Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочка

Вариант 2

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Мысли пользователей сети

На мой взгляд, повесть названа в честь Марьи Ивановны Мироновой совершенно справедливо. В ее внешности и характере столько собирательных замечательных черт, присущих русским женщинам, что во имя их любви мужчины становятся бесстрашными, совершают благородные и геройские поступки. Гринев не побоялся вернуться в стан мятежников, проявив себя отважным офицером, благодаря своей любви к Марье Ивановне. Он бесстрашно вступил в единоборство со Швабриным, не раздумывая о том. На чьей стороне останется сила. Он не пресмыкается перед Пугачевым и этим вызывает его к себе уважение. Он ведет себя достойно и во время своего несправедливого ареста. На глазах у читателя он мужает и становится настоящим защитником всех слабых и обиженных.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

А из таких замечательных русских девушек, как Марья Ивановна, вырастают отважные Василисы Егоровны, способные и на виселице сказать самозванцу, что он – «беглый каторжник».

Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина – рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова – робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть – оно о капитанской дочке Маше Мироновой.

Маша в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться на только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство.

В названии повести проявилась дань уважения и восхищения скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова. В очень трудных условиях она подобно своему отцу проявила твердость и мужество. Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. Финал повести приукрашен, и это совсем не случайно: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоцененными.


Емельян Пугачев

В этом произведении раскрываются две важные темы: первая – это повествование об исторических событиях 17 века, когда в результате недовольства крестьян вспыхнул бунт под предводительством Емельяна Пугачева. (Для Екатерины Пугачев – всего лишь обычный очередной мятежник, планы которого нужно разрушить). И второе – размышления автора о понятии чести и любви, выражающихся в действиях главного героя. Без сомнения, автор в «Капитанской дочке» благоволит Гриневу и осознает себя рядом с ним. Однако Пушкин не «наплывает» на Гринева монотонно и плавно, а резко, в некоторые моменты душевного неуравновешенния и во время выхода из трудной ситуации. Автор по отношению к Гринёву остается чуть позади, поскольку он ничуть не умалял его достоинства, а лишь включается в нужные моменты, как бы усиливая его сначала, а потом он так и остается с ним. Автор любит Гринёва, жалеет, всегда помогает ему, чтобы он до конца был жив. В общем, произведение так называется, потому что, хотя Мария кажется не очень важным героем, без неё многие поступки Гринева были бы другими.

Прочитав повесть Пушкина, мы видим повествование не только о любви Гринева и Маши, как следовало бы из названия повести, но и о Пугачеве. Автор сквозь историческую тему провел тему любви, никуда уже без нее не деться, похоже. Маша – капитанская дочка – появляется перед нами на протяжении всей повести.

Конечно, Александр Сергеевич, мог назвать свое детище по-другому, ведь он начинал писать о Е. Пугачеве прежде всего, но цензура того времени не пропустила бы такое. Автор редактировал повесть и назвал “Капитанская дочка. “Таким образом, мы имеем повесть и о восстании Пугачева, и своего рода любовный роман.

Назвав свою повесть «Капитанской дочкой», автор выразил уважение и восхищение скромной милой до­черью геройски погибшего капитана Миронова, кото­рая в сложных условиях проявила твердость и мужество характера. Благодаря своим лучшим душевным ка­чествам – честности и искренности, девушка смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восста­новить справедливость.

Дав такое название своей повести, Пушкин тем са­мым и подчеркивает достоверность изображения ре­ального исторического лица – Пугачева. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, – достаточно вспомнить, как он по­ступил по отношению к Гриневу и Маше Мироновой.

Он с уважением относится к выбору своего, по сути, вра­га – Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро: помня о подаренном Грине­вым заячьем тулупе, он совершает ответное добро, даже гораздо большее по значению.

Но это, безусловно, не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Им было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов.

Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочка

Вариант 2

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Мысли пользователей сети

На мой взгляд, повесть названа в честь Марьи Ивановны Мироновой совершенно справедливо. В ее внешности и характере столько собирательных замечательных черт, присущих русским женщинам, что во имя их любви мужчины становятся бесстрашными, совершают благородные и геройские поступки. Гринев не побоялся вернуться в стан мятежников, проявив себя отважным офицером, благодаря своей любви к Марье Ивановне. Он бесстрашно вступил в единоборство со Швабриным, не раздумывая о том. На чьей стороне останется сила. Он не пресмыкается перед Пугачевым и этим вызывает его к себе уважение. Он ведет себя достойно и во время своего несправедливого ареста. На глазах у читателя он мужает и становится настоящим защитником всех слабых и обиженных.

А из таких замечательных русских девушек, как Марья Ивановна, вырастают отважные Василисы Егоровны, способные и на виселице сказать самозванцу, что он – «беглый каторжник».

Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина – рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова – робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть – оно о капитанской дочке Маше Мироновой.

Маша в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться на только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство.

Читайте также:
Реалистичность персонажей в романе «Евгений Онегин»: сочинение

В названии повести проявилась дань уважения и восхищения скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова. В очень трудных условиях она подобно своему отцу проявила твердость и мужество. Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. Финал повести приукрашен, и это совсем не случайно: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоцененными.


Емельян Пугачев

В этом произведении раскрываются две важные темы: первая – это повествование об исторических событиях 17 века, когда в результате недовольства крестьян вспыхнул бунт под предводительством Емельяна Пугачева. (Для Екатерины Пугачев – всего лишь обычный очередной мятежник, планы которого нужно разрушить). И второе – размышления автора о понятии чести и любви, выражающихся в действиях главного героя. Без сомнения, автор в «Капитанской дочке» благоволит Гриневу и осознает себя рядом с ним. Однако Пушкин не «наплывает» на Гринева монотонно и плавно, а резко, в некоторые моменты душевного неуравновешенния и во время выхода из трудной ситуации. Автор по отношению к Гринёву остается чуть позади, поскольку он ничуть не умалял его достоинства, а лишь включается в нужные моменты, как бы усиливая его сначала, а потом он так и остается с ним. Автор любит Гринёва, жалеет, всегда помогает ему, чтобы он до конца был жив. В общем, произведение так называется, потому что, хотя Мария кажется не очень важным героем, без неё многие поступки Гринева были бы другими.

Прочитав повесть Пушкина, мы видим повествование не только о любви Гринева и Маши, как следовало бы из названия повести, но и о Пугачеве. Автор сквозь историческую тему провел тему любви, никуда уже без нее не деться, похоже. Маша – капитанская дочка – появляется перед нами на протяжении всей повести.

Конечно, Александр Сергеевич, мог назвать свое детище по-другому, ведь он начинал писать о Е. Пугачеве прежде всего, но цензура того времени не пропустила бы такое. Автор редактировал повесть и назвал “Капитанская дочка. “Таким образом, мы имеем повесть и о восстании Пугачева, и своего рода любовный роман.

Назвав свою повесть «Капитанской дочкой», автор выразил уважение и восхищение скромной милой до­черью геройски погибшего капитана Миронова, кото­рая в сложных условиях проявила твердость и мужество характера. Благодаря своим лучшим душевным ка­чествам – честности и искренности, девушка смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восста­новить справедливость.

Дав такое название своей повести, Пушкин тем са­мым и подчеркивает достоверность изображения ре­ального исторического лица – Пугачева. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, – достаточно вспомнить, как он по­ступил по отношению к Гриневу и Маше Мироновой.

Он с уважением относится к выбору своего, по сути, вра­га – Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро: помня о подаренном Грине­вым заячьем тулупе, он совершает ответное добро, даже гораздо большее по значению.

Но это, безусловно, не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Им было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов.

Видео

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Все главные события в повести «Капитанская дочка» происходят в Белогорской крепости. Пётр Андреевич Гринёв отправился в Оренбург на службу по наставлению своего отца, который хотел, чтобы из сына вырос настоящий мужчина. Гринёв отправился в путь с Савельичем, но во время дороги на службу их застала непогода и буран. Однако героям романа повезло, потому что им повстречался незнакомый человек — «бродяга», который показал им дорогу и вывел к жилью. В знак благодарности Гринёв отдал бродяге свой заячий тулуп и поднёс бокал вина. Незнакомец низко поклонился Петру и поблагодарил его.

Очень захватывающей и в то же время трогательной является повесть «Капитанская дочка». Смысл названия романа таится в его сюжете.

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Донской казак Пугачёв

В октябре 1773 года Иван Миронов получил секретное сообщение о Емельяне Пугачёве, который вместе со своей «бандитской шайкой» разорил уже несколько крепостей. Вскоре уже все узнали о разбойнике и боялись его появления.

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

Смысл названия романа можно понять после прочтения произведения полностью, ведь только тогда перед читателем откроется истинная суть и сюжет «Капитанской дочки».

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин. Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие. Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому. В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года. Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Читайте также:
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России. В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу. На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный. В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом. Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Читайте также:
Сопоставление стихотворений Деревня и Вновь я посетил...: сочинение

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после

В мае-июне 1898 году автор создает произведение «Человек в футляре». 15 июня 1898 года он направил произведение в издание «Русские мысли». Вскоре произведение стало доступно людям

Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой

Уже несколько лет я уговариваю родителей отправиться в путешествие по горам. Но каждый раз случается какое-нибудь событие, из-за которого мы так никуда и не едем

Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники

Сочинение: Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

Автор: Пушкин А.С.

В «Деревне» Пушкин тосковал, что ему не дан в удел «витийства грозный дар». Чем же он дается и почему назван «грозным»?

В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк в отчаянии-«Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?» И далее Исайя рассказывает: «И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами. И коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего. » И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и долы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет».

Библейский сюжет лишь в общем своем значении отражен в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, но угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено его состоянием («духовной жаждою томим»). Для Пушкина не греховно существо человеческое. Исайя в отчаянии именно от того, что родствен людям. Серафим является к Исайе сразу грозным («в руке у него горящий уголь»). У Пушкина серафим поначалу нежен («с перстами легкими, как сон»), В библейской легенде акцент сделан на картине нравов неправедного народа, глухого к добру. У Пушкина преображение человека в пророка развернуто, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. Исайя сам вызывается осуществить грозную миссию. Пушкинский пророк после преображения лежит в пустыне, «как труп». Идея библейской легенды — беспощадная месть народу, отступившему от добра. Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».

В чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду и отступающего от нее?

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Он «шестикрылый», он «явился». Путник «влачился» и «томим». Путник не только бессилен, его путь бесцелен. Шестикрылый серафим явился «на перепутье» как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу осторожны, бережны: «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»; «Моих ушей коснулся он». Но следствия этих неясных прикосновений полны драматизма:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

В путника входят напряжение, зоркость, уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

И дольней лозы прозябанье.

Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно вместе. А серафим одушевляется, его жесты становятся решительными:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Освобождение от человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения («уста замершие мои»). Это обретение качеств более широкого, чем человек, природного мира (зоркости орлицы, мудрости змеи). Но и этих мучений мало, чтобы стать пророком. Серафим все беспощаднее, безудержнее в жестах и проникает все глубже:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы стать пророком, оказывается, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. И так страшны эти преображения, совершенные серафимом, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка есть, а смысла, цели еще нет. Он дан всевышней волей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

И теперь пророк будет так же беспощаден к людям, как серафим был безжалостен к нему. Мы привыкли к метафоричности слова. Но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительное преображение человека в пророка оказывается жестокой ценой, которой покупается право учить людей. В Библии нет об этом речи. Исайя лишь очищен серафимом от грехов, и о мучительности этого освобождения от человеческой природы не говорится. Пушкин больше любит человеческую натуру, чем религиозный пророк. Пушкин добрее к людям и потому страдание замечает. Но жестокая сила обстоятельств русской истории заставляет поэта быть дерзким и гневным: «Восстань» — это не только призыв к изменению положения пророка, который лежал, «как труп»; это и побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя.

Стихотворение Пушкина «Арион» написано в следующем, 1827 г. Читая его и сравнивая со знакомой из Геродота легендой, вы замечаете, что Пушкин существенно изменил миф. Действительно, рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, которым он поет. Правда, Пушкин колебался в обнаружении степени близости певца и пловцов. В черновике строка «Нас было много на челне» заменена на «Их было много на челне». Но в тексте, который появился в «Литературной газете» (30 июля 1830 г.) без подписи Пушкина, восстановлено «нас». Так что эти колебания можно объяснить нежеланием выдать правительству свою верность и близость декабристам. Изменены и другие сюжетные повороты мифа. Пловцы погибают в буре, певец «на берег выброшен грозою», а не «спасен дельфином», как было в черновике. Эти отступления от мифа, как видим, последовательны, настойчивы. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 г.

Имя Ариона скорее связывало Пушкина с декабристами, чем «прикрывало» эту связь. Впоследствии Пушкин хотел напечатать «Путешествие в Арзрум», пестревшее именами декабристов, в альманахе, который он предполагал назвать так же, как и стихотворение 1827 г., «Арион». Пушкин мог не поставить своего имени под стихотворением, которое три года не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог. Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал «презренной пользой». Творчество для него было свято и не допускало вторжения охранительных соображений. Поэт принадлежит к «избранным счастливцам праздным, единого прекрасного жрецам». Миф об Арионе у Геродота наделен мыслью о спасительной силе искусства и о справедливости как законе мироздания. Спасение певца для Пушкина не чудо, как в мифе, а естественное следствие его доверия к миру. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец «беспечной веры полн», свободен, доверчив. И «вихорь шумный» его не губит. В черновике была строка: «Гимн избавления пою». Но Пушкин убирает эту ноту благодарения за случайное спасение. «Гимны прежние пою» — это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Поэт именно в силу своей любви к миру, доверия к природе оказывается лицом неприкосновенным, он защищен от бурь и ветров: «И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою».

«Поэзия как ангел-утешитель» (черновик «Вновь я посетил. ») не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его души, проявлением того душевного приятия мира и сознания его красоты, высоты, которое было основой пушкинского гуманизма. Поэзия пришла к Пушкину счастливо и просто, как искренняя любовь:

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой.

Пушкин гневно защищал независимость поэта («Поэт и толпа», 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным («Поэт», 1827). Как венецианский гондольер, «он любит песнь свою»:

На море жизненном, где бури так высоко

Преследуют во мгле мой парус одинокий,

Как он, без отзыва утешно я пою

И тайные стихи обдумывать люблю.

(«Близ мест, где царствует Венеция златая. », 1827)

В «Осени» этот мотив разрастается и получает философское осмысление. Поэт ценит в осени «красу тихую, блистающую смиренно». Это жизнь, не умолкающая и на пороге смерти: «журча еще бежит за мельницей ручей», «в багрец и золото одетые леса», «ветра шум и свежее дыханье». В осенней природе «своенравная мечта» поэта находит нечто родственное «чахоточной деве», обреченной, но «с улыбкой на устах» живущей еще. Эти признаки жизни в уже почти погибшем и рождают вдохновение, которое творит новый мир вопреки увядающей природе:

И с каждой осенью я расцветаю вновь. Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн.

Осень привлекает поэта еще и свободой открывшегося в прозрачной дали пространства, раздвинутым горизонтом, спавшими завесами. Это тоже рождает потребность движения («Ведут ко мне коня. »).

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». 1ак человек преодолевает круговорот природы, выходит за ее границы в поэзии. Творчество возможно, когда поэт «жизни полн», вдохновлен красотой природы и противится ее необратимому ходу. Поэзия для Пушкина не только слияние с миром, но и замена его:

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем.

Однако эта победа над круговоротом природы, которая продолжает свое течение и никогда не отступает от него, ставит человека перед мучительным вопросом: «Куда нам плыть?» Выход за границы природы дает свободу вдохновенную, но требует определения пути, выбора, воли.

Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии

В “Деревне” Пушкин тосковал, что ему не дан в удел “витийства грозный дар”. Чем же он дается и почему назван “грозным”?
В 1826 г., после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение “Пророк”. Гневная и горькая книга пророка Исайи в Библии оказывается близка поэту. Видя “народ грешный, народ, обремененный беззакониями”, пророк в отчаянии-“Во что нас бить еще, продолжающие свое упорство?” И далее Исайя рассказывает: “И сказал я: “Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также

Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами. И коснулся уст моих и сказал: “Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен”. И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого Мне послать?

И кто пойдет для нас?” И я сказал: “Вот я, пошли меня”. И сказал Он: “Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…” И сказал я: “Надолго ли, Господи?” Он сказал: “Доколе не опустеют города, и останутся без

Для Пушкина не греховно существо человеческое. Исайя в отчаянии именно от того, что родствен людям. Серафим является к Исайе сразу грозным (“в руке у него горящий уголь”).

У Пушкина серафим поначалу нежен (“с перстами легкими, как сон”), В библейской легенде акцент сделан на картине нравов неправедного народа, глухого к добру. У Пушкина преображение человека в пророка развернуто, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. Исайя сам вызывается осуществить грозную миссию.

Пушкинский пророк после преображения лежит в пустыне, “как труп”. Идея библейской легенды – беспощадная месть народу, отступившему от добра. Исайя должен вершить возмездие, “доколе не опустеют города”.
В чем же смысл пушкинского “Пророка”, опирающегося на библейскую легенду и отступающего от нее?
Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. “Пустыня мрачная” озаряется явлением серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Он “шестикрылый”, он “явился”. Путник “влачился” и “томим”.

Путник не только бессилен, его путь бесцелен. Шестикрылый серафим явился “на перепутье” как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу осторожны, бережны: “Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он”; “Моих ушей коснулся он”. Но следствия этих неясных прикосновений полны драматизма:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
В путника входят напряжение, зоркость, уши “наполнил шум и звон”. Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно вместе. А серафим одушевляется, его жесты становятся решительными:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Освобождение от человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения (“уста замершие мои”). Это обретение качеств более широкого, чем человек, природного мира (зоркости орлицы, мудрости змеи). Но и этих мучений мало, чтобы стать пророком. Серафим все беспощаднее, безудержнее в жестах и проникает все глубже:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Чтобы стать пророком, оказывается, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. И так страшны эти преображения, совершенные серафимом, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, “как труп”. Лежит еще и потому, что качества пророка есть, а смысла, цели еще нет. Он дан всевышней волей:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
И теперь пророк будет так же беспощаден к людям, как серафим был безжалостен к нему. Мы привыкли к метафоричности слова. Но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: “Глаголом жечь сердца людей”. Очищать мир от скверны невозможно без страданий.

Мучительное преображение человека в пророка оказывается жестокой ценой, которой покупается право учить людей. В Библии нет об этом речи. Исайя лишь очищен серафимом от грехов, и о мучительности этого освобождения от человеческой природы не говорится. Пушкин больше любит человеческую натуру, чем религиозный пророк.

Пушкин добрее к людям и потому страдание замечает. Но жестокая сила обстоятельств русской истории заставляет поэта быть дерзким и гневным: “Восстань” – это не только призыв к изменению положения пророка, который лежал, “как труп”; это и побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя.
Стихотворение Пушкина “Арион” написано в следующем, 1827 г. Читая его и сравнивая со знакомой из Геродота легендой, вы замечаете, что Пушкин существенно изменил миф. Действительно, рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а пловцы, которым он поет. Правда, Пушкин колебался в обнаружении степени близости певца и пловцов. В черновике строка “Нас было много на челне” заменена на “Их было много на челне”.

Но в тексте, который появился в “Литературной газете” (30 июля 1830 г.) без подписи Пушкина, восстановлено “нас”. Так что эти колебания можно объяснить нежеланием выдать правительству свою верность и близость декабристам. Изменены и другие сюжетные повороты мифа. Пловцы погибают в буре, певец “на берег выброшен грозою”, а не “спасен дельфином”, как было в черновике.

Читайте также:
Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»: сочинение

Эти отступления от мифа, как видим, последовательны, настойчивы. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 г.
Имя Ариона скорее связывало Пушкина с декабристами, чем “прикрывало” эту связь. Впоследствии Пушкин хотел напечатать “Путешествие в Арзрум”, пестревшее именами декабристов, в альманахе, который он предполагал назвать так же, как и стихотворение 1827 г., “Арион”. Пушкин мог не поставить своего имени под стихотворением, которое три года не печаталось, но маскироваться в самом стихотворении не мог.

Как его любимый герой Моцарт, Пушкин пренебрегал “презренной пользой”. Творчество для него было свято и не допускало вторжения охранительных соображений. Поэт принадлежит к “избранным счастливцам праздным, единого прекрасного жрецам”. Миф об Арионе у Геродота наделен мыслью о спасительной силе искусства и о справедливости как законе мироздания.

Спасение певца для Пушкина не чудо, как в мифе, а естественное следствие его доверия к миру. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец “беспечной веры полн”, свободен, доверчив. И “вихорь шумный” его не губит.

В черновике была строка: “Гимн избавления пою”. Но Пушкин убирает эту ноту благодарения за случайное спасение. “Гимны прежние пою” – это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Поэт именно в силу своей любви к миру, доверия к природе оказывается лицом неприкосновенным, он защищен от бурь и ветров: “И ризу влажную мою сушу на солнце, под скалою”.
“Поэзия как ангел-утешитель” (черновик “Вновь я посетил…”) не раз спасала Пушкина. Поэзия была естественным, как дыхание, свойством его души, проявлением того душевного приятия мира и сознания его красоты, высоты, которое было основой пушкинского гуманизма. Поэзия пришла к Пушкину счастливо и просто, как искренняя любовь:
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой…
(“Муза”, 1821)
Пушкин гневно защищал независимость поэта (“Поэт и толпа”, 1828). Он всегда признавал творчество возвышающим и спасительным (“Поэт”, 1827). Как венецианский гондольер, “он любит песнь свою”:
На море жизненном, где бури так высоко
Преследуют во мгле мой парус одинокий,
Как он, без отзыва утешно я пою
И тайные стихи обдумывать люблю.
(“Близ мест, где царствует Венеция златая…”, 1827)
В “Осени” этот мотив разрастается и получает философское осмысление. Поэт ценит в осени “красу тихую, блистающую смиренно”. Это жизнь, не умолкающая и на пороге смерти: “журча еще бежит за мельницей ручей”, “в багрец и золото одетые леса”, “ветра шум и свежее дыханье”.

В осенней природе “своенравная мечта” поэта находит нечто родственное “чахоточной деве”, обреченной, но “с улыбкой на устах” живущей еще. Эти признаки жизни в уже почти погибшем и рождают вдохновение, которое творит новый мир вопреки увядающей природе:
И с каждой осенью я расцветаю вновь. Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн.
Осень привлекает поэта еще и свободой открывшегося в прозрачной дали пространства, раздвинутым горизонтом, спавшими завесами. Это тоже рождает потребность движения (“Ведут ко мне коня…”).
“Гаснет краткий день”, но “пробуждается поэзия”. 1ак человек преодолевает круговорот природы, выходит за ее границы в поэзии. Творчество возможно, когда поэт “жизни полн”, вдохновлен красотой природы и противится ее необратимому ходу. Поэзия для Пушкина не только слияние с миром, но и замена его:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем.
Однако эта победа над круговоротом природы, которая продолжает свое течение и никогда не отступает от него, ставит человека перед мучительным вопросом: “Куда нам плыть?” Выход за границы природы дает свободу вдохновенную, но требует определения пути, выбора, воли.

Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии: сочинение

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.

Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении “Пророк”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его “шестикрылый серафим”, прикасаясь к нему “перстами легкими, как сон”. Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.

Читайте также:
Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”. Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.

Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении “Арион”, воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел.

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. “Я гимны прежние пою”, — заявляет он в стихотворении.

В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении “Памятник”, написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим “памятник нерукотворный”, потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

Сочинение на тему: Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Сочинение.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире? В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы… Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни. Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает: Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Что ж медлить? Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом — трагедия для истинного певца, для великого поэта. Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”. В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт — обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы… Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей. Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы: К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? Чему нас учит? — толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них — пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство: Какая польза нам от ней? — говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”: Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”. Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда …пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи. В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину? …Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там… Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: