Сопоставление стихотворения Осень Пушкина и Бабье лето Пастернака: сочинение

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 27.03.2018

«Осень» — одно из самых известных пушкинских стихотворений. Многие русские люди, глядя на листопады и золотые ковры листвы, вспомнят именно эти строки, потому что в них автор сумел передать восхищение отечественной природой, которое разделяет практический каждый житель средней полосы России.

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Главные герои и их характеристика

  1. В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  2. Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Темы и проблемы

  • Главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.
  • Также поэт затрагивает проблему цикличности бытия: за рождением и расцветом следуют увядание и смерть. Всему свыше отпущен срок: осень протекает скоротечно, как жизнь чахоточной девы. Этот процесс прекрасен, но неумолимо трагичен.

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.

Читайте также:
Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»): сочинение

Средства выразительности

Помимо всего прочего, стихотворение наполнено огромным количеством эпитетов, без них не вышло бы такого яркого и насыщенного описания осени: “свежее дыханье”, “прощальная пора”, “пышное увяданье”. Также автор использует различные метафоры, чтобы оживить осень, сделать ее “живой”: “в багрец и золото одетые леса”, “седой зимы угрозы”, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

С помощью различных тропов речи А.С. Пушкин дает читателям возможность увидеть это чудесное время года с помощью написанных им строк, проникнуться особенным состоянием, которое несет в себе осень, представить ее во всех красках так, как это видел сам Александр Сергеевич.

Анализ стихотворения «Осень» (А.С. Пушкин)

Стихотворение «Осень» — одно из самых красивых произведений Александра Сергеевича Пушкина. Здесь автор в образе искусного художника выразил своё мнение о таком прекрасном времени года, как осень. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Анализ по плану поможет разложить содержимое текста по полочкам.

История создания

Знаменитое стихотворение «Осень» Пушкин написал в 1833 году, когда поэт находился Болдино. Здесь он имел прекрасную возможность отдохнуть и заняться творчеством. Об этом говорят письма, написанные Пушкиным жене. Недаром этот период называют «болдинской осенью». Александр Пушкин таким образом описывал свою болдинскую жизнь: созерцание пейзажей и единение с природой. Когда вокруг него не было городской суеты, он мог отдаться творческому порыву и посвятить все свое время литературе. Именно творчество данного периода критики называют одной из самых удивительных и продуктивных ступеней мастерства Пушкина.

До нас дошел отрывок из письма поэта, адресованного супруге — Наталье Гончаровой:

Ты спрашиваешь как я живу и похорошел ли я? Во первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо

В произведении автор акцентировал внимание на достоинствах осени для поэта. Спокойное и прохладное время года прекрасно подходит для творчества. Осень и сама погружена в творческое созидание: она раскрашивает листья и рисует очаровательные картины.

Жанр, направление, размер

В своём произведении (по жанру — лирическом стихотворении) Александр Сергеевич искренне радуется осени. Свои размышления автор передаёт, используя форму обращения к читателю.

Автор восхищается красотой окружающего мира, следовательно, данное стихотворение относится к пейзажной лирике.

Стихотворение «Осень» написано в размере шестистопного ямба для более спокойного прочтения и восприятия произведения. При этом Александр Пушкин использовал два вида рифмовки: перекрестную и параллельную.

Композиция

Стихотворение Пушкина «Осень» состоит из 12 строф. Произведение начинается с изображения пейзажных зарисовок. Здесь Александр Сергеевич предстаёт талантливым художником и кистью мастера показывает всю красоту осенней природы. Затем поэт переходит к описанию других времён года. При этом, автор, главным образом, акцентирует внимание на их недостатках:

«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен»

Не привлекает Пушкина и тёплое лето. Об этом он говорит в четвёртой части:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»

Поразмышляв над летом, зимой и весной, поэт приступает к описанию уютной осени. Он противопоставляет её другим временам года. Пушкин утверждает, что обожает осень необычной любовью, похожей на чувство к «чахоточной деве». Писателя привлекает осень именно своей увядающей красотой и печальным видом. Знаменитая фраза, являющаяся антитезой, «Унылая пора! Очей очарованье!» передаёт все настроение мечтающего поэта.

В последней части стихотворения Александр Сергеевич описывает душевный настрой лирического героя. Писатель заявляет, что осенью он полон сил и энергии для великого творчества. В конце нелегкий труд поэта олицетворяется автором в образе корабля, готового к странствованию. Заканчивается стихотворение простым вопросом: «Куда ж нам плыть?». Это объясняет множество размышлений и вопросов, возникших в сознании Пушкина. Под успокаивающем влиянием осени автор задается философскими вопросами о своем предназначении.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Образы и символы

Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.

Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.

Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает:

«Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет»

Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

  1. Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
  2. Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
  3. Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
  4. Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы.
  5. Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы
Читайте также:
Поэтическое пространство «Евгения Онегина»: сочинение

Основная идея

Смысл стихотворения «Осень» заключается в защите преимуществ осени и благодарности поэта по отношению к поре творчества и созидания. Александр Пушкин выражает свою точку зрения о каждом времени года и подробно объясняет, почему ему не нравится то или иное время. Основная задача поэта — донести до читателя прелесть увядания осени. Поэт хочет говорить с нами на языке своих ощущений и раскрывает душу. Теперь мы знаем, какие эмоции он испытывал, какие впечатления получал от той или иной поры.

Пушкин признаётся, что с началом оспенного сезона он расцветает и пробуждается вновь — такова главная мысль стихотворения «Осень». Автор призывает каждого разглядеть в осени не только «унылую пору», но и прекрасное время, наполненное вдохновением, творчеством и позитивными мыслями.

Средства художественной выразительности

Стихотворение А.С. Пушкина «Осень» наполнено различными тропами:

  1. Особенно много эпитетов, продающих яркость и выразительность произведению: “осенний хлад ”, “ блестящие тревоги”, “блистающим копытом» и др..
  2. Не обходится в стихотворении и без использования метафор: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены»,
  3. Также автор использует сравнение «как поля, мы страждем от засухи», чтобы передать, насколько ему ненавистно лето.
  4. «Унылая пора — очей очарование» — это антитеза.
  5. Также мы часто видим применение инверсии: «И рифмы легкие навстречу им бегут».
  6. Новаторским приемом является употребление междометий: «Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут».
  7. В отношении осени автор употребляет развернутую метафору, сравнивая ее с чахоточной девой.
  8. Мы нередко встречаем в тексте олицетворения: «Легко и радостно играет в сердце кровь».
  9. Интересно наблюдать использование синекдохи: «обув железом острым ноги».

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин мастерски проанализировал все времена года и показал всю прелесть осеннего пейзажа. Осень — восхитительное время, наполненное прекрасными чувствами, мыслями и переживаниями.

Сочинение: «Нет рано чувства в нем остыли. » (образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин)

«Евгений Онегин» — роман о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, просвещении и искус­стве, о духовных исканиях лучших: людей, о ее прошлом, на­стоящем и будущем.

Действие романа разворачивается на широком фоне рус­ской действительности 20-х годов XIX века. В центре внима­ния — жизнь столичного дворянства эпохи духовного иска­ния передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и за­канчивался после разгрома декабристского движения. Пуш­кин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.

Главный герой, по име­ни которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIX века, получивший ти­пичное светское воспитание. Онегин родился в дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народной культуры, от национальных корней. Он воспитывался французами-гувер­нерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обяза­тельным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю «от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные ма­неры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.

Читайте также:
Гринев и Швабрин: сочинение

Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь, наслаждение жиз­нью, блестящий успех в свете и у женщин — вот что привле­кает главного героя романа.
[sms]

Так он прожил почти восемь лет. Но Онегин умен от при­роды и стоит значительно выше светской толпы. Неудиви­тельно, что он почувствовал отвращение к своей пустой празд­ной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступи­ло глубокое разочарование, «русская хандра им овладела».

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в ка­кой-либо деятельности. Первой попыткой его была литера­турная работа. Но система воспитания не научила его рабо­тать, поэтому «ничего не вышло из пера его». Онегин начинал читать: «читал, читал, а все без толку».

В деревне он делает еще одну попытку практической дея­тельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
И раб судьбу благословил.

Но и эта деятельность — от скуки, «чтоб только время проводить», не захватила Онегина. И он снова был охвачен хандрой, разочарованием в целях и образе жизни. Потому и интересен нам Онегин, что его разочарование — это «хандра» целого поколения замечательной дворянской молодежи.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть толь- Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и «дворянское множество», все эти Буяновы, Фляновы, Зарец-кие и т. д. (мелочность и « расчел овеченность» последних ярче выступает на фоне личности автора). Автор подчеркива­ет, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онеги­на с Татьяной автор вспоминает свой жизненный и творче­ский путь. На фоне истории жизни поэта 6 его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагич­ной выглядит судьба Онегина. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с концом романа не кончена, она продолжается и озаряется да­леким светом.

О цели и смысле жизни думают главные герои романа — Онегин, Ленский, Татьяна, думает автор. Бездумно по тече­нию жизни плывут лишь старики Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополу­чии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и траги­ческую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда — и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повест­вование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точ­но так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онеги­ным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути (вспомним два варианта его будущего, на­рисованные Пушкиным). Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действи­тельности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключением из мира нравственно увечных явлений. Действи­тельность оказалась враждебной к ней, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с ува­жаемым, заслуженным, но нелюбимым супругом.

С судьбой героев сопоставима судьба автора. Он испыты­вает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горе­стями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в дея­тельности, в самозабвенном поэтическом труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому даже последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта.

Читайте также:
Петр Гринёв благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

В судьбах и исканиях трех героев романа Пушкин сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX в. Трагедия Онегина — в отсутствии высокой цели. Но он ищет эту цель, стремится наполнить жизнь большим содержанием. Пуш­кин видел незаурядные качества героя, но он видел и силу враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.[/sms]

«Нет: рано чувства в нем остыли. » (образ разочарованного героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с уверенностью можно назвать проблемным. Действительно, автор поднимает в нем множество проблем, так или иначе связанных с размышлением о смысле жизни, любви, дружбе, причинах несчастья человека. Он предлагает читателю поразмышлять, почему блестящий, молодой, образованный человек так рано разочаровался в жизни, не нашёл в ней своего места.

В своё время критик Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Значит, эгоизм героя стал причиной его страданий. Почему же определяющей чертой героя стал именно эгоизм? Может быть, причина в воспитании, социальных условиях, образе жизни Онегина? Мы ищем ответ на этот вопрос на протяжении всего романа.

Во многом на героя повлияла общественная атмосфера двадцатых годов девятнадцатого века. В это время русское дворянство по-иному взглянуло на ситуацию в стране. Старые взгляды уже отходили в прошлое. Возникла необходимость реформ. Но их осуществление зависело от молодого поколения. Одни стали создавать тайные общества, чтобы как-то изменить ситуацию. Другие не могли найти способ изменить праздность дворянской жизни и впадали в уныние, апатию, разочарование.
Во многом новое поколение не оправдало возложенных на него надежд. Виной тому – европейское воспитание, оторванность от национальных традиций, незнание своей страны, влияние Запада, праздный образ жизни многих дворян.

Первая строфа романа представляет визитную карточку героя. Он скептически относится к семейным связям и неохотно представляет себя у постели умирающего дяди:

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя!»

Таково наше первое впечатление о герое. Онегин – типичный представитель своей среды. И воспитывался он в типичных условиях того времени. Отец рано промотал своё состояние из-за балов и раутов. Воспитанием юного Евгения занимался нанятый француз-гувернёр. Он учил мальчика «всему шутя», «не докучал моралью строгой». Поэтому герой знал немного из латыни, немного из истории, читал Адама Смита. Можно сказать, что он получил весьма поверхностные знания и был не готов к самостоятельной жизни, службе. Но Онегин с потрясающей ловкостью «всегда умел казаться новым», был внимательным собеседником, легко танцевал, в разговорах умел коснуться всего слегка, быстро покорял женские сердца. Этого оказалось более чем достаточно для успеха в свете. Онегин прекрасно приспособился к его условиям и слыл блестящим франтом. Герой смог подавить в себе естественные чувства, рано научился лицемерить:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Онегин привык играть чужими чувствами, судьбами. У него было всё: положение в свете, молодость, красота, силы, ежедневные развлечения. Он жил в забавах и роскоши. Но скоро охладел к этому, стал испытывать страдания. Почему? Ответ на этот вопрос автор даёт в первой главе. Здесь мы видим описание внешнего образа жизни героя. День он проводит в постели, ночами пропадает на балах, в театре, за обедами. И так проходит день за днем.

Лишь на первый взгляд жизнь героя напоминает бесконечный праздник. На самом деле суетные удовольствия очень быстро приедаются. Человек не может жить только потреблением, вне труда, без цели. Онегин очень скоро это почувствовал. Его перестали радовать лёгкие победы над женщинами, бесконечные обеды и балы.

Героем овладела апатия. Это не была дань моде, не было подражание большинству. Это был протест человека, который видит пустоту привычного образа жизни. Онегин никак не может понять, что причина его страданий – в несоответствии его личности и той жизни, которую он ведёт.
Онегин живёт искусственной, не своей жизнью. Подобное существование ему навязали извне. На самом деле наш герой другой. В нём есть «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и трезвый охлаждённый ум». Это и сблизило Онегина с автором: «С ним подружился я в то время, Мне нравились его черты».

Читайте также:
Дубровский-старший и Троекуров: сочинение

Как же Онегин пытается найти выход из противоречия в своей душе? Он пытается что-то сочинять, но «труд упорный ему был тошен». У него ничего не вышло. Волею судьбы герой оказался в деревне. Первое время красота природы помогала Онегину развеять угнетение. Но проблема так и осталась нерешённой. Евгений снова погрузился в тоску. Вскоре ему надоели разговоры соседей о бытовых заботах, вине, псарне, родне. Он уединился у себя в имении. Да и соседи посчитали его чудаком, перестали с ним общаться. Так продолжалось до встречи героя с Ленским. Именно юный поэт знакомит Онегина с Татьяной. Автор в лице этих героев посылает Онегину испытание дружбой и любовью. Он Онегин не проходит их. Из-за пустого повода он соглашается на дуэль с Ленским. Боязнь выглядеть трусом оказывается для него важнее жизни человека. Восторженный романтик гибнет от руки лучшего друга. Беззаветная любовь Татьяны может воскресить Онегина к новой жизни, но герой проходит мимо искренних чувств.

Причина жестоких ошибок Онегина – его себялюбие, эгоизм. Он привык думать только о себе и никогда не принимал в расчёт чувства других людей. Откуда в Онегине столько эгоизма, жестокости?

Здесь сказалось влияние на героя европейского образа мыслей. Автор обращает внимание, что в его кабинете стоит «столик с куклою чугунной» (фигуркой Наполеона), «лорда Байрона” портрет. Имя Наполеона стало символом индивидуализма, эгоистического начала. С ним связана теория сильной личности, которой позволено всё. Она абсолютно свободна и может быть равна Богу. Суть этой популярной теории автор иронично изложил на страницах романа:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы.

Но культ Наполеона и его идей разрушает человека. Автор показывает это на примере Онегина.
Образ Байрона связан с мятежностью, протестом. В книгах Евгения:

…отразился век
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Подобный образ мыслей вызывает лишь страдания. Онегин разочарован в людях, в дружбе, любви. Он считает, что в этом виновно общество. Онегин не хочет признаться себе в том, что причина страданий кроется в нём самом, в его отношении к жизни. Он не понимает, что долгое время изменял себе, одевал маску, жил по чужим законам, зависел от мнения других. Любовь к новой Татьяне открывает перед нами истинную сущность Онегина, его внутренние изменения. Герой способен на глубокие чувства, может искренно любить. Именно любовь помогла ему преодолеть разочарование, пробудила к новой жизни. Возможно, что обновленный Онегин найдёт в ней своё место.

«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» – такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.

Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей. Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:

Печально подносить лекарства,

Вздыхать и думать про себя:

Читайте также:
Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина — обличение деспотизма: сочинение

Когда же черт возьмет себя!

Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда, к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все. Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина – светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.

Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности – в мир мечты, фантастики.

Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить –это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.

При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей – это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.

Испытывая героя, Пушкин задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». И отвечает: «Нет, рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». Но ведь светская жизнь не убила в Онегине чувства, только отвратила от бесплодных страстей и мелочных развлечений.

И все же следует признать, что характер воззрений Онегина обозначен лишь штрихами. Его сомнения и душевная пустота лишены идейной ясности, «скука», «охлажденный ум», угрюмость, «хандра» – все это лишь намеки на то, что действительно испытывал герой. Идейный кризис, пережитый Пушкиным, не позволял ему придать убеждениям Онегина политическую окраску. Поэтому, характеризуя убеждения героя, поэт остановился на полпути. Подчеркнул лишь равнодушие Онегина к тем благам жизни, которые предоставлены ему по праву рождения.

Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:«Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.

Почему же его чувства «остыли»? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые герой испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.

В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Поэт, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских «молчалиных». Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к «душевной пустоте», лишило его жизнь высокой цели. Отсюда происходит равнодушие героя к любви, ибо для такого умного, как он, подобные чувства слишком обременительны.

Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы – более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками», – писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени, – искания в отрыве от общества и народа.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин А. С. Пушкина: сочинение

Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г.

«Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому моменту дилемму. Время пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными война 1812 года, не предвидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые – пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий вариант – бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенции личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещенного общества, создав целый ряд образов «лишних людей». Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии «Горе от ума» образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе «Евгений Онегин».

Онегин, который предстает перед читателем на первых страницах романа, очень схож с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди. Его история вполне обыкновенна: он принадлежит к верхушке русского общества, получил вполне сносное образование, но не обрел призвания и направил все силы на постижение «науки страсти нежной», в чем изрядно преуспел, а преуспев, потерял всякий интерес к тому, что было долгое время стержнем всей его жизни.

Пушкин акцентирует внимание и на другом моменте: «но труд упорный ему был тошен». Это указание, что Онегин – герой более позднего времени, чем, например, Чацкий. Для Онегина война 1812 года, надежды на перемены никогда не были настоящим, а только прошлым, которое ему может быть известно только по рассказам. У героя романа Пушкина, в отличие от Чацкого, нет никаких причин для того, чтобы стремиться образовываться, просвещаться, писать и переводить. Мир просвещения и стремлений к реализации себя во имя родины и государства для него значит крайне мало, Онегин практически ничего о нем не знает – не в силу невежества, но в силу того, что живым для него этот мир никогда не был, не был хотя бы потенциально связан с реальностью, всегда оставаясь некой абстракцией (хотя и довольно занимательной для развития ума – видимо, этим можно объяснить чтение Адама Смита).

Онегин приезжает в деревню – и его положение в глазах других меняется, его начинают рассматривать местные помещики, соседи, как опасного вольнодумца. Здесь их точка зрения принципиально расходится с авторской, чего не было в первой главе, когда Онегин рассматривался как разочарованный романтический герой. Теперь же он для автора только «добрый малый», а в его скучающей лени не наблюдается совершенно ничего романтического. Это даже не свидетельство разочарованности в жизни и себе самом, а банальная скука – свидетельство вполне определенной душевной пустоты, – которую ему в деревне оказывается совершенно нечем заполнить. У него нет ничего общего со своими соседями, поскольку кругозор и уровень образования явно Онегина над ними приподнимают, он выбивается из этой среды. Но не более того.

Примечательным здесь становится то, что чем ироничнее относится к своему герою автор, чем язвительнее его описания времяпрепровождения Онегина в деревне, тем больше в нем видит Татьяна, тем восторженнее его воспринимает, основываясь на своем «солидном» опыте чтения французских романов. Она смотрит на жизнь сквозь призму прочитанных ею книг и старается угадать в Онегине черты любимых ею литературных героев. Они «все для мечтательницы нежной / В единый образ облеклись, / В одном Онегине слились». Именно в такого придуманного ею Онегина Татьяна и влюбляется.

Читайте также:
Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Необходимо отметить то, что из складывающихся образов Татьяны и Онегина становятся очевидными их близость и в значительной мере сходство. Они оба выбиваются из окружающей среды, будучи на нее совершенно не похожими, оба ищут что-то, не удовлетворяясь окружающим миром. И Пушкин, таким образом, указывает на то, что, будь сам Онегин другим, они нашли бы друг друга, но этого в итоге не происходит. Важно и то, что сам Онегин одновременно распознает и не распознает Татьяну как свою суженую, выделяя из всего окружения, но не пытаясь совместить с собой, задуматься о ней с точки зрения себя и применительно к себе. Его интерес к Татьяне ограничивается высокомерным советом, который он дает Ленскому: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Онегин «видит» ее, но ответить взаимностью на ее чувство означает взять на себя какую-то ответственность, совершить некий значительный шаг, когда он уже, как ему кажется, в состоянии предугадать финал их возможных отношений.

Онегин теряет свою возможную счастливую судьбу, предпочитая «покой и волю». Он весьма вежливо и даже ласково осаждает Татьяну на свидании, разыгрывая роль светского до мозга костей человека, в этом же амплуа он ухаживает за Ольгой и, наконец, убивает Ленского – так же, как светский человек, вынужденный следовать законам чести, убьет по законам «светской вражды». Светское начало торжествует в герое, который, как по крайней мере кажется, свет презирает и давно «перерос» его условности. И здесь даже у влюбленной Татьяны появляется вопрос «уж не пародия ли он?» – в герое отсутствует собственное твердое позитивное основание жизни, его разочарованность ведет лишь к бесконечной смене масок, каждая из которых ему знакома. И с этого момента героиней романа становится именно Татьяна Ларина, именно ее точка зрения на героя теперь и далее совпадает с авторской.

Пути Онегина и Татьяны расходятся. Онегин странствует по России, проводит значительное время за границей, тогда как Татьяна выходит замуж. Им суждено встретиться вновь. Татьяна прошла светскую школу, не утратив своих лучших черт. Случайно повстречав ее, герой влюбляется – ситуация повторяется, но уже как в зеркальном отражении. Татьянин отказ перечеркивает все надежды Онегина на счастье в жизни, но одновременно производит в нем самом переворот чувств.

Финал романа остается открытым. Разочарованный герой не смог найти применения себе и своим способностям; растратив себя попусту, он пропустил свое счастье, не узнал его. Такова судьба талантливого человека в эпоху русского безвременья, таков путь, по которому проводит его собственное разочарование во всем и во всех.

««Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»)»

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» — такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.

Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей. Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:

Печально подносить лекарства,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет себя!

Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда, к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все. Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина — светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.

Читайте также:
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности — в мир мечты, фантастики.

Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить -это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.

При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей — это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.

Испытывая героя, Пушкин задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». И отвечает: «Нет, рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». Но ведь светская жизнь не убила в Онегине чувства, только отвратила от бесплодных страстей и мелочных развлечений.

И все же следует признать, что характер воззрений Онегина обозначен лишь штрихами. Его сомнения и душевная пустота лишены идейной ясности, «скука», «охлажденный ум», угрюмость, «хандра» — все это лишь намеки на то, что действительно испытывал герой. Идейный кризис, пережитый Пушкиным, не позволял ему придать убеждениям Онегина политическую окраску. Поэтому, характеризуя убеждения героя, поэт остановился на полпути. Подчеркнул лишь равнодушие Онегина к тем благам жизни, которые предоставлены ему по праву рождения.

Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:”Ярем он барщины старинной оброком легким заменил”. Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.

Почему же его чувства «остыли»? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые герой испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.

В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Поэт, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских «молчалиных». Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к «душевной пустоте», лишило его жизнь высокой цели. Отсюда происходит равнодушие героя к любви, ибо для такого умного, как он, подобные чувства слишком обременительны.

Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками», — писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени, — искания в отрыве от общества и народа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: