «Капитанской дочке» Пушкин художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно.

Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

В повести «Капитанская дочка» рассказывается о конкретном историческом событии, повествуется о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Кто же этот человек, сумевший поднять и повести за собой народные массы? А.С.Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Образ «великого государя» многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то мудр, то отвратителен, то зависим от окружения. Предводитель восстания неотделим от стихии, он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется ее безличной власти. Впервые на страницах повести Пугачев появляется во время снежного бурана. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды. Они заблудились, снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый донской казак говорит: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе». В том и дело, что твердая полоса Пугачева – это беспутье. Он выводит путников по звездам – и его собственная звезда ведет его по историческому пути. Пугачев видит безнадежность своего пути. Это сознательное самопожертвование во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ворону завидует орел, так как первый из них живет триста лет, а второй – тридцать три. Но при этом «ворон питается мертвячиной, а орел пьет живую кровь». Вывод этой сказки следующий: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом что Бог даст!». Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права. В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». Пугачев в повести показан не глазами приближенного и не глазами опытного историка. Его образ нарисован при помощи сознания молодого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Федоровича III». Действие повести разворачивается в 1773 г., а это дает возможность показать Пугачева до и во время восстания. Как только герои выбираются из бурана, читатель «с помощью» Гринева видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. «Встреча» с Пугачевым во взятой им Белгорской крепости дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный кафтан. Затем — на белом коне, в окружении соплеменников. Этот персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливают человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует «боярского дитятю» Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». До протяжении повести предводитель восстания раскрывается и с других сторон. Гринев присутствует на казачьем пиру. Замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню, догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял. И когда наутро он не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп – это не только и не столько «царский жест», но и движение души. Долг платежом красен! Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» показан как бы с двух сторон: как жестокий, беспощадный, но смелый и решительный предводитель восстания и как великодушный человек, запоминающий добро и способный помочь другим людям, если их постигнет беда. Пугачев – один из немногих людей, положивших свою жизнь «на алтарь свободы» — самое дорогое, что может отдать человек. А.С.Пушкин создал художественное произведение, в котором показал исторический образ Пугачева как предводителя крестьянского восстания и как обычного русского человека.

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

klassreferat.ru

Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести. А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему. Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого. Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше. Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю. Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет. Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях? Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова («Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный») стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?» Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. «Вором и разбойником» называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал». От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том «мундире», в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови». Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звездам» мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: «Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает». Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

  • Роль автора в повести «Капитанская дочка»
  • Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим»
  • Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова
  • Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • Композиция повести «Капитанская дочка»
  • Народ и личность в романе «Капитанская дочка»
  • История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
  • Вопросы чести в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Герои «Капитанской дочки» в историчесикй метели
Читайте также:
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник: сочинение

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:05, сочинение

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

Содержание

История в творчестве Пушкина. Рассказчик повести. Портретная характеристика Пугачева. Противоречивость натуры Пугачева. Пугачев и народ. Взгляды Пушкина на восстание.

Работа содержит 1 файл

Образ Пугачева в повести.docx

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План:
История в творчестве Пушкина. Рассказчик повести. Портретная характеристика Пугачева. Противоречивость натуры Пугачева. Пугачев и народ. Взгляды Пушкина на восстание.

1)Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

2)В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев.

Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости.

3)«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.

Читайте также:
Великое искусство исторического романа Пушкина: сочинение

4)Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями.

5)Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут.

Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве.

6)Пугачев нарисован А.С Пушкиным в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». В «Капитанской дочке» Пушкин художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно.

Загадки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (главы 1 — 2)

«Евгений Онегин» — роман-противоречие

Во-первых, противоречив сам главный герой. Сперва Пушкин рисует его как героя сатирического, он осуждает его и высмеивает. Он планировал написать некий аналог Горя от ума, но главного героя поместить в обратную ситуацию — т.е. веселый молодой повеса должен был оказаться среди серьезных и взрослых людей, которые воспитывали бы его. Замысел начал реализовываться в первой главе романа: мы видим перед собой лондонского денди, эгоистичного и насмешливого, который получил довольно хаотичное и своеобразное образование, главный смысл жизни которого — вечные развлечения (…там будет бал, там детский праздник).

Однако в конце первой главы с героем происходят изменения. Онегин превращается в героя байронического, автор сравнивает его с печальным Чайльд-Гарольдом. Ему надоедает вращаться в светских кругах, постоянно веселиться, он начинает скучать. Потом появляется и автобиографичность, некое тождество Онегина с Пушкиным. Но это длится недолго — уже в 56-й строфе первой главы мы видим отказ от байронизма , внимание акцентируется на различиях между героем и автором. Согласно замыслу Пушкина, автор, от лица которого написан роман, — это некий друг Онегина.

К моменту окончания первой главы Пушкин сам увидел все противоречия, допущенные в романе. Однако исправлять их не стал. Таким образом, противоречия становятся главным принципом романа: …пересмотрел роман я строго / противоречий очень много, но их исправить не хочу.

Во-вторых, противоречивы многие действия героев. Например, поведение Ленского — сперва нам показано, что он безумно любит Ольгу и хочет жениться, в позже выясняется, что ему не очень-то охота сковывать поэтическую душу брачными оковами. Или сравнение воспитания Татьяны и Онегина: девушку вырастила няня-крестьянка, но при этом она по-русски плохо знала… и изъяснялася с трудом на языке своем родном; а результат педагогических талантов убогого француза свободно говорит на латыни и с интересом читает серьезные книги. Также совершенно непонятно, каким образом Татьяна перенеслась после замужества из Москвы в Петербург, и каким образом ее письмо к Онегину оказалось в руках Автора.

Еще к противоречиям относятся допущенные в романе пропуски, которые вовсе не обрывают повествования. Единственные действительно скрытые от цензуры моменты — это 10-я глава романа, посвященная декабристам.

Поэтому возникает вопрос: зачем Пушкин строил свой роман на противоречиях? Существует мнение, что таким образом он хотел добиться эффекта восприятия романа наравне с реальной жизнью, которая всегда неоднозначна и противоречива. Должно было создаваться впечатление, что перед глазами — реальная история.

Противоречивый образ Онегина

Роман в стихах в силу особенностей жанра и языка открывает широкие возможности для создания человеческих типов, и он в значительно меньшей мере разрешает создать характеры, которые требуют особенно подробных, основательных психологических и других мотиваций. Социальным типом исторического значения является уже сам центральный герой романа — Онегин. Этот молодой помещик показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Тон рассказа об Онегине у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Поэт не скрывает его недостатков, и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относится к окружающим. В первой главе Пушкин иронизирует над его «ученостью», глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично готовился «и зевал заранее, приготовившись лукаво ради денег к обману». Этот тон сохранился, как уже сказано, почти до конца романа.

Читайте также:
Пейзажная лирика А. С. Пушкина: сочинение

И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, бывшую любовь, слушая пения гребцов из лодки, которая плыла по реке… Приводя в восьмой главе резко недоброжелательные отклики об Онегине какого-то его светского знакомого, поэт решительно заступается за своего героя: говорит о его пылкой и неосторожной душе, о его уме, его отличии от окружающей посредственности и почти отождествляет его с собой:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ далеким от схематизма, жизненным: Онегин не «положительный герой», но и не «отрицательный». И это принуждает нас активнее, без подсказки автора, — а потому внимательнее и глубже, — самим разобраться в характере героя романа и в оценке его действий.

В конце концов, надо иметь в виду и то, что характер Онегина не остается неизменяемым. Под влиянием событий, описанных в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы его видели в первых шести главах.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого дворянина, «наследник всех его родных», тоже богатых дворян. Ему не надо было работать ради куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своем герое, что настойчивый труд был для него скукой. Поэт подробно рассказывает в первой главе о однообразной, бездействующей, бессодержательной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге: встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, баллы, ухаживания за женщинами. О такой бездействующей и пустой жизни в селе речь идет в четвертой главе: купание, прогулки на лошадях и пешком, поцелуи крепостных девушек, чтение «плохого журнала»… Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только приехав в село, Онегин впервые попробовал заняться хозяйством, значительно облегчил положение своих крепостных — заменил оброком ярмо барщины, но и это недолго его занимало, да и занялся этим Онегин, как говорил Пушкина, только от безделья — «чтобы только время провести».

Воспитание, полученное Онегиным, было само по себе губительным. Он рос без матери: отец, легкомысленный петербургский дворянин-чиновник, не обращал на него никакого внимания, поручив его нанимаемым «никчемным» гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости.

Противоречивость в характере Онегина, объединение в нем, безусловно, положительных черт с резко отрицательными описываются в течение всего романа.

Онегин — человек очень умный, тонкий и наблюдательный. Увидев мельком в первый раз Татьяну, не поговорив с ней, не услышав даже ее голоса, он, тем не менее, сразу ощутил в ней поэтическую душу.

О его мыслях Татьяна, даже тогда, когда она в своем последнем горьком ответе осыпает его жестокими укорами: Как с вашим сердцем и умом Быть ощущений мелких рабом?

Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на серьезные политические, исторические и философские темы, как равный с равным. Онегин и во взглядах, и в требованиях к жизни стоит несравненно выше не только своих сельских соседей-дворян, но и представителей петербургского высшего света.

Онегин был достаточно разбалован жизнью, чтобы по-настоящему оценить Татьяну. Но сам он не способен был любить ее. Став взрослее, Татьяна старается разгадать загадку Онегина:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Это только вопрос, а не ответ на вопрос. Но в нем есть одна безусловная правда. Об Онегине трудно сказать что-нибудь утверждающее, так как в нем нет стержня, нет моральной основы, так характерной для Татьяны.

В последней главе Онегин возникает перед нами другим: он многое передумал и ощутил; он не удовлетворен собой, поглощен нежданно горящей любовью. Он снова встретил Татьяну и теперь думает только о ней. Он пишет ей письмо — и в этом письме вся правда: чувства, слова.

Читайте также:
Гринев и Швабрин: сочинение

Итак, раньше Онегину было легко жить, и он казался нам поверхностным и не очень серьезным. Теперь он узнал, что такое страдание и что такое любовь. Такому Онегину, которым он стал в конце романа, мы глубоко сочувствуем.

Белинский определил Онегина, как «страдающего эгоиста». Эгоистом Онегин был всегда. Как герой, страдающий и трагический, он возникает перед нами на последних страницах романа.

«Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Рисуя образ Онегина, Пушкин подчеркивает типичность своего героя: он, как и другие, «учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь», ведет рассеянную светскую жизнь, он «добрый малый, как вы да я, как целый свет». В то же время Онегин — человек незаурядный: «резкий, охлажденный ум», светские развлечения, «наука страсти нежной» не могут заполнить его жизнь. «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность» (В. Г. Белинский). Он пытается изменить свою жизнь (читает, пробует писать), но иллюзия деятельности не может его удовлетворить, а найти настоящую цель в жизни он не может, ТАК как его искания замкнуты только на самом себе. Отсюда его хандра, холодный скептицизм, угасший жар сердца. Онегин не чужд передовых веяний времени (философские споры с Ленским, «читал Адама Смита», замена Литература – 9 классПротиворечивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.

«барщины старинной» «оброком легким»), но они не становятся внутренним содержанием его жизни. Сложны отношения с тем миром, в котором он вырос и сформировался: он тяготится лицемерными условностями, его раздражают как «мертвящее упоенье света», так и незатейливые развлечения деревенских соседей. В то же время предрассудки среды имеют над ним власть: даже понимая всю нелепость дуэли с Ленским и сознавая свою вину перед ним, Евгений не находит в себе сил отказаться от поединка, его страшат «шепот, хохотня глупцов». Таким образом, типическое и индивидуальное в образе Онегина диалектически взаимосвязаны. Характер Онегина дается Пушкиным в развитии. Убийство Ленского было для него страшным потрясением, «окровавленная тень ему является каждый день», он начинает «странствие без цели» За два года он много передумал и вернулся другим человеком. Он страстно и глубоко полюбил Татьяну. Эта любовь оборачивается для него мучительным страданием, но в то же время она нравственно возвышает героя. Пушкин оставляет вопрос о дальнейшей судьбе героя открытым. Пушкин показывает трагедию незаурядного человека, который, по словам А. И. Герцена, «не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия». Но у трагедии Онегина есть и более глубокая причина: «у него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром» (Ф. М. Достоевский). В Онегине есть «души прямое благородство», он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он презирает людей, не верит в их доброту, сам губит друга. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства ему (в отличие, например, от Чацкого) не свойственны.

Пушкинская эпоха в романе

Также Евгения Онегина можно рассматривать как роман о литературе, поскольку в нем Пушкин дает характеристику литературной жизни своей эпохи. Во-первых, он характеризует основные направления — классицизм, сентиментализм и романтизм, через образы героев (позже этот прием станет очень популярным): Татьяна читает сентиментальную литературу, Ричардсона и Руссо, а Онегин — серьезную, Адама Смита. Во-вторых, в текст вводится поэт — Ленский, романтик. Автор смотрит на него с иронией: Ленский олицетворяет собой самого Пушкина в молодые годы. Для того, чтобы полноценно существовать в новой литературе, такому поэту нужно либо измениться, либо умереть. Ленский умирает. А автор уверен, что у него есть свой путь, путь смиренной прозы, который позволит безболезненно отказаться от романтизма.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

После первого прочтения романа А. С. Пуш- кина «Евгений Онегин» мне главный герой показался законченным эгоистом. Отец почти не обращал на Евгения вни- мания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернерам — «мосье и мадам». А те в свою очередь холи- ли ребенка, лишь «слегка за шалости» бра- нили и не докучали «моралью строгой». Естественно, мальчик вырос человеком, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим, да и не желаю- щим обращать внимания на чувства, интере- сы, страдания других, способным с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить, причи- нить боль, даже не задумываясь над этим. Самим же Пушкиным Онегин показан как человек с очень сложным и противоречивым характером. Однако при этом Пушкин почти постоянно говорит о нем с легкой иронией. Автор вроде бы и хвалит ученость Онегина, его манеры, но в то же время всегда остает- ся капля тонкой усмешки, которая не исчеза- ет почти до самого конца. Но уже в первой главе Пушкин говорит, что подружился с Онегиным, что поэту нра- вятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, что они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней… Правда, я никак не могу забыть, что ост- рый язык и подлость характера Онегина ста- нут причиной гибели Ленского. О чем можно беседовать с таким человеком? Однако, слов- но заранее догадываясь о моих сомнениях, Пушкин признается: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительно- му спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Противоречия в характере Онегина за- ключаются в сочетании безусловно положи- тельных черт с резко отрицательными, кото- рые обнаруживаются на протяжении всего романа. Четко видны изменения в мировоз- зрении Онегина: ему надоедает жизнь город- ского франта, и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство дядей. Там он на некоторый промежуток време- ни находит интересные занятия, но и они ему надоели через пару деньков. События, про- исходящие дальше, сильнее влияют на него. Первая перемена в нем наступает после ги- бели Ленского. В этот момент он уже не тот высокомерный холодный эгоист, каким был ранее. Он буквально приходит в ужас от сво- его страшного и бессмысленного преступле- ния. Убийство Ленского переворачивает всю его жизнь. Он покидает знакомые места, где случилась эта беда, мечется по свету в поис- ках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Онегин возвращается в столицу после долгого путешествия. И мы видим, что этот человек после странствий вернулся непохо- жим на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые силь- ные чувства, которые задевают его до глу- бины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Та- тьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом и благородством, ее красотой и душев- ными качествами, влюбляется, как будто впервые увидев эту женщину. Как же далек этот человек от Онегина из первых глав рома- на! Он открыл для себя, что Татьяна и есть та единственная женщина, которая нужна ему, но она «другому отдана». Это высокая трагедия, И я уже симпати- зирую Онегину, а не считаю его законченным эгоистом. Душевное страдание возвышает че- ловека, делает его содержательным.

Читайте также:
Художественное своеобразие прозы Пушкина: сочинение

20. Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин».Чтение наизусть отрывка из романа.

Рисуя образ Онегина, Пушкин подчеркивает типичность своего героя: он, как и другие, «учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь», ведет рассеянную светскую жизнь, он «добрый малый, как вы да я, как целый свет». В то же время Онегин — человек незаурядный: «резкий, охлажденный ум», светские развлечения, «наука страсти нежной» не могут заполнить его жизнь. «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность» (В. Г. Белинский). Он пытается изменить свою жизнь (читает, пробует писать), но иллюзия деятельности не может его удовлетворить, а найти настоящую цель в жизни он не может, ТАК как его искания замкнуты только на самом себе. Отсюда его хандра, холодный скептицизм, угасший жар сердца. Онегин не чужд передовых веяний времени (философские споры с Ленским, «читал Адама Смита», замена «барщины старинной» «оброком легким»), но они не становятся внутренним содержанием его жизни. Сложны отношения с тем миром, в котором он вырос и сформировался: он тяготится лицемерными условностями, его раздражают как «мертвящее упоенье света», так и незатейливые развлечения деревенских соседей. В то же время предрассудки среды имеют над ним власть: даже понимая всю нелепость дуэли с Ленским и сознавая свою вину перед ним, Евгений не находит в себе сил отказаться от поединка, его страшат «шепот, хохотня глупцов». Таким образом, типическое и индивидуальное в образе Онегина диалектически взаимосвязаны. Характер Онегина дается Пушкиным в развитии. Убийство Ленского было для него страшным потрясением, «окровавленная тень ему является каждый день», он начинает «странствие без цели» За два года он много передумал и вернулся другим человеком. Он страстно и глубоко полюбил Татьяну. Эта любовь оборачивается для него мучительным страданием, но в то же время она нравственно возвышает героя. Пушкин оставляет вопрос о дальнейшей судьбе героя открытым. Пушкин показывает трагедию незаурядного человека, который, по словам А. И. Герцена, «не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия». Но у трагедии Онегина есть и более глубокая причина: «у него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром» (Ф. М. Достоевский). В Онегине есть «души прямое благородство», он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он презирает людей, не верит в их доброту, сам губит друга. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства ему (в отличие, например, от Чацкого) не свойственны.

21.Взаимоотношения главного героя и общества в романе Пушкина «Евгений Онегин».Чтение наизусть отрывка из романа.

Евгений Онегин конечно же основной герой романа. В. Г. Белинский назвал его «страдающим эгоистом поневоле», ибо, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, он не может найти применения своим способностям в обществе, в котором ему выпало жить. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэту пришлось исследовать и личность Онегина — молодого дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и ту жизненную среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Евгения, которые были типичными для людей его круга. Воспитание его поверхностно и бесплодно, потому что лишено национальных основ. В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, больше похожий на дамский будуар, даже меню обеда, что позволяет сделать вывод: перед нами молодой дворянин, такой же «как все», «забав и роскоши дитя». Читатель видит, что жизнь петербургского «света» — сравнительно небольшой обособленной группы людей — не связана с общенациональной жизнью, «однообразна и пестра», искусственна и пуста. Знания и чувства здесь неглубоки. Люди проводят время в бездействии при внешней суете. Блестящая и праздная жизнь не сделала «свободного, в цвете лучших лет» Евгения счастливым. В конце первой главы перед нами уже не «пылкий повеса», а достаточно умный, критически настроенный человек, способный судить себя и «свет». Онегин разочаровался в светской суете, им овладела «русская хандра», рожденная бесцельностью жизни, неудовлетворенностью ею. Такое критическое отношение к действительности ставит Евгения выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и «угрюмости». В своем творчестве поэт определил возможные сферы духовной деятельности. Это стремление к свободе (личной и общественной), труд на благо страны, творчество, любовь. Они могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, сформировавшими его обществом и культурой. Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени, и не только потому, что в своем имении «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Весь круг мыслей и раздумий Онегина отражает атмосферу и дух эпохи. Например, Онегин и Ленский размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимал*) умы передовых людей того времени. Но, говоря о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах, о разочарованности в «свете», Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, его сформировавшего. Поэт показывает сложное переплетение, диалектику «старого» и «нового» в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья св”ета», которое так презирал. Убийство друга потрясло «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошенным, потерял уважение к себе. Это мучительное состояние потерянности пробудило в нем «охоту к перемене мест», и он отправился путешествовать по России. (Такой маршрут был в то время неорди- парным: желая «посмотреть свет», молодые дворяне отправлялись, как правило, в Западную Европу.) После путешествия изменился масштаб мироощущения Онегина, который, очевидно, осознал себя частью огромной страны с богатой историей. Теперь он стал для «света» «чужой» (а был «очень мил»). Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но к глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь — это возможность «пробуждения души». После отказа Татьяны, после нравственного потрясения в финале романа Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может. Финал открыт. Будущее Евгения не определено. Пушкин уничтожил 10-ю главу, и Онегин не стал декабристом. Что ж, был и такой тип дворянского интеллигента 20-х годов XIX века, и таких людей было большинство. То, что финал судьбы Евгения не ясен, — принципиальная позиция автора. Время течет, приносит с собой много неожиданного. По-новому складываются общественные условия и дальнейшая жизнь героя — возродится ли его душа или погаснет окончательно — остается за пределами романа.

Читайте также:
Идейная структура Капитанской дочки: сочинение

22.Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота: Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него. Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой. В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. Так, в стихотворении «Желанье» («Отворите мне темницу. »), написанном в 1832 году, лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: Дайте раз на жизнь и волю. Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Но во второй части появляются «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая. /Усыплял и пробуждал». Повторы, обилие внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты фольклорной песенности. «Узник» (1837) написан под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. К «тюремной» теме примыкает тема изгнанничества. «Тучи» (1840). Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы свободы и беспечности, а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя — лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания». Не случайно обращение к тучам нежное — «тучки», а в заглавии стоит мрачное «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною». Жанр «Туч» — соединение элегии с романсом, для романса характерно мелодическое трехчастное построение: сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе. Смысловой перелом — от сопоставления к противопоставлению — предваряет особенности литературы XX века. Элементы в литературе XX века более однородные. Вопросы героя выражают не только тоску, но и бесконечное одиночество героя-изгнанника.

Читайте также:
Светский Петербург в романе «Евгений Онегин»: сочинение

В чем заключается драматизм судьбы Онегина: краткое рассуждение

Содержание:

С раннего детства герой романа «Евгений Онегин» имел все, что мог пожелать. Он принадлежал к дворянскому сословию, родился в богатой светской семье. За воспитание ребенка отвечал гувернер. Родители были заняты своими делами. Мать не принимала участия в обучении сына, отец редко появлялся дома. Дворянский титул и богатство не смогли восполнить нехватку материнской любви. Евгений рос эгоистом, с неправильным мировоззрением, системой ценностей.

Юношу не интересовало ничто новое, он не стремился учиться. Основное время Онегин тратил на посещение балов, ресторанов, светских вечеров. Постоянные развлечения со временем наскучили главному герою, он не получал удовлетворения от сплетен, посещений театра, женского внимания. Светский мир казался персонажу пустым. Молодой человек не видел душ людей, не умел сочувствовать, любить, ценить окружающих.

В чем заключается драматизм судьбы Онегина

Чтобы понять, в чем трагедия Онегина, рассмотрим важные моменты из его жизни:

  • Онегин имел все шансы на счастливую жизнь – статус в обществе, деньги, связи. Это не помогло ему научиться любить, дружить. Герой остается в капкане вечного одиночества, не имеет семьи, приятелей. Ему неинтересно жить – за все время он не нашел цель, смысл своего существования;
  • Драматизм заключается в том, что характер парня не позволил ему открыться чувствам. Он настолько боялся потерять свободу, что остался свободным навсегда;
  • Евгений – самовлюбленный человек, однако в собственный успех он не верит. Ему проще продолжать скучать, чем начать какую-либо деятельность. Персонаж боится еще больше разочароваться в себе;
  • Онегину многое интересно. Он с удовольствием начинает осваивать дело дяди, пробует построить отношения с Татьяной. Однако герой не умеет ничего доводить до конца. Ему становится неинтересно, скучно. Поэтому ни в одной области он не добивается результата.

Ответственность для главного действующего лица неприемлема. Он не привык брать дело в свои руки, решать проблемы, отвечать за свои поступки. Пушкин характеризует героя как трусливого, непостоянного человека.

В чем трагедия Евгения Онегина – анализ романа

Судьба Евгения сложилась печально, потому что он – поверхностный человек. Он не сочувствует дяде, когда тот заболевает, отвергает Татьяну, несмотря на ее пламенные чувства. Автор изображает две стороны персонажа. Онегин – умный, ранимый, честный, свободолюбивый человек, если рассматривать персонаж под определенным ракурсом. С другой стороны – это эгоистичный, равнодушный, самовлюбленный, жестокий герой. Читатель сам решает, какую сторону принять.

У персонажа были все шансы на счастье. Ленский мог стать ему верным, хорошим другом. Татьяна искренне любила Онегина, готова была провести с ним всю жизнь. Евгений сам виноват, что убил приятеля и отверг влюбленную девушку. Он слишком поздно понимает свои ошибки.

В чем драматизм судьбы Онегина – почему герой несчастен

По вине собственного эгоизма и предрассудков Евгений превратился в лишнего человека. Автор пытается показать читателю, что исход любой ситуации зависит только от него самого. Рассмотрим альтернативные варианты жизни Онегина:

  • Герой не тратит время на светские вечеринки, поступает в университет. Он реализовал себя в политике, искусстве, другой деятельности. Любимое дело не давало бы Онегину хандрить;
  • Молодой человек принес извинения Ленскому. Дуэль бы отменили, приятель бы остался жив. На протяжении многих лет у Евгения был бы друг, который мог скрасить его одиночество;
  • Онегин отвечает взаимностью Татьяне. В жизни персонажа всегда будет любимый человек, семья, поддержка.

Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Литература сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она учит разбираться в окружающем, отличать добро от зла, помогает осваивать науку общения с людьми. Поэтому гениальный пушкинский роман “Евгений Онегин” не только дает исчерпывающие сведения о давно прошедшей эпохе, но и приоткрывает тайны человеческой души во всей ее сложности и противоречивости. Таков непростой образ главного героя романа Онегина.

Своеобразие и неповторимость придают роману лирические отступления автора, в которых он выражает свое отношение к героям, грустит и радуется вместе с ними, давая оценку их поступков. Как же относится Пушкин к Онегину? Трудно однозначно ответить на такой вопрос. В рассказе об этом герое почти всегда сквозит ирония. Например, в первой главе Пушкин так говорит о его “учености” и глубине познаний:

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (2): сочинение

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Но в то же время поэт говорит о том, что ему “нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум”. Автор даже нередко отождествляет героя с собой, подчеркивая его пыл кую, неосторожную душу, его пытливый ум.

Итак, первые сведения о герое говорят о его сложном, противоречивом характере. Даже шутливая первая строфа, передающая размышления “молодого повесы” о необходимости лгать и притворяться у постели умирающего дяди ради наследства, сразу намечает конфликт героя с обществом. Возникает парадоксальная ситуация, когда Онегин, испытывая недовольство общепринятыми нормами поведения, насквозь пронизанными фальшью, одновременно им подчиняется. Этот мотив звучит в романе все сильнее. Он слышится и в описании обычного дня Онегина, наполненного шумом и суетой, но внутренне пустого и бесцельного. Ироническая интонация автора пока не позволяет заподозрить, что этот разлад в душе героя может привести к трагедии. Просто Онегин ведет опостылевшую однообразную и пеструю жизнь, испытывая постоянную скуку и разочарование. Единственное, в чем он может выразить свое неприятие светских правил — это угрюмый, томный вид, с которым он появляется в петербургских гостиных. Он явно чувствует свое превосходство над обществом. А это порождает в нем высокомерие, презрительное отношение к людям, ведет его к уединению, стремлению отгородиться от всех. Внешние жизненные обстоятельства — смерть дяди, наследником которого он является, — дают возможность новоиспеченному помещику отправиться в свои владения. Пушкин подробно говорит о том впечатлении, которое произвела на него деревня.

Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле.

Это мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность, ибо постоянная погоня за новыми удовольствиями и развлечениями притупляет восприятие жизни человеком. Но все-таки нельзя не заметить благотворного влияния сельской тишины на характер Онегина: он втягивается в медленный ритм деревенской жизни, находя в ней свое очарование, погружается в мир книг. Здесь зарождается дружба Евгения с Владимиром Ленским. Может быть, в общении с этим восторженным юным поэтом с особой силой проявилась противоречивая душа Онегина. Многие эпизоды романа, случайные реплики Онегина, его поступки подчеркивают сочетание в нем самых противоположных черт. Например, увидев в первый раз сестер Лариных, он сразу же высказал удивление выбором Ленского:

. Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

Эти слова Онегина одновременно говорят и о его наблюдательности, умении разбираться в людях, и о его бестактности. За неброской внешностью Татьяны он почувствовал богатство ее внутреннего содержания. Привлекательная внешность Ольги, ее “локоны льняные”, “глаза, как небо, голубые” не скрыли от него ее пустоты и легкомыслия. Но, высказываясь о невесте друга, Евгений не подумал о том, что его слова больно ранят юношу. Значит, в этом и состоит главная беда Онегина — в его неспособности и нежелании понимать чувства и переживания людей. Он снисходит до них, читая нравоучения Татьяне или с усмешкой выслушивая романтические излияния Ленского. Но превосходство Онегина над обществом оказывается мнимым. И понимание этого пришло к Евгению после бессмысленного убийства Ленского. Эта трагедия явилась началом эволюции характера героя, ибо впервые заставила его задуматься о мотивах своих поступков, обнаружить в своей гордой, независимой душе обыкновенную трусость, которая и заставила его молча принять вызов Ленского, а затем убить его. И все из-за боязни того, что будут говорить о нем гвоздины, петушковы и пустяковы.

Потрясенный Онегин не может больше оставаться в тех местах, где “окровавленная тень ему являлась каждый день”. Его путешествие — это фактическое бегство от ужаса, от проблем, от самого себя. Но эти вынужденные странствия наполнили его новыми впечатлениями о жизни России, о страданиях русского народа. И Онегин, которого мы видим в конце романа, совершенно не похож на скучающего высокомерного денди. Встретившись с Татьяной, Онегин смотрит на нее новыми глазами. Его всепоглощающая любовь к ней психологически оправдана. Перестрадав сам, он научился лучше понимать людей, быть внимательнее к их чувствам и переживаниям. Внутреннему взору Онегина открылись высокие душевные качества женщины, когда-то отвергнутой им. И Пушкин заставляет нас поверить в силу его чувства. Письмо Онегина к Татьяне дышит любовью и искренностью. Кроме того, он даже заболевает от мучительных переживаний. Ответ Татьяны лишает Евгения всякой надежды на счастье.

Пушкин расстается со своим героем в один из самых мрачных и безысходных моментов его жизни, предоставляя читателю право осудить героя или оправдать его, додумать его дальнейшую судьбу. Но один вывод совершенно ясен: такие люди, как Онегин, обречены на бездействие. Они стали знамением времени, превратившись в “умных ненужностей”, “лишних людей”.

Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (2): сочинение

В чем трагедия Онегина?

Евгений Онегин — типичная фигура для дворянской молодежи двадцатых годов XIX века. А. С. Пушкин поставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения дворян.

Евгений Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность — основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь. Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда — хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления. В романе «Евгений Онегин» он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.

Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его «всему шутя». Евгений, «забав и роскоши дитя», получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Cвem решил,
Что он умен и очень мил.

Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:

Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они — истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:

Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный

Ему был тошен…

Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.

Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. «Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав. », — писал В. Г. Белинский.

Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским. Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина. Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.

Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять «свою постылую свободу». А когда понял свою ошибку, было уже поздно. Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться «в бездействии пустом». Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.

Онегин, по справедливому замечанию Белинского, — «лишний человек», «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям. Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!» (В. Г. Белинский.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: