Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского: сочинение

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского

На написание знаменитого романа «Евгений Онегин» у Александра Сергеевича Пушкина ушло восемь лет. К моменту выпуска произведения герои окрепли и расцвели. Они вобрали в себя весь писательский опыт поэта и прочные русские архетипы. Его центральными персонажами стали два антипода — Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих героев показывает, как много значит воспитание для становления личности.

  1. Нравы персонажей
  2. Идеалы и жизненные ориентиры
  3. Образование и воспитание
  4. Отношение к поэзии
  5. Сравнение в таблице
  6. Смысловая нагрузка

Нравы персонажей

Действующему лицу, подарившему название всему произведению, поэт уделяет особое внимание. Он показывает Онегина противоречивым и неоднозначным персонажем. Через него Пушкин попытался отразить дух эпохи, показать состояние современного дворянства.

С первых же стихов автор даёт понять, что Евгений ленив и максимально равнодушен ко всему, что его окружает. Дополнением становится не лучший характер и другие отрицательные черты. Онегин предстаёт как льстец, интриган и лицемер, готовый в любой момент разрушить беседу одним едким замечанием. Его нахальное поведение не знает границ. У читателя явно возникнет вопрос, в чем причина. Ответ таков — герой уже давно потерял вкус к жизни.

Онегин — образец того самого «лишнего человека», всё чаще появляющегося в произведениях русских писателей. Молодой дворянин всеми силами стремится к острым ощущениям, способным пробудить его ото «сна». Однако, как это обычно бывает, находит лишь скуку, серость и бессмысленность.

Через яркий образ Евгения Онегина Пушкину удалось вывести понятие «лишний человек», наделив его характерными и неотъемлемыми чертами:

  • вечная хандра;
  • отсутствие или искаженность моральных и жизненных ориентиров;
  • всеобъемлющий скептицизм;
  • скука.

Великий поэт прибегает в своих произведениях к одним и тем же приёмам. Так, в противовес апатичному и противоречивому Онегину он бросает Владимира Ленского. Человека, полностью лишенного «черт бунтовщика».

Пушкин изображает второго героя мечтательным и свободолюбивым. В глазах читателя он романтик, стойко претерпевающий любые удары судьбы.

В его образе автор попытался отразить идеалистические представления о дворянах. Подобный приём Пушкин будет использовать и далее. В произведении «Капитанская дочка» тоже сталкиваются две противоположности, представляющие разные миры. Хоть сравнивать Гринёва и Швабрина с Ленским и Онегиным довольно грубо, однако проводить некоторые параллели, ради лучшего понимания различного в их образах, ничего не мешает.

Идеалы и жизненные ориентиры

Пусть герои и предстают перед читателем как две противоположные сущности, в их образах есть и общие моменты. Оба не имеют стоящего дела, которому могли бы посвятить жизнь. Кроме того, персонажи лишены перспектив и твёрдости духа, они потеряны. Их характерные черты во многом определяются временем, в которое жил Пушкин. Он был человеком передовых взглядов, заставшим восстание декабристов и волнения накануне отмены крепостного права.

До великой реформы 1861 г. Пушкин не дожил всего двадцать четыре года, однако ещё в дни своей юности и ранней зрелости поэт видел уходившую эпоху русского дворянства, что не могло не отразиться на его творчестве.

На протяжении всего произведения Онегин стремился познать гармонию. В нём воплотилась борьба всего самобытного (национального) и чужеродного. Европейские идеалы захлестнули Россию восемнадцатого века и кардинально перевернули образ мышления русского дворянства.

В Ленского Пушкин не вкладывал серьёзных конфликтов. Его идеалами до самого конца оставались вечные любовь и дружба.

Образование и воспитание

Онегина Пушкин описывает как дворянина. Это немаловажная деталь, красной нитью проходящая через весь роман. Его, как большинство детей русской аристократии, воспитывал французский гувернер. Через такую подробность Пушкин как бы говорит читателям об отдаленности Онегина от всего русского, его утерянной связи с собственным народом и национальными идеалами. Автор постоянно это подчеркивает, используя французские слова — Madame и Monsieur. К обучению мальчика никто не подходил с должной серьёзностью: «чтоб не измучилось дитя».

Интересно, что сам Пушкин также отзывался и о своём образовании. Поэт обучался в Царскосельском лицее. Он не выделялся талантом к наукам, но к нему относились снисходительно и многое прощали за писательские успехи. Из местных учеников делали будущих государственных служащих, но Пушкин, как и Онегин, не видел себя в этом.

Читайте также:
Изучение творческой истории «Евгения Онегина»: сочинение

О собственном образовании он отзывался нелестно, о чем говорит такая цитата: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Его близкий друг П. А. Вяземский в своих письмах и записках дивился «нынешним» порядкам. Глубокое знание русского могло быть совершенно необязательным, куда важнее — выучить французский. Так и выходило, что «верхи» и «низы» русского сословного древа буквально говорили на разных языках.

Онегин, вопреки своей противоречивости, предстаёт перед читателями как довольно умный человек:

  1. Им с молоком матери было усвоено блестящее знание французского языка.
  2. Кроме того, он был знаком с греческой и римской литературой.
  3. Подмечается его любовь к истории и общественным наукам.
  4. Критически относился к действительности, не боялся мнений и осуждений света и не упускал возможности лишний раз пустить колкую фразу в адрес аристократии.

О Владимире Ленском известно не так много. Он был обрусевшим немцем, учившимся в Геттингенском университете. Там ему привили любовь к философии, в частности, к трудам Канта. Его романтическая сущность побуждала Ленского писать стихи, однако значимых успехов на этом поприще добиться не удалось.

Отношение к поэзии

Если «русский немец» и сам был не прочь писать стихи, то Евгений Онегин такой страсти совершенно не понимал. По словам Пушкина, он не мог отличить и ямба от хорея. Однако дворянин не чуждался поэзии, но относился к ней как к чему-то малозначимому. Пытался писать эпиграммы, в которые с особым усердием изливал все свои колкости.

Весь образ Владимира Ленского «строится» на трёх нерушимых столпах:

  • романтик;
  • мечтатель;
  • поэт.

В произведении это часто обыгрывается и во многом определяет личность героя. Интересно, что весь роман Пушкина написан стихами, но основное действующее лицо, Онегина, он наделил неоднозначным отношением к поэзии.

Сравнение в таблице

Онегин и Ленский — два антипода. Их отличает не только отношение к поэзии и воспитание. Пушкиным упоминаются и мелкие подробности, делающие описываемых персонажей такими живыми. Автор их сравнивал, ибо без сопоставления не понять всех элементов их образа.

Онегин Ленский
Возраст 26 лет. 18 лет.
Внешность Много внимания уделяет своему образу. Внешность для героя неглавное, но при этом он имеет приятную наружность.
Любовь и чувства Относился с долей скептицизма к ней, как и большая часть «дворянской молодежи». Прагматичен, стремится отгородиться от чувств, увлекался лишь тем, что сулило практическую выгоду, либо моментальное удовольствие. Воспевал любви оды, желал познать её, но никогда не приглядывался к ней настолько внимательно, чтобы понять. Ревнивый.
Светская жизнь Это естественная среда его обитания. Хочет отгородиться от светской жизни.
Женщины Легко добивается внимания противоположного пола. Робок и неуверен перед девушками.
Отношение к окружающим Ненавидит людей. Верит в искренность и добропорядочность окружающих.
Дружба Отрицает ее наличие. Нуждается в настоящей дружбе.
Отношение к жизни Его существование бесцельно и пусто. Устал от жизни и никогда не знал счастья. Весь мир воспринимался им поверхностно и однозначно. Он счастливый человек, искренне любящий жизнь.

Таким образом, Евгений Онегин предстаёт перед читателями как противоречивый персонаж. Он производит впечатление отрицательного героя, но при этом имеет светлые начала. Совершенно новый в русской литературе является такой образ, созданный автором, в лице Онегина. Портрет Ленского немного проще. Герой воспринимается как исключительно положительный, в нём нет скрытой угрозы. Пушкин лишь указывает на его мягкий характер и отсутствие внутреннего стержня, однако это во многом объясняется его юным возрастом и инфантильностью.

Смысловая нагрузка

Своим произведением «Евгений Онегин» Пушкин открывает новую страничку в истории русской литературы. Уникальным является не столько его стихотворное изложение, сколько взаимоотношения двух героев, каждому из которых хочется искренне сопереживать.

Читайте также:
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.: сочинение

Один — циничный и бесцеремонный дворянин, разочаровавшийся в жизни и собственном существовании; второй — пылкий и жизнерадостный юноша, ещё не испорченный временем. Среди них А. С. Пушкин не выделяет конкретного антагониста, он заставляет читателя поверить в то, что истинно плохих людей нет.

Онегин и Ленский получили разное воспитание и образование, что во многом определило их жизненные ориентиры. Несмотря на явные отрицательные черты, эгоцентричный дворянин заставляет читателя ему верить. Да, он не лучший человек, но и откровенно плохим его назвать не удастся.

На первый взгляд, Ленский — приятный юноша, лишенный корыстных умыслов и крамольных идей. Однако со временем становится заметна его эпизодическая неуверенность и нерешительность. По сути, Пушкин столкнул «бойцов» разных «весовых категорий», и итог был предопределен заранее. Однако его удалось «скрыть» от пытливого ума читателя.

Не стоит забывать о трагическом итоге жизненного пути одного из этих героев: смерти Ленского во время дуэли. Онегину только в тот момент приходит осознание, насколько бессмысленным был совершенный им поступок. Несмотря на отрицательные качества персонажа, читатель верит, что рано или поздно в герое проснется нравственность, он перестанет быть охладевшим ко всему вокруг и сможет стать полезным для общества.

При написании сочинения по этому произведению Пушкина можно применить схемы, а также использовать цитатную характеристику Онегина и Ленского. Это поможет сделать текст изложения более выразительным.

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (героев романа «Евгений Онегин»)

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), в котором обозначаются основные черты личности героев.

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» показывает российскую действительность начала 19 века. Герои произведения и сам автор являются частью этих реалий. Они органично вписываются в созданную автором картину жизни столичного и поместного дворянства. Молодежь той эпохи представлена двумя персонажами Онегиным и Ленским. Они молоды, хороши собой, принадлежат к одному социальному классу.

Евгений Онегин – главный герой произведения. Он сочетает в себе черты романтического и реалистического героев. Воспитание Онегин получил типичное для того времени с гувернантками и французскими учителями. Когда он стал юношей, «мосье прогнали со двора». Онегин вышел в свет. У него модная прическа, одет он по английской моде, разговаривает по-французски. Среди его умений можно отметить то, что он легко танцует мазурку и кланяется непринужденно. Светское общество приняло его в свои ряды, сочтя его достаточно умным и милым.

Онегин окунулся в удовольствия светской жизни. Он просыпается ближе к обеду, просматривает приглашения. Встав с постели, приведя себя в порядок, герой едет с визитами к знакомым. Так обычно начинался его день. Потом следовал ужин в ресторане, театр, бал. Домой Онегин возвращался за полночь.

Он был не глупым человеком, поэтому такая жизнь вскоре наскучила ему. Евгений одел на себя печальную маску Чайльд-Гарольда. Им овладела русская хандра. Он разочаровался в жизни или думал, что разочаровался. Ему нравилась его новая роль разочарованного, одинокого человека. В этот период жизни его застало известие о тяжелой болезни дяди.

Онегин едет к нему в деревню, провожает в последний путь и вступает в наследство. Сначала герой доволен новой жизнью, но потом понял, что в деревне такая же скука. Онегин пытается вести хозяйство по-современному. Возможно, у него что-то бы получилось, но он относился к людям, которые не могут долго чем-то заниматься. У него не было никаких увлечений, дел. Он ни на чем не останавливал внимание надолго. Он скучал в столичных гостиных, теперь скучал в деревне. С соседями он знакомств не водил, у него не было с ними общих тем для разговоров. Только с одним из них ему было интересно. Из-за границы вернулся молодой помещик Владимир Ленский. Они познакомились и много времени проводили вместе. Ленский стал единственным настоящим другом Онегина, но тот не смог сберечь эту дружбу.

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: сочинение

Ленский моложе Онегина, он еще не успел разочароваться в жизни. Герой получал образование за границей, в Германии. Там он увлекся творчеством Гете и Шиллера, сам стал поэтом. Приехав в имение, Ленский познакомился с семейством Лариных и тотчас влюбился в Ольгу, младшую из дочерей. Он нанес визит Онегину, увидев в нем близкого по духу человека. Разговоры с соседями о сельском хозяйстве ему были скучны. Ленский по характеру был романтичным, страстным, горячим человеком. Это послужило причиной того, что он сгоряча вызвал на дуэль Онегина, воспылав ревностью. Он остыл на следующий день. Увидев беззаботно воркующую, улыбающуюся ему Ольгу, герой пожалел о своем поступке, но не отменил поединок и погиб.

Онегин и Ленский были очень разными людьми. Пушкин оценил их темперамент как «лед и пламень». Эта разность, видимо, послужила тому, что они заинтересовали друг друга и стали друзьями. Пусть «от делать нечего», как говорит автор, но они все-таки были друзья. Они много говорили на разные темы. Онегин отличался холодным рассудком, ему была чужда пылкость чувств Ленского. Он снисходительно выслушивал все, о чем восторженно говорил молодой поэт, пытался сдерживать иронию. Онегин привязался к молодому поэту, не понимая, что его судьба одарила верным и надежным другом. Таких друзей у него больше не будет, как не будет и любви, от которой он отказался.

Онегин не знал, что такое любовь. В отношениях с женщинами он следовал законам «науки страсти нежной». Он изображал чувства, но не любил. Ленский был искренним, честным, в отличие от Онегина. Он не вращался в петербургском высшем свете, не был знаком с его нравами, проникнутыми фальшью. Доверчивый и чувствительный поэт нуждался в друге, какого он надеялся найти в Онегине, но ошибся. Ему не повезло, что судьба свела его с бесчувственным Онегиным. Эта встреча стала роковой для Ленского.

Герои по-разному смотрят на жизнь, на людей. Внешняя мишура развлечений скрывают от Онегина саму жизнь с ее чувствами, радостями, горестями. В отличие от Онегина, который учился шутя, Ленский в Германии вкушал «учености плоды». И все же он оказался неспособен объективно оценить окружающую действительность. Он видит все через призму романтики.

Ленский привлекает юностью, искренностью. Онегин – схожестью с автором. Пушкин в лирических отступлениях неоднократно указывает на то, что у него с Онегиным много общего. Они жили в одном городе, бывали в одних и тех же местах, они даже испытывали одинаковое томление жизни. хочется верить, что Онегин все же нашел себя, нашел приложение своим силам, вопреки мнению критиков, называющих его лишним человеком.

Анализ 7 главы «Евгения Онегина»

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин состоит из 8 глав, каждая из которых является практически самостоятельным уникальным произведением. Тем не менее, они связаны между собой единым сюжетом и формой повествования. 7 глава начинается с авторского лирического отступления, подобным закончилась и 6 глава, в которой произошла трагическая смерть юного поэта Ленского.

В предпоследней главе А.С. Пушкин не спешит возвращаться к повествованию, а уделяет внимание описанию весенней русской природы. Как и ранее, разделение истории лирическими отступлениями свидетельствует о прошествии между событиями определенного временного промежутка.

Трогательное описание природных красот в первых строфах далее сменяется свежими новостями, которые Александр Сергеевич сообщает читателю: прошло два месяца, закончилась зима, и Онегин покинул деревню, доставшуюся ему от покойного дяди. Что же послужило окончательной причиной, заставившей Евгения покинуть это место? Во-первых, не стоит забывать о секунданте Ленского – о Зарецком, который славился своим склочным характером. Возможно, он все-таки распустил слухи о настоящей причине смерти поэта, открывая всем вину Онегина. Во-вторых, еще одну причину приводит сам автор в 8 главе своего романа:

Окровавленная тень
Ему являлась каждый день

(Речь идет о «тени» Владимира Ленского, преследовавшей Онегина)

Читайте также:
Образ разочарованного героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Не забывает Александр Сергеевич и о сестрах Лариных. Ольга довольно быстро пришла в себя и вскоре вышла замуж за улана, а после уехала с мужем-офицером в его полк. Образ Ольги в данном романе является портретом достаточно типичной для своего времени ветреной молоденькой девушки, каких было довольно много как по внешним, так и по духовным признакам.

Татьяна же еще больше замкнулась в себе и испытывала абсолютно противоречивые эмоции. Она должна была ненавидеть Евгения за свое разбитое сердце и убийство Ленского, но продолжала испытывать к нему необъяснимую симпатию. В своих духовных и физических скитаниях вскоре Татьяна забрела в деревню Онегина, к его дому, где задержалась в хозяйском кабинете. Ларина изучала книги, что читал ее возлюбленный, стараясь лучше понять характер молодого человека. Сцена в библиотеке раскрывает читателю горькую правду – Татьяна все еще не оправилась после отказа и отъезда Онегина, в сердце девушки по-прежнему живут сильные чувства.

Тем временем мама Татьяны обеспокоена тем, что ее старшая дочь все еще не нашла себе избранника. Принимается решение с наступлением холодов вести девушку в Москву на “ярмарку невест”. Если сама Татьяна не торопится жить и пребывает в состоянии странной задумчивости, понятной лишь ей одной, то все ее окружение обеспокоено тем, что жизнь девушки может выйти за принятые обществом рамки и нормы. В эпоху А.С. Пушкина считалось необходимым выгодно «пристроить» дочь, ведь от этого зависело благополучие всей ее дальнейшей жизни.

В Москве Татьяне приходиться мириться с ежедневными смотринами и обедами у многочисленных родственников, она не в силах найти общий язык с ровесницами и остается одинока в свих переживаниях. Но, как и все юные и еще неокрепшие личности, Татьяна вскоре начинает приспосабливаться к новом окружению, меняется, растет, становится не только краше внешне, но и обретает духовное богатство и жизненный опыт. Она, не сумев влиться в общество поверхностных и милых дам, становится не огранённым алмазом среди них. Вскоре ее замечает генерал, который является наиболее выгодным вариантом для всей семьи Лариных. Девушке остается лишь принять его предложение. Заканчивается глава очередным авторским отступлением, которое словно подводит итог эпохи взросления Татьяны в Москве.

Итак, данная глава всецело посвящена жизни Татьяны Лариной, ее терзаниям, изменениям и маленьким победам над собой и окружением. Перед читателем вырисовывается портрет почти взрослой женщины, которая сумела сохранить внутреннюю силу и свою особую уникальность, которая не желает мириться с идеалами высшего света. Да, девушка в итоге подстроилась под них, но не приняла за истину всей жизни. Образ светской дамы для нее – лишь роль, которой выгодно придерживаться для душевного спокойствия, как личного, так и окружающих.

Анализ 6 главы «Евгения Онегина»

Анализ 6 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» требует более глубокого осмысления событий, описанных в ней, потому что эта глава по праву считается кульминацией романа. В этой главе острее и глубже, чем в других главах проявляются характеры главных героев.

Евгений добился своего: Ленский взбешен, и он уехал. Заметив отсутствие Владимира, Онегин потерял интерес к Ольге, а вскоре и вовсе отправился домой. Ларины, тем временем разместили гостей, и дом уснул. Не спала только одна Татьяна, предчувствия беды тревожили ее.

В этой главе читатель знакомится с новым героем романа. Это известный дуэлянт хороший знакомый Ленского – Зарецкий. Пушкин изображает яркий образ этого героя, известного в юности шалопая, а теперь

помещик мирный
И даже честный человек.

Онегин тоже его знал, общался с ним, и не удивился его появлению в своем селе. Евгений даже побаивался злого языка известного трактирного трибуна. Владимир пригласил Зарецкого быть своим секундантом. Прочитав записку Ленского, Онегин ответил, не задумываясь: я готов.

Читайте также:
Сопоставление стихотворения Осень Пушкина и Бабье лето Пастернака: сочинение

Для Ленского, судя по всему, это была первая в его жизни дуэль. Сначала он переживает, что более опытный Евгений откажется от дуэли под благовидным предлогом. Решив не ездить к Лариным, он все-таки поехал туда. На крыльце его встретила Ольга все такая же живая и непосредственная. В ее глазах Владимир видел прежние любовь и привязанность. Первый же вопрос Оленьки его смутил. Евгений понял, что в своей ревности был бесконечно глуп. Он был готов раскаяться, но тут же нашел самооправдание: стреляюсь с другом, чтобы защитить невинную деву от развратителя.

Ночью Ленский не спит. Пробовал читать Шиллера, но мысли были далеки от книги. Написал глупое, по мнению Пушкина, романтическое стихотворение «Куда, куда вы удалились». В отличие от писем и песни девушек Пушкин не стал отделять это «романтическое» произведение юного поэта, написав его в том же «онегинском» стиле, продолжив начатую строфу из 14 строк и написав его все тем же четырехстопным ямбом, и с тем же расположением рифмы.

Ленский только задремал под утро, но его разбудил Зарецкий.

Онегин, напротив, угрызениями совести мучился недолго, безмятежно проспал всю ночь, взял с собой своего слугу француза в качестве секунданта, и приехал к месту дуэли с опозданием. Наверное, сам Евгений относился к дуэли несерьезно, как к некоему фарсу. Может быть, он ожидал, что Зарецкий попытается примирить дуэлянтов, как этого требовали правила дуэли. Он Онегин был готов признать свою неправоту. Ленский после встречи с Ольгой тоже понял, что погорячился, и тоже был готов к примирению. Но Зарецкий не предложил дуэлянтам мира. Не попытался Зарецкий остановить дуэль и по той причине, что Онегин приехал на дуэль со своим слугой, что считалось неуважением к самому акту дуэли и противоположной стороне. В дуэли, в качестве секундантов могли участвовать лишь равные по сословию лица. И можно предположить, что Онегин привел своего француза лишь с той целью, чтобы противоположная сторона сама отказалась от дуэли. Но этого не произошло. Противники сошлись, подняли пистолеты, прозвучал выстрел. Поэт погиб.

В этой главе до глубины души поражает пророчество. Пушкин в ней предсказал свою гибель. Правда, обстоятельства гибели Пушкина были иными, и в отличие от Ленского, Пушкин прожил два дня. Но причиной гибели великого русского поэта тоже стала дуэль, организованная самим Пушкиным с целью защитить честь жены.

Ленского похоронили за селом под двумя соснами. И поставили простой памятник. И тут у читателя, знакомого с христианскими традициями обязательно возникнет вопрос: почему не на кладбище, не в родовом склепе, а у дороги, как самоубийцу? Церковь не запрещала хоронить дуэлянтов на освященной земле. Почему же к Ленскому высказано такое неуважение?

Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;

Характеристика трупа молодого поэта тоже обращает на себя внимание. Почему обледенелый? Сколько же прошло времени после выстрела, если труп успел окоченеть?

В то время, когда происходила эта дуэль, они были запрещены в России. Поэтому дуэлянты никому не говорили о запланированном поединке. А гибель Ленского была выдана за самоубийство. Выполняя глубокий анализ шестой главы, можно предположить, что Ленский и Онегин предварительно позаботились о предсмертных записках, чтобы оградить оставшихся в живых участников дуэли от уголовного преследования.

Дело обставили так, что Зарецкий, якобы, нашел за мельницей уже обледенелый, окоченевший труп молодого поэта.

Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!

следует 6 строф лирического отступления, в котором Пушкин описывает погибшего Ленского, рассуждает о том, какие чувства должен испытывать человек, убивший на дуэли своего друга. Подобные отступления Пушкин делает, когда ему нужно продлить время между действиями.

После выстрела, когда Онегин подошел к трупу Ленского, и моментом, когда труп погрузили, прошло определенное время, в течение которого труп успел заледенеть. На зимнем морозе для этого достаточно 2-3 часа. Что делали остальные дуэлянты на протяжении этих часов, остается только предполагать. Завершается глава лирическим отступлением, где автор говорит о себе. Он обещает читателю продолжить свое повествование, но не теперь. В данный момент его больше волнует проза.

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

«Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»»

Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.

* Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
* Кокетка, ветреный ребенок!
* Уж хитрость ведает она,
* Уж изменять научена!

Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»

Вчерашний друг – сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга – Ленский, Татьяна – Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет – развитие любви Татьяны к Онегину – не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский – Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.

В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе – это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:

* Когда бы ведала Татьяна,
* Ах, может быть, ее любовь
* Когда бы знать она могла,

* Друзей соединила б вновь!
* Что завтра Ленский и Евгений
* Но этой страсти и случайно
* Заспорят о могильной сени;
* Еще никто не открывал.

Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь – и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он – причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:

Читайте также:
Собственные размышления о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

* На суд взыскательному свету
* Представить ясные черты
* Провинциальной простоты,
* И запоздалые наряды,
* И запоздалый склад речей.

Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»

Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.

* Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
* Кокетка, ветреный ребенок!
* Уж хитрость ведает она,
* Уж изменять научена!

Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»

Вчерашний друг — сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга — Ленский, Татьяна — Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет — развитие любви Татьяны к Онегину — не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский — Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.

В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе — это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:

* Когда бы ведала Татьяна,
* Ах, может быть, ее любовь
* Когда бы знать она могла,

* Друзей соединила б вновь!
* Что завтра Ленский и Евгений
* Но этой страсти и случайно
* Заспорят о могильной сени;
* Еще никто не открывал.

Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь — и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он — причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».

Читайте также:
Сюжет, герои, проблематика Повестей Белкина А. С. Пушкина.: сочинение

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:

* На суд взыскательному свету
* Представить ясные черты
* Провинциальной простоты,
* И запоздалые наряды,
* И запоздалый склад речей.

«Евгений Онегин» (А. Пушкин)

Цитата: «Я к вам пишучего же боле. ».

История создания

В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».

Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.

Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.

Проблематика:

  • проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
  • истинные и мнимые ценности;
  • личность и общество (Евгений);
  • поиск смысла жизни.

Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман в стихах.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин применил особый вид строфы (три четверостишия и два двустишия), который впоследствии получил название «онегинская строфа».

Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.

Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

Действующие лица

  • Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
  • Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
  • Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
  • Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
  • Няня Татьяны — верная подруга девушки.
  • Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
  • Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
  • Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
  • Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
  • Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
  • Провинциальные помещики.

Краткое содержание

Глава 1

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.

В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».

Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.

Глава 2

Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).

Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).

Глава 3

Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.

Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.

Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.

Глава 4

Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.

Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».

Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.

Глава 5

В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.

Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.

Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.

Читайте также:
Литературный язык в произведениях Пушкина: сочинение

Глава 6

Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.

Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.

Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.

Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.

Глава 7

Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.

Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».

Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.

В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.

Глава 8

Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!

Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.

Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.

Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго. навсегда».

Экранизации

«Евгений Онегин» (СССР, 1911, немой фильм); «Евгений Онегин» (Россия, 1915); «Евгений Онегин» (СССР, 1958; экранизация оперы); «Онегин» (США, Великобритания, 1999); «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный фильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из персонажей романа «Евгений Онегин» описан так: «Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда, как утро, весела. / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви — мила»?

Ответ. Ольга Ларина. Описывая внешнюю красоту Ольги, Пушкин ироничен. В уста Евгения он вкладывает следующую реплику: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: / Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне».

Что случилось с Евгением после его последнего объяснения с Татьяной?

Ответ. Об этом в тексте не сказано. История Евгения и Татьяны обрывается после появления мужа Татьяны. Лирический герой прощается с читателем: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина, / Кто не дочёл её романа / И вдруг умел расстаться с ним, / Как я с Онегиным моим».

Как называется вид строфы, применённый в романе «Евгений Онегин»?

Ответ. «Онегинская строфа». Пушкин написал роман в четырнадцатистопных строфах, взяв за основу сонет. Размер в «Евгении Онегине» — четырёхстопный ямб («Мой дядя самых честных правил»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: