Пушкин и русская литература – художественный анализ: сочинение

Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.

  1. Прославленный национальный поэт
  2. Этапы творческого пути
  3. Жанровое своеобразие работ
  4. Значение писательской деятельности
  5. Новаторство Александра Пушкина
  6. Вклад в развитие литературы

Прославленный национальный поэт

Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.

Этапы творческого пути

Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.

Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.

Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.

В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.

Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.

Произведения, созданные в Болдино:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Повести Белкина»;
  • более 30 стихотворений.

В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.

Жанровое своеобразие работ

Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.

Жанры литературных трудов:

  • эпиграмма;
  • стихотворение;
  • сказка;
  • поэма;
  • роман в стихах;
  • драма;
  • повесть.

Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.

Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.

Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».

Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.

Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.

Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.

Значение писательской деятельности

Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

Новаторство Александра Пушкина

Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.

Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

Читайте также:
Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина: сочинение

Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.

В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

Вклад в развитие литературы

В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.

В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.

Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».

Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.

Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.

Характеристика деятельности Александра Пушкина:

  • поэт;
  • прозаик;
  • драматург;
  • критик;
  • публицист;
  • теоретик литературы;
  • историк.

Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.

Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.

Художественное своеобразие прозы Пушкина Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева

Статья посвящена исследованию художественного своеобразия прозы Пушкина. Были проанализированы произведения Пушкина: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и д.р

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева

Текст научной работы на тему «Художественное своеобразие прозы Пушкина»

Художественное своеобразие прозы Пушкина

Замира Тургунпулатовна Гайбуллаева Наманганганский госудосударственный университет

Аннотация: Статья посвящена исследованию художественного своеобразия прозы Пушкина. Были проанализированы произведения Пушкина: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и д.р

Ключевые слова: философия, психология, пушкинская проза, «Пиковая дама» «Барышня-крестьянка», «Дубровский», художественное произведение, роман повесть, личность, дворянство, народ.

The artistic originality of Pushkin’s prose

Zamira Turgunpulatovna Gaybullayeva Namangan State University

Abstract: The article is devoted to the study of the artistic originality of Pushkin’s prose. The works of Pushkin were analyzed: “The Queen of Spades”, “The Station Keeper”, “The Young Lady-Peasant” and others.

Keywords: philosophy, psychology, Pushkin’s prose, “The Queen of Spades” “The Young Lady-Peasant”, “Dubrovsky”, fiction, novel, story, personality, nobility, people. The works of Pushkin were analyzed: “The Queen of Spades”, “The Station Keeper”, “The Young Lady-Peasant” and others.

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.

«Русская литература XVIII века была главным образом» была занята организацией стиха» (Б.М.Эхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно, конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романом, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире.

Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско- публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления

традиций XVIII века. При этом Карамзин, во – первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во- вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой того времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и «дидактиками» (Нарежный, Булгарии). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу «дидактиков», сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20- х годов и такая проза становится штампом. Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман «Арап Петра Великого». Как мы видели одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина- отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор и с жанром художественного произведения. Пушкина, как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие -жанра романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства («История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка»).

Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из «Барышни – крестьянки» с виду обладает всеми чертами романтического героя: «Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы». Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести Ш.Нодье «Жан Сбогар»). Но затем сам Пушкин замечает о своем герое: «дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел

сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Если Пушкин в «Дубровском» использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменят ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героев своих прозаических произведений среднего человека- источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывает то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу. Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или «дидактиков», мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета: «Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидание молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятием, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мной моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, и так, я пропущу их . » («Барышня-крестьянка»). Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют не только какие- либо отдельные ее проявления, но вся жизнь в целом. Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов «дидактиков» и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют острому сюжету «с накоплением веса к развязки» (Б.М.Эхенбаум). Ю.Н.Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина, является анекдот («Повести Белкина», «Пиковая дама »). Но в тоже время Пушкин намерено затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны

сюжета. Так, «Рославлев», очевидно, близок к роману М.Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Метель» – новелле Вашингтона Ирвинга «Жених-призрак» (эту параллель заметил Н.Я.Берковский). Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина «Египетские ночи», в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема- взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященная этой теме, бессюжетны. Может быть, поэтому в «Египетских ночах» нет сюжета.

Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – «Капитанская дочка» – занимает чуть более 100 страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае -«Дубровский»; во втором- «Барышня-крестьянка»). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героя. Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающиеся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей. Но мы говорили о том, что для замедления развития сюжета Пушкин использует разнообразные композиционные приемы. Среди таких приемов неоходимо назвать введение в прозаических текст песен, стихов, даже документов («Дубровский»). Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Вот пример из «Барышни-крестьянки»: «Поля свои обрабатывал он по английской методе:

Читайте также:
Основные особенности лирики А. С. Пушкина: сочинение

Но на чужой манер хлеб русский не родится, –

И, несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись». Подобные приемы не только замедляют развитие сюжета, но и характеризуют героя или ту обстановку, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе

или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михайлович Эхенбаун в работе «Проблемы поэтики Пушкина»), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого являются «Повести Белкина»: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А.Г.Н, подполковник И.Л.П и т.д), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще проблема повествователя пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует о нем, а сам выступает в роли издателя и часто трудно понять, где в произведении высказывается сам Пушкин, а где сам повествователь. Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.

Уже говорилась о том, что Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описание природы и интерьера пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создание особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо ответить, что описание природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования. Вот два примера из: «Барышни-крестьянки» и из «Пиковой дамы»: «Заря сияла на Востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек: заполняли сердце Лизы младенческой веселостью» («Барышня -крестьянка»). «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. Германн стоял в одном суртюке, не чувствуя ни ветра, ни снега» («Пиковая дама»). С другой стороны, описание интерьера характеризуют не только героя, но и нравы целого круга людей, а иногда и нравы целой эпохи. (Вспомним, что герой Пушкина- средний человек.) Несомненно, что описание кабинета Чарского (в «Египетских ночах») характеризует прежде всего его самого, но оно характеризует и быт дворянской молодежи 30-х годов XIX века. В связи с эти особую роль пушкинской прозе играет деталь. Каждая деталь у Пушкина не только особо выделяется, но и выполняет определенную функцию в развитии сюжета или в характеристики героя: «Не стану описывать ни русского кафтана Адрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая принятого нашими романистами. Полагаю, однако ж, не излишне заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи » («Гробовщик»). Иногда на одной детали построены все произведение: такой

прием использован Пушкиным в «Станционном смотрителе»: обыгривается история блудного сына в картинка, которые висят в комнате Вырина.

Важным был для Пушкина вопрос о слоге и языке прозаического произведения. Пушкин писал в затке «о причинах, замедлевших ход нашей словесности »: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных. ». Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «о прозе »: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мысли и мысли- без них блестящие выражения ни чему не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты- таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал, я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду. Я не хотел более медлить».

Читайте также:
Анализ 2022 строфы второй главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли такие гиганты, как Гоголь и Достоевский, Тургенев и Толстой.

1. Борис Михайлович Эхенбаун. «Проблемы поэтики Пушкина» Новосибирск-1963.

2. Н.Я.Берковский- «Проза Пушкина»- Москва

3. Проза Пушкина- Москва.- 1974.

1. Boris Mikhailovich Ekhenbaun. “Problems of Pushkin’s Poetics” Novosibirsk-1963.

Философские мотивы лирики Пушкина сочинение по творчеству

Творчество гениального русского поэта А.С.Пушкина – это уникальное явление мировой художественной литературы. Его произведения многогранны и наполнены философскими размышлениями о закономерностях развития природы, общества и человека. Его стихи пронизаны мыслями о вечных ценностях и проблемах человеческого бытия. Пушкин говорил, что его лирика «образует союз волшебных звуков, чувств и дум», а предназначение поэта – «глаголом жечь сердца людей» и «чувства добрые» в них лирой пробуждать.

Пушкин не просто поэт, он философ и гуманист. Философские мотивы проходят красной нитью через все его произведения. Предметом творчества русского гения являются герои, которые ищут смысл жизни и ведут борьбу за правду, за свободу и справедливость. Многие стихи посвящены «великому дару» – любви и дружбе. Пушкин, анализируя проявления этих чувств, пришёл к мысли, что они вечны и бесценны.

Ещё в ранних стихах Пушкин размышлял о том, что жизнь – это постоянное нравственное развитие и духовный рост личности. Он утверждал, что ошибки и неудачи, которые происходят в молодости – это ценность, которая в дальнейшем станет жизненным опытом. Поэт называл свою «младость» «потрёпанной». Но вместе с тем «чувства разгорались» и «музы улыбались». Он считал, что молодость, зрелость и старость – это важные этапы жизни человека, они гармонично связаны между собой, естественны и неизбежны. «Прошли года и как они переменили нас», но «не сетуйте: таков судьбы закон» – убеждает читателей Пушкин. Рассуждения на эту тему ярко проявились в стихотворении «Элегия». В нём поэт говорит о переоценке радостей бытия, что после «безумных лет» веселья, он хочет жить «чтоб мыслить и страдать…».

Мотивы вечного обновления и возрождения особенно сильно звучат в стихотворении «Вновь я посетил…». Пушкин написал его во время последнего приезда в Михайловское в 1835 году. Это не просто биографическое воспоминание о былом, а глубокое философское размышление. Первые строки печальны, поэт вспоминает няню, видит «убогую» жизнь крестьян, покосившуюся мельницу. Но при виде трёх старых сосен, которые опять приветствовали его шорохом вершин, настроение Пушкина меняется. Наблюдательный взор поэта заметил, что «около корней их устарелых… младая роща разрослась». В этом Пушкин увидел символ преемственности поколений, и он с оптимизмом приветствует новое «племя младое, незнакомое».

Творчество Пушкина тесно связано с его высокой гражданской позицией. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», поэт утверждает, что «весь я не умру – душа… мой прах переживёт». Эти мысли являются пророческими. Новые поколения помнят и любят Пушкина. Читая его бессмертные произведения, они учатся у него «жить, мыслить и страдать».

2 вариант

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и прозаик. Его произведения – неисчерпаемая сокровищница художественных образов и глубоких мудрых мыслей. Философская лирика – особый пласт в творчестве писателя. Это рассуждения о смысле жизни, о месте человека в мире, о вечном вопросах жизни и смерти, связи этих непостижимых явлений, о счастье и долге. Философские мотивы проходят через все творчество знаменитого поэта. В ней отражены личные переживания Пушкина, особое свойственное писателю мироощущение. Философская лирика Пушкина важное место в русской литературе.

Уже с лицейских лет Пушкин размышляет о месте человека в мире, о его предназначении. Так стихотворение 1820 года “Мне вас не жаль года моей весны” посвящено учебе в Царскосельском лицее. Девятнадцатилетний Пушкин рассуждает о жизни, как о скоротечном явлении. Лирический герой не жалеет, что счастливое время юношества осталось позади. Гораздо больше Пушкин переживает от того, что утратилась былая острота ощущений, прошли младые надежды и “прежний жар”. В своем стихотворении поэт подводит итог юношеству.

“Дар напрасный, дар случайны” – стихотворение, написанное в 1828 году. В лирическом произведение затронуты, волнующие поэта вечные вопросы жизни и смерти. Стихотворении состоит из трех строф. В первых двух автор задается вопросом, зачем человеку дана жизнь и почему “судьбою тайной” она “осуждена на казнь”? Бесцельная жизнь томит тоскою лирического героя. Все стихотворение пронизано атмосферой грусти и отчаянья. Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” также посвящено теме неизбежности смерти. Мысли о скоротечности жизни, о смерти не внушают ему уныние, здесь выражена покорность перед судьбой и примирение с ее исходом.

Особое место в творчестве писателя занимает стихотворение “Вновь я посетил. ”, написанное в 1835 году. В нем Пушкин подводит жизненный итог, в нем слышится мотив прощание с родным местом, где он любил гулять. Лирический герой не отделим от поэта. Читатель понимает, что Пушкин делиться своими личными переживаниями, сокровенными мыслями. Стихотворение делится на три части. В перовой рассказывается о воспоминаниях Пушкина, о безвозвратно прошедшей юности. Во второй части поэтом описаны места, где он любил гулять. В третий подводится итог размышлений Пушкина о жизни. Здесь он рассуждает о смене поколений, о будущем мире, который ему уже не суждено увидеть. Стихотворение наполнено грустью, нежным прощанием с родным краем.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Философские мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

Садко является главным героем былины Садко, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом

Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека

«Капитанская дочка» – возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку

В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами

Тарас Бульба одно из известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В рассказе мы узнаем о борьбе украинского народа за свое освобождение.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

  1. Философская лирика А. С. Пушкина
  2. А. С. Пушкин – философская лирика
  3. А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

Читайте также:
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву: сочинение

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

А. С. Пушкин – философская лирика

Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения ‑океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие — поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».

Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

Читайте также:
Тема любви в лирике Пушкина: сочинение

Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.

По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.

Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.

В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.

В произведении «Телега жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной телегой, запряженной лошадьми, она едет, не останавливаясь, дни и ночи напролет, начало поездки кажется радостным и светлым, а вот конец – печальным и темным. Боевой дух поэта надломился после поражения декабристов, Пушкин чувствовал вину перед своими друзьями, потому что не смог принять участие в восстании против царского режима.

К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.

Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

Кратко.

В 19 веке философская лирика была характерна для большинства крупных писателей. Все происходящее в мире довольно сильно влияли на мышление людей, из-за чего это отражалось на творчестве многих авторов. Поэзия стала иметь тесную связь с философией. Правда, она была проблематична для обретения публичного признания и восприятия. Но это не останавливало творческие умы.

Александр Сергеевич Пушкин — один из таких поэтов, в произведениях которого тем или иным образом присутствуют риторические вопросы, размышления и философия на ту или иную тему. И немудрено, что он часто писал стихи, описывая проблемы бытия: в жизни каждого человека может возникнуть период осмысления и попыток понять всю сущность предназначения чего-либо в этом мире.

Его стихотворения несут личностный характер, из-за чего они имеют свойство заставить читателя не только задуматься, но, порой, переосмыслить какие-либо вещи. Скрывая вопросы философского характера в описании событий, Пушкин дает возможность сильнее задуматься о морали истории. И чтобы больше углубиться в разговоры о философии поэта, стоит обратиться к его произведениям.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Одной из популярных философских элегий Пушкина является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанный в 1829 году. Лирический герой ведёт монолог с самим собой, где передаются личные переживания о неизбежности смерти. Он рассуждает о жизни и о грядущем в будущем после нее; о цикличности происходящего: один уходит, другой приходит

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.».

Как и в большинстве своих стихов, Пушкин не теряет надежду о светлом и прекрасном, ведь жизнь продолжается и не стоит на месте:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Главная тема: жизнь и смерть».

Элегия (Безумных лет угасшее веселье)

Следующим стихотворением является «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)», написанное в 1830 году. В то время Пушкин получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой о женидьбе, поэтому готовился к свадьбе. Из-за осознания того, что теперь ему придется финансово обеспечивать семью, выполнять больше обязанностей и иметь серьезное отношение к этому шагу, поэт вылил все свои размышления на бумагу, вспоминая молодость и минувшие дни:

Читайте также:
Многогранное творчество Пушкина важнейший рубеж в развитии литературы: сочинение

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

В обращении «о други» Пушкин имел в виду своих близких людей, которым он мог бы рассказать все свои переживания. Да и даже при таком раскладе автор не оставляет себя без светлых мыслей:

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Тема: любовь, свобода.

Вновь я посетил..

К философским стихотворениям также можно отнести «Вновь я посетил..», уже написанное в поздний период творчества Пушкина в 1835 году, связанное с последним приездом поэта в Михайловское. Здесь он описывает свои родные края, вспоминает близких ему людей, следовательно как бы подводя итог своей жизни. Также поэт обращается к «племени младому, незнакомому», все еще после размышлений оставляя частичку надежды о будущем поколении. Стих проникнут печалью и грустными воспоминаниями. Тема: жизнь, родина, неизбежный поток времени.

Вывод

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что философская лирика Пушкина имеет в себе размышления о жизни и смерти, о добре и зле, о вере и безверии, о реальности, о людях, о родине. Таким образом, стихи также можно отнести к философии, рассуждая о бытие вместе с автором.

Сочинение на тему ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии», задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон». В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне…

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный

Снова пристань я найду…

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…», в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует молодое поколение, которое продолжит дело отцов. Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа. Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерть — это естественный этап жизни.

Читайте также:
«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека совершенно преобразуя его»: сочинение

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Сочинение: Философские проблемы лирики А.С. Пушкина

Философские проблемы лирики А.С. Пушкина.

Пушкин… «Солнце русской поэзии», её великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики так велика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон. Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий своё высокое предназначение. Это гуманист, мыслитель и философ.

Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.

Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять,-

Пишет поэт, завершая стихотворение.

В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.

Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».

Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» – пишет о себе поэт.

Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»

Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия – ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.

Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: