Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе Евгений Онегин: сочинение

Тема судьбы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Судьба или «фатум», как некий дополнительный грозный персонаж, довлеет над героями романа «Евгений Онегин».

Если в реальной жизни обыватели часто соединяют в своём сознании понятия судьбы и Божьей воли, то в художественном произведении волю провидения зачастую можно соотнести с замыслом автора.

Судьба Татьяны, Онегина, Ольги и Ленского находится в руках Пушкина, но отношение к судьбе у них разное.

В языке Пушкина слово «судьба» синонимично понятиям жизненного пути, божественной предопределённости, «воли неба».

Знакомя читателя с Евгением, поэт сообщает, что он «всевышней волею Зевеса» — наследник всех своих родных.

Ирония в том, что над Онегиным – не христианский Господь, а языческий Зевс, волей которого действительно вполне могло бы быть своенравное решение неизвестно почему наделить Онегина материальным богатством.

Ироничный тон продолжается в следующей строфе:

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…

От чего же хранила Онегина судьба? От серьёзного образования и строгих воспитателей. Питомец неги и лени возрос как нетронутый нарцисс, что, было, безусловно, прекрасно с точки зрения избалованного дитяти, но выглядело печально с настоящей стороны.

Другой герой романа, 18-летний поэт Ленский, понимает судьбу в романтическом ключе:

…Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.

Пушкин недаром употребляет архаичный вариант «судьбАми», подчёркивая книжный, далёкий от реальности характер этого понятия.

Ленский идеалист, мир видится ему в ореоле романтической мечты, для него ещё не порушены святыни дружбы, верности, любви.

Перед роковой дуэлью поэт оставляет стихи, в которых предчувствует близкую гибель:

…Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Он благословляет любую волю неба и оставляет высшим силам право решить свою участь.

Смирение кажется странным в столь юном сердце. Оно настолько чисто, нежно, исполнено веры, что контраст его с сумрачной и эгоистичной душой Онегина поражает читателя.

Пушкин даёт свершиться высочайшей несправедливости, убивая Ленского и оставляя в живых Онегина. Тем реалистичней рассказанная им история столкновения мечты и реальности, небесной грёзы и житейской рассчётливости.

Татьяна воспринимает мир как христианка. Она верит в предначертанность жизненного пути, определяемого Божьей волей.

Даже рядовые на первый взгляд события девушка читает как знаки неба. Она живёт не в земном, а в космическом пространстве и времени, соизмеряя свои действия с ходом планет, сменой времён года, огромным и таинственным Замыслом Творца.

В письме к Онегину Татьяна пишет:

…То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Она рассматривает собственную жизнь, как перечень причин того, что творится с её сердцем ныне. Онегин ощущается ею одновременно в романтическом и наивно-простонародном ключе: как «суженый», данный Богом.

Его избирает Татьяна как хранителя своих тайн, защитника чести и спутника жизни:

Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слёзы лью,
Твоей защиты умоляю…

Так можно обращаться к супругу, который отвечает за свою жену перед Богом.

Возможно, именно этот глубинный смысл письма отталкивает Онегина, который видит в нём слишком явное желание девушки выйти замуж и боится ответственности.

Сожалея о любимой героине, Пушкин комментирует поступок Татьяны:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.

Эпитет «роковой» указывает на предопределённость встречи героев. Татьяна – чиста, Онегин – её искуситель, тот, кто навсегда смутит её покой и, увы, не сделает счастливой.

В ответной исповеди, Евгений рисует перед девушкой картину их возможного брака:

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?

Онегин показывает, что этот жребий будет неприятен ему и не принесёт радости ей. Он тоже как будто чувствует судьбоносный смысл встречи с Татьяной, но хочет уйти от него, избежать неугодного жребия, обмануть судьбу.

Однако творческая воля автора доказывает: «от судеб защиты нет». Евгению и Татьяне будет суждена новая встреча через много лет, и эта встреча покажет каждому его настоящее место.

Своё письмо Онегин завершит точь-в-точь так же, как некогда завершила послание Татьяна:

…Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Теперь судьба Онегина в руках Татьяны. Но за время разлуки она узнала, по ком «судьбой осуждена вздыхать», и поняла, что любовь Онегина недолговечна.

Читайте также:
Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

К тому же, теперь у Татьяны есть любящий муж, предать которого не позволят честь и совесть. Княгиня попросит оставить её и вынесет герою справедливый приговор.

Таким образом, тема судьбы в романе «Евгений Онегин» реализуется в нескольких ипостасях:

  • как слепая воля капризного божества, жестокая и роковая случайность (гибель Ленского);
  • как образ веры героев в высшие силы;
  • как божественная справедливость, воплощённая через авторский замысел.

Читать сочинение по всему другому: “Пушкин а. с. – Размышления а. с. пушкина о судьбах молодого поколения в романе евгений онегин” Страница 1

В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения.Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты” и что он любил проводить с ним время. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяжении всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не “положительный”, но и не “отрицательный” герой.Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает большое внимание на его воспитание. Оно оказало на героя губительное действие. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необычайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действие на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о которых даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать.Им овладело беспокойство,Охота к перемене мест. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.Татьяна, “милый идеал” Пушкина, является главной героиней романа. Татьяна – это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню “русской душою”. Но если прежний Онегин прежде не увидел всей внутренней красоты Татьяны, зато новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и пылко, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизни ему нет. Но его ждет отказ, потому что понятие чести Татьяны не позволит ей нарушить слово, данное Богу и себе: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна”. Главное свойство Татьяны – высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

А.С.Пушкин, «Вновь я посетил…»: анализ стихотворения. О чем стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…»?

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Предыстория

Накануне нового 1935 года поэта пожаловали в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже оскорбило, ведь обычно такие звания давали юношам, а он был уже не молод. Камер-юнкерство бросало на него тень. Александр Сергеевич давно уже осознавал себя народным поэтом, а это значило, что он должен был быть непорочным и чистым. Пушкина угнетало светское окружение, ему хотелось тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради содержания семьи он был вынужден служить.

В 1834 году случилось еще одно неприятное событие. Полицией было распечатано написанное Александром Сергеевичем жене письмо. Поэта возмутили и действия полиции, и тот факт, что Николай Первый не посовестился прочесть доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иное значение и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич захотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она оставалась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.

Читайте также:
Евгений Онегин лишний или духовно ищущий человек?: сочинение

Летом 1835-го поэт смог на четыре месяца получить отпуск и уехал в Михайловское. Там-то он и написал стих «Вновь я посетил…». Пушкин, снова находясь в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспомнил ушедшие годы, няню, которая уже умерла. Его мысли обратились к прожитому, и в печальной думе о времени и о себе он подвел итоги прошлых лет и отразил их в рассматриваемом произведении.

Краткое содержание

Первая строка стихотворения повторяет его название. Писатель вспоминает, как в этом уголке земном проводил время и считал себя изгнанником. Дальше его накрывают воспоминания о доброй няне, он сожалеет, потому как ее сейчас нет рядом. Поэт делает акцент, что больше не слышит ее тяжелых шагов и пристального надзора. Ее образ он хранит в своем сердце и ему становится до боли грустно и печально.

В некоторых строках ощущается чувство сожаления героя. Он противопоставляет 2 образа — нежной и заботливой няни и с пустотой советского общества.

Пушкин старается кратко передать читателям образы природы родного села. Лирик писывает события из детства, местность у озера, где любил проводить время, не строя планов и не зная проблем.

В сюжете упоминаются сосны, на месте которых выросла молодая поросль. Этим он хотел сказать о бессмертии и развитии всего живого. Это и есть основная идея стихотворения Пушкина.

Год написания «Вновь я посетил» стал для автора тяжелым, лирические переживания являются подтверждением этому. Он объединил вокруг себя природу и историю села Михайловское.

«Вновь я посетил…» (Пушкин). Анализ

Стихотворение разделено на три части. В первой повествуется о приезде в Михайловское, во второй поэт погружается в воспоминания, а в третьей описывается природа края и делается обращение к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему об ушедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, вместе с тем в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Вновь я посетил…» — стихотворение о быстротекущем времени, о смене преемственности поколений.

Темы, настроение и проблемы

  • Основной темой стихотворения «Вновь я посетил» является философское осмысление поэтом жизни и смерти, быстротечности существования. Вновь посетив знакомые места, лирический герой получает возможность увидеть произошедшие изменения: нет больше старушки-няни и не слышно «шагов ее тяжелых», рыбак тянет через озеро свой «убогий невод», скривилась старая мельница. Есть и то, что радует глаз и сердце поэта: рядом со старыми соснами он замечает «племя младое, незнакомое» — свежую зеленую рощу, то есть жизнь идет своим чередом и на смену старому неизбежно приходит новое.
  • Еще одной темой текста можно назвать связь человека и природы. Именно внимательное наблюдение за природой, ее одушевление и обращение к ней становится отправной точкой для размышлений лирического героя, раскрывает ему общие для всех естественные законы жизни.
  • Печальный ностальгический настрой первой части текста по ходу размышлений поэта сменяется светлым принятием текущего порядка бытия, а в финале поднимается до торжественного гимна новой жизни.

Вторая часть

В следующем пятистишии стихотворения «Вновь я посетил…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный домик», в котором когда-то жил вместе со своей няней, ныне уже покойной. Автор ласково называет ее «старушкой» и горько переживает утрату. Упоминание «бедной няни» и «опального домика» возвращает читателей к самым важным периодам в жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, поскольку подозревал грядущие великие потрясения. От неминуемой гибели тогда его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь я посетил…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню), тоже неслучайно, ведь это она приобщила маленького Сашу к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.

Тема стихотворения

Читать текст стихотворения непросто, поскольку в нем переплетаются различные чувства и эмоции. Романтические мотивы сочетаются с тоской, прослеживается грусть по временам, которые уже минули.

Основная идея — переоценка ценностей, переживание переломного момента и подведение итогов.

Пушкин в стихотворении анализирует свой жизненный путь, размышляет о будущем. Его мечты связаны с желанием поселиться в Михайловском. Но эти мечты неосуществимы по нескольким причинам, основная из которых – долги.

К тому же Александр Сергеевич тоскует о няне, которой уж больше нет. Арина Родионовна умерла, но поэт желает услышать «ее тяжелые шаги за стеной», в соседней комнате. Говорит, что хочет, чтобы его внуки ходили по этой земле.

Третья часть

Стихотворение «Вновь я посетил…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все то, что было связано с этими местами. На своем пути он встречает три сосны и припоминает, что видел их еще десять лет назад. Поэт обнаруживает, что около корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и тем самым подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время в корне не меняет ее – она остается прежней. Так и в человеке меняется не все с течением времени: его память, убеждения, помыслы, идеалы тоже остаются прежними.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

Читайте также:
Пётр Первый: сочинение

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Пушкин. «Вновь я посетил…» (стихотворение). Средства выразительности

Произведение начинается многоточием. Таким образом автор не ведет повествование с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом заключается особенность произведения «Вновь я посетил…». Анализируя текст, можно обнаружить фразы с наиболее емким смыслом. Например, такой является строчка «Минувшее меня объемлет живо». Здесь слово «объемлет» употребляется в значении «переполняет», «охватывает». В памяти поэта прошлое предстает настолько ясно, как будто оно стало явью. Кажется, что всё происходило только вчера: «Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей». В этой фразе эпитет «опальный» используется в значении «находящийся в немилости», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», которое тоже фигурирует в стихотворении.

«Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)»

«…Вновь я посетил…» — стихотворение, которое было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином А. С. Пушкиным. Остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание той быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.

Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует здесь разностопный ямб. Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает, с одной стороны, создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны, возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом выражается тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию этого ощущения.

Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части — слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения — это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие.

В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». Поднимается тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ — это образ старого пня:

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть — самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи. Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» — «незнакомое», «могучий» — «поздний», «старую» — «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

Читайте также:
В чем трагедия Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина: сочинение

Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворения — «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз — «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение — «как дети», «как старый холостяк», метафора — «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты — «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное — устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

Инверсия в произведении создает образ разнообразия жизни. Здесь она встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

Таким образом, Пушкин в стихотворении «…Вновь я поселил» дает читателю понять, что все в жизни, в том числе, и человек, постоянно изменяется и двигается вперед. Порой судьба непредсказуема, несправедлива, но это разве не это делает нашу жизнь интересной и насыщенной? Главное — не бояться перемен, ловить каждый радостный момент и луч солнца во мгле обыденности и посредственности.

Приемы для описания природы

Стих «Вновь я посетил…» Пушкина живо описывает природу Михайловского, которая, как и прежде, влечет поэта. Александр Сергеевич отдельными штрихами воссоздает бедность края: об этом говорят и убогий невод рыбака, и мельница, скривившаяся от времени, и сам домик, в котором жил автор. Особенно дороги Пушкину три сосны, некогда приветствовавшие его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь около корней разрослась «младая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее за молодым, за растущим.

Вечное движение, преемственность поколений, обогащение человеческой мысли – такими предстают законы бытия в стихотворении «Вновь я посетил…». Анализируя его, становится ясно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее потомков.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.

Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.

Стиль написания

В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.

Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

Стихотворение А. С. Пушкина «. Вновь я посетил. » (Восприятие, истолкование, оценка)

«…Вновь я посетил…» – стихотворение, которое было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином А.С.Пушкиным. Остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание той быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.

Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское.
По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует здесь разностопный ямб. Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки.
Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает, с одной стороны, создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны, возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом выражается тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию этого ощущения.

Читайте также:
Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части – слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения – это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие.

В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети.

Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». Поднимается тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ – это образ старого пня:

А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть – самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи.
Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» – «незнакомое», «могучий» – «поздний», «старую» – «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворения – «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз – «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение – «как дети», «как старый холостяк», метафора – «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты – «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное – устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

Инверсия в произведении создает образ разнообразия жизни. Здесь она встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

Таким образом, Пушкин в стихотворении «…Вновь я поселил» дает читателю понять, что все в жизни, в том числе, и человек, постоянно изменяется и двигается вперед. Порой судьба непредсказуема, несправедлива, но это разве не это делает нашу жизнь интересной и насыщенной? Главное – не бояться перемен, ловить каждый радостный момент и луч солнца во мгле обыденности и посредственности.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 63.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 63.

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нём он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. В стихотворении автор вспоминает прошлое, наблюдает настоящее и обращается к будущему поколению. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2): сочинение

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает своё прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, её ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется – белый стих.

Метафоры“Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого её дозора”, “озеро… синея, стелется широко “, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “…уголок земли”..

Эпитеты“опальный домик”, , “неведомые воды”“шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения“Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Аллитерация“Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперёд, в будущее, которое пока не определено.

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провёл изгнанником два года незаметных” – о Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр стихотворения можно определить как лирическое стихотворение. Лирический герой вспоминает прошлое, приводит свои размышления о жизни и смерти, о прожитых годах. Стихотворение наполнено чувствами и переживаниями лирического героя.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что оно не имеет рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого её дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зелёная семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют эпитеты: “неведомые воды” , “опальный домик” , “шагов её тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья ворочая “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

В своей лирике А. С. Пушкин обращается к самым разнообразным темам. Говорит о любви, рассуждает о предназначении поэта и поэзии, любуется природой и пытается осмыслить мир вокруг себя. Результатом такого осмысления становятся философские стихотворения, когда переломные жизненные моменты заставляют поэта иначе взглянуть на себя и мир, задуматься над взаимосвязью времен, обстоятельств и людей. Один из ярчайших примеров философской лирики Пушкина – стихотворение «Вновь я посетил». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Вновь я посетил» по плану.

История создания

Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.

Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» можно определить как элегию, представляющую собой печальные размышления о смысле жизни и ее бренности, которые часто возникают на фоне наблюдения за природой. Поэт несколько обновляет традиционное содержание элегии, демонстрируя не привычные для жанра грусть и одиночество, а светлое, умиротворенное принятие жизни и ее законов.

В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин использует редкую для своего творчества форму «белого стиха», что помогает наиболее точно передать личные глубокие переживания.

Читайте также:
ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ: сочинение

Размер текста – простой и, одновременно, торжественный пятистопный ямб. На первый план выходят интонационный рисунок, психологические паузы, использование многоточий. Это позволяет создать эффект разговорной речи, как будто поэт размышляет в настоящем времени, непосредственно перед читателем.

Композиция

Текст стихотворения можно условно разделить на три части.

  1. В первой части говорится о возвращении лирического героя в родные места. Прошло время, изменилось не только Михайловское, но и сам поэт: он через многое прошел, стал старше, опытнее и мудрее. Воспоминания заставляют его окунуться в прошлое, вновь пережить прежние ощущения.
  2. Вторая часть рисует перед нами картины природы и сельской жизни, которые открываются перед лирическим героем. Разбросанные по берегу деревни, озеро и дорога – пейзаж на первый взгляд тот же, что десятилетие назад, однако теперь в описание закрадывается мотив увядания и обветшания: рыбак тянет за собой «убогий невод», старая мельница «насилу крылья ворочает при ветре».
  3. Рядом со знакомыми соснами у дороги поэт замечает молодую поросль, и это становится отправной точкой для третьей части – размышлений о преемственности поколений и обращения к потомкам.

Интересно, что стихотворение «Вновь я посетил» строится как рассуждение лирического героя. Интонационный рисунок создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и длительные духовные искания поэта как будто остаются за рамками произведения, но отчетливо просматриваются в паузах и многоточиях текста.

Образы и символы

В центре стихотворения «Вновь я посетил» оказывается лирический герой – проекция самого А. С. Пушкина. Герой вновь посещает родные места, где все напоминает ему о мечтаниях юности и близких людях («минувшее меня объемлет живо»). Время внесло коррективы в знакомые пейзажи, изменился, «покорный общему закону», и он сам. Мы видим, что герой тонко чувствует эти изменения, отчего в строках сквозит легкая грусть. Эта грусть сменяется умиротворением и надеждой, когда поэт видит расцвет новой жизни – молодую зеленую рощу, и предрекает, что его внуки застанут расцвет этих деревьев и вспомнят о нем.

Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни.

Темы, настроение и проблемы

  • Основной темой стихотворения «Вновь я посетил» является философское осмысление поэтом жизни и смерти, быстротечности существования. Вновь посетив знакомые места, лирический герой получает возможность увидеть произошедшие изменения: нет больше старушки-няни и не слышно «шагов ее тяжелых», рыбак тянет через озеро свой «убогий невод», скривилась старая мельница. Есть и то, что радует глаз и сердце поэта: рядом со старыми соснами он замечает «племя младое, незнакомое» — свежую зеленую рощу, то есть жизнь идет своим чередом и на смену старому неизбежно приходит новое.
  • Еще одной темой текста можно назвать связь человека и природы. Именно внимательное наблюдение за природой, ее одушевление и обращение к ней становится отправной точкой для размышлений лирического героя, раскрывает ему общие для всех естественные законы жизни.
  • Печальный ностальгический настрой первой части текста по ходу размышлений поэта сменяется светлым принятием текущего порядка бытия, а в финале поднимается до торжественного гимна новой жизни.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Вновь я посетил» – это бессмертие через вечное и непрерывное развитие жизни. Поэт принимает быстротечность времени и естественные законы бытия, согласно которым природа и человек неминуемо стареют и умирают, но при этом без опасения смотрит в будущее, так как видит в нем продолжение настоящего. Земля предков и память потомков в тексте стихотворения становятся связующими человечество нитями, которые не дают ему рассыпаться на части и кануть в небытие.

Пушкин обращается к молодому поколению на равных, предполагает, что «молодое племя» должно быть лучше своих отцов и дедов. Пусть сам поэт не застанет «могучий поздний возраст» молодой рощи, но она обязательно поприветствует однажды его внука, значит, жизнь будет продолжаться. В этом и заключается смысл стихотворения «Вновь я посетил».

Средства выразительности

Стихотворение «Вновь я посетил» строится без рифмы, поэтому основной смысловой акцент переносится на ритмический рисунок текста и выразительную силу каждого слова.

  • Активно используются поэтом многочисленные тропы, среди которых есть точные и яркие эпитеты: «лесистый холм», «златые нивы», «неведомые воды», «убогий невод», «угрюмый товарищ».
  • Создать описания помогают образные метафоры («минувшее меня объемлет живо», «по брегам отлогим рассеяны деревни») и сравнения («кусты теснятся под сенью их как дети», «как старый холостяк»).
  • Основным средством создания образа «молодого племени» становится олицетворение. Старые сосны и молодая зелень называются «зеленой семьей», приветствуют лирического героя и становятся адресатом его пламенного обращения в финале. Способность посмотреть на природу как на живую силу позволяет поэту продемонстрировать ее сходство и связь с жизнью человека.
  • С помощью красивой аллитерации «знакомым шумом шорох их вершин» поэт позволяет читателям не только увидеть, но услышать и почувствовать раскрывшуюся перед ним картину.

Философские вопросы быстротечности времени и бессмертия, которые волновали Пушкина на протяжении всего творческого пути, поэту удалось точнее осмыслить при посещении после долгого перерыва родных сердцу и наполненных воспоминаниями мест. Стихотворение «Вновь я посетил» становится для Пушкина своеобразным подведением итогов. Белый стих, форма лирического фрагмента и простой язык помогают создать глубокий философский текст, проникнутый благословением жизни и природы и спокойным, уверенным принятием естественных законов бытия.

Читайте также:
О романе Владимир Дубровский образ Троекуров: сочинение

Анализ стихотворения И вновь я посетил А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин.
«Вновь я посетил…»
* * *
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…»написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие «свобода» наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. «Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше» – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.

Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.

Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.

Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение «Вновь я посетил…»

В Михайловском Пушкин вспоминает свое двухлетнее изгнание, няню, которая умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.

Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.

Рассмотрим первую часть.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. «Общий закон» – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».
Следующие пятистишье (вторая часть) вводит в содержание тему памяти, ограниченную, связанную с проанализированным выше мотивом.
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора».

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Зимнее утро: сочинение

Лирический герой видит «опальный домик», где он некогда жил с няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил ее, называет ее ласково – «старушка».

Упоминание «опального домика» и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня приобщала маленького Пушкина к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное влияние.
Далее, уже в третьей части, предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж «Деревни».
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.»

Лирический герой описывает пейзаж и вспоминает все, что с ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым он вспоминал море:

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Лирический герой встречает на своем пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Описывает их изменения.

Пушкин убежден, что природа прекрасна и гармонична, так как естественна в своем свободном появлении. Например, строчки об озере:
«Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко»
Постоянность, неизменность природы подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти частичка, свидетель прошлого, достойного любви и уважения. Постоянность и неизменность природы Пушкин подчеркивает тем, что говорит о трех соснах, вновь увиденных им.

Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.

В стихотворение отражен образ времени. Пушкин описывает то, как все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:

«Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…»

Меня есть все вокруг – люди умирают, умирает его няня.

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…»

Когда Пушкин ещё был в Михайловском он часто сидел на берегу озера и вспоминал море. Это так же говорит о том, что это уже прошло, то есть упоминается образ времени.

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Так же Пушкин описывает нам ситуацию, когда он встречает на пути знакомые деревья и видит, что около их корней теснятся новые, молодые кусты.

«Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети».

Но время меняет не все. И в самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют такие строчки:

«…но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Время не меняет природу в корне. Природа остается прежней. Это говорит сходство пейзажа этого стихотворения и стихотворения «Деревня». Также это подтверждают такие строки:

«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах»;

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей»;

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »;

«Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох».

Читайте также:
Образы Ольги и Татьяны Лариных как типы женских национальных характеров: сочинение

Рассмотрим средства поэтической выразительности.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл»

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта.
«Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах».
Слово ушло говорит о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
«И сам, покорный общему закону,
Переменился я..».
Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора».
Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых. ” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре. »
Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “. вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны. ” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
«Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко. »
Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
«. около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто».
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
В этом стихотворении Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб размер и мелодию поэтической речи. Его раздумье сохраняет естественность разговорной интонации, которая подчеркивает отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль.
«Вновь я посетил. » лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: