Пушкин и российская история: сочинение

Материал по литературе по теме “История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова”

Описание разработки

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен. »

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. »

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг. ), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом. »

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.)отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг. ), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сочинение на тему: «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен.»

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Читайте также:
Популярность Пушкина и его всесторонняя талантливость его личности: сочинение

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Времена царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.), крестьянская война (1773 – 1775 гг.) под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва отражены А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва», в «Капитанской дочке». М. Ю. Лермонтов откликнулся на эти события романом «Вадим».

Основной мыслью, которая звучит у обоих авторов, является то, что « люди, когда страдают, обыкновенно, покорны: но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок превращается в тигра; притеснённый делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. », как писал М. Ю. Лермонтов. Страшен русский бунт, страшен и бессмыслен.

Однако мысли, заложенные в этих произведениях, касались не только прошлого, но и настоящего, и будущего николаевской России.

Борцами, с присущим обоим духом бунтарства, были и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов. За их свободолюбивые взгляды не жаловало их тогдашнее правительство…

События 1812г., события Отечественной войны, описаны М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». М. Ю. Лермонтов общался со многими бывшими солдатами, участниками той войны, жившими в Тарханах. Его отец и братья бабушки тоже воевали. Маленький Лермонтов любил их слушать, восхищался героизмом русского народа. Вот откуда знание темы, откуда гордость за смелость и мужество русских солдат, которые разгромили непобедимую армию Наполеона.

В 1941г., защищая от фашистов подступы к Москве, солдаты, идя в бой, нередко повторяли лермонтовские строки из «Бородино».

Событиям на Кавказе, который был бельмом в глазу России, посвящены поэмы «Черкесы» М. Ю. Лермонтова и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. Об этих же событиях упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подводя итоги, можно сказать, что любое историческое событие в жизни народа всегда находит своё отражение в творчестве знаменитых писателей, тем более таких гигантов, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба прожили короткие жизни. Как жаль… Проживи они подольше, сколько бы они ещё написали, сколькими бы шедеврами одарили свой народ.

Думнов Валерий, 7 «В» кл., 65 шк., г. Пенза, 16 декабря 2011г.

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь русского человека

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Из статьи Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», 1832 г.

Кто не знает великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? Мы уверены, что таких людей просто не существует.
Еще со школьных лет мы читали произведения и заучивали наизусть стихотворения «русского Шекспира», «Солнца русской поэзии», самого известного поэта России и, возможно, Европы.

Сначала сказки и стихи о природе, потом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», любовная лирика, «Маленькие трагедии», шедевр, не имеющий аналогов, — роман «Евгений Онегин». На всем пути взросления нас сопровождают произведения Пушкина.

Орест Кипренский, Портрет А.С. Пушкина, 1827 г.

Всероссийское признание Александр Сергеевич получил еще при жизни, став одним из главных национальных поэтов. Именно с его именем связывают Золотой век отечественной литературы и поэзии. К тому же, А.С. Пушкин считается основоположником современного литературного русского языка. (подробнее в материале «История русского языка: от Кирилла и Мефодия и до наших дней»).

В этой статье мы хотели бы не только рассказать об основных этапах биографии великого писателя, но и удивить вас малоизвестными, но очень интересными фактами из жизни Александра Сергеевича, которые раскрывают его личность и характер.

Детские годы

Няня Пушкина — Арина Родионовна. Неизвестный русский художник

А.С. Пушкин с детства проявлял интерес к языкам: он изучал русский, французский, немецкий и английский языки и был очень смышленым ребенком. Кроме того мальчик читал почти все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. А к 11 годам Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как обладал феноменальной памятью.

У Пушкина сохранились воспоминания о своем четырехлетнем возрасте, когда он стал свидетелем землетрясения в Москве 1803 года. Он рассказывал, как однажды на прогулке заметил колыхание земля и дрожание колонн.

Первая встреча будущего поэта с императором Александром I состоялась, когда он был еще ребенком. Пушкин едва не попал под копыта коня монарха. К счастью, скакуна успели остановить.

Царскосельский лицей

В 1811 году в 12-летнем возрасте Александр поступает в Царскосельский лицей и обучается там 6 лет. Для Пушкина лицей имел большое значение, он был источником дорогих воспоминаний, повлиял на его духовное развитие и дал верных и настоящих друзей. В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Кстати, эта эпиграмма вошла в наш набор карточек «10 эпиграмм А.С. Пушкина» в красочном оформлении. Скачать можно здесь.

Читайте также:
Идейная структура Капитанской дочки: сочинение

Свободное время в лицее Пушкин посвящал литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но такая работа его не привлекала. Александра Сергеевича тянуло к творчеству, он был популярен в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

Интересные факты из лицейской жизни

Пушкина не назовешь отличником: он был 26 из 30 учеников по успеваемости в лицее.

В 1818 году, когда Пушкину исполнилось 19 лет, он серьезно заболел. Болезнь заставила побриться наголо, так что Александру Сергеевичу пришлось носить парик.

В Царскосельском лицее он познакомился с революционерами-декабристами, которые устроили восстание против царя в 1825 году, но молодой Александр не участвовал в попытке государственного переворота.

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным
на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

Пушкин на юге России

В 1819 году поэт вступает в литературное общество «Зеленая лампа», которое было близко по своей идеологии к декабристам. В этот период Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня». Именно тогда в творчество Пушкина начинают появляться политические веяния, что не осталось без внимания со стороны властей. Александра Сергеевича переводят по службе на юг.

В 1820 по пути в Кишенев он заболевает и вынужденно заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период оставит свой след в стихотворениях «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин», который станет его наиболее известным произведением.

Поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Интересные факты о творчестве

За всю свою жизнь Пушкин написал 1 роман в стихах, 12 поэм, 7 сказок, 15 прозаических произведений, 8 драматических произведений, 783 стихотворения. Все работы мастера занимают 16 томов книг.

Пушкин был первым русским писателем того времени, писавшим исключительно на русском языке.

Именно А.С. Пушкин подсказал сюжет «Мертвых душ» Гоголю.

Как-то Гоголь попросил Пушкина рассказать анекдот. Александр Сергеевич рассказал и дал идею ему «Ревизора».

Ссылка

В 1823 году в Москве полиция вскрыла письмо Александра Сергеевича к другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой по работе Пушкин был определен в ссылку.

Два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском под надзором и без содержания. Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. В этот период писатель создал около ста произведений — множество стихов, были закончены поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин». Была доведена до финала и историческая драма «Борис Годунов», написанная белым стихом с подражанием структуре трагедий Шекспира, она ознаменовала отхождение Пушкина от романтизма. Здесь же он начинает работу над романом «Арап Петра Великого».

Николай Николаевич Ге, Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875

В конце 1825 года, после смерти Александра I, Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом.

Однако после того, как в 1826 году вышел первый сборник «Стихи Александра Пушкина», и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но Александр Сергеевич оставался верен себе и идеям свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Свадьба

В 1829 году поэт познакомился на балу с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение. Поэт не получил с первого раза положительно ответа — родители Натальи отказали недостаточно состоятельному поэту.

Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа, Александр Сергеевич вновь посватался, и на этот раз получил одобрение. Пушкин отправился в другое родовое имение — в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян, чтобы решить вопрос с имуществом. В Болдино пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву.

Александр Брюллов, Портрет Н.Н. Пушкиной, 1831-1832 гг.

Но к каким положительным последствиям привело эта вынужденная самоизоляция! В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде». Наконец будет закончен многострадальный «Евгений Онегин». В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.

Интересные факты о внешности

  • Наталья Гончарова была не просто красавицей, но и, к тому же, на 10 сантиметров выше мужа. По этой причине Пушкин на балах старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
  • Поэт носил шляпу-цилиндр и обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть свой недостаток роста, которого он так стеснялся.
  • Свое удачное сватовство поэт приписывал «счастливому» фраку, который подарил ему друг П.Нащокин.
  • Пушкин делал маникюр и отращивал ноготь на мизинце. И даже надевал специальный наперсток на мизинец, чтобы ноготь не сломался.

В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Он даже отправился в путешествие по местам восстании для сбора информации.

В 1833 году Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, а также начал работу над «Пиковой дамой».
В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где печатаются именитые поэты и писатели. Среди них были Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский и сам Пушкин.

Литературный и общественно-политический журнал, основанный А.С. Пушкиным,
выходил с 1836 года.

Смертельная дуэль

Вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, красота супруги поэта и внимание, которое Наталья получала от других мужчин, к сожалению, предопределили гибель Пушкина. На одном из светских балов за Натальей начал ухаживать молодой француз по имени Жорж Дантес. Вскоре вслед за ухаживаниями начинают расползаться слухи, появляются анонимные письма об измене со стороны Натальи.

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: сочинение

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль была отсрочена, а затем и вовсе отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной.

Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени было смертельным. Через день — 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. У постели поэта все ночи мучений присутствовал русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Даль, который по своему основному роду деятельности был врачом. О его воспоминаниях об этом событии мы писали здесь.

На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Гибель Пушкина стала национальной трагедией.

Пушкин принял участие в 29 дуэлях за всю свою жизнь, но никогда не стрелял первым.

Пушкин мог попасть в цель все разы из 20 попыток, потому что был отличным стрелком.

Александр Сергеевич часто носил подаренный Е. Воронцовой перстень, который считал своим оберегом. На любую дуэль великий поэт надевал это кольцо. Но вот на последнюю дуэль надел другой перстень — с изумрудом.

Даже после смертельного ранения Александр Сергеевич выстрелил в оппонента. Последнего от неминуемой смерти спасла пуговица. Пуля пробила руку, которая была приложена к груди, и застряла в пуговице

В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена — Москва, Питер, Харьков и другие, а его произведения навсегда останутся в наших умах, сердцах и памяти.

Интересные факты: память о поэте

Пушкин занимает 19 место по количеству написанных о нем книг за всю историю человечества.

Именем Пушкина названа малая планета.

Во всем мире памятников Пушкину насчитывается свыше 670. Памятник Александру Сергеевичу есть даже в Эфиопии.

Только в России насчитывается около 23 улиц с именем великого поэта. Кроме того, есть две именные улице на Украине, улицы Пушкина в Баку, Азербайджане, Армении и Грузии

Проект «БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Популярные сочинения

  • Поколение отцов в романе Отцы и дети Тургенева
    В начале 1860-ых годов Иван Тургенев трудился над своим произведением под названием «Отцы и Дети», которое по сей день является одним из самых грандиозных произведений в русской классической литературе.
  • Сочинение Я хочу стать пограничником и почему
    Рано или поздно в жизни человека наступает момент, когда он должен выбрать будущую профессию. Это очень важный и сложный выбор, ведь от этого зависит как, сложится будущая жизнь.
  • Анализ 3 действия Горе от ума Грибоедова
    Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы.

Сочинение на тему дворянство в первой половине 19 века дубровский

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе Дневник лазерной эпиляции laserliks.ru.

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

Русское дворянство в русской литературе

XIX век — век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина положили основание последующей литературе. В шестидесятых годах XIX столетия с появлением романа Л. Н. Толстого «Война и мир» русская литература получила мощнейший толчок к своему дальнейшему развитию.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов и Пушкин, так и Толстой уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В «Горе от ума» московское барство — это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а «к свободной жизни их вражда непримирима». Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе «Евгения Онегина» именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из «высшего общества» чуждались национальной культуры («нам без немцев нет спасенья», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»).

В «Войне и мире» мысль о том, что «высший свет» был отчужден от русского национального быта, выражена особо ярко. В такой среде нет места патриотическим чувствам. А когда во время войны 1812 года весь русский народ встал на защиту Отечества, когда решалась судьба Родины, люди такого склада, как Берг, Борис Трубецкой, старались сделать из войны способ обогащения.

И в «Горе от ума», и в «Евгении Онегине», и в «Войне и мире» подчеркнута безликость, статичность «сильных мира сего». У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение — это для них самое главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их. А Фамусов, активный выразитель принципов московского дворянства, в ужасе восклицал: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Толстой же сравнил салон Анны Павловны Шерер, где собирается высшая знать Петербурга, с прядильной мастерской, в которой течет размеренная, монотонная, механическая жизнь.

Читайте также:
Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

Сама Анна Павловна сравнивалась с хозяином прядильной мастерской. Она постоянно «заводила равномерную, ритмичную разговорную машину». Другого героя «большого света», Василия Курагина, автор наделил искусственными чертами: «говорил он, как заведенные часы», не изменяя голоса, как актер, заучивший свою роль. А Пушкин писал:

Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно…

И у Грибоедова, и у Пушкина, и у Толстого большая часть дворянства показана как бездуховное, пустое общество, где царит лицемерие, подхалимство и ложь. Первая глава «Евгения Онегина» посвящена описанию досуга главного героя. Но так, как он, бессмысленно проводит время и весь «большой свет», страдая от скуки и суеты. Поэт писал, что «даже глупости смешной в тебе не встретишь, свет пустой» и что среди сплетен и интриг, которыми опутаны все балы и вечера, не вспыхнет ни одной здравой мысли. У Грибоедова круг занятий Фамусова сужен до минимума: «во вторник зван я на форели», «в четверг я зван на погребенье», а в конце недели Фамусов должен крестить. Мораль фамусовского общества заключается в том, чтобы «сгибаться вперегиб», угождая всем, зависеть от других да выбивать себе побольше чинов.

В «Войне и мире» цель жизни людей, светской и военной карьеры — быть на виду, получить «тепленькое местечко», богатую жену, пробраться к «верхам». Интриги, карьера и богатство — вот насколько ограничен круг их интересов. Исходя из описания дворянства в этих трех произведениях, можно сделать вывод, что большая часть дворянства — бездуховное общество, где нет разницы между добром и злом, где есть только корыстные запросы, где неважны чувства людей, нет никакого дела до судьбы Родины и народа.

Однако дворянство неоднородно. И Грибоедов, и Пушкин, и Толстой представили антиподов большей половине «высшего света» — это и Чацкий в «Горе от ума», и в какой-то мере поместное дворянство в «Евгении Онегине», и Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей и Марья Болконские у Толстого. У Грибоедова противоречие между граждански активной личностью и реакционным большинством зародилось с самого начала: приехав в Москву, Чацкий нарушил застойное существование мирка тупоумных Скалозубов, подхалимов Молчали-ных, чванливых Фрюминых. Чацкий страдал, испытывал «мильон терзаний». По словам Гончарова, Чацкого сломили количеством старой силы, а он ей нанес удар качеством новой силы. Но он не одинок, чем и наводит страх на крепостников. Трагедия Чацкого — трагедия «ума, алчущего познания». Терзания же Онегина в другом: будучи незаурядной личностью, он бесцельно прожил жизнь, не накопив никакого духовного потенциала. Но, по-моему, нельзя во всем винить среду, в которой вращался Онегин. Человек сам способен решить, что ему делать. По словам Лебедева, Онегин и Чацкий сошли со сцены, а молчалины остались неуязвимы.

Поместное дворянство Пушкин описал с большей симпатией, чем московское и петербургское, хотя и их мир далек от идеала, их интеллектуальные запросы невелики, они приближены к природе. В отличие от Онегина Пьер Безухов сумел избежать влияния светского общества, он был там не понят, как и Чацкий. Пьер постоянно пребывал в движении, поиске, сомнениях, в непрерывном внутреннем развитии.

Андрей Болконский близок Пьеру в своих исканиях смысла жизни. А Наташа Ростова и Татьяна Ларина были особенно близки к народу в отличие от грибоедовской Софьи.
Если Грибоедов уделил больше внимания конфликту закоснелого московского барства с прогрессивно мыслящей частью дворянства, то в романе «Евгений Онегин», который был назван Белинским «энциклопедией русской жизни», дана картина неоднородного дворянства: патриархального московского, пустого петербургского и поместного. Лотман писал, что образ «высшего света» получил у Пушкина двойное освещение: с одной стороны, «большой свет» — это объект порицания, а с другой стороны, светская среда — это сфера, где развивается русская культура. Толстой же в большей степени описал жизненные искания лучшей части дворянства, противопоставляя ей знать Петербурга. В понимании Толстого народ — это лучшая часть дворянства, неотделимая от народной почвы, в отличие от пушкинского и грнбоедовского светского общества. Я думаю, что общественная позиция авторов выражена именно в характеристике дворянства.

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Скачать сочинение

19 век – век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В “Горе от ума” московское барство – это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а “к свободной жизни их вражда непримирима”. Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе “Евгения Онегина” именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из “высшего общества” чуждались национальной культуры (“нам без немцев нет спасенья”, “мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”).

И в “Горе от ума”, и в “Евгении Онегине”, и в “Войне и мире” подчеркнута безликость, статичность “сильных мира сего”. У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение – это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

Читайте также:
Духовная эволюция Онегина (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

«Недоросль» – самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки – как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.

Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!

На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Другой персонаж «Недоросля» – господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.

Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.

Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).

Мир поместного дворянства далек от совершенства:

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Гоголь «Мертвые души»

Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту, развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий, грубый искатель и преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель. Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я тоже Собакевич!» – заявляет «каждый предмет» в доме этого героя. Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», – сокрушается писатель. Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя. «Русь, куда же несешься ты?» – обращается Гоголь к «птице – тройке» – русской душе, символу национального характера, которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая преображенную «птицу – тройку», летящую без преград. В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Поэма «Мёртвые души» – вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина. «Мертвые души» – это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века. В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова? Как предсказал сам Пушкин:

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Александра Пушкина: сочинение

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…» Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком». Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.

И все же, на фоне безрадостной действительности, порожденной деятельностью человека, сама Родина для Гоголя – прекрасна, как «птица тройка». И поэтому для Гоголя с ее коробочками, ноздревыми, чичиковыми и плюшкиными остается хоть и несчастной, но ‘вдохновенной’ Богом страной.

25852 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Смотрите также по произведению “19 век”:

Изображение дворянского сословия в произведениях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка».

Деление дворянства

Несмотря на то, что в первой половине XIX столетия дворянство представляло единое сословие, оно разделялось:

  • по происхождению;
  • по размерам доходов.

По происхождению

В зависимости от источника происхождения дворянство разделялось:

  1. Титулованное. К нему относились графы, бароны,
  2. Древнее. Это были представители, предки которых получили такое звание более 100 лет назад.
  3. Данное государём.
  4. Полученное за заслуги на военной или гражданской службе.
  5. Иностранное. Имелись в виду дворяне, получившие это звание за границей и перешедшие на российскую службу.
  6. Личное дворянство.

По размерам доходов

В зависимости от доходов дворянство разделялось на разряды:

  1. Низший. К нему относились дворяне, которые имели до 20 человек крепостных.
  2. Средний. Количество крепостных душ составляло от 21 до 100 человек.
  3. Высший. Такие представители сословия имели более 100 человек крепостных, а уровень их доходов составлял 400-750 рублей.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта. При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество. В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.

Читайте также:
Образ и характер Ленский: сочинение

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин очень любил добавлять эпиграфы к своим творениям, таким […]
  • Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева. Пётр Андреевич Гринёв является главным героем произведения […]
  • Сочинение на тему «Образ Савельича в Капитанской дочке» Добродушный, преданный слуга Савельич – это, пожалуй, некий собирательный образ обыкновенного русского человека, […]
  • Сочинение на тему: «что сближает и что разделяет Чацкого и Онегина?» ЧТО СБЛИЖАЕТ И РАЗДЕЛЯЕТ ЧАЦКОГО И ОНЕГИНА После того, как Россия выиграла Отечественную войну в 1812 году, за […]
  • Сочинение на тему: «о чем заставил задуматься роман «Евгений Онегин» Евгений Онегин — одно из самых гениальных творений великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Пушкин был […]
  • Сочинение на тему: «Мой Пушкин» Вряд ли есть на нашей планете взрослый человек, который за всю свою жизнь не прочитал ни единой книги. Читая, человек […]

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Быт дворянства начала XIX века

Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.

Мужская одежда

Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.

Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.

Женская одежда

Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:

  1. Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
  2. Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
  3. Накидки. Они больше надевались для красоты.
  4. Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
  5. Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.
  6. Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.

Воспитание и образование

Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:

  1. Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.
  2. Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.
  3. Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.
Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

Разрешение споров

Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.

Дуэли бывали 3 типов:

  1. На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.
  2. Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.
  3. Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и
Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта. При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество. В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.

Читайте также:
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века

Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.

Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.

Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.

На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.

Сочинение: Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(655 слов) В известнейшем романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» описываются быт, политические взгляды, привычки различных социальных слоев общества. Автор изобразил нравы и жизнь как столичного общественного слоя, так и поместного дворянства деревень. Разберемся же, в чем заключаются особенности и отличия провинциального помещичьего сословия от столичной аристократии в романе «Евгений Онегин».

Временные рамки действий романа «Евгений Онегин» — первая половина девятнадцатого века. Столичное дворянство того времени жило на широкую ногу и растрачивало наследные капиталы на роскошь. Реальным наглядным примером может послужить сам герой произведения – Евгений Онегин. Праздный образ жизни требовал огромных трат. Бесконечные визиты, театры, балы, пешие прогулки по столице разорили отца Евгения, и юный герой жил богато только потому, что был наследником всех родных. У молодого дворянина есть все, что и делает из него скептика, повесу и эгоиста. Однако за разнообразными развлечениями, «света шум» и «мишура» быстро наскучили как главному герою, так и самому автору романа. Однообразие светских вечеров вынудило Онегина бежать в деревню. Читатель проследовал за ним и узнал много интересного.

Не менее подробно и детально описал А.С. Пушкин и жизнь поместного дворянства. В отличие от отца Онегина, его дядя не тратил деньги, а копил. Он приумножил капитал, ведь, судя по обстановке в его имении, покойный дядя интересовался только хозяйством и весьма преуспел в этом деле. Евгению досталось хорошее наследство. Эта разница между двумя братьями сразу же помогает нам уловить главные черты поместного дворянина: это практичный, дальновидный, солидный человек, который думает о будущем своей семьи. Ему не свойственно желание порисоваться. Он более скромен и деятелен. При этом для него характерна ограниченность. Дядя Евгения, к примеру, ничего не читал, не бывал в театрах, не путешествовал. Его, судя по всему, волновало только состояние урожаев. Таковы многие новые знакомые Евгения. За столом эти люди обсуждают практические вопросы и деревенские слухи. Их узость мышления и «привычки милой старины» претят столичному денди Онегину, впитавшему городской стиль общения и новые веяния иностранного происхождения.

Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин» представляет и семейство Лариных. Лживость, меркантильность, цинизм не свойственны им. Им дороги патриархальные устои и народные традиции.

У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Поблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Эти люди живут тихо и скромно, не напоказ. Потому они так отличаются от столичного общества. В деревне у каждого члена семьи есть свои занятия. Например, мама Татьяны сама «солила за зиму грибы», «езжала на работы», «вела расходы» — то есть она работала, что для столичных барынь немыслимо. Сама Татьяна Ларина родилась и выросла в таком кругу, поэтому она близка к народу и его традициям. Она не сидит сложа руки, а читает, бродит по саду, гадает. В ее жизни нет места скуке. Видимо, жизнь на лоне природы делает людей чище, ведь доброта, честность, ценность семейного быта и патриархальность являются характерными чертами поместного дворянства. Оно не идеально в глазах автора, однако все же превосходит столичное общество.

Минусы поместного дворянства А.С. Пушкин выделяет, когда представляет будущее Владимира Ленского. Мечтатель, поэт-воздыхатель, получивший образование в Германии, в деревне деградировал бы. Для такого ума жизнь помещика была бы слишком обыденной и приземленной. В окружении детишек и под опекой жены герой стал бы обывателем без целей и достижений. Быт и нравы поместного дворянства не содержат в себе даже пестроту светской жизни, они обыденны и слишком просты. Это проявляется и на именинах Татьяны Лариной: собираются обыкновенные крепостники, с приземленными интересами и большими семьями, и обсуждают, кто на ком женится — вот и все их интересы. На общем фоне выделяется Татьяна Ларина, ведь ее внутренний мир выходит за узкие рамки деревенского кругозора.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин, описывая социальные слои общества, не выделял лучшие или худшие, а лишь подчеркнул различия и сходства между ними. В поместном дворянстве главную роль играли традиционные нравственные устои, народные обычаи и хозяйство. В светском обществе гонка за роскошью напоказ и иностранной модой вытеснила все это, но взамен не оставила ничего того, что можно было бы сопоставить с цельной натурой Татьяны, ее отца и многих других героев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: